Развитие каллиграфических навыков у учащихся с ОВЗ

Пияндина Елена Михайловна

Выступление на форуме по теме "Развитие каллиграфических навыков у учащихся с ОВЗ".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) школа-интернат г. Отрадный.

«РАЗВИТИЕ КАЛЛИГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ С ОВЗ»

Подготовила учитель нач.кл.

Пияндина Е.М.

2013 год

      Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

  Дети  с ограниченными возможностями в обучении резко отстают от своих сверстников с нормальным интеллектом в подготовленности и усвоении школьного материала.

    Очень сложно научить писать чисто, аккуратно, каллиграфически правильно детей с ограниченными возможностями в обучении.

   Почему? Каковы же причины?

Я вижу причины в том, что:

*Помимо  основного диагноза у детей  существуют  ряд сопутствующих заболеваний, которые резко тормозят их общее развитие.

*Практически дети  из класса, до поступления в школу не посещали детский сад.  А в детских садах ведется  большая работа по общему  развитию  и  моторики  кистей рук.

*Большинство детей из неблагополучных семей, поэтому они соц. пед. запущены и имеют низкий кругозор.

Поэтому, дети при поступлении в школу в первый класс, имеют низкий уровень общего развития, мелкой моторики.

Программа 1 класса коррекционной школы 8 вида состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному периодам.

   Добукварный период составляет один месяц первой четверти. Если в классе дети с более низким уровнем развития. Этот срок может быть увеличен до полутора – двух месяцев.

Основные задачи добукварного периода:

*Подготовить учащихся к овладению первоначальными навыками

 письма.

*Прививать навыки правильной посадки во время рисования и

  письма.

*Учить правильному расположению тетради на парте.

*Учить правильному пользованию карандашом и ручкой.

*Различать рабочую и вспомогательную строчки.

*Прививать интерес к обучению.

В добукварный период в уроки письма включаю такие задания, как

*Лепка

*Складывание и резание бумаги ножницами по прямым линиям

*Составление фигурок из счётных палочек по образцу

*Игры с мозаикой

*Рисование мелом на доске

*Рисование карандашом на бумаге прямых линий в различных направлениях (горизонтальные, вертикальные и т. д.)

*Обведение карандашом на бумаге простейших геометрических фигур по трафаретам, их штриховка

*Рисование несложных предметов (Овощей, фруктов, фигур животных, птиц, рыб и т.д.)

*Обведение рисунков  по точкам

*Рисование  по данному рисунку

*Штриховка рисунков и др. задания.

Все эти задания помогают ребёнку развивать внимание, воображение, терпение, выдержку.

В букварный период  знакомлю с рукописным начертанием строчных и прописных букв.

Для создания двигательного образа буквы использую такие методики:

  1. Непосредственная помощь ученику;
  2. Обведение букв, написанных

*на доске;

*в тетрадях;

*карандашом;

*пунктирными линиями или точками;

   3. Письмо в «воздухе»;

   4. Использование кальки;

   5. Письмо мокрой тряпкой;

   6. Письмо мокрыми пальцами на доске;

   7. Письмо под счет в определённом ритме.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся в букварный период:

*формирование навыков правильного , безотрывного написания букв

*Соединение букв  в словах

*Списывание слов, предложений с доски и букваря

Пальчиковую гимнастику или пальчиковые игры провожу в течение  3 – 5 минут в начале каждого урока.

Их цель:

Размять мышцы рук учеников. Они  очень эмоциональны, увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Эти игры как бы отображают реальность окружающего мира – предметы,  животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют мышцы рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, контролировать внимание на одном виде деятельности.

Кроме пальчиковой гимнастики в уроки включаю графические упражнения, а  в уроки математики и графические диктанты, способствующие развитию мелкой моторики и координации движении  руки, зрительного восприятия и внимания. Важно, чтобы графические задания имели смысловую значимость. Поэтому для рисования выбираю такие объекты, как дорожки, волны, радуга, клубы дыма, чешуйки рыб и т. д.