Организация работы родительского клуба в детском саду

Ольга Александровна Абрывалина

Взаимодействие современного детского сада и семьи, родителей детей направлено на обеспечение единства и согласованности в воспитании и обучении. Главный принцип взаимодействия это открытость детского сада, всего учебно-воспитательного процесса. Отсюда важно и включение родителей в управленческий состав, обсуждение разных проблем воспитания, приглашение их в качестве гостей на открытые мероприятия (Дни открытых дверей, мастер-классы), участие в праздниках в качестве героев (конечно же с их согласия) дает им возможность испытать всю прелесть подготовки и атмосферы праздника. Так же остаются интересными активными формы взаимодействия – совместные досуги. Важным моментом взаимодействия является показ деятельности детей и педагогов. Важно учитывать принципы работы педагогов с семьями на современном этапе:
– соблюдение прав и свобод ребенка;
– тактичность и соблюдение прав родителей на осуществление воспитания;
– учет запросов родителей в планировании и осуществлении педагогической деятельности.

Для плодотворного общения на первое место выходят родительские клубы, где происходит общение в неформальной обстановке на интересующиеся темы. Часто клуб объединяет разные формы взаимодействия детского сада и семьи. Тематика работы клуба планируется на учебный год, конечно, учитываются запросы родителей (анкеты, беседы). И главное, это диалог в ходе которого, все участники приходят к разрешению заявленных проблем. Опытом своим делятся не только педагоги, но и родители.

Работа родительского клуба “Растим ребенка счастливым” в ГБОУ детском саду № 2457.

В организации работы используем разнообразные формы работы: беседы, семинары, круглые столы, совместная деятельность, обсуждение семейного опыта.

Длительность заседания около 1 часа. Периодичность 1 раз в месяц. План заседания на учебный год:

Месяц.Название.Форма проведения.
АвгустАнкетирование по выявлению трудностей и интересов.Анкетирование, беседы.
Цели : знакомство с родителями; выявление запросов, вызывающих трудности в воспитании детей раннего и дошкольного возраста; определить эффективные формы взаимодействия с родителями; организовать систематическую работу Родительских клубов, в том числе и разработка планов; определение наиболее эффективной формы сотрудничества с семьей по выявленным вопросам; составление дальнейших рекомендаций; оказание психологической помощи и поддержки родителей воспитанников

Реализовать дифференцированный подход к семьям различного типа, индивидуальный – к каждой конкретной семье.

Задачи: оказывать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по проблемам воспитания и развития ребенка; повышать педагогическую культуру родителей; активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях; выявлять и транслировать положительный семейный опыт по воспитанию и развитию детей дошкольного возраста; способствовать установлению доверительных отношений между родителями и коллективом детского сада.

Сентябрь.Заседание “Кризисы. Что это такое? Какие бывают? Как поступить?”Семинар “Возрастные кризисы у детей”. Приложение 1
Цели и задачи: ознакомление с возрастными кризисами детей дошкольного возраста; обучение навыкам эффективного взаимодействия с ребенком; ознакомление со способами экстренного реагирования на кризисные проявления ребенка; обучение методам релаксации и саморегуляции.
Октябрь.“Упрямство и капризы детей”.Круглый стол.
Цели и задачи: Развивать понимание детского мироощущения, развитие объективности в понимания себя и других, знакомство с властолюбием у детей и взрослых, как одной из причин нарушений детского поведения и конфликтов с родителями; обучение навыкам эффективного взаимодействия с ребенком
Ноябрь.“Игра –дело серьезное”.Тренинг, обмен опытом.

Конспект игрового занятия-импровизации “Просто так”. Приложение 2

Цели и задачи: развивать интерес родителей к играм детей, получение положительных эмоций от совместно выполненной деятельности; развивать творческие способности и воображение взрослых и детей в процессе игрового общения; снятие мышечных и психологических зажимов, формирование навыков невербальной коммуникации, развитие внимания, воображения, эмоционально-волевой сферы; обучение приемам эффективного взаимодействия посредством игры.
Декабрь.“Как организовать интересный досуг семьи?”Обмен опытом, совместная деятельность
Цели и задачи: познакомить родителей с закономерностями развития детей дошкольного возраста, методами и приемами, способствующими развитию гармоничных детско-родительских взаимоотношений, созданию благоприятного эмоционального климата в семье; развивать творческие способности и воображение взрослых и детей в процессе игрового общения; .
Январь.“Преодолеваем тревоги и страхи ребенка”.Семинар-практикум “ Сказка про полосатого бегемотика”.

Приложение 3

Цели и задачи: ознакомить родителей с возрастными особенностями детей дошкольного возраста; повышение психологической компетентности родителей ; проработать родительские установки и их роль в “воспитании” тревожности; научить родителей методам снятия повышенной тревожности и страхов у детей; использование методов саморегуляции и снятие психоэмоционального напряжения в жизни.
Февраль.“Поговорим об агрессивности детей”.Круглый стол.
Цели и задачи: обобщение психологических знаний природы детской агрессивности, ее причины и профилактики; обучение родителей практическому использованию приемов коррекции агрессивного поведения, формирования навыков поведения и воспитания агрессивного ребенка; обучение навыкам “ненасильственного” общения — “активного” слушания; исключению оценочности в общении; использованию “Я-сообщений” вместо “Ты-сообщений”; исключению угроз и приказов; работе с интонацией. Обучение родителей умению направлять энергию детей в “мирное русло” (выявление интересов ребенка, включение ребенка в работу различных секций, кружков, студий и т.п.)
Март.“Стиль семейных отношений и эмоциональное благополучие ребенка”.Семинар.
Цели и задачи: укреплять внутрисемейные и межсемейные связи; создавать положительную эмоциональную среду общения между детьми, родителями и педагогами; активизировать и обогащать педагогические знания и умения родителей; повышать психолого-педагогическую культуру родителей; развивать креативные способности детей и родителей в совместной деятельности; обобщать опыт семейного воспитания.
Апрель.“Как помочь родителям и ребенку перед поступлением в школу?”Дискуссия.
Цели и задачи: подготовить родителей и детей к новой социальной роли – “родители ученика” и “ученик”; повысить компетентность родителей в вопросах подготовки детей к школьному обучению через использование наиболее эффективных форм взаимодействия; формировать осознанное отношение родителей и детей в необходимости целенаправленной подготовки к школе с целью безболезненной адаптации и дальнейшего успешного обучения; установление сотрудничества, преемственности и согласованности коллектива детского сада и семьи в вопросах подготовки дошкольников к школе.
Май.“Что мы узнали о себе и о своем ребенке?” Круглый стол.
Цели и задачи: получение “обратной связи”; обмен полученными знаниями и опытом; самоанализ; подведение итогов.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение 1

Возрастные кризисы у  детей

В возрастные кризисы «…на протяжении относительно короткого времени (несколько месяцев, год или, самое большое, два) сосредоточены резкие и капитальные сдвиги и смещения, изменения и переломы в личности ребенка. Ребенок в очень короткий срок меняется весь в целом, в основных чертах личности. Развитие принимает бурный, стремительный, иногда катастрофический характер, оно напоминает революционное течение событий как по темпу происходящих изменений, так и по смыслу совершающихся перемен» »

Л.С.Выготский «Проблема возраста»

Кризисом, кризисным периодом, возрастным кризисом называется период жизни ребенка (или взрослого), когда происходит переход ребенка от одного возраста к другому, переход от одной задачи развития к другой. Это переход к качественно новой ступени развития.

В такие периоды у ребенка меняются потребности и интересы, степень самостоятельности и осознанности, меняется деятельность, которой он занят большую часть своего дня, меняется психика ребенка и его, следовательно, его поведение и реакции на внешний мир и других людей, даже самых близких.

Возрастные кризисы у детей бывают следующие:

  • ✔ кризис новорожденности (переход от внутриутробного развития к внеутробному),
  • ✔ кризис одного года (переход от младенческого возраста к раннему детству),
  • кризис трех лет (из раннего детства – в дошкольный возраст),
  • ✔ кризис семи лет (от дошкольника – в начальную школу),
  • ✔ кризис 11-13 лет (переход от детского пути развития к взрослому),
  • ✔ кризис 17 лет (порог совершеннолетия).

Сегодня  часто встречаются утверждения, что вот мол «у дочки кризис 4 лет» или «ребенку 9 лет, у него кризис». И родители описывают неадекватное, с их точки зрения, поведение ребенка. То есть, если ребенок ведет себя неспокойно, не так как раньше, то у него уже якобы кризис. Но кризис – это не всегда есть плохо.

Возможно, Вы уже не раз слышали, что китайский иероглиф «кризис» имеет две составляющие, две части: «опасность» и «возможность».

С одной стороны, поведение ребенка в кризисные периоды жизни часто очень неадекватное, не похоже на ранешнее поведение: капризное, взрывное, эмоциональное, нервное, неконтролируемое, быстро меняющееся, непредсказуемое. Именно этих эмоциональных взрывов и перепадов часто и боятся родители. И в этом кроется опасность возрастных кризисов у детей.

Но боятся кризисов у детей и не умеют с ними справляться те родители, которые не понимают истинных причин возрастных детских кризисов, тех задач, которые эти самые кризисы решают в полноценном развитии их ребенка. В чем состоят эти причины? Давайте разберемся.

Возрастные кризисы у детей – это перестройка психики и вслед за ней поведения ребенка в соответствии с задачами роста и развития.

Представьте, что на месте старого деревянного дома Вы видите новый кирпичный. Или на месте старого, отчасти больного дерева Вам нужно посадить новое здоровое растение. В этом случае дом сносится, иногда почти до фундамента, а дерево либо срубают, либо обрезают старые больные ветки. И только тогда можно строить или выращивать что-то новое.

Так и с ребенком. Хотя внешняя его оболочка остается примерно той же, ну или он меняется внешне: растет, крепчает и мужает, начинает ходить, доставать до вещей, которые ранее для него были недоступны, справляться самостоятельно с самообслуживанием и выполнением домашней работы. Но он меняется и внутренне: растет его самостоятельность и инициативность, начинает мыслить и осознавать, думать, делать свои выводы, чувствовать и проживать свои эмоции, накапливать опыт общения и переживаний.

Так почему, при всех внешних и внутренних изменений, отношение и воспитательные приемы родителей должны оставаться неизменными? Родительское отношение к своему ребенку должно меняться вслед за ростом и развитием ребенка.

Когда родители не понимают новых потребностей ребенка, не распознают их и не удовлетворяют, именно тогда возрастные кризисы у детей, их проявления в поведении становятся пугающими. Кризис не у ребенка – кризис у родителей. Точнее кризис в их отношении к выросшему ребенку.

Капризами, истериками, упрямством, своеволием дети реагируют на непонимание взрослых их новых интересов, затей, задач развития.

К примеру, в переходный период одного года дети делает первые шаги к самостоятельности: ползают и залезают во все шкафчики, залезают и сползают на диваны и кресла, неуверенно орудуют ложкой, тянут в рот игрушки, пытаются достать с высокого стола разные вещи.

Это их способ изучения мира и выработки самостоятельного поведения. Ведь раньше ребенка носили на руках, подавали разные предметы, кормили с ложки. А теперь, когда ребенок стремится к самостоятельному выполнению этих действий, вдруг оказывается «нельзя, ушибешься», «нельзя, испачкаешься», «нельзя, проглотишь».

А в ответ истерики, крики и слезы – «дайте! хочу!». Может проще, не запрещать и кричать, а создать такие условия, когда он может залезать на диван безопасно, под присмотром; есть ложкой самостоятельно, перепачкавшись.

Точно также – в возрастной кризис трех лет. Жажда самостоятельности, выражающаяся во всем известной фразе «я сам», все равно будет бить ключом. Так лучше позволить ребенку сделать большую часть самому – одеться, как он умеет, помыть посуду, как он может, нарисовать рисунок, как он это может, - а не пытаться научить и воспитывать нотациями или окриками.

В такие моменты важнее просто быть вместе, понять, чего хотел добиться ребенок, и лишь ненавязчиво помочь ему в этом.

Важно помнить, что возрастные кризисы у детей – это нормативные кризисы, т.е. если кризис у ребенка проявился, то это нормально. Этому можно только порадоваться – ребенок развивается нормально. И наоборот, тревогу (не панику) должно вызывать совершенно послушное и бесконфликтное поведение ребенка.

Еще один нормативный момент для возрастных кризисов у детей – это их временная протяженность. Согласитесь, что из возраста в возраст (например, из дошкольника в младшего школьника) ребенок переходит не в один день, когда ему исполняется энное количество лет.

Кризисы у детей протекают по-разному. Кризис новорожденности может длиться до 3-4 недель, кризис одного года – до пары месяцев, кризис трех лет – до полугода. Кризисы могут начинаться за пару-тройку месяцев до обозначенного срока и заканчиваться позже него. Протекание, проживание и длительность кризиса зависят от степени готовности и «сопротивления» родителей. Готовности принять перемены, происходящие с ребенком.

Итак, на заметку. Возрастные кризисы у детей – показатель роста, позитивных изменений, симптом перехода к качественно иной ступеньке развития. В эти периоды дети нуждаются не в усиленном воспитании и исправлении плохого поведения, а в понимании, сочувствии и поддержке.



Предварительный просмотр:

Приложение 2

“ПРОСТО ТАК”

 (конспект  игрового занятия-импровизации)

Задача: обучение культуре движений, раскованному владению своим телом, повышение двигательной активности, выносливости. Развитие активности, взаимодействия.

Цель: научить детей взаимодействовать друг с другом, слушать и слышать (сказку) рассказ, действовать в соответствии с содержанием произведения, умение договариваться; развитие творческих способностей. Обучение выражения своих чувств, эмоций, в том числе и понимания эмоций других, научить сопереживать и радоваться. Развитие внимания.

Контингент детей: от 5 до 7 лет. Количество детей: строго 7.

Предварительная подготовка: по договоренности с детьми распределить роли:

1.Мальчик

2.Межвежонок

3.Носорог

4.Удав

5.Страус

6.Зайчик

7.Слон

Ход занятия:

Психолог: Ребята, предлагаю вам отправиться в волшебную страну, где вы будете волшебными животными. Каждый из вас знает, кто кем будет. Главная ваша задача- внимательно слушать то, что я буду вам озвучивать и совершать нужные движения, про которые я буду вам рассказывать.

А сейчас, закроем глазки, наше сказочное путешествие начинается….

Жил на свете один маленький мальчик, жил он в тропическом лесу, где много разных зверей. Однажды проснулся мальчик (ребенок показывает, как проснулся, потянулся, оделся ) и отправился погулять. Идет сквозь высокую траву (имитация ходьбы по траве), по узенькой извилистой тропинке (имитация ходьбы на носках), пробираясь сквозь густые заросли ( руками раздвигая ветви), рассматривал верхушки высоких деревьев (поднимая голову наверх). Вышел мальчик к крутой горе и осторожно начал спускаться, но гора была крутая и он быстро побежал вниз. Спустился с горы, и увидел на полянке очень красивые цветы, так понравились они ему, нарвал букетик (наклоняется), а навстречу идет медвежонок грустный-грустный ( второй ребенок, изображающий медвежонка имитирует грусть). Посмотрел на него мальчик, жалко ему стало медвежонка. И отдал он ему свой букетик цветов, который на полянке насобирал.

«Это мне? – удивился медвежонок. – А за что?»

«Просто так.» – ответил мальчик и дальше пошел.

А медвежонку сразу стало весело, ведь так приятно, когда что-то дарят, а особенно цветы. Весело подпрыгивая,  медвежонок побежал дальше. И увидел вдруг под деревом злого носорога (третий ребенок изображает злого носорога). Не испугался его медвежонок, подошел и протянул букет. Ведь не только получать подарки приятно, но и дарить тоже. Удивился носорог:

«За что ты мне цветы даришь?»

«- Просто так!» – ответил медвежонок и, довольный, пошел дальше. А носорог сразу перестал злиться. Да и как можно злиться, если тебе цветы подарили? Он весело огляделся и тут увидел удава, который поднял голову и о чем-то думал (четвертый ребенок показывает удава, который лежит и о чем-то думает). Носорогу очень захотелось кого-нибудь порадовать. И он протянул удаву цветы. Тот вначале удивился, а потом поблагодарил носорога, так как был очень вежливым удавом.

Ползет удав по лесу и букет в пасти держит. Вдруг видит: стоит страус, голову спрятал и ни с кем не разговаривает – настроение у него плохое (пятый ребенок изображает страуса, у которого плохое настроение). Подарил ему удав цветы, а страус от счастья даже подпрыгнул (радостно подпрыгнуть), ведь ему еще никогда цветов не дарили. Потом он схватил букет в клюв и побежал, радостно размахивая им во все стороны.

Долго бегал он по лесу, ничего вокруг не замечая от радости, да вдруг слышит: плачет кто-то. А это зайчишка от мамы убежал и потерялся. Сидит под кустиком, всхлипывает (шестой ребенок изображает зайчика, имитирует плач). Подарил ему страус цветы, и пошли они вместе зайкину маму разыскивать.

Шли, шли и увидели печального слона. Стоит слон, хобот колечком свернул, не смотрит ни на кого, только вздыхает (седьмой ребенок изображает слона и вздыхает). Но после того, как зайчик и страус подарили ему букет, он очень развеселился и начал водой из хобота своих новых друзей поливать, чтобы им жарко не было.

Всю эту историю мне рассказал аист, который увидел как можно радовать всех! (педагог-психолог показывает на себя).

Педагог-психолог: Ребята, а как можно порадовать друг друга? (выслушивает варианты ответов детей)

Педагог-психолог: Правильно, ребята!!! Давайте порадуем друг друга! А для этого мы можем нарисовать самые разные, красивые, а, возможно, даже и самые волшебные  цветы друг для друга! Посмотрите, сколько разноцветных карандашей, фломастеров и красок у нас на столе! Садитесь, пожалуйста, на стульчики. Вспомните, какие чувства вы испытывали (ощутили), когда вам дарили цветы, подумайте, какой цветок вы хотите нарисовать и подарить своим друзьям, можете даже спросить у того, кого вы хотите порадовать.

(педагог-психолог может принимать участие в деятельности детей)

Далее:

Педагог-психолог: Здорово! Какие замечательные цветы у вас получились! Мне очень понравилось! ( каждый ребенок раздает поделку, говорит приятные слова, пожелания)

Скажите, ребята, понравилось вам наше путешествие?? (ответы детей) Комфортно ли вам было исполнять роль животных? Какие ваши ощущения?? (ответы детей)

Что вы почувствовали, когда вам подарили цветок просто так? Что было приятнее- дарить или получать? Расскажите о своих чувствах. (Ответы детей)

Педагог-психолог: Спасибо, ребята! Вы все молодцы! А теперь мы вернемся в группу веселыми и отдохнувшими. До новых встреч!



Предварительный просмотр:

Приложение 3

Сказка про полосатого бегемотика

Жил на свете Бегемотик. Он был такой же, как и другие маленькие бегемотики: добрый, веселый, любил  пошалить.
И все же этот Бегемотик был не совсем обычным, он был не серого цвета, как все нормальные бегемотики, а в серо-белую полоску, как зебра. Другие бегемотики его за эту особенность дразнили: им было непонятно, как кто-то может быть не похож на них. И наш Бегемотик втайне завидовал им и мечтал стать чисто серого цвета.

И вот однажды, когда Бегемотик гулял, он увидел домик, на котором было написано «Художник». Бегемотик от радости подпрыгнул и побежал скорее звонить в дверь.
Он попросил Художника, чтобы тот сделал его красивым, чтобы он всем нравился, чтобы его больше не дразнили.

Художник не хотел перекрашивать Бегемотика, он ему нравился и такой, но Бегемотик уж очень просил. И тогда Художник с одной стороны выкрасил его в розовый цвет (розовый цвет – любимый девчачий цвет), а другую сторону покрасил в синий цвет (его уважают все мальчишки). Получилось сногсшибательно!

Довольный малыш помчался на бегемотиковскую площадку. Каково же было его удивление, когда другие бегемотики опять начали над ним смеяться.
Со слезами на глазах Бегемотик вернулся к Художнику. Задумался крепко Художник, как же выкрасить Бегемотика, чтобы всем понравилось… И тут его осенило! Солнышко любят все-все-все и оно желтого цвета! И он выкрасил маленького бедолагу в желтый цвет.

Идет Бегемотик по улице в преотличнейшем настроении, а мимо проезжала машина скорой помощи. Увидел врач в окошко прогуливающегося желтого Бегемотика, остановил машину, положил Бегемотика на носилки и повез в больницу.
В больнице Бегемотику дали градусник, дали горькую микстуру и поставили укол. Оказывается, врачи подумали, что наш Бегемотик болен желтухой!!! (это такая противная болезнь, когда кожа приобретает желтый цвет).
Бегемотик им сказал: «Да нет же! Я здоров! Просто Художник меня покрасил в желтый цвет!». И врачи его отпустили домой.

Вышел Бегемотик грустный-грустный из больницы и поплелся домой… но по дороге он еще раз решил заглянуть к Художнику и попросил его... покрасить его в серый цвет. Художник очень огорчился, но что поделать… пришлось его покрасить в серый цвет. Посмотрелся Бегемотик в зеркало, но отражение его почему-то совсем не порадовало. Он себя не узнал, казался себе каким-то чужим, скучным, некрасивым. Пришел на площадку – его никто не узнал. Но… что сделано, то сделано.

Однажды бегемотики пошли на речку купаться. Пошел с ними и наш Бегемотик. Детвора  прыгала, веселилась в воде и когда все вылезли из воды, Бегемотик увидел, что краска с него смылась, и он опять стал полосатым, как зебра.
«Уррра!!!!» - вскричал Бегемотик. «Я ВЕРНУЛСЯ!!!». Он стал прыгать и скакать от радости.

И с тех пор он стал гордиться тем, какой он есть. Все бегемоты серые, а он -  необычный, он ВОЛШЕБНЫЙ! И другие бегемотики, увидев, что Бегемотику нравится быть таким, какой он есть, перестали его дразнить.  Более того, они гурьбой пошли к Художнику и попросили всех их раскрасить в теперь уже модную серо-белую полоску.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: