Учитель года-2018
методический семинар
эссе "В твоих руках, учитель, наш 21 век"
видеозапись урока по истории в 7 классе на тему "Опричнина Ивана Грозного"https:https://youtu.be/jgb02TeNdT0
технологическая карта урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект и методический материал к уроку | 939.52 КБ |
методический семинар | 182.72 КБ |
Эссе | 15.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Раздаточный материал №1
Какая информация содержалась в другом послании?
Иван IV предъявил свои требования, при исполнении которых он соглашается вернуться в Москву:
- предоставить ему право казнить «изменников», то есть неугодных, по своему усмотрению;
- учредить в стране особый порядок, то есть предусматривалось разделение всей территории государства на две части:
1) опричнину – земли, взятые в особое царское управление;
2) земщина – земли, которыми должны ведать бояре.
Раздаточный материал №1
Какая информация содержалась в другом послании?
Иван IV предъявил свои требования, при исполнении которых он соглашается вернуться в Москву:
- предоставить ему право казнить «изменников», то есть неугодных, по своему усмотрению;
- учредить в стране особый порядок, то есть предусматривалось разделение всей территории государства на две части:
1) опричнину – земли, взятые в особое царское управление;
2) земщина – земли, которыми должны ведать бояре.
Раздаточный материал №1
Какая информация содержалась в другом послании?
Иван IV предъявил свои требования, при исполнении которых он соглашается вернуться в Москву:
- предоставить ему право казнить «изменников», то есть неугодных, по своему усмотрению;
- учредить в стране особый порядок, то есть предусматривалось разделение всей территории государства на две части:
1) опричнину – земли, взятые в особое царское управление;
2) земщина – земли, которыми должны ведать бояре.
Раздаточный материал №1
Какая информация содержалась в другом послании?
Иван IV предъявил свои требования, при исполнении которых он соглашается вернуться в Москву:
- предоставить ему право казнить «изменников», то есть неугодных, по своему усмотрению;
- учредить в стране особый порядок, то есть предусматривалось разделение всей территории государства на две части:
1) опричнину – земли, взятые в особое царское управление;
2) земщина – земли, которыми должны ведать бояре.
Раздаточный материал №1
Какая информация содержалась в другом послании?
Иван IV предъявил свои требования, при исполнении которых он соглашается вернуться в Москву:
- предоставить ему право казнить «изменников», то есть неугодных, по своему усмотрению;
- учредить в стране особый порядок, то есть предусматривалось разделение всей территории государства на две части:
1) опричнину – земли, взятые в особое царское управление;
2) земщина – земли, которыми должны ведать бояре.
Предварительный просмотр:
Использование технологии развития критического мышления (ТРКМ)
на уроках истории и обществознания
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Учитывая, что на уроках истории и обществознания мы имеем дело с массой информации, которую необходимо изучить и переработать в соответствии с заданием, для повышения эффективности образовательного процесса и максимальной самореализации учащихся я обратился к технологии развития критического мышления (ТРКМ).
Технология развития критического мышления представляет одну из возможных моделей интегративной технологии развивающего обучения, которая решает проблему интеграции различных систем обучения, и имеет следующие основания:
1) в ней рассматривается включение ученика в активную познавательную деятельность как инструмент для формирования новых способностей;
2) изменение функций участников учебного процесса: учитель в новых условиях выполняет функцию управленца, организатора процесса, а ученик является субъектом деятельности в базовом процессе;
3) ведущая роль теоретических знаний в процессе формирования способностей учащихся к учебной деятельности;
4) отношения учитель-ученик развиваются на основе педагогики сотрудничества.
Основные положения технологии предполагает следующие задачи обучения школьников на уроках истории и обществознания:
- научить учиться и мыслить критически
- научиться работать с текстом научным, художественным, иными источниками информации
- создавать собственные творческие письменные работы
- при встрече с новой информацией уметь рассматривать ее вдумчиво и критически
- представлять новые идеи с разных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации.
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» относится к типу рамочных. Своеобразной рамкой, в которую вписывается урок, является так называемая базовая модель технологии, состоящая из трех этапов: стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии. Такая структура урока, по мнению психологов, соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего тебе понадобятся полученные знания и как ты их сможешь применить.
Представим эту структуру в виде таблицы:
стадия (фаза) | функция | деятельность учителя | деятельность учащихся | возможные приемы и методы | |
1. вызов | Мотивационная (побуждение интереса к работе с новой информацией, стимулирование интереса к теме). Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знаний по теме. Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями). | Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе | Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы | Составление списка «известной информации»: рассказ-предположение по ключевымсловам; систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы; Мозговой штурм, рисунки, верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки, таблица «знаю- хочу узнать-узнал» | |
информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах | |||||
2. осмысление содержания | Информационная (получение новой информации по теме). Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знаний). Мотивационная (сохранение интереса к изучаемой теме). | Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому» | Ученик читает (слушает)текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации | Методы активного чтения: маркировка с использованием значков «V», «+», «-», «?» (инсерт); ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов; денотатный граф, «Шляпы», поиск ответов на поставленные ранее вопросы, «Зигзаг», Фишбоун (рыбный скелет) | |
на стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст учебника и\или источников, фильм, лекция). Работа ведется индивидуально, в парах или группах | |||||
3. рефлексия | Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации) Информационная (приобретение нового знания) Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля) Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса) | Учителю следует: вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям; внести изменения, дополнения; дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации | Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержания | Заполнение кластеров, таблиц. Установление причинно-следственных связей между блоками информации. Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям. Ответы на поставленные вопросы. Составление «толстых» и «тонких» вопросов. Организация устных и письменных круглых столов, дискуссий, дебатов Текст с ошибками. Эссе. Синквейн. Таблица «знаю- хочу узнать-узнал» | |
Осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах |
Большинство приемов, представленных в технологии, существовали разрозненно в рамках иных технологий. Объединение и структурирование приемов для формирования критического мышления дает высокие результаты в процессе обучения.
Особенность технологии еще и в ее универсальности для разных возрастов и предметов, она приемлема для любой программы. Поскольку основной акцент делается на личный опыт и предшествующие знания, уроки такого типа и отдельные приемы могут использоваться в разных классах.
Работа по технологии развития критического мышления приносит свои результаты:
-повышается мотивация в изучении истории и обществознания,
-повышается качественный уровень обученности по предмету,
-накапливается материал для подготовки к ЕГЭ по истории и обществознанию, требующих демонстрации умений работы с текстом и написания эссе,
-развиваются общие учебные умения и навыки, такие как:
- навык внимательного чтения;
- умение сравнивать, обобщать, классифицировать, выделять главное;
- умение вычленять противоречия;
- умение формулировать проблемы, аргументировать, доказывать;
- умения участвовать в учебном диалоге, дискуссии, споре, вести полемику;
- умение планировать текущую и перспективную учебную работу,
- организовать себя на выполнение поставленных задач, умение осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль.
-развиваются следующие качества ученика:
- готовность к планированию (упорядоченность мыслей - признак уверенности в знании);
- гибкость (восприятие идей других);
- настойчивость (достижение цели);
- готовность исправлять свои ошибки (воспользоваться ошибкой для продолжения обучения);
- осознание (отслеживание хода рассуждений);
- поиск компромиссных решений (важно, чтобы принятие решения воспринимались другими людьми, иначе они так и останутся на уровне высказываний).
Предварительный просмотр:
Эссе «В твоих руках, учитель, наш 21 век»
Кружаев Александр Владимирович
Учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ с.Могилевка
Учитель – одна из древнейших профессий. Из века в век она вызывала особый авторитет и необычайное уважение. Эта профессия самая гуманная, самая ответственная и необходимая. От того, как работает учитель, во многом зависят судьбы человека, общества, государства.
Мы живем в удивительное время, когда ни чего не стоит на месте, все стремительно развивается, но во все времена учитель – это, прежде всего, человек, который учит чему-то новому, и это может быть не только какой-нибудь предмет, но и вопросы жизни, культуры, поведения. Учитель — это не просто работа, где учат школьным предметам, это тот человек, который расширяет детское мировоззрение, помогает определить своё место в жизни. Я считаю, что главными чертами учителя являются способность к пониманию, терпеливость, умение правильно и грамотно объяснить новый материал, стремление научить детей тому, что знают сами и самое главное - любить свое дело и своих учеников.
Сегодня без удивления мы смотрим, как роботы водят автомобили, делают операции. А может быть в будущем педагогом станет робот? Нет, это не так, педагог 21 века - это человек. Никакая техника не сможет заменить те чувства, которые дает человек-учитель: душевное тепло, сопереживание, ласковое слово и полезный совет.
Педагог всегда с достоинством и честью выполняет свои обязанности, доносит до учащихся четкие и ясные знания, воспитывает их благополучными и сознательными гражданами общества. Педагог самый добрый, умный и интеллигентный. Он во все времена остается идеалом всего мудрого и хорошего. Я уверен, что труд педагога был и остается одним из благородных и требующим полной отдачи сил, это очень ответственная профессия. Поэтому так важно, чтобы в образование приходили по призванию те, кто сознательно решил посвятить себя детям. Любой педагог сам должен быть, прежде всего, Человеком, должен любить своих воспитанников, уважать их мнение, видеть в каждом из них личность. И еще помнить, что каждый мальчик и девочка, вырастут человеком и гражданином.
Мне кажется, что настоящий современный педагог это тот, кто на глубочайшем анализе прошлого, использовании всевозможных средств, способов и методов настоящего, стремиться сделать прекрасное во всех отношениях будущее. Что-бы не было в будущем, каких бы новшеств не ввели, всегда и всюду с нами будет Педагог.