Проект "Здоровый семья - здоровый - ребенок

Куделина Елена Владимировна

Забота о здоровом образе жизни - это основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить укрепление здоровья можно только путем комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_23_zdorovaya_semya-_zdorovyy_rebenok_1_-_kopiya.docx46.2 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Здоровая семья-здоровый ребенок»

срок реализации 9 месяцев

Составитель

инструктор по физической культуре:

 Куделина Е. В.

г. Калининград

ПАСПОРТ ПРОЕКТА.

Тема: «Здоровая семья-здоровый ребенок».

Характеристика проекта:

  • вид работы -  практико-ориентированный проект;
  • по продолжительности выполнения - долгосрочный;

Цель проекта: обеспечить каждому ребенку гармоничное развитие,  использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления здоровья и повышения его уровня; приобщение детей и родителей к физической культуре и здоровому образу жизни.

Актуальность. Забота о здоровом образе жизни - это основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить укрепление здоровья можно только путем комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов.

Направленность. Использование указанных оздоровительных технологий в игровом варианте: обучение и оздоровление происходит с легкостью, упражнения и оздоровительные техники остаются в памяти ребенка надолго. Новизна и в формировании нового типа взаимодействия детского сада и семьи, характеризующаяся доверительными отношениями педагогов, специалистов с родителями и помогающая корректно влиять на воспитательную позицию семьи,

Цель проекта:

•Изучить проблему формирования основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста;

•Описать проект    по    физическому    воспитанию    и    оздоровлению    дошкольников  посредством классических здоровьесберегающих технологий.

Задачи:

•Изучить современные здоровьесберегающие технологии, их основное содержание, принципы и направления использования ДОУ.

•Разработать перспективное планирование по физическому воспитанию с применением оздоровительных методик на все возрастные группы, начиная с группы общеразвивающей направленности четвертого года жизни.

•Создать презентации по темам: «Виды спорта», «Я хочу здоровым быть», «Азбука здоровья» для дальнейшего использования в воспитательно-образовательном процессе.

Объект:

Физическое воспитание детей дошкольного возраста.

Предмет:

Уровень физической подготовленности и показатели здоровья детей дошкольного возраста.

Ожидаемый результат:

  • Снижение уровня заболеваемости.
  • Повышение уровня физического развития
  • Повышение компетентности здоровьясбережения, которая включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к здоровью и необходимых для качественной продуктивной деятельности по его сбережению. Это позволяет целенаправленно формировать культуру здоровья, основанную на осознании социальной ценности здоровья личности, идее ответственного отношения каждого субъекта образовательного процесса к своему здоровью.

*Благотворное влияние на развитие речи, расширение кругозора, физических и нравственных качеств, сохранение и укрепление здоровья.

Методы исследования:

анкетирование, беседы, математическая обработка результатов.

Участники проекта:

Инструктор по физической культуре, воспитатели, дети, родители.

Новизна: использование указанных оздоровительных технологий в игровом варианте: обучение и оздоровление происходит с легкостью, упражнения и оздоровительные техники остаются в памяти ребенка надолго. Новизна и в формировании нового типа взаимодействия детского сада и семьи, характеризующаяся доверительными отношениями педагогов, специалистов с родителями и помогающая корректно влиять на воспитательную позицию семьи.

Практическая значимость: приучать ребенка сознательно относиться к своему здоровью; утренняя гимнастика,  бег, физкультурные занятия, дыхательные упражнения - к ежедневным занятиям физической культурой; народные подвижные игры, развитие физических качеств, формирование патриотических чувств; просмотр презентаций знакомит дошкольников с разнообразием мира информационных технологий.

ЗАКАЛИВАНИЕ

Закаливающие мероприятия, как важная составная часть физической культуры, содействуют созданию привычек здорового образа жизни. Мы разработали систему закаливания, предусматривающую разнообразные формы и методы, а так же изменения в связи со временем года, возрастом и индивидуальными особенностями здоровья детей. Это обеспечивает постепенное увеличение мер воздействия. 

При закаливании мы руководствуемся определенными принципами, к числу таких относятся: постепенность, систематичность, учет индивидуальных особенностей ребенка.

            Система закаливания основана на воздействии на организм ребенка природных факторов: воздуха, воды, солнечных лучей и рефлекторные способности организма.

Закаливающие мероприятия

I.   Закаливание воздухом

1. Воздушное закаливание

        Процедура проходит после дневного сна и имеет характер перебежек из  «холодной» комнаты (t 16-18°С) в «теплую» (t 22-24°С).  В это время дети играют в «Самолеты», «Перелетные птицы».

2. Проветривание помещений.

Для детей дошкольного возраста необходимо создать оптимальный воздушный режим. В помещении – это основное условие эффективности закаливания.

Проветривать помещение необходимо 4-5 раз вдень, по 10-15 минут, через фрамуги, перед утренней гимнастикой, перед занятием  физической культурой, музыкальных занятий, перед сном. На это время детей нужно выводить, в соседнее помещение. Во время прогулок проводится сквозное проветривание.

3. Прогулки.

        Прогулки организуются в ДОУ 2 раза в день (с учетом погодных условий). В теплое время года дополнительно прием детей осуществляется также на улице.

Деятельность детей на прогулке в морозные дни должна часто меняться: включать в себя пробежки, подвижные игры, игровые упражнения, влезание на горку, перелезание через предметы, ходьба по скамейкам, использование спортивных снарядов залазить на них и спрыгивание с них.

4. Проведение занятий физкультуры на воздухе.  

II. Солнечные ванны.

Оказывают на организм дошкольников общее укрепляющее действие, усиливают обмен веществ, повышают сопротивляемость организма к заболеваниям. В коже под влиянием солнечных лучей образуются вещества, богатые витамином D (противорахитическим), что улучшает усвоение солей кальция и фосфора, особенно важных для растущего организма. Пребывание на солнце полезно еще потому, что дети привыкают переносить тепловое действие солнечных лучей и чувствуют себя бодро даже в жаркую погоду.

Но после продолжительного пребывания на солнце у некоторых детей может появиться слабость, раздражительность, иногда плохой сон. Поэтому необходимо внимательно следить за самочувствием детей, как во время приема солнечной ванны, так и после нее.

IV. Точечный массаж «Волшебные точки» (по А. А. Уманской).

Массаж повышает защитные свойства слизистой оболочки носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов человека. Под действием массажа организм начинает вырабатывать свои собственные лекарства, которые очень часто намного эффективнее и безопаснее таблеток.

       Как профилактическое средство массаж биологически активных зон можно проводить длительно, особенно осенью и зимой. Необходимо помнить, что высокую сопротивляемость организма поддерживает только регулярный массаж.

V.  Босохождение.

Технически самый простой нетрадиционный метод закаливания, одновременно является хорошим средством укрепления свода стопы и связок. Начинаем хождение босиком при t  пола не ниже +18. Вначале это осуществляется в носках в течение 4-5 дней, затем полностью босиком по 3-4 минуты. Через каждые 5—7 дней прибавляется по 1 минуте, доведя общую продолжительность до 8—10 минут ежедневно.

Процедура очень физиологична и хорошо переносится детьми любого возраста.

 VI. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Представленная система работы ориентирована на использование новых форм работы с родителями на основе родительского договора. У нас реализуются следующие формы работы: семейные клубы; семейные праздники; диспуты, почтовый ящик. В планировании и проведении такой работы большую помощь оказывает анкетирование в начале учебного года, помогающее изучить особенности внутрисемейного воспитания и наметить эффективные формы взаимодействия.

В соответствии с этим планирование работы с семьей предусматривает:

  • ознакомление родителей с результатами диагностики; целенаправленную работу, пропагандирующую общегигиенические требования, необходимость рационального режима, оптимальной двигательной активности, полноценного питания, закаливания и т. д.;
  • обучение основным методам профилактики детской заболеваемости (закаливания, дыхательной гимнастики, массажа, и т. д.).

Кроме традиционных форм работы с семьей, большое значение оказывают открытые просмотры  занятий по физической культуре и совместные праздники: «Мама, папа, я - спортивная семья», «Веселые старты», «Дни Здоровья», «Знатоки правил дорожного движения». которые организуются в детском саду, а также Дни Открытых Дверей, когда родители могут просмотреть и принять участие в занятии по физической культуре.

  • Игровой самомассаж.

  • Су-Джок мячи

Любой массаж закаливает и оздоравливает детский организм. Существуют также упражнения, которые представляют собой самомассаж. Конечно, они выстроены в игровой форме, чтоб ребенку было интересно. Таким образом, еще в раннем возрасте формируется ответственное отношение к своему здоровью.

  • Дыхательная гимнастика

Дети учатся правильно дышать не только во время физических упражнений, но и в повседневной жизни.

  • Пальчиковая гимнастика

Данный вид гимнастики развивает мелкую моторику рук, улучшает координацию движений. При этом увеличивается объем памяти и улучшается мышление ребенка.

  • Музыкально-подвижные игры.

Для детей предлагаются упражнения, содержащие различные ролевые ситуации, используются приемы имитации, проводятся мини-соревнования под музыку.

  • Игропластика

Основывается на восточных методиках развития физической силы, гибкости и выносливости. В данном виде занятий используются элементы хатха-йоги и упражнений на растяжку — стретчинга. Выполнение происходит без музыки, в игровой форме. Игропластика развивает внутреннюю свободу и улучшает мышление.

  • Игры-путешествия

Развивают воображение, эмоциональность и творческие способности. Кроме того, такие игры способствуют сплочению и обретению командного духа. 

  • Стретчинг 

 комплекс специальных физических упражнений, которые направлены на постепенное увеличение двигательного диапазона всех групп мышц. Детский стретчинг – отдельное направление фитнеса для детей. Постоянные занятия этими упражнениями. помогают ребенку сохранять подвижными и активными все суставы, повышается эластичность связочного и сухожильного аппаратов.

  • Пилатес

Упражнения пилатеса состоят из плавных движений, в сочетании с дыханием, которые требуют максимально точного выполнения без пауз. Во время выполнения упражнений в работу включаются не только крупные мышечные группы, но и глубокие мышцы, составляющие внутренний корсет тела. Особое внимание уделяется развитию гибкости и мобильности позвоночника, восстановлению его естественных физиологических изгибов.

  • Фитбол гимнастика:

Занятия с мячом укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, но главное — формируют сложно и длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки. 

План проекта

Месяц

Содержание

Ответственные

1

Сентябрь

04.09–15.09

29.09

«Мне надо много двигаться» - подвижные игры

  • Знакомство с проектом
  • Взаимодействие с любым сотрудником ДОУ -  беседа о ЗОЖ - медсестра Рыхлова Н.Б.

Куделина Е.В.

Ковалева Н.В.

2

октябрь

«Закаляйся, если хочешь быть здоров!» - мероприятие – подгот. группы

«Что можно использовать в межсезонье» - консультация  

Куделина Е.В.

Ковалева Н.В.

3

ноябрь

Точечный массаж «Волшебные точки» «Су-Джок мячи»

Массаж повышает защитные свойства слизистой оболочки носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов человека. Под действием массажа организм начинает вырабатывать свои собственные лекарства, которые очень часто намного эффективнее и безопаснее таблеток.

       Как профилактическое средство массаж биологически активных зон можно проводить длительно, особенно осенью и зимой. Необходимо помнить, что высокую сопротивляемость организма поддерживает только регулярный массаж, поддерживает только регулярный массаж.

  • Сотрудничество с любой организацией города (школа) – подгот.гр

Куделина Е.В.

Ковалева Н.В.

4

декабрь

«Нет – вредным привычкам» - полезные и

вредные продукты – мероприятие  - старшая группа

Куделина Е.В.

Ковалева Н.В.

5

январь

  • Музыкально-подвижные игры.

Для детей предлагаются упражнения, содержащие различные ролевые ситуации, используются приемы имитации, проводятся мини-соревнования под музыку.

  • Сотрудничество с родителями.

Тематические выставки детско-родительских работ.

Куделина Е.В.

Ковалева Н.В.

6

февраль

  • Игропластика

Основывается на восточных методиках развития физической силы, гибкости и выносливости. В данном виде занятий используются элементы хатха-йоги и упражнений на растяжку — стретчинга. Выполнение происходит без музыки, в игровой форме. Игропластика развивает внутреннюю свободу и улучшает мышление.

Куделина Е.В.

Ковалева Н.В.

7

март

«Движение и здоровье»

  • Экскурсия за пределами ДОУ.

Куделина Е.В. Ковалева Н.В.

8

апрель

 Солнечные ванны.

Оказывают на организм дошкольников общее укрепляющее действие, усиливают обмен веществ, повышают сопротивляемость организма к заболеваниям. В коже под влиянием солнечных лучей образуются вещества, богатые витамином D (противорахитическим), что улучшает усвоение солей кальция и фосфора, особенно важных для растущего организма. Пребывание на солнце полезно еще потому, что дети привыкают переносить тепловое действие солнечных лучей и чувствуют себя бодро даже в жаркую погоду.

Но после продолжительного пребывания на солнце у некоторых детей может появиться слабость, раздражительность, иногда плохой сон. Поэтому необходимо внимательно следить за самочувствием детей, как во время приема солнечной ванны, так и после нее.

Куделина Е.В.

Ковалева Н.В.

9

май

Босохождение.

Технически самый простой нетрадиционный метод закаливания, одновременно является хорошим средством укрепления свода стопы и связок. Начинаем хождение босиком при t  пола не ниже +18. Вначале это осуществляется в носках в течение 4-5 дней, затем полностью босиком по 3-4 минуты. Через каждые 5—7 дней прибавляется по 1 минуте, доведя общую продолжительность до 8—10 минут ежедневно.

Процедура очень физиологична и хорошо переносится детьми любого возраста.

  • Защита проекта!

Куделина Е.В.

Ковалева Н.В.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Оздоровительные мероприятия, проводимые педагогами в ДОУ, нацелены на функциональное совершенствование детского организма, на повышение его работоспособности, на формирование защитных способностей, т.е. создают условия для того, чтобы дети росли здоровыми. Это и разнообразные виды самомассажа (тела, лица, ушей и кистей рук), динамические разминки, подвижные игры, оздоровительный бег, дыхательные гимнастики и упражнения, гимнастика после сна в постели,  пальчиковая гимнастика, стрейчинг, пилатес, фитбол гимнастика физкультурные минутки, игры-упражнения для профилактики и коррекции плоскостопия и сколиоза.

Создание модели развивающей педагогики оздоровления стало бы невозможно без поддержки этого начинания не только всем педагогическим коллективом ДОУ, но и родителями воспитанников. Таким образом, сотрудничество с семьей является одним из важнейших условий физкультурно-оздоровительной работы.

В ДОУ создан и эффективно осуществляется цикл консультаций и памяток для родителей в родительских уголках, на сайте ДОУ, в социальной сети «ВКОНТАКТЕ», на мини – сайте nsportal.ru.

Традиционными в нашем ДОО являются спортивные мероприятия с участием родителей и детей: спартакиады, праздники, турниры, спортивный праздника: «Мама, Папа, Я - спортивная семья!», в ходе которых, родители на практике проявляют свои спортивные  способности.

Результаты работы убеждают, что объединение семьи, дошкольного учреждения,  культурных центров помогает, создать и реализовать в нашем детском саду свою модель педагогики оздоровления, основанную на принципах здоровьесберегающих технологий.

      Список использованной  литературы:

1.Методическое пособие «Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни» - Москва 2012г.

2.«Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет», автор С.С.Прищепа, Москва 2009г.

3.Система оздоровления дошкольников «Здоровячок», авторы Т.С.Никонорова, Е.М. Сергиенко, Воронеж 2007г.

4.Пособие для педагогов ДОУ «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников», Москва 2010.

5.«Тематические физкультурные занятия и праздники в дошкольном учреждении», автор А.П.Щербак.

6.«Воспитание основ здорового образа жизни у малышей», авторы Н.С.Голицына, И.М. Шумова.

7. Н.Е. Веракса, Т.С. Коморова, М.А. Васильева «От рождения до школы» 2010

8.Е.В. Сулим «Занятие физической культурой» (игровой стрейчинг)

9.«Детский фитнес», Е.А. Алябьева «Нескучная гимнастика»

10.Л.Д. «Нетрадиционные занятия по физической культуре»