Программы
Программы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_pedagoga-psiho.pdf | 1.5 МБ |
programma_yunyy_geniy_20-21.docx | 450.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ | ||||
1.1. | Пояснительная записка | 3 | ||
1.1.1 | Цели и задачи реализации программы | 4 | ||
1.1.2. | Принципы и подходы к формированию Программы | 5 | ||
1.1.3. | Значимые для разработки и реализации характеристики Программы | 6 | ||
1.1.4. | Педагогические условия реализации программы | 6 | ||
1.1.5. | Организационно-методическое обеспечение программы | 7 | ||
1.1.6. | Факторы успешности реализации программы | 7 | ||
1.2. | Планируемые результаты освоения Программы | |||
1.2.1. | Развивающее оценивание качества по программе | 8 | ||
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | ||||
2.1. | Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка | 9 | ||
2.2. | Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы | 12 | ||
2.3. | Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик | 12 | ||
2.4. | Система деятельности педагога по поддержке детской инициативы | 13 | ||
2.5. | Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников | 13 | ||
2.6. | Формы и методы занятий | 13 | ||
2.6.1. | 1 блок "Логические блоки Дьенеша | 13 | ||
2.6.2. | 2 блок "Палочки Кюизенера" | 14 | ||
2.6.3. | 3 блок "Возьми и сделай" серия комплексов с видеобиоуправлением | 15 | ||
2.6.4. | 4 блок "Буквы. Цифры. Цвет" серия комплексов с видеобиоуправлением | 15 | ||
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ | ||||
3.1. | Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды | 16 | ||
3.2. | Материально-техническое обеспечение Программы | 16 | ||
3.3. | Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания | 16 | ||
3.4. | Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий | 16 | ||
3.5. | Оценка результативности программы | 16 | ||
Приложения | ||||
Приложение 1 Учебный план | 17 | |||
Приложение 2 Планирование образовательной нагрузки и расписание образовательной деятельности | 17 | |||
Приложение 3 Комплексно-тематическое планирование | 18 | |||
Перечень литературных источников | 28 |
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1.Пояснительная записка.
Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») дошкольное образование является уровнем общего образования. Именно в дошкольном детстве закладываются ценностные установки развития личности ребенка, основы его идентичности, отношения к миру, обществу, семье и самому себе.
Поэтому миссия дошкольного образования – сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как отправной точки включения и дальнейшего овладения разнообразными формами жизнедеятельности в быстро изменяющемся мире, содействие развитию различных форм активности ребенка, передача общественных норм и ценностей, способствующих позитивной социализации в многонациональном обществе.
Задача приобщения детей к жизни в современном социальном пространстве требует обновления не только содержания дошкольного образования, но и способов взаимодействия между детьми и взрослыми, формирования базового доверия ребенка к миру, комфортного и безопасного образа жизни. Необходимость в таком обновлении вызвана целым рядом объективных факторов развития современного общества и экономики и связанных с этим новых требований к образованию, изменениями условий жизни и взросления детей, обобщаемых в понятии «новая социокультурная ситуация развития детства», а также новыми данными многочисленных исследований в области нейронауки, психологии развития, исследований семьи и детства и др.
Переосмысление роли и задач образования в период раннего и дошкольного детства, происходящее во всем мире, связано с выявлением образовательного потенциала детей дошкольного возраста, факторов, влияющих на развитие детей, краткосрочных и долгосрочных эффектов условий жизни и образовательных стратегий на ранних этапах развития, их влияния на биографию отдельного человека, значения для стабильного развития общества и экономики в целом.
Все это требует разработки инновационных программ дошкольного образования, соответствующих современному уровню развития педагогической науки и практики, учитывающей и интегрирующей лучшие образцы отечественного и зарубежного опыта.
Современные образовательные программы и современный педагогический процесс направлены на поддержку разнообразия детства, что предполагает вариативность содержания и организации дошкольного образования. Вариативность содержания дошкольного образования может быть достигнута только через сохранение широкого разнообразия образовательных программ, уже существующих в российском образовательном пространстве и разрабатываемых в настоящий момент.
В условиях стремительного роста социальных, экономических, технологических и психологических перемен современные программы психолого-педагогической поддержки подрастающих поколений направлены, прежде всего, на раскрытие разнообразных форм активности, присущих самому ребенку. Современные достижения цивилизации открывают новые возможности для развития ребенка с первых дней его жизни.
Эти возможности связаны:
- с повышением ценностного статуса детства в современном обществе;
- с созданием новых форм и видов развивающих сред, способных мотивировать детей;
- с появлением коммуникационных и сетевых технологий;
- с расширением инновационных программ профессиональной подготовки педагогов и воспитателей, обладающих мастерством коммуникативной компетентности и искусством мотивирования поведения детей.
Содержание программы в соответствии с требованиями Стандарта включает три основных раздела – целевой, содержательный иорганизационный.
Целевой разделпрограммы определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию программы, планируемые результаты ее освоения.
Содержательный разделпрограммы включает описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка
Организационный разделпрограммы описывает систему условий реализации образовательной деятельности, необходимых для достижения целей программы
В начале XXI века во многих странах мира раннее образование и развитие детей стали важной частью государственной образовательной политики. Осознание важности развития и системного образования детей, начиная от рождения до 6–7 лет (обычно это возраст поступления детей в школу), базируется на результатах многочисленных исследований и на практике многих стран.
Исследования свидетельствуют, что в период развития ребенка с рождения до 7 лет закладываются все основные характеристики его личности: ребенок чрезвычайно восприимчив, заинтересован и открыт новому опыту, познанию мира. При этом в центре внимания государства, семьи и профессионального сообщества оказывается качество программ дошкольного образования.
Стремительные изменения, происходящие в наше время в России и во всем мире, приобретают характер устойчивой тенденции. Эти изменения настолько глубоки, что вряд ли кто-нибудь возьмёт на себя смелость предсказать, каким будет наш мир в будущем. Однако образование наших детей даёт нам реальный шанс повлиять на общество будущего и помочь каждому ребёнку найти своё место, стать успешным в этом обществе.
Образование, сориентированное только на знания, умения и навыки, которые в данный момент востребованы на рынке труда для обслуживания той или иной технологии, не сможет решить эту задачу. Со сменой технологии, которая сейчас происходит чрезвычайно часто, а будет происходить еще чаще, специалист, обладающий узким набором таких знаний и умений, окажется не конкурентоспособным, срок его успешности будет чрезвычайно коротким. Единственно возможный способ реализовать себя в современном обществе – это быть готовым принимать самостоятельные и ответственные решения в изменчивом и постоянно меняющемся мире, быть способным влиять на свою жизненную ситуацию. В связи с этим задача развития личности является центральной в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
1.1.1. Цели и задачи реализации программы
Цель: развитие интеллектуальных способностей, подготовка дошкольника к успешному обучению в школе.
Задачи:
- Развивать высшие психические функции и познавательные процессы: внимание, восприятие, мышление, память, воображение, наблюдательность, сообразительность, фантазию.
- Развивать знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач.
- Развивать умение выделят учебную задачу, и переводить ее в самостоятельную цель деятельности.
- Развивать аналитическое мышления (способность постижения признаков и связей между явлениями, способность действовать по образцу).
- Развивать умение выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам/по одному, по два, по три/, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.
- Развивать логическое мышление.
- Развивать речь: расширять словарный запас, обогащать активный словарь, фонематический слух. Грамматически и фонетически правильно строить фразы.
- Развитие мелкой моторики и сенсомоторной координации.
- Воспитывать самостоятельность, пытливость, желание выполнить задание правильно и до конца.
Цель программы заключается в расширении прав и возможностей ребёнка, в развитии его способностей, его человеческого достоинства и уверенности в себе, самостоятельности и ответственности, причем способами, ориентированными на ребенка, позитивными по отношению к нему, поддерживающими и охраняющими его личное достоинство.
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности. Ребенок по своей природе - исследователь, экспериментатор, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Существует много способов представить детям возможность самостоятельно открыть причину происходящего, докопаться до истины, понять принцип, логику решения поставленной задачи и действовать в соответствии с предложенной ситуацией.
Самым сенситивным периодом для развития способностей является дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. “Родовыми” чертами дошкольного возраста являются фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления, кроме этого, проявляется особая чувствительность, отзывчивость на окружающее.
Исходя из этого, для развития творческих способностей в образовательном учреждении необходимо проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию детских способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагога-психолога, воспитателей, родителей.
Программа рассчитана на детей дошкольного возраста от 4 до 7 лет.В программе реализован подход, который обеспечивает ее возрастную адресованность, опору на закономерности дошкольного возраста.
Программа уделяет особое внимание созданию развивающей среды, роли семьи в образовании маленького ребенка
Педагоги и все, кто работает с маленькими детьми, все больше осознают, что они играют важнейшую роль в развитии у детей самоуважения и уверенности в себе, желания и умения учиться на протяжении всей жизни, умения жить и работать с другими людьми, а также межкультурной и межличностной толерантности.
1.1.2Принципы и подходы к формированию Программы
Программа разработана в соответствии с основными принципами и ценностями личностно-ориентированного образования.
Программа основана на следующих принципах, которые структурируют программу и позволяют реализовать поставленные цели и задачи:
Основные принципы программы
- Принцип принятия всех продуктов творчества детей, независимо от их формы, содержания и качества.
- Принцип вовлечённости детей в художественное творчество, то есть показывать детям не только продукт, но и сам процесс творчества, чтобы дети видели, как это делается.
- Новые понятия должны вводиться только в знакомом, доступном содержании.
- Принцип активности и самостоятельности ребёнка, а также стимулирование
к высказыванию собственных идей по поводу решаемой проблемы.
- Содержание развивающих игр и упражнений должно быть ориентированона
ребёнка и его взаимодействие с другими детьми.
Организация занятий
Каждое занятие включает в себя:
- Ритуал приветствия - снятие эмоционального напряжения у детей. Установление контакта.
- Основную часть занятия, которая направлена на достижение цели программы и задач каждого занятия (решение проблемных ситуаций, изобразительная деятельность, придумывание сказок, загадок и др)
- Игру на повышение двигательной активности.
- Релаксационные дыхательные и мышечные упражнения.
- Ритуал прощания. Сначала подводят итог занятия (что запомнилось, что понравилось), затем - сам ритуал прощания.
1.1.3. Значимые для разработки и реализации характеристики Программы
Развитие у детей старшего дошкольного возраст их интеллектуально – творческих способностей через освоение логико-математических представлений (свойства, отношения, связи, зависимости) и способы познания (сравнение, упорядочивание, группировка, сериация, классификация). Ребенок владеет основными логическими операциями. Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам. Способен объединять и распределять предметы по группам. Свободно оперирует обобщающими понятиями. Умеет мысленно делить целое на части и из частей формировать целое, устанавливая между ними связь. Ребенок находит закономерности в явлениях, умеет их описывать. Может при помощи суждений делать умозаключения. Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. У ребенка достаточно большой словарный запас, широкий спектр бытовых знаний. Он наблюдателен, внимателен, усидчив, заинтересован в результатах своей работы. Владеет навыками сотрудничества, умеет работать в паре и микрогруппе.
1.1.4. Педагогические условия реализации программы
Для положительного результата в развитии способностей детейнеобходима взаимосвязь педагога - психологаи родителей.
Работа с родителями включает в себя:
- Организация совместной работы педагога - психолога и родителей по достижению положительного результата в развитии способностей:
- Ознакомление с программой;
- Групповая консультация;
- Выполнение домашних заданий с ребенком.
- Индивидуальное консультирование родителей при возникновении личностных проблем у детей.
Программа «Юный гений» предполагает создание следующих психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями и интересами:
- личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с детьми, т. е. создание таких ситуаций, когда каждому ребенку предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и пр.;
- обеспечение опоры на личный опыт ребенка при освоении им новых знаний;
- ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, т. е. сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями, стимулирование самооценки ребенка;
- формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка;
- создание развивающей образовательной среды, способствующей физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности;
- сбалансированность репродуктивной деятельности и продуктивной, т.е. детской исследовательской, творческой деятельности, совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности;
- вовлечение семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка дошкольного возраста.
1.1.5. Организационно-методическое обеспечение программы.
Программа рассчитана на 8 месяцев по 2 занятия в неделю, длительностью 20-25 минут. Возраст детей 4-7лет.
На каждом занятии решается определённая задача по развитию творческого мышления и воображения. Если материал занятия усваивается трудно, то занятие повторяют 1-2 раз, но с заданиями, аналогичными основному занятию. Например, на первом занятии педагог - психолог рассказывает, что и как делать, показывает, то есть действует как учитель. На втором же занятии он выступает как уже партнёр (совместная деятельность). На третьем - дети действуют самостоятельно. Взрослый - организатор среды.
Организационно-методическая деятельность по реализации программы:
- Проведение мониторинга для определения уровня интеллектуального развития.
- Создание программно-методического обеспечения педагогическогопроцесса по данной программе, соответствующее современным требованиям дидактики и возрастной психофизической специфике данного контингента детей.
- Определение содержания педагогического процесса в образовательномучреждении, способствующего формированию интеллектуального развития детей.
1.1.6. Факторы успешности реализации программы
Программа позволяет индивидуализировать сложные игровые задания: более сильным детям можно находить варианты сложнее, менее подготовленным – работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл игры сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, научить без боязни творить и создавать.
В процессе работы по программе дети усваивают цвета и их оттенки; названия и отличительные признаки геометрических фигур (в стихотворной форме), обогащают словарный запас, учатся работать по схемам, сравнивать и обобщать предметы по определенному признаку (цвету, длине, форме и т.д.)
1.2. Планируемые результаты освоения Программы
1.2.1.Развивающее оценивание качества по программе
Благодаря индивидуализации особенности, способности, интересы и потребности ребёнка соответствуют его образованию.
Дети приобретают компетентность и самоуважение, им нравится учиться, у них появляется желание браться за ещё более сложные задачи.
Дети учатся осуществлять осознанный и ответственный выбор, решать проблемы, планировать свою деятельность и достигать цели, взаимодействовать с окружающими людьми.
У детей развивается чувство собственной значимости, они становятся самостоятельными и инициативными.
Основные знания, умения и навыки, сформированные в ходе реализации программы:
-Умение подчинять свою деятельность системе обязательных для всех правил.
- Развиты познавательные процессы, мыслительные операции, творческие способности, воображение, фантазия.
- Умение самостоятельно решать учебные и практические задачи.
- Умение выделять учебную задачу, и переводить ее в самостоятельную цель деятельности.
- Умение находить признаки и связи между явлениями, действовать по образцу.
- Умение выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам/по одному, по два, по три/, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.
-Умение мыслить и рассуждать логически.
-Развиты психические функции, связанные с речевой деятельностью; самостоятельность, инициативность, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.
- Умение рисовать и срисовывать по клеткам или по образцу.
Родители ощущают личную причастность к программе.
Родители начинают лучше ориентироваться в процессах развития ребёнка.
Родители получают большее представление о работе педагога-психолога.
Родители обучаются тому, что могут использовать во взаимодействии со своим ребёнком дома.
Цель | Задачи | Целевые ориентиры | |
Средний возраст | Развитие логического мышления детей дошкольного возраста | 1. Развивать логическое мышление детей в различных направлениях деятельности; -умения детей выявлять свойства в объектах, -называть их, адекватно обозначать их отсутствие, -обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, -обосновывать свои рассуждения пространственные представления детей. 2. Обучать детей операциям: анализа – синтеза, сравнения, классификации, упорядоченности действий, ориентировке в пространстве. 3. Познакомить с разнообразием форм, цвета, размера, толщиной объектов. 4. Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей. | Дети знакомы: -с разнообразием форм, размеров, -толщенной объектов, сравнением и классификации предметов, -знакомы с операциями анализа – синтеза, умеют обосновывать свои рассуждения, проявляют самостоятельность и настойчивость в достижении цели. |
Старший возраст | Развитие мыслительных процессов и познавательных способностей детей дошкольного возраста | 1. Развивать знания, умения, навыки, необходимые детям для самостоятельного решения образовательных и практических задач; познавательные процессы, мыслительные операции; творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию; психические функции, связанные с речевой деятельностью; 2. Воспитывать у детей коммуникативные навыки, стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желание вовремя прийти на помощь сверстникам; 3.Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей. | У детей: развито логическое мышление, пространственные представления, знания, умения, навыки для самостоятельного решения образовательных и познавательных задач, умеют выявлять свойство в объектах, называть их, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения, проявляют самостоятельность и настойчивость в достижении цели. |
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка
по развитию речи и мышления
Каждое задание включает в себя цикл игровых заданий и направлено на:
- развитие фонематического слуха («Назови звук», «Угадай слово»)
- обогащение словарного запаса, понимание смысла слов («Рассмотри картинку и ответь на вопросы», «Продолжи предложение»,
- на развитие связной речи («Расскажи о картинке так, как будто ты видишь ее, а тот, кому ты рассказываешь, нет», «Расскажи по плану»,
- на развитие грамматической стороны речи: образование существительных множественного числа в родительном падеже, образование существительных в уменьшительно-ласкательной форме, правильная постановка ударения при склонении существительных («Назови один-много», «Назови ласково»)
- на развитие мышления, внимания, тактильных ощущений («Расскажи и покажи», «Что неправильно нарисовал художник?»)
- умение рассуждать, сравнивать, обобщать, делать элементарные умозаключения («Что лишнее?Назови и объясни», «Объясни пословицу», «Найди отличия», «Вопрос на засыпку!»)
- умение соотносить символ (знак) с предметом («Раскрась в соответствии со знаком»).
по формированию логико – математических представлений и конструктивных способностей.
Октябрь
- Развитие комбинаторных способностей путём комбинирования цвета и формы.
- Развитие наблюдательности, творческого воображения.
- Развитие умения выявлять и абстрагировать свойства, следуя алгоритму.
- Развитие пространственного воображения, сообразительности, смекалки.
- Развитие умения анализировать свойства изображений, рассказывать о том, что их объединяет.
«Сложи узор» (кубики Никитина); «Коврик» (палочки Кюизенера) .
Игры на поиск недостающего элемента: «Чего не хватает»; «Что пропущено».
Игры с блоками Дьенеша: «Помоги муравьишкам»; «Страна муравия»; «Построй дорожку» и др.
Игры – головоломки: «Танграм»; «Колумбово яйцо» и др.
Словесно – логические игры и упражнения: «Что объединяет?»
Ноябрь
- Развитие аналитической деятельности, умения классифицировать объекты.
- Освоение приёмов конструирования геометрических фигур (алгоритм действий).
- Развитие умения осуществлять зрительно – мысленный анализ.
- Развитие комбинаторных способностей.
- Развитие речи, памяти, внимания.
Игры с блоками Дьенеша, с игрушками, картинками: «Засели домики»; «Заполни аквариумы»; «Необычные фигуры»; «Подбери заплатку к коврику»; «Чего не хватает?».
Игры – головоломки со счётными палочками.
Словесно – логические игры и упражнения
Декабрь
- Развитие умения мыслить пространственными образами (объёмными фигурами).
- Развитие умения сравнивать.
- Развитие речи, внимания.
«Кубики для всех», Конструкторы: «Лего» и другие объёмные конструкторы.
«Найди отличия»; «Четвёртый лишний»;
-игры с блоками: «Две дорожки»; «Поймай тройку».
Логические задачи.
Январь
- Развитие комбинаторных способностей, сообразительности, творческого воображения,
- Развитие пространственного воображения, сообразительности, смекалки.
- Развитие аналитических способностей, умения определять результат деятельности.
- Развитие речи, мышления
Игры с «цветными числами» (палочки Кюизенера).
«Игры – головоломки»; «Что изменилось?»; «Чудесный мешочек».
«Что получится, если….» (упражнения со счётными палочками).
Словесно – логические игры и упражнения : «Закончи предложение»; «Дополни ряд».
Февраль
- Развитие умения кодировать практические действия числами.
- Развитие умения осуществлять зрительно – мысленный анализ
- Развитие умения ориентироваться в пространстве в соответствии с планом.
- Развитие речи, мышления. Игры с числовым кубиком и фишками.
Игры: «Чего не хватает»; «Четвёртый лишний».
Планы – схемы: «Куда села муха?»;«Где спрятался Мишка?» и т. д.
Словесно – логические игры и упражнения : «Почему один лишний?»; «Назови, одним словом».
Март
- Развитие конструктивных способностей, зрительного внимания, умения мыслить образами.
- Развитие у детей представления о числе на основе счёта и измерения.
- Развитие умения разбивать множество на классы по совместимым свойствам.
- Развитие речи, мышления.
«Геоконт»; «Танграм»; «Колумбово яйцо» и другие подобные игры.
Игры с палочками Кюизенера: «Весёлый поезд»; «Составь число» и т. д.
Игры с блоками Дьенеша: «Помоги фигурам выбраться из леса»;«Загадки без слов»;«Где спрятался Джерри?».
Словесно – логические игры и упражнения: «Подбери слово по аналогии»
Апрель
- Развитие произвольного внимания, зрительной памяти.
- Развитие умения выделять и абстрагировать свойства объекта, сравнивать по заданным свойствам.
- Освоение понятий: точка, прямая линия, отрезок, луч.
- Развитие слухового внимания, памяти, речи.
«Чудесный мешочек»; «Что изменилось».
Игры с блоками: «Дорожки»; «Домино»
Игры с картинками, с игрушками: «Чем похожи и чем отличаются»
Игра «Геоконт», упражнения на листе в клетку.
Словесно – логические игры и упражнения: «Найди нужное слово»; «Кто самый, самый?»; «Лишнее слово».
Май
- Развитие умения устанавливать зависимость между количеством и числом.
- Развитие умения анализировать группы объектов, устанавливать закономерность в наборе признаков.
- Развитие умения классифицировать, используя при этом кодовые карточки.
- Развитие умения быстро подбирать нужное слово. «Палочки Кюизенера», картинки, игрушки, цифры.
Упражнения на сравнение двух групп фигур, упражнения с кругами Эйлера.
Игры с блоками Дьенеша: «Найди свой гараж»; «Найди свой домик»; «Дерево».
Словесно – логические игры и упражнения: «Скажи наоборот»; «Продолжи ряд».
2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы
Вариативность форм, методов и средств используемых в организации образовательного процесса с воспитанникамизависит от:
• возрастных особенностей воспитанников;
• их индивидуальных и особых образовательных потребностей;
• личных интересов, мотивов, ожиданий, желаний детей;
• степени организации деятельности воспитанников (непосредственно образовательная деятельность, деятельность в режимных моментах, свободная деятельность детей).
2.3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик
Главным условием организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС дошкольного образования является полноценно организованная образовательная среда, которая строится с учетом реализации образовательных областей в двух основных составляющих (моделях) организации образовательного процесса: совместной и самостоятельной.
• Совместная (партнерская) деятельность взрослого и детей:
- задачи программы будут реализоваться через фронтальный способ обучения по расписанию;
- виды образовательной деятельности – одновидовые, интегрированные
• Самостоятельная деятельность детей. Видами самостоятельной деятельности являются культурные практики, которые ориентированы на проявление творчества. Культурные практики реализуются через подгрупповой способ. Проектирование культурных практик в образовательном процессе идет по двум направлениям
Культурные практики на основе инициатив самих детей
Культурные практики, инициируемые, организуемые и направляемые взрослыми
К культурным практикам можно отнести исследовательские, коммуникативные, художественные, организационные, образовательные, проектные способы и формы действий ребенка.
Культурные практики инициируемые, организуемые и направляемые взрослыми
* Совместная игра
Формы
• сюжетно-ролевая
• режиссерская
• игра-драматизация
• строительно-конструктивные игры
Направление
Направлена на обогащение содержания творческих игр, освоение детьми игровых умений, необходимых для организации самостоятельной игры
* Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта
Формы
• решение проблемы
• оказание помощи
• задушевный разговор
• проявление заботы
• обсуждение ситуации
2.4. Система деятельности педагога по поддержке детской инициативы
Возможность сочетания самостоятельной деятельности детей и их разнообразного взаимодействия друг с другом при освоении математических понятий.
Воспитание и развитие ответственности, настойчивости, в преодолении трудностей, координацию движений глаз и мелкой моторики рук, действий самоконтроля и самооценки.
2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
Мероприятие | Дата проведения |
Знакомство с Программой в ходе родительских собраний, через сайт МАОУ "КСОШ-ДС" | В течение года |
Оказание консультативной помощи | В течение года |
Открытые занятия | Октябрь, май |
2.6. Формы и методы занятий.
В процессе игровых занятий используются различные формы: традиционные, комбинированные и практические занятия с использованием сюрпризных моментов, подвижных и малоподвижных игра, физминуток.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный (воспринимают и усваивают готовую информацию);
- репродуктивный (воспроизводят освоенные способы деятельности);
- частично-поисковый (решение поставленной задачи совместно с педагогом);
- исследовательский (самостоятельная творческая работа).
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности:
- фронтальный (одновременно со всей подгруппой);
- групповой (работа в парах);
- индивидуальный (выполнение заданий, решение проблем).
2.6.1. 1 блок.
Цветные палочки ДжорджаКюизенера являются многофункциональным математическим пособием. Математика входит в жизнь ребенка с момента рождения.Ребенок растет и каждый день слышит много для себя нового. Если с раннего детства предоставить ребенку возможность познакомиться с математикой, подружиться с ней, увидеть в ней интересную игру, в которой хочется познавать что-то новое и необычное, тогда в школе с математикой будут связаны положительные эмоции, чувство владения предметом, интерес к нему. Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она не предназначалась, несет в себе определенную умственную задачу, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом.
Палочки Кюизенера – дидактический материал, который создал бельгийский математик, является международным математическим материалом и используется для обучения детей математике с 1 года до 10 лет. Этот дидактический материал очень эффективен в качестве предматематической подготовке к школе. Он позволяет «через руки» ребенка формировать отношения «длиннее – короче», «между»…; понятие числовой последовательности, состава числа; освоить сенсорные эталоны.
Занимательность этого дидактического материала маскирует ту математику, которую многие считают сухой, неинтересной и далекой от жизни детей.
2.6.2. 2 блок.
Во многих странах мира успешно используется дидактический материал "Логические блоки», разработанный венгерским психологом и математиком ЗолтаномДьенешем для развития логического мышления у детей.
Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур:
а) четырех форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);
б) четырех цветов (красный, синий, желтый);
в) двух размеров (большой, маленький);
г) двух видов толщины (толстый, тонкий).
Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной. В наборе нет ни одной одинаковой фигуры.
Блоки Дьенеша – универсальная развивающая игра.
Игры с логическими блоками позволяют:
- Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
- Развивать пространственные представления.
- Развивать логическое мышление, представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование, кодирование и декодирование информации).
- Усвоить элементарные навыки алгоритмической культуры мышления.
- Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.
- Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.
- Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
- Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
- Развивать речь.
- Успешно овладеть основами математики и информатики.
Благодаря играм с цветными палочками Кюизенера, с блоками Дьенеша, у детей развиваются все психические процессы, мыслительные операции (умение сравнивать, анализировать, систематизировать, классифицировать, обобщать, делать выводы, умозаключения); способности к моделированию и конструированию, что в свою очередь способствует развитию определенных мозговых центров, влияющих на развитие речи. Также эти интеллектуальные игры способствуют развитию творческих способностей: фантазии, воображения, наглядно – действенного мышления, пространственного ориентирования, внимания. Игры в доступной, детям дошкольного возраста, форме облегчают усвоение и запоминание отличительных признаков геометрических фигур, опираясь на увлекательные задания.
2.6.3. 3 и 4 блоки.
Серия комплексов с видеобиоуправлением - совместная разработка НПФ Амалтея и израильских специалистов в области детского развития и современных компьютерных технологий
Возможности комплексов
Программное обеспечение каждого комплекса включает в себя интерактивные игры, повышающие мотивацию детей к физической и познавательной деятельности в веселой и интересной форме. Дети развивают двигательные и когнитивные навыки в игровой среде, где игры не носят соревновательный характер, что обеспечивает безопасное игровое пространство.
Играя в игры, включенные в комплексы, дети, не замечают интенсивной тренировочной работы, которую они совершают в отношении двусторонней координации, координации глаз-рука, поддержанию правильной осанки, тренировки внимания и многого другого.
С очень высокой точностью, с помощью простой веб-камеры и двух ярких шариков-перчаток программное обеспечение комплексов предоставляет широчайшие возможности для проведения развивающих занятий со здоровыми детьми и коррекционных занятий и тренировок для детей с нарушениями в развитии.
Назначение комплексов:
• Подготовка к школе, преодоление трудностей в обучении.
• Развитие внимания и навыка сосредоточения.
• Тренировка памяти и скорости реакции.
• Развитие координации движений.
• Тренировка навыка контроля движения и точности движения рук.
• Профилактика нарушений осанки.
Решаемые задачи:
- Развитие способности распределять внимание, игнорировать отвлечения во время игры;
- Обучение концентрации внимания и сохранению сосредоточенности при выполнении действий до игры, вовремя и после неё;
- Повышение скорости реакции;
- Улучшение памяти и понимания последовательности зрительных и слуховых стимулов;
- Развитие двусторонней координации при использовании обеих рук одновременно;
- Улучшение координации рук и глаз;
- Обучение контролю над движениями, тренировка точности движений;
- Развитие абстрактного мышления и тренировка навыков на уровне действия-противодействия;
- Повышение внимательности и способности понимать "правила игры";
- Укрепление и стимулирование слабых мышц плечевого пояса и рук;
- Тренировка на увеличение диапазона движений;
- Освоение новых движений и моделей взаимодействия;
- Обучение направленной деятельности и пониманию положения тела в пространстве.
III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды
Реализация программы, предусматривает наличие соответствующей предметно – пространственной среды, а также оборудования и инвентаря, способствующего освоению Программы.
3.2.Материально-техническое обеспечение Программызанятий.
Для занятий необходимо иметь:
- наборы палочек Кюизенера;
- логические блоки Дьенеша;
- схемы для накладывания палочек при составленияхтрудных иллюстраций;
- схемы для составления изображения с помощью блоковДьенеша;
- серия комплексов с видеобиоуправлением;
- компьютер.
3.3.Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания
Для организации занятий необходимо иметь на каждого учащегося:
1. Набор фломастеров (6 цветов)
2. Простой карандаш
3. Ластик
Оборудование и дидактические материалы:
1. Столы детские
2. Стулья детские
3. Мольберт (демонстрационная доска)
4. Наглядный материал: наборы предметных и сюжетных картинок по различным темам. 5. Дидактические игры: «Что лишнее?», «Аналогии», «Собери (дорисуй) узор по образцу!», «Найди спрятанные в рисунке предметы!», «Корректурные пробы», «Чего не хватает!», «Чего не стало?», «Что потерялось?», «Подбери узор!», «Дорисуй, чего не хватает!», «Что за чем? Что для чего?», «Стихи в картинках», «Сказки в картинках», «Найди отличия!», « Найди ошибки в узоре!», «Нарисуй узор по памяти!». «Подбери пару!», «Круг, треугольник, квадрат», «Найди предмет по описанию», «Узнай по силуэту!», «Найди такой же!», «Кто наблюдательнее!», «Сравни предметы!».
3.4. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
[Основная образовательная Программа МАОУ «КСОШ-ДС»]
3.5. Оценка результативности программы
В результате освоения Программы воспитанники будут иметь представление:
- об алгоритмах описания предметов и явлений окружающего мира;
- о способах группировки предметов (по цвету, форме, назначению и т.д.)
- о приемах эффективного запоминания информации с использованием мнемодорожек, таблиц, ассоциативных коллажей
Будут уметь: - вычленять главные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать, группировать, классифицировать и дифференцировать их,
- выполнять задание по образцу и словесной инструкции;
- планировать последовательность своей деятельности для достижения результата;
- самостоятельно контролировать и оценивать результативность своей деятельности в ходе выполнения заданий.
- использовать наглядно-символьный материал для эффективного запоминания информации
Приложение 1
Учебный план
План составлен в соответствии с:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
- СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» от 15.05.2013;
- Инструктивно- методическим письмом Министерства образования РФ от 14.03.2000 года №65/23-16;
- Уставом МАОУ "КСОШ-ДС".
Основная цель: регламентировать непосредственно- образовательную деятельность, определить её направленность, установить виды и формы организации, их количество в неделю.
Блок | Название | Кол-во занятий |
1 | «Логические блоки Дьенеша» Октябрь-Ноябрь | 17 |
2 | «Палочки Кюизенера» Декабрь-Январь | 16 |
3 | «Возьми и сделай» серия комплексов с видеобиоуправлением Февраль-Март | 17 |
4 | "Буквы. Цифры. Цвет" серия комплексов с видеобиоуправлением Апрель-Май | 17 |
Всего: | 67 |
Приложение 2
Планирование образовательной нагрузки и расписание образовательной деятельности
Наполняемость группы зависит от запросов родителей.
Занятия проводятся по подгруппам (вторник, четверг)
Количество занятий в неделю 2.
Продолжительность занятий с детьми 1 академический час (от 20 до 25 минут)
Приложение 3
Комплексно-тематическое планирование
средний дошкольный возраст
Месяц | Тема | Цель |
Октябрь | Знакомство с блоками Дьенеша | Знакомить с логическими блоками, повторить название геометрических фигур, основных цветов. понятия «большой- маленький». |
«Помоги Чебурашке» Альбом – игра «Лепим нелепицы» | Упражнять детей в группировке геометрических фигур. Развивать наблюдательность, внимание, память. | |
«Художники». | Продолжать учить соотносить картинки с блоками; развивать мелкую моторику рук. | |
«Я загадаю – вместе отгадаем» | Развивать умение расшифровывать информацию о наличии определенных свойств (цвет, форма, размер, толщена) у предметов по их знаково – символическим обозначениям | |
Д/и «Волшебный мешочек» | Учить детей находить геометрические фигуры наощупь. Закрепить знание о цвете. | |
Д/и «Что изменилось». | Развитие у детей внимания, памяти и связной речи. | |
Ноябрь | Д/и «Продолжи ряд» | Учить находить закономерности в ряду картинок и продолжать этот ряд |
Д/и «Найди пару» | Развивать внимание, умение анализировать и делать выводы, объяснять, развивать связную речь | |
«Магазин» Альбом «Давайте вместе поиграем» | Развивать умение выявлять и абстрагировать свойства; - умение рассуждать и аргументировать свой выбор. | |
Д/игра «Волшебные картинки или Новые приключения колобка» Альбом – игра «Дом с колокольчиком» | Развивать мыслительные операции, речь, умение обосновывать правильность суждений. Закрепить знание детей о геометрических фигурах; Умение объединять геометрические фигуры по двум разным признакам с применением карточек – символов. | |
Д/игра: «С двумя обручами» | Дать представление понятия отрицания некоторого свойства геометрической фигуры с помощью частицы «НЕ». Упражнять в умении классифицировать блоки по двум свойствам. | |
Д/игра: «Вырасти цветы» | Развивать творческое и пространственное воображение, логику мышления и действий. Развивать конструктивные способности, упражнять в соответствии из частей целого. Закрепить знание цифр от 1 до 10 | |
Знакомство с палочками Кюизенера | Познакомить детей с палочками, как с игровым материалом | |
Д/игра: «Играем с цветом» | Закрепить понятие цвета. Развивать умение комбинировать цвет в рисунке. Учить детей работать с алгоритмами. Развивать наблюдательность, память, внимание, фантазию. | |
Д/игра: «Цветные коврики - 2» | Углублять знания детей о составе числа из двух меньших чисел. Развивать понимание того, что чем больше число, тем больше вариантов разложения. Развивать логическое мышление, внимание. | |
Декабрь- | «Мосты через реку» Л. Д. Комарова «Игры и упражнения для детей | Развивать у детей представления об эталонах цвета; - представление о ширине (широкий, узкий...); - умение сравнивать предметы по ширине и длине; - зрительный глазомер. |
Д/игра: «Цвет и число» | Учить детей отбирать палочки нужного цвета и числового значения по словесному указанию взрослого; - подвести к выводу, что у палочки разного цвета есть свое число. Развивать зрительное внимание, логическое мышление. | |
Д/игра: «Подбери цифру» | Закреплять знания о цифрах в пределах 10. Упражнять в умении соотносить количество предметов с цифрой. Упражнять в счёте. Развивать внимание, память, логическое мышление. | |
Д/игра: «Цветные числа» | Закрепить счёт в пределах 10. Упражнять в умении соотносить количество предметов с цифрой. Развивать зрительное внимание, память, логическое мышление. | |
«По порядку становись». | Закрепить счёт в пределах 10. Упражнять в прямом и обратном счёте. Развивать умение находить место числу в числовом ряде; - внимание, мышление, память | |
Знакомство «Тимокко» | Познакомить детей с работой программы «Возьми и сделай» | |
Январь | «Мозаика» | Улучшение координации рук и глаз |
«Что под зонтиком» | Улучшение координации рук и глаз, освоение новых движений. | |
«Звездный путь» | Развитие двусторонней координации при использовании обеих рук одновременно. | |
«Найди пару» | Обучение контролю над движениями, тренировка точности движений. | |
«Рисование» | Укрепление и стимулирование мышц плечевого пояса и рук. | |
«Волейбол» | Обучение контролю над движениями, тренировка точности движений. | |
Знакомство | Познакомить детей с работой программы «Цифры. Буквы. Цвета» | |
Февраль | «Знакомство с цифрами» | Обучение концентрации внимания и сохранению сосредоточенности при выполнении действий до игры, вовремя и после неё. |
«Посчитай" | Обучение концентрации внимания и сохранению сосредоточенности при выполнении действий до игры, вовремя и после неё. | |
«Мыльные пузыри» | Повышение скорости реакции. | |
«Знакомство с цветами» | Улучшение памяти и понимания последовательности зрительных и слуховых стимулов. | |
«Воздушные шары» | Обучение контролю над движениями, тренировка точности движений. | |
«Мольберт» | Развитие абстрактного мышления и тренировка навыков на уровне действия-противодействия. | |
«Предметы» | Обучение направленной деятельности и пониманию положения тела в пространстве. | |
Март | «Пейнтбол» | Тренировка на увеличение диапазона движений. |
«Найди меня» | Развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Развивать словесно-логическое мышление. | |
«Где больше?» | Развивать умение выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие; Обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем) | |
«Чередование» | Развивать пространственные представления; Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью. | |
«Угощение» | Развивать мышление, внимание, учить делать умозаключения | |
«Внутри-снаружи» | Развивать мышление. | |
«Составь картинку» | Развивать умения выявлять и абстрагировать свойства, умения рассуждать, аргументировать свой выбор | |
«Где больше?» | Развитие умения сравнивать предметы по одному - четырем свойствам понимание слов: «разные», «одинаковые» | |
«Построй ряд» | Развитие умения сравнивать предметы по одному - четырем свойствам понимание слов: «разные», «одинаковые». Развивать умение читать кодовое обозначение блоков | |
Апрель | «Заполни таблицу» | развивать умение анализировать, выделять свойства фигур, классифицировать фигуры по нескольким признакам. |
«Построй многоэтажный дом» | Развивать умение разбивать множество по двум совместимым свойствам, производить логические операции «не», «и», «или». | |
«Не-свойство» | Развивать умение анализировать, выделять свойства фигур, классифицировать. | |
«Угадай-ка» | Развивать умение анализировать, выделять свойства фигур, классифицировать по 3 признакам | |
«Сортировка» | Развивать логическое мышление, умение кодировать и декодировать информацию | |
«Раздели блоки» | Развивать умение разбивать множество по одному свойству на два подмножества, производить логическую операцию «не» | |
«Найди собачку» | Развивать умения сравнивать геометрические фигуры между собой, выявлять общий признак и находить фигуру по заданному признаку. | |
«Построй дорожку» | Развивать умение сравнивать фигуры по их свойствам, развитие художественных способностей (выбор цвета, фона, расположения, композиции). | |
Май | «Палитра» | Укрепление и стимулирование мышц плечевого пояса и рук. |
Чудесный мешочек» | Формироватьзнания детей о геометрических фигурах, умение предметы угадать на ощупь. | |
«Найди не такую» | Развивать умениедетей в группировке геометрических фигур по цвету, форме, величине, толщине. | |
«Второй ряд» | Развивать умение анализировать, выделять свойства фигур, находить фигуру, отличную по одному признаку | |
«Найди нужный блок» | Развивать логическое мышление, умение кодировать и декодировать информацию | |
«В гости к Незнайке» | Формировать элементарные математические представления: сравнивать предметы и геометрические фигуры по двум и более свойствам воспитывать любознательность, интерес к путешествию как форме познания окружающего мира. | |
Играем с блоками Дьенеша | Развивать умение сравнивать предметы по одному – четырём свойствам. Закреплять значение слов «разные» - «одинаковые». Подводить к пониманию отрицания свойств предмета. | |
Развлечение "Выпускной у юных гениев" | ||
Всего 60 занятие |
Тематическое планирование занятий
старший дошкольный возраст
Тема | Цель: | |
Октябрь | «Знакомство с блоками Дьенеша» | Развивать умение классифицировать предметы по заданным свойствам (по форме, цвету, размеру и толщине). |
«Прогулка в сказочный лес» | Формировать интерес дошкольников к математическому материалу с помощью заданий с логическими блоками Дьенеша | |
«За кладом» | Развивать умение анализировать, «читать схему», кодировать и декодировать информацию, по знакам, символам выбирать нужные блоки; - развивать мыслительные операции, сравнения, восприятия, логическое мышления | |
«Куда спрятался овощ?» | Развивать умение детей выявлять свойства блока (цвет, величина, форма). Развивать слуховое внимание и память, умение слушать и выполнять инструкцию взрослого. Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели. | |
«На поиски Зайчонка и Медвежонка» | Формировать элементарные математические представления | |
«Игры с блоками Дьенеша» | Формировать навыки кодировки и декодировки информации о предмете; учить детей "читать" знаки - символы, выбирая соответствующий блок из нескольких; учить использовать как основание деления множества на подмножества; упражнять в счете, назывании рядом стоящих чисел; развивать внимание | |
Ноябрь | «Лунный гость» | Развивать логическое мышление и психические функции, формирование мыслительных умений и способностей, тренировать у детей внимание, память, восприятие. |
«Я твой друг и ты мой друг» | Формировать знания о геометрических фигурах. | |
«Спасение морских обитателей» | Формировать у детей математические представления. Активизация мыслительной деятельности, | |
«Путешествие в страну Игралочку» | Формировать знания о геометрических фигурах; совершенствовать навык счета в пределах десяти (с использованием блоков Дьенеша). Упражнять в определении области пересечения кругов. Закреплять умение ориентироваться в пространстве. Развивать логическое мышление, внимание, воображение. Продолжать учить отгадывать математические загадки с помощью художественного слова. | |
«Благоустроим город геометрических фигур» | Развивать логическое мышление, внимание, память; Формировать умение кодировать и декодировать информацию о свойствах; | |
«День рождения у кошки Мурки» | Закреплять представления о знакомых домашних животных | |
«Гномы — волшебники» | Развивать логико-математические способности детей: умение анализировать, обследовать, абстрагировать, сравнивать, декодировать информацию, рассуждать. Учить высказывать и обосновывать собственное мнение. Развивать связную речь, память, интеллект. Воспитывать интерес к логико-математической деятельности. | |
«Грузовик» | Закреплять названия геометрических форм; повторить основные цвета; познакомить с различными материалами для конструктивной деятельности. Развивать мышление, творчество; умение конструировать по замыслу. Расширять и систематизировать знания детей о фруктах, овощах. | |
«Сегодня мы волшебники» | Развивать умение узнавать того, кто «прячется» в цветном пятне, выражать увиденное и воображаемое словом. Развивать умение передавать свои чувства другим через речь. Воспитывать любовь к творческой деятельности. | |
Декабрь | «Путешествие в зимний лес» | Развивать элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме; выявлять и абстрагировать два свойства. |
«Как Ваня и Маша ходили в зоопарк» | Развивать умения сравнивать предметы по признакам (цвету и форме, рассуждать по ходу сравнения, конструировать предметы с опорой на модель; группировать предметы по форме; упражнять в определении длины предмета, используя прием наложения. | |
«Зимушка» | Развиватьумение анализировать, «читать» схему, кодировать и декодировать информацию. Развиватьмыслительные процессы внимания, памяти, навыки самоконтроля. Развивать классификационные умения, опираясь на свойства блоков. Воспитывать любознательность и интерес к новому, желание заниматься. | |
«Мы-спасатели» | Развивать логическое мышление, внимание, мелкую моторику рук, память.расширять представления о свойствах воды: тяжелые предметы в воде тонут, а легкие – плавают; приобщать к навыкам экспериментирования (высказывать предположения, делать выводы, обследовать предметы) Воспитывать самостоятельность, активность, чувство взаимопомощи. | |
«Путешествие в Геометрическое Королевство» | Закреплять и систематизировать знания по формированию элементарных математических представлений | |
«Мышата потерялись» | Развивать математическое мышление, обучать приемам символизации и моделирования. | |
Январь | «Космическое путешествие» | Развивать первичные приемы логического мышления (формировать способность к наблюдению, сравнению, обобщению, классификации) развивать речь как средство и форму мыслительной деятельности. Воспитывать любознательность, интерес к путешествию как форме познания окружающего мира. |
«Остров сокровищ». | Формировать умение в правильном употреблении предлогов: между, перед. Упражнять в умении правильно строить предложения, согласовывать слова в роде, числе и падеже. Следить за правильным произношением звуков. Развивать коммуникативные качества. | |
«Подарки Деда Мороза» | Формировать операции классификации блоков по трем признакам (форма, размер, цвет); учить детей определять области пересечения в играх с обручами; развивать логическое мышление, внимание. | |
«На ёлочном базаре» | Развивать умение классифицировать блоки Дьенеша по двум, трем признакам с помощью символа обозначения признака, описание блока с этими символами; уметь соотносить цифры с количеством предметов. Закрепить знания о временах года, месяцах. Развивать заботливое отношение к природе, пространственное воображение, логическое мышление, внимание, речь. | |
«Путешествие на поезде» | Развивать у детей умение классифицировать блоки по двум признакам: цвету и форме. Учить читать блоки по знакам. Развивать внимание, наблюдательность, память. | |
«Прогулка с Машей» | Развивать умение показывать направления: вверх, вперёд, назад, налево, направо. Закреплять умение различать и правильно называть круг, квадрат, треугольник, узнавать данные фигуры, несмотря на различие в цвете, размере. | |
«Путешествие в лес на цветных автомобилях» | Формировать умение классифицировать геометрические фигуры по трем признакам: цвету, форме, величине. | |
Февраль | «Тайны сундучка» | Развивать умение размещать блоки Дьенеша в определенной последовательности; Развивать внимание, пространственное мышление. |
«Прогулка в сказочный лес» | Формировать интерес дошкольников к математическому материалу с помощью заданий с логическими блоками Дьенеша. | |
«Путешествие по стране Математики» | Формировать знание геометрических фигур и умение составлять из них простые изображения предметов. Продолжать упражнять детей в ориентировке на листе бумаги, выполнять задание под диктовку; развивать мелкую моторику мышц пальцев рук. Развивать логическое мышление, память, воображение, внимание, мелкую моторику рук; умение мыслить, рассуждать, делать выводы. | |
«Спасаем Колобка от Лисы» | Развивать логическое мышление, внимание, мелкую моторику рук, память. Воспитывать самостоятельность, активность, чувство взаимопомощи. | |
«Поиграем с палочками» | Развивать особенности элементарных математических представлений и умений с помощью палочек Кюизенера. | |
«По дороге к Сказке» | Развивать внимания, мышление, умение давать полные ответы на поставленные вопросы. Упражнять в группировке предметов по форме, цвету, размеру, толщине. Закреплять навыки счета в пределах 10, умение ориентироваться на плоскости. | |
«Путешествие на волшебную планету» | Формировать у детей представления как ориентироваться на листе бумаги (середина, правый верхний угол, правый нижний угол, левый верхний угол, левый нижний угол). Учить читать знаки символы. Закрепление счёта в пределах 10. Формировать умение составлять фигуры их блоков Дьенеша. Закрепление сложения и вычитания с использованием счётных палочек. | |
Март | «В гости к Смешарикам» | Формирование элементарных математических представлений посредством авторской методики Кюизенера |
«Домик для кошки» | Развивать умение следить за действиями воспитателя, расширять знания о домашних животных, активизировать речь, закрепить цвет предметов; Воспитывать гуманное чувство к животным. | |
«Путешествие к Весне» | Развивать мышление, внимание, сообразительность, сосредоточенность, замечать различия. Воспитывать любознательность, желание заниматься на занятии. | |
«В гостях у слоненка» | Развивать умения различать количественный и порядковый счет, отвечать на вопросы «Какой? Который? Сколько?»; Развивать мышление и воображение детей. | |
«Цветик-многоцветик» | Развивать наглядно-действенное мышление, комбинаторные способности, произвольное внимание. | |
«Времена года» | Развивать математические навыки, логического мышления. | |
«Путешествие на остров» | Формировать элементарные математические представления | |
«Цветная лесенка» | Развивать умение детей моделировать числа, свойства, отношения, зависимость между ними с помощью цвета и длинны. | |
«Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» | Формироватьнавыки математических знаний и умений, конструктивного мышления посредством игры - путешествия, используя палочки Кюизенера и блоки Дьенеша. | |
Апрель | «Путешествие в сказку» | Развивать у детей элементарные математические представления. |
«Семь гномов» | Формировать представления детей: о форме (треугольная, квадратная, прямоугольная) о длине (самая короткая, самая длинная); Упражнять в ориентировке в пространстве (слева, справа, вверху, внизу); в названии цвета палочек (белая, голубая, розовая); в названии дней недели. | |
«Птичка-невеличка» | Развивать умение в различении и назывании цвета палочек (оранжевая, фиолетовая, красная, белая); формировать у детей пространственные представления вверху, внизу, слева, справа; формировать счётные навыки в пределах 4; умение наглядно сравнивать; закреплять представления о форме (круглая, квадратная, треугольная, прямоугольная); продолжать учить детей решать логические задачи на разбиение по свойствам (блоки Дьенеша, развивать логическое мышление. | |
«Теремок» | Формировать умение упражнять в порядковом и количественном счёте. Совершенствовать умения сравнивать и воспроизводить количество предметов по образцу с использованием цифр и знаков, решая арифметические задачи. Решать логические задачи на разбиение по свойствам блоков Дьенеша. | |
«В гостях у сказки» | Развивать внимание, логическое и пространственное мышление, смекалку, фантазию, творчество, моторику рук. | |
«Кростики». | Развивать у детей представление о числе; Научить их измерению с помощью мерки; Развивать комбинаторные способности; Познакомить с ориентированием; Учить выкладывать плоскостные и объёмные фигуры и композиции, буквы, цифры. | |
«Путешествие по временам года» | Развивать у детей желание самостоятельно выкладывать изображение из палочек Кюизнера в соответствии с заданием; развивать навыки сравнения величин по высоте; развивать умение анализировать текст, выделяя главное. Учить разгадывать загадки о временах года. Совершенствовать умения анализировать свою работу и ответы. | |
«Домики для зверят» | Формировать представления детей о форме: треугольная, квадратная, прямоугольная; Закрепить представления детей о длине: самая длинная, самая короткая; | |
Май | «Чудесный мешочек» | Развивать сенсорные способности. Вызывать интерес к играм, занятиям с цветными палочками, доставить интеллектуальное удовольствие, элементы соревновательного азарта. Закрепить с детьми количественный и порядковый счёт. |
«В гости к солнышку» | Развивать интерес детей к игровой деятельности с цветными счетными палочками Кюизенера. | |
«Прогулка на корабле» | Развивать память, внимание, воображение, логическое мышление. Способствовать развитию приёмов умственных действий, речи, познавательного интереса. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать навыки самостоятельной и коллективной работы. | |
Подарок другу | Развивать речь, память, внимание. Учить умению сравнивать, различать цвет, размер, знакомство с симметрией. Развитие самостоятельности, умения добиваться результата. | |
«Путешествие в страну Математику» | Формировать представления детей в количественном и порядковом счете, пространственном ориентировании; упорядочении палочек по длине, различению цвета, цифр; развивать умение группировать блоки по двум, трем свойствам (форме, размеру, цвету). | |
«Экскурсия в лес» | Развивать умения декодировать информацию о наличии или отсутствии определённых свойств у предметов по их символическим обозначениям. Развитие способностей к логическим действиям и операциям. | |
Моделирование сказок с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера | Формировать умение останавливать внимание ребенка на логике изложения, характерных признаках персонажей, образности и меткости народного языка. | |
Развлечение "Выпускной у юных гениев" | ||
Всего 60 занятие |
ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Л.Д. Комарова «Как работать с палочками Кюизенера» (игры и упражнения по обучению математике для детей 3-5 лет).
2. В.Н. Новикова, Л.И. Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» (для работы с детьми 3-7 лет).
3. Б.Б. Финкельштейн, «На золотом крыльце сидели» (палочки Кюизенера).
4. Е. Н. Панова «Дидактические игры и занятия в ДОУ» (блоки Дьенеша, выпуск 1, младший возраст).
5. Н.О. Лелявина, Б.Б. Финкельштейн, «Давайте вместе поиграем» (игры с логическими блоками Дьенеша).
6. Е. Бортникова, «Чудо – обучайка» (изучаем геометрические фигуры, для детей 3-6 лет).
7. Б.П. Никитин, «Ступеньки творчества или развивающие игры» (сложи квадрат).
8. http://www.test-psy.ru/52
9. БарсуковаЕ.В., Евдокимова Л.А. «Игры и игровые упражнения для развития интеллектуальных способностей детей 5-9 летнего возраста»
10. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. «Логика» учебное издание
11. Григорьева М.Р. «Интеллектуально - развивающие занятия со старшими дошкольниками»
12. Земцова О.Н «Тесты для детей 5-6 лет» учебное пособие
13. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. «Логика и математика для дошкольников»
14. Узорова О.В., НефедоваЕ.А. «350 упражнений для подготовки детей к школе: игры, задачи, основы письма и рисования»