Конкурс "Лесенка успеха" 2020

Рощина Наталья Александровна

Уважаемые коллеги, уже давно я начала активно готовиться к областному конкурсу "Лесенка успеха" этапу всеросийского конкурса "Воспитатель года", и теперь уже осталось мало времени и эмоциональное напряжение растёт!

Здесь Вы можете познакомиться с материалами в рамках подготовки к конкурсу.

 

*Опыт работы по использованию ИКТ в работе учителя-логопеда:

https://nsportal.ru/video/2020/11/opyt-raboty-po-t...

 

*Визитная карточка к конкурсу:

https://cloud.mail.ru/public/85jB/3NsLpcBYq

 

* "Моя педагогическая находка"

https://youtu.be/g6Ufx3Xg5k0

 

* Мастер-класс "В мире ИКТ"

https://vk.com/video107418355_456239029

или https://www.youtube.com/watch?v=kEGZD65WbFU (начало на 3.20.00)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к Презентации опыта работы

«Информационно-коммуникационные технологии

в логопедической практике ДОО»

Слайд 1. Ребёнку с нарушением речи необходим особенный подход к образовательному процессу. А информационно-коммуникационные технологии позволяют широко, ярко, воздействовать на развитие речи ребёнка.

Учитель-логопед может использовать ИКТ на разных этапах своей работы: диагностико-проектировочном, коррекционно-развивающем и оценочно-аналитическом.

Слайд 2. Традиционные логопедические методики приобретают большую привлекательность для детей и специалиста в сочетании с современным ИКТ-подходом.

ИКТ выступают отличным инструментом амплификации детского развития. Плюсы ИКТ несомненны.

Информационные коммуникационные технологии не заменяют какой-либо вид коррекционной работы, а дополняют, оптимизируют его. Возможности их использования в дошкольном образовании широки и обусловлены лишь желаниями и фантазией педагога.

Слайд 3. При использовании ИКТ на занятиях важно выполнение санитарных норм и правил и соблюдение всех этапов логопедического занятия.

В логопедической практике используются как традиционные, так и нетрадиционные приёмы здоровьесберегающих технологий. Их использование улучшает психоэмоциональное самочувствие и здоровье детей.

Для организации рациональной двигательной активности, стимуляции речевого развития используются массаж и самомассаж, дыхательная, артикуляционная и пальчиковая гимнастики, гимнастика для глаз, физкультминутки, упражнения на релаксацию, элементы Су - Джок терапии.  

Слайд 4.  Для участия в конкурсах с детьми создаются видео о практическом применении одного из методов коррекционной работы на примере определённого воспитанника. Работы занимают призовые места.

Слайд 5. Ни одна методическая встреча с коллегами не обходится без использования ИКТ. Успешная презентация педагогического опыта невозможна без освещения компьютерной грамотности педагога. На современном этапе развития круг общения специалиста не ограничивается географическими рамками, в социальных образовательных сетях можно найти соратников своего дела, педагогических кумиров и выгодно представить себя.

Слайд 6. В кабинете логопеда с помощью оргтехники идеи воплощаются в жизнь: обновляется и обогащается база методических пособий. С помощью ИКТ появились неповторимые многофункциональные авторские логопедические игры и пособия, вошедшие в мою логопедическую практику: «Логопедический морской бой», «Тайна», «Лексические кубики», «Фонематический шкаф», «Гусенички», «Пинцеты», «Весёлые стихи», «Путешествие по Рычандии» и многие другие.

Слайд 7. ИКТ могут использоваться как на индивидуальных, так и на подгрупповых коррекционных логопедических занятиях при условии использования телевизионного экрана или проектора и беспроводной мыши.

Современные дошкольники легко учатся работать с компьютерной мышью. Закрепляются пространственные понятия лево, право, вверх, вниз. После овладения умением наводить курсор на нужный предмет и умением «кликнуть» мышью, можно пробовать следующий вид работы – это нажимая и удерживая левую кнопку мыши – обводить нужный предмет. Этот приём используем с дошкольниками подготовительной группы.

Слайд 8. Наряду с традиционными формами работы с родителями предлагаю нетрадиционные формы домашних заданий: материал для автоматизации звуков в речи на электронных носителях в форме презентаций, аудиозадания для дошколят с играми «Поймай звук», «Скажи ласково», «Один – много» и пр. на отработку звукопроизношения и закрепления лексических и грамматических категорий. В этом новом виде работы даётся подходящий грамотный речевой материал, что облегчает работу родителю по поиску нужных слов, а также даётся методически верный подход к закреплению материала.

Общаясь с родителями и коллегами через электронную почту и мессенджеры, можно обсудить не только актуальные вопросы, но и обменяться полезными ссылками, документами, файлами.

Слайд 9. Созданные мной интерактивные игры по лексическим темам: «Дом и его части», «Весна», «Посуда» и др., направлены на закрепление словаря, тренировку лексико-грамматических конструкций, фонематического слуха и развитие связной речи. Их отличительная особенность в том, что они носят нелинейный характер, это не цепочка игр и заданий, следующих друг за другом. Ребёнок может выбирать - в какую игру он хочет поиграть именно сейчас, возвращаться к исходному меню и снова делать выбор.

Собственные фильмы о звуках, рассчитанные на дошкольника, не умеющего читать, и видеозанятия по лексическим темам можно использовать на подгрупповых занятиях и для дистанционного обучения.

Слайд 10. Анкетирование дошкольников в рамках авторского логопедического проекта «Кто такой логопед?» уже не в первый раз показывает, что в кабинете логопеда особенно интересными объектами для детей являются телевизор и компьютер. А самыми запоминающимися – компьютерные игры. Занятий с ИКТ дети ждут с нетерпением, а приступив к работе, становятся более усидчивыми, внимательными, заинтересованными, стремятся отвечать на вопросы максимально точно и верно.

Систематическое и целенаправленное внедрение в коррекционно-образовательный процесс специальных компьютерных программ способствует более успешному и интересному преодолению речевых недостатков, а значит и гармоничному развитию современной личности.



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Департамент образования Кемеровской области

Управление образования Топкинского муниципального округа

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №1 «Колосок»

«Моя педагогическая философия»

                                                   Рощиной Натальи Александровны,

                     учителя-логопеда

                                                         высшей квалификационной категории.

с.Топки

2020

Я не мечтала о своей профессии с детства. Я не знала о её существовании и если бы тогда услышала профессиональный анекдот, который звучит так: «Ничто так не дискредитирует вашего ребёнка, как знакомство с логопедом... Ну, только если знакомство с олигофренопедагогом...» Я бы подумала, что  это люди, с которыми не стоит водить знакомство!

А теперь, когда я логопед уже до мозга костей, с симптомами профессиональной деформации, проявляющимися за стенами рабочего пространства в виде излишнего утрированного произношения некоторых слов, постановки речевых и психологических диагнозов окружающим, приспособления не предназначенных педагогической практике предметов для разнообразия логопедических занятий (прищепки, шишки, проволока, щётки, мячи), собирания папок, конвертов, красивых коробочек для картинок, незапланированных покупок канцелярских товаров, исправлении ошибок речи незнакомых детей в очереди в поликлинике -  не представляю себя в другой профессии!

Я  знаю, что учу самому необходимому – речи!

Вообще, в моей профессии много смешного, так как часто смешное строится на неправильном употреблении русского языка, а этого у ребят хоть отбавляй. Наверняка, у каждого специалиста по речи найдётся пара-тройка забавных случаев. Так один мой благодарный подопечный сказал: «Спасибо, что вы меня позанимали!» А другая, кричала мне вслед: «Я тебя нарисову!», нарисую, значит. Третий, называя детёнышей домашних животных, продолжал цепочку словом: «барята», чем удивил меня, далее выяснилось, что это дети барана!

Когда я пришла в детский сад, где не было до этого кабинета логопеда и выделили мне стены и кое-что из мебели – я мечтала о шкафе! Да, о шкафе! Таком, где берёшь все конспекты занятий, книги, пособия, такая логопедическая кладовочка, где много-много полочек: здесь картинки на звуки, а здесь по лексическим темам, здесь грамматика, а тут всё о дыхании и о всемогущей мелкой моторике, тут физминутки и комплексы артикуляционной гимнастики, игрушки, мозаики, шумелки! Теперь мои шкафы полны всего этого, всё разложено по тем самым полочкам. Теперь даже хаос у меня в строго отведенных местах  - специальное отделение в шкафу. Ну, а вдруг, какая-нибудь идея, а я без нужной коробочки?! Теперь мои маленькие друзья – дети с нарушениями речи – всегда с восторгом заглядывают в мой шкаф, где для каждого найдётся занятие по интересам. А на просторах Всемирной сети (неплохой такой Интернет-шкаф) я могу найти и литературу, и картинный материал, а также увидеть, как выглядят кабинеты других специалистов и как они работают со своими подопечными.

Всегда забочусь о том, чтобы быть понятой родителями, детьми, коллегами. Желаю, чтобы общение со мной оставило добрый след в душе каждого, оказалось полезным. Только теперь, с опытом, могу без стеснения говорить с родителями, уверенно подсказывать методы и приёмы обучения детей. Родители часто смущены, сконфужены, когда начинаешь уделять большое внимание артикуляционным упражнениям на практике. Но, спустя какое-то время, наблюдая положительные результаты речевого развития – они уже подходят со словами благодарности и готовностью к дальнейшему сотрудничеству.

Дети это такой народ, – который впитывает, как губка, и моё желание напитать их так, чтобы зажурчал чистый речевой поток.

Мне нравится в моей работе то, что всегда  есть необходимость осваивать что-то новое и есть куда направить свои творческие потенциалы.  

Я люблю детей, люблю помогать им справляться с трудностями, вселять в них уверенность, что всё реально, что всё получится. Считаю, что доброта – основа отзывчивости детских сердец.

Современный мир – компьютеризированный мир. Часто мы слышим упрёки в том, что дети много времени проводят с гаджетами. Но в этом вопросе, как и во многих других, я считаю, важна мера. Нельзя однозначно лишать ребёнка современных технологий. Важно научить полезному использованию гаджетов, контролировать временные рамки. В этом и состоит задача педагогов – помочь родителям учить детей правильно пользоваться современными технологиями.

С помощью компьютерных технологий мои пособия стали ярче, многограннее, содержательнее. Представление опыта перед родителями и коллегами выглядит насыщеннее с использованием фото, видео и аудио файлов. Дети в восторге от живых картинок, знакомых фрагментов мультфильмов – образовательный процесс становится приятнее и не навязчивее. Расширяются рамки взаимодействия с родителями – с помощью мессенджеров, есть возможность делиться полезными ссылками, фото и видео материалами с занятий, пособиями по речевому развитию и, даже обсуждению домашних заданий.

 В педагогику я пришла за своей мамой, прошедшей путь от помощника воспитателя до заведующей детским садом, сейчас находящейся на заслуженном отдыхе, человеком с глубокими моральными принципами, доброй душой, отзывчивой, ответственной и всегда служащей для меня примером для подражания, умеющим поддержать, вдохновить, у которой научилась преодолевать трудности, распределять силы и время, прощать и верить в лучшее. Прабабушка по материнской линии также работала с детьми, когда уже по возрасту не могла выходить на тяжёлые работы – следила за грудничками, которых ей приносили женщины, уходящие в поле. За это ей ставили трудодни. Поэтому, возможно, что всё же не случаен мой выбор профессии, не случайна любовь к своему делу.

В случае неудач, я анализирую ситуацию, ищу новые, более подходящие приёмы и методы преподнесения информации, не сдаюсь. Считаю совершенно правильными слова Сократа «Кто хочет – ищет способ, кто не хочет – ищет причину». И сейчас, в моей профессиональной  деятельности способов куда как больше!

Моя цель – самосовершенствование и польза окружающим.

Я готова передавать свои знания коллегам, родителям, объяснять и рассказывать, чтобы им было легко понять детей и себя, готова прийти на помощь тем, кто нуждается в ней. Также, с радостью, включаюсь в творческие идеи коллег.

Создавая различные дидактические игры, я часто думаю, что неплохо было бы издавать их для широкого круга пользователей.

Желаний много, не угасает интерес к работе, значит, ещё много впереди новых способов!