Урок презентация. Петр I и его время.
Пётр I и его время
Цели:
1. Побудить учащихся к проведению самостоятельной эмпирической и поисковой работы с историко – художественной литературой об эпохе Петра Великого и его деятельности «государевой».
2. Сформировать устойчивый интерес к изучению новых фактов и сведений из жизни великой исторической личностью русского государства.
Задачи:
- Знать исторические факты, касающиеся личности Петра I;
- Знать, что такое личность; уметь составлять личностно ориентированный девиз;
- Ориентироваться в творческих заданиях.
Участники: учащиеся 7 – 8 классов.
Оборудование: портреты известных людей эпохи конца XVII – XVIIIв., карта «Северная война»; бумага, ручки, цветные карандаши и фломастеры , компьютер.
Условие:
Каждая команда задаёт поочерёдно вопросы соперникам, жюри учитывает полноту и глубину выступлений команд.
Ход игры.
Участники игры распределяются на 3 команды.
I.Выступления представителей команд с сообщениями: краткая характеристика биография Петра I.
1 – е сообщение «Начало царствования Петра».
2 - е сообщение «Северная война».
3 – е сообщение «Реформы Петра I».
II. Творческие задания. ( слайд №5)
1. Соотносите события и даты.
Начало правления Петра I 1698
Восстание стрельцов на западной границе России 1682
Взятие Азова 1695
Начало Великого посольства 1696
Первый Азовский поход 1697
2. Напишите определения понятий (слайд № 6)
Регулярная армия
Гвардия
Великое посольство
3. Вставьте в текст пропущенные имена и даты.(слайд №7)
После смерти в ____ году царя _________ новыми правителями стали малолетние __________ и _________ . Однако фактически власть оказалась в руках их сестры _______. В ____ году царевна _________ была свергнута. ____
______ скончался в ____ году, и _______ стал единоличным правителем. Первым самостоятельным деянием _______ стал поход в ____ году на Азов.
4. Из приведённого списка составьте пары. Одно явление может быть в одном случае причиной, а в другом – следствием.
Отсутствие флота, отставание России от передовых европейских стран, затруднённость торгового и культурного обмена между Россией и другими странами, отсутствие выхода к морю, слабое развитие промышленности. (слайд №8)
Причина Следствие
_________ ____________
__________ _____________
__________ _____________
5. Вычеркните событие, выпадающие из общей логики. ( слайд №9)
Введение рекрутских наборов, строительство города в устье Невы, разработка военных уставов, заключение мирного договора с Турцией, подготовка офицеров, перенос мощей Александра Невского, внимание к боевой подготовке войск.
6. Исправьте в тексте не менее девяти ошибок. (слайд №10)
Война началась с осады шведами крепостей. Король Дании осадил крепость Нарву, Пётр I – Ригу, а Август II – крепость в Северной Германии. Но король Карл Густав последовательными ударами разбил своих врагов: вначале он осадил столицу Августа II Варшаву и заставил его выйти из войны, затем разбил датчан под Нарвой и, наконец, обратил оружие против Петра I, нанеся ему поражения под Ригой.
7. Прочитайте отрывок из указа Петра I и ответьте на вопросы. (слайд № 11)
«Многие купецкие люди компаниями, и особенно многие возымели к приращению государственной пользы заводить вновь разные заводы, а именно: серебряные, медные, железные, игольные и прочие сим подобные, к тому же и шелковые, и полотняные, и шерстяные фабрики, из которых многие уже и в действо произошли. Того ради позволяется… для размножения таких заводов, как шляхетству, так и купецким людям, к тем заводам деревни покупать невозбранно… Тех деревень, особо без заводов, отнюдь никому не продавать, и не закладывать, и никакими вымыслами ни за кем не крепить».
1) Что за указ и в каком году он принят?
2) Почему купцы часто создавали заводы компаниями, а не в одиночку?
3) Что в петровское время называли заводом, а что – фабрикой?
4) Почему купленные к заводам деревни запрещалась продавать отдельно от заводов?
8. Прочитайте отрывок из указа, написанного Петром I Сенату вскоре после его учреждения, и распределите указания царя по двум колонкам: в первой – конкретные дела, которые надо решать во время отъезда Петра, а во второй – долговременные задачи Сената. В таблицу номера пунктов указа. (слайд №12)
Указ, что по отбытии нашим делать.
1. Суд иметь нелицемерный и неправедных судей наказывать…, то и ябедникам…
2. Смотреть во всём государстве расходов и ненужные, а особливо напрасные снять.
3. Деньги, как возможно, забирать, понеже деньги суть артерии войны.
4. Дворян собрать молодых…
5. Вексели исправить и держать в одном месте.
6. Товары, которые… по канцеляриям… осмотреть посвидетельствовать.
7. Осели стараться отдать на откуп…
8. Торг китайский, сделав компанию добрую, отдать.
9. Персидский торг умножить…
1 | 2 |
9 Переход на летоисчисление от Рождества Христова произошёл в 7208 г. эры от сотворения мира. Сосчитайте, сколько лет нужно вычитать из дат от сотворения мира, чтобы перевести в привычные нам даты эры от Рождества Христова. (слайд №13)
10. Напишите, о ком и почему А. С. Пушкин писал: (слайд №14)
И счастья баловень безродный,
Полудержавный властелин.
III. Порассуждаем…
Учитель. Попробуйте выразить своё мнение о проблеме письменно, в рисунке или какой – либо другой форме по вашему выбору. Насколько важно чувствовать себя личностью? Вам понадобятся карандаши, фломастеры, бумага для применения приёма рефлексии.
Ребята на примере Петре I анализируют качества, присущие великой личности.
Пример выступления ученика.
Словом «личность» можно определить человека в ситуациях, когда он, преодолевая свое сиюминутное желание, свой непосредственный интерес, действует во имя поставленной цели. При этом приходится подчас отказываться от «маленьких радостей». Даже в самых обыденных ситуациях человек может проявить себя как личность. Сделать что – то другого человек в ущерб себе, преодолеть желание личности – подвиг. А поступок, когда человек случайно, по неведению поступил благородно, вместе с его поведением нельзя назвать личностным. Личностью нельзя родиться, личностью становятся постепенно, учась подчинять свои поступки сознательно выбранной цели.
Учитель. Можно ли годовалого ребёнка назвать личностью? А трёхлетнего? А первоклассника? Так когда же, в каком возрасте человек становится личностью?
Далее ребятам предлагается творческое задание : изобразить на бумаге как , как они понимают , что такое личность , придумать к своему рисунку девиз « Везде светить , везде успеть и всех своим теплом согреть!»; книгу с девизом « Мудро мыслить и красиво поступать»
Завершается урок демонстрацией творческих работ .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pyotr_i_ego_vremya.docx | 21.13 КБ |
petr_1.pptm | 1.43 МБ |
Предварительный просмотр:
Пётр I и его время
Цели:
- Побудить учащихся к проведению самостоятельной эмпирической и поисковой работы с историко – художественной литературой об эпохе Петра Великого и его деятельности «государевой».
- Сформировать устойчивый интерес к изучению новых фактов и сведений из жизни великой исторической личностью русского государства.
Задачи:
- Знать исторические факты, касающиеся личности Петра I;
- Знать, что такое личность; уметь составлять личностно ориентированный девиз;
- Ориентироваться в творческих заданиях.
Участники: учащиеся 7 – 8 классов.
Оборудование: портреты известных людей эпохи конца XVII – XVIIIв., карта «Северная война»; бумага, ручки, цветные карандаши и фломастеры , компьютер.
Условие:
Каждая команда задаёт поочерёдно вопросы соперникам, жюри учитывает полноту и глубину выступлений команд.
Ход игры.
Участники игры распределяются на 3 команды.
I.Выступления представителей команд с сообщениями: краткая характеристика биография Петра I.
1 – е сообщение «Начало царствования Петра».
2 - е сообщение «Северная война».
3 – е сообщение «Реформы Петра I».
II. Творческие задания.
- Соотносите события и даты.
Начало правления Петра I 1698
Восстание стрельцов на западной границе России 1682
Взятие Азова 1695
Начало Великого посольства 1696
Первый Азовский поход 1697
- Напишите определения понятий
Регулярная армия
Гвардия
Великое посольство
- Вставьте в текст пропущенные имена и даты.
После смерти в ____ году царя _________ новыми правителями стали малолетние __________ и _________ . Однако фактически власть оказалась в руках их сестры _______. В ____ году царевна _________ была свергнута. ____
______ скончался в ____ году, и _______ стал единоличным правителем. Первым самостоятельным деянием _______ стал поход в ____ году на Азов.
- Из приведённого списка составьте пары. Одно явление может быть в одном случае причиной, а в другом – следствием.
Отсутствие флота, отставание России от передовых европейских стран, затруднённость торгового и культурного обмена между Россией и другими странами, отсутствие выхода к морю, слабое развитие промышленности.
Причина Следствие
_________ ____________
__________ _____________
__________ _____________
- Вычеркните событие, выпадающие из общей логики.
Введение рекрутских наборов, строительство города в устье Невы, разработка военных уставов, заключение мирного договора с Турцией, подготовка офицеров, перенос мощей Александра Невского, внимание к боевой подготовке войск.
- Исправьте в тексте не менее девяти ошибок.
Война началась с осады шведами крепостей. Король Дании осадил крепость Нарву, Пётр I – Ригу, а Август II – крепость в Северной Германии. Но король Карл Густав последовательными ударами разбил своих врагов: вначале он осадил столицу Августа II Варшаву и заставил его выйти из войны, затем разбил датчан под Нарвой и, наконец, обратил оружие против Петра I, нанеся ему поражения под Ригой.
- Прочитайте отрывок из указа Петра I и ответьте на вопросы.
«Многие купецкие люди компаниями, и особенно многие возымели к приращению государственной пользы заводить вновь разные заводы, а именно: серебряные, медные, железные, игольные и прочие сим подобные, к тому же и шелковые, и полотняные, и шерстяные фабрики, из которых многие уже и в действо произошли. Того ради позволяется… для размножения таких заводов, как шляхетству, так и купецким людям, к тем заводам деревни покупать невозбранно… Тех деревень, особо без заводов, отнюдь никому не продавать, и не закладывать, и никакими вымыслами ни за кем не крепить».
- Что за указ и в каком году он принят?
- Почему купцы часто создавали заводы компаниями, а не в одиночку?
- Что в петровское время называли заводом, а что – фабрикой?
- Почему купленные к заводам деревни запрещалась продавать отдельно от заводов?
- Прочитайте отрывок из указа, написанного Петром I Сенату вскоре после его учреждения, и распределите указания царя по двум колонкам: в первой – конкретные дела, которые надо решать во время отъезда Петра, а во второй – долговременные задачи Сената. В таблицу номера пунктов указа.
Указ, что по отбытии нашем делать.
- Суд иметь нелицемерный и неправедных судей наказывать…, то и ябедникам…
- Смотреть во всём государстве расходов и ненужные, а особливо напрасные снять.
- Деньги, как возможно, забирать, понеже деньги суть артерии войны.
- Дворян собрать молодых…
- Вексели исправить и держать в одном месте.
- Товары, которые… по канцеляриям… осмотреть посвидетельствовать.
- Осели стараться отдать на откуп…
- Торг китайский, сделав компанию добрую, отдать.
- Персидский торг умножить…
1 | 2 |
- Переход на летоисчисление от Рождества Христова произошёл в 7208 г. эры от сотворения мира. Сосчитайте, сколько лет нужно вычитать из дат от сотворения мира, чтобы перевести в привычные нам даты эры от Рождества Христова.
- Напишите, о ком и почему А. С. Пушкин писал:
И счастья баловень безродный,
Полудержавный властелин.
III. Порассуждаем…
Учитель. Попробуйте выразить своё мнение о проблеме письменно, в рисунке или какой – либо другой форме по вашему выбору. Насколько важно чувствовать себя личностью? Вам понадобятся карандаши, фломастеры, бумага для применения приёма рефлексии.
Ребята на примере Петре I анализируют качества, присущие великой личности.
Пример выступления ученика.
Словом «личность» можно определить человека в ситуациях, когда он, преодолевая свое сиюминутное желание, свой непосредственный интерес, действует во имя поставленной цели. При этом приходится подчас отказываться от «маленьких радостей». Даже в самых обыденных ситуациях человек может проявить себя как личность. Сделать что – то другого человек в ущерб себе, преодолеть желание личности – подвиг. А поступок, когда человек случайно, по неведению поступил благородно, вместе с его поведением нельзя назвать личностным. Личностью нельзя родиться, личностью становятся постепенно, учась подчинять свои поступки сознательно выбранной цели.
Учитель. Можно ли годовалого ребёнка назвать личностью? А трёхлетнего? А первоклассника? Так когда же, в каком возрасте человек становится личностью?
Далее ребятам предлагается творческое задание : изобразить на бумаге как , как они понимают , что такое личность , придумать к своему рисунку девиз « Везде светить , везде успеть и всех своим теплом согреть!»; книгу с девизом « Мудро мыслить и красиво поступать»
Завершается урок демонстрацией творческих работ .