Учитель года-2018

Кружаев Александр Владимирович

видеовизитка   

методический семинар

эссе "В твоих руках, учитель, наш 21 век"

видеозапись урока по истории в 7 классе на тему "Опричнина Ивана Грозного"https:https://youtu.be/jgb02TeNdT0

технологическая карта урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

Раздаточный материал №1

Какая информация содержалась в другом послании?

Иван IV предъявил свои требования, при исполнении которых он соглашается вернуться в Москву:

- предоставить ему право казнить «изменников», то есть неугодных, по своему усмотрению;

- учредить в стране особый порядок, то есть предусматривалось разделение всей территории государства на две части:

1)  опричнину – земли, взятые в особое царское управление;

2)  земщина – земли, которыми должны ведать бояре.

Раздаточный материал №1

Какая информация содержалась в другом послании?

Иван IV предъявил свои требования, при исполнении которых он соглашается вернуться в Москву:

- предоставить ему право казнить «изменников», то есть неугодных, по своему усмотрению;

- учредить в стране особый порядок, то есть предусматривалось разделение всей территории государства на две части:

1)  опричнину – земли, взятые в особое царское управление;

2)  земщина – земли, которыми должны ведать бояре.

Раздаточный материал №1

Какая информация содержалась в другом послании?

Иван IV предъявил свои требования, при исполнении которых он соглашается вернуться в Москву:

- предоставить ему право казнить «изменников», то есть неугодных, по своему усмотрению;

- учредить в стране особый порядок, то есть предусматривалось разделение всей территории государства на две части:

1)  опричнину – земли, взятые в особое царское управление;

2)  земщина – земли, которыми должны ведать бояре.

Раздаточный материал №1

Какая информация содержалась в другом послании?

Иван IV предъявил свои требования, при исполнении которых он соглашается вернуться в Москву:

- предоставить ему право казнить «изменников», то есть неугодных, по своему усмотрению;

- учредить в стране особый порядок, то есть предусматривалось разделение всей территории государства на две части:

1)  опричнину – земли, взятые в особое царское управление;

2)  земщина – земли, которыми должны ведать бояре.

Раздаточный материал №1

Какая информация содержалась в другом послании?

Иван IV предъявил свои требования, при исполнении которых он соглашается вернуться в Москву:

- предоставить ему право казнить «изменников», то есть неугодных, по своему усмотрению;

- учредить в стране особый порядок, то есть предусматривалось разделение всей территории государства на две части:

1)  опричнину – земли, взятые в особое царское управление;

2)  земщина – земли, которыми должны ведать бояре.



Предварительный просмотр:

Использование технологии развития критического мышления (ТРКМ)

на уроках истории и обществознания

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Учитывая, что на уроках истории и обществознания мы имеем дело с массой информации, которую необходимо изучить и переработать в соответствии с заданием, для повышения эффективности образовательного процесса и максимальной самореализации учащихся я обратился к технологии развития критического мышления (ТРКМ).

Технология развития критического мышления представляет одну из возможных моделей интегративной технологии развивающего обучения, которая решает проблему интеграции различных систем обучения, и имеет следующие основания:

1) в ней рассматривается включение ученика в активную познавательную деятельность как инструмент для формирования новых способностей;

2) изменение функций участников учебного процесса: учитель в новых условиях выполняет функцию управленца, организатора процесса, а ученик является субъектом деятельности в базовом процессе;

3) ведущая роль теоретических знаний в процессе формирования способностей учащихся к учебной деятельности;

4) отношения учитель-ученик развиваются на основе педагогики сотрудничества.

Основные положения технологии предполагает следующие задачи обучения школьников на уроках истории и обществознания:

  • научить учиться и мыслить критически
  • научиться работать с текстом научным, художественным, иными источниками информации
  • создавать собственные творческие письменные работы
  • при встрече с новой информацией уметь рассматривать ее вдумчиво и критически
  • представлять новые идеи с разных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации.

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» относится к типу рамочных. Своеобразной рамкой, в которую вписывается урок, является так называемая базовая модель технологии, состоящая из трех этапов: стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии. Такая структура урока, по мнению психологов, соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего тебе понадобятся полученные знания и как ты их сможешь применить.  

Представим эту структуру в виде таблицы:

стадия

(фаза)

функция

деятельность

учителя

деятельность

учащихся

возможные

приемы и методы

1.   вызов

Мотивационная

(побуждение интереса

к работе с новой

 информацией,

стимулирование

интереса к теме).

Информационная 

(вызов

«на поверхность»

 имеющихся знаний

по теме.

Коммуникационная

(бесконфликтный

 обмен мнениями).

Направлена на вызов у 

учащихся уже имеющихся знаний

по изучаемому

вопросу,

активизацию их деятельности,

мотивацию

к дальнейшей

работе

Ученик «вспоминает»,

что ему

известно по

изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию

до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет

получить ответы

Составление списка

«известной информации»:

рассказ-предположение

 по ключевымсловам;

систематизация

материала

(графическая):

кластеры, таблицы;

Мозговой штурм,

рисунки,

верные и неверные утверждения;

перепутанные

логические цепочки,

таблица «знаю-

хочу узнать-узнал»

информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах

2.

осмысление содержания

Информационная

(получение новой

информации по теме).

Систематизационная

 (классификация

полученной информации

по категориям знаний).

Мотивационная 

(сохранение интереса

к изучаемой теме).

Направлена на сохранение интереса к теме

при непосредственной

работе с новой информацией, постепенное продвижение от

знания «старого» к «новому»

Ученик читает (слушает)текст, используя предложенные учителем

активные методы чтения,

делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой

информации

Методы активного

чтения: маркировка с использованием

 значков «V», «+»,

«-», «?» (инсерт);

ведение различных записей типа двойных дневников,

бортовых журналов; денотатный граф,

«Шляпы», поиск

ответов на поставленные

ранее вопросы, «Зигзаг», Фишбоун (рыбный скелет)

на стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст учебника и\или источников, фильм, лекция). Работа ведется индивидуально, в парах или группах

3. рефлексия

Коммуникационная

(обмен мнениями

о новой информации)

Информационная

(приобретение

 нового знания)

Мотивационная

(побуждение к

дальнейшему расширению информационного поля)

Оценочная

(соотнесение новой

информации и имеющихся знаний,

выработка собственной позиции,

 оценка процесса)

Учителю следует:

вернуть учащихся к

первоначальным записям-предположениям;

внести изменения,

дополнения;

дать творческие, исследовательские или

практические задания на основе изученной

информации

Учащиеся соотносят

«новую» информацию

 со «старой», используя

знания, полученные

на стадии осмысления

содержания

Заполнение кластеров, таблиц. Установление причинно-следственных

связей между блоками информации. Возврат

к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.

Ответы на поставленные вопросы. Составление «толстых»

и «тонких» вопросов.

Организация устных и письменных

круглых столов, дискуссий, дебатов

Текст с ошибками.

Эссе. Синквейн.

Таблица «знаю-

хочу узнать-узнал»

Осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации.

Работа ведется индивидуально, в парах или группах

Большинство приемов, представленных в технологии, существовали разрозненно в рамках иных технологий. Объединение и структурирование приемов для формирования критического мышления дает высокие результаты в процессе обучения.

Особенность технологии еще и в ее универсальности для разных возрастов и предметов, она приемлема для любой программы.  Поскольку основной акцент делается на личный опыт и предшествующие знания, уроки такого типа и отдельные приемы могут использоваться в разных классах.

Работа по технологии развития критического мышления приносит свои результаты:  

-повышается мотивация в изучении истории и обществознания,

-повышается качественный уровень обученности по предмету,

-накапливается материал для подготовки к ЕГЭ по истории и обществознанию, требующих демонстрации умений работы с текстом и написания эссе,  

-развиваются общие учебные умения и навыки, такие как:

  • навык внимательного чтения;
  • умение сравнивать, обобщать, классифицировать, выделять главное;
  • умение вычленять противоречия;
  • умение формулировать проблемы, аргументировать, доказывать;
  • умения участвовать в учебном диалоге, дискуссии, споре, вести полемику;
  • умение планировать текущую и перспективную учебную работу,
  • организовать себя на выполнение поставленных задач, умение осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль.

-развиваются следующие качества ученика:  

  • готовность к планированию (упорядоченность мыслей - признак уверенности в знании);
  • гибкость (восприятие идей других);
  • настойчивость (достижение цели);  
  • готовность исправлять свои ошибки (воспользоваться ошибкой для продолжения обучения);
  • осознание (отслеживание хода рассуждений);
  • поиск компромиссных решений (важно, чтобы принятие решения воспринимались другими людьми, иначе они так и останутся на уровне высказываний).



Предварительный просмотр:

Эссе «В твоих руках, учитель, наш 21 век»

Кружаев Александр Владимирович

Учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ с.Могилевка

Учитель – одна из древнейших профессий. Из века в век она вызывала особый авторитет и необычайное уважение. Эта профессия самая гуманная, самая ответственная и необходимая. От того, как работает учитель, во многом зависят судьбы человека, общества, государства.

Мы живем в удивительное время, когда ни чего не стоит на месте, все стремительно развивается, но во все времена учитель – это, прежде всего, человек, который учит чему-то новому, и это может быть не только какой-нибудь предмет, но и вопросы жизни, культуры, поведения. Учитель — это не просто работа, где учат школьным предметам, это тот человек, который расширяет детское мировоззрение, помогает определить своё место в жизни. Я считаю, что главными чертами учителя являются способность к пониманию, терпеливость, умение правильно и грамотно объяснить новый материал, стремление научить детей тому, что знают сами и самое главное - любить свое дело и своих учеников.

Сегодня без удивления мы смотрим, как роботы водят автомобили, делают операции. А может быть в будущем педагогом станет робот? Нет, это не так, педагог 21 века - это человек. Никакая техника не сможет заменить те чувства, которые дает человек-учитель: душевное тепло, сопереживание, ласковое слово и полезный совет.

Педагог всегда с достоинством и честью выполняет свои обязанности, доносит до учащихся четкие и ясные знания, воспитывает их благополучными и сознательными гражданами общества. Педагог самый добрый, умный и интеллигентный. Он во все времена остается идеалом всего мудрого и хорошего. Я уверен, что труд педагога был и остается одним из благородных и требующим полной отдачи сил, это очень ответственная профессия. Поэтому так важно, чтобы в образование приходили по призванию те, кто сознательно решил посвятить себя детям. Любой педагог сам должен быть, прежде всего, Человеком, должен любить своих воспитанников, уважать их мнение, видеть в каждом из них личность. И еще помнить, что каждый мальчик и девочка, вырастут человеком и гражданином.

Мне кажется, что настоящий современный педагог это тот, кто на глубочайшем анализе прошлого, использовании всевозможных средств, способов и методов настоящего, стремиться сделать прекрасное во всех отношениях будущее. Что-бы не было в будущем, каких бы новшеств не ввели, всегда и всюду с нами будет Педагог.