Презентации к урокам
Данные презентации созданы мною для уроков литературы и русского языка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Общие сведения
Замысел автора Семь мужиков – правдоискателей странствуют по родной земле в поиске счастливых людей. Путешествуя, они встречаются с разными людьми, дают им оценку, сталкиваются с событиями реальной жизни.
Проблематика автора
ПРОБЛЕМА ПОЭМЫ
Основные образы в поэме
Пролог
Глава «Поп"
Глава «Сельская ярмарка»
Глава «Счастливые»
Ермил Гирин
Глава «Помещик»
Глава «Последыш»
Глава «Крестьянка»
Савелий - «богатырь святорусский»
Глава «Пир на весь мир»
ТИПЫ КРЕСТЬЯН (по степени социальной сознательности)
Выводы:
Смысл поэмы Русский народ, талантливый, сильный, духовно богатый народ, заслуживает счастья, за которое надо бороться. Будущее России в последних строках песни «Русь».
Домашнее задание: Напишите сочинение «Размышляя над некрасовской строкой...»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Движение мысли Толстого вспять 1805 г. 1856 г.
Организация романного времени - нелюбовь автора к «сочинению» семейные предания узнанная жизнь других людей жизнь самого автора -»везде, где в моем романе говорят и действуют исторические лица, я не выдумывал, а пользовался материалами» Л. Н. Толстой
Значение слова «мир» в названии романа
Значение слова «война» в названии романа
Особенности композиции романа
Проблемы романа человек в историческом потоке семейная и общественная – чаще всего военная или государственная – жизнь человека «мысль народная» и «наполеоновская идея» роль личности в истории «роевая жизнь», «настоящая жизнь», «чтобы жить честно...» – разные ракурсы концепции жизни нравственные искания героев как их перманентное состояние естественные и фальшивые начала в чувствах, мыслях, поступках героев необходимость «сопряжения», единения всех сторон жизни как недосягаемый идеал ее
Художественный принцип романа – сопряжение «генерализации» и «мелочности»
Духовное содержание «мысли народной» Народно – религиозное полуязыческое полухристианское сознание, существующее на достаточном отдалении от официальной церковности
Эпическая панорама романа Потоки мыслей сопрягаются друг с другом, сходятся и расходятся, взаимопроникают, создавая художественное целое, эпическую п анораму романа
Жанровые особенности романа – эпопеи рисует эпоху развития жизни в существенный для национальной истории период частная жизнь людей сопряжена с жизнью общей, как народно – национальной, так и исторической характеры героев проникнуты нравственными началами или противостоят им охватывает жизнь нескольких поколений свойственны внутренняя и внешняя эпическая широта, вплоть до «широты», объемности метафор, сравнений, синтаксических построений
Главное слово романа – «сопрягать»
«В романе «Война и мир» я любил мысль народную вследствие войны 1812 года» Л. Н. Толстой
Домашнее задание: Перечитать эпизоды «В салоне А. П. Шерер », «В доме Ростовых». Сделать их сравнительный анализ
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Два чувства дивно близки нам, В них обретает сердце пищу: Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам. … На них основана от века по воле Бога самого Самостоянье человека – залог величия его. Животворящая святыня! Земля была б без них мертва, Без них наш целый мир – пустыня, Душа – алтарь без божества. А. С. Пушкин
словарная работа Прощание - Проститься - Матёра - Матёрый -
Какой вы видите Матёру ?
Какие приметы времени видны в повести?
Если остров должен быть затоплен, зачем рассказывать читателю, откуда "есть и пошла" Матёра?
Следы истории Мы видим деревню в последнее лето её существования. Почему именно это время заинтересовало писателя? Почему он считает, что мы, читатели, должны об этом знать?
Дарья Молодежь Отношение к «малой родине» Отношение к предкам Отношение к природе
Анализ отрывков из повести: - сцена пейзажного описания Матёры (гл. 1); - история Матёры (гл.1); - сцена разорения кладбища (гл. 2 -3); - сцена горящей избы (гл. 8); - сцена сенокоса (гл. 10); - сцена прощания с домом Настасьи (гл. 7); - сцена прощания с избой Дарьи (гл. 20).
Дарья Андрей Вам что Матера, что холера. Тут не приросли, нигде не прирастете, ничего вам не жалко. Такие уж вы и есть – обсевки. Сейчас время такое – нельзя на одном месте сидеть. Мне охота, где всё по – другому, по – новому. А посёлок построен не по - людски : не для себя строили, смотрели только, как легче построить, меньше всего думали, удобно ли будет жить. ГЭС отгрохают, она тысячу лет будет стоять.
Дарья Андрей А то она христовенькая на вред тут стояла… земли плодородные, веками ухоженные, вскормившие не одно поколение. А в поселке на гектар новой пашни тысяча рублей брошено. На этот золотой гектар посеяли пшеницу, а она даже не взошла. Любому мужику было видно, что земля неплодородная. Один красный кирпич. Чтоб землю добыть – трудов – то много надо. Найти бы ту комиссию, что место выбирала и для поселка, и для затопления, и носом её, носом… Наша Матера, бабушка, будет людям пользу приносить, электричество пойдет.
Дарья Андрей Дарья считает, что могилы надо обязательно перевезти. Андрей удивился предложению бабушки перевезти могилы, смолчал, но подумал: «Как это интересно увидеть то, что осталось от человека за 30-40 лет». Пуп вы свой не надорвете? Везде машины. Они в работу душу –то не вкладывают… В ком душа, в том и Бог. Он не в небе, а в тебе Человека сторожит. Данная жалость – это палка на пути цивилизации.
Образ Дарьи - Как воплощается в образе Дарьи нравственный идеал человека? -Как показана нравственная красота Дарьи? - Через что раскрывается образ Дарьи? -Что такое дом, изба для Дарьи?
- Какую характеристику вы дадите другим персонажам повести?
- В чём смысл конфликта повести?
- Какие проблемы ставит Распутин в повести?
Какие символы помогают понять авторский замысел?
Как вы понимаете авторскую позицию, высказанную им в "Прощании с Матерой"? Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьей, работа, люди, с кем вместе править праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом. "Никакое общество... не сможет долго продержаться в силе и здравии, если оно откажется от вековых традиций и устоев своего народа. Это все равно что, порубив корни, уповать на ветви."
"Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни". "...патриотизм - это не любовь к идее, а любовь к отчизне, к ее родной земле, ревность её заветам, почитание праха и слова её, страдания за все её страдания и вера в ее очистительный исход". "Художник в своих исканиях и методах может позволить себе всё что угодно, кроме одного - равнодушия к родине и небрежения к её святыням".
Домашнее задание: Письменно ответить на вопрос «Какие нравственные уроки дает нам повесть В. Распутина «Прощание с Матерой»?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
“В гражданской войне нет правых и виноватых, нет справедливых и несправедливых, нет ангелов и нет бесов, как нет победителей. В ней есть только побеждённые – мы все, весь народ, вся Россия”. Борис Васильев
“Это эпопея в полном смысле слова, отразившая самое главное в нашей гражданской войне – чудовищные колебания, метания нормального, спокойного семейного человека. И это сделано, с моей точки зрения, великолепно. На одной судьбе показан весь излом общества. Пусть он казак, всё равно он в первую очередь крестьянин, земледелец. И вот ломка этого кормильца и есть вся гражданская война в моем понимании” Борис Васильев
Шолохов был одним из тех, кто первым заговорил о гражданской войне как о величайшей трагедии, имевшей тяжелейшие последствия. Чем же объясняют тот уровень правды исследователи? Откуда Шолохов черпал эту Правду ?
“Мир людской, разворошенный революцией…” Л. Н. Толстой А как же Шолохов рисует, этот людской мир, разворошенный революцией? Один из излюбленных приёмов автора – рассказ – предварение. Словарная работа : Предварение – т.е.сделать что-то раньше забегая вперед. Так Шолохов в 5 части романа в 1 главе (концовка) пишет “ До января на хуторе Татарском…” (чтение отрывка)
Какое сочетание слов является в этом отрывке ключевым ?
Так что же происходило на Дону в годы гражданской войны? Как сам Шолохов называет это явление гражданской войны? Расказачивание казачества т.е. суть шолоховской концепции в романе показать, как происходило на самом деле. (РАСКАЗАЧИВАНИЕ КАЗАЧЕСТВА)
Оно сопровождалось массовым террором Массовый террор ч.6.гл.19 (чтение отрывка текста) Бесчинства красных ч.6.гл.16 (чтение отрывка текста) Список расстрелянных ч.6.гл.24 (чтение отрывка текста)
Как Шолохов изображает это время? Как рисует будущее? “Все Обдонье жило потаённой, придавленной жизнью… мгла нависла над будущим”
Как казаки воспринимают это время? Петро Мелехов (о разделении народа) ч.6.гл.2 (чтение отрывка текста) Мирон Григорьевич (о жизни) ч.6.гл.19 (чтение отрывка текста)
Что скажет Шолохов о людях? “Набычился народ, осатанел” т.е.стал злым, жестоким, озверел
Сцены жестокости в романе Казнь Подтёлкова и его отряда - ч.5.гл.30 (чтение отрывка текста) – повесили Казнь Лихачёва - ч.6.гл.31(чтение отрывка текста) – зверски зарубили Как убивали 25 коммунистов - ч.6.гл.54 (чтение отрывка текста) – зверски истязал
Символ войны
“…А в Пономарёве всё ещё пыхали …” (ч.5.гл.30) (чтение отрывка текста) Почему Шолохов не ищет правых и виноватых, а только перечисляет? Что же происходит в мире, расколотом надвое ? Убийства насильственное прерывание жизни, право на которое не дается человеку, и не оправдывается ничем ! Как он относится к насильственной смерти?
Что Шолохов противопоставил жестокости?
Трудно бывает остановить человека, когда разум его помрачён враждой и местью . Кто мстит и кому? Мишка Кошевой застрелил деда Гришаку , сжёг курень Коршунова и ещё 7 домов!! Митька Коршунов “всю семью Кошевого вырезал, тот же Мишка Кошевой убивает Петра Мелехова, а затем становится зятем Мелеховых”.
Многие в 1928 году удивились необычному в нашей литературе – концовке II-ой книги романа. На Дону полыхает гражданская война, гибнут люди, погиб так же бессудно красноармеец Валет. (зачитать сцену похорон красноармейца Валета). Какие две жизненные реалии сталкиваются в одном эпизоде? Что они несут?
Автор восхищение боль страдание
Какую главную мысль отстаивает Шолохов? Ч.6.гл.16. - Ты какой же стороны держишься? - Ты, кажется, принял красную веру? - Ты в белых был? Беленький? Офицер, а? Эти вопросы задавали одному и тому же человеку – главному герою романа М.А.Шолохова Григорию Мелехову. - А он отвечает на них?
В чем суть гражданской войны?
Какова концепция Шолохова? Концепция - система взглядов на что-нибудь, основная мысль. Сравните с концепцией Б. Васильева (эпиграф)
Мечта главного героя романа Григория Мелехова пожить мирным тружеником, семьянином, но она постоянно разрушается жестокостью гражданской войны. Ч.6. гл.10 И вновь контраст, но уже эмоциональный! И так от эпизода, к эпизоду нарастает трагическое несоответствие внутренних устремлений Григория Мелехова и окружающей жизни. - внутренне стремление его как человека к миру - в окружающей жизни – война . Так что же будет с человеком, Григорием Мелеховым, который не принял этого враждующего мира, этого “недоуменного” существования? Что с ним будет, если он, как самка стрепета, которую не в силах спугнуть залпы орудий, пройдя всеми дорогами войны, упрямо стремится к миру, жизни, к труду на земле? Шолохов не отвечает на эти вопросы.
Домашнее задание: Сравните концепцию М. А. Шолохова с концепцией М. А. Булгакова («Белая гвардия») и А. А. Фадеева («Разгром»).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дата рождения: 26.03.1949 Родился в городе Амбаси в Германии в семье известного публициста Вильгельма Эммануэля Зюскинда
НАГРАДЫ ПИСАТЕЛЯ 1986 год — во Франции Зюскинду присуждена премия «За лучший дебют», от которой он отказался. 1987 — World Fantasy Award (Всемирная премия фэнтези ) за роман "Парфюмер" За сценарий к фильму «Россини…» писатель получил премию Министерства внутренних дел Германии. Это была единственная премия, которую он принял.
БИБЛИОГРАФИЯ * Контрабас (1981) * Парфюмер (1985) * Литературная амнезия / Amnesie in litteris (1986) * Голубка (1987) * Повесть о господине Зоммере (1991) * Три истории (1995) o Тяга к глубине o Сражение o Завещание мэтра Мюссара * Россини (1997) (совместно с Хельмутом Дитлем ) * Поиски любви (2005) (совместно с Хельмутом Дитлем )
Экранизации произведений, театральные постановки Кинематограф: Контрабас (1990, Мексика, Карлос Хагерман ) Парфюмер: История одного убийцы (2006) Сцена: * Контрабас (первая постановка — 1984 год) * Контрабас (постановка в России в 2000 году) * Рок-опера «Парфюмер» (в России в 2008 году, музыка Игоря Демарина , либретто Юрия Рыбчинского
Биография Ионатана Ноэля
ОБРАЗ ЖИЗНИ ГЕРОЯ
Отношение героя к людям Лучший способ защитить себя от новой боли — просто не подпускать к себе людей.
«Футляр» героя Опишите комнату Ионатана Ноэля «... сущность человеческой свободы заключается во владении клозетом...».
Какие чувства вызывает герой, какие качества в нем можно выделить?
Образ голубки в искусстве. Голубь стал Божьим посланником, принесшим известие всему живому о том, что Яхве сменил гнев на милость.
Гийом Аполлинер стихотворение «Зарезанная голубка и фонтан» Зарезаны нежные образы Эти губы что так цвели Миа Марей Иетта Лори Анни и Мари где вы о юные девы но возле фонтана что бьет из земли и планет и стонет смотри голубка трепещет до самой зари
«Голубь мира» Пабло Пикассо
Почему голубка потрясает героя? Голубка Знак дисгармонии символ шаткости и неопределенности знак свыше свидетельство бессмыслен-ности прожитой жизни
В чем помогает? «Господи, да где же другие люди? Я не могу жить без других людей!»
«Голубка» П. Зюскинда и «Шинель» Н. В. Гоголя
«Голубка» П. Зюскинда и «Шинель» Н. В. Гоголя
Домашнее задание: заполнить таблицу аргументов.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вводные вопросы 1. Как можно истолковать эпитеты «вечная» (Сонечка) и « ненасытимое » (сострадание)? 2. Почему взгляд Раскольникова на Соню и ее жизнь сопровождается эпитетом «странный»? 3 . Расскажите ее историю. 4. Зачем Раскольников пришел к Соне?
Сформулируйте основные тезисы мировоззрения Достоевского.
Перескажите с цитированием «Историю Сони Мармеладовой»
Первый визит Раскольникова 1. Если бы вам предложили построить мизансцену: в каком углу Сониной комнаты вы расположили бы ее, а в каком – Раскольникова? 2. « Ненасытимое сострадание» Сони и «сугубое страдание» Мармеладова – одного корня? Зачем Раскольников вызывает в Сонином сознании картины всевозможных несчастий с Катериной Ивановной, с детьми? Как стилистически строит автор этот фрагмент?
Первый визит Раскольникова 4. Что Раскольников хочет понять о Соне? Что понимает? В какое слово выливается это понимание? Что это значит? 5. Почему «все у Сони становилось для него все страннее и чудеснее…» и ее желание услышать о воскресении Лазаря представилось «странным»?
Первый визит Раскольникова 1 . Прочитайте выразительно сцену чтения Евангелия, включая авторский комментарий: «Огарок уже давно погасал…» 2. Зачем Раскольникову надо услышать именно это чудо веры? Почему Соня согласилась читать Евангелие неверующему? Найдите одно слово (глагол), определяющее ее согласие.
Второй визит Раскольникова 1. В какой момент диалога Раскольников прекратил борьбу с собой и с Соней? Каким художественным «жестом» обозначил это Достоевский ? 2.Чем объяснить «ощущение какой – то едкой ненависти к Соне» Раскольникова? 3.В форме самостоятельного размышления определить суть четырех объяснений преступления. Кому это объяснение важнее: ему или Соне?
Второй визит Раскольникова 4. В финале главы, т.е. после четвертого объяснения, проследите движение мысли и чувства Раскольникова. Какая внутренняя борьба происходит в его душе? 5.Как к концу свидания меняется (после признания) линия поведения Сони? О чем это свидетельствует в идее романа?
Согласны ли вы со следующим мнением? «…эта молодая девушка как – то молебнов не служит, духовников и монахов для совета не ищет; к чудотворным иконам и мощам не прикладывается; отслужила только панихиду по отце. Поэтому ее христианство носит еретический характер» К. Н. Леонтьев
Что объединяет Раскольникова и Соню?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Кто такой Раскольников? Что его отличает от предшествующих героев литературы? 1. Дайте все возможные определения героя. Например, студент и т.д. 2. Что «породило» этого героя?
Дайте портретную характеристику Раскольникова. На что похож портрет Раскольникова. Почему?
Каков смысл фамилии героя?
Найдите в тексте авторскую характеристику героя. 1. Прочитайте отрывок из 3 части 2 главы. 2. Чьими устами она дается? 3. Как в ней проявляются взгляды Достоевского?
Перескажите с цитированием статью Раскольникова (3 часть 5 глава) 1. Чем привлекателен «второй разряд»? 2. О чем свидетельствует теория: о характере персонажа или о направлении мысли?
Какие четыре внешних толчка получает перед преступлением Раскольников?
Проанализируйте сцену преступления. 1. Как ведет себя герой? 2. Сколько раз в этом эпизоде повторяется слово «вдруг»? 3. Почему?
Какие четыре мучения испытывает Раскольников после убийства? 1. Что его мучает? 2. Чего он ждет? 3. Каковы его желания?
Сны как художественная форма раскрытия подсознательного Кратко перескажите и выявите смысл 1,3 и последнего сна
Раскаяние или признание? Какие четыре толчка извне получает Раскольников ? В чем они состоят? В чем признался Раскольников?
Домашнее задание Выберете из текста весь материал о Лужине и Свидригайлове . Сформулируйте их идеи. Проанализируйте эпизод «Свидание Свидригайлова и Дуни».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Маршрут» Раскольникова
« Маршрут» Раскольникова 1. Местоположение и расположение жилища Раскольникова. 2.Улицы, атмосфера. 3. Район Сенной площади. 4.Распивочные. 5. Квартира Мармеладовых. 6. Сцена на К-м бульваре. 7. Раскольников на мосту. 8. Панорама «другого» города. 9. Снова район Сенной.
Что чуждо героям Достоевского в этом городе? «...необъяснимым холодом веяло на него...от этой великолепной панорамы: духом немым и глухим была полна для него эта пышная картина»
Дом старухи - процентщицы
Дом Сони Мармеладовой
Улицы и дворы города
Метафизическая сторона Города
Цвет города Жара, духота накаляют атмосферу, закатное солнце освещает все закоулки желтым цветом.
Поэтический словоряд романа
В метафизике города идея преступления героя сопряжена с лестницами и порогами
Комнаты героев
Петербург Раскольникова - это замкнутое пространство вокруг Сенной площади при редких выходах за ее пределы «сия великолепная и многочисленными памятниками украшенная столица» Сам Петербург находится «на границе бытия и небытия, реальности и фантасмагории... и он – на пороге» (М. М. Бахтин)
Домашнее задание: 1. Перечитать страницы романа, связанные с семьей Мармеладовых. 2. Анализ портретной характеристики Мармеладова. 3. Комментированный пересказ его исповеди. 4. Рассказ о том, как создалось «случайное семейство» и как живут Мармеладовы. 5. Кто же Мармеладов – «бедняк» или «нищий»?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Общие сведения
Замысел автора Семь мужиков – правдоискателей странствуют по родной земле в поиске счастливых людей. Путешествуя, они встречаются с разными людьми, дают им оценку, сталкиваются с событиями реальной жизни.
Проблематика автора
ПРОБЛЕМА ПОЭМЫ
Основные образы в поэме
Пролог
Глава «Поп"
Глава «Сельская ярмарка»
Глава «Счастливые»
Ермил Гирин
Глава «Помещик»
Глава «Последыш»
Глава «Крестьянка»
Савелий - «богатырь святорусский»
Глава «Пир на весь мир»
ТИПЫ КРЕСТЬЯН (по степени социальной сознательности)
Выводы:
Смысл поэмы Русский народ, талантливый, сильный, духовно богатый народ, заслуживает счастья, за которое надо бороться. Будущее России в последних строках песни «Русь».
Домашнее задание: Напишите сочинение «Размышляя над некрасовской строкой...»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Я попытался дать настоящего старика и настоящего мальчика, настоящее море и настоящую рыбу,настоящих акул. И если мне удалось сделать это достаточно хорошо и правдиво, они, конечно, могут быть истолкованы по-разному» Э. Хемингуэй
Человек и природа в произведениях литературы
Наше поведение почти так же, как и наш облик, несет в себе много черт, унаследованных как от близких предков, так и более далёких. Это роднит нас со всем, ч то живёт на Земле
Эрнест Хемингуэй 1899 - 1961 Человека можно уничтожить, но его нельзя победить Э. Хемингуэй
«В этом рассказе, где речь идет о простом рыбаке, перед нами открывается человеческая судьба, прославляется дух борьбы... это гимн моральной победе, которую одерживает потерпевший поражение человек» (Андерс Эстерлинг , член Шведской академии ) 1954 г. Нобелевская премия по литературе «За повествовательное мастерство, в очередной раз продемонстрированное в «Старике и море», а также за влияние на современную прозу»
Двойной дневник Фразы из текста, которые произвели наибольшее впечатление (согласие, протест или непонимание) Комментарий: что заставило записать именно эту фразу? Какие мысли, вопросы, ассоциации и воспоминания она вызвала? Текст Текст
Авторская манера Хемингуэя Почему автор называет его «необыкновенным стариком»? Какой прием применяет Хемингуэй, используя эпитеты «изможденный – могучие»? В какой манере работал Хемингуэй? Можно ли назвать эту повесть реалистической? Что мы можем сказать о герое, прочитав портрет?
Образ главного героя Что мы можем сказать о характере Сантьяго? На какие детали обращает внимание Хемингуэй? Найдите цитату, подтверждающую, что для Сантьяго море – нечто любимое. Какой «друг» появился у Сантьяго в море и что он олицетворяет? Почему старику снятся сны о львах? Можно ли считать одиночество Сантьяго всепоглощающим, безысходным?
Признаки реализма и романтизма в рассказе Есть ли в этой реалистической повести элементы романтического произведения? Как проявилось мастерство Хемингуэя при описании природы?
Основные мотивы повести МОТИВ - (от лат. moveo – двигаю) - это повторяющийся компонент литературного произведения, обладающий повышенной значимостью. Мотив веры в завтрашний день Мотив любви Мотив единения людей Мотив кругового течения жизни Мотив поражения и победы
Символы, присутствующие в повести Символ льва Символ черепахи
Что символизирует скелет? Скелет приобретает другой смысл – стержень, на котором фактически строится все творчество писателя: представление о жизни, основы человеческой культуры, которые будут всегда торжествовать над смертью
Можно ли назвать это произведение притчей и почему? Жанровые признаки притчи: малый объем, сказовая форма, кольцевая композиция, сюжет из обыденной жизни , иносказание , отвлеченное понятие, нравоучение. « Принцип айсберга», провозглашённый Хемингуэем.
В чём, по мнению писателя, смысл жизни, счастья? • В дружбе, в общении с людьми, в гармонии с самим собой • В чувстве своего единения с природой, со всеми людьми, обществом, вселенной, в возможности передать свой опыт, в общении • В борьбе, в преодолении трудностей, в сознании своего бессмертия • Счастье в том, чтобы всегда хранить в душе веру и стремление к лучшему будущему • Чтобы быть счастливым, надо найти главное дело в жизни
Домашнее задание Письменно ответить на один из вопросов - Почему повесть заканчивается изображением американских туристов? - К какому выводу приводит нас автор, рассуждая о взаимоотношениях человека и природы?
В презентации использованы фотоматериалы из коллекции http://www.google.ru/images Авторы урока: Воротникова О.Г., учитель русского языка и литературы Себельдина Н.Н. учитель биологии
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое литература? Литература – 1. Совокупность художественных, научных и других произведений, закрепленных в письменной или печатной форме и имеющих общественное значение. 2. Вид словесного искусства, целью которого является изображение жизни, создание художественных образов при помощи слова. Совокупность произведений такого вида искусства. 3. Совокупность печатных произведений, относящихся к какой – либо отрасли знания, к какому – либо вопросу. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка . Толково-словообразовательный . – М.: Русский язык , 2000 - Какое определение подходит нашему сегодняшнему разговору?
История возникновения термина «литература». Термин « литература » ( или , как говорили раньше , « изящная словесность ») возник сравнительно недавно и начал широко употребляться лишь в 18 веке ( вытеснив термины « поэзия », « поэтическое искусство », которые ныне обозначают стихотворные произведения ). Он был вызван к жизни книгопечатанием , которое , появившись в середине 15 века , сравнительно быстро сделало « литературную » ( т.е . предназначенную для чтения ) форму бытия искусства слова основной и господствующей ; раньше искусство слова существовало прежде всего для слуха , для публичного исполнения и понималось как искусное осуществление « поэтического » действия средствами особого « поэтического языка » (« Поэтика » Аристотеля , древние и средневековые эстетические трактаты Запада и Востока ). Источник : http://www.litdic.ru/literatura/ .
Эпиграф урока Литература – это исповедь , Под видом исповеди – проповедь , Для тех , кто ненавистен – отповедь , Для всех , кого ты любишь , заповедь . Л. Ошанин
Словарная работа: Исповедь Обряд покаяния в своих грехах перед священником (у христиан). перен. Откровенное признание кому-л. в чем-либо. Про́поведь Речь религиозно-поучительного характера, произносимая священнослужителем в храме во время богослужения. перен. разг. Наставление, нравоучение. Распространение какого-л. вероучения, идей, взглядов, связанных с той или иной религией. перен. разг. Пропагандирование каких-л. взглядов, чьих-л. идей. Сочинение, заключающее в себе наставление, поучение как жанр древнерусской литературы
Отповедь Строгое и неодобрительное возражение, выговор. устар. То же, что: ответ . За́поведь . Религиозно-нравственное предписание; изречение, содержащее такое предписание. перен. Непреложное предписание, повеление; строго обязательное правило поведения. - Объясните смысл эпиграфа.
Цели изучения литературы в школе: воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
Цели изучения литературы в школе: развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
Цели изучения литературы в школе: овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Обсудите в группах и объясните смысл следующих высказываний: Задание для 1 группы Общество находит в литературе свою действительную жизнь, возведенную в идеал, приведенную в сознание. В. Г.Белинский В книгах заключено особое очарование; книги вызывают в нас наслаждение: они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас. Франческо Петрарка Книги суть зерцало: хотя и не говорят, всякому вину и порок объявляют. Екатерина II
Задание для 2 группы Литература — это руководство человеческого разума человеческим ростом. В. Гюго Читай не затем, чтобы противоречить и опровергать, не затем, чтобы принимать на веру, и не затем, чтобы найти предмет для беседы; но чтобы мыслить и рассуждать. Бэкон Френсис Чтение для ума - то же, что физические упражнения для тела. Джозеф Аддисон
Задание для 3 группы Одно художественное произведение нравится лишь при первом просмотре, другое же — и при десятом. Гораций Язык есть исповедь народа , Его душа и быт родной . П. А. Вяземский Книга - такое же явление жизни, как человек, она - тоже факт живой, говорящий, и она менее "вещь", чем все другие вещи, созданные и создаваемые человеком. М. Горький
Задание для 4 группы Литература, в которой не бьется тревога совести,— это уже ложь . Д. Лихачев Литература , созданная русским народом , - это не только его богатство , но и нравственная сила , которая помогает народу во всех тяжелых обстоятельствах , в которых русский народ оказывался . К этому нравственному началу мы всегда можем обращаться за духовной помощью . Д. Лихачев Литература поднялась над Русью громадным защитным куполом — стала щитом ее единства, щитом нравственным. Д. Лихачев
Периодизация русской литературы
Домашнее задание: Напишите сочинение – рассуждение по одному из предложенных высказываний. В книгах заключено особое очарование; книги вызывают в нас наслаждение: они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас. Ф. Петрарка Литература — это руководство человеческого разума человеческим ростом. В. Гюго Чтение для ума - то же, что физические упражнения для тела. Д. Аддисон
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Жанр произведения Элегия (лат. elegia от греч. elegos жалобный напев флейты) – жанр лирики, описывающий печальное, задумчивое или мечтательное настроение, это грустное раздумье, размышление поэта о быстро текущей жизни, об утратах, расставании с родными местами, с близкими людьми, о том, что радость и печаль переплетаются в сердце человека... В России расцвет этого лирического жанра относится к началу XIX века: элегии писали К.Батюшков, В.Жуковский, А. Пушкин, М. Лермонтов , Н.Некрасов, А.Фет; в ХХ веке - В.Брюсов, И Анненский, А.Блок и др .
Прочитайте выразительно стихотворение Определите стихотворный размер элегии. ЧЕТЫРЕХСТОПНЫЙ АМФИБРАХИЙ
Какую функцию выполняют отсутствие рифмы, перебивы ритма? Так ритмическими средствами передается волнение моря и волнение поэта.
На какие 4 части можно разделить стихотворение?
1 часть: 10 строк с начала – вопросы к морю; 2 часть: строки 11-16 – море в тихую погоду; 3 часть строки 17-20 море в бурю; 4 часть: строки 21-28 – море после бури.
Чем очарован поэт? Таинственной бездной моря, присутствием в нем жизни. Чем «наполнено» море? Оно наполнено беспокойством: «Смятенной любовью, тревожною думой».
Почему поэт не может постигнуть тайну моря? Море «безмолвное», оно не отвечает на вопросы. Как в выражении «глубокая тайна» соединены прямое и переносное значение слова? «Глубокая» – т.е. удаленная вниз, а также «непостижимая», «трудноразгадываемая»
Сформулируйте вопрос лирического героя к морю. Где источник твоего движения? Какое предположение об источнике движения моря сделал поэт? Почему? Источник движения моря – небо. Эпитеты неба «далекое светлое» описывают также мечту, идеал, и вся картина становится символической, тем более что небо тянет море не от земли, а «из земные неволи».
Чем полно море во второй части, в отличие от 1 – ой? Теперь оно полно не тревоги, а «таинственной, сладостной ... жизни». Как понять поэта, когда он пишет, что море льется лазурью неба, ласкает золотые облака, блещет звездами? Море отражает небо – синеву, облака, звезды.
Решите по контексту: тучи – часть неба или ему не принадлежат? Тучи собираются отнять «ясное небо» у моря, следовательно, не принадлежат небу.
Установите характер взаимоотношений моря и неба. Небо тянет к себе море; море чисто, когда чисто небо; море льется лазурью неба, горит его светом, ласкает его облака, блещет его звездами; море бьется, воет, волнуется, ревет и терзает мглу, когда тучи собираются отнять у него небо; спокойствие моря после непогоды обманчиво: море скрывает «смятенье», любуясь небом, море дрожит за него.
Как в элегии показываются причины исчезновения бури? Море своими действиями уничтожило «мглу». Об этом свидетельствует союз «и», указывая на причинно – следственную связь: «ты ревешь и терзаешь враждебную мглу... И мгла исчезает, и тучи уходят...»
Какие человеческие чувства видны вам в отношениях моря к небу? Человеческая тоска по идеалу и странное стремление сохранить его, борьба за него. В этом сюжете можно обнаружить и любовную страсть человека, тем более что упоминается «смятенная любовь», говорится о любовании моря небом.
Домашнее задание: 1. Докажите, что произведение В. А. Жуковского является элегией. 2. Прочитайте балладу В. А. Жуковского «Светлана».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Часть речи Слитно Раздельно Существительное, прилагательное 1. Не употребляется без не-: неженка, нелепый 2 . Можно заменить синонимом без не-: не скромный ( хвастливый) не глупый (умный ) 1. Есть противопоставление: не правда , а ложь 2. Отрицание усилено словами далеко, вовсе, ничуть, нисколько, никогда: далеко не глупый
Задание 1 Запишите правильно словосочетания. Говорил (не)правду, а лож..; (не)красивый поступок, (не) ряшливый вид, (не)глубокая реч .. нка , (не)глубокий, но холодный пруд, (не)дорогой, но красивый платок, далеко (не)удачное решение, (не)интересный рассказ, (не) знайка , ничуть (не)трудная задача, (не)добросовестное отношение.
Задание 1. Проверка. Говорил не правду, а ложь; не красивый поступок, не ряшливый вид, не глубокая речонка, не глубокий, но холодный пруд, не дорогой, но красивый платок, далеко не удачное решение, не интересный рассказ, не знайка, ничуть не трудная задача, не добросовестное отношение.
Часть речи Слитно Раздельно Местоимение После не и ни нет предлога: ни кого , не кого После не и ни есть предлог: не у кого , ни у кого
Задание 2. Составьте и напишите предложения со следующими формами отрицательных местоимений: Ничего, нечего, никем, ни с кем, некем, не с кем, не у кого, никакие, ничьи, ни с чьей.
Часть речи Слитно Раздельно Глагол не домогать (не употр. без -не ) не заметил ( глагол ) В русском языке есть приставка недо - и сочетание частицы и пристаки не до-
Задание 3. Распределите слова на два столбика: слитно – раздельно . (Не) чувствуешь, (не)опасаешься, (не)прячься, (не)различаешь, (не)здоровится, (не) навидишь , (не)останавливаешься, (не) долюбливаешь , (не)хочешь, (не) годуешь , (не)расстилаешь, (не)борешься, (не)удивляешься, (не)растаять, (не)раздражаться.
Задание 3. Проверка Раздельно Слитно Не чувствуешь Не здоровится Не опасаешься Не навидишь Не прячься Не долюбливаешь Не различаешь Не годуешь Не останавливаешься Не хочешь Не расстилаешь Не борешься Не удивляешься Не растаять Не раздражаться
Слова, которые без не не употребляются. Существительные Прилагательные Глаголы незнакомка неистовство невежа, невежда неглиже нелепица, нелепость ненависть ненастье непоседа неприязнь нержавейка (сталь) неряха , неряшливость нескладеха неслух Несмеяна (царевна) несмышленыш несуразица неуклюжесть неумеха неустойка нехватка нечисть нечистоты неясыть (трава) неистовый неказистый нелепый нелюдимый ненавистный ненастный непоседливый непроглядный (мрак) неприглядный (поступок) неприязненный непутевый неряшливый несметное (количество) несуразный неуклюжий нещадная (ругань) негодовать недоумевать недоставать (чего-л.) недосмотреть (за ребенком) невзвидеть (света) невзлюбить ненавидеть неистовствовать мне нездоровится ему неймется тебе несдобровать
Упражнение 1. 1. Подберите синонимы к словам и запишите только их: невнимание, неграмотность, недоверие, несчастье, независимость. 2. Подберите антонимы с не к словам и запишите только их: рабство – ..., противник – ..., сосредоточенность – ..., грязнуля – ..., аккуратный – ..., близкий – ..., ложь – ..., низкий – ....
Упражнение 2. Раскройте скобки, распределив слова на две группы: 1) с раздельным написанием частицы не; 2) со слитным написанием частицы не . (Не) лепый поступок, (не)высоко взлететь; (не)высоко взлететь, а низко; поступить (не)по-товарищески , почуять (не)доброе, (не) ряшливый вид, вести себя ( не)принужденно, вовсе (не)трудовые доходы, (не)веселый, а грустный вид, (не)складность фигуры, перейти (не)глубокую, но широкую реку, устать с (не)привычки, бормотать что-то (не)внятное , далеко (не)легкое дело, река была (не)широка, (не)противление злу, сказать явную (не)правду, юноша крайне (не)вежлив, (не) навистный человек, (не)движимость ,( не)коммерческое, а государственное предприятие; (не) счастный случай ,( не)трудоспособность, полный (не)вежда в музыке, (не)замужняя дама, (не) избежно ,( не)приязненный, (не)совершеннолетние дети.
Домашнее задание Выполнить тест по теме