Кейс-технологии
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Историческая справка Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г., поэтому нередко ее называют гарвардским методом. В ведущих школах бизнеса Западной Европы кейсы стали активно использоваться в 60-е гг. В России данная технология стала внедряться лишь последние 3-4 года.
«Кейс» — метод опирается на совокупность дидактических принципов: 1. Индивидуальный подход к каждому обучаемому, учет его особенностей, потребностей и стиля обучения; 2. Максимальное предоставление свободы в обучении; 3. Обеспечение достаточным количеством наглядных материалов; 4. Концентрация на основных положениях, а не «загрузка» обучаемых большим объемом теоретического материала; 5. Обеспечение доступности педагога для обучаемого; 6. Формирование у обучаемых навыков самоменеджмента , умения работать с информацией; 7. Акцентирование внимания на развитии сильных сторон и положительных качеств обучаемого.
Виды кейсов Кейс – это единый информационный комплекс. Как правило, кейс состоит из трех частей: вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса; описание конкретной ситуации; задания к кейсу. Печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным). Мультимедиа - кейс (наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения школы). Видео кейс (может содержать фильм, аудио и видео материалы. Его минус - ограничена возможность многократного просмотра искажение информации и ошибки ).
Виды ситуаций для кейса : Иллюстративные ситуации ( блиц-ситуации ). Нормативные ситуации (чаще всего с элементами задачи). Функциональные ситуации . Стратегические ситуации .
Требования к созданию проблемных ситуаций учебная проблема должна быть связана с изучаемым материалом естественным путем; проблемы должны представлять познавательную трудность; проблемный вопрос обязательно должен показывать учащимся недостаточность имеющихся знаний, побуждать высказывать новые идеи; проблемные вопросы должны опираться на прежний опыт и знания учащихся; основным своим содержанием проблема должна давать направление познавательному поиску, указывать направление путей ее решения.
Этапы создания кейсов Формирование дидактических целей кейса. Определение проблемной ситуации. Построение программной карты кейса, состоящей из основных тезисов, которые необходимо воплотить в тексте. Построение или выбор модели ситуации. Выбор жанра кейса. Написание текста кейса. Диагностика правильности и эффективности кейса. Подготовка окончательного варианта кейса. Подготовка методических рекомендаций по использованию кейса.
Типы кейсов Практические кейсы . Реальные жизненные ситуации, детально и подробно отраженные. При этом их учебное назначение может сводиться к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации. Кейсы должны быть максимально наглядными и детальными. Научно-исследовательские кейсы . Они выступают моделями для получения нового знания о ситуации и поведения в ней. Обучающая функция сводится к исследовательским процедурам. Обучающие кейсы. Отражают типовые ситуации, которые наиболее часты в жизни. Ситуация, проблема и сюжет здесь не реальные, а такие, какими они могут быть в жизни, не отражают жизнь «один к одному».
Организация работы учащихся на основе кейс-технологии . Возможны следующие альтернативные варианты: Обучаемые изучают материалы кейса заранее, также знакомятся с рекомендованной преподавателем дополнительной литературой, часть заданий по работе с кейсом выполняется дома индивидуально каждым. Обучаемые знакомятся заранее только с материалами кейса, часть заданий по работе с кейсом выполняется дома индивидуально каждым. Обучаемые получают кейс непосредственно на занятии и работают с ним .
Этапы организации учебного процесса 1. Подготовительный ( определение места кейса в учебном курсе; поиск источника; создание макета кейса; описание хода занятия) 2. Ознакомительный ( вовлечение учащихся в анализ реальной ситуации, выбор оптимальной формы преподнесения материала для ознакомления) 3. Аналитический ( обсуждение ситуации в группах или индивидуальное изучение проблемы учащимися; подготовка решения) 4. Итоговый ( Основная задача этого этапа представить и обосновать решение по кейсу)
Основными этапами кейс-технологии на уроках математики являются: подготовка и предоставление учителем учебно-методического материала по изучаемой теме ученику; планомерная и последовательная работа с учащимися по проработке каждого вопроса темы, предполагающая как самостоятельное изучение ребенком отдельных вопросов, так и работу в классе или индивидуальные консультации; обязательное обобщение изучаемой темы учителем, выявление пробелов в изучении вопросов темы и их устранение; диагностика по окончании изучения темы и их устранение.
Технологическая схема создания кейса: Определение того раздела учебной программы, которому посвящена ситуация, описывающая проблему. Формулирование образовательных целей и задач, решаемых в процессе работы над кейсом. Определение проблемы ситуации и создание обобщенной модели (обратить внимание, что вид ситуации надо выбрать: жизненная, учебная, научная). Поиск аналога обобщенной модели ситуации в реальной жизни, образовании или науке. Определение источников и методов сбора информации. Выбор техник работы с данным кейсом. Определение желаемого результата по работе обучаемых с данным кейсом (составление листа оценки). Создание заданной модели. Апробация в процесс е обучения.
П римерная структура кейса: 1.Ситуация – случай, проблема, история из реальной жизни 2.Контекст ситуации - хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации. 3.Комментарий ситуации, представленный автором 4.Вопросы или задания для работы с кейсом 5.Приложения
1 этап — знакомство с ситуацией, её особенностями; 2 этап — выделение основной проблемы (проблем), 3 этап — предложение концепций или тем для «мозгового штурма»; 4 этап — анализ последствий принятия того или иного решения; 5 этап — решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий. Р абота ученика с кейсом
Метод, интегрированный в кейс-метод Характеристика его роли в кейс-методе моделирование построение модели ситуации системный анализ системное представление и анализ ситуации мысленный эксперимент способ получения знания о ситуации посредством ее мысленного преобразования дискуссия обмен взглядами по поводу проблемы и путей ее решения методы описания создание описания ситуации проблемный метод представление проблемы, лежащей в основе ситуации игровые методы представление вариантов поведения героев ситуации «мозговой штурм» генерирование идей относительно ситуации Кейс-технология эффективно сочетается с различными методами обучения:
Положительные стороны кейс-технологии ученик видит сразу весь объем материала, который необходимо знать по данной теме; в случае болезни или пропусков ученик видит пропущенные им вопросы и может поработать над ними самостоятельно; ребенок может планировать время работы над данной темой; у части учащихся появляется желание подготовиться к обобщающему уроку как можно лучше, с тем, чтобы выступить в роли консультанта для одноклассников, что непременно оценивается учителем; к концу учебного года у ученика набирается полный набор учебно-методических материалов по всем изученным за год темам, который он может использовать для повторения и подготовки к экзаменам.