ФОЛЬКЛОР - детям с ОВЗ
Актуальность.
Фольклор - уникальная самобытная культура наших предков, благодаря которой осуществляется преемственность поколений, их приобщение к национальным жизненным истокам и культуре толерантности.
-распространяет позитивный подход к этническим вопросам и предотвращает любые проявления расизма, шовинизма, национальных стереотипов через создание доброжелательной атмосферы в детских коллективах, акцентируя внимание на том, что объединяет людей, представителей разных этносов.
-прививает детям и юным гражданам полинационального государства открытых и уважительных отношений к другим людям, понимания возможности многовариантного человеческого бытия в разнообразных, отличных друг от друга культурных, религиозных и социальных сферах.
-способствует созданию благоприятного микрокосма культурного, межэтнического взаимопонимания, в котором каждый ребенок, независимо от этнической принадлежности, чувствует себя комфортно, защищено и способен к открытому взаимодействию с миром.
-прививает любовь к малой Родине, к истории родного края, к культурным традициям народов своей местности, помогая правильно выбрать активную жизненную позицию.
Опираясь на ведущие технологии арттерапевтического воздействия музыки и здоровьесбережения В.М. Бехтерева, Б.В.Асафьева фольклор благоприятствует нервно-психическому и эмоционально-психологическому оздоровлению личности. Ведёт к подъёму настроения и чувств, появлению здорового ритма жизни, помогает ребенку почувствовать себя необходимым в данной жизненной ситуации и способствует радостному мироощущению.
Целесообразно ввести изучение фольклорных образцов во внеурочную деятельность, так как фольклор позитивно влияет на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. В нашей школе действует разветленная сеть по внедрению национального фольклора, проводятся праздники, акции, действуют кружки, дети рассказывают о своей малой родине, пишут сочинения, участвуют в научно-исследовательских конкурсах, занимают высокие места, что помогает ребенку почувствовать сопричастным к созданию нашей истории!
«Творчество,- пишет В.В.Давыдов, - является уделом всех, оно является нормальным и постоянным спутником детского развития».
Одной из главных задач школы является социализация детей с ограниченными возможностями здоровья. Если для обычного ребёнка социализация представляет собой естественный процесс, то применительно к «особому» ребёнку погружение в общество - это кропотливая работа, процесс, результат которого полностью зависит от тех условий, которые создают для этого взрослые.
Перед взрослыми стоят очень ответственные задачи: с одной стороны - создать условия для безопасного и комфортного выхода детей с «особыми» потребностями в большой социум; а с другой - стимулировать желание «особых» детей находится в этом социуме и сформировать доверие к нему.
Всем детям с ОВЗ необходимы простые вещи: внимание, любовь, понимание, возможность творчества. И эту проблему можно решить через занятия дополнительного образования, так как зачастую это прекрасная возможность для их продуктивной творческой деятельности и социального общения. Дополнительное образование дает реальную возможность выбора ребенку с ОВЗ своего индивидуального образовательного пути, увеличивает пространство, в котором может развиваться личность ребенка, обеспечивает ему “ситуацию успеха”.
«Непоседы»
фольклорный кружок для детей с ОВЗ
Дети с особенностями развития имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они не самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого. Они лишены широких контактов, возможности получать опыт от других сверстников, которые есть у обычного ребенка. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены. Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем у таких детей (страх, тревожность и т. д.). Часто мир для них кажется пугающим и опасным. Это становиться серьезным препятствием в развитии и дальнейшей социализации ребенка.
Что мы понимаем под словом, «путь социализации», это путь приобщения человека к обществу, становление его неотъемлемой частью. Как же это можно совершить? Каким образом? Именно через развитие творческих, а значит индивидуальных, оригинальных способностей. Творчество имеет важное значение для личностного развития человека в пору его детства и является фундаментом успешной жизнедеятельности в будущем.
Творчество – это умственная гимнастика
Творчество – это ключ для развития мышления
Творчество – это свобода деятельности и мысли.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskaya_programma.doc | 2.95 МБ |
yarmarka_kruzhok.doc | 57.5 КБ |
rab_programma_lozhkari.docx | 43.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
ЯРМАРКА
Праздник для фольклорного кружка с ОВЗ
«Ложкари - непоседы»
1 год обучения
Тимошка
Ермошка
1-й коробейник
2-й коробейник
Дед
Покупатель
Паренек
Митрофан
Иван
2ве бабушки старушки
Матрена
Ерёма
Медведь
Программное содержание:
Образовательное направление:
Продолжать знакомить детей с песнями, танцами, играми русского фольклора;
Приобщать детей к народному творчеству, развивать чувство юмора, воображение, смекалку, развивать ловкость, быстроту, выносливость.
Оздоровительное направление:
Способствовать сохранению психического здоровья ученика, поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения;
Тренировать сердечно-сосудистую и дыхательную системы в играх, песнях, танцах;
Воспитательное направление:
воспитывать любовь к Родине, чувство патриотизма;
Воспитывать уважение друг к другу, чувство ответственности, внимательное отношение к окружающим;
Предварительная работа: слушание русских народных песен, разучивание народных игр, элементов русской пляски; разучивание стихов, песен их обыгрывание. Оформление выставки «Подарки мамам»»:
Под музыку выходят Тимошка и Ермошка
Тимошка: Начинаем, начинаем!
Всех на праздник приглашаем!
Ермошка: Всех девчонок и мальчишек,
И тихонь, и шалунишек!
Скучать сегодня воспрещается!
Вместе: Наш праздник, посвященный мамам начинается.
Тимошка:
Будут игры, пляс да хохоту час!
Ермошка:
А ну-ка, маленький народ,
Становись-ка в хоровод!
Хоровод «Веснянка»
Заводят в полукруг
1-й ребенок.
В марте с первого числа
Начинается весна.
Мамин день - восьмое марта -
Отмечает вся страна!
2-й ребенок.
Лучший повар в доме -мама,
Тушит мясо, варит каши.
И уборщица, когда мы
Разбросаем вещи наши.
3-й ребенок.
Лишь заря глаза откроет,
Мама чистит, варит, моет!
4-й ребенок.
И учительница - мама,
Вместе с ней читаем книжки.
Даже врач она, когда мы
С братом набиваем шишки.
5-й ребенок.
Гриппом я весной болела -
Мама ночь со мной сидела...
6-й ребенок.
Мама и портниха тоже -
Шьет нам юбки, платья, брюки.
Мама - прачка, и похоже,-
Мастерица на все руки.
7-й ребенок.
До зари она в заботе -
Дом делами полнится,
Днем же мама на работе.
Все хором.
Где - никак не вспомнится!
8-й ребенок.
Подрастем и будем сами
Мы заботится о маме,
А пока доставим ей
Радость песенкой своей.
Песенка «Песенка – чудесенка»
Участники расходятся, остаются скоморохи
Тимошка:
Ну а теперь, детвора,
Познакомиться пора!
Ермошка:
Я – Ермошка!
Он – Тимошка!
Тимошка:
Я чемпион по разным видам спорта:
По конькам, по лыжам, по снежкам, по сосулькам и по рогаткам!
Ермошка:
А я – знаменитый мастер по разным затеям,
По всем играм, песням, пляскам,
По прыжкам с горки и с крыши!
Ведущий:
Ну, раз вы такие мастера развлекаться –
Приглашаем с нами остаться,
Детвору повеселить да чем-нибудь нас удивить!
Тимошка:
Уважаемые зрители,
Подраться со мной - не хотите ли?!
Силу показать, друг друга потолкать!
Ермошка:
Уважаемые зрители, покричать со мной не хотите ли?!
Кто громче всех заорет
Или шире всех откроет рот?!
Ведущий:
Скажем заранее:
Не нужны нам такие соревнования!
Вместе:
Ну раз не хочется кричать
Будем ЯРМАРКУ встречать!
Выходит коробейник с лотком, в нем всё, что по стихотворению
1-Коробейник: Здравствуйте, люди добрые! Здравствуйте дорогие гости!
Милости просим на ярмарку!
Приходите, приезжайте,
Все что надо, покупайте!
Здесь на ярмарке игрушки,
Бубенцы и погремушки,
Ложки, барабаны,
Дудочки, баяны!
Подбегают дети, играющие в оркестр, заглядывают…
Коробейник:
Что же вы купить хотите?
Вот на дудку посмотрите!
Показывает дудочку
Ложкари:
Нет подайте ложки нам!
Мы сейчас сыграем вам!
Оркестр «Ложкари»
Подбегает девочка
Коробейник.
А вы что купить хотите?
Девочка:
А я маленька
Да свистеть удаленька!
Свистит
Выбегают другие участники оркестра
Оркестр «Ложкари»
Коробейник:
А слыхали ли вы, как на ярмарке старик корову продавал?
Дети: Н Е Т !
Коробейник:
И не видали?
Дети: Н Е Т !
Коробейник:
Тогда я вам покажу и расскажу.
СЦЕНКА
Выходит Буренка с дедом под музыку
два ребенка накрытые покрывалом. Шапочка коровы, и плетеный хвостик с бантиком сзади.
На рынке корову старик продавал
Никто за корову цены не давал
Хоть многим была коровенка нужна,
Да с виду не очень казалась она!
Покупатель:
Хозяин, продашь нам корову свою?
Дед
Продам! Я с утра с ней на рынке стою!
Покупатель:
А много ли просишь, старик, за неё?
Дед:
Да где наживаться – вернуть бы свое!
Покупатель:
Уж больно твоя коровенка худа!
Дед:
Болеет проклятая – прямо беда!
Покупатель:
А много ль корова дает молока?
Дед:
Да мы молока не видали пока!
Коробейник:
Весь день на базаре старик продавал,
Никто за корову цены не давал.
Один паренек пожалел старика…
Паренек:
Папаша! Рука у тебя не легка!
Давай-ка я здесь за тебя постою,
Авось продадим мы скотину свою!
(Поет) Подходи, честной народ!
Старик корову продает!
Покупатель:
Корову продашь?
Паренек:
Покупай коль богат!
Корова, гляди, не корова, а клад!
Покупатель:
Да полно! Уж выглядит больно худой!
Паренек:
Не очень жирна, но хороший удой.
Покупатель:
А много ль корова дает молока?
Паренек:
Не выдоишь за день, устанет рука!
Коробейник: Старик посмотрел на корову свою…
Дед:
Зачем я Буренка, тебя продаю?
Корову свою не продам никому,
Такая скотина нужна самому!
Кланяются и уходят, остается коробейник, к нему подбегают девочки
Коробейник:
А что вы купить хотите?
Выбирайте, посмотрите!
Вместе: Мы веселые девчушки
Пропоем мы всем частушки. берут платочки
Девочки:
Встанем, девицы, рядком
Да частушки пропоем!
Мальчики:
Да и мы, пожалуй, встанем,
От подружек не отстанем!
Дети встают полукругом: мальчики - с одной стороны, девочки - с другой.
ЧАСТУШКИ
Хором поют:
Пропоем мы вам частушки
Замечательны таки,
Что пойдут плясать старушки,
Затанцуют старики!
Мальчики (хором):
Девочки-беляночки,
Где вы набелилися?
Девочки:
Мы вчера коров доили,
Молоком умылися!
1-й мальчик:
Вы послушайте, девчата,
Нескладушку буду петь.
На дубу свинья пасется,
В бане парится медведь!
2-й мальчик:
На горе стоит телега,
Слезы капают с дуги.
Под горой сидит корова,
Надевает сапоги!
1-я девочка:
Уж я топну ногой,
Да притопну другой.
Выходи ко мне, Иван,
Попляши-ка ты со мной!
1-й мальчик:
Ставлю ногу на носок,
А потом на пятку.
Стану русскую плясать,
А потом вприсядку!
Дети танцуют: мальчик вприсядку, девочка вокруг него.
Ведущий:
Проходи, честной народ,
Не пыли, дорожка,
Добры молодцы идут
Погулять немножко!
Выходят два молодца в картузах, разыгрывают сценку
СЦЕНКА
Митрофан - Где был, Иванушка?
Иван - На ярмарке.
Митрофан - Что купил, Иванушка?
Иван - Курочку!
- Курочка по сенечкам зернышки клюет,
Иванушка в горенке песенки поет.
Митрофан - Где был, Иванушка?
Иван - На ярмарке.
Митрофан - Что купил, Иванушка?
Иван - Уточку!
- Курочка по сенечкам зернышки клюет,
Уточка по лужицам взад-вперед идет,
Иванушка в горенке песенки поет.
Митрофан - Где был, Иванушка?
Иван - На ярмарке.
Митрофан - Что купил, Иванушка?
Иван - Барашка!
- Курочка по семечкам зернышки клюет,
Уточка по лужицам взад-вперед идет,
Барашек на лугу травку жует,
Иванушка в горенке песенки поет.
Митрофан - Где был, Иванушка?
Иван - На ярмарке.
Митрофан - Что купил, Иванушка?
Иван - Коровку!
- Курочка по сенечкам зернышки клюет,
Уточка по лужицам взад-вперед идет,
Барашек на лугу травку жует,
Коровка детям молоко дает,
Иванушка в горенке песенки поет.
Митрофан: Песни так песни!
Расступись-ка народ,
Заведем мы хоровод,
Парень девицу ведет!
ХОРОВОД
Ведущий:
Так веселились в старые времена:
Водили хороводы, играли в народные игры.
Но времена то меняются!!!
Выходят две Бабушки в платочках, исполняют СЦЕНКУ, акцентируя на «о»
1-я:Молодежь-то! Молодежь!
Где девчонки – не поймешь!
То-то было в наши дни,
Хороводы все вели!
2-я: Нонче времена не те,
В очереди я, в хвосте!
А на лавке, возле дома –
Теперь сидеть опасно мне.
1-я: И у нас дела не лучше,
Этот кризис нас задушит,
Вся семья – все вчетвером
Мы на пенсию живем!
2-я: Нынче времена тревожны,
Пусть родители не спят,
В оба пусть, как только можно,
За детьми они глядят!
ОБЕ: Ой! Народ сюда идет,
Дискотека насто-ё-ть!
Ведущий:
А ну, ребята, а ну, девчата!
Выходи играть,
Плетень заплетать!
Звучит народная музыка, танцуют четыре мальчика, четыре девочки
ИГРА « ПЛЕТЕНЬ»
Из-зала приглашается 1 мальчик 1 девочка, музыка повторяется, ну и еще разочек.
Ведущий:. Кто еще хочет нас потешить на нашей ярмарке?
Звучит русская народная мелодия «Барыня», второй ведущий выводит «медведя».
2-й коробейник:
Расступись, народ честной,
Идет медведюшко со мной!
Много знает он потех,
Будет шутка, будет смех! (Медведь кланяется публике.)
Коробейник:
- Покажи-ка, Михайло Потапыч, как наши девочки в школу собираются?
(Медведь красит губы, вертится, прихорашивается.)
Коробейник:
- А какие в нашем классе мальчики?
(Медведь дерется, рычит.)
Коробейник:
- А как Ваня проспал, в школу опоздал?
(Медведь «спит», вскакивает, бежит.)
Коробейник:
- А как наш учитель по классу ходит?
(Медведь важно ходит по сцене.)
Коробейник:
- А как Любаша пляшет?
(Медведь выставляет ногу.)
Коробейник:
- Да не та Любаша, что раньше была, а теперешняя!
(Медведь под современную музыку крутит попой.)
Коробейник:
- Молодец! А теперь поклонись да под музыку пройдись! (Медведь кланяется и уходит.)
Аплодисменты
Ведущий:
Все на ярмарку спешите, и ребят сюда зовите.
Пляску дружно заводите, праздник славьте, веселите!
ТАНЕЦ ОБЩИЙ «КАЛИНКА»
Матрена:
Наплясалась – нету сил!
Ерема:
Слушай я на ярмарке мешок купил!
Матрена:
А что в мешке?
Ерема:
Конфеты, бублики
Для всей нашей публики!
Матрена:
Ну, скорей
Мешок развязывай
Да угощеньице показывай!
В мешочках лежат конфеты для каждого класса, раздаются
Ведущий:
Вот и закончилась наша ярмарка, посвященная празднику наших мам. С праздником дорогие женщины! Спасибо за внимание!
Концерт подготовили участники фольклорного кружка «Капельки солнца»
Предварительный просмотр:
г. Сочи
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 99 Г. СОЧИ
ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИИ Д.Д. ТОРМАХОВА
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета,
от 29 августа 2016 г протокол № 1
Председатель
____________ Рудометкина С.А.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
фольклорный кружок
«Ложкари - непоседы»
Количество часов 34 часа
Учитель музыки Телелейко Людмила Вячеславовна
Программа разработана на основе авторской программы Телелейко Л.В. по фольклорному кружку «Капельки солнца», рецензия заведующей кафедрой эстетического образования и здоровьесберегающих технологий ИРО Крючковой А.А. 2013 год.
Пояснительная записка.
Рабочая учебная программа по внеурочной деятельности "Ложкари - непоседы" для 5-го класса с ОВЗ разработана в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, на основе авторской программы Телелейко Л.В. по фольклорному кружку «Капельки солнца». Рецензия заведующей кафедрой эстетического образования и здоровьесберегающих технологий ИРО Крючковой А.А. 2013 год.
Фольклор - уникальная самобытная культура наших предков, благодаря которой осуществляется преемственность поколений, их приобщение к национальным жизненным истокам и культуре толерантности.
Изучая народное творчество, искусство народов населяющих нашу местность, историю района, творчество писателей, поэтов, композиторов Краснодарского края учащийся становится сопричастным историческим событиям, которые происходили, не где-то далеко, а на той земле, где они живут. А это вызывает интерес, способствует воспитанию патриотизма. Знакомясь с литературным, музыкальным, культурным наследием своего народа, обучающиеся могут узнать о традициях, культуре, народах, проживающих на территории края, что поможет правильно выбрать активную жизненную позицию.
Опираясь на ведущие технологии арттерапевтического воздействия музыки и здоровьесбережения В.М. Бехтерева, Б.В.Асафьева фольклор благоприятствует нервно-психическому и эмоционально-психологическому оздоровлению личности. Ведёт к подъёму настроения и чувств, появлению здорового ритма жизни, помогает ребенку почувствовать себя необходимым в данной жизненной ситуации и способствует радостному мироощущению.
В рамках ФГОС:
Приобщение к народному творчеству оптимизирует фантазию, воображение, артистичность, интеллект, развивает память, слух, дикцию т.е. формирует универсальные учебные действия, важные для любых сфер деятельности.
Личностные УУД: осознание содержания исполняемых произведений русского фольклора. Осознание своей принадлежности к России, её истории и культуре на основе изучения лучших образцов русской классической музыки.
Познавательные УУД: проявлять устойчивый интерес к народному музыкальному искусству, как способу познания мира. Постичь простейшие основы сочинения мелодий, пластических и инструментальных импровизаций на фольклорные тексты шуток, прибауток, потешек…
Коммуникативные УУД: освоение методов и принципов коллективной музыкально – творческой и игровой деятельности и её самооценка. Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого и коллективного воплощения различных образов русского фольклора. Использовать полученный опыт общения с фольклором в досуговой деятельности и личной жизни.
Регулятивные УУД: подбирать слова, отражающие содержание музыкальных и литературных произведений, с текстом песни. Передавать настроение музыки и его изменение в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах, исполнять несколько народных песен.
Воплощать характер народных песен, песен о Родине в своём исполнении через пение, слово, пластику движений.
Основным видом деятельности в предлагаемом годичном курсе обучения является изучение истоков народного творчества.
За основу взяты жанры детского фольклора (песенный, танцевальный, игровой, инструментальный), обычаи и традиции народных праздников, а так же изучение музыкальной культуры (казачьей) своего родного края.
Программа предназначена для детей 11-12 лет и составлена таким образом, чтобы постепенно раскрыть черты присущие народному музыкальному исполнительству: – сочетание пения с движением, элементами театрализации, игрой на музыкальных инструментах. В основе программы лежат здоровьесберегающие технологии.
Необходимые условия для проведения занятий:
Музыкальный зал, класс.
Ноутбук
Мультимедийный проектор
Шумовые инструменты народного оркестра (ложки, бубны, трещетки, свистульки, ксилофоны…)
Цель программы:
-формирование у детей основ целостной эстетической культуры через приобщение к истокам народного творчества.
Задачи:
-дать общее представление о содержании и объёме понятия «детский музыкальный фольклор», «народные праздники», «народные инструменты», «песенный фольклор», «танцевальный фольклор» об их классификации, основных жанрах, их функциях.
-развивать чувство прекрасного, основываясь на изучении и самостоятельном исполнении произведений фольклора;
-пробудить интерес к изучению истории родного края, песенному и игровому фольклору, тем самым способствовать патриотическому воспитанию, сохранению психического и физического здоровья учащихся, поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения;
Курс программы включает четыре раздела:
1. Песенный фольклор. Классификация детского фольклора.
2. Инструментальный фольклор. Игра в оркестре.
3. Песенно-игровой, танцевально-игровой фольклор.
4. Народные праздники.
Занятие строится по видам деятельности:
Ритмопластика.
Оздоравливающая музыкальная минутка.
Дыхательная гимнастика по Стрельниковой.
Восприятие.
Прослушивание аудио записей, анализ фольклорных произведений (пропевание мелодий).
Исполнительство.
Разучивание образцов народного творчества, выразительное исполнение (игра на инструментах, песня, хоровод, народная игра и т.д.)
Творчество.
Сочини «сам» колыбельную, потешку, пестушку, прибаутку, разыграй песню, придумай простейший рисунок хоровода, игру (сочинительство может быть сольным и коллективным). Импровизация в ансамбле.
Рефлексия. Релаксация.
Видеоряд со спокойной музыкой.
Содержание программы (34 часа):
1 год обучения
1-й раздел. Песенный фольклор.
Введение. Что такое детский музыкальный фольклор?
Колыбельные песни.
Понятие жанра. Внутрижанровая классификация. Художественный стиль колыбельной песни. Разучивание колыбельных песен.
Пестушки.
Понятие жанра. Жанровые черты. Физиологическое значение пестушек. Анализ пестушек. Разучивание.
Потешки.
Понятие жанра. Жанровые черты. Функции потешек. Анализ потешек. Разучивание.
Прибаутки.
Понятие жанра. История жанра. Процесс формообразования прибауток. Группы прибауток.
Анализ и разучивание прибауток.
Дыхательная гимнастика.
Упражнения на дикцию (скороговорки)…
Народные песни.
«Казачата», «У Кубань реки», «Ой, при лужку».
Творческие задания: Сочини колыбельную, потешку, пестушку, прибаутку (сочинение может быть индивидуальным, коллективным), нарисуй своих фольклорных героев.
2-й раздел. Инструментальный фольклор.
Игра в оркестре.
Ударно-шумовые инструменты народного оркестра.
Приёмы игры на инструментах.
Металлофон, маракас, бубен, ложки – ударно-шумовые инструменты.
Разучивание ритмического рисунка к русской народной песни «Ах, вы сени», «Из под дуба, из под вяза».
Игра в ансамбле.
Творческие задания: придумай ритмический рисунок к весёлым плясовым мелодиям.
3-й раздел: Песенно-танцевальный, игровой фольклор.
Хороводные песни, народные танцы, игры, пластические этюды «Времена года».
Ритмопластика.
Упражнения под музыку («Облачко», «Весёлый человечек», «Веселые ладошки», «Чмоки»…
Пластические этюды с ложками «Турецкое рондо» Моцарт, р.н.п., «Калинка».
Знакомство с элементарными танцевальными движениями:
Хороводный шаг
Шаг с притопом
Приседание с поворотом
«Полочка», «Пружинка», «Топотушки»
Выставление ноги на пятку, на носок и т.д.
«Веснянка» - разучивание хоровода и танцевальных движений к нему.
«На горе-то калина» - разучивание хоровода и танцевальных движений к хороводу.
Тара-тара-тара-ра начинается игра…(танец-игра «Заплетися плетень», «Чичары, чичары, собирайтесь гончары…», песня-игра «Бояре» и другие)
Творческие задания: придумай простейшие хороводные танцевальные движения, сочини рисунок танца, придумай игру, соответствующую стихотворным строчкам и т. д.
4-й раздел:
Праздники. Классификация праздников. Земельно-календарные праздники.
«Кузьминки», «Коляда», «Жаворонки».
Что мы знаем о праздниках?
История возникновения, традиции, обычаи, сохранившиеся до нашего времени.
Творческие задания: сочини огородную хороводную, колядку, закличку-веснянку.
Творческий отчетный концерт.
Требования к уровню освоения содержания.
К окончанию учебного года обучающиеся должны знать:
-названия народных праздников, традиции проведения, историю;
-название жанров детского фольклора (песенного, танцевального, игрового);
-название инструментов шумового оркестра.
Обучающиеся должны уметь:
-различать и находить черты сходства и различия в музыкальных произведениях разных жанров;
-исполнять простейшие движения народного танца, хоровода, игр;
-исполнять народные песенные мелодии разного жанра;
-исполнять фольклорные произведения сольно, в ансамбле, используя различные ударно-шумовые инструменты народного оркестра.
Примерное тематическое планирование занятий
1год обучения.
№ занятия | РИТМОПЛАСТИКА. Гимнастика Стрельниковой | ВОСПРИЯТИЕ | ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО | ТВОРЧЕСТВО РЕФЛЕКСИЯ РЕЛАКСАЦИЯ |
1. сентябрь | Вводное. Что такое фольклор? | Что мы будем исполнять? Песни Хороводы Танцы Играть на народных инструментах и в народные игры. | Сочиняем сами, растим «фольклорное дерево». | |
2. сентябрь | Упражнения под музыку Дыхательные упражнения | Колыбельная «Ходит сон по сенечкам». Знакомство. | Ритмические упражнения Танцевальные движения (хороводные, плясовые) Пластический этюд «Осенние листочки» | Сочини колыбельную. |
3. сентябрь | Упражнения под музыку Дыхательные упражнения | Колыбельная «Ходит сон по сенечкам». Выразительное исполнение | Хоровод «На горе-то калина» Знакомство, разучивание ритма (подыгрывание) Пластический этюд «Осенние листочки» | Придумай движения по тексту хоровода |
4. сентябрь | Упражнения под музыку Дыхательные упражнения | Конкурс на лучшее исполнение колыбельной | Хоровод «На горе-то калина». Разучивание танцевальных движений, ритма… Пластический этюд «Осенние листочки» | Рисунок Сольная импровизация, в паре |
5. октябрь | Упражнения под музыку Дыхательные упражнения | Пестушки. Характеристика жанра | Хоровод «На горе-то калина». Выразительное исполнение. «Ах, вы сени» Игровые приёмы на музыкальных инструментах | Сочини пестушку Сольная импровизация, в паре |
6. октябрь | Упражнения под музыку Дыхательные упражнения | Пестушки. разучивание | «Ах, вы сени» Разучивание ритма Пластический этюд «Птицы» | Придумай ритмический рисунок и сыграй на инструменте |
7. октябрь | Упражнения под музыку Дыхательные упражнения | Конкурс на лучшее исполнение пестушки. | «Ах, вы сени» Выразительное исполнение Пластический этюд «Птицы» | Игра в ансамбле |
8. октябрь | Упражнения под музыку Дыхательные упражнения | Праздник «Кузьминки»- праздник осени | «Ах, вы сени» Выразительное исполн. песня-игра «Бояре» знакомство Пластический этюд «Птицы» | Сочини частушку к празднику |
9. ноябрь | Упражнения под музыку Дыхательные упражнения | Праздник «Кузьминки»-праздник осени . | Песня-игра «Бояре», Обыгрывание Пластический этюд «Турецкое рондо» | Придумай, игровые действия |
10. ноябрь | Упражнения под музыку Дыхательные упражнения | Потешки. Характеристика жанра. | Песня - игра «Бояре» Обыгрывание Пластический этюд «Турецкое рондо» | Сочини потешку |
11. ноябрь | Упражнения под музыку Дыхательные упражнения | Потешки. разучивание | Игра - танец «Заплетися плетень» Простейшие танцевальные движения Пластический этюд «Турецкое рондо» | Придумай танцевальные движения |
12. декабрь | Упражнения под музыку Дыхательные упражнения | Конкурс на лучшее исполнение потешки. | Игра - танец «Заплетися плетень» Простейшие танцевальные движения Пластический этюд «Турецкое рондо» | Сольная импровизация, в паре… Рисунок |
13. декабрь | Упражнения под музыку Дыхательные упражнения | Прибаутки. Характеристика жанра. | Игра - танец «Заплетися плетень» Выразительное исполнение Пластический этюд «Турецкое рондо» | Сочини прибаутку |
14. декабрь | Упражнения под музыку Дыхательные упражнения | Прибаутки. Разучивание | Закрепление материала первого полугодия: «Ах, вы сени» Пластический этюд, хороводы и т.д. | Сценическое воплощение Рисунок |
15. декабрь | Упражнения под музыку Дыхательные упражнения | Конкурс на лучшее исполнение прибаутки | Закрепление материала первого полугодия: «Ах, вы сени» Пластический этюд, хороводы и т.д. | Сценическое воплощение |
16. январь | Упражнения под музыку Дыхательные упражнения | Народный праздник «Колядки» История возникновения. | Традиции праздника | Сделай маску |
17. январь | Упражнения под музыку Дыхательные упражнения | Народный праздник «Колядки» | Разучивание колядок. Пластический этюд «Снежинки» | Конкурс на лучшее исполнение колядки |
18. январь | Упражнения под музыку Дыхательные упражнения | Конкурс на лучшее исполнение колядки | Играем в «Коляду» Пластический этюд «Снежинки» | Сочини колядку |
19. февраль | Упражнения под музыку Дыхательные упражнения | «Казачата» Знакомство с песней, разучивание | Ритмические упражнения на ложках к песне Пластический этюд «Калинка» Знакомство, ритмический рисунок | Звуковая импровизация «Цокот копыт» |
20. февраль | Упражнения под музыку Дыхательные упражнения | «Казачата», Выразительное исполнение | Ритмические упражнения на ложках к песне Пластический этюд «Калинка» Знакомство с танцевальными движениями. | Разыграй песню |
21. февраль | Упражнения под музыку Дыхательные упражнения | «Казачата», Конкурс на лучшее исполнение | Пластический этюд «Калинка» Выполнение танцевальных движениий. «Из под дуба» Знакомство, приёмы игры на инструментах | Подбери ритмический рисунок к плясовой |
22. февраль | Упражнения под музыку Дыхательные упражнения | «У Кубань-реки» Знакомство с песней, разучивание. | Пластический этюд «Калинка» Выразительное исполнение. «Из под дуба», Разучивание ритмического рисунка | Сольная импровизация, в паре, в группе |
23. март | Упражнения под музыку Дыхательные упражнения | «У Кубань-реки», Выразительное исполнение | Пластический этюд «Калинка» Выразительное исполнение. «Из под дуба», выразительное исполнение | Игра в ансамбле, сольно, импровизации |
24. март | Упражнения под музыку Дыхательные упражнения | «У Кубань-реки», Конкурс на лучшее исполнение | Игра в оркестре Игра «Чичары, чичары собирайтесь, гончары» казачья игра Знакомство Пластический этюд «Весенние цветы» | «Сплети плетень» из веточек, творческое задание |
25. март | Упражнения под музыку Дыхательные упражнения | Праздник «Жаворонки». История возникновения. | Заклички. Игра «Чичары, чичары собирайтесь, гончары» казачья игра Обыгрывание Пластический этюд «Весенние цветы» | Сочини закличку Весны. Сольная танцевальная импровизация, в паре… |
26. март | Упражнения под музыку Дыхательные упражнения | Праздник «Жаворонки». | Конкурс на лучшее исполнение заклички Игра «Чичары, чичары собирайтесь, гончары» казачья игра Обыгрывание Пластический этюд «Весенние цветы» | Рисунок Сольная танцевальная импровизация, в паре… |
27. апрель | Упражнения под музыку Дыхательные упражнения | «Ой, при лужку» знакомство | «Веснянка» Хоровод, Знакомство, разучивание Пластический этюд «Капель» | Придумай танцевальные движения к хороводу |
28 апрель. | Упражнения под музыку Дыхательные упражнения | «Ой, при лужку» разучивание | «Веснянка» Хоровод, Выразительное исполнение Пластический этюд «Капель» | Придумать ритмическое сопровождение Казачьей песне |
29. апрель | Упражнения под музыку Дыхательные упражнения | «Ой, при лужку» Выразительное исполнение, сольное В ансамбле | «Веснянка» Хоровод, Выразительное исполнение Пластический этюд «Капель» | Импровизация ритмического сопровождения песни |
30 апрель. | Упражнения под музыку Дыхательные упражнения | Викторина «Угадай мелодию» | Выразительное исполнение полюбившихся номеров | Творческое голосование, отбор концертных номеров по желанию детей |
31. май | Упражнения под музыку Дыхательные упражнения | Подготовка к творческому отчёту. | Исполнительство. Пластические этюды Песни Хороводы Игры | Инсценировки по сценарию. |
32. май | Упражнения под музыку Дыхательные упражнения | Подготовка к творческому отчёту. | Исполнительство. Пластические этюды Песни Хороводы Игры | Инсценировки по сценарию. |
33. май | Упражнения под музыку Дыхательные упражнения | Подготовка к творческому отчёту. | Исполнительство. Пластические этюды Песни Хороводы Игры | Инсценировки по сценарию. |
34. май | Творческий отчет С приглашением родителей. |
Методические рекомендации:
Развивая на занятиях различные формы приобщения школьников к народной музыке, всегда нужно помнить, что в основе любой из них лежит эмоциональное, активное восприятие музыки.
Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. В процессе развития, воспитания и обучения дети получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к напряжению мышц тела. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии.
Фольклорный материал даёт возможность использования разнообразных видов деятельности. Не имеющие достаточных музыкальных и вокальных данных учащиеся участвуют в обыгрывании песенных сюжетов, играют на доступных ударных, шумовых инструментах. Главное в работе – активное творческое освоение полученных знаний.
Учитывая различный уровень музыкально подготовленности учащихся, следует организовать занятия таким образом, чтобы с самого начала шла подготовка к заключительному мероприятию: фольклорному празднику, концерту.
Фольклорный возрастной музыкальный материал может быть подобран самостоятельно руководителем кружка.
Ожидаемые результаты данных занятий.
Проведение данных занятий предполагает приобщить обучающихся к изучению родного края и развить интерес к народным традициям, фольклорным произведениям.
Результат данных занятий состоит в том, чтобы сделать «своими» для детей фольклорные произведения русского народа. Разнообразие различных фольклорных произведений снимет эмоциональное напряжение и позволит ребенку восстановить душевное равновесие. Все это способствует развитию ассоциативного мышления, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения» детей.
Данные занятия предполагают расширение интонационно-образного багажа ребенка, развитие его эмоционального отклика на музыку, формирование устойчивого интереса к фольклорному искусству как части окружающей его жизни. Этому способствует, прежде всего, исполнительская деятельность школьников, развитие навыков коллективного музицирования – пения, игры на музыкальных инструментах, простейших танцевальных импровизаций.
К концу года дети должны «вырастить фольклорное дерево»: на ватмане рисуется дерево и по мере изучения фольклорных образцов народного творчества, на нём появляются зелёные листочки. К концу года оно станет зелёным. А ещё можно предложить ребятам прикреплять или приклеивать свой листочек с частушкой, потешкой, т.е. со своим творческим трудом.
Море фантазии, на втором году обучения можно объявить конкурс на индивидуально выращенное «фольклорное» дерево и т.д.
Литература:
З.Г. Прасолова «Музыка родного края»
Петрусенко И. «Кубань в песне»
Снегирев И.М. «Русские простонародные праздники»
Бердникова Н.В. «Весёлая ярмарка»
Шмаков С. «Нетрадиционные праздники в школе»
Харлицкий М.Хромов С Русские праздники, народные обычаи, традиции, обряды: М., 1996г.
Интернет ресурсы:
«Ставроша» рассказы об искусстве
Сайт «Праздничный мир»