Инновационная деятельность на базе КФУ

Таланова Ольга Юрьевна

Информационная карта инновационной деятельности

 

Полное наименование образовательной организации (учреждения)

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Высокогорская средняя общеобразовательная школа №2 Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»

Контактные данные: почтовый адрес, телефон, адрес официального

сайта, электронная почта

 

422701,Республика Татарстан, Высокогорский район, ст. Высокая Гора, ул. Лесная д.4

talanova.76@mail.ru

Тема инновационной разработки

 

«Обеспечение реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе»                                                                              «Проектно- исследовательская деятельность в начальной школе»

Автор, авторский коллектив инновационной разработки

 

Таланова Ольга Юрьевна, учитель начальных классов, высшей квалификационной категории

Краткое описание инновационной разработки (актуальность,

новизна, цель, задачи, ресурсы, содержание работы, полученные

результаты (либо ожидаемые результаты, если только приступили

к этой теме)

 

Методическая разработка. «Проектно- исследовательская деятельность в начальной школе». Анннотация: Проектная деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы через постановку проблемы организовать мыслительную деятельность учащихся, развивать их коммуникативные способности и творчески подходить к результатам работы. 
Цель работы над проектами в начальной школе: Развитие мыслительных и творческих операций учащихся: анализ, аналогия, сравнение, рассуждение, абстрагирование, классификация.

Группы умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:

- исследовательские (разрабатывать идеи, выбирать лучшее решение);

- социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);

- оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);

- информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостаёт);

- презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности);

- рефлексивные (отвечать на вопросы: «чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);

- менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность – время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).

Этапы работы над проектом.


I. Мотивация к учебной деятельности . погружение в проект (осуществление деятельности по определению проблемы
 

Цель этапа: мотивирование обучающихся к учебной деятельности.

Как будете узнавать новое? (Сначала поймём, что не знаем; потом постараемся сами открыть новое знание.)

II. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Организация деятельности (разбивка на группы, распределение ролей, планирование, выбор формы и способа презентации).

Цель этапа: 1) актуализация изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, фиксирование их в речи и знаках (эталоны) и обобщение;

 2) актуализация мыслительных операций, достаточных для построения нового знания;

 3) мотивирование к пробному учебному действию («надо» - «могу» - «хочу»), и его самостоятельное осуществление;

 4) фиксация индивидуальных затруднений в выполнении обучающимися пробного учебного действия или его обосновании.

- Какое задание я вам предложу? (Задание, в котором будет что-то новое.)

- Зачем вы его получите? (Чтобы мы сами определили, что мы ещё не знаем.)

- Что необходимо предпринять, если вы не знаете что делать? (Остановиться и подумать.)

III. Выявление места и причины затруднения. Осуществление деятельности (поиск материала, консультации, контроль и помощь со стороны учителя, подготовка презентации).

На этом этапе формируется умение искать и выделять необходимую информацию, применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Это познавательные УУД. Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами- это коммуникативные УУД. Формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем- это регулятивные УУД.

Цель этапа: 1) организация восстановления выполненных операций;

2) организация фиксации места, где возникло затруднение;

3) организация соотнесения своих действий с используемыми эталонами (алгоритмом, понятием);

4) организация выявления и фиксации во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

- Какое задание вы не смогли выполнить?

-В чём затруднение? Почему возникло затруднение?

-Вы готовы преодолеть затруднение? (Конечно.)

IV. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство)
Цель этапа: организация построения проекта выхода из затруднения.

- Какую цель вы поставите перед собой?

- Что поможет вам открыть новый способ?

- Как вы будете открывать новый способ?

- Построим план выхода из затруднения.

Обучающиеся предлагают свои шаги, учитель записывает их в виде плана действий на доске. В заключение, открывается план на слайде. Сделать вывод. Зафиксировать новый алгоритм.

V. Реализация  построенного проекта (предъявление результата, рефлексия деятельности, оценка результативности).
Цель этапа: 1) реализация построенного проекта в соответствии с планом;                                            2) фиксирование нового способа действия в речи и знаках (с помощью эталона);                                        3) организация решения исходного задания, данного  для пробного действия;                                         4) уточнение общего характера нового знания;                                                                                                                       5) фиксирование преодоления затруднения.

- Предлагаю вам поработать в группах. Но прежде повторим правила работы в группе.

•          В группе должен быть ответственный.

•          2. Работать должен каждый на общий результат.

•          3. Один говорит, другие слушают.

•          4. Если не понял, переспроси.

•          5. Свое несогласие высказывай вежливо.

Начинайте работать по плану

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 

Цель этапа: 1) проверка на основе сопоставления с эталоном своего умения применять новое учебное содержание в типовых ситуациях; 2)  организация рефлексии усвоения нового способа  по результатам выполнения  самостоятельной работы.

VIII. Включение в систему  знаний и повторение.

 Цель этапа: 1) выявление границ применимости нового знания; 2) повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

IX. Рефлексия учебной деятельности .

Цель этапа: 1) фиксирование нового содержания, изученного на уроке; 2) проведение рефлексивного анализа учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся;  3) оценка собственной деятельности на уроке; 4) фиксирование неразрешенных затруднений  как направление будущей учебной деятельности; 5) обсуждение и запись домашнего задания.

Практика показывает, что подобная совместная проектная деятельность детей школьного возраста, педагогов, родителей создаёт ситуацию успеха, радость, удовлетворения, способствует формированию у ребёнка положительной самооценки («Я смог», «У меня получилось») и положительного окрашенного, комфортного психологического состояния, а полученный эмоциональный заряд служит стимулом для дальнейших действий, открывает горизонты творчества.

Коллективная проектная работа организует учеников, помогает решить проблему лидерства, учит терпимости, формирует понимание того, что итогом деятельности должен стать готовый продукт. В целом это маленькая подготовка к взрослой жизни. 

Ожидаемый результат:
получение практических  представлений о окружающем мире, развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
умение проводить наблюдения и опыты;
Работа учащихся оценивается с учетом их активности, качества выступлений, участия в практических занятиях, умения работать в группе, представлять результаты работы.
Ожидаемые результаты обучения: -    

---Формирование конкретных навыков,

---  Повышение самооценки учащимися собственных знаний.

 Задачи:

-тьюторская поддержка учителей начальных классов, осуществляющих проектно-исследовательскую, научно-исследовательскую, инновационную деятельность.

-подготовка методического инструментария для формирования и развития инновационной активности учителей начальных классов и учащихся в рамках проектно--исследовательской, научно-исследовательской и инновационной деятельности.

 

 

Сведения о распространении инновационного опыта:

- участие в научно-практических конференциях

- открытые уроки по инновационной деятельности на уровне

муниципального района и республики;

-участие в конкурсах, семинарах по инновационному направлению

деятельности;

-печатные работы за отчетный период и др.

 

Участие в международной научно-практической конференции «Методическая наука :вчера, сегодня, завтра», 2015.;НПК «Национально- культурный компонент контексте духовно- нравственного воспитания», 2016г.Участие в научно-практичеком семинаре «Проектная деятельность, как один из методов формирования УУДучащихся»,участие в семинаре-практикуме для учителей нач.кл.,преподающих в 4 кл., по решению олимпиадных задач. Открытый урок-проект для слушателей семинара для руководителей краеведческих и экологических кружков, заместителей директоров по воспитательной работе, учителей нач.кл. организация и проведение  Второй научно-практической конференции «Краеведческий калейдоскоп-2016». Печатные работы в сборнике конспектов школьных уроков «Опыт внедрения ФГОС в условиях сельской школы»,

Сведения, подтверждающие эффективность инновационной

разработки (положительная динамики):

- конкурсное движение, участие в олимпиадах, смотрах, конкурсов

обучающихся (муниципальный, республиканский всероссийский

уровень);

- качество образования (высокобалльники);

-др.

 

Призеры Республиканкой олимпиады по математике для младших школьникох «Математический марафон», «Живое слово»; 2 место (2015г) в Первой Республиканской краеведческой конференции «Краеведческий калейдоскоп»; лауреат Второй НПК «Краеведческий калейдоскоп»; Призер районного конкурса на лучшую методическую разработку «Мой лучший урок в рамках ФГОС»;

Форма представления инновационной деятельности (указать одну

из предложенных):

- «Мастер-класс» учителя по инновационной деятельности в

рамках программы ПК;

| - семинар-практикум для слушателей программы ПК (на базе 00);

- элективный курс в рамках заявленной темы;

- открытый урок по инновационной деятельности на уровне муниципального района, республики;

- печатные работы;

- разработки (контрольно-измерительные материалы и др.)

 

-    семинар-практикум для слушателей программы ПК (на базе ОО);