Мои публикации.


Предварительный просмотр:

Вкладка к журналу «Начальная школа». 2012. № 7



Предварительный просмотр:








Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

В сокращении

Образовательная программа

дополнительного образования детей.

«Рисуем сказку»

 (декоративно-прикладное творчество, роспись по дереву)

Пузанова Маргарита Алексеевна,  

учитель технологии и педагог

 дополнительного образования ЦО 1423.

Возраст обучающихся – 8-12 лет. Срок реализации – 2 года

Направленность программы - художественно-эстетическая с элементами культурологии.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность и педагогическая целесообразность программы.

Художественное образование и эстетическое воспитание  сегодня становиться актуальным и востребованным. Это связано, прежде всего, с настоятельной необходимостью взаимосвязи образования и воспитания, формированием духовно-нравственных качеств подрастающего поколения. Неоценимое значение для этого имеет русское народное творчество.

           Сохранение культурной среды –  задача не менее существенная,  чем сохранение окружающей природы.  Если природа необходима человеку для его биологической жизни,  то культурная среда столь же необходима для его духовной,  нравственной жизни,  самодисциплины и социализации. Народное искусство является уникальным миром  духовных ценностей,  корнями уходит в далекие народные традиции, которые питают лучшие образцы  материальной и духовной культуры. Современный человек все больше утрачивает связь с народным искусством, что приводит к потере связи с поколениями, обнищанию духовного мира человека.

Роспись по дереву  является частью народного искусства, частью фольклора, народного творчества и  народной  мудрости. Связь поколений существует благодаря преемственности и обучению нового, молодого поколения традициям и технике выполнения художественной росписи, она как мостик связывает нас с прошлым, без которого невозможно и будущее.  

Данная программа помогает обучающимся познакомиться с культурой и бытом русского народа, узнать новое в области культурологии, общие законы декоративно-прикладного творчества, росписи по дереву - увлекательное самобытное творчество, несущее большой заряд духовно-нравственного и культурно-эстетического содержания.

Овладение техникой  искусства росписи по дереву является неотъемлемой частью знаний по традиционной культуре. При этом развитие творческих способностей у детей, осваивающих этот вид художественной деятельности, должно осуществляться в единстве с формированием духовно-нравственных качеств личности и ценностных ориентаций. Опора на национальное, народное искусство, родное и  близкое, позволяет сделать молодое поколение наследниками своей культуры, передать им традиции, а восприятие эстетической культуры через развитие исторической памяти развивает интерес к национальной культуре.

Данная образовательная программа ориентирована на детей среднего школьного возраста, когда восприятие информации и познавательные интересы носят, с одной стороны, конкретно-образный характер, но одновременно с этим дети тяготеют к фантастически-сказочным сюжетам, где происходит борьба между добром и злом, преобладают яркие и запоминающиеся образы. Сказочные животные и птицы, яркие краски растений, необыкновенной красоты цветы привлекают интерес и желание детей заниматься декоративно-прикладным искусством и таким его направлением как роспись по дереву.

Отличительные особенности программы.

        Программа  разработана и апробирована в  ГБОУ ЦО № 1423 ЮВАО г. Москвы. На занятиях студии «Городец»  воспитанники получают представления о художественном творчестве, приобретают графические  и допрофессиональные навыки в изобразительной области художественной культуры.

В основу  данной программы  положены следующие постулаты:

  • изучение опыта поколений  с учетом современных потребностей, речь идет о народных традициях и их значении для полноценного духовно-нравственного развития подрастающего поколения;
  • ремесло росписи по дереву рассматривается как составная часть народного искусства;
  • роспись, как и изобразительное искусство, подчиняется общим законам декоративно-прикладного творчества, но имеет свои, довольно специфические свойства и особенности;
  • интегрированная связь с другими предметами и образовательными программами.

Данная программа выходит за рамки типичных аналогичного направления образовательных программ, ее отличительной особенностью является индивидуальная работа каждого участника по овладению приемам росписи, способности чувствовать и передавать свободу  и красоту живописного мазка.

При обучении минимально используются готовые шаблоны и заготовки, предлагаемые детям педагогом. С одной стороны, это осложняет и затягивает процесс овладения техникой росписи, с другой, дает возможность почувствовать себя «свободным художником», выявляет возможности и творческий потенциал каждого ребенка.  Роспись, как и любой другой вид художественной деятельности, подчиняется общим законам декоративно-прикладного искусства, но имеет свои специфические свойства, требующие детального изучения.

 В ходе обучения  ребенок не просто  осваивает  необходимый теоретический и практический  материал в свойственном ему темпе, но также может выбрать – на каком уровне он может приостановить, а затем продолжить свое обучение. В программе предусмотрена возможность обучения с применением компьютера и мультимедийных средств.

Вся программа представляет собой комплекс занятий по изучению истории промысла, техники росписи и основные композиционные приемы. Охватить необъятное море народного искусства невозможно, поэтому в программе для обучения детей  выбрана  Городецкая роспись, как отправная точка.  Такая узкая, как может показаться на первый взгляд, направленность не ограничивает творческую активность детей, а является толчком к самопознанию. Программа  позволяет достичь начальных допрофессиональных навыков в технике выполнения приемов росписи, обогащает внутренний мир ребенка, помогает ему проникнуть в глубины народной культуры. Знакомство с различными промыслами  и в том числе художественной росписью  доступно практически всем возрастным группам, различия лишь состоят в степени сложности  изучаемого материала.

К отличительным особенностям данной программы относится также включение в ее содержание культурологической проблематики, таких аспектов материальной и духовной культуры как:

  • влияние мифологии  на сознание человека;
  • влияние традиций, обрядов и обычаев  народов Нижнего Новгорода и Севера;
  • развитие торговых отношений между народами, взаимное влияние различных культур;
  • изменения общественного строя и материального мира на протяжении определенного промежутка времени и отражение этих изменений в культуре и быте.

  История развития того или иного вида ремесла тесно связана с историей народа конкретной местности. На занятиях в творческой мастерской  дети знакомятся с  природными материалами, которые использовались в  повседневной жизни, познают  народные обычаи и традиции, учатся воспринимать и принимать культуру своих далеких предков через предметы декоративно-бытового назначения.  

Цель программы – обучение детей  основам народного художественного творчества через познание и овладение приемами росписи по дереву, приобщение к особенностям социокультурной среды, раскрытие и развитие потенциальных творческих  способностей каждого ребенка.

Задачи.

Обучающие:

  • дать  знания по истории русской культуры на примерах отдельных регионов (Русского Севера и Нижнего Новгорода), а также по истории возникновения и развития искусства художественной росписи по дереву;
  • дать общие представления о графических и свободнокистевых видах росписи,  освоение технических приемов их выполнения,  изучение характерных особенностей орнамента, композиции и  цветового построения различных видов росписи;
  • обучить основам цветоведения и построения декоративной композиции;
  • познакомить  с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства и росписи по дереву.

Развивающие:

  • развитие образного мышления,  эстетического  вкуса и чувства прекрасного;
  • развитие творческого подхода к работе;
  • графические  и допрофессиональные навыки в изобразительной области художественной культуры;
  • формирование стремления самостоятельно строить свою жизнь,  адаптироваться к социальным условиям и быть активной личностью;
  • развитие  интеллектуального потенциала личности;
  • выявить и развить индивидуальный почерк при выполнении росписи по дереву.

Воспитательные:

  • воспитывать у детей чувство гражданственности и патриотизма через изучение народного творчества, возрождение и развитие национальных традиций;
  • воспитание трудолюбия,  бережливости и аккуратности в работе с материалами и инструментами;
  • формирование доброжелательного отношения детей друг к другу, сопереживания;
  • воспитание чувства любви и уважения к творчеству народных мастеров, народным традициям;
  • создавать в студии соответствующую нравственную и эстетическую среду;
  • воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени.

Возраст обучающихся:  8-12 лет. Занятия проводятся по учебным группам, которые комплектуются вне зависимости от творческих способностей детей, принимаются все желающие.

Количественный состав  учебных групп постоянного состава:

-первый год обучения – 12-15 человек;

-второй год обучения – 10-13 человек.

Формы и режим занятий.

 Количество часов в каждый год обучения составляет 76 часов из расчета одно занятие в неделю по два учебных часа.

Теоретические и практические занятия тесно взаимосвязаны; преобладающее значение имеет практическая часть программы, на которую отведено приблизительно 4/5 времени.

Программа предполагает возможность вариативного содержания. В зависимости от особенностей творческого развития детей педагог может вносить изменения в содержание занятий, дополнять практические задания новыми изделиями.

Ожидаемые результаты.

После первого года обучения обучающиеся:

будут знать и уметь:

  • получат   общее представление о росписи, о народных ремеслах  и мастерах Городецкой росписи;
  • получат представление о влиянии традиций и обрядов на виды росписи народов Нижнего Новгорода и севера;
  • смогут различать  виды росписей;
  • смогут увидеть, как на протяжении веков с развитием культуры, отношениями между народами изменялось само понятие «роспись» и сюжеты композиции;  
  • овладеют основными приемами выполнения элементов городецкой  росписи;
  • овладеют начальными знаниями по композиции и орнаменту;
  • получат первоначальные знания в  цветоведении и подборе красок для выполнения городецкой росписи;
  • смогут выполнять несложные композиции с применением полученных знаний;
  • смогут работать  самостоятельно;
  • получат опыт работы в коллективе;
  • смогут получить представление о народной культуре в целом.

     После второго года обучения предполагается, что обучающиеся:

  • будут владеть приемами свободной кистевой росписи;
  • научатся приемам составления композиций в соответствии с традициями и влиянием различных культур на становление росписи;
  • смогут правильно выбрать предмет для росписи;
  • будут уметь правильно пользоваться инструментами и самостоятельно готовить объект для росписи;
  • будут уметь правильно выполнять этапы росписи и обработку деревянных поверхностей;
  • научатся оформлять и подготавливать изделия для демонстрации на выставках, конкурсах, конференциях;
  • смогут различать работы мастеров Нижнего Новгорода и Севера, а также смогут различать роспись других народов;
  • смогут применять полученные знания для своего творческого развития и развивать тему традиционной росписи в соответствии с современными культурными запросами;
  • смогут почувствовать себя единым целым с народной культурой, с ее традициями и обрядами;
  • будут иметь возможность развивать полученные знания и умения и применять их в жизни;
  • смогут увидеть перспективы своих профессиональных способностей в области ДПИ, культурного развития и приумножения традиций русской школы росписи;
  • получат знания о разных видах росписи, традициях, обрядах и смогут использовать полученные знания не только на занятиях, но и в дальнейшей жизни.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Первый год обучения

п/п

Наименование разделов и  тем

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие.

1

-

1

22

Декоративно-прикладное искусство. Культура и искусство в современном мире.

1

-

1

3

История создания и развития  росписи.

1

3

4

3.1

Корни и традиции городецкой росписи. Мастера городецкой росписи.

0,5

-

0,5

3.2

Инструменты и материалы.

0.5

1.5

2

3.3

Древесина.

-

1,5

1,5

4

Элементы цветоведения.

1

3

4

4.1

Цветовой круг

0,5

1,5

2

4.2

Символическое значение цвета.

0,5

1,5

2

5

Узоры.

1

5

6

5.1

Простые узоры.

1

1

2

5.2

Простые природные узоры.

-

2

2

5.3

Простые геометрические узоры. Составление композиции из геометрических форм.

-

2

2

6

Городецкая роспись.

1

3

4

6.1

Экскурсия в виртуальный музей городецких мастеров

2

-

2

6.2

Знакомство с техникой росписи.

-

2

2

7.

Упражнения по постановке руки.

1

11

12

7.1

Основные  простые элементы росписи.

0,5

6

6,5

7.2

Этапы выполнения росписи.

Оформление края изделия.

0,5

3

3,5

7.3

Практическая работа по выбору.

-

2

2

8

Городецкие цветы.

1

5

6

8.1

Последовательность выполнения городецких цветов.

1

1

2

8.2

Практическая работа.

-

4

4

9.

Выполнение росписи изделия. Доска.

1

5

6

9.1

Подготовка деревянной поверхности. Составление эскиза.

1

1

2

9.2

Роспись деревянной доски.

-

4

4

10

Орнаменты и узоры.

2

18

20

10.1

Виды орнаментов.

0,5

1,5

2

10.2

Прорисовка цветов и простых элементов росписи с использованием понятия орнамент.

0,5

3,5

4

10.3

Городецкие орнаменты.

0,5

3,5

4

10.4

Узор и орнамент. Основы декоративной композиции.

0,5

3,5

4

10.5

Роспись панно.

-

6

6

11

Городецкие птицы.

1

16

17

11.1

Петух.

-

2

2

11.2

Голубь.

-

2

2

11.3

Кукушка.

-

2

2

11.4

Птицы волшебного сада.

1

5

6

11.5

Выполнение сюжетной композиции.

-

5

5

12

Итоговое занятие

-

1

1

Всего:

13

63

76

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Первый год обучения

 Раздел 1. Вводное занятие.

Знакомство с учебной группой и родителями детей. Рассказ о работе кружка, плане проведения занятий и их тематике. Демонстрация изделий выполненных в стиле городецкой росписи.  Запись в группы. Техника безопасности и правила поведения на занятиях.

Раздел 2. Декоративно-прикладное искусство (ДПИ). Культура и искусство в современном мире.

Экскурсия во Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства. Виды ДПИ. Особенности и роль ДПИ в жизни человека и общества в целом. О роли в возрождении народных промыслов и подробное знакомство с росписями по дереву (Хохлома, Городец, Северная роспись и т.д.)

Раздел 3. История создания и развития  росписи.

Тема 3.1. Корни и традиции городецкой росписи.

История создания и развития городецкой росписи.  Мастера прошлого и настоящего. «Виртуальная экскурсия» по выставке изделий, расписанных по мотивам городецкой росписи.

Тема 3.2. Инструменты и материалы. 

Правила работы и безопасного труда.

Кисти и их разновидности. Маркировка кистей.  Краски и их использование.

Практическая работа. Как правильно выбрать инструмент при работе (определение кончика кисти). Смешивание красок.

Тема 3.3.  Древесина.

 Определение качества древесины и способы ее обработки.

Практическая работа.  Обработка деревянной поверхности, тонирование поверхности.

Раздел 4. Элементы цветоведения.

Тема 4.1. Цветовой круг.

 Теплые и холодные цвета. Основные и дополнительные цвета. Физическое и эмоционально-психологическое воздействие цвета на восприятие.

Практическая работа.  Работа с цветовым кругом.

Тема 4.2. Символическое значение цвета.

 Легенда о цвете и его значении в жизни человека. Городецкие цвета  и их получение.

Практическая работа.  Получение зеленого цвета.

Раздел  5. Узоры.

Тема 5.1.  Простые узоры.

Знакомство с простыми узорами и их составляющими.

Практическая работа.  Составление узора с помощью шаблонов.

Тема 5.2.  Простые природные узоры.

Эстамп. Сбор природного материала для составления и выполнения эстампа.

Практическая работа. Составление природного  узора с помощью листьев.

Тема 5.3.  Простые геометрические узоры.

Составление композиции из геометрических форм. Симметрия.

Практическая работа. Составление геометрического узора.

Раздел 6. Городецкая роспись.

Тема 6.1. Экскурсия в виртуальный музей городецких мастеров

Знакомство с культурой и бытом заволжских мастеров. История и современность.

Тема 6.2. Знакомство с техникой росписи.

Знакомство с работами мастеров городецкой росписи.  

Практическая работа.  Просмотр работ выполненных в технике городецкой росписи и их анализ.

Раздел 7. Упражнения по постановке руки.

Тема 7.1. Основные  простые элементы росписи.

 Основные элементы городецкой росписи: дуга, капелька, спираль, штрихи, точка, скобочка.

Практическая работа. Выполнение основных элементов росписи.

Тема 7.2. Этапы выполнения росписи. Оформление края изделия.

Этапы росписи: подмалевок; теневка; оживка. Что такое украешки и их  выполнение.

Практическая работа. Выполнение этапов  росписи на примере листиков и кустиков.

Тема 7.3. Практическая работа по выбору.

Раздел 8. Городецкие цветы.

Тема 8.1. Последовательность выполнения городецких цветов

 Купавка, розан, ромашка, бутон, городецкая роза.

Практическая работа. Выполнение подмалевков.

Тема 8.2. Практическая работа.

Выполнение городецких цветов (купавка, розан, ромашка, бутон, городецкая роза).

Раздел 9. Выполнение росписи изделия. Доска.

Тема 9.1. Подготовка деревянной поверхности. Составление эскиза.

Последовательность выполнения изделия. Обработка поверхности  наждачной бумагой.

Прорисовка эскиза на бумаге.

Практическая работа.  Зашкуривание доски. Выполнение эскиза.

Тема 9.2. Роспись деревянной доски.

Нанесение рисунка эскиза на деревянную поверхность. Роспись.

Практическая работа. Выполнение росписи по заранее выполненному эскизу.

Раздел 10. Орнаменты и узоры.

Тема 10.1. Виды орнаментов.

Понятие орнамента. Виды орнаментов и их изображение. Отличительные особенности орнаментов и их использование в декоративном творчестве.

Практическая работа. Составление одного из видов орнамента.

Тема 10.2. Прорисовка цветов и простых элементов росписи с использованием понятия орнамент.

Орнаментальная полоса и ее составление. Использование городецких цветов и правила заполнения орнаментальной полосы.

Практическая работа. Эскиз с элементами городца в орнаментальной полосе.

Тема 10. 3. Городецкие орнаменты.

Орнамент, декор, украшение. Слова синонимы. Орнамент не существует без предмета, который он украшает. Виды орнаментов. Общее и различия.

Практическая работа. Продолжить орнаменты.

Тема 10.4. Узор и орнамент. Основы декоративной композиции.

Понятие «узор» и «орнамент». Основные законы композиции. Определение главного композиционного центра, симметрия в композиции, ритм, пропорциональность, масштабность.

Практическая работа. Выполнение  композиции по образцу.

Тема 10.5. Роспись панно.

Этапы росписи. Правила составления композиции.  Выполнение эскиза. Подготовка деревянной поверхности. Роспись.

Практическая работа. Выполнение панно.

Раздел 11.Городецкие птицы.

Тема 11.1. Петух.

История рисунка. Последовательность выполнения петуха.. Основные этапы работы.  

Практическая работа. Роспись городецкого петуха.

Тема 11.2. Голубь.

Последовательность выполнения голубя. Основные этапы работы.  

Практическая работа. Роспись городецкого голубя.

Тема 11.3. Кукушка.

Последовательность выполнения кукушки. Основные этапы работы.  

Практическая работа. Роспись городецкой кукушки.

Тема 11.4. Птицы волшебного сада.

Легенда о волшебном саде. Птицы как посредники между землей и небом. Образ птицы в мифологии.

Практическая работа. Роспись  павлина и жар-птицы.

Тема 11.5. Выполнение сюжетной композиции.

Практическая работа. Составление сюжетной линии-композиции с использованием полученных  знаний.

Раздел 12. Итоговое занятие.

Подведение итогов года, проведение выставки работ.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Второй год обучения

п/п

Наименование разделов и  тем

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие.

Декоративно-прикладное искусство и его роль  в современном мире

2

-

2

2

Городецкий конь - символ богатства

1

5

6

2.1

 Образ коня в мифологии.

1

-

1

2.2

Прорисовка и последовательность выполнения городецкого коня.

-

5

5

3

Композиции.

1

4

5

3.1

Узор в прямоугольной форме с одним крупным цветком и несколькими мелкими.

1

1

2

3.2

Узор в прямоугольной форме с двумя крупными, в сочетании с разным количеством мелких цветов.

-

1,5

1,5

3.3

Узор в прямоугольной форме с тремя крупными, в сочетании с разным количеством мелких цветов.

-

1,5

1,5

4

Сложные элементы росписи.

2

12

14

4.1

 Букет.

1

1

2

4.2

Гирлянда

-

2

2

4.3

Ромб.

-

2

2

4.4

Цветочная полоса.

-

2

2

4.5

 Венок.

-

2

2

4.6

Цветочная роспись с включением мотива «птица», «конь».

1

3

4

5

Сюжетная роспись.

2

15

17

5.1

Деревья.

-

2

2

5.2

Люди.

-

3

3

5.3

Классификация работ по сюжетам.

1

-

1

5.4

Выполнение эскиза работы

-

2

2

5.5

Выбор и подготовка рабочей поверхности.

0.5

1,5

2

5.6

Работа над выполнением изделия.

0.5

6,5

7

6

Сложные поверхности и их роспись

2,5

9,5

12

6.1

Роспись круглой формы и особенности такой росписи.

1

1

2

6.2

Составление эскиза росписи

-

2

2

6.3

Подготовка овальной формы для росписи

0,5

1,5

2

6.4

Выполнение работы.

1

5

6

7

Северодвинская роспись.

2

13

15

7.1

Культура росписи  разных народов.

1

-

1

7.2

Приемы выполнения росписи.

1

3

4

7.3

Украшение края работы.

-

2

2

7.4

Выполнение эскиза.

-

2

2

7.5

Роспись изделия.

-

6

6

8

Мастерские по выбору.

1

3

4

9

Итоговое занятие

1

-

1

Итого:

14,5

61,5

76

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Второй год обучения

Раздел 1. Вводное занятие. Декоративно-прикладное искусство и его роль  в современном мире.

Знакомство с программой второго года обучения.

Техника безопасности и правила поведения на занятиях – повторный инструктаж.

Викторина «Что я знаю о декоративно-прикладном искусстве».

Раздел 2. Городецкий конь - символ богатства

Тема 2.1. Образ коня в мифологии.

Культурное наследие наших предков. Символы и обереги.

Тема 2.2. Прорисовка и последовательность выполнения городецкого коня.

Два способа прорисовки коня.

Практическая работа. Этапы выполнения росписи коня. 

Раздел 3. Композиции.

Тема 3.1. Узор в прямоугольной форме с одним крупным цветком и несколькими мелкими.

Традиционные схемы расположения узора в прямоугольной форме.

Практическая работа. Упражнения в составлении композиции узора в прямоугольной форме с одним крупным цветком и несколькими мелкими.

Тема 3.2. Узор в прямоугольной форме с двумя крупными, в сочетании с разным количеством мелких цветов.

Традиционные схемы расположения узора в прямоугольной форме.

Практическая работа. Упражнения в составлении композиции узора в прямоугольной форме с  двумя крупными, в сочетании с разным количеством мелких цветов.

Тема 3.3. Узор в прямоугольной форме с тремя крупными, в сочетании с разным количеством мелких цветов.

Традиционные схемы расположения узора в прямоугольной форме.

Практическая работа. Упражнения в составлении композиции узора в прямоугольной форме с тремя крупными, в сочетании с разным количеством мелких цветов.

Раздел 4. Сложные элементы росписи.

Тема 4.1. Букет.

Сложные элементы росписи. Приемы составления и согласования элементов.

Практическая работа. Составление букета из розанов.

Тема 4.2. Гирлянда

Практическая работа. Составление гирлянды из цветов.

Тема 4.3. Ромб.

Практическая работа. Составление композиции в ромбе.

Тема 4.4. Цветочная полоса.

Практическая работа. Составление цветочной полосы с использованием изученных видов цветов.

Тема 4.5. Венок.

Практическая работа. Составление композиции.

Тема 4.6. Цветочная роспись с включением мотива «птица», «конь».

Практическая работа.  Выполнение росписи.

Раздел 5. Сюжетная роспись.

Тема 5.1. Деревья.

Сюжетная роспись и композиция. Сходство и различие.  Изображение  деревьев.

Практическая работа.  Выполнение этапов работы.

Тема 5.2. Люди.

Роспись человека. Особенности.

Практическая работа.  Выполнение этапов работы.

Тема 5.3. Классификация работ по сюжетам.

Видеопросмотр работ городецких мастеров. Выбор темы своей работы.

Тема 5.4. Выполнение эскиза работы.

Прорисовка сюжетной композиции по выбранному образцу.

Практическая работа.  Выполнение эскиза.

Тема 5.5. Выбор и подготовка рабочей поверхности.

Древесина и ее свойства. Способы обработки поверхности древесины. Грунтовка крахмальным клейстером. Тонировка. Виды лаков. Техника безопасного труда.

Практическая работа.  Подготовка рабочей поверхности.

Тема 5.6. Работа над выполнением изделия.

Практическая работа.    Роспись изделия по заготовленному эскизу.

Раздел 6. Сложные поверхности и их роспись

Тема 6.1. Роспись круглой формы и особенности такой росписи.

Формы  и  образы. Символы в формах. Круг и его защитные свойства. Особенности росписи круглой формы, расположение центрального пятна.

Практическая работа. Составление наброска   росписи.

Тема 6.2. Составление эскиза росписи

Практическая работа. Составление эскиза  сюжетной росписи по теме пасхальные мотивы.

Тема 6.3. Подготовка овальной формы для росписи.

Способы выполнения папье-маше. Использование пластилина или керамических поверхностей для создания нужных форм

Практическая работа. Выполнение формы для росписи.

Тема 6.4. Выполнение работы.

Практическая работа.  Выполнение росписи овальной или круглой формы.

Раздел 7. Северодвинская роспись.

Тема 7.1. Культура росписи  разных народов.

Культура росписи  жителей Нижнего Новгорода и Севера (Архангельская область). Разделение и особенности северодвинской росписи в зависимости от области проживания мастеров. Пермогорская, Борецкая, Ракульская росписи. Культурное наследие народов Севера.

Тема 7.2. Приемы выполнения росписи.

 Инструменты и материалы. Основные элементы. Края и контур. Основные цвета.

Практическая работа. Выполнение элементов росписи.

Тема 7.3. Украшение края работы.

Практическая работа. Закончить элементы оформления края изделия по образцу.

Тема 7.4. Выполнение эскиза.

 Выбор формы изделия и природного материала для его выполнения. Подготовка рабочей поверхности. Составление эскиза.  

Практическая работа.  Выполнение эскиза и подготовка деревянной поверхности.

Тема 7.5. Роспись изделия.

Практическая работа.  Выполнение северодвинской росписи.

Раздел 8. Мастерские по выбору.

Подведение итогов обучения.

Практическая работа.   Проведение занятий в  младшей группы, викторина-игра «Сказочные мотивы»

Раздел 9. Итоговое занятие.

Подведение итогов года, проведение выставки работ. Награждение участников конкурсов, активных участников творческого коллектива.

Методическое обеспечение программы.

При изучении данного курса целесообразно использовать следующие типы занятий:

  • комбинированные занятия, на которых будет происходить изучение нового материала, закрепление и повторение пройденного, изученного материала, самостоятельная поисковая работа, применение на практике полученных умений и навыков;
  • занятия в форме игры, путешествия которые позволят обучающимся раскрыть свои творческие способности, умение оценивать себя с разных сторон;
  • экскурсии.

 При реализации программы  используется комплект дидактических материалов. В его состав входит:

1. Иллюстрационный материал:

1.1.Цветоведение в композиции.

1.1.1.  Цветовой круг

1.1.2. Цвет и его значение

1.2.Прорисовка простых элементов росписи и цветов.

1.2.1. Схемы выполнения дуги, капельки, спирали, штрихов, точек, скобочек

1.2.2. Схема выполнения городецкой розы

1.2.3. Схема выполнения розанов

1.2.4. Схема выполнения купавки

1.2.5. Схема выполнения ромашки

1.2.6. Схема выполнения бутонов

1.2.7. Схема выполнения листьев

1.2.8. Схема выполнения кустиков

1.3. Узор и орнамент. Основы декоративной композиции.  

1.3.1.Виды орнаментов

1.3.2.Орнаментальная полоса

1.3.3.Виды узоров

1.3.4.Основы составления композиций

1.3.5.Схемы украешков

1.3.6.Составление  узора с использованием шаблонов

1.4. Птицы волшебного сада.

1.4.1.Последовательность выполнения городецкого фазана

1.4.2.Последовательность выполнения городецкого петуха

1.4.3.Последовательность выполнения городецкого голубя

1.4.4.Последовательность выполнения городецкой кукушки

1.4.5.Последовательность выполнения городецкого павлина

1.5.Выполнение сюжетной композиции.

1.5.1.Виды композиций

1.5.2.Схемы расположения узора в прямоугольной форме:

с одним крупным цветком и несколькими мелкими;

1.5.3.Схемы расположения узора в прямоугольной форме:

с двумя крупными, в сочетании с разным количеством мелких цветов;

1.5.4.Схемы расположения узора в прямоугольной форме:

с тремя крупными, в сочетании с разным количеством мелких цветов.

1.6.Сложные элементы росписи.

1.6.1.Схемы составления цветочной росписи

1.6.2.Схема составления букета

1.6.3.Схема составления гирлянды

1.6.4.Схема составления ромба

1.6.5.Схема составления цветочной полосы

1.6.6.Схемы выполнения росписи в круглой форме

1.6.7.Схемы работы в круге

1.6.8.Эскизы

1.7.Городецкий конь.

1.7.1.Последовательность выполнения городецкого коня

1.7.2.Эскизы

1.8.Сюжетная роспись.

1.8.1.Схема выполнения деревьев

1.8.2.Человек. Виды составления пропорционального образа. Схемы.

1.9.Выбор и подготовка рабочей поверхности.

1.9.1.Виды  древесины

1.9.2.Образцы наждачной бумаги

1.9.3.Классификация лаков

1.10.Приемы выполнения северодвинской росписи.

1.10.1. Демонстрационные образцы

1.10.2.Схемы выполнения  Пучугской росписи

1.10.3. Схемы выполнения   Борецкой росписи

1.10.4.Схемы выполнения Тотемской росписи 

1.10.5.Образцы выполнения композиций

2.Разработанные автором программы мультимедийные презентации

2.1.История народных промыслов

2.2.История городецкой росписи

2.3.Мир Городца

2.4.Городецкая роспись в работах мастеров. Продолжение традиций

2.5.Современный мир искусства

2.6.Экскурсия в виртуальный музей росписи

2.7.Виртуальная экскурсия в мир творчества

2.8.Работы учеников. Наши достижения, выставки работ

2.9.ТБ при выполнении работы

2.10.Виды древесины. Виды древесины и способы их обработки. Доски и их   роспись.

2.11.Воздействие цвета на человека.

2.12.Цветовой круг. Городецкая гамма.

            2.13.Симметрия в природе

2.14.Городецкие цветы

2.15.Составление цветочной росписи

2.16.Какая форма лучше

2.17.«Пасхальные мотивы»

2.18.Приемы составления композиций

            2.19.Изделия Северной Двины. Доски и их роспись

2.20.Как подготовить и оформить представленную работу на выставку

3. Видеосюжеты

3.1.Этапы выполнения городецкого коня

3.2.Этапы выполнения городецкой росписи

3.3. Этапы выполнения городецких цветов

3.4.Постановка руки

В ходе проведения занятий используются:

  • словесные методы (рассказ, лекция, беседа, дискуссия, объяснение и т.д.)
  • метод показа (демонстрация приемов росписи, образцов готовых изделий;
  • экскурсии, выставки и т.д.
  • метод упражнений (систематическое выполнение и повторение изучаемых элементов; закрепление полученных знаний, умений, навыков)
  • метод убеждения (эмоционально-словестное воздействие; разъяснение и т.д.)
  •  метод состязательности (проверка на практике полученных знаний и умений; демонстрация достижений; определение и разбор ошибок и пути их исправления)
  • работа с родителями (родительские собрания; совместные мероприятия и т.д.)
  • опросы, анкетирование.

     Реализация программы осуществляется с использованием следующих организационных форм образовательной деятельности:

  • учебное  занятие
  • тематические экскурсии
  • совместная деятельность педагога, обучающихся и родителей
  • открытые занятия
  • мастер-классы
  • конкурсы, выставки и т.д.

В качестве музыкального ряда на занятиях используются:

  • Записи выступлений фольклорного ансамбля «Казачий круг»
  • Народные песни. «Ах, Самара городок», «Вниз по Волге реке» и т.д.
  • Народные проигрыши.
  • Музыкальные заставки для оформления конкурсов, конференций, игровых минуток.
  • Частушки и фрагменты музыкальных произведений.
  • Аудио футаж – Музыкальные заставки.

       В ходе работы  на занятиях дополнительного образования  создается необычная среда и атмосфера творчества, дружелюбия, поддержки и направленности на успех. Весь процесс учебной  деятельности направлен на развитие творческих способностей ребенка, радостных переживаниях познания, реализации себя в выбранной деятельности.

Сценарий проведения открытого занятия

Раздел 2. Городецкий конь - символ богатства

Тема 2.2  " Городецкий конь".

Задачи занятия:

1.Стимулировать художественно-творческую активность.

2.Формировать интерес к истокам культуры, интерес к русскому народному  творчеству.

3.Создать атмосферу увлекательного эстетического познания народных промыслов.

4.Развивать художественный вкус, правильное восприятие цвета, подарить радость творчества, научить работать.

5.Развивать навыки создания образа коня через выполнение городецкой композиции.

6.Обучить нескольким приемам городецкой росписи, на примере «городецкого коня», познакомить с основными этапами росписи.

Оборудование и материалы:

Для педагога:

-мультимедиа;

-магнитная доска:

-таблица «Поэтапная прорисовка городецкого коня»;

-образцы элементов росписи;

-видеоматериалы

Для детей:

-бумага для выполнения проверочных упражнений по постановке руки;

-заготовка для выполнения композиции;

-гуашевые краски;

-кисточки белка № 1, №2, №3 (или пони)

-баночка с водой;

-альбом с образцами выполнения последовательности прорисовки «Городецкого коня» и основных элементов (капелька, спираль, точка);

-салфетки.

Музыкальный ряд:

Русские народные песни (попурри) в современной обработке.

Зрительный ряд:

-образцы композиций;

-расписные изделия;

-видеоматериал «Прорисовка коня».

Используемые методы и технологии:

1.Метод интеграции искусств.

2.Метод сравнений (ассоциации).

3. Технологии сотрудничества.

4. ИКТ – технологии.

5. Игровые технологии, ролевые и учебно-деловые игры.

План занятия.

1.Организационный момент. Вводное слово педагога. 

2. Экскурс в  историю  городецкого промысла.

2.1.Когда и где возникло искусство Городца.

2.2. Основные сюжеты.

2.3.Технология росписи и основные ее этапы.

3. Выполнение практического задания.

4. Итог занятия.

Ход занятия:

 (1слайд)

1.Организационный момент. Вводное слово педагога. 

Здравствуйте!  Сегодня я познакомлю вас с одним из видов народных промыслов – городецкой росписью. Но прежде чем мы окунемся  с вами в мир рисунка, разрешите  представиться - Маргарита Алексеевна,  учитель технологии и педагог дополнительного образования ЦО 1423.

Ребята, а Вы  хотели бы научиться писать как городецкие мастера картины, расписывать предметы быта? А может быть  кто-то из вас уже знаком с ней?

2. Экскурс в  историю  городецкого промысла.

(2 слайд)

Городецкая роспись -
Как ее нам не знать…
Здесь такие узоры, 
Что ни в сказке сказать,
Здесь такие
сюжеты -
Ни пером описать.
Городецкая роспись -
Как ее нам не знать.

(3 слайд)

 Роспись, которая ныне называется городецкой, родилась в Поволжье, в деревнях, расположенных на берегах чистой и светлой речки Узоры. В селениях Косково, Курцево, Хлебаиха, Репино, Савино, Боярское и др. В XVIII в. возникает центр производства прядильных донец и игрушек. Свои изделия крестьяне отвозили продавать на ярмарку в село Городец. Поэтому роспись, выполненная на этих изделиях, получила название Городецкая.

Первоначально мастера расписывали деревянные донца прялок, слово "донце" означает "дощечку, на которую садится у нас пряха, втыкая в нее гребень". Окончив работу, она вынимала гребень, а донце вешала на стену, и оно украшало избу. Поэтому народные умельцы уделяли особое внимание украшению досок резьбой и росписью. Прялка была верной спутницей на протяжении всей жизни крестьянки. Часто служила подарком: жених дарил ее невесте, отец — дочери, муж — жене. Поэтому донце выбиралось нарядное, красочное, всем на радость и удивление. Прялка передавалась по наследству, ее берегли и хранили. Роспись выполняли на деревянной поверхности, предварительно ее подготовив.

Посмотрите на работы мастеров, что они в основном писали?

 (4 слайд)

Росписи выполняются гуашью. Сначала готовят фон, на него наносят главные фигуры, букеты. Основной цвет городецких росписей ярко-красный.

 (5 слайд)

Синий, зеленый и иногда «разбеленные» тона (розовый, голубой) используются для написания узора, черный и белый – для проработки деталей. Мастера прорисовывали свою работу в несколько этапов:

Первый — подмалевка, т.е. круговое движение кистью, нанесение одного цветового пятна. Подмалевка выполняется широкой плоской кистью — флейц или беличья № 3. Главное при этом — научиться брать нужное количество краски на кисть. Если краски окажется мало, то подмалевка получится бледной, невыразительной; если много — то при высыхании  краска начнет отслаиваться.

Второй этап — теневка (или оттенок), т.е. нанесение скобки. Чтобы правильно нарисовать скобку, вначале надо лишь слегка прикоснуться к бумаге кончиком кисти и провести тонкую линию; к середине сильно нажать на кисть, а завершить скобку опять тонкой линией. Следить за тем, чтобы кисть была перпендикулярна листу бумаги. Третий этап — оживка (или разживка), т.е. тонкая разделка орнаментальных форм белилами. Оживки всегда наносят на однотонные силуэты, что придает им некоторую объемность.

(6 слайд)

Городецкая роспись

необычная, 
Композиция здесь 
симметричная.
В букеты собраны цветы 
необычной красоты. 
Рисунки яркие мерцают, 
Оживка белая их оживляет.

(7 слайд)

Ребята, а что Вы видите в центре этих композиции?

Интересно, а Вы бы хотели научиться писать такого коня?

Попробуем?

3. Выполнение практического задания.

 (8 слайд)

Посмотрите, как мы будем это делать.

В основу рисунка положена обыкновенная капелька.  А кто помнит, как она выглядит? (Нарисуйте мне капельку рукой в воздухе.)

А теперь давайте возьмем в руки кисточку и попробуем повторить то, что сейчас увидели.

А помогать нам будет наша помощница – рука:

Кисточка в руках у нас словно птица падающая вниз,

ничто не может удержать ее только наша кисть.

(9 слайд)

Посмотрите на основное положение кисточки в  городецкой росписи:

в росписи участвует только кончик кисточки, он тонкий, словно перышко, кисточка легкими движениями двух пальцев совершает узор, слегка касаясь поверхности… Локоть фиксируется, а кисть руки полностью свободна дли выполнения неразрывных пластичных мазков, как на гладких плоскостях, так и на сферических или цилиндрических поверхностях. В процессе работы можно опираться на оттопыренный мизинец, слегка касаясь им изделия.

Ролик с музыкой.

Прорисуем основные детали лошадки только черной краской – основа туловища состоит из «капельки».

 Городецкий конь — символ богатства. В основном он черного цвета, с маленькой головкой на круто изогнутой шее и аккуратно причесанной гривой. Мастера изображают его несколькими способами. Одни свободными маховыми мазками пишут контур всей фигуры и только потом закрашивают его. Другие строят фигуру коня цветовыми пятнами, начиная с самого крупного вертикального элемента — груди и шеи. К ним прорисовывают очертания сбруи и седла, задней и брюшной части туловища. Плоскость, ограниченная линиями сбруи и седла, в этом варианте остается светлой.

(основа прорисована).

Подскажите мне, сможем ли мы дальше рисовать коня?

Отложим работы, дадим  просохнуть краске.

А сами   поучимся оживлять детали

на простом листе бумаги.

И начнем мы с капельки.

А прежде попробуем нарисовать точку, кисть слегка касается бумаги, прочерчивает тонкую линию и припадает к листу, как будто слегка присела, но не до конца, она лишь слегка прижимается к листу.

Посмотрите на доску, здесь показано, как может выглядеть наша капелька: она как заборчик или как  кустик, а прием написания один и тот же. Пробуем?

(выполнение практической части работы)

А теперь выполним  спираль, не отрывая руки от стола, вращается только кисточка в наших пальцах.

(образцы у вас на столе в альбоме и на доске)

После тренировочных упражнений  возвращаемся к нашей работе.

Возьмем кисточку, окунем ее в воду и наберем на нее красную краску, лишнюю краску слегка снимем о края баночки и прорисуем гриву нашего коня, не забудем о хохолке и перейдем к седлу и сбруе.

Перед вами лежат инструкционные карты,  посмотрите, как  это можно выполнить.

Сравните  с образцами в ваших альбомах  и проверьте, все ли детали прорисованы?

Пока краска будет просыхать, давайте поиграем. Попробуем составить на доске справочник слов, которые мы сегодня услышали на занятиях. Все они уже расположены на нашей доске: сюжет, оживка, яркий цвет краски, подмалевок, капелька, прялка, Городец. А чтобы мы не заблудились в них, я приготовила слово-подсказку. Я  буду задавать вам вопрос, а вы постараетесь найти на него ответ.

Кто знает ответ, поднимает руку.

Начинаем?         Первый вопрос:

1.Как называется город, в котором зародилась Городецкая роспись? Городец

2.Объекты изображения в рисунке, картине, которые изображены в определенной последовательности называется …. сюжетом

Последовательность или связь событий в предмете изображения называется…. сюжет

3.Продолжите предложение: Городецкие мастера в своих работах использовали  …… краски. Яркие.

4.Как называются первоначальные цветовые пятна, выполненные кистью, мы с вами их уже нанесли? Подмалевали! подмалевок.

5.Какой инструмент для прядения  первоначально расписывали городецкие мастера?  прялка

6.Как называется основной элемент росписи, который мы сегодня использовали? капелька.

Молодцы мы, справились с заданием, ну а теперь давайте оживим нашего коня!

Берем в руки самую тонкую кисточку, окунаем ее в воду и набираем на нее белую краску. Лишнюю краску аккуратно убираем.

Оживку начинаем с глаза – он рисуется в виде запятой, все помнят, как она выглядит? (образцы в альбомах, на доске, видеосюжет). Затем прорисовываем  удила, уздечку и переходим к гриве. Справились?

Хорошо, а теперь прорисуем седло, можете сами придумать, как оно будет выглядеть, образцы лежат перед вами.

Осталась сбруя на груди коня и хвост. Хотите прорисовать их сами?

 Но не забываем, что композиция должна быть красивой, правильно составленной, белая краска  лишь вносит оттенок - оживляет сюжет.

4. Итог занятия.

 Вот и получился наш конь богатырский, но что-то не хватает в композиции, подскажите чего?

Жаль, что сегодня наше занятие подошло уже к концу, хочется добавить в нашу композицию цветов, бутонов, листьев, чтобы она заиграла, расцвела, ну как эта (представить образец законченной композиции)

Хочу вас поблагодарить за сегодняшнее занятие, вы все молодцы, а в следующий раз мы продолжим роспись городецкого коня. Жду вас у себя на занятиях! До свидания!

Список использованной литературы.

  1. Неменский Б.М. Программы «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 класс. М., Просвещение, 2009г.
  2. Коновалов А.Е. Городецкая роспись. Горький ,1988г.
  3. Горяева Н.А.  ИЗО. Декоративно-прикладное искусство. Методика преподавания в 5 классе.   Под руководством  Неменского Б.М., М.Просвещение. 2007г.
  4. Горяева Н.А.  ИЗО. Декоративно-прикладное искусство. Учебник для 5 класса.   Под руководством  Неменского Б.М., М.Просвещение. 2009г.
  5. Горяева Н.А.  ИЗО. Декоративно-прикладное искусство. Рабочая тетрадь для 5 класса. Под руководством  Неменского Б.М., М.Просвещение. 2008г.
  6. Дорожин Ю.Г. Городецкая роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. М. Мозаика-Синтез.2007г.
  7. Некрасова М.А. Современное народное искусство. Л., 1980г.  
  8. Рондели Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство; книга для учителя. М., Просвещение, 1984г.
  9. Уткин П.И. Народные художественные промыслы. М., Высшая школа, 1992г.
  10. Дрожжин Г.А. Сохранить традиции народного искусства. Ассоциация «Народные художественные промыслы России», Родина. 2002г.
  11. Жегалова С.О. О русском народном искусстве. Юный художник, 1994г.
  12. Круглова О.В. Народная роспись Северной Двины. М., Изобразительное искусство,1987г.
  13. Тарановская Н.В. Редкий сюжет в народной росписи северодвинского типа // Из истории собирания и изучения произведений народного искусства. Л., 1991

14. Каплан Н.И. Очерки по народному искусству Алтая.- М., 1961. 



Предварительный просмотр:

Предмет: материальная технология

Класс:  5 класс

Тема: Материаловедение

Тип контроля: текущий контроль успеваемости

Форма контроля: тестовое задание

Время на выполнение работы: 15 минут

Цель работы:

-объективно выявить уровень усвоения программного материала;

 - возможность определения уровня усвоения материала учащимися;

- развитие навыков самоконтроля;

- возможность проанализировать деятельность педагога

Планируемые результаты:

использование уровнего подхода к представлению планируемых результатов  дает возможность, как ученику, так и учителю использовать различные инструментарии для оценки достигнутых результатов. В тестовых заданиях используется идеал - эталон для проверки опорного уровня подготовки. В данном варианте предложенных заданий ученик самостоятельно может выбрать уровень тестового задания, что позволяет выстроить ему свою, индивидуальную траекторию обучения. В ходе выполнения нескольких работ у учащихся формируется таблица оценки результатов своей деятельности, которая во многом определяет итоговую оценку по предмету. Мониторинг результатов тестирования позволяет учителю определить так называемые «сильные и слабые» стороны, дает возможность при подготовке к занятиям уделить большее внимание «западающей» стороне изучаемого предмета и выстроить свою дальнейшую деятельность с учетом индивидуальных возможностей учеников.

Ответы и критерии оценивания:

 При работе с тестовыми заданиями следует обратить внимание учащихся на следующие моменты:

-к тестированию необходимо подготовиться;

-время работы ограниченно;

-прежде чем ответить на  задание внимательно вникните в суть вопроса;

-не задерживаться на одном задании,  т.к. время работы ограниченно

Так как представленная работа включает в себя несколько видов тестов, то карточка ответов представлена следующим образом:

Ф.И. класс, тема, дата выполнения работы

Номер вопроса

Вариант ответа

Количество баллов

Общее количество баллов

Время проведения работы: 15 минут

Тестовые задания по разделу «Материаловедение»  5 класс

1 вариант

        

Выберите правильный ответ:

1.Ткань изготавливают на фабрике:

а) швейной,

б) ткацкой,

в) прядильной.

2.Сырьем для получения хлопчатобумажной ткани является:

            а) хлопок,

б) бязь,

в) лен.

3.На ткацких фабриках работают:

        а) ровничницы,

б) ткачихи,

в) прядильщицы.

4. На какие группы делятся все текстильные волокна?

а) растительного и животного происхождения;

б) натуральные и химические.

5. Какой цвет имеет  волокно хлопчатник:

        а) белое,

б) розовое,

в) голубой,

г) красный.

6.Долевая нить идет вдоль кромки:

        а) да,

б) нет.

7.Нить утка проходит поперек ткани:

а) да,

б) нет.

8.Укажите признаки, по которым можно определить нить основы:

        а) по звуку,

б) по ворсу,

в) по кромке,

г) по растяжимости,

д) по толщине нитей.

9. Изнаночная сторона ткани имеет:

а) четкий рисунок,

б) технические узелки,

в) ворсинки,

г) шероховатости,

д) блеск.

Выберите правильный ответ:

10. У какой ткани сминаемость выше?

а)  у хлопчатобумажной,

б) у  льняной.

11.Продолжите цепочку:

            получение сырья –

очистка сырья-

первичная обработка волокна –

прядение –

ткачество - …..

12.Укажите последовательность этапов получения ткани:

а) отбеливание ткани                        

б) крашение ткани

в) первичная обработка волокна

г) прядение

д) производство суровой ткани

13. Какое слово  лишнее:

а) пряжа

б) нити

в) волокно

г) ткань

д) прядение

14. Продолжите предложения:

а) материаловедение изучает…..

б) ткачество – это процесс ….

в) к натуральным волокнам относятся волокна….

Тестовые задания по разделу «Материаловедение»  5 класс

2 вариант

Выберите правильный ответ:

1.Для изготовления ткани используют:

а) швейную машину,

б) ткацкий станок,

в) чесальную машину.

2.Сырьем для получения льняной ткани является:

            а) хлопок,

б) бязь,

в) лен.

3.На ткацких фабриках получают:

        а) нитки,

б) ткань,

в) одежду.

4. На какие группы делятся все натуральные волокна?

а) растительного и животного происхождения;

б) натуральные и химические.

5. Какой цвет имеет  льняное волокно:

        а)  от светло - белого до белого,

б) от светло -розового до темно- розового,

в) от светло -голубого до темно -голубого,

г) от светло-серого до темно-серого.

6. Долевая нить называется:

а) нить основы,

б) нить утка.

7. Поперечная нить имеет:

а) большую извилистость,  

б) меньшую извилистость.  

8.Укажите признаки, по которым можно определить нить утка:

        а) по звуку,

б) по ворсу,

в) по кромке,

г) по растяжимости,

д) по толщине нитей.

9. Лицевая сторона ткани имеет:

а) четкий рисунок,

б) технические узелки,

в) ворсинки,

г) шероховатости,

д) блеск.

Выберите правильный ответ:

10. Какие свойства тканей относятся к гигиеническим?

            а) усадка

            б) гигроскопичность  

11.Продолжите цепочку:

 сбор и получение льняной соломы (лён-долгунец) –

вымочка льняной соломы –

сушка, мятьё, трепание льна -

волокно -

  ровница-

пряжа –

суровая ткань –

…………….

крашение

12.Укажите последовательность этапов отделки  ткани:

а) крашение ткани,

б) очистка и подготовка ткани                        

            в) заключительная отделка

г) печатание

13. Какое слово  лишнее:

а) пряжа

б) нити

в) волокно

г) прядение

д) ткань

14. Продолжите предложения:

а) полотняное переплетение - это…..

б) кромка – это  ….

в) к натуральным волокнам растительного происхождения

относятся …………….



Предварительный просмотр:

КЛЮЧИ

Вариант 1  

Номер вопроса

Вариант ответа

Количество баллов

1

2

3

4

5

6

7

8

8 авгд

9

9 бвг

10

10б

11

суровая ткань

12

12вгдаб

13

13 д

14

14 а) строение и свойства тканей

б) процесс производства ткани на ткацких станках

в) растительного и животного происхождения

Общее количество баллов

Вариант 2

Номер вопроса

Вариант ответа

Количество баллов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

10б

11

отбеливание

12

12багв

13

13 г

14

14 а) самый простой вид переплетения через одну нить

б) неосыпающаяся часть ткани

в) хлопок, лен, крапива, конопля, джут

Общее количество баллов

ПРИМЕР ЗАПОЛНЕНИЯ КАРТОЧКИ

Номер вопроса

Вариант ответа

Количество баллов

1

1

2

1

3

1

4

1

5

1

6

1

7

1

8

8 авгд

4

9

9 бвг

3

10

10б

1

11

Суровая ткань

1

12

12вгдаб

5

13

13 д

1

14

14 а) строение и свойства тканей

б) процесс производства ткани на ткацких станках

в) растительного и животного происхождения

3

Общее количество баллов

25

Для оценивания выполненной работы используется  эталон с правильным ответом. За каждую правильно выполненную операцию  учащийся получает 1 балл, если не выполнена или выполнена неправильно,  то операция оценивается в ноль баллов. Если решение  было выполнено, верно, наполовину, то  используется оценка 0,5 баллов.

Общее число  операций теста соответствует 100%, а число  операций, выполненных учащимся - х %.

В результате математических расчетов определяется процент выполнения тестовых заданий каждым учащимся, а потом переводится в соответствующую оценку.

Например, 79 из 100% - “хорошо”, 53 из 100% - “удовлетворительно”.

Назначение и способы практического использования:

Данный материал учитель может использовать на своих уроках в качестве  итогового или текущего контроля в зависимости от количества пройденного и усвоенного материала.

Данная работа используется на уроках материальной технологии в 5 классе для проверки и корректировки уровня знаний.  При изучении раздела образовательной области технологии возможно использование различных видов контроля, в данном варианте - итоговый контроль по разделу «Материаловедение». Использование тестовых заданий позволяют учителю не только проводить контроль, но и использовать их для обучения.  Предполагается, что при работе с тестовыми заданиями, учащиеся смогут  самостоятельно обнаружить и ликвидировать пробелы в своих знаниях.

Чем же привлекают меня как учителя эти задания:

  -быстрота поверки выполненной работы;

-оценка достаточно большого количества учащихся;

-возможность проверки теоретического материала;

-проверка большого объема материала малыми порциями;

-объективность оценки результатов выполненной работы.

Но я не  отрицаю, что при использовании такого варианта возможно:

-большая вероятность выбора ответов наугад или методом исключения;

-невозможность проследить логическую цепочку ученика при выполнении тестового задания.

Поэтому  тестовые задания не могут служить основной формой контроля за качеством  успеваемости, а являются лишь одной из форм контроля.

 В предложенном варианте задания предполагают различные виды тестов, такие как:

-тест на установление истинности (ложности) утверждения.

- тест на заполнение пропусков в истинном утверждении (тест на дополнение).

- комбинированный тест.

-тест со свободно конструируемым ответом.

Ключи 1 вариант.

1б; 2а; 3б; 4б; 5а; 6а; 7а; 8 авгд; 9 бвг;  10б; 11 суровая ткань; 12вгдаб; 13 д;

14 а) строение и свойства тканей

     б) процесс производства ткани на ткацких станках

     в) растительного и животного происхождения

Ключи.  2 вариант:

1б; 2в; 3б; 4а; 5г; 6а; 7а; 8д; 9а; 10б; 11отбеливание; 12багв; 13 г;

 14 а) самый простой вид переплетения через одну нить

      б) неосыпающаяся часть ткани

      в) хлопок, лен, крапива, конопля, джут