Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром. Тема: "Зимующие птицы". Подготовительная группа.

Мирошниченко Татьяна Степановна

Расширить и систематизировать знания детей о зимующих птицах. Развивать у детей умения сравнивать зимующих птиц, выделять общее и различия. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД  в подготовительной группе по развитию речи и ознакомлению  с окружающим  по теме: «Зимующие птицы»

Цель : Расширить и систематизировать знания детей о зимующих птицах.

 Задачи:

 Область «Познание»

 1. Расширение и систематизация представлений о зимующих птицах;

       Закрепление умения различать по внешнему виду и называть их.

 2. Развивать умение сравнивать разных птиц, выделяя общее и различия.

 Область «Коммуникация»

  1. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Зимующие птицы».
  2. Совершенствовать грамматический строй речи

3. Продолжать учить образовывать сложные слова – прилагательные

 2. Совершенствование речи детей как средства общения.

 3. Развивать фонематический слух.

 4. Продолжать совершенствовать умение составлять описательный рассказ  о зимующих птицах .

 Область «Здоровье»

 1. Развитие общей моторики. Развитие интереса к подвижным играм и потребностей в двигательной активности.

 2. Развитие мелкой моторики рук.

3. Развитие зрительного и слухового восприятия.

 Образовательная область «Труд»

 1. Расширение представления детей о труде взрослых.

 2. Обобщение представления детей о профессии орнитолог.

 Область «Социализация»

 1. Воспитывать заботливое отношение к птицам. Желание подкармливать птиц зимой.

2. Развивать сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу в дидактической игре.

 Область «Музыка»

 Продолжать развивать навыки восприятия звуков, обогащать впечатления детей.

Оборудование и материалы:

- Мультимедийная установка с презентацией «Покормите птиц зимой»

- Музыкальный центр , музыка.

- Запись «Птичьи голоса».

- Схемы – помошницы.

- Предметные картинки с изображением зимующих птиц.

 - Семечки, ягоды, сало, шишки.

Предварительная работа: рассматривание картин с изображением зимующих птиц, наблюдение в природе на прогулке,  чтение  книг о зимующих птицах.

                             Ход НОД :

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

            Различаемся мы цветом

            Встретишь нас зимой и летом

            Если крыльями взмахнём

            Будем в небе голубом

            Мы умеем щебетать, каркать ,петь и ворковать.

            Нас  зимой вы подкормите .

            Дети , кто мы назовите?      ( зимующие птицы)

                ( голоса птиц)

Воспитатель: Ребята!     Как вы  думаете , что хотят сказать зимующие  птицы.                  

                       

   (    Птицам холодно и голодно)  

 Воспитатель: Какой сейчас месяц зимы?

                           ( февраль)

 Воспитатель: Сейчас самое тяжёлое время для птиц. Все ягоды, семена растений  уже съедены. Вот и летят птицы ближе к жилью человека , человек о них заботится и делает для них кормушки.

( стук в дверь  - прилетела Мудрая сова)

Воспитатель: Ребята , мудрая сова хочет загадать вам загадки.

                                 

  1. Найдешь её в своём дворе,

          Она на радость детворе.

          Ты обижать её не смей!

           Эта птичка …                            (Воробей)  

  1.  Ты откуда, ты откуда

           Прилетел к нам, красногрудый?

            - Облетел я всю Сибирь.

            - Как зовут тебя? …                     (Снегирь)

         3.   Кар-кар-кар! - кричит плутовка.

               Ну и ловкая воровка!

              Все блестящие вещицы

               Очень любит эта птица!

               И она вам всем знакома,

               Как зовут её? …                           (Ворона)

4.Жёлтое брюшко

              У маленькой птички.
              А зовут её …                                 (синичка)

  1. В лесу, под щебет, звон и свист,

       Стучит лесной телеграфист:

       "Здорово, дрозд, приятель!"

         И ставит подпись ...                  (Дятел)

6.     Эта хищница болтлива,

            Воровата, суетлива,

            Стрекотунья, белобока,

             А зовут ее ...                                     (сорока).

7. Белый бок, серый бок,

           Воркует нежно …                        (голубок)

Воспитатель: Ребята , а что общего у всех этих птиц?

 ( У птиц есть:  2 ноги, 2 крыла, тело покрыто перьями, есть клюв).

Воспитатель:  А чем птицы отличаются друг от друга?

Дети:      ( у птиц разный цвет оперения, разный размер крыльев,  птицы по – разному передвигаются, по- разному подают голос ) .

Воспитатель:    Ребята давайте поиграем в игру: « Какой, какая?»

           Например :  Воробей какой?  

                                   Снегирь какой?

Воспитатель:     А сейчас  игра : « 1- много»

 Например:   1 воробей – много воробьев.

                          1 клёст – много клестов.

 Воспитатель:     Игра на внимание : « Кто как голос подаёт?»

       Например:                     Ворона – каркает

                                             Синица – свистит

                                             Воробей – чирикает

Воспитатель:  Я предлагаю вам превратиться в снегирей и повести  физминутку :           «Снегири».

(Дети выполняют импровизированные движения соответственно тексту).

                       Вот на ветках, посмотри,

                       В красных майках снегири,

                       Распушили пёрышки,

                       Греются на солнышке,

                       Головой вертят, улететь хотят.

                       Кыш-кыш! Улетели!

                       За метелью! За метелью!

Воспитатель:    Я предлагаю вам составить рассказ о зимующей птице  .

                      Д/ Игра: « Опиши зимующую птицу по схеме помощнице»

Воспитатель:     Сейчас предлагаю вам отдохнуть  и  провести  

                                пальчиковую гимнастику   « Кормушка».    

Мы кормушку смастерили.
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь – сосед,
Будет вам зимой обед!
В гости в первый день недели
Две синицы прилетели,
А во вторник – снегири,
Ярче утренней зари!
Три вороны были в среду
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краев –
Десять жадных воробьев
В пятницу в столовой нашей 
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог
Прилетело семь сорок.

Воспитатель:        Ребята я предлагаю вам сесть за столы .

                                 Перед вами  кормушка с кормом.                                                                              

Воспитатель:    

  1. Кому мы положили ягоды рябины?
  2. Кому мы положили крошки белого хлеба?
  3.  Кому мы положили семечки подсолнуха?
  4. Кому мы положили шишки хвойных деревьев?
  5. Кому мы положили кусочки сала?

Воспитатель:     Ребята Мудрая сова  говорит мне , что вы были очень внимательными ,старательными. Меня порадовало то, что вы знаете любимые лакомства зимующих птиц.  Умеете образовывать сложные слова и рассказывать  о птицах.

      А что вам больше всего понравилось делать сегодня?

       Что нового  вы узнали?

Скоро мы пойдем на прогулку .  Давайте возьмем угощение для птиц  и угостим наших пернатых гостей на участке.