Всероссийский урок ОБЖ
Всероссийский отрытый урок
по «Основам безопасности жизнедеятельности»
«4 ОКТЯБРЯ – ДЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ»
Сроки проведения: 4 октября 2016 года.
Место проведения: МБОУ СОШ с. Косьювом
Оборудование: проектор, презентация, памятки «Действие населения по сигналам ГО», общевойсковой защитный комплект (ОЗК), практическая отработка изготовление индивидуальных ватно-марлевых повязок.
Продолжительность мероприятия: 90 минут.
Цели и задачи проведения открытого урока:
1. Пропаганда значимости курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательных учреждениях;
2. Познакомить учащихся с историей возникновения Гражданской обороны в России, функциями Гражданской обороны, с руководителями ГО, с задачами ГО, с сигналами Го и действиями населения в военное и мирное время.
3. Практическая отработка навыков безопасного поведения учащихся в различных ЧС.
Ход занятия:
Преподаватель: Здравствуйте, сегодня, 4 октября, во всех учебных заведениях страны проходит единый урок по Гражданской обороне, это урок посвящён образованию Гражданской обороны в России.
Преподаватель: Сегодня на уроке мы с вами поговорим: 1) о Гражданской обороне (ГО), разберем понятие ГО, 2) познакомимся с историей создания ГО, 3) рассмотрим задачи и значение ГО на современном этапе, 4) а так же проведем практическую работу по созданию элементарного средства защиты органов дыхания – это ватно-марлевую повязку.
Итак, тема занятия: “Гражданская оборона”
1.
Гражданская оборона – это система мер, направленных на подготовку к защите и защиту населения, материальных и культурных ценностей на территории ДНР от опасностей, возникающих во время военных действий.
2.
История в СССР и РФ
Система гражданской обороны в СССР ведёт отсчёт от 4 октября 1932 года, когда была образована местнаяпротивовоздушная оборона (МПВО) как составная часть системы ПВО страны. МПВО представляла собойсистему мероприятий, проводимых с местными органами власти в целях защиты населения и объектовэкономики от нападения противника с воздуха, ликвидации последствий его ударов, создания нормальныхусловий для работы промышленных предприятий, электростанций, транспорта и др.
В 1940 году в качестве Главного управления МПВО была включена в систему НКВД-МВД СССР.
В 1961 МПВО была реорганизована в Гражданскую оборону (ГО) СССР, была введена должностьначальника ГО. В 1971 году руководство ГО было возложено на Министерство обороны СССР, повседневноеруководство — на начальника ГО — заместителя министра обороны СССР (Начальник войск ГО).
Ответственность за ГО на местах возлагалась на Советы Министров республик, исполкомы Советовнародных депутатов, министерства, ведомства, организации и предприятия, руководители которыхявлялись начальниками гражданской обороны. При них были созданы штабы ГО и различные службы.
В 1991 году система ГО была включена в состав Государственного комитета РФ по делам гражданскойобороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (с 1994 — МЧС)[1]
Гражданская оборона (ГО) является одной из важнейших функций государства, составной части оборонногостроительства и обеспечения безопасности населения страны. Общее руководство гражданской оборонойосуществляет Правительство Российской Федерации. Руководство гражданской обороной в федеральныхокругах исполнительной власти обеспечивают их руководители, которые по должности являютсяначальниками ГО. В настоящее время сформирована достаточно эффективная законодательная инормативно-правовая база, направленная на обеспечение безопасности человека, но на отдельныхпримерах (потоп в Крымске), можно наблюдать то, как плохо выполняется нормативно-правовая база.Приняты Федеральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного итехногенного характера», «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» и «О гражданскойобороне». Защита населения достигается подготовкой и использованием современных сил и средствзащиты, внедрением передовых технологий. Для совершенствования радиационной и химической защитыпредусматривается создание и своевременное освежение резерва средств индивидуальной защиты,медицинских средств защиты, лекарственных препаратов и медицинской техники. Кроме того, важнейшейзадачей ГО является повышение устойчивости функционирования важных объектов экономики. Действуетотлаженный государственный механизм по предупреждению возникновения и развития чрезвычайныхситуаций, снижению потерь среди населения и материального ущерба в экономике. В связи с возросшейугрозой применения химического, биологического и других видов оружия руководством гражданской обороныуделяется серьёзное внимание использованию ресурсов ГО для противодействия терроризму, развитиюсети наблюдения и лабораторного контроля.
4 октября 1932 г. Совет Народных Комиссаров СССР утвердил Положение о ПВО страны. Согласно этому документу из общей системы ПВО была выделена местная противовоздушная оборона (МПВО) как самостоятельная ее часть для защиты населения и объектов народного хозяйства от нападения противника с воздуха. Для решения этих задач МПВО организовывались соответствующие силы: воинские части МПВО и добровольные формирования МПВО (группы защиты, объектовые команды из числа рабочих). Подготовка кадров МПВО осуществлялась на спецкурсах, а обучение населения в общественных оборонных организациях.
3.
Основные задачи ГО
Основные задачи, решаемые гражданской обороной:
- защита населения от последствий аварий, стихийных бедствий и современных средств поражения (пожаров,взрывов, выбросов сильнодействующих ядовитых веществ, эпидемий и т. д.);
- координация деятельности органов управления по прогнозированию, предупреждению и ликвидации последствий экологических и стихийных бедствий, аварий и катастроф;
- создание и поддержание в готовности систем управления, оповещения, связи, организация наблюдения и контроля за радиационной, химической и биологической обстановкой;
- повышение устойчивости объектов экономики и отраслей, и их функционирования в чрезвычайных условиях;
- проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;
- поиск потерпевших аварию космических кораблей, самолётов, вертолётов и других летательных аппаратов;
- специальная подготовка руководящих кадров и сил, всеобщее обучение населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
- накопление фонда защитных сооружений для укрытия населения;
- обеспечение населения средствами индивидуальной защиты и организация изготовления простейших средств защиты самим населением;
- эвакуация населения из крупных городов и прилегающих к ним населённых пунктов, которые могут попасть в зону возможных сильных разрушений или катастрофического затопления;
- организация оповещения населения об угрозе нападения противника с воздуха, о радиоактивном, химическом и бактериологическом заражении, стихийных бедствиях;
- обучение населения защите от оружия массового поражения, а также ведению спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ.
Комплекс мероприятий для защиты населения и экономики
Основные мероприятия, проводимые для защиты населения и объектов экономики страны:
- своевременное оповещение населения об угрозе нападения противника, применения им оружия массового поражения, опасных технологических авариях, стихийных бедствий, информирование о порядке действий в чрезвычайной ситуации;
- укрытие населения в защитных сооружениях;
- использование средств индивидуальной защиты;
- эвакуация, рассредоточение, а также [переброс] населения в безопасные районы;
- защита продовольствия, сооружений на системах водоснабжения и водозаборов, сельскохозяйственныхживотных, фуража и т. д. от заражения радиоактивными и сильнодействующими ядовитыми веществами ибиологическими средствами;
- обучение населения способам защиты в чрезвычайных ситуациях.
- защита населения на всей территории страны;
- дифференцированная защита населения с учетом экономических, природных и иных характеристик,особенностей территории и степени реальной опасности возникновения чрезвычайной ситуации;
- заблаговременное планирование и проведение защитных мероприятий;
- необходимая достаточность и максимально возможное использование сил и средств при определении объема и содержания мероприятий по защите населения.
Система гражданской обороны
Систему гражданской обороны составляют:
- органы повседневного управления по обеспечению защиты населения;
- силы и средства, предназначенные для выполнения задач гражданской обороны;
- фонды и резервы финансовых, медицинских и материально-технических средств, предусмотренных на случай чрезвычайной ситуации;
- системы связи, оповещения, управления и информационного обеспечения.
Гражданская оборона организуется как по территориальному, так и по производственному принципам. Основным звеном системы гражданской обороны является объект экономики (предприятие, завод, вузи т. д.).
Руководителем гражданской обороны объекта является руководитель предприятия (а руководителемгражданской обороны административно-территориальной единицы — глава исполнительной власти).Руководители гражданской обороны несут персональную ответственность (уголовную и административную)за организацию и осуществление мероприятий по гражданской обороне на соответствующих предприятияхи территориях.
Войска гражданской обороны
В 1970-е годы были созданы новые виды формирований ГО повышенной готовности — сводные отряды икоманды механизации работ.[2] Затем войска гражданской обороны в своём составе имели полки ГО(размещённые в крупных городах СССР), Московское военное училище гражданской обороны (город Балашиха).
С 1991 г. войска гражданской обороны в России находятся в подчинении ГКЧС (затем — МЧС) России.
На войска ГО возлагаются следующие основные задачи:
- ведение общей и специальной разведки в очагах поражения, зонах заражения (загрязнения) икатастрофического затопления, а также на маршрутах выдвижения к ним;
- проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуации(угроз чрезвычайных ситуаций) природного и техногенного характера, обеспечение ввода других сил в зонызаражения и катастрофического затопления;
- проведение санитарной обработки населения, специальной обработки техники и имущества, обеззараживания зданий, сооружений и территории;
- проведение пиротехнических работ;
- участие в проведении эвакуации населения и его первоочередном жизнеобеспечении;
- участие в проведении работ по восстановлению объектов жизнеобеспечения населения, аэродромов, дорог,переправ и других важных элементов инфраструктуры
Одними из задач гражданской обороны являются:
1. Обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих в результате чрезвычайных ситуаций.
2. Оповещение населения об опасности.
Это должен знать каждый!
Сигналы гражданской обороны
(в мирное время)
- Единый предупредительный сигнал –
В н и м а н и е в с е м!
2. Способ передачи – сиренами, производственными и транспортными гудками
3. Действия по сигналу - включить радио, телеприёмник для прослушивания экстренного сообщения.
Сигналы оповещения ГО
(в военное время)
Сигнал «Воздушная опасность»
Сигнал «Отбой воздушной опасности»
Сигнал «Угроза химическая заражения»
Сигнал «Угроза радиоактивного заражения»
Действия населения:
- Надеть противогазы или ватно-марлевые повязки.
- Взять документы.
- Выйти из зоны заражения.
- Следовать в безопасное место - убежище.
4.
- Практическая часть
Учащиеся с помощью ваты, марли и ножниц изготавливают элементарное средство защиты органов дыхания - ватно-марлевую повязку, а потом проводят тренировку в одевании ватно-марлевых повязок, а так же учащиеся демонстрируют процесс одевания Общевойскового защитного комплекта.
Закрепление знаний.
- Что такое ГО?
- Дата основания ГО в нашей стране.
- Как называется основной закон нормативно-правовой базы системы ГО?
- С какого момента начинается ведение ГО на территории РФ?
Преподаватель: Скажите, где могут научиться навыкам и способам защиты школьники или студенты?
(на уроках ОБЖ, участие в учениях и тренировкам по ГО, чтение памяток и листовок, пособий, прослушивание радиопередач и просмотр телепрограмм по ГО).
Подведение итогов урока (рефлексия).
Итак, сегодня на уроке вы дали понятие ГО, познакомились с историей создания ГО, рассмотрели задачи ГО на современном этапе.
- Полезна ли и интересна была вам информация, полученная на уроке?
- Что вам больше всего понравилось?