Краеведение
Экологические акции
Всероссийский субботник
Сохраним первоцветы!!!!
Экологический урок "Сделаем вместе!"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сайты для учителей |
| |
|
|
|
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ НА САЙТЫ
ПО ГЕОГРАФИИ
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов | http://school-collection.edu.ru/ | |
Географический справочник | ||
Страны мира: географический справочник | ||
1000 биографий | http://dic.academic.ru/library.nsf/biograf/ | |
Экономический словарь. | ||
Газета «География» ИД «Первое сентября» | http://geo.1september.ru/index.htm | |
Всемирная география | ||
География. | ||
Красная книга Якутии | ||
Афоризмы по темам | ||
Мир приключений и путешествий | ||
Народная энциклопедия городов и регионов России «Мой город» | ||
Библиотека по географии. Географическая энциклопедия | ||
География. Планета Земля | ||
Страны мира: путешествия и исследования | ||
Страны мира | ||
Биографии путешественников | ||
Великие люди: географы | ||
Великие люди: ученые | ||
География на сайте «Образовательные ресурсы сети Интернет» | ||
Универсальная энциклопедия Кирилла и Мефодия | ||
Энциклопедия «Кругосвет» | ||
Журнал «Вокруг света». | ||
Энциклопедический словарь Бокгауза и Ефрона | ||
Большая советская энциклопедия | ||
Современная энциклопедия | ||
Большой энциклопедический словарь (БЭС) | ||
Тематические толковые словари | ||
Газета «География» и сайт для учителя «Я иду на урок географии» | http://geo.1september.ru/ | |
все о географии | ||
Мир карт: интерактивные карты стран и городов | http://www.mirkart.ru/ | |
Народная энциклопедия городов и регионов России «Мой Город» | http://www.mojgorod.ru/ | |
Сайт «Все флаги мира» | http://www.flags.ru/ | |
Сайт редких карт Александра Акопяна | http://www.karty.narod.ru/ |
Предварительный просмотр:
Программа курса "Геоэкология Тамбовской области" 8 класс (17 часов).
Пояснительная записка
Цель курса:
- укрепление любви к родному краю, зарождение интереса к его социально-экономической жизни, воспитание патриотических чувств;
- обеспечить опережающее понимание изменений окружающей среды на локальном и региональном уровнях.
Задачи:
- обобщение геоэкологических знаний об особенностях и динамике процессов происходящих в окружающей среде своей местности и области;
- выработка у школьников природосберегающего поведения в повседневной жизни;
- формирование ценностного отношения к окружающей среде в своей местности, области, стране.
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа.
- Закон Тамбовской области №212-3 «О региональном компоненте государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего общего образования Тамбовской области» от 04.06.2007
- Примерная программа курса регионального компонента базисного учебного плана « Краеведение». Тамбов. ТОИПКРО, 2005
- Краеведческая программа курса «Геоэкология Тамбовской области». Составители: Козлов А.А., Нестеров Ю.А., Саранчин Н.Н. и др. Тамбов. ТОИПКРО. 2005 год.
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
- Региональный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих региональную аккредитацию, на 2009/2010 учебный год. Утверждён Управлением образования и науки Тамбовской области приказом №212-4 от 04.06. 2007
Настоящая программа разработана на основе примерной программы курса регионального компонента базисного учебного плана «Краеведение» и включает в себя: учебный план, содержание, требования к знаниям и умениям учащихся. Требования к обязательному минимуму содержания программы курса «Геоэкология Тамбовской области», определяются обязательным минимумом содержания основных образовательных программ по географии.
Обучаясь по данной программе, учащиеся получат представление о целях и задачах обучения средствами данного учебного предмета. Программа направлена на формирование системы знаний, умений и способов деятельности, развитии и социализации учащихся, она содействует сохранению единого образовательного пространства. По данной программе накоплен опыт и материальная база.
Место курса в базисном учебном плане
Курс «Геоэкология Тамбовской области» входит в образовательную область «Обществознание». Региональный компонент базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Тамбовской области отводит для обязательного изучения курса «Геоэкология Тамбовской области» в 8-м классе основной школы 17 учебных часов в год, 0,5 часа в неделю.
Структура учебного курса следует логике учебного предмета, все разделы преемственны, каждый раздел выстроен с учетом закономерностей при познании географических объектов, с постепенным введением обобщений и на их основе – теоретических знаний и приемов самостоятельной работы.
Содержание учебного курса «Геоэкология Тамбовской области» должно обеспечить познание взаимосвязей и взаимодействий в системе "человек – природа, хозяйство - окружающая среда", устойчивые знания о развитии геоэкологической среды в Тамбовской области о природных, техногенных факторах и процессах на территории Тамбовской области.
Актуальность введения курса "Геоэкология Тамбовской области" в учебные планы школы в 8 классе связана с недостаточностью только биоэкологических знаний для понимания проблем, возникающих в окружающей среде. В отличие от биологических организмов человечество загрязняет окружающую среду вследствие производственной и иной деятельности. Растения и животные, в отличие от человека, не создают предпосылок для самоуничтожения. Это имеет принципиальное значение в постижении геоэкологической эволюции окружающей человека среды. К тому же «геоэкология» - это наука, изучающая природу и деятельность человека в комплексе, во взаимосвязи и взаимодействии, в отличии от других экологического содержания курсов или модулей.
Программа предусматривает типы уроков, соответствующие возрасту учащихся:
• комбинированный урок;
• урок изучения нового материала;
• практическая работа;
• экскурсия;
• деловая игра;
• защита проекта.
Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.
Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:
- методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, диалог, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся;
- методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр;
- методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ, тестирования;
- методы, развивающие творческую деятельность учащихся;
- степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно-иллюстративного, частично-поискового (эвристического), проблемного изложения, информационно-коммуникативного, личностно-ориентированного, исследовательского методов обучения.
Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (школьный краеведческий атлас Тамбовской области, краеведческая литература, комплект контурных карт Тамбовской области и др.), организационно-педагогические средства (карточки, раздаточный материал),
Используемые формы и способы проверки и оценки результатов деятельности: устные ответы учащихся (фронтальный или индивидуальный опрос), самостоятельные, практические работы; выполнение тестовых заданий, географических диктантов, защита проектов. Результаты обучения оцениваются по 5-бальной системе. При оценке учитываются глубина, осознанность, полнота ответа, число и характер ошибок.
Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки учащихся», который полностью соответствует программе курса регионального компонента базисного учебного плана « Краеведение». Требования направлены на реализацию деятельного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов. Изучение курса "Геоэкология Тамбовской области" в 8 классе позволит интегрировать знания не только по географии, биологии, физике, химии, но и экологических модулей, составляющих предмет «Экология Тамбовской области» регионального компонента: "Экология растений", "Экология животных" и "Экология человека". Приобретенные школьниками геоэкологические знания, умения и навыки позволят поддерживать определенный уровень качества окружающей среды, самостоятельно оценивать степень ее безопасности как сферы жизнедеятельности.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Геоэкология Тамбовской области. Составители: Козлов А.А., Нестеров Ю.А. и др. Тамбов. ТОИПКРО. 2005 год.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема раздела, урока | Количество часов | В том числе: | Дата | |||
Практические работы | Тестирование | Защита проекта | По плану | По факту | |||
Введение | 1 | ||||||
1 | Природные факторы и процессы на территории Тамбовской области | 5 | |||||
1.1 | Воздушная среда. Благоприятность климатических условий в геосистеме области | 1 | 1 | ||||
1.2 | Водная среда области. Влагооборот и водные ресурсы | 1 | 1 | ||||
1.3 | Геоморфологическая среда. Эрозионные процессы | 1 | |||||
1.4 | Биопочвенная среда. Основные типы экосистем области и их антропогенные изменения | 1 | |||||
1.5 | Геоэкологические основы рационального природопользования. | 1 | 1 | ||||
2 | Техногенные факторы и процессы на территории Тамбовской области | 4 | |||||
2.1 | Геоэкологические проблемы сельского хозяйства области | 1 | |||||
2.2 | Геоэкологические проблемы промышленности | 1 | |||||
2.3 | Геоэкологические проблемы транспорта и энергетики | 1 | |||||
2.4 | Геоэкологические процессы и их влияние на здоровье человека | 1 | 1 | ||||
3 | Развитие геоэкологической среды в Тамбовской области | 7 | |||||
3.1 | Эколого-географическое положение Тамбовской области | 1 | |||||
3.2 | Геоэкологические зоны и районы Тамбовской области | 1 | 1 | ||||
3.3 | Геоэкология своего населенного пункта | 1 | |||||
3.4 | Геоэкологический мониторинг своего населенного пункта | 2 | 2 | ||||
3.5 | Природосберегающее поведение в повседневной жизни; Итоговое занятие | 2 | 2 | 1 | |||
Итого: | 17 | 1 | 1 |
Содержание (17 час.)
Введение (1 час)
Что и как изучают в курсе "Геоэкология Тамбовской области". Особенности геоэкологии в нашей Тамбовской области.
Значение курса в формировании геоэкологических умений и навыков в оценке конкретной географической действительности как предпосылки
. благоразумных действий по отношению к самим себе и к окружающей среде. Понятие "окружающая среда". Природные условия и ресурсы области. Природный и экологический потенциал Тамбовской области.
Раздел I. Природные факторы и процессы на территории Тамбовской
области (5 час)
Тема 1.1 Воздушная среда. Благоприятность климатических условий в геосистеме Тамбовской области. Воздушное окружение человека. Понятие "воздушная среда". Основные виды и нормативы загрязнений воздушной среды в своей местности и области в целом. Тепловые ресурсы Тамбовской области. Влажность воздуха и осадки в геосистеме области.
Практическая работа №1. Определение агроклиматических ресурсов своей местности.
Тема 1.2 Водная среда области. Влагооборот и водные ресурсы Тамбовской области. Понятие "водная среда" Водная среда области. Влагооборот. Водные ресурсы Тамбовской области. Техногенные загрязнения, засорение, ухудшение качества вод своей местности и области. Проблемы оптимального водопользования в Тамбовской области.
Практическая работа №2. Определение приходной и расходной частей влагооборота Тамбовской области.
Тема 1.3 Геоморфологическая среда. Эрозионные процессы. Понятие "геоморфологическая среда". Литосфера, ее строение в пределах Тамбовской области. Формы рельефа и горные породы области, их подверженность разрушению. Эрозионные процессы Геоэкологические критерии состояния геоморфологической среды.
Тема 1.4 Биопочвенная среда Тамбовской области. Основные типы экосистем области и их антропогенные изменения. Понятие "биопочвенная среда". Техногенные нарушения и загрязнения биопочвенной среды в своей местности и области в целом. Антропогенные экосистемы области: поля, лесополосы, населенные пункты и др.
Тема 1.5 Геоэкологические основы рационального природопользования.
Окружающая среда Тамбовской области - природно-техногенное целое. Геоэкологическое единство окружающей среды. Взаимосвязи воздушной, водной, геоморфологической сред в условиях своей местности (города или сельского населенного пункта Тамбовской области).
Геоэкологические основы рационального природопользования.
Природа как источник ресурсов и среда обитания человека на территории Тамбовской области. Природные условия, природные ресурсы и их классификация.
Практическая работа №3.
Составление схемы основ рационального природопользования.
Раздел 2. Техногенные факторы и процессы (4 часа)
Тема 2.1 Геоэкологические проблемы сельского хозяйства области.
Экологические проблемы области и их причины Высокая земледельческая освоенность области. Интенсивное использование черноземных почв в эпоху НТР - в середине и конце XX столетия. Совокупное воздействие на почвы антропогенных и спровоцированных деятельностью человека естественных процессов. Специфика экологических проблем сельского хозяйства Тамбовской области. Сокращение площадей, изменение физико-химических свойств чернозема, потеря плодородия. Роль географии в решении экологических проблем сельского хозяйства Тамбовской области.
Тема 2.2 Геоэкологические проблемы промышленности Специфика экологических проблем Тамбовской области в добывающей промышленности и обрабатывающей промышленности. Промышленные выбросы в экосистему. Роль географии в решении экологических проблем. Малоотходная технология, оборотное водоснабжение, утилизация твердых отходов и другие пути решения экологических проблем в промышленности.
Тема 2.3 Геоэкологические проблемы транспорта и энергетики. Конфигурация территории. Особенности расположения городов и районных центров, дорог Тамбовской области. Идея «поляризованного ландшафта». Специфика экологических проблем транспорта и энергетики. Роль географии в решении экологических проблем.
Тема 2.4 Геоэкологические процессы и их влияние на здоровье человека. Геоэкологические процессы в Тамбовской области. Прямые или опосредованные воздействия изменяющейся окружающей среды на здоровье человека. Особо опасные загрязнители окружающей среды в Тамбовской области и их воздействие на человека. Проявления неблагоприятных геоэкологических процессов для человека в своей местности. Пути сохранения и улучшения качества окружающей среды. Значение и формы сотрудничества в их решении.
Раздел 3. Развитие геоэкологической среды в Тамбовской области
(7час) Тема 3.1 Эколого-географическое положение Тамбовской области.
Природный и экологический потенциал Тамбовской области. Особенности ЭГП Тамбовской области. Положение в центре Европейской части России. Тамбовская область часть Центральной России. Местонахождение относительно экологически важных внешних источников загрязнений, потенциальных экологических опасностей. Геоэкологические взаимосвязи Тамбовской области и соседних областей.
Тема 3.2 Геоэкологические зоны и районы Тамбовской области.
Понятие «геоэкологическая ситуация». Типы геоэкологических ситуаций: комплексное загрязнение ландшафтов, радиационное загрязнение почв, химическое загрязнение почв и вод области. География районов с конфликтно-напряженной геоэкологической ситуацией с позиций условий проживания и состояния здоровья населения, сохранности природно-ресурсного потенциала. Выделение зон и районов на карте по типам геоэкологических ситуаций в Тамбовской области. Охраняемые территории и объекты: заповедник "Воронинский", охотничьи заказники, памятники природы, редкие виды растений и животных. Проблемы рекреационного природопользования в хозяйственной деятельности в Тамбовской области.
Практическая работа №4. Составление картосхемы районов с конфликтно-напряженной геоэкологической ситуацией Тамбовской области.
Тема 3.3 Геоэкология своего населенного пункта. Населенный пункт как природно-техническая геоэкосистема. Принципиальное отличие населенного пункта от природной экосистамы. Геоэкологическая специфика населенных пунктов Тамбовской области. Факторы, определяющие качество воздушной среды в городах и крупных населенных пунктах нашей области. Города Тамбовской области с наибольшим загрязнением.
Тема 3.4 Геоэкологический мониторинг своего населенного пункта. Цель, задача, система геоэкологического мониторинга. Региональный, локальный уровни мониторинга окружающей среды. Санитарно-гигиенический (биоэкологический), природно-хозяйственный, биосферный блоки мониторинга. Приоритетные объекты геоэкологического мониторинга. Государственная служба наблюдения Тамбовской области за загрязнением воздуха, поверхностных и подземных вод.
Практическая работа №5-6 Проведение геоэкологического мониторинга своего населенного пункта.
Результаты мониторинга.
Тема 3.5 Природосберегающее поведение в повседневной жизни.
Итоговый урок
Сознательная созидательная (охранительная, преобразующая) или разрушающая деятельность человека, направленная на объекты и процессы в окружающей среде. Индивидуальное геоэкологическое сознание жителя Тамбовской области. Цели геоэкологического поведения. Предметные и духовные ценности во взаимодействии человека с окружающей средой. Личность гражданина Тамбовской области, его геоэкологическая компетентность - основа благоразумных действий по отношению к самому себе и к окружающей среде.
Практическая работа №7-8. Защита проектов, рефератов или иных работ учащихся.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Компетенции: - реализация дидактических принципов «от близкого — к далекому», «от известного — к неизвестному», «от простого — к сложному»;
- укрепление любви к родному краю, зарождение интереса к его социально-экономической жизни, воспитание патриотических чувств, патриотического сознания и патриотического поведения;
- развитие мышления, свободного от стереотипов;
- активное познание родного края, его природных богатств, культуры, истории;развитие способности не только смотреть, но и видеть, не только знать, но и понимать;
В результате изучения курса ученик должен знать/понимать:
♦ географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
♦ географические особенности природы Тамбовской области, населения родного края; связь между природными условиями и культурно-бытовыми особенностями Тамбовской области;
♦ природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном и региональном уровнях; меры по сохранению природы и защите населения от природных и техногенных явлений.
уметь
♦ выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
♦ находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для анализа экологического состояния географических объектов и ландшафтов Тамбовской области;
♦ приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к окружающей среде;
♦ составлять краткую географическую характеристику ландшафтов Тамбовской области на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
♦ выявлять геоэкологические проблемы на местности и по карте, пути сохранения и улучшения качества окружающей среды;
♦ применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик экологического состояния компонентов природы области.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
♦ чтения карт различного содержания;
♦ проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
♦ наблюдения за состоянием воздуха, воды и почвы своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
♦ решение практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
♦ проведения самостоятельного поиска географической информации о местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных
Литература:
Для учителя:
1. Дудник Н.И. Геоэкология Тамбовской области: Учебное пособие для студентов института естествознания ТГУ им. Г.Р.Державина. Тамбов : Изд-во ТГУ им. Г.Р.Державина, 2004.
2. Дубровин О.И.и др. Методическое пособие по геоэкологии. Тамбов. ТОИПКРО, 2006
3. Журнал "География в школе", Розанов Л.Л. Программа курса "Геоэкология", XI класс, №2 2004г стр.48-52.
4. Федорова А.И., Никольская А.Н. Практикум по экологии и охране окружающей среды: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. -Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001.
Для учащихся:
- Атлас Тамбовской области.
- Дубровин О.И., Петухов Б.Е. Геоэкология Тамбовской области. Тамбов. «Юлис», 2006
- Государственные памятники природы Тамбовской области. Каталог под редакцией Т.В. Быстрицкого. Тамбов. 1986
- Дудник Н.И. Природа Тамбовского края. Тамбов. 2001
- Набор контурных карт по Тамбовской области.
Календарно-тематическое планирование
№ | Система уроков | Дидактическая модель обучения | Педагогические средства | дата | Учебно-познавательные задачи | Виды деятельности учащихся | информационная | Информационно-методическое обеспечение | |
По плану | Фактич ески | ||||||||
1. | Введение. Инструктаж по ТБ. Цель: выявить знач ение курса в форми ровании геоэкологи ческих умений и навыков, понятия- геоэкология, окружа ющая среда | Объяснительно-иллюстрационная | Учебник, атлас | Знать: понятие «экология», «окружающая среда», содержание курса, | индивидуальная | Конспект занятия | Учебник «Геоэкология», методическое пособие Дубровин О.И. География и экология Тамб овской области | ||
2 | Воздушная среда. Цель: выявить благо приятность климати ческих условий в геосистеме Тамбовс кой области | Частично-поисковая | Работа с текстом атласом, с табли цей, П/Р | Знать: понятие – воздушна я среда, основные виды загрязнений воздуха в сво ей местности и области Уметь: анализировать карт ографический и статистич тический материал | индивидуальная | Заполнение таблицы П/Р Опреде ление агрок лиматических ресурсо в своей ме стности | атлас, Дубровин О.И. География и экология Тамб овской области. Федорова А.И. Практикум по эк ологии и охране окружающей среды | ||
3 | Водная среда области Цель: рассмотреть водную среду обла сти, её особенность | Частично-поисковая | Работа с карт ами, текстом уче бника, П/Р | Знать: понятия - водная среда, влагооборот, техно генные загрязнения вод области и пути борьбы с ним, проблемы оптимально го водопользования Уметь: анализировать карт ографический и статистич тический материал | индивидуальная | П/Р Опред еление при ходной и расходной частей влаг ооборота области | Атлас, Дубровин О.И. География и экология Тамб овской области. Федорова А.И. Практикум по экологии и охране окружаю щей среды | ||
4 | Геоморфологическая среда. Эрозионные процессы. Цель: рассмотреть строение литосферы в пределах области, эрозиционные процессы. | Объяснительно-иллюстрационная | Работа с текстом картами, схемами. | Знать: понятие- геоморфол огическая среда, формы ре льефа и горные породы, эрозиционные процессы об ласти. Уметь: анализировать карт ографический и статистич тический материал | индивидуальная | Конспект темы | Дубровин О.И. География и экология Тамб овской области атлас, методическое пособие | ||
5 | Биопочвенная среда Тамбовской области Основные типы экос истем области Цель: рассмотреть биопочвенную сре ду и экосистемы об ласти | Частично-поисковая | Анализ текста, таблиц, схем | Знать: понятие- биопочвен ная среда, основные типы почв и экосистем области, техногенные загрязнения почв и экосистем, их охрана. Уметь: анализировать карт ографический и статистич тический материал | Индивидуальная | Графический конспект, анализ таблиц | Дубровин О.И. География и экология Тамб овской области атлас, методическое пособие | ||
6 | Геоэкологические основы рационально го природопользова ния Цель:рассмотреть геоэкологическое единство окружающ ей среды, геоэколог ические основы рац ионального природопользования | Частично-поисковая | Работа с тек стом, схемами, картами, П/Р | Знать: геоэкологическое единство окружающей сре ды, геоэкологические осн овы рационального прир одопользования, природн ые условия, ресурсы и их классификация Уметь: анализировать карт ографический и статистич тический материал | Индивидуальная | П/Р Составление схемы ос нов рацио нального природопользования | Дубровин О.И. География и экология Тамб овской области атлас, . Федорова А.И. Практикум по экологии и охра не окружающей среды | ||
7 | Геоэкологические проблемы сельского хозяйства области Цель: рассмотреть геоэкологические проблемы сельского хозяйства области | Объяснительно-иллюстративная | Работа с текс том, картами, таблицей | Знать: экологические проблемы области и их причины, роль географии в решении экологических проблем с-х области Уметь: анализировать карт ографический и статистич тический материал | Индивидуальная | Заполнение таблицы | Дубровин О.И. География и экология Тамб овской области атлас, методическое пособие | ||
8 | Геоэкологические проблемы промышленности Цель: выявить спец ифику экологически х проблем в промы шленности области | Объяснительно-поисковая | Работа с текс том, картами | Знать: специфику экологич еских проблем промышлен ности, малоотходная техно логия. Оборотное водоснаб жение, утилизация твёрдых отходов и др пути решения экологических проблем Уметь: анализировать карт ографический и статистич тический материал | индивидуальная | Графический конспект | Дубровин О.И. География и экология Тамб овской области атлас, методическое пособие | ||
9 | Геоэкологические проблемы транспор та и энергетики Цель: выявить конфигурацию территории области по транспорту, его особенности и экологические проблемы | Частично-поисковая | Анализ карт, текста, схем | Знать: конфигурацию тран спортной системы в област и, идея «поляризованного ландшафта», экологически е проблемы транспорта. Уметь: анализировать карт ографический и статистич тический материал | индивидуальная | Составление картосхемы | Дубровин О.И. География и экология Тамб овской области атлас, методическое пособие | ||
10 | Геоэкологические процессы и их влияние на здоровье человека. Цель: рассмотреть геоэкологические проблемы в области и их влияние на здоровье человека. | Частично-поисковая | Работа с текс том, дополнительной литературой, картами | Знать: геоэкологические процессы в области, особо опасные загрязнители окружающей среды в области и их воздействие на человека Уметь: анализировать карт ографический и статистич тический материал | индивидуальная | Определить пути сохр анения и улучшения качества окружающей среды. | Дубровин О.И. География и экология Тамб овской области атлас, методическое пособие | ||
11 | Обобщение знаний по темам Цель: закрепить знания и умения | продуктивная | Контроль знаний | Знать: понятия и термины по темам Уметь: анализировать карт ографический и статистич тический материал | коллективная | Тестирование | Атлас, методическое пособие, учебник Дубровин О.И. География и экология Тамб овской области | ||
12 | Эколого-географич еское положение, геоэкологические зоны и районы Тамбовской области Цель: выявить прир одный и экологичес ческий потенциал области, ЭГПобла сти, рассмотреть ти пы геоэкологически х ситуаций, геоэкол огические зоны обл асти, проблемы охра ны природы | Частично-поисковая | Анализ карт, схем Работа с текстом, интернет-ресурсами, допо лнительной лит ературой, П/Р | Знать: особенности ЭГП области, геоэкологические взаимосвязи нашей област и с соседними областями, понятие- геоэкологическая ситуация, её типы, геоэкол огические зоны и районы области, охраняемые терр итории и объекты Уметь: анализировать карт ографический и статистич тический материал | индивидуальная | Характеристика ЭГП Тамбовской области П/Р Состав ление карт осхемы рай онов с кон ликтно-нап ряжённой геоэкологической ситу ации в Там бовской области | Атлас, Дубровин О.И. География и экология Тамб овской области. Федорова А.И. Практикум по экологии и охр ане окружающей среды Быстрицкий Т.В. Государственные памятниками природы | ||
13 | Геоэкология своего населённого пункта Цель: рассмотреть геоэкологическую специфику населенных пунктов области | Частично-поисковая | Работа с текстом картами, схемами | Знать отличие населенног о пункта от природной эко системы, геоэкологическу ю специфику населенных пунктов области, города об ласти с наибольшим загря знением: Уметь: анализировать карт ографический и статистич тический материал | индивидуальная групповая | Характеристика факто ров опреде ляющих ка чество возд ушной сред ы в городах и крупных населенных пунктах области | Атлас, Дубровин О.И.Методическое пособие, уче бник, Тамбовской области | ||
14-15 | Геоэкологический мониторинг населенного пункта - Чичерино Цель: выявить эколог ическое состояние окружающей среды а микрорайоне школы | исследовательская | П/Р, анализ карт, наблюдений | Знать: цели, задачи систему геоэкологического мони торинга Уметь: анализировать карт ографический и статистич тический материал | групповая | Проведение геоэколо гического мони торин га своего населенного пункта | Атлас, Дубровин О.И. География и экология Тамб овской области Дудник Н.И. Геоэкология Тамбовской области | ||
16-17 | Природосберегающее поведение в повседневной жизни Цель: выявить основ у благоразумных де йствий по отношени ю к самому себе и окружающей среды | исследовательская | Анализ карт, схем. Защита проекта | Знать: предметные и духов ные ценности во взаимоде йствии человека с окружаю щей средой, цели геоэколо гического поведения Уметь:анализировать карт ографический, статистич еский информационный материал. | парная | Защита проектов | Дудник Н.И. Гео экология Тамб овской области Атлас, Дубровин О.И. География и экология Тамб овской области |