Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования
Оценка личностных, предметных и метапредметных результатов учащихся
Скачать:
Предварительный просмотр:
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования
1.3.1. Общие положения
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования (далее — Система оценки) представляет собой один из инструментов реализации требований Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, направленный на обеспечение качества образования, что предполагает вовлечённость в оценочную деятельность как педагогов, так и обучающихся.
На основании п.18.1.3 ФГОС ООО система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования должна:
- определять основные направления и цели оценочной деятельности, ориентированной на управление качеством образования, описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;
- ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, реализацию требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
- обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов основного общего образования;
- обеспечивать оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования;
- предусматривать использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения);
- позволять использовать результаты итоговой оценки выпускников, характеризующие уровень достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, как основы для оценки деятельности образовательного учреждения и системы образования разного уровня.
Система оценки призвана способствовать поддержанию единства всей системы образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного образования. Её основными функциями являются ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования и обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательным процессом.
Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта являются оценка образовательных достижений обучающихся (с целью итоговой оценки) и оценка результатов деятельности образовательных учреждений и педагогических кадров (соответственно с целями аккредитации и аттестации). Полученные данные используются для оценки состояния и тенденций развития системы образования разного уровня.
В соответствии с ФГОС ООО основным объектом системы оценки результатов образования, её содержательной и критериальной базой выступают требования Стандарта, которые конкретизируются в планируемых результатах освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования.
Итоговая оценка результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования определяется по результатам промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.
Результаты промежуточной аттестации, представляющие собой результаты внутришкольного мониторинга индивидуальных образовательных достижений обучающихся, отражают динамику формирования их способности к решению учебнопрактических и учебно-познавательных задач и навыков проектной деятельности. Промежуточная аттестация осуществляется в ходе совместной оценочной деятельности педагогов и обучающихся, т. е. является внутренней оценкой.
Результаты государственной итоговой аттестации выпускников
характеризуют уровень достижения предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, необходимых для продолжения образования. Государственная итоговая аттестация выпускников осуществляется внешними (по отношению к образовательному учреждению) органами, т. е. является внешней оценкой.
Основным объектом, содержательной и критериальной базой итоговой оценки подготовки выпускников на уровне основного общего образования в соответствии со структурой планируемых результатов выступают планируемые результаты, составляющие содержание блоков «Выпускник научится» всех изучаемых предметов.
Все аспекты внутреннего контроля и оценки результатов образования обучающихся оформлены в школьном локальном нормативном акте, главные положения зафиксированы в уставе школы.
Принцип оценивания: переход от принципа «вычитания», ориентированного на поиски неудачи, что отрицательно сказывается на мотивации ученика, к принципу «прибавления» и «уровневого подхода»;
Осуществляется комплексная оценка результатов:
- традиционные контрольные работы по проверке ЗУН,
- метапредметные диагностические работы,
- оценка результатов учебных проектов,
- оценка разнообразных внеучебных и внешкольных работ,
достижений обучающихся;
кроме классного журнала важным средством накопления информации об образовательных результатах ученика является Портфель учебных достижений учащегося.
1.3.2. Особенности оценки личностных, метапредметных и предметных
результатов
Особенности оценки личностных результатов
Формирование личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса, включая внеурочную деятельность, реализуемую школой и семьей.
Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий. Овладение обучающимися УУД создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентности, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.
Оценка личностных результатов содержит три основных блока:
- Личностное, профессиональное и жизненное самоопределение;
- Смыслообразование, т.е. установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;
- Нравственно-этическая ориентация: умение соотносить поступки и события с принятыми этическими нормами.
Основное содержание оценки личностных результатов основного общего образования строится вокруг оценки:
- сформированности основ гражданской идентичности, этнической принадлежности,
- развитости Я-концепции,
- сформированности внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально положительном отношении обучающегося к образовательному учреждению,
- сформированности мотивов учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные, внешние мотивы,
- сформированности уважения к ценностям семьи, признание ценности здоровья, своего и других людей оптимизма в восприятии мира,
- сформированности позитивной моральной самооценки.
Особенности оценки метапредметных результатов
Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, представленных в разделах «Регулятивные универсальные учебные действия», «Коммуникативные универсальные учебные действия», «Познавательные универсальные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий, а также планируемых результатов, представленных во всех разделах междисциплинарных учебных программ.
Формирование метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов.
Основным объектом оценки метапредметных результатов является:
- способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
- способность к сотрудничеству и коммуникации;
- способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
- способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
- способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Чтобы осуществить контроль и оценку сформированности УУД в школе на основе рекомендаций, разработанных в научно-методической литературе, определяются конечные точки, когда то или иное умение должно быть сформировано.
К примеру, на конец 5 класса все обучающиеся умеют составлять простой план, рецензировать ответ товарища, строить рассказ по тексту учебника, сжато передавать изложение прочитанного. На конец 6 класса все обучающиеся умеют составлять сложный план, готовить самостоятельные сообщения по содержанию произведений художественной литературы, телепередачи, кинофильма. На конец 7 класса - письменное рецензирование ответа товарища. 8 класс: умение самостоятельно записывать основные положения рассказа учителя, составлять конспект, работать с цитатами (цитатный план). 9 класс: умение выступать на дискуссиях, с рефератами, рецензировать научно-популярные и художественно-историческую литературу, составлять тезисы.
Оценка достижения метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.
Дополнительным источником данных о достижении отдельных метапредметных результатов могут служить результаты выполнения проверочных работ (как правило, тематических) по всем предметам.
В ходе текущего, тематического, промежуточного контроля оценивается достижение таких коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно проверять в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы, например уровень сформированности навыков сотрудничества или самоорганизации.
Оценка достижения метапредметных результатов ведётся также в рамках системы промежуточной аттестации. Для оценки динамики формирования и уровня сформированности метапредметных результатов в системе внутришкольного мониторинга образовательных достижений все вышеперечисленные данные (способность к сотрудничеству и коммуникации, решению проблем и др.) наиболее целесообразно фиксировать и анализировать в соответствии с разработанными в МАОУ «Школа-сад №10»:
а) программой формирования планируемых результатов освоения междисциплинарных программ;
б) системой промежуточной аттестации (внутришкольным мониторингом образовательных достижений) обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности;
в) системой итоговой оценки по предметам, не выносимым на государственную (итоговую) аттестацию обучающихся;
г) инструментарием для оценки достижения планируемых результатов в рамках текущего и тематического контроля, промежуточной аттестации (внутришкольного мониторинга образовательных достижений), итоговой аттестации по предметам, не выносимым на государственную итоговую аттестацию.
При этом обязательными составляющими системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений являются материалы:
- стартовой диагностики;
- текущего выполнения учебных исследований и учебных проектов;
- промежуточных и итоговых комплексных работ на межпредметной основе, направленных на оценку сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на работе с текстом;
- текущего выполнения выборочных учебно-практических и учебнопознавательных заданий на оценку способности и готовности обучающихся к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности и готовности к использованию ИКТ в целях обучения и развития; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии;
- защиты итогового индивидуального проекта.
Особенности оценки индивидуального проекта
Индивидуальный итоговый проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную).
Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого обучающегося, его невыполнение равноценно получению неудовлетворительной оценки по любому учебному предмету.
В соответствии с целями подготовки проекта в МАОУ «Школа-сад № 10»: для каждого обучающегося разрабатываются план, программа подготовки проекта, которые, как минимум, должны включать требования по следующим рубрикам:
- организация проектной деятельности;
- содержание и направленность проекта;
- защита проекта;
- критерии оценки проектной деятельности.
Требования к организации проектной деятельности:
обучающиеся сами выбирают как тему проекта, так и руководителя проекта, тема проекта должна быть утверждена (уровень утверждения определяет организация, осуществляющая образовательную деятельность; план реализации проекта разрабатывается обучающимся совместно с руководителем проекта).
Требования к содержанию и направленности проекта: результат проектной деятельности должен иметь практическую направленность. Описываются: а) возможные типы работ и формы их представления и б) состав материалов, которые должны быть подготовлены по завершении проекта для его защиты.
Так, например, результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:
а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);
б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;
в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
г) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.
В состав материалов, которые должны быть подготовлены по завершению проекта для его защиты, в обязательном порядке включаются:
- выносимый на защиту продукт проектной деятельности, представленный в одной из описанных выше форм;
- подготовленная обучающимся краткая пояснительная записка к проекту (объёмом не более одной машинописной страницы) с указанием для всех проектов: а) исходного замысла, цели и назначения проекта; б) краткого описания хода выполнения проекта и полученных результатов; в) списка использованных источников. Для конструкторских проектов в пояснительную записку, кроме того, включается описание особенностей конструкторских решений, для социальных проектов — описание эффектов/эффекта от реализации проекта;
- краткий отзыв руководителя, содержащий краткую характеристику работы учащегося в ходе выполнения проекта, в том числе: а) инициативности и самостоятельности; б) ответственности (включая динамику отношения к выполняемой работе); в) исполнительской дисциплины. При наличии в выполненной работе соответствующих оснований в отзыве может быть также отмечена новизна подхода и/или полученных решений, актуальность и практическая значимость полученных результатов.
Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник проект к защите не допускается.
Требования к защите проекта:
- . Защита осуществляется в процессе специально организованной деятельности комиссии образовательного учреждения или на школьной конференции. Последняя форма предпочтительнее, так как имеется возможность публично представить результаты работы над проектами и продемонстрировать уровень овладения обучающимися отдельными элементами проектной деятельности.
- . Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентации обучающегося и отзыва руководителя.
Критерии оценки проектной работы разрабатываются с учётом целей и задач проектной деятельности на данном этапе образования. Индивидуальный проект оцениватся по следующим критериям:
- Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий.
- Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.
- Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.
- Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументированно ответить на вопросы.
Результаты выполненного проекта могут быть описаны на основе интегрального (уровневого) подхода или на основе аналитического подхода.
При интегральном описании результатов выполнения проекта вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности делается на основе оценки всей совокупности основных элементов проекта (продукта и пояснительной записки, отзыва, презентации) по каждому из четырёх названных выше критериев.
При этом в соответствии с принятой системой оценки выделяются два уровня сформированности навыков проектной деятельности: базовый и повышенный. Главное отличие выделенных уровней состоит в степени самостоятельности обучающегося в ходе выполнения проекта, поэтому выявление и фиксация в ходе защиты того, что обучающийся способен выполнять самостоятельно, а что — только с помощью руководителя проекта, являются основной задачей оценочной деятельности.
Критерии оценки проектной деятельности обучающихся
Таблица 1
Критерий | Уровни сформированности навыков проектной деятельности | |
Базовый | Повышенный | |
Самостоятельное приобретение знаний и решение проблем | Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного | Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить; продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы |
Знание предмета | Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки | Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют |
Регулятивные действия | Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы. Работа доведена до конца и представлена комиссии; некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося | Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления. Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно |
Коммуникация | Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы | Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументированно. Работа/сообщение вызывает интерес. Автор свободно отвечает на вопросы |
Содержательное описание каждого критерия
Решение о том, что проект выполнен на повышенном уровне, принимается при условии, что:
1) такая оценка выставлена комиссией по каждому из трёх предъявляемых критериев, характеризующих сформированность метапредметных умений (способности к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, сформированности регулятивных действий и сформированности коммуникативных действий). Сформированность предметных знаний и способов действий может быть зафиксирована на базовом уровне;
2) ни один из обязательных элементов проекта (продукт, пояснительная записка, отзыв руководителя или презентация) не даёт оснований для иного решения.
Решение о том, что проект выполнен на базовом уровне, принимается при условии, что:
1) такая оценка выставлена комиссией по каждому из предъявляемых критериев;
2) продемонстрированы все обязательные элементы проекта: завершённый продукт, отвечающий исходному замыслу, список использованных источников, положительный отзыв руководителя, презентация проекта;
3) даны ответы на вопросы.
В случае выдающихся проектов комиссия может подготовить особое заключение о достоинствах проекта, которое может быть предъявлено при поступлении в профильные классы.
Таким образом, качество выполненного проекта и предлагаемый подход к описанию его результатов позволяют в целом оценить способность обучающихся производить значимый для себя и/или для других людей продукт, наличие творческого потенциала, способность довести дело до конца, ответственность и другие качества, формируемые в школе.
Отметка за выполнение проекта выставляется в графу «Проектная деятельность» или «Экзамен» в классном журнале и личном деле. В документ государственного образца об уровне образования — аттестат об основном общем образовании — отметка выставляется в свободную строку.
Особенности оценки предметных результатов
Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам.
Формирование этих результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов.
Основным объектом оценки предметных результатов в соответствии с требованиями Стандарта является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий.
Система оценки предметных результатов освоения учебных программ с учётом уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися.
Реальные достижения обучающихся могут соответствовать базовому уровню, а могут отличаться от него как в сторону превышения, так и в сторону недостижения.
Для описания достижений обучающихся, а также для обеспечения преемственности между начальным общим образованием и основным общим образованием в МАОУ «Школа-сад №10»: устанавливаются следующие уровни успешности
Уровень успешности | Баллы успешнос ти | Детализация качественной оценки | Отметка по пятибалльной шкале | |
Формальный (недостаточный уровень) не решены типовые, много раз отработанные задания (задачи) | 0 б.у. | выполнено менее 50% (30-49%) обязательных заданий базового уровня, не освоена внешняя сторона алгоритма, правила | 2 (неудовлетворительно) Возможность исправить! | |
Базовый уровень | Необходимый («хорошо») Решение типовых заданий (задач), подобных тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные умения и усвоенные знания | 1 б.у. | Частичное освоение - выполнено 50- 65% заданий базового уровня освоена внешняя сторона алгоритма, правила. Частично успешное решение (с незначительной, не влияющей на результат ошибкой или с привлечением посторонней помощи в какой-то момент решения) | 3 (удовлетворительно) Возможность исправить! |
2 б.у. | Полное освоение - выполнено 66 - 75% заданий базового уровня - освоена внешняя сторона алгоритма, правила. Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно). | 4 («хорошо») Возможность изменить! | ||
Программный («отлично») Решение нестандартной задачи, где потребовалось: - применить новые базовые (из блока «Учекник научится»), получаемые в данный момент знания; | 3 б.у. | Частичное освоение - правильно выполнены более 75 % заданий, построенные на базовом учебном материале, освоена опорная система знаний и способов действий по предмету, необходимая для продолжения образования в основной школе. Частично успешное решение (с незначительной ошибкой или с привлечением посторонней помощи в какой-то момент решения) | 4 («хорошо») Возможность изменить! | |
4 б.у. | Полностью успешное решение (без ошибок и | 5 - «отлично» |
- применить прежние базовые (из блока «Ученик научится») знания и умения в новой, непривычной ситуации. | полностью самостоятельно) | |||
Выше базового уровня | Повышенный Решение стандартной задачи, где потребовалось применить знания и умения из блока «Ученик получит возможность научиться». | 5 б.у. | Частично успешное решение (с незначительной ошибкой или с привлечением посторонней помощи в какой-то момент решения) | Возможно поставить учащемуся «5 и 5» |
Максимальный Решение нестандартной задачи, где потребовалось применить знания и умения из блока «Ученик получит возможность научиться». | 6 б.у. | Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно) | Возможно поставить учащемуся «5 и 5» |
Индивидуальные траектории обучения обучающихся, демонстрирующих повышенный и максимальный уровни достижений, формируются с учётом интересов этих обучающихся и их планов на будущее. При наличии устойчивых интересов к учебному предмету и основательной подготовки по нему такие обучающиеся вовлекаются в проектную деятельность по предмету и сориентированы на продолжение обучения в старших классах по данному профилю.
Описанный выше подход целесообразно применять в ходе различных процедур оценивания: текущего, промежуточного и итогового.
Для формирования норм оценки в соответствии с выделенными уровнями в программе каждой учебной дисциплины на уровне основного общего образования содержательно описаны достижения обучающегося. При этом учитываются интересы обучающихся с особыми возможностями здоровья. Таким детям для обеспечения преемственности между начальной и основной школой, а также для более комфортных условий адаптации при переходе с одного уровня обучения на другой, предусмотрены (в 5-6 классе) нормы отметок, принятые в 4 классе. *Особенно это касается письменных работ по английскому языку.
Оценка достижения предметных результатов, ведется в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Наряду с заданиями базового уровня в диагностике применяются и продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание обучающимся в ходе решения своего продукта: вывода, оценки, обобщения и т.п. Выполнение данного вида заданий характеризуют уровень достижения планируемых результатов обучающимися на уровне выше базового.
Уровень достижения предметных результатов проверяется в ходе текущего и промежуточного контроля, а полученные результаты фиксируются в таблицах образовательных достижений. При создании данных таблиц учитываются программа и требования к обязательному минимуму содержания образования и учебный период (четверть). Заполняются таблицы после проведения самостоятельных и контрольных работ.
Для оценки динамики формирования предметных результатов в системе внутришкольного мониторинга образовательных достижений фиксируются и анализируются данные о сформированности умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний, в том числе:
• первичному ознакомлению, отработке и осознанию теоретических моделей и понятий (общенаучных и базовых для данной области знания), стандартных алгоритмов и процедур;
- выявлению и осознанию сущности и особенностей изучаемых объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета, созданию и использованию моделей изучаемых объектов и процессов, схем;
- выявлению и анализу существенных и устойчивых связей и отношений между объектами и процессами.
При этом обязательными составляющими системы накопленной оценки являются материалы:
- стартовой диагностики;
- тематических и итоговых проверочных работ по всем учебным предметам;
- творческих работ, включая учебные исследования и учебные проекты.
Решение о достижении или недостижении планируемых результатов или об освоении или неосвоении учебного материала принимается на основе результатов выполнения заданий базового уровня. В период введения Стандарта критерий достижения/освоения учебного материала задаётся как выполнение не менее 50% заданий базового уровня или получение 50% от максимального балла за выполнение заданий базового уровня.
- Система внутришкольного мониторинга образовательных достижений и Портфель учебных достижений как инструменты динамики образовательных достижений
Показатель динамики образовательных достижений — один из основных показателей в оценке образовательных достижений. Положительная динамика образовательных достижений — важнейшее основание для принятия решения об эффективности учебного процесса, работы учителя или образовательного учреждения, системы образования в целом.
Система внутришкольного мониторинга образовательных достижений (личностных, метапредметных и предметных), основными составляющими которой являются материалы стартовой диагностики и материалы, фиксирующие текущие и промежуточные учебные и личностные достижения, позволяет достаточно полно и всесторонне оценивать как динамику формирования отдельных личностных качеств, так и динамику овладения метапредметными действиями и предметным содержанием.
Основными формами и средствами контрольно-оценочных действий обучающихся и фиксации результатов в рамках образовательного процесса в основной школе являются: Sоценочные листы и задания для самоконтроля,
таблицы образовательных результатов,
творческие задания по темам
проверочные работы
портфолио.
Основная цель оценочных листов - выделение основных умений, формируемых в конкретной теме и способов проверки уровня их сформированности самими детьми. Помимо перечня умений и соответствующих им контрольных заданий, оценочные листы содержат результаты самооценки обучающихся по каждому из предложенных умений и их оценки учителем, а так же крайний срок сдачи зачета по данной теме.
Использование подобной формы организации контрольно-оценочной деятельности позволяет обучающимся не только выделить основные аспекты изучаемой темы, но и самостоятельно определить качество их освоения. Вместе с тем, оценочные листы способствуют формированию самостоятельности обучающихся, оказывают помощь в организации учебной деятельности.
Оценочные листы являются весьма удобным средством для подготовки обучающихся к тематическим проверочным работам. В конце изучения блока (темы) проводится диагностическая работа, которая, с одной стороны, фиксирует уровень понимания и освоения открытых способов учебных действий обучающихся, с другой стороны, показывает «границы» возможного применения того или иного открытого способа действий (знаний) и помечает перед обучающимися новую задачу.
Задания для самоконтроля помогают самим обучающимся оценить каждое необходимое умение или знание темы и обоснованно заполнить оценочный лист тем. Обучающийся готов к сдаче очередного зачета тогда, когда им выполнен весь «пакет» необходимых заданий, полностью заполнен оценочный лист темы.
Творческие задания по теме являются второй составляющей самостоятельной работы подростков и выполняются исключительно по желанию школьников. Авторами УМК предусмотрены разные творческие задания с целью привлечения к их выполнению большей части детей. Результаты творческих работ рассматриваются как непосредственно на следующем учебном блоке, так и в других местах и формах (учебно-практические конференции, выставки, и т.п.)
Проверочные работы разного характера (стартовая, итоговая и текущие тематические работы) ставят одной из задач соотнести оценку школьника с оценкой учителя и внести определенные учебные коррективы в случае расхождения данных оценок.
В МАОУ «Школа-сад № 10»: у каждого учащегося формируется Портфель учебных достижений, который является одним из способов накопительной системы оценки, который предусматривает вариативность результатов образования и способствует проявлению индивидуально-личностных особенностей школьников и соответствует компетентностному подходу.
Его целью является регистрация широкого спектра достижений ученика академических и личных на базе воспитательного и обобщающего оценивания. Регистрация достижений предполагает четкое формулирование целей, которые обсуждаются с самим учеником. Этот диалог с учениками включает рассуждения по поводу их достижений и при помощи диалога школьников поощряется возможность брать на себя больше ответственности за собственное образование. Роль учителя, классного руководителя с введением портфолио, значительно меняется. Благодаря совместной работе над Портфелем, достигается цель индивидуализации обучения. На основе рефлексии успехов и достижений учащегося, совместного обсуждения результатов оценивания осуществляется планирование индивидуального личностного развития.
Для оценки результатов привлекаются учителя, как хорошо знакомые с деятельностью учащегося, так и относительно нейтральные педагоги и обучающиеся, родители. Вовлечение в процесс оценивания в данной форме значительного количества участников приводит к формированию особой образовательной среды, в которой возникают партнерские взаимоотношения между обучающимися, преподавателями, родителями.
Для обеспечения преемственности между начальной и основной школой в Портфеле сохраняется содержательная сущность разделов. Однако меняется их название в соответствии с возрастными особенностями обучающихся основной ступени. Кроме этого добавляется «Дневник самосовершенствования», который способствует развитию личностных ориентиров учащегося. Таким образом, Портфель учебных достижений обучающихся 5-8 классов выполняет следующие функции:
- накопительная;
- презентационная;
- дневник самосовершенствования;
- рефлексивная;
- демонстрационная;
- самооценки.
Портфель учебных достижений обучающихся 5-8 классов имеет следующую структуру:
1) Титульный лист, который содержит основную информацию (фамилия, имя, отчество, учебное заведение, дату рождения, даты начала и окончания обучения в начальной школе).
- Раздел «Мой портрет, предназначен для информации об ученике. В разделе описываются особенности личности автора, записи, высказывания о нем других людей. В этот же раздел помещается вступительная статья - обоснование, в которой сформулирована цель создания данного Портфеля, а так же аргументируется, почему те или иные материалы включены в него, какие результаты деятельности они отражают.
- Раздел «Мои работы» включает все материалы, созданные и систематизированные учеником (рефераты, эссе, стихи, сказки, творческие работы, доклады, статьи в газете, презентации, проекты).
- Раздел «Мои достижения» включает те материалы, которые по мнению учащегося, отражают его лучшие результаты и демонстрируют успех, в том числе его продвижение в развитии ключевых компетенций.
- Раздел «Дневник самосовершенствования» включает рабочие материалы ученика по проектированию индивидуальной траектории развития. Может носить форму дневниковых записей либо иную, выбранную обучающимся. *Данный раздел разрабатывается учеником под руководством школьного психолога.
- Итоговая оценка выпускника и ее использование при переходе от основного к среднему (полному) общему образованию
На итоговую оценку на уровне основного общего образования выносятся только предметные и метапредметные результаты, описанные в разделе «Выпускник научится» планируемых результатов основного общего образования.
Итоговая оценка выпускника формируется на основе:
- результатов внутришкольного мониторинга образовательных достижений по всем предметам, зафиксированных в оценочных листах, в том числе за промежуточные и итоговые комплексные работы на межпредметной основе;
- оценок за выполнение итоговых работ по всем учебным предметам;
- оценки за выполнение и защиту индивидуального проекта;
- оценок за работы, выносимые на государственную итоговую аттестацию (далее —
ГИА).
При этом результаты внутришкольного мониторинга характеризуют выполнение всей совокупности планируемых результатов, а также динамику образовательных достижений обучающихся за период обучения. А оценки за итоговые работы, индивидуальный проект и работы, выносимые на ГИА, характеризуют уровень усвоения обучающимися опорной системы знаний по изучаемым предметам, а также уровень овладения метапредметными действиями.
На основании этих оценок делаются выводы о достижении планируемых результатов (на базовом или повышенном уровне) по каждому учебному предмету, а также об овладении обучающимся основными познавательными, регулятивными и коммуникативными действиями и приобретении способности к проектированию и осуществлению целесообразной и результативной деятельности.
Педагогический совет образовательного учреждения на основе выводов, сделанных классными руководителями и учителями отдельных предметов по каждому выпускнику, рассматривает вопрос об успешном освоении данным обучающимся основной образовательной программы основного общего образования и выдачи документа государственного образца об уровне образования — аттестата об основном общем образовании.
В случае если полученные обучающимся итоговые оценки не позволяют сделать однозначного вывода о достижении планируемых результатов, решение о выдаче документа государственного образца об уровне образования - аттестата об основном общем образовании принимается педагогическим советом с учётом динамики образовательных достижений выпускника и контекстной информации об условиях и особенностях его обучения в рамках регламентированных процедур, устанавливаемых Министерством образования и науки Российской Федерации.
Решение о выдаче документа государственного образца об уровне образования — аттестата об основном общем образовании принимается одновременно с рассмотрением и утверждением характеристики обучающегося, с учётом которой осуществляется приём в профильные классы старшей школы. В характеристике обучающегося:
- отмечаются образовательные достижения и положительные качества обучающегося;
- даются педагогические рекомендации к выбору направлений профильного образования с учётом выбора, сделанного выпускником, а также с учётом успехов и проблем обучающегося.
Все выводы и оценки, включаемые в характеристику, должны быть подтверждены материалами мониторинга образовательных достижений и другими объективными показателями.
- Оценка результатов деятельности образовательного учреждения
Оценка результатов деятельности образовательного учреждения осуществляется в ходе его аккредитации, а также в рамках аттестации педагогических кадров. Она проводится на основе результатов итоговой оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом:
- результатов мониторинговых исследований разного уровня (федерального, регионального, муниципального);
- условий реализации основной образовательной программы основного общего образования;
- особенностей контингента обучающихся.
Предметом оценки в ходе данных процедур является также текущая оценочная деятельность образовательных учреждений и педагогов и, в частности, отслеживание динамики образовательных достижений выпускников основной школы данного образовательного учреждения
Предварительный просмотр:
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования
1.3.1. Общие положения
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования (далее — Система оценки) представляет собой один из инструментов реализации требований Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, направленный на обеспечение качества образования, что предполагает вовлечённость в оценочную деятельность как педагогов, так и обучающихся.
На основании п.18.1.3 ФГОС ООО система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования должна:
- определять основные направления и цели оценочной деятельности, ориентированной на управление качеством образования, описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;
- ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, реализацию требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
- обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов основного общего образования;
- обеспечивать оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования;
- предусматривать использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения);
- позволять использовать результаты итоговой оценки выпускников, характеризующие уровень достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, как основы для оценки деятельности образовательного учреждения и системы образования разного уровня.
Система оценки призвана способствовать поддержанию единства всей системы образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного образования. Её основными функциями являются ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования и обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательным процессом.
Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта являются оценка образовательных достижений обучающихся (с целью итоговой оценки) и оценка результатов деятельности образовательных учреждений и педагогических кадров (соответственно с целями аккредитации и аттестации). Полученные данные используются для оценки состояния и тенденций развития системы образования разного уровня.
В соответствии с ФГОС ООО основным объектом системы оценки результатов образования, её содержательной и критериальной базой выступают требования Стандарта, которые конкретизируются в планируемых результатах освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования.
Итоговая оценка результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования определяется по результатам промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.
Результаты промежуточной аттестации, представляющие собой результаты внутришкольного мониторинга индивидуальных образовательных достижений обучающихся, отражают динамику формирования их способности к решению учебнопрактических и учебно-познавательных задач и навыков проектной деятельности. Промежуточная аттестация осуществляется в ходе совместной оценочной деятельности педагогов и обучающихся, т. е. является внутренней оценкой.
Результаты государственной итоговой аттестации выпускников
характеризуют уровень достижения предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, необходимых для продолжения образования. Государственная итоговая аттестация выпускников осуществляется внешними (по отношению к образовательному учреждению) органами, т. е. является внешней оценкой.
Основным объектом, содержательной и критериальной базой итоговой оценки подготовки выпускников на уровне основного общего образования в соответствии со структурой планируемых результатов выступают планируемые результаты, составляющие содержание блоков «Выпускник научится» всех изучаемых предметов.
Все аспекты внутреннего контроля и оценки результатов образования обучающихся оформлены в школьном локальном нормативном акте, главные положения зафиксированы в уставе школы.
Принцип оценивания: переход от принципа «вычитания», ориентированного на поиски неудачи, что отрицательно сказывается на мотивации ученика, к принципу «прибавления» и «уровневого подхода»;
Осуществляется комплексная оценка результатов:
- традиционные контрольные работы по проверке ЗУН,
- метапредметные диагностические работы,
- оценка результатов учебных проектов,
- оценка разнообразных внеучебных и внешкольных работ,
достижений обучающихся;
кроме классного журнала важным средством накопления информации об образовательных результатах ученика является Портфель учебных достижений учащегося.
1.3.2. Особенности оценки личностных, метапредметных и предметных
результатов
Особенности оценки личностных результатов
Формирование личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса, включая внеурочную деятельность, реализуемую школой и семьей.
Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий. Овладение обучающимися УУД создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентности, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.
Оценка личностных результатов содержит три основных блока:
- Личностное, профессиональное и жизненное самоопределение;
- Смыслообразование, т.е. установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;
- Нравственно-этическая ориентация: умение соотносить поступки и события с принятыми этическими нормами.
Основное содержание оценки личностных результатов основного общего образования строится вокруг оценки:
- сформированности основ гражданской идентичности, этнической принадлежности,
- развитости Я-концепции,
- сформированности внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально положительном отношении обучающегося к образовательному учреждению,
- сформированности мотивов учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные, внешние мотивы,
- сформированности уважения к ценностям семьи, признание ценности здоровья, своего и других людей оптимизма в восприятии мира,
- сформированности позитивной моральной самооценки.
Особенности оценки метапредметных результатов
Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, представленных в разделах «Регулятивные универсальные учебные действия», «Коммуникативные универсальные учебные действия», «Познавательные универсальные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий, а также планируемых результатов, представленных во всех разделах междисциплинарных учебных программ.
Формирование метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов.
Основным объектом оценки метапредметных результатов является:
- способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
- способность к сотрудничеству и коммуникации;
- способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
- способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
- способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Чтобы осуществить контроль и оценку сформированности УУД в школе на основе рекомендаций, разработанных в научно-методической литературе, определяются конечные точки, когда то или иное умение должно быть сформировано.
К примеру, на конец 5 класса все обучающиеся умеют составлять простой план, рецензировать ответ товарища, строить рассказ по тексту учебника, сжато передавать изложение прочитанного. На конец 6 класса все обучающиеся умеют составлять сложный план, готовить самостоятельные сообщения по содержанию произведений художественной литературы, телепередачи, кинофильма. На конец 7 класса - письменное рецензирование ответа товарища. 8 класс: умение самостоятельно записывать основные положения рассказа учителя, составлять конспект, работать с цитатами (цитатный план). 9 класс: умение выступать на дискуссиях, с рефератами, рецензировать научно-популярные и художественно-историческую литературу, составлять тезисы.
Оценка достижения метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.
Дополнительным источником данных о достижении отдельных метапредметных результатов могут служить результаты выполнения проверочных работ (как правило, тематических) по всем предметам.
В ходе текущего, тематического, промежуточного контроля оценивается достижение таких коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно проверять в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы, например уровень сформированности навыков сотрудничества или самоорганизации.
Оценка достижения метапредметных результатов ведётся также в рамках системы промежуточной аттестации. Для оценки динамики формирования и уровня сформированности метапредметных результатов в системе внутришкольного мониторинга образовательных достижений все вышеперечисленные данные (способность к сотрудничеству и коммуникации, решению проблем и др.) наиболее целесообразно фиксировать и анализировать в соответствии с разработанными в МАОУ «Школа-сад №10»:
а) программой формирования планируемых результатов освоения междисциплинарных программ;
б) системой промежуточной аттестации (внутришкольным мониторингом образовательных достижений) обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности;
в) системой итоговой оценки по предметам, не выносимым на государственную (итоговую) аттестацию обучающихся;
г) инструментарием для оценки достижения планируемых результатов в рамках текущего и тематического контроля, промежуточной аттестации (внутришкольного мониторинга образовательных достижений), итоговой аттестации по предметам, не выносимым на государственную итоговую аттестацию.
При этом обязательными составляющими системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений являются материалы:
- стартовой диагностики;
- текущего выполнения учебных исследований и учебных проектов;
- промежуточных и итоговых комплексных работ на межпредметной основе, направленных на оценку сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на работе с текстом;
- текущего выполнения выборочных учебно-практических и учебнопознавательных заданий на оценку способности и готовности обучающихся к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности и готовности к использованию ИКТ в целях обучения и развития; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии;
- защиты итогового индивидуального проекта.
Особенности оценки индивидуального проекта
Индивидуальный итоговый проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную).
Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого обучающегося, его невыполнение равноценно получению неудовлетворительной оценки по любому учебному предмету.
В соответствии с целями подготовки проекта в МАОУ «Школа-сад № 10»: для каждого обучающегося разрабатываются план, программа подготовки проекта, которые, как минимум, должны включать требования по следующим рубрикам:
- организация проектной деятельности;
- содержание и направленность проекта;
- защита проекта;
- критерии оценки проектной деятельности.
Требования к организации проектной деятельности:
обучающиеся сами выбирают как тему проекта, так и руководителя проекта, тема проекта должна быть утверждена (уровень утверждения определяет организация, осуществляющая образовательную деятельность; план реализации проекта разрабатывается обучающимся совместно с руководителем проекта).
Требования к содержанию и направленности проекта: результат проектной деятельности должен иметь практическую направленность. Описываются: а) возможные типы работ и формы их представления и б) состав материалов, которые должны быть подготовлены по завершении проекта для его защиты.
Так, например, результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:
а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);
б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;
в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
г) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.
В состав материалов, которые должны быть подготовлены по завершению проекта для его защиты, в обязательном порядке включаются:
- выносимый на защиту продукт проектной деятельности, представленный в одной из описанных выше форм;
- подготовленная обучающимся краткая пояснительная записка к проекту (объёмом не более одной машинописной страницы) с указанием для всех проектов: а) исходного замысла, цели и назначения проекта; б) краткого описания хода выполнения проекта и полученных результатов; в) списка использованных источников. Для конструкторских проектов в пояснительную записку, кроме того, включается описание особенностей конструкторских решений, для социальных проектов — описание эффектов/эффекта от реализации проекта;
- краткий отзыв руководителя, содержащий краткую характеристику работы учащегося в ходе выполнения проекта, в том числе: а) инициативности и самостоятельности; б) ответственности (включая динамику отношения к выполняемой работе); в) исполнительской дисциплины. При наличии в выполненной работе соответствующих оснований в отзыве может быть также отмечена новизна подхода и/или полученных решений, актуальность и практическая значимость полученных результатов.
Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник проект к защите не допускается.
Требования к защите проекта:
- . Защита осуществляется в процессе специально организованной деятельности комиссии образовательного учреждения или на школьной конференции. Последняя форма предпочтительнее, так как имеется возможность публично представить результаты работы над проектами и продемонстрировать уровень овладения обучающимися отдельными элементами проектной деятельности.
- . Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентации обучающегося и отзыва руководителя.
Критерии оценки проектной работы разрабатываются с учётом целей и задач проектной деятельности на данном этапе образования. Индивидуальный проект оцениватся по следующим критериям:
- Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий.
- Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.
- Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.
- Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументированно ответить на вопросы.
Результаты выполненного проекта могут быть описаны на основе интегрального (уровневого) подхода или на основе аналитического подхода.
При интегральном описании результатов выполнения проекта вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности делается на основе оценки всей совокупности основных элементов проекта (продукта и пояснительной записки, отзыва, презентации) по каждому из четырёх названных выше критериев.
При этом в соответствии с принятой системой оценки выделяются два уровня сформированности навыков проектной деятельности: базовый и повышенный. Главное отличие выделенных уровней состоит в степени самостоятельности обучающегося в ходе выполнения проекта, поэтому выявление и фиксация в ходе защиты того, что обучающийся способен выполнять самостоятельно, а что — только с помощью руководителя проекта, являются основной задачей оценочной деятельности.
Критерии оценки проектной деятельности обучающихся
Таблица 1
Критерий | Уровни сформированности навыков проектной деятельности | |
Базовый | Повышенный | |
Самостоятельное приобретение знаний и решение проблем | Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного | Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить; продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы |
Знание предмета | Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки | Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют |
Регулятивные действия | Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы. Работа доведена до конца и представлена комиссии; некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося | Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления. Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно |
Коммуникация | Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы | Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументированно. Работа/сообщение вызывает интерес. Автор свободно отвечает на вопросы |
Содержательное описание каждого критерия
Решение о том, что проект выполнен на повышенном уровне, принимается при условии, что:
1) такая оценка выставлена комиссией по каждому из трёх предъявляемых критериев, характеризующих сформированность метапредметных умений (способности к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, сформированности регулятивных действий и сформированности коммуникативных действий). Сформированность предметных знаний и способов действий может быть зафиксирована на базовом уровне;
2) ни один из обязательных элементов проекта (продукт, пояснительная записка, отзыв руководителя или презентация) не даёт оснований для иного решения.
Решение о том, что проект выполнен на базовом уровне, принимается при условии, что:
1) такая оценка выставлена комиссией по каждому из предъявляемых критериев;
2) продемонстрированы все обязательные элементы проекта: завершённый продукт, отвечающий исходному замыслу, список использованных источников, положительный отзыв руководителя, презентация проекта;
3) даны ответы на вопросы.
В случае выдающихся проектов комиссия может подготовить особое заключение о достоинствах проекта, которое может быть предъявлено при поступлении в профильные классы.
Таким образом, качество выполненного проекта и предлагаемый подход к описанию его результатов позволяют в целом оценить способность обучающихся производить значимый для себя и/или для других людей продукт, наличие творческого потенциала, способность довести дело до конца, ответственность и другие качества, формируемые в школе.
Отметка за выполнение проекта выставляется в графу «Проектная деятельность» или «Экзамен» в классном журнале и личном деле. В документ государственного образца об уровне образования — аттестат об основном общем образовании — отметка выставляется в свободную строку.
Особенности оценки предметных результатов
Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам.
Формирование этих результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов.
Основным объектом оценки предметных результатов в соответствии с требованиями Стандарта является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий.
Система оценки предметных результатов освоения учебных программ с учётом уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися.
Реальные достижения обучающихся могут соответствовать базовому уровню, а могут отличаться от него как в сторону превышения, так и в сторону недостижения.
Для описания достижений обучающихся, а также для обеспечения преемственности между начальным общим образованием и основным общим образованием в МАОУ «Школа-сад №10»: устанавливаются следующие уровни успешности
Уровень успешности | Баллы успешнос ти | Детализация качественной оценки | Отметка по пятибалльной шкале | |
Формальный (недостаточный уровень) не решены типовые, много раз отработанные задания (задачи) | 0 б.у. | выполнено менее 50% (30-49%) обязательных заданий базового уровня, не освоена внешняя сторона алгоритма, правила | 2 (неудовлетворительно) Возможность исправить! | |
Базовый уровень | Необходимый («хорошо») Решение типовых заданий (задач), подобных тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные умения и усвоенные знания | 1 б.у. | Частичное освоение - выполнено 50- 65% заданий базового уровня освоена внешняя сторона алгоритма, правила. Частично успешное решение (с незначительной, не влияющей на результат ошибкой или с привлечением посторонней помощи в какой-то момент решения) | 3 (удовлетворительно) Возможность исправить! |
2 б.у. | Полное освоение - выполнено 66 - 75% заданий базового уровня - освоена внешняя сторона алгоритма, правила. Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно). | 4 («хорошо») Возможность изменить! | ||
Программный («отлично») Решение нестандартной задачи, где потребовалось: - применить новые базовые (из блока «Учекник научится»), получаемые в данный момент знания; | 3 б.у. | Частичное освоение - правильно выполнены более 75 % заданий, построенные на базовом учебном материале, освоена опорная система знаний и способов действий по предмету, необходимая для продолжения образования в основной школе. Частично успешное решение (с незначительной ошибкой или с привлечением посторонней помощи в какой-то момент решения) | 4 («хорошо») Возможность изменить! | |
4 б.у. | Полностью успешное решение (без ошибок и | 5 - «отлично» |
- применить прежние базовые (из блока «Ученик научится») знания и умения в новой, непривычной ситуации. | полностью самостоятельно) | |||
Выше базового уровня | Повышенный Решение стандартной задачи, где потребовалось применить знания и умения из блока «Ученик получит возможность научиться». | 5 б.у. | Частично успешное решение (с незначительной ошибкой или с привлечением посторонней помощи в какой-то момент решения) | Возможно поставить учащемуся «5 и 5» |
Максимальный Решение нестандартной задачи, где потребовалось применить знания и умения из блока «Ученик получит возможность научиться». | 6 б.у. | Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно) | Возможно поставить учащемуся «5 и 5» |
Индивидуальные траектории обучения обучающихся, демонстрирующих повышенный и максимальный уровни достижений, формируются с учётом интересов этих обучающихся и их планов на будущее. При наличии устойчивых интересов к учебному предмету и основательной подготовки по нему такие обучающиеся вовлекаются в проектную деятельность по предмету и сориентированы на продолжение обучения в старших классах по данному профилю.
Описанный выше подход целесообразно применять в ходе различных процедур оценивания: текущего, промежуточного и итогового.
Для формирования норм оценки в соответствии с выделенными уровнями в программе каждой учебной дисциплины на уровне основного общего образования содержательно описаны достижения обучающегося. При этом учитываются интересы обучающихся с особыми возможностями здоровья. Таким детям для обеспечения преемственности между начальной и основной школой, а также для более комфортных условий адаптации при переходе с одного уровня обучения на другой, предусмотрены (в 5-6 классе) нормы отметок, принятые в 4 классе. *Особенно это касается письменных работ по английскому языку.
Оценка достижения предметных результатов, ведется в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Наряду с заданиями базового уровня в диагностике применяются и продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание обучающимся в ходе решения своего продукта: вывода, оценки, обобщения и т.п. Выполнение данного вида заданий характеризуют уровень достижения планируемых результатов обучающимися на уровне выше базового.
Уровень достижения предметных результатов проверяется в ходе текущего и промежуточного контроля, а полученные результаты фиксируются в таблицах образовательных достижений. При создании данных таблиц учитываются программа и требования к обязательному минимуму содержания образования и учебный период (четверть). Заполняются таблицы после проведения самостоятельных и контрольных работ.
Для оценки динамики формирования предметных результатов в системе внутришкольного мониторинга образовательных достижений фиксируются и анализируются данные о сформированности умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний, в том числе:
• первичному ознакомлению, отработке и осознанию теоретических моделей и понятий (общенаучных и базовых для данной области знания), стандартных алгоритмов и процедур;
- выявлению и осознанию сущности и особенностей изучаемых объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета, созданию и использованию моделей изучаемых объектов и процессов, схем;
- выявлению и анализу существенных и устойчивых связей и отношений между объектами и процессами.
При этом обязательными составляющими системы накопленной оценки являются материалы:
- стартовой диагностики;
- тематических и итоговых проверочных работ по всем учебным предметам;
- творческих работ, включая учебные исследования и учебные проекты.
Решение о достижении или недостижении планируемых результатов или об освоении или неосвоении учебного материала принимается на основе результатов выполнения заданий базового уровня. В период введения Стандарта критерий достижения/освоения учебного материала задаётся как выполнение не менее 50% заданий базового уровня или получение 50% от максимального балла за выполнение заданий базового уровня.
- Система внутришкольного мониторинга образовательных достижений и Портфель учебных достижений как инструменты динамики образовательных достижений
Показатель динамики образовательных достижений — один из основных показателей в оценке образовательных достижений. Положительная динамика образовательных достижений — важнейшее основание для принятия решения об эффективности учебного процесса, работы учителя или образовательного учреждения, системы образования в целом.
Система внутришкольного мониторинга образовательных достижений (личностных, метапредметных и предметных), основными составляющими которой являются материалы стартовой диагностики и материалы, фиксирующие текущие и промежуточные учебные и личностные достижения, позволяет достаточно полно и всесторонне оценивать как динамику формирования отдельных личностных качеств, так и динамику овладения метапредметными действиями и предметным содержанием.
Основными формами и средствами контрольно-оценочных действий обучающихся и фиксации результатов в рамках образовательного процесса в основной школе являются: Sоценочные листы и задания для самоконтроля,
таблицы образовательных результатов,
творческие задания по темам
проверочные работы
портфолио.
Основная цель оценочных листов - выделение основных умений, формируемых в конкретной теме и способов проверки уровня их сформированности самими детьми. Помимо перечня умений и соответствующих им контрольных заданий, оценочные листы содержат результаты самооценки обучающихся по каждому из предложенных умений и их оценки учителем, а так же крайний срок сдачи зачета по данной теме.
Использование подобной формы организации контрольно-оценочной деятельности позволяет обучающимся не только выделить основные аспекты изучаемой темы, но и самостоятельно определить качество их освоения. Вместе с тем, оценочные листы способствуют формированию самостоятельности обучающихся, оказывают помощь в организации учебной деятельности.
Оценочные листы являются весьма удобным средством для подготовки обучающихся к тематическим проверочным работам. В конце изучения блока (темы) проводится диагностическая работа, которая, с одной стороны, фиксирует уровень понимания и освоения открытых способов учебных действий обучающихся, с другой стороны, показывает «границы» возможного применения того или иного открытого способа действий (знаний) и помечает перед обучающимися новую задачу.
Задания для самоконтроля помогают самим обучающимся оценить каждое необходимое умение или знание темы и обоснованно заполнить оценочный лист тем. Обучающийся готов к сдаче очередного зачета тогда, когда им выполнен весь «пакет» необходимых заданий, полностью заполнен оценочный лист темы.
Творческие задания по теме являются второй составляющей самостоятельной работы подростков и выполняются исключительно по желанию школьников. Авторами УМК предусмотрены разные творческие задания с целью привлечения к их выполнению большей части детей. Результаты творческих работ рассматриваются как непосредственно на следующем учебном блоке, так и в других местах и формах (учебно-практические конференции, выставки, и т.п.)
Проверочные работы разного характера (стартовая, итоговая и текущие тематические работы) ставят одной из задач соотнести оценку школьника с оценкой учителя и внести определенные учебные коррективы в случае расхождения данных оценок.
В МАОУ «Школа-сад № 10»: у каждого учащегося формируется Портфель учебных достижений, который является одним из способов накопительной системы оценки, который предусматривает вариативность результатов образования и способствует проявлению индивидуально-личностных особенностей школьников и соответствует компетентностному подходу.
Его целью является регистрация широкого спектра достижений ученика академических и личных на базе воспитательного и обобщающего оценивания. Регистрация достижений предполагает четкое формулирование целей, которые обсуждаются с самим учеником. Этот диалог с учениками включает рассуждения по поводу их достижений и при помощи диалога школьников поощряется возможность брать на себя больше ответственности за собственное образование. Роль учителя, классного руководителя с введением портфолио, значительно меняется. Благодаря совместной работе над Портфелем, достигается цель индивидуализации обучения. На основе рефлексии успехов и достижений учащегося, совместного обсуждения результатов оценивания осуществляется планирование индивидуального личностного развития.
Для оценки результатов привлекаются учителя, как хорошо знакомые с деятельностью учащегося, так и относительно нейтральные педагоги и обучающиеся, родители. Вовлечение в процесс оценивания в данной форме значительного количества участников приводит к формированию особой образовательной среды, в которой возникают партнерские взаимоотношения между обучающимися, преподавателями, родителями.
Для обеспечения преемственности между начальной и основной школой в Портфеле сохраняется содержательная сущность разделов. Однако меняется их название в соответствии с возрастными особенностями обучающихся основной ступени. Кроме этого добавляется «Дневник самосовершенствования», который способствует развитию личностных ориентиров учащегося. Таким образом, Портфель учебных достижений обучающихся 5-8 классов выполняет следующие функции:
- накопительная;
- презентационная;
- дневник самосовершенствования;
- рефлексивная;
- демонстрационная;
- самооценки.
Портфель учебных достижений обучающихся 5-8 классов имеет следующую структуру:
1) Титульный лист, который содержит основную информацию (фамилия, имя, отчество, учебное заведение, дату рождения, даты начала и окончания обучения в начальной школе).
- Раздел «Мой портрет, предназначен для информации об ученике. В разделе описываются особенности личности автора, записи, высказывания о нем других людей. В этот же раздел помещается вступительная статья - обоснование, в которой сформулирована цель создания данного Портфеля, а так же аргументируется, почему те или иные материалы включены в него, какие результаты деятельности они отражают.
- Раздел «Мои работы» включает все материалы, созданные и систематизированные учеником (рефераты, эссе, стихи, сказки, творческие работы, доклады, статьи в газете, презентации, проекты).
- Раздел «Мои достижения» включает те материалы, которые по мнению учащегося, отражают его лучшие результаты и демонстрируют успех, в том числе его продвижение в развитии ключевых компетенций.
- Раздел «Дневник самосовершенствования» включает рабочие материалы ученика по проектированию индивидуальной траектории развития. Может носить форму дневниковых записей либо иную, выбранную обучающимся. *Данный раздел разрабатывается учеником под руководством школьного психолога.
- Итоговая оценка выпускника и ее использование при переходе от основного к среднему (полному) общему образованию
На итоговую оценку на уровне основного общего образования выносятся только предметные и метапредметные результаты, описанные в разделе «Выпускник научится» планируемых результатов основного общего образования.
Итоговая оценка выпускника формируется на основе:
- результатов внутришкольного мониторинга образовательных достижений по всем предметам, зафиксированных в оценочных листах, в том числе за промежуточные и итоговые комплексные работы на межпредметной основе;
- оценок за выполнение итоговых работ по всем учебным предметам;
- оценки за выполнение и защиту индивидуального проекта;
- оценок за работы, выносимые на государственную итоговую аттестацию (далее —
ГИА).
При этом результаты внутришкольного мониторинга характеризуют выполнение всей совокупности планируемых результатов, а также динамику образовательных достижений обучающихся за период обучения. А оценки за итоговые работы, индивидуальный проект и работы, выносимые на ГИА, характеризуют уровень усвоения обучающимися опорной системы знаний по изучаемым предметам, а также уровень овладения метапредметными действиями.
На основании этих оценок делаются выводы о достижении планируемых результатов (на базовом или повышенном уровне) по каждому учебному предмету, а также об овладении обучающимся основными познавательными, регулятивными и коммуникативными действиями и приобретении способности к проектированию и осуществлению целесообразной и результативной деятельности.
Педагогический совет образовательного учреждения на основе выводов, сделанных классными руководителями и учителями отдельных предметов по каждому выпускнику, рассматривает вопрос об успешном освоении данным обучающимся основной образовательной программы основного общего образования и выдачи документа государственного образца об уровне образования — аттестата об основном общем образовании.
В случае если полученные обучающимся итоговые оценки не позволяют сделать однозначного вывода о достижении планируемых результатов, решение о выдаче документа государственного образца об уровне образования - аттестата об основном общем образовании принимается педагогическим советом с учётом динамики образовательных достижений выпускника и контекстной информации об условиях и особенностях его обучения в рамках регламентированных процедур, устанавливаемых Министерством образования и науки Российской Федерации.
Решение о выдаче документа государственного образца об уровне образования — аттестата об основном общем образовании принимается одновременно с рассмотрением и утверждением характеристики обучающегося, с учётом которой осуществляется приём в профильные классы старшей школы. В характеристике обучающегося:
- отмечаются образовательные достижения и положительные качества обучающегося;
- даются педагогические рекомендации к выбору направлений профильного образования с учётом выбора, сделанного выпускником, а также с учётом успехов и проблем обучающегося.
Все выводы и оценки, включаемые в характеристику, должны быть подтверждены материалами мониторинга образовательных достижений и другими объективными показателями.
- Оценка результатов деятельности образовательного учреждения
Оценка результатов деятельности образовательного учреждения осуществляется в ходе его аккредитации, а также в рамках аттестации педагогических кадров. Она проводится на основе результатов итоговой оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом:
- результатов мониторинговых исследований разного уровня (федерального, регионального, муниципального);
- условий реализации основной образовательной программы основного общего образования;
- особенностей контингента обучающихся.
Предметом оценки в ходе данных процедур является также текущая оценочная деятельность образовательных учреждений и педагогов и, в частности, отслеживание динамики образовательных достижений выпускников основной школы данного образовательного учреждения
Предварительный просмотр:
Учет индивидуальных особенностей обучающихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения (показать, как выявляются и развиваются способности обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности (по профилю профессиональной деятельности педагога)).
Организацию учебного процесса выстраиваю на основе системно-деятельностного подхода с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, что позволяет создать оптимальные условия для реализации поставленных целей образования. Для реализации данной задачи в своей педагогической деятельности опираюсь на индивидуальные особенности обучающихся. Это позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика. В первую очередь, подбираю разноуровневые задания, что позволяет определить уровень обучающегося, чтобы выстроить индивидуальный образовательный маршрут каждого ребенка. Если необходимо, подключаю к этой работе педагога-психолога.
Далее, учитывая особенности каждого ребенка, на уроках осуществляю дифференцированный личностно-ориентированный подход, применяю технологию проблемного обучения, технологию развития критического мышления. Это позволяет каждому ребенку усваивать знания по своим способностям. Осуществлению личностного развития, на мой взгляд, способствует дифференцированный подход к образовательному процессу. Дифференцированная организация образовательной деятельности учитывает уровень умственного развития, психологические особенности обучающихся. Также во внимание принимаются индивидуальные запросы личности, ее возможности и интересы. Дифференцированный подход в обучении часто применяю через работу в парах, группах, что даёт возможность уделить внимание каждому ученику, составить задания, учитывая индивидуальные особенности обучающегося. При данной работе важно систематически использовать те современные педагогические технологии, которые дают возможность повышать качество образования.
Работа с технологией проектной деятельности дает возможность развивать познавательный интерес. Проектная деятельность ставит каждого ученика в позицию активного участника, дает возможность реализовать индивидуальные замыслы, формирует умения поиска информации, учит слаженно работать в команде. В проекте обучающиеся ставят цель и определяют способы ее достижения, обсуждают, доказывают, открывают для себя новое. Эту технологию я часто использую на уроках английского языка.
Элементы проблемного обучения дают возможность не только достигнуть образовательные задачи в процессе урока, подвести обучающихся к углубленному изучению той или иной проблемы.
На уроках использую здоровьесберегающие технологии: чередую виды учебной деятельности, провожу физминутки, упражнения для глаз. Организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика.