Развитие каллиграфических навыков у учащихся с ОВЗ
Выступление на форуме по теме "Развитие каллиграфических навыков у учащихся с ОВЗ".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_kalligraficheskikh_navykov_u_uchashchikhsya_s_ovz.docx | 17 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) школа-интернат г. Отрадный.
«РАЗВИТИЕ КАЛЛИГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ С ОВЗ»
Подготовила учитель нач.кл.
Пияндина Е.М.
2013 год
Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.
Дети с ограниченными возможностями в обучении резко отстают от своих сверстников с нормальным интеллектом в подготовленности и усвоении школьного материала.
Очень сложно научить писать чисто, аккуратно, каллиграфически правильно детей с ограниченными возможностями в обучении.
Почему? Каковы же причины?
Я вижу причины в том, что:
*Помимо основного диагноза у детей существуют ряд сопутствующих заболеваний, которые резко тормозят их общее развитие.
*Практически дети из класса, до поступления в школу не посещали детский сад. А в детских садах ведется большая работа по общему развитию и моторики кистей рук.
*Большинство детей из неблагополучных семей, поэтому они соц. пед. запущены и имеют низкий кругозор.
Поэтому, дети при поступлении в школу в первый класс, имеют низкий уровень общего развития, мелкой моторики.
Программа 1 класса коррекционной школы 8 вида состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному периодам.
Добукварный период составляет один месяц первой четверти. Если в классе дети с более низким уровнем развития. Этот срок может быть увеличен до полутора – двух месяцев.
Основные задачи добукварного периода:
*Подготовить учащихся к овладению первоначальными навыками
письма.
*Прививать навыки правильной посадки во время рисования и
письма.
*Учить правильному расположению тетради на парте.
*Учить правильному пользованию карандашом и ручкой.
*Различать рабочую и вспомогательную строчки.
*Прививать интерес к обучению.
В добукварный период в уроки письма включаю такие задания, как
*Лепка
*Складывание и резание бумаги ножницами по прямым линиям
*Составление фигурок из счётных палочек по образцу
*Игры с мозаикой
*Рисование мелом на доске
*Рисование карандашом на бумаге прямых линий в различных направлениях (горизонтальные, вертикальные и т. д.)
*Обведение карандашом на бумаге простейших геометрических фигур по трафаретам, их штриховка
*Рисование несложных предметов (Овощей, фруктов, фигур животных, птиц, рыб и т.д.)
*Обведение рисунков по точкам
*Рисование по данному рисунку
*Штриховка рисунков и др. задания.
Все эти задания помогают ребёнку развивать внимание, воображение, терпение, выдержку.
В букварный период знакомлю с рукописным начертанием строчных и прописных букв.
Для создания двигательного образа буквы использую такие методики:
- Непосредственная помощь ученику;
- Обведение букв, написанных
*на доске;
*в тетрадях;
*карандашом;
*пунктирными линиями или точками;
3. Письмо в «воздухе»;
4. Использование кальки;
5. Письмо мокрой тряпкой;
6. Письмо мокрыми пальцами на доске;
7. Письмо под счет в определённом ритме.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся в букварный период:
*формирование навыков правильного , безотрывного написания букв
*Соединение букв в словах
*Списывание слов, предложений с доски и букваря
Пальчиковую гимнастику или пальчиковые игры провожу в течение 3 – 5 минут в начале каждого урока.
Их цель:
Размять мышцы рук учеников. Они очень эмоциональны, увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Эти игры как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют мышцы рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, контролировать внимание на одном виде деятельности.
Кроме пальчиковой гимнастики в уроки включаю графические упражнения, а в уроки математики и графические диктанты, способствующие развитию мелкой моторики и координации движении руки, зрительного восприятия и внимания. Важно, чтобы графические задания имели смысловую значимость. Поэтому для рисования выбираю такие объекты, как дорожки, волны, радуга, клубы дыма, чешуйки рыб и т. д.