Расширение образовательного пространства школы за счёт использования ресурсов родного города
В статье показан опыт работы нашей школы по расширению образовательного пространства, показаны конкретные примеры взаимодествия учителей-предметников и воспитательной работы школы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Расширение образовательного пространства школы за счёт ресурсов родного города
В нашей школе вот уже 12 лет работает краеведческий музей «Нижегородская старина». Он дважды становился победителем городских и областных конкурсов лучших этнографических музеев (в 2004 и 2008).
Инициатором создания и бессменным руководителем музея является отличник народного просвещения Ирина Николаевна Гусева. Наш музей уникален тем, что создавался совместными усилиями учителей, учеников и их родителей. Все они летом и осенью 1998 года привезли в город предметы крестьянского быта: ткацкие станки и прялки, орудия труда крестьян, старинную одежду и книги, иконы (всего сейчас более 1000 экспонатов).
В музее созданы тематические экспозиции и уже учащиеся начальной школы в рамках уроков по окружающему миру приходят в школьный музей. Они могут войти в макет крестьянской избы, попробовать ухватом переставить горшок с печного шестка на стол, умыться из рукомойника, посидеть на крестьянской лавке за столом.
Широко используются экспозиции музея учителями истории: ряд уроков по истории России и краеведению проходит в музее. Об основателе Нижнего Новгорода – Юрии Всеволодовиче, о нижегородском кремле, о втором народном ополчении, о нижегородцах-декабристах, нижегородском купечестве и т.д.
Большое место в работе музея занимает подготовка экскурсоводов и проведение тематических экскурсий не только для учащихся нашей школы, но и других школ и детских садов.
Кроме того, в музее учащиеся занимаются поисково-исследовательской деятельностью:
- Создают проекты, связанные с русской культурой
- Изучают историю семей и семейные реликвии
- Проводят исследования «Духовные святыни Нижегородской земли»
- Встречи с интересными людьми
- Участвуют в археологических раскопках в Нижнем Новгороде
Но в этом учебном году образовательное пространство нашей школы было расширено за счёт использования ресурсов нижегородских музеев, театров, кинотеатров, библиотек и других организаций Нижнего Новгорода.
По заявкам учителей – предметников и классных руководителей в начале учебного года была создана программа посещения различных организаций и учреждений Нижнего Новгорода под руководством заместителя директора по учебно-воспитательной работе Кузьминой А. П., учителя, ответственного за организацию экскурсий, т.е. меня, классных руководителей и родителей.
В планы воспитательной работы классные руководители включили конкретные экскурсии, связанные с теми или иными предметами, и позволяющие педагогам шире рассмотреть свой предмет, а также увлечь учащихся научно-исследовательской работой.
Например, учитель биологии Анчутина С. В. предложила организовать просмотр учащимися 6-х–11-х классов документального фильма «Океаны» в кинотеатре «Орлёнок», посетить зоологический музей и музей науки ННГУ им. Н. И. Лобачевского.
Учитель химии Маркова Г. К. посетит с учащимися в течение учебного года музей при кафедре патологической анатомии Ниж. Государст. Медицинской Академии, музей завода «Гидромаш» и музей НИИ химии.
На этом слайде вы видите, какие музеи, библиотеки, кинотеатры и театры посетили учащиеся разных классов нашей школы за эти полгода.
Итогом посещения музея или другого учреждения города может стать самостоятельное творчество детей (это и рисунок, и синквейн, и сочинение на тему увиденного, создание моделей, подготовка индивидуальных и коллективных проектов, написание очерков).
В заключении хотелось бы сказать, что музей обладает большим образовательным и воспитательным потенциалом. Музейный предмет, выступая в качестве источника информации о людях и событиях, способен воздействовать эмоционально и вызывать у ребят чувство сопричастности.
Ещё об одной стороне краеведческой работы в нашей школе расскажет моя коллега Наталия Юрьевна Слюсарева.
Предварительный просмотр:
Расширение образовательного пространства школы за счёт ресурсов родного города
В нашей школе вот уже 12 лет работает краеведческий музей «Нижегородская старина». Он дважды становился победителем городских и областных конкурсов лучших этнографических музеев (в 2004 и 2008).
Инициатором создания и бессменным руководителем музея является отличник народного просвещения Ирина Николаевна Гусева. Наш музей уникален тем, что создавался совместными усилиями учителей, учеников и их родителей. Все они летом и осенью 1998 года привезли в город предметы крестьянского быта: ткацкие станки и прялки, орудия труда крестьян, старинную одежду и книги, иконы (всего сейчас более 1000 экспонатов).
В музее созданы тематические экспозиции и уже учащиеся начальной школы в рамках уроков по окружающему миру приходят в школьный музей. Они могут войти в макет крестьянской избы, попробовать ухватом переставить горшок с печного шестка на стол, умыться из рукомойника, посидеть на крестьянской лавке за столом.
Широко используются экспозиции музея учителями истории: ряд уроков по истории России и краеведению проходит в музее. Об основателе Нижнего Новгорода – Юрии Всеволодовиче, о нижегородском кремле, о втором народном ополчении, о нижегородцах-декабристах, нижегородском купечестве и т.д.
Большое место в работе музея занимает подготовка экскурсоводов и проведение тематических экскурсий не только для учащихся нашей школы, но и других школ и детских садов.
Кроме того, в музее учащиеся занимаются поисково-исследовательской деятельностью:
- Создают проекты, связанные с русской культурой
- Изучают историю семей и семейные реликвии
- Проводят исследования «Духовные святыни Нижегородской земли»
- Встречи с интересными людьми
- Участвуют в археологических раскопках в Нижнем Новгороде
Но в этом учебном году образовательное пространство нашей школы было расширено за счёт использования ресурсов нижегородских музеев, театров, кинотеатров, библиотек и других организаций Нижнего Новгорода.
По заявкам учителей – предметников и классных руководителей в начале учебного года была создана программа посещения различных организаций и учреждений Нижнего Новгорода под руководством заместителя директора по учебно-воспитательной работе Кузьминой А. П., учителя, ответственного за организацию экскурсий, т.е. меня, классных руководителей и родителей.
В планы воспитательной работы классные руководители включили конкретные экскурсии, связанные с теми или иными предметами, и позволяющие педагогам шире рассмотреть свой предмет, а также увлечь учащихся научно-исследовательской работой.
Например, учитель биологии Анчутина С. В. предложила организовать просмотр учащимися 6-х–11-х классов документального фильма «Океаны» в кинотеатре «Орлёнок», посетить зоологический музей и музей науки ННГУ им. Н. И. Лобачевского.
Учитель химии Маркова Г. К. посетит с учащимися в течение учебного года музей при кафедре патологической анатомии Ниж. Государст. Медицинской Академии, музей завода «Гидромаш» и музей НИИ химии.
На этом слайде вы видите, какие музеи, библиотеки, кинотеатры и театры посетили учащиеся разных классов нашей школы за эти полгода.
Итогом посещения музея или другого учреждения города может стать самостоятельное творчество детей (это и рисунок, и синквейн, и сочинение на тему увиденного, создание моделей, подготовка индивидуальных и коллективных проектов, написание очерков).
В заключении хотелось бы сказать, что музей обладает большим образовательным и воспитательным потенциалом. Музейный предмет, выступая в качестве источника информации о людях и событиях, способен воздействовать эмоционально и вызывать у ребят чувство сопричастности.
Ещё об одной стороне краеведческой работы в нашей школе расскажет моя коллега Наталия Юрьевна Слюсарева.