Кубановедение

Разработки уроков

Внекласссные мероприятия

Поездки по краю

Это интересно

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

КИРИЛЛ ВАСИЛЬЕВИЧ РОССИНСКИЙ

17 марта 1774г. – 12 декабря 1825г.

СЛУЖА ДРУГИМ, РАСТОЧАЮ СЕБЯ

http://knmc.kubannet.ru/files/images/%D0%9A%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9.jpg

       

           Открытие первых школ  на Кубани

http://www.testsoch.com/wp-content/urok/005/image004.jpg   

_________ - в Екатеринодаре была открыта первая войсковая школа

_________ - издан учебник для школ «Краткие правила российского   правописания»

_________ - К.В.Россинский назначен директором Черноморской войсковой гимназии



Предварительный просмотр:

Урок кубановедения по теме:

«Семейные традиции»

1 класс

Шабалина Людмила Валерьевна

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №2

ст. Каневской

Тема: Семейные традиции.

Цели: познакомить детей с основными семейными традициями  народов Кубани;                                                    

           прививать уважение к нашим предкам, старшему поколению;                          

           воспитывать чувство  любви к своей семье, уважения к родителям, гордости за свою

           семью;

           развивать интереса к истории своей семьи, семейным традициям, праздникам;

           развивать творческие способности  учащихся;

           воспитывать патриотизм, любовь к Родине;

Оборудование: ММпрезентация, мультимедийная установка, костюмы казака и казачки,

                           конверты с пословицами, слова для игры «Кубанский борщ»

Ход урока:

I.  Организационный момент.

     Вход детей в класс. Приветствие.

II.  Сообщение темы и цели урока.

Слайд 1.

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью,

И провожают в путь с добром!

  - О чем эти слова?

Слайд 2.

   - Сегодня наш разговор о семье, о семейных  традициях. Наша семья – это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту, и будут радоваться твоим успехам больше всех на свете.

   - А ещё семьёй мы называем семью народов, проживающих на Кубани. Ведь Кубань населяют разные народности, живущие дружно, помогающие друг другу. Это  русские, украинцы,  татары, белорусы, армяне, грузины, немцы, греки  и конечно адыги – коренные жители этих земель.  

   – Семьи все разные. А чем они отличаются? Конечно своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями. Традициями, которые передаются из поколения в поколение. Привычки, уклад, обычаи, традиции кубанских семей разных национальностей  тесно переплелись и обогатили друг друга.

III. Работа по теме урока.

 

 Слайд 3.

  Быт любой семьи начинается с дома.

  Домостроение – это  большое событие в жизни каждой казачьей семьи, дело коллективное. В нем обычно принимали участие, если не все, то большая часть жителей «края», «кутка», станицы.

Вот как строились дома: «По периметру дома казаки закапывали в землю большие и малые столбы - «сохи» и «подсошники», которые переплетались лозой. Когда каркас был готов, созывали родственников и соседей для мазки .

 

  А научились казаки так строить дома  у коренного населения Кубани – адыгов.

Слайд 4.

  Жилые помещения адыгов имели плетёные стены на столбовом каркасе, обмазанные глиной, двух- или четырёхскатную крышу из плетня, покрытую соломой, глинобитный пол. У стены между дверью и окном устраивали открытый очаг с плетёным дымарём, внутри которого устанавливали перекладину для подвешивания котла. Хозяйственные постройки также делались из плетня, часто имели круглую или овальную форму.

 

 Слайд 5.

 Специальные обряды соблюдались казаками при закладке дома. «На место строительства бросали клочки шерсти домашних животных, перья - «чтобы все водилось». Матку-сволок (деревянные брусья, на которые настилался потолок) поднимали на полотенцах или цепях, «чтобы в доме не было пусто».

   Обряд при строительстве жилья. «В передний угол, в стену вмуровывали деревянный крест, призывая этим Божье благословение на обитателей дома.

   После окончания строительных работ хозяева устраивали угощение вместо платы (ее не полагалось брать за помощь).

   

Слайд 6.

   Основой питания кубанской семьи являлись пшеничный хлеб, продукты животноводства, рыбоводства, овощеводства и садоводства... Наиболее популярным считался борщ, который варился с кислой капустой, с фасолью, с мясом, салом, в постные дни - с растительным маслом. У каждой хозяйки борщ имел свой неповторимый вкус.

Слайд 7.

   Игра - конкурс "Кубанский борщ".

   Командам необходимо выбрать из предложенных ингредиентов те, из которых варится борщ. Горох, лук, свекла, редис, укроп, репа, сосиски, петрушка, соль, мясо, вода, сахар, молоко, перец, лапша, капуста, колбаса, фасоль, огурец, щавель,  томат, вермишель, пшено.

   

   Любили казаки вареники, галушки. Понимали толк в рыбе: они ее солили, вялили, варили. Солили и сушили на зиму фрукты, варили компоты (узвары), варенье, готовили арбузный мед, делали фруктовую пастилу; широко употребляли мед, а также кефир.

 

 Слайд 8.

 По праву родиной кефира считают Кавказ. Затем он «перебрался» в Крым, оттуда – в Россию. Само слово «кефир», столь привычное нам сегодня, тоже пришло с Кавказа. Там он и сейчас у разных народностей называется или кяфир, или хафыр, но есть у кефира и совсем странные нашему уху имена: кхагу, кэпы…. В аулах на северном склоне Кавказского хребта кефир затваривают при помощи кефирных зерен (сегодня это называется кефирным грибком) с незапамятных времен. Употребляли его и просто как общеукрепляющий напиток, и как напиток целебный.

- Кубанцы очень гостеприимный  и хлебосольный народ.

Слайд 9-10.

   - Что обозначают эти кубанские слова?

1. Годувать - кормить

2. Куштовать - пробовать еду

3. Кухарь - повар, кошевар

4. Снидать - завтракать

5. Тризна - обед

6. Вечерять - ужинать

7. Крыхты - крошки

8. Шмат - кусок чего-либо.

Физминутка.

Вот мы руки развели,

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Наклонились, выпрямились,

Наклонились, выпрямились.

Ниже, ниже, не ленись,

Поклонись и улыбнусь.

Исходное положение – ноги на ширине плеч. Декламировать стихотворение, выполняя движения

Слайд 11.

Воспитание детей в семьях казаков и общинах. (Сообщение учащихся)

      Система воспитания детей на Кубани основана на традициях и обычаях кубанских казаков.

     Мальчиков готовили к защите Отечества. Начиная с пеленок мальчиков готовили патриотами своей Родины. Как только рождался младенец, его появление сопровождали ритуалом. На зуб клали пулю, давали подержать шашку. После 40 дней на пеленки вешали саблю, взрослый казак ребенка на руки, садился на коня и вез мальчика в церковь крестить.

     Через три года - следующий ритуал. Это ритуал посвящения мальчиков в казаки. На этот ритуал собирали близких, родню, кумовьев. Сына сажали на табурет и выстригали волосы кругом и потом сажали на коня.

     

Слайд 12.

     Дети к родителям обращались на Вы, к этому их приучали сурово.

     На сына надевали казацкое обмундирование, дети до 7 лет питались за отдельным столиком. Семь лет – важнейший этап в жизни казачьих сыновей. С этого времени мальчики за свои поступки отвечали сами.

     В 13 лет казачатам выдавалось оружие из дерева, а в 14 лет мальчиков торжественно провозглашали полуказачниками и давали большую заточенную шашку.

   

   Слайд 13.

    Девочек приучали быть хозяйками с ранних лет.

 

Слайд 14.

 Чтение стихотворения учащимся.

           Обойщиков К.А.

                 Доброта  

Я с утра сегодня добрый,

Я избегался совсем.

Целый день хожу по дому,

Помогаю сразу всем.

 

Вымыл папины ботинки,

С мамой окна протирал.

А потом ещё с Иринкой

В папу-дочку поиграл.

 

Я принёс больной соседке

Из ларька картошку в сетке.

Целый день одно лишь знал,

Что кому-то помогал.

 

Был бы я ещё добрее,

Но увидел вдруг Сергея.

Он ведёт себя нечестно

И болтает языком:

 

Нину дразнит он невестой,

А меня – женихом.

Я поймал его за домом

И немножечко побил.

 

Хорошо ещё, что добрый

Я весь день сегодня был!

Физминутка

Выполнять действия и движения пальчиками в соответствии со смыслом текста стихотворения и потешки.

Дружная семья

Кто-то делает вот так —

Рубит дерево вот так:

Тук-тики,

Тук-тики,

Так!

Кто-то делает вот так —

Молотком стучит вот так:

Дзинь-тики,

Дзинь-тики,

Так!

Кто-то делает вот так —

Тесто шлепает вот так:

Шлеп-тики,

Шлеп-тики,

Так!

Кто-то делает вот так:

Топ-тики,

Топ-тики.

Лбом о столик:

Тук-тики.

Чашку на пол:

Дзинь-тики.

Возле стенки:

Шлеп-тики. Так!

Слайд 15.

   - Казаки умели не только работать, но и хорошо отдыхать. В воскресенье и праздничные дни работать считалось грехом. С утра всей семьей отправлялись в церковь.

   - Традиционной формой общения были «беседы», «улицы», «посиделки».

Слайд 16.

Исполняются частушки.

Мы девчушки хохотушки,

Мы веселые всегда;

Вам сейчас споем частушки

Про семейные дела.

Папа пишет сочиненье,

Дед решает уравненье,

Все с уроками сидят-

Вот семейный наш подряд.

Милые родители,

Вы меня обидели,

Запретили отдыхать-

Разрешили- помечтать.

На балконе поливала

Я цветы из лейки,

Почему- то весь промок,

Папа на скамейке.

Никогда я не обижусь

На родителей своих,

Что хотела, делала,

Не спрашивала их.

С папой стряпать начинаем-

В кухне дым стоим и шум,

Жаль, что с ним мы не кончали

Кулинарный техникум.

Закопченную кастрюлю,

Юля чистила песком,

Два часа в кастрюле Юлю,

Мыла бабушка потом.

Моя мама золотая,

Да и я такая же,

Я девчонка молодая,

Вся семья такая же.

Я люблю повеселиться-

Хорошо живется мне:

Берегут меня родители,

Как розу на окне.

Всей семьей рыбалку любим,

Там нам некогда грустить,

В магазине рыбку купим,

У реки начнем варить.

Собирал отец машинки,

А теперь машины,

Раньше он игрался с ними,

А теперь их чинит .

Записался плавать дед,

Сразу сбросил сорок лет,

Боюсь записываться я,

Будут путать нас друзья

Мы проворные сестрицы,

Быстро бегать мастерицы,

По утрам семьей бежим,

Уж такой у нас режим.

Человек один не может

Он нуждается в семье,

И родители и дети,

Что важнее на земле?

   

Слайд 17.

Инсценирование.  «Козачьи побрыхэнькы»

После дальней дороги возвратывся домой отец. На воротах его встречает малолетний сын.

— Ну, як вы тут? Живи-здорови? — пытает отец.

— Та все у нас ладно, только Жучка издохла…

— А от чого ж вона издохла? — удивился отец.

— Курятыны объилась…

— А де ж вона стоко курей найшла?

— Та курятник сгорив.

— А от чого ж вин сгорив?

— Наш дид цыгарку кынув, воно и загорилось…

— Так наш дид не курит!

— Як же тут не закуришь, если цыганы кобылу украли…

Слайд 18-19.

   Кубанские пословицы и поговорки о семье.

   - Речь кубанских казаков пересыпалась поговорками, пословицами, фразеологизмами.

   Работа в парах. «Собери пословицу».

   - Когда так говорят?

Яка мамка, така и лялька.

Каждый казак государь в своем дворе.

Без хозяина двор плачет, а без хозяйки дом – сирота.

Дома и солома едома

Сыну десять лет – отцу дела нет. Дочке десять лет – матери дела нет.

Слайд 20.

   - Сравните пословицу кубанских казаков и адыгейскую пословицу.

           Яка мамка, така и лялька.                        Разве от козы родится ягненок.

Слайд 21.

   - Сравните русскую народную пословицу и адыгейскую пословицу.

Ласковый телёнок  двух маток сосет.           Ласковый ягненок двух маток сосет.              

IV. Заключение. Подведение итогов.

Слайд 22.

   - Кому понравился наш сегодняшний урок?

   - Кто хочет рассказать о том, что узнал дома своей семье?

В семейном кругу мы с вами растем.

Основа основ - родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты входишь из семьи …

В семейном кругу мы жизнь создаем,

Основа основ родительский дом.

 - И пусть наш дом – Кубань будет оплотом нравственных устоев, среди которых – взаимопомощь, милосердие, уважение, забота о других людях, ответственность за свои поступки. Любите свою семью и свою малую Родину.