"Путешествие в зимний лес"
Математический досуг с целью вызвать положительный эмоциональный отклик у детей от общения друг с другом и совместных игр.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №7 «Гвоздика».
МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ДОСУГ «Путешествие в зимний лес».
(старшая группа).
Из опыта работы воспитателя Красильниковой А.П.
Январь 2014 г.
МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ДОСУГ «Путешествие в зимний лес».
(старшая группа)
Цели:
-Закрепить умение классифицировать геометрические фигуры по трём признакам (размер, цвет, форма), устанавливать причину увеличения/ уменьшения (добавили, стало больше на…; убрали, стало меньше на…);
-вести прямой и обратный счет до 10, количественный и порядковый;
-находить предыдущее и последнее число для каждого числа от 1 до 10;
-учить решать задачи на увеличение и уменьшение количества предметов;
- самостоятельно обследовать и сравнивать геометрические фигуры по наличию элементов (углы), использовать обобщённое понятие «четырёхугольник»,
-составлять из частей целое;
-развивать воображение; смекалку, конструктивные навыки.
Материал: письмо от Вани;
карточки – изображения частей животных (морда, хвост) белки, зайца, кабана, лисы, волка, рыси, оленя, лося;
силуэты и игрушки (заяц, птица, медведь);
ёлки, пенёк, домик Бабы Яги;
кукла, 2 обруча;
геометрические фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, ромб, трапеция разного цвета);
цифры от 1 до 10;
геометрическая головоломка «Танграм».
Предварительная работа: дидактические игры» «Что за форма?» (классификация геометрических фигур по одному- трём признакам), «Найди пропущенное число» и «Соседи числа»; «Танграм»;
решение задач на увеличение и уменьшение количества предметов.
Ход досуга:
- Организационный момент:
Стук в дверь. Воспитатель выходит и возвращается с конвертом.
- Ребята, посмотрите, что это такое? (письмо)
-Это письмо от Вани: «Однажды зимой мы с сестрой Машей пошли в лес полюбоваться его красотой. Вдруг поднялась сильная метель! Всё замело, закружило, не успел я опомниться, как метель подхватила мою сестру и унесла в лесную чащу. Дорогие мои дети! Я прошу вас, помогите. Один, боюсь, я не смогу! До свидания. Ваня».
- Поможем Ване?
- Ребята, я приглашаю вас совершить путешествие в зимний лес. Согласны?
-Мы с вами уже ощутили на себе, как холодно и морозно бывает зимой.
-Что надо надеть, чтобы не замёрзнуть в зимнем лесу? (Вместе с детьми выполняет имитационные движения: надевает валенки, шапку, шубу, варежки.)
- Вот мы и готовы отправиться в зимний лес. -Я думаю, что в зимнем лесу нас ждёт много интересного.
2. Прятки в лесу
- Ой, мне кажется, что в нашем зимнем лесу кто-то спрятался, а кто же это, мы узнаем, когда откроем конверты, а в конвертах находится изображение того, кто спрятался именно в этом месте.
(Дети находят карточки-подсказки с изображением частей животного (уши, хвост, морда). Назвав их, оживают изображения диких животных наших лесов (зайца, белки, лисы, волка, рыси, кабана, лося, оленя).
(Силуэты оживают с появлением игрушек: заяц, птица, медведь.)
Пример: - Это заячьи уши. Это заячий хвост. Это заячья морда. Здесь спрятался заяц.
- Игра «Кто на каком месте?»
Дети выстраиваются в одну линию. У них в руках картинки с изображением диких животных, которых они отыскали. Напротив них, на столе выстроены в ряд лесные жители – резиновые игрушки. Детям предлагается назвать, каким по счету стоит их животное, какое животное стоит «перед», «после», «за ним», «между».
Дети называют: — Заяц первый, кабан второй, лиса третья. Кабан стоит за зайцем, перед лисой и т.д.
Воспитатель: — А теперь по очереди называйте, каким по порядку стоит каждое животное. Который по счету стоит заяц?
Динамическая «Звериная зарядка»
Скачут, скачут во лесочке
Зайцы – белые клубочки.
(Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки.)
Прыг – скок, прыг – скок –
Встал зайчонок на пенек
(Прыжки вперед – назад.)
Всех построил по порядку,
Стал показывать зарядку.
Раз! Шагают все на месте.
Два! Руками машут вместе.
Три! Присели, дружно встали.
Все за ушком почесали.
На четыре потянулись.
Пять! Прогнулись и нагнулись.
Шесть! Все встали снова в ряд,
Зашагали как отряд.
(Иммитация движений по тексту
- Молодцы! Зайка, ты что-то хочешь сказать? Мне на ушко? Дети, зайка может помочь, он знает, где находится девочка Маша.
4. Беседа о зиме.
– Сначала надо отправится к ёлке. - Итак, отправляемся к ёлке, но двигаться дальше мы не сможем, пока не вспомним зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль.)
- Какой зимний месяц наступает первым? (Декабрь.) - Какой зимний месяц наступает вторым?(Январь.)
- Какой зимний месяц наступает третьим? (Февраль.) - Молодцы! Вот теперь мы можем идти. Вот мы и пришли к ёлке! Посмотрите, куда нам следует теперь идти?
(К пеньку.)
- Геометрические фигуры.
- Путь преграждают огромные сугробы. Нам помогут их преодолеть вот эти геометрические фигуры.
–Нам надо в один обруч положить все фигуры синего цвета, а в другой обруч все фигуры с четырьмя углами. (2 ребёнка выполняют задание)
А теперь немного поиграем с ними. (Дети садятся полукругом)
- Сначала мы их сосчитаем. (Восемь)
- Что будет, если мы к этим фигурам добавить ещё две? Их станет больше или меньше? (Больше.)
- На сколько больше? (На две фигуры.) А если уберём одну, их станет больше или меньше? (Меньше.) На сколько?(На одну.)
-Молодцы! Сугробы мы преодолели, можем идти дальше.
6. Счёт до десяти.
-Посмотрите, вдалеке виднеется чей-то домик?
-Это домик Бабы Яги. – Баба Яга приготовила для нас препятствия. Дальше мы сможем идти, только если по порядку разложим цифры. (Дети раскладывают.)
Вот задачка для ребяток: Как нам разложить десяток? Один, два, три, а за ними, посмотри, Идут четыре, пять, шесть! Их надо быстро счесть. Дальше будут семь и восемь, К ним и девять мы подбросим. Единицу лишь приставим И десяток вмиг составим.
- Умники! Давайте проверим, правильно ли мы разложили цифры. (Считают) - А кто может посчитать от 10 в обратную сторону?
-Кто назвать соседей числа? (Называют.) - Молодцы! Вы не замёрзли? Давайте поиграем!
Физкультминутка (под музыку «Зимняя песенка»).
- Согрелись? Можем отправляться дальше.
7. Задачи на увеличение и уменьшение количества предметов.
-Вот мы у Бабы Яги! Надо её позвать и вежливо попросить. Может быть, её ледяное сердце оттает, и она отпустит Машеньку. Как мы можем вежливо попросить? (Будьте добры, будьте любезны, пожалуйста…)
-Мы её попросим так: Баба Яга, будь добра, отпусти, пожалуйста, Машеньку!
Из домика выходит Баба Яга
Баба Яга. - Я рада приветствовать вас в своём лесу.
-Вы меня растрогали! Я отпущу Машеньку, если вы выполните мои задания. Согласны? (Да.)
-Вот одно из них. Вам нужно решить мои задачи.
(Читаются задачки.)
1. Ну – ка сколько ребят
На горе катаются?
Трое в саночках сидят,
Один дожидается.
2.Шесть ежат в лесу гуляли,
Землянику собирали,
А один улёгся спать,
Сколько их гуляет?
3. Пять малышек – медвежат
Мама уложила спать.
Одному никак не спится,
А скольким сон хороший снится?
4. Я нашёл в дупле у белки
Пять лесных орехов мелких
Вот ещё один лежит.
Ну и белка! Вот хозяйка!
Ты орехи сосчитай-ка!
- Вот последнее задание.
8. Работа с головоломкой «Танграм»
-А на вашем пути встретятся вместе непримиримые враги — заяц и лиса. Как это случится, вы узнаете, если выложите изображения лисы и зайца, используя геометрическую головоломку «Танграм».
(Дети выкладывают изображения лисы и зайца. Причем на одном столе у одного ребенка – изображение зайца, у другого – изображение лисы)
- Из каких фигур состоит заяц?
- Из каких изображение лисы?
-Из скольких фигур состоит изображение лисы, зайца.
-Молодцы! - Выполнили все задания.
-А вот и ваша Машенька. (Кукла.)
Воспитатель. - Наше путешествие подошло к концу.
-Как мы вернёмся назад?
Баба Яга. - Я могу вам помочь. При помощи волшебной силы я верну вас в детский сад.
-Закройте, пожалуйста, глаза. (Выключает свет, звучит музыка.)
-Повернитесь вокруг себя три раза, присядьте и замрите!
Воспитатель.- Вот мы и в детском саду.
-Вам понравилось наше путешествие? Было интересно? Дети, я хочу вас поблагодарить за то, что вы добрые, весёлые и отзывчивые. Я рада за вас и уверена, что вы придёте на помощь, попавшему в беду. Вы молодцы! Поиграйте с Машенькой, пока за ней не пришел брат Ваня.