Урок презентация. Петр I и его время.

                    Пётр I  и его время

       Цели:

1.     Побудить учащихся к проведению самостоятельной эмпирической и поисковой работы с историко – художественной литературой об эпохе Петра Великого и его деятельности «государевой».

2.     Сформировать устойчивый интерес к изучению новых фактов и сведений из жизни великой исторической личностью русского государства.

 

    Задачи:

- Знать исторические факты, касающиеся личности Петра I;

- Знать, что такое личность; уметь составлять личностно                 ориентированный девиз;

- Ориентироваться в творческих заданиях.

 

      Участники: учащиеся 7 – 8 классов.

 Оборудование: портреты известных людей эпохи конца XVIIXVIIIв., карта «Северная война»; бумага, ручки, цветные карандаши и фломастеры , компьютер.

          Условие:

    Каждая команда задаёт поочерёдно вопросы соперникам, жюри учитывает полноту и глубину выступлений команд.

 

                                   Ход игры.

    Участники игры распределяются на 3 команды.

    I.Выступления представителей команд с сообщениями: краткая характеристика биография Петра I.

1 – е сообщение «Начало царствования Петра».

2 - е сообщение «Северная война».

3 – е сообщение «Реформы Петра I».

    II. Творческие задания. ( слайд №5)

1.     Соотносите события и даты.

 

Начало правления Петра I                                                       1698      

Восстание стрельцов на западной границе России        1682

Взятие Азова                                                                              1695

Начало Великого посольства                                                1696

Первый Азовский поход                                                           1697

 

2.     Напишите определения понятий (слайд № 6)

  

Регулярная армия

Гвардия

Великое посольство

 

3.     Вставьте в текст пропущенные имена  и даты.(слайд №7)

 

После смерти в ____  году царя _________ новыми правителями стали малолетние  __________ и _________ . Однако фактически власть оказалась в руках их сестры _______. В ____ году царевна _________ была свергнута. ____

______ скончался в ____ году, и _______ стал единоличным правителем. Первым самостоятельным деянием _______ стал поход в ____ году на Азов.

 

4.     Из приведённого списка  составьте пары. Одно  явление может быть в одном случае причиной, а в другом – следствием.

       Отсутствие флота, отставание России от передовых европейских стран, затруднённость торгового и культурного обмена между Россией и другими странами, отсутствие выхода к морю, слабое развитие промышленности.  (слайд №8)

 

 

Причина                                                         Следствие

_________                                                        ____________

__________                                                     _____________

__________                                                     _____________

 

5.     Вычеркните событие, выпадающие из общей логики. ( слайд №9)

 

      Введение рекрутских наборов, строительство города в устье Невы, разработка военных уставов, заключение мирного договора с Турцией, подготовка офицеров, перенос мощей Александра Невского, внимание к боевой подготовке войск.

 

6.     Исправьте в тексте не менее девяти ошибок. (слайд №10)

 

Война началась с осады шведами крепостей. Король Дании осадил крепость Нарву, Пётр I – Ригу, а Август II – крепость в Северной Германии. Но король Карл Густав последовательными ударами разбил своих врагов: вначале он осадил столицу Августа II Варшаву и заставил его выйти из войны, затем разбил датчан под Нарвой и, наконец, обратил оружие против Петра I, нанеся ему поражения под Ригой.

 

7.     Прочитайте отрывок из указа Петра I и ответьте на вопросы. (слайд № 11)

      «Многие купецкие люди компаниями, и особенно многие возымели к приращению государственной пользы заводить вновь разные заводы, а именно:  серебряные, медные, железные, игольные и прочие сим подобные, к тому же и шелковые, и полотняные, и шерстяные фабрики, из которых многие уже и в действо произошли. Того ради позволяется… для размножения таких заводов, как шляхетству, так и купецким людям, к тем заводам деревни покупать невозбранно… Тех деревень, особо без заводов, отнюдь никому не продавать, и не закладывать, и никакими вымыслами ни за кем не крепить».

 

1)    Что за указ и в каком году он принят?

2)    Почему купцы часто создавали заводы компаниями, а не в одиночку?

3)    Что в петровское время называли заводом, а что – фабрикой?

4)    Почему купленные к заводам деревни запрещалась продавать отдельно от заводов?

 

8.     Прочитайте отрывок из указа, написанного Петром I Сенату вскоре после его учреждения, и распределите указания царя по двум колонкам: в первой – конкретные дела, которые надо решать во время отъезда Петра, а во второй – долговременные задачи Сената. В таблицу номера пунктов указа. (слайд №12)

 

Указ, что по отбытии нашим делать.

1.     Суд иметь нелицемерный и неправедных судей наказывать…, то и ябедникам…

2.     Смотреть во всём государстве расходов и ненужные, а особливо напрасные снять.

3.     Деньги, как возможно, забирать, понеже деньги суть артерии войны.

4.     Дворян собрать молодых…

5.     Вексели исправить и держать в одном месте.

6.     Товары, которые… по канцеляриям… осмотреть посвидетельствовать.

7.     Осели стараться отдать на откуп…

8.     Торг китайский, сделав компанию добрую, отдать.

9.     Персидский торг умножить…

                          1

                            2

       

9        Переход на летоисчисление от Рождества Христова произошёл в 7208 г. эры от сотворения мира. Сосчитайте, сколько лет нужно вычитать из дат от сотворения мира, чтобы перевести в привычные нам даты эры от Рождества Христова. (слайд №13)

10.             Напишите, о ком и почему А. С. Пушкин писал:  (слайд №14)

 

И счастья баловень безродный,

Полудержавный властелин.

 

III. Порассуждаем…

         Учитель. Попробуйте выразить своё мнение о проблеме письменно, в рисунке или какой – либо другой форме по вашему выбору. Насколько важно чувствовать себя личностью? Вам понадобятся карандаши, фломастеры, бумага для применения приёма рефлексии.

         Ребята на примере Петре I  анализируют качества, присущие великой личности.

  

         Пример выступления ученика.

     Словом «личность» можно определить человека в ситуациях, когда он, преодолевая свое сиюминутное желание, свой непосредственный интерес, действует во имя поставленной цели. При этом приходится подчас отказываться от «маленьких радостей».  Даже в самых обыденных ситуациях человек может проявить себя как личность. Сделать что – то другого человек в ущерб себе, преодолеть желание личности – подвиг. А поступок, когда человек случайно, по неведению поступил благородно, вместе с его поведением нельзя назвать личностным. Личностью нельзя родиться, личностью становятся постепенно, учась подчинять свои поступки сознательно выбранной цели.

Учитель. Можно ли годовалого ребёнка  назвать личностью? А трёхлетнего?  А первоклассника? Так когда же, в каком возрасте человек становится личностью?

 Далее ребятам предлагается творческое задание : изобразить на бумаге как , как  они понимают , что такое личность , придумать к своему рисунку девиз  « Везде светить ,  везде успеть и всех своим теплом согреть!»; книгу с девизом « Мудро мыслить и красиво поступать» 

  Завершается урок демонстрацией творческих работ .

 

 

                   

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pyotr_i_ego_vremya.docx21.13 КБ
Файл petr_1.pptm1.43 МБ

Предварительный просмотр:

                    Пётр I  и его время

       Цели:

  1. Побудить учащихся к проведению самостоятельной эмпирической и поисковой работы с историко – художественной литературой об эпохе Петра Великого и его деятельности «государевой».
  2. Сформировать устойчивый интерес к изучению новых фактов и сведений из жизни великой исторической личностью русского государства.

    Задачи:

- Знать исторические факты, касающиеся личности Петра I;

- Знать, что такое личность; уметь составлять личностно                 ориентированный девиз;

- Ориентироваться в творческих заданиях.

 

      Участники: учащиеся 7 – 8 классов.

 Оборудование: портреты известных людей эпохи конца XVII – XVIIIв., карта «Северная война»; бумага, ручки, цветные карандаши и фломастеры , компьютер.

          Условие:

    Каждая команда задаёт поочерёдно вопросы соперникам, жюри учитывает полноту и глубину выступлений команд.

                                   Ход игры.

    Участники игры распределяются на 3 команды.

    I.Выступления представителей команд с сообщениями: краткая характеристика биография Петра I.

1 – е сообщение «Начало царствования Петра».

2 - е сообщение «Северная война».

3 – е сообщение «Реформы Петра I».

    II. Творческие задания.

  1. Соотносите события и даты.

Начало правления Петра I                                                       1698      

Восстание стрельцов на западной границе России        1682

Взятие Азова                                                                              1695

Начало Великого посольства                                                1696

Первый Азовский поход                                                           1697

  1. Напишите определения понятий

   

Регулярная армия

Гвардия

Великое посольство

  1. Вставьте в текст пропущенные имена  и даты.

После смерти в ____  году царя _________ новыми правителями стали малолетние  __________ и _________ . Однако фактически власть оказалась в руках их сестры _______. В ____ году царевна _________ была свергнута. ____

______ скончался в ____ году, и _______ стал единоличным правителем. Первым самостоятельным деянием _______ стал поход в ____ году на Азов.

  1. Из приведённого списка  составьте пары. Одно  явление может быть в одном случае причиной, а в другом – следствием.

       Отсутствие флота, отставание России от передовых европейских стран, затруднённость торгового и культурного обмена между Россией и другими странами, отсутствие выхода к морю, слабое развитие промышленности.

Причина                                                         Следствие

_________                                                        ____________

__________                                                     _____________

__________                                                     _____________

  1. Вычеркните событие, выпадающие из общей логики.

      Введение рекрутских наборов, строительство города в устье Невы, разработка военных уставов, заключение мирного договора с Турцией, подготовка офицеров, перенос мощей Александра Невского, внимание к боевой подготовке войск.

 

  1. Исправьте в тексте не менее девяти ошибок.

Война началась с осады шведами крепостей. Король Дании осадил крепость Нарву, Пётр I – Ригу, а Август II – крепость в Северной Германии. Но король Карл Густав последовательными ударами разбил своих врагов: вначале он осадил столицу Августа II Варшаву и заставил его выйти из войны, затем разбил датчан под Нарвой и, наконец, обратил оружие против Петра I, нанеся ему поражения под Ригой.

  1. Прочитайте отрывок из указа Петра I и ответьте на вопросы.

      «Многие купецкие люди компаниями, и особенно многие возымели к приращению государственной пользы заводить вновь разные заводы, а именно:  серебряные, медные, железные, игольные и прочие сим подобные, к тому же и шелковые, и полотняные, и шерстяные фабрики, из которых многие уже и в действо произошли. Того ради позволяется… для размножения таких заводов, как шляхетству, так и купецким людям, к тем заводам деревни покупать невозбранно… Тех деревень, особо без заводов, отнюдь никому не продавать, и не закладывать, и никакими вымыслами ни за кем не крепить».

  1. Что за указ и в каком году он принят?
  2. Почему купцы часто создавали заводы компаниями, а не в одиночку?
  3. Что в петровское время называли заводом, а что – фабрикой?
  4. Почему купленные к заводам деревни запрещалась продавать отдельно от заводов?

  1. Прочитайте отрывок из указа, написанного Петром I Сенату вскоре после его учреждения, и распределите указания царя по двум колонкам: в первой – конкретные дела, которые надо решать во время отъезда Петра, а во второй – долговременные задачи Сената. В таблицу номера пунктов указа.

Указ, что по отбытии нашем делать.

  1. Суд иметь нелицемерный и неправедных судей наказывать…, то и ябедникам…
  2. Смотреть во всём государстве расходов и ненужные, а особливо напрасные снять.
  3. Деньги, как возможно, забирать, понеже деньги суть артерии войны.
  4. Дворян собрать молодых…
  5. Вексели исправить и держать в одном месте.
  6. Товары, которые… по канцеляриям… осмотреть посвидетельствовать.
  7. Осели стараться отдать на откуп…
  8. Торг китайский, сделав компанию добрую, отдать.
  9. Персидский торг умножить…

                          1

                            2

       

  1.  Переход на летоисчисление от Рождества Христова произошёл в 7208 г. эры от сотворения мира. Сосчитайте, сколько лет нужно вычитать из дат от сотворения мира, чтобы перевести в привычные нам даты эры от Рождества Христова.
  1.   Напишите, о ком и почему А. С. Пушкин писал:

И счастья баловень безродный,

Полудержавный властелин.

III. Порассуждаем…

         Учитель. Попробуйте выразить своё мнение о проблеме письменно, в рисунке или какой – либо другой форме по вашему выбору. Насколько важно чувствовать себя личностью? Вам понадобятся карандаши, фломастеры, бумага для применения приёма рефлексии.

         Ребята на примере Петре I  анализируют качества, присущие великой личности.

   

         Пример выступления ученика.

     Словом «личность» можно определить человека в ситуациях, когда он, преодолевая свое сиюминутное желание, свой непосредственный интерес, действует во имя поставленной цели. При этом приходится подчас отказываться от «маленьких радостей».  Даже в самых обыденных ситуациях человек может проявить себя как личность. Сделать что – то другого человек в ущерб себе, преодолеть желание личности – подвиг. А поступок, когда человек случайно, по неведению поступил благородно, вместе с его поведением нельзя назвать личностным. Личностью нельзя родиться, личностью становятся постепенно, учась подчинять свои поступки сознательно выбранной цели.

Учитель. Можно ли годовалого ребёнка  назвать личностью? А трёхлетнего?  А первоклассника? Так когда же, в каком возрасте человек становится личностью?

 Далее ребятам предлагается творческое задание : изобразить на бумаге как , как  они понимают , что такое личность , придумать к своему рисунку девиз  « Везде светить ,  везде успеть и всех своим теплом согреть!»; книгу с девизом « Мудро мыслить и красиво поступать»  

  Завершается урок демонстрацией творческих работ .

 

                   


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам: