консультация для педагогов
Консультация для педагогов
«Толерантность»
Подготовила воспитатель :Петрова Т.В.
Санкт-Петербург
2017г.
Сегодня мы часто слышим слово «толерантность». Что же обозначает это слово?
Слово «толерантность» вошло в обиход недавно, когда 2003 год был объявлен ЮНЕСКО годом толерантности. Что же это значит? Чтобы выяснить это предлагаю совершить небольшой лингвистический экскурс:
Tolerancia (испанский) – способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения.
Tolerance (англ.) – готовность быть терпимыми, снисходительными.
Tolerance (француз.) – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе нежели ты сам.
Толерантность (русский) – терпимость, способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться, принимать существование кого-то, считаться с мнениями других, быть снисходительными.
От куда же пошло это слово? На рубеже 18-19 веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневетский. Он отличался тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике 17) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но, несомненно более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относится, искать решение проблем способом, наименее ущемляющих интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.
Толерантность – это не единомыслие, не всеобщее согласие. Нельзя заставить людей мыслить одинаково, верить одинаково, работать одинаково, отдыхать одинаково. Общее согласие должно быть в одном – в том, что мы все должны уважать друг друга.
Однако в мире существуют группы людей, которые воспринимаются обществом, как антисоциальные явления. Преступники, наркоманы. Как относиться к ним? Можно жить, как бы не замечая их, равнодушно проходить мимо. Будет ли такое отношение толерантным? Или толерантным будет активное противодействие их распространению.
Толерантность – не равнодушие, а труд души. Она должна подвигнуть растущего человека на действенное неприятие того, что антигуманно, неприемлемо. Например: разрушение природы или издевательство над слабыми, неуважение старости или национальная вражда.
Главное: грязный ты или чистый, помятый или отутюженный, ты всегда будешь бесценен для тех, кто тебя любит. Наша ценность определяется не тем, во что мы одеты, или с кем знакомы, а тем какие мы. И если мы чем то непохожи на других, отличаемся внешностью, языком или например, мы, люди с ограниченными возможностями, это не значит, что мы хуже других. Главный принцип толерантности, это принять человека таким, какой он есть, принять и понять. Это сложно, но возможно.
Но вернемся к детям. Свое отношение к иному человеку начинает формироваться у ребенка примерно с 4-х лет. Проявление отношения осмеяния, передразнивания, опасения в основе которых лежат следующие факторы:
· Детская непосредственность
· Ограниченный жизненный опыт
· Детская бестактность
Таким образом, проблему толерантности можно отнести к воспитательной и начинать работу в этом направлении нужно с дошкольного возраста, поскольку именно тогда закладывается ценностные основы мировоззрения.
В формировании у дошкольников толерантности необходимо опираться на игровые методы.
Для того, чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольника.
· Ознакомление детей с подвижными играми народов мира
· На муз. занятиях знакомить с танцами и песнями разных народов
· Чтение книг-сказок
· Театрализованная деятельность по сценариям, в основу которых лежат сказки народов мира.
· Организация выставок по знакомству с национальными костюмами, особенностями быта и жилищными различиями народов.
· Использовать в работе этнокалендарь, который является ярким развивающим пособием для изучения традиций, праздников народов России и мира.
· проведение праздников с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира (рождество, масленица).
· Игротерапия – занятия могут быть организованы не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.
Вот несколько игр, которые можно провести с детьми для повышения самооценки, воспитания доброжелательности, уважения друг к другу:
· На гармонизацию осознания своего имени, фамилии: как звали, зовут, будут звать, когда вырасту.
· «Это здорово». Повышение самооценки, получение поддержки. Все стоят в кругу, кто-то выходит в круг и говорит «Я умею танцевать» и тд. Все, кто стоит в кругу поднимают большой палец вверх и говорят – «Это здорово».
· Комплименты.
Огромная роль детской худ.-литературы в познании ребенком окружающего мира, обогащение его представлений о добре и зле, пробуждении и развитии социальных чувств, углубление жизненного опыта, формирование личности ребенка:
· «Цветик-семицветик»
· «Снежная королева» - хрупкая девочка ради любви готова принести себя в жертву. Она преодолевает трудности, чтобы найти своего брата.
· «Карлик Нос» - был наказан, за то что посмеялся над странной старушкой. Но он исправился и снова стал красивым. Не стоит смеяться над теми, кто имеет другую внешность.
· «Репка» - сказка про дружную совместную работу.
· «Гадкий утенок» и тд.
Большую роль в формировании толерантности у детей оказывают пословицы и поговорки
- Одна минута терпения может означать десять лет мира. (греческое высказывание)
- не имей сто рублей, а имей сто друзей.
-друг познается в беде.
- сам себя губит, кто других не любит.
- артель дружбою крепка.
- Одна пчела меду не натаскает.
- Один в поле не воин.
- где лад, там и клад.
- Один за всех и все за одного.
Арт-терапия – это форма работы, основанная на изобразительном искусстве и другие формы работы с ребенком.
Основная задача состоит в развитии самовыражения и самопознании ребенка. Например: автопортрет.
Работа по воспитанию у детей толерантности предполагает тесное сотрудничество педагогов детского сада и родителей. Для этого можно использовать разнообразные формы работы: собрания, консультации, выставки, фотостенды, совместные праздники, экскурсии, развлечения, индивидуальные беседы.
Такая согласованность в работе детского сада и семьи является важнейшим условием полноценного воспитания ребенка, формирование у него нравственных форм поведения, правовой культуры.