Внеурочная деятельность.
Внеурочная деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Математика | 31.08 КБ |
Русский язык | 31.99 КБ |
Умелые ручки | 33.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Список учащихся .
№ п/п | Ф.И.О. учащегося |
1 | Андреева Анастасия Александровна |
2 | Дубойская Эмилия Дмитриевна |
3 | Кравченко Вадим Андреевич |
4 | Мальцева Ева Денисовна |
5 | Мерзляков Никита Константинович |
6 | Пичурин Роман Олегович |
7 | Попова Анастасия Андреевна |
8 | Свидерская Виктория Дмитриевна |
9 | Ситников Дмитрий Сергеевич |
10 | Ситникова Дарья Дмитриевна |
11 | Фокин Егор Михайлович |
12 | Харитова Диана Андреевна |
13 | Шишакин Кирилл Алексеевич |
День проведения- суббота
Время проведения- 12.00- 12.45.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа кружка «По страницам математики» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
Специфическая форма организации позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Дети получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Образовательная деятельность осуществляется по общеобразовательным программам дополнительного образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья и стандартами второго поколения (ФГОС).
Новизна данной программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2013 года.
Отличительными особенностями являются:
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов одной нозологической группы
4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией.
5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.
- Место кружка «По страницам математики» в учебном плане:
Занятия проводятся 1 раз в неделю (34 учебные недели. Продолжительность каждого занятия не должна превышать 30 – 35 минут.
Цель и задачи программы:
Цель:
-развивать математический образ мышления
Задачи:
-расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
-расширять математические знания в области однозначных и многозначных чисел;
содействовать умелому использованию символики;
-учить правильно применять математическую терминологию;
-развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
-уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Планируемые результаты
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется
- простое наблюдение,
- проведение математических игр,
- опросники,
- анкетирование
- психолого-диагностические методики.
Метапредметными результатами изучения курса в 3-м классе являются формирование универсальных учебных действий (УУД).
Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:
- занятия-конкурсы на повторение практических умений,
- занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),
- самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),
- участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.
Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:
- результативность и самостоятельную деятельность ребенка,
- активность,
- аккуратность,
- творческий подход к знаниям,
- степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
- создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.
- осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихсяс разными образовательными возможностями.
Содержание программы
4 класс(34 часа)
Числа. Арифметические действия. Величины
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.
Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).Занимательные задания с римскими цифрами.
Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.
Форма организации обучения — математические игры:
— «Весёлый счёт» — игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры: «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»;
— игры: «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»;
— игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»;
— игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) — двусторонние карточки: на одной стороне — задание, на другой — ответ;
— математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление»;
— работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом
заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.;
— игры: «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Тема занятий | Количество часов | Дата проведения | Примечание | |
По плану | По факту | ||||
1 | Мир занимательных задач Интеллектуальная разминка | 1 | |||
2 | Интеллектуальная разминка | 1 | |||
3 | Числа-великаны | 1 | |||
4 | Кто что увидит? | 1 | |||
5 | Римские цифры | 1 | |||
6 | Числовые головоломки | 1 | |||
7 | Секреты задач | 1 | |||
8 | В царстве смекалки | 1 | |||
9 | Математический марафон | 1 | |||
10 | Геометрическая мозаика «Спичечный» конструктор | 1 | |||
11 | Величины. Выбери маршрут | 1 | |||
12 | Величины. Выбери маршрут | 1 | |||
13 | Интеллектуальная разминка | 1 | |||
14 | Интеллектуальная разминка | 1 | |||
15 | Математические фокусы | 1 | |||
16 | Математические фокусы | 1 | |||
17 | Занимательное моделирование | 1 | |||
18 | Моделирование геометрических фигур. | 1 | |||
19 | Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. | 1 | |||
20 | Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. | 1 | |||
21 | «Математика — наш друг!» | 1 | |||
22 | Математическая копилка. Какие слова спрятаны в таблице? | 1 | |||
23 | Математическая копилка. Какие слова спрятаны в таблице? | 1 | |||
24 | Решай, отгадывай, считай. В царстве смекалки. | 1 | |||
25 | Решай, отгадывай, считай. В царстве смекалки. | 1 | |||
26 | Мир занимательных задач. | 1 | |||
27 | Мир занимательных задач. | 1 | |||
28 | Задачи со многими возможными решениями. | 1 | |||
29 | Задачи со многими возможными решениями. | 1 | |||
30 | Математическая копилка | 1 | |||
31 | Математическая копилка | 1 | |||
32 | Геометрические фигуры вокруг нас | 1 | |||
33 | Геометрические фигуры вокруг нас | 1 | |||
34 | Математический праздник | 1 |
Учебно-методическое обеспечение
1. Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников // Начальная школа. —2009. — № 7.
2. Гурин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. —
СПб. : Кристалл; М. : ОНИКС, 2000.
3. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб. : Кристалл, 2001.
4. Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий,
Л.А. Улицкий. — Минск : Фирма «Вуал», 1993.
5. Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности. — М., 2006.
6. Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. — СПб. : Союз, 2001.
7. Сухин И.Г. Судоку и суперсудоку на шестнадцати клетках для детей. — М. : АСТ, 2006.
8. Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной
школе : пособие для учителей. — М. : Просвещение, 1975.
Интернет-ресурсы
1. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.
2. http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».
3. http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени.
4. http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы.
5. http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.__
Предварительный просмотр:
Список учащихся .
№ п/п | Ф.И.О. учащегося |
1 | Аллаярова Диана Маратовна |
2 | Высильев Данила Дмитриевич |
3 | Готовцев Алексей Константинович |
4 | Григорьева Анастасия Игоревна |
5 | Каузова Александра Александровна |
6 | Островидов Вадим |
7 | Пирогова Виктория Викторовна |
8 | Родин Илья Вячеславович |
9 | Салкина Ксения Владимировна |
10 | Фокин Егор Михайлович |
12 | Чулкин Андрей Викторович |
День проведения- пятница
Время проведения- 12.00- 12.45.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа кружка «По страницам русского языка» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта, предназначена для обучающихся 4-х классов.
Кружок «По страницам русского языка» способствует развитию познавательных способностей учащихся как основы учебной деятельности, а также коммуникативных умений младших школьников с использованием современных средств обучения.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению русскому языку, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся познакомиться со многими интересными вопросами русского языка, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Необходимость курса заключается не только желанием детей узнать нечто новое о русском языке. Главной целью его является на занимательном грамматическом материале расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать обучающимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения
В процессе развития основных содержательных линий (звук, слово, словосочетание, предложение, текст, развитие фонематического слуха, культуры звукопроизношения) серьезное внимание уделяется овладению учениками способами работы с алгоритмами, приобретению ими опыта рассуждения, закреплению грамматических и орфографических правил.
Не менее важным фактором реализации данной программы является стремление развить у обучающихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Цель, задачи и принципы программы:
Цель: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи:
Обучающие:
- развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
- приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
- развитие мотивации к изучению русского языка;
- развитие творчества и обогащение словарного запаса;
- совершенствование общего языкового развития учащихся;
- углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
- воспитание культуры обращения с книгой;
- формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
- развивать смекалку и сообразительность;
- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
- развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
- учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Принципы программы:
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
- занимательность;
- научность;
- сознательность и активность;
- наглядность;
- доступность;
- связь теории с практикой.
Общая характеристика учебного курса:
Кружок «По страницам русского языка» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальноеразвитие личности.
Содержание занятий строится на основе:
- системно-деятельностного подхода;
- системного подхода к отбору содержания и последовательности изучения грамматических понятий.
В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития обучающихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом литературного чтения:
1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Русский язык»:
1) приобретение и систематизация знаний о языке;
2) овладение орфографией и пунктуацией;
3) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;
4) развитие чувства языка.
Из области фонетики дети знакомятся с понятием звук в сопоставлении с буквой, звуками гласными и согласными; согласными звуками звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими; с ударением, ударными и безударными гласными; с делением слова на слоги; с обозначением мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь; наблюдают случаи несоответствия написания и произношения (буквосочетания жи–ши, чу–щу, ча–ща, безударные гласные). Дети учатся произносить звуки, слушать звучащее слово, соотносить произношение и написание, делать слого-звуковой и звуко-буквенный анализ слов.
В процессе изучения курса закладываются основы для развития у детей орфографической зоркости. Проходит ознакомление с явлениями и понятиями из областисловообразования: в процессе наблюдения и практической работы со словом дети осознают, что в слове выделяются части; знакомятся с корнем, однокоренными словами,суффиксом, приставкой, графическим обозначением этих частей слова, наблюдают за приставочным и суффиксальным способами образования слов.
В ходе рассредоточенной лексической работы дети наблюдают за тем, что слова называют предметы, их признаки; действия людей, животных и предметов; осознают, что каждое слово что-то означает, то есть имеет значение; что значений у одного слова может быть несколько. Постоянно ведётся наблюдение над сочетаемостью слов в русском языке, над особенностями словоупотребления.
Из области морфологии дети получают первоначальное представление о существительных, прилагательных, глаголах и личных местоимениях ; о предлогах; учатся ставить вопросы от слова к слову, различать предлоги и приставки.
Вводятся также такие синтаксические понятия, как предложение, текст. Дети учатся правильно писать и пунктуационно оформлять простые предложения, читать и произносить предложения с правильной интонацией. В ходе чтения текстов идёт целенаправленное формирование у них типа правильной читательской деятельности.
Особенности содержания и организации деятельности школьников:
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир сложного русского языка, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – русский язык. Занятия способствуют развитию у детей орфографической зоркости, связной устной и письменной речи.
Предлагаемые задания познакомят учащихся с основными понятиями русского языка, помогут развить навыки грамотного письма, умения применять полученные на уроках знания на практике. Будут способствовать общему развитию, побуждать к творческому подходу при изучении русского языка.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет успешно овладеть не только обще учебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Все задания в курсе кружка выстроены последовательно, логично. Все вопросы и задания рассчитаны на работу ученика на занятии. Для эффективности работы следует опираться на индивидуальную деятельность с последующим обсуждением полученных результатов.
Основные виды деятельности учащихся:
- выполнение различных упражнений;
- оформление газет;
- участие в олимпиаде по русскому языку, международной игре «Кенгуру»;
- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с русским языком;
- проектная деятельность
- самостоятельная работа;
- творческие работы.
В процессе изучения курса используются элементы следующих образовательных технологий:
- развивающего обучения
- личностно ориентированного образования
- моделирующего обучения
- здоровьесберегающих технологий
- ИКТ
- Место кружка «По страницам русского языка» в учебном плане:
Общий объём учебного времени составляет 34 часа.
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия 45 минут.
Планируемые результаты освоения учебного курса:
Занятия должны помочь учащимся:
- усвоить основные базовые знания по русскому языку; его ключевые понятия;
- помочь обучающимся овладеть способами исследовательской деятельности;
- формировать творческое мышление;
- способствовать улучшению качества письма и речи
Обучающиеся должны:
- отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
- осмысленно, правильно читать целыми словами;
- отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
- подробно пересказывать текст;
- составлять устный рассказ по картинке;
- называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударные; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые, мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение;
- определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость согласного звука);
- обозначать мягкость согласных звуков на письме;
- определять количество букв и звуков в слове;
- писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;
- ставить пунктуационные знаки конца предложения;
- списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения;
- находить корень в группе доступных однокоренных слов.
На первой ступени школьного обучения в ходе освоения содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами обучающихся являются: готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факт); способность характеризовать собственные знания по предмету, формировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены; познавательный интерес к математической науке.
Метапредметными результатами обучающихся являются: способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения математических характеристик, устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задач; умение моделировать, решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи.
Предметными результатами обучающихся являются: освоенные знания о числах и величинах, арифметических действиях, текстовых задачах, геометрических фигурах; умения выбирать и использовать входе решения изученные алгоритмы, свойства арифметических действий, способы нахождения величин, приемы решения задач; умения использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, таблицы, диаграммы для решения математических задач.
Содержание программы
4 класс(34 часа)
Состав слова(2) Где прячутся ошибки. Хорошо ли ты знаешь грамматику? Анкетирование. Работа с тестовыми заданиями.
Образование слов(4 часа) Слово одно, а значений - несколько. (О многозначных словах). Слова – тезки. (Омонимы). Одно и то же, но по-разному. (Синонимы, о различиях слов-синонимов). Слова с противоположным значением. (Антонимы). Словарное богатство родного языка. Почему подлежащее и сказуемое – главные в предложении? Об однородных членах предложения и их добрососедских отношениях.
Главные и второстепенные члены предложения(2 часа) Почему подлежащее и сказуемое – главные в предложении? Об однородных членах предложения и их добрососедских отношениях.
Признаки частей речи(30 часов) Как морфология порядок навела. (О частях речи). Имя существительное – часть страны Речь. Сказка о падежах. Этимология названий падежей.
Хорошо ли ты знаешь имя существительное? Очень занимательное – имя прилагательное.Универсальные заменители. (Назначение местоимений). Глагол – часть страны Речь. Глагол и его друзья.Глагол – настоящий богач среди частей речи. Сила любви. НЕ с глаголами. Откуда появились глаголы – исключения? В царстве наречий. Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы. Ссора предлогов со всеми словами. Служебное положение частиц.
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Тема занятий | Количество часов | Дата проведения | Примечание | |
По плану | По факту | ||||
1 | Хорошо ли ты знаешь грамматику? | 1 | |||
2 | Где прячутся ошибки? (О словах с непроверяемыми безударными гласными). | 1 | |||
3 | Почему подлежащее и сказуемое – главные в предложении? | 1 | |||
4 | Об однородных членах предложения и их добрососедских отношениях. | 1 | |||
5 | Как морфология порядок навела. | 1 | |||
6 | Имя существительное – часть страны Речь | 1 | |||
7 | Сказка о падежах. Этимология названий падежей. | 1 | |||
8 | Слово одно, а значений - несколько. | 1 | |||
9 | Слова – тезки. (Омонимы). | 1 | |||
10 | Одно и то же, но по-разному. (Синонимы, о различиях слов-синонимов). | 1 | |||
11 | Слова с противоположным значением. (Антонимы). | 1 | |||
12 | Хорошо ли ты знаешь имя существительное? | 1 | |||
13 | Очень занимательное – имя прилагательное. | 1 | |||
14 | Имя прилагательное – часть страны Речь. | 1 | |||
15 | Словарное богатство родного языка. | 1 | |||
16 | Хорошо ли ты знаешь имя прилагательное? | 1 | |||
17 | Универсальные заменители. (Назначение местоимений). | 1 | |||
18 | Глагол – часть страны Речь. | 1 | |||
19 | Сказка о глаголе, о спряжении глагола. | 1 | |||
20 | Глагол и его друзья. | 1 | |||
21 | Глагол – настоящий богач среди частей речи. | 1 | |||
22 | Сила любви. НЕ с глаголами. | 1 | |||
23 | Откуда появились глаголы – исключения? | 1 | |||
24 | Хорошо ли ты знаешь глагол? | 1 | |||
25 | В царстве наречий. | 1 | |||
26 | Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы. Ссора предлогов со всеми словами. | 1 | |||
27 | Служебное положение частиц. | 1 | |||
28 | Хорошо ли ты знаешь части речи? | 1 | |||
29 | Слова – родственники. (Об однокоренных словах). | 1 | |||
30 | Слова – родственники. (Об однокоренных словах). | 1 | |||
31 | Слова – родственники. (Об однокоренных словах). | 1 | |||
32 | Слова – родственники. (Об однокоренных словах). | 1 | |||
33 | Слова – родственники. (Об однокоренных словах). | 1 | |||
34 | Русский язык неисчерпаем, как сама жизнь. | 1 |
Учебно-методическое обеспечение
Литература:
1. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
2. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
3. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996
4. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.
5. Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.
6. Журналы: “Начальная школа”.
7. Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г.
8. Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.
9. Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
10. Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
11. Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 1995 г.
- Ундзенкова А. В., Сагирова О. В. Русский с увлечением. Учимся играя. Екатеринбург. “АРД ЛТД”, 1997 г.
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №13
города Пугачева Саратовской области»
«Утверждено» Директор МОУ «СОШ №13 города Пугачёва» ___________В.Н. Устинова Приказ № ____ от «____» ____________ 2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности по ___________________________направлению
______________________________________объединения (кружка, секции)
________________________________________________________________
(название кружка, секции; класс (возраст) учащихся)
Руководитель: учитель начальных классов высшей квалификационной категории Заступова Наталья Владимировна (должность, категория, ФИО) |
2016 / 2017 учебный год
Список учащихся .
№ п/п | Ф.И.О. учащегося |
1 | Аллаярова Диана Маратовна |
2 | Высильев Данила Дмитриевич |
3 | Готовцев Алексей Константинович |
4 | Григорьева Анастасия Игоревна |
5 | Дрозденко Вероника Сергеевна |
6 | Каузова Александра Александровна |
7 | Пирогова Виктория Викторовна |
8 | Родин Илья Вячеславович |
9 | Салкина Ксения Владимировна |
10 | Фокин Егор Михайлович |
11 | Чернев Леонид Евгеньевич |
12 | Чулкин Андрей Викторович |
День проведения- _______________
Время проведения- ______________
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Что же понимается под творческими способностями?
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.
Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Изучением творческих способностей занимались многие психологи, философы, педагоги. Достаточно назвать таких деятелей науки, как Л. Н. Коган, Л. С. Выготский, Н. А. Бердяев, Д. С. Лихачёв, А. С. Каргин, В. А. Разумный, О.И. Мотков и другие.
В результате многолетних экспериментальных исследований психологов
Э. Фромма, И. П. Волкова, Р. Бернса, О. И. Моткова и других установлено, что свойства психики человека, основа интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Цель .
Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.
Задачи.
Образовательные.
1. Формировать навыки и умения по изготовлению и оформлению выполненной работы.
2.Обучать детей владению инструментами и приспособлениями.
3. Научить выполнять швы «козлик», «узелок».
4. Познакомить с техникой бисероплетения.
5. Обучать приемам конструирования поделок из природного материала.
6. Познакомить с приемами художественного моделирования из бумаги.
Развивающие.
1.Развивать интерес к истории родного края, его культуре.
2. Развивать творческую инициативу, смекалку.
3. Развивать память, воображение, мышление.
Воспитательные.
1. Воспитывать трудолюбие,
2. Формировать коммуникативные способности личности ребенка.
3.Воспитывать экологически разумное отношение к природным ресурсам.
Для занятий объединяются учащиеся, проявляющие интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. Детям предлагаются художественно-технические приемы изготовления простейших изделий, доступных для младших школьников объектов труда.
Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, работа с бросовым материалом и т.д.) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома.
Актуальность программы.
Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Однако, по базисному учебному плану на изучение курса «Технология» отводится всего 1 час в неделю. Этого явно недостаточно для развития детского творчества. Улучшить ситуацию можно за счет проведения кружковой работы.
Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.
На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника, швеи, портнихи, скульптора. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.
Программа «Умелые руки» направлена на развитие творческих способностей – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.
Место учебного предмета, курса в учебном плане.
Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 6 -11 лет, на 4 года обучения: 34часа в год, 1 раза в неделю.
Результаты изучения учебного материала
Личностные универсальные учебные действия.
У обучающегося будут сформированы:
- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
- устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
- адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
- учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Обучающиеся смогут:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- владеть монологической и диалогической формой речи.
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- подводить под понятие;
- устанавливать аналогии;
- проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
- Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
- Расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
- Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
- Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
- Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
- Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
- Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
- Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
- Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
- Достичь оптимального для каждого уровня развития;
- Сформировать систему универсальных учебных действий;
- Сформировать навыки работы с информацией.
Содержание учебного предмета
№ п/п | Наименование раздела | Теория | Практика | Всего часов |
1 | Введение | 1 | 1 | 2 |
2 | Работа с бумагой и картоном | 1 | 8 | 9 |
3 | Работа с тканью, мехом | 1 | 7 | 8 |
4 | Художественное творчество | 1 | 4
| 5 |
5 | Работа с бисером | 1 | 2 | 3 |
6 | Работа с природным материалом | 1 | 4 | 5 |
7 | Итоговое занятие | 1 | 1 | 2 |
7 | 27 Итого | 34 |
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Тема занятий | Количество часов | Дата проведения | Примечание | |
По плану | По факту | ||||
Теоретическая часть | 2 | ||||
1 | Введение в образовательную программу 3 года обучения Требования к поведению учащихся во время занятия. | 1 | |||
2 | «Бабушки-рукодельницы». Беседа, выставка работ. | 1 | |||
Работа с бумагой и картоном | 9 | ||||
3 | Профессия дизайнера. | 1 | |||
4 | Изготовление игрушек-сувениров (бабочка) | 1 | |||
5 | Изготовление игрушек-сувениров (бабочка) | 1 | |||
6 | Изготовление игрушек-сувениров (цветок) | 1 | |||
7 | Контурная мозаика из конфетти. Слоник. | 1 | |||
8 | Контурная мозаика из конфетти. Слоник. | 1 | |||
9 | Аппликация – игрушка из бумаги «Вылупившийся цыплёнок» | 1 | |||
10 | Аппликация – игрушка из бумаги «Любопытный червячок». | 1 | |||
11 | Аппликация «Подводный мир» | 1 | |||
Работа с тканью, мехом | 8 | ||||
12 | Из истории мягкой игрушки. | 1 | |||
13 | Техника выполнения швов «козлик», | 1 | |||
14 | Техника выполнения швов «узелок». | 1 | |||
15 | Технология изготовления и шитье мягкой игрушки «Котенок» | 1 | |||
16 | Технология изготовления и шитье мягкой игрушки «Котенок» | 1 | |||
17 | Изготовление настенного кармашка для мелочей | 1 | |||
18 | Изготовление настенного кармашка для мелочей | 1 | |||
19 | Технология и изготовление игрушки из меховых шариков «Паучок» | 1 | |||
Художественное творчество | 5 | ||||
20 | Изобразительный материал – пастель | 1 | |||
21 | Техника рисования пастелью. Тренировочные упражнения | 1 | |||
22 | Работа пастелью: «Зимний пейзаж» | 1 | |||
23 | Работа пастелью: « Весенний цветок» | 1 | |||
24 | Работа пастелью: «Лунная дорога» | 1 | |||
Работа с бисером | 3 | ||||
25 | Знакомство с материалом, беседа “Родословная стеклянной бусинки” | 1 | |||
26 | Пробные плетения | 1 | |||
27 | Плетение колец | 1 | |||
Работа с природным материалом | 5 | ||||
28 | Охрана окружающей среды в Саратовской области | 1 | |||
29 | Аппликация из семян и плодов растений «В подводном царстве» | 1 | |||
30 | Изготовление животных из желудей, шишек, соломки | 1 | |||
31 | Изготовление животных из желудей, шишек, соломки | 1 | |||
32 | Изготовление коллективной поделки по замыслу. | 1 | |||
Итоговое занятие | 2 | ||||
33 | Рефлексия, анкетирование | 1 | |||
34 | Выставка творческих работ | 1 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Н.С.Ворончихин “Сделай сам из бумаги”
- Интернет-ресурс: http://stranamasterov.ru
- Т.М. Геронимус “150 уроков труда в 1-4 классах: Методические рекомендации к планированию занятий”. 1997 г.
- М.А.Гусакова “Аппликация”, Просвещение, 1987 г.
- М.А.Гусакова “Подарки и игрушки своими руками”, ТЦ "Сфера", 1999 г.
- Н.В. Волкова, Е.Г. Жадько «100 замечательных поделок из всякой всячины», Росто-на-Дону, 2009 г.
- В.А. Хоменко «Солёное тесто: шаг за шагом», Харьков, 2007 г.
- Т.Б. Сержантова «366 моделей из оригами», Айрис-пресс, 2006 г.
- В.В. Выгонов «Трехмерное оригами», Издательский Дом МСП, 2004 г.