Взаимодействие учителя - логопеда с родителями в процессе коррекционного обучения с детьми с ОНР в условиях ФГОС
Включение родителей в коррекционный процесс способствует не только усторанению имеющихся нарушений речи, но и предупреждению появлению вторичных отклонений в развитии, а так же достижению максимально возможного личностного становления младшего школьника с целью интеграции его в общество.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Взаимодействие учителя - логопеда с родителями в процессе коррекционного обучения с детьми с ОНР в условиях ФГОС
Одной из важнейших задач начального образования в соответствии с ФГОС начального общего образования является обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся.
В последние годы среди поступающих учеников в общеобразовательную школу неуклонно растет количество детей, имеющих нарушения речи. Научными исследованиями установлена зависимость между состоянием речевого развития ребенка и возможностью усвоения им школьных знаний. Выявлено, что 1/3 учащихся с дефектами речи переходят в разряд неуспевающих или слабоуспевающих уже на начальном этапе школьного обучения.
Семья- первоисточник и образец межличностных отношений ребёнка и матери, а мама и папа образцы для подражания. Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека.
За поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений видны взрослые- их взгляд на мир, их позиция, их поведенческие стереотипы.
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской федерации» одной из основных задач, стоящих перед школьным учреждением является «взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития личности ребёнка».
Разработан новый государственный образовательный стандарт, который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.
В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывая социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью учреждения, повышение культуры педагогической грамотности семьи.
Также сформулированы и требования по взаимодействию Организации работы с родителями. Одним из требованием к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
В настоящее время вопрос организации взаимодействия учителя-логопеда с родителями является одним из актуальных в профилактической и коррекционной работе. Учителя-логопеды логопедических пунктов часто не имеют возможности одновременно принять всех детей 5-7 лет с речевыми нарушениями. Дети с тяжёлыми нарушениями речи (заикание, ринолалия, дизартрия и т.д.) составляющие 10-15% из чисел принятых на логопункт требуют разносторонней и продолжительной логопедической работы. Всё это побуждает учителя-логопеда к поиску эффективных форм взаимодействия с родителями с целью оказания качественной и своевременной помощи детям. Значимость и разнообразие форм работы учителя-логопеда с родителями трудно переоценить. Необходимость их использования важна не только для педагогов, но, прежде всего, для родителей, чьи дети посещают школьное учреждение.
Беда многих современных родителей – это слабые педагогические знания, отстранённость, причины которых скрыты, прежде всего, в отсутствии элементарных психолого-педагогических знаний и нежелание родителей разобраться в сложном мире ребёнка.
Поэтому успех в обучении детей во многом зависит от того, как организованно педагогическое просвещение родителей. Работа с детьми имеющими общее недоразвитие речи, включая в себя, коррекционно-воспитательное воздействие со стороны школьного учреждения и родителей. Организовать работу надо так, чтобы в более короткие сроки сделать родителей своими союзниками и активными участниками коррекционного процесса.
Именно поэтому первостепенная задача :
- установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника;
- приобщить родителей к участию в жизни учреждения через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы;
- повысить грамотность родителей в области, развивающей и коррекционной педагогики;
- разработать и внедрить в практику работы разнообразных форм и методов взаимодействия учебной организации с семьёй в вопросах коррекционного сопровождения.
Позитивное взаимодействие с семьями воспитанников осуществлять через традиционные формы работы с родителями:
- родительские собрания;
- посещение логопедических занятий;
- совместные практикумы;
- индивидуальные и подгрупповые беседы и консультации;
- информационные стенды;
- индивидуальные буклеты для родителей;
- анкетирование.
Какие бы значительные изменения в речи ребенка ни происходили на занятиях с учителем-логопедом, они приобретут значение лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию. Никакая позитивная динамика в ходе коррекционного воздействия не сможет привести к достижению ожидаемого эффекта, если изменения в речевом развитии ребенка не находят понимания, отклика, оценки у родителей, если значимые, любимые люди не видят смысла этих изменений.
Необходимо изначально информировать родителей о развитии речи ребенка, об особенностях формирования его речи, структуре и содержании коррекционно-речевой работы. Исходя из этого, вопросы оказания коррекционно - развивающей помощи детям с нарушениями речи актуальны. Но ни одна, даже самая лучшая коррекционно - развивающая программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, как одним из важнейших социальных институтов общества, оказывающим огромное влияние на формирование полноценной личности.
Успех в этой работе напрямую зависит от заинтересованного, активного и компетентного участия родителей в ее реализации. Возможность такого сотрудничества появляется только тогда, когда родители чувствуют себя равноправными участниками программы помощи ребенку.
Задача учителя-логопеда помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка, выбрать правильное направление домашнего обучения, вооружить определенными знаниями и умениями, методами и приемами преодоления речевого нарушения, наполнить конкретным содержанием домашние занятия с детьми по усвоению и закреплению полученных знаний. Работа учителя- логопеда с родителями детей определена как обязательная и является составной частью программы обучения и воспитания детей с нарушениями речевого развития.
В связи с этим, активное привлечение родителей к участию в коррекционной работе диктуется рядом обстоятельств:
- система отношений ребенка с родителями, особенности общения, способы и формы совместной деятельности составляют важнейший компонент социальной ситуации ребенка, определяют зону его ближайшего развития;
- полная реализация целей коррекции требует от родителей целенаправленных и осознанных действий;
- необходимым условием коррекции речевых нарушений является закрепление достигнутого, изменение позиции и отношения к ребенку.
Технология взаимодействия с родителями включает в себя взаимосвязанные блоки. Для каждого присущи свои цели и задачи, методы и приемы, своя стратегия и тактика.
Блок 1 - диагностический.
Задачей этого блока является создание доверительных отношений с родителями. Родители должны чувствовать, что логопед не просто механический исполнитель обязанностей, а человек, близко воспринимающий судьбу их детей. Выявление особенностей речевого развития проходит в присутствии родителей, проводится подробное обсуждение причин выявленных трудностей и степень их выраженности, а также - условно-вариативного прогноза развивающей работы с детьми. Планируются последующие встречи с целью обсуждения динамики продвижения ребенка в условиях всестороннего коррекционного воздействия и участие родителей в общей системе коррекционной работы.
Блок 2 - коррекционный.
Цель- гармонизация коррекционного процесса, изменение родительских установок и позиций; обучение родителей новым формам общения. Коррекционный блок включает два этапа.
Целью подготовительного этапа является: создание установки на коррекционную работу, подготовка артикуляционного аппарата, развитие фонематического восприятия, самоконтроля, формирование речевого дыхания, пространственных представлений. В течение основного этапа происходит коррекция речевых нарушений: постановка, автоматизация и введение звуков в самостоятельную речь; работа над лексико - грамматическими категориями и связной речью. У детей повышается самооценка, чувство уверенности в своих возможностях.
Среди форм работы с родителями на этом этапе наиболее эффективны: совместное обсуждение с родителями хода и результатов коррекционной работы; открытые дни с просмотром занятий. Индивидуальные и групповые семинары - практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности, способствуют овладению необходимыми практическими навыками и формированию у них адекватной оценки психического и речевого развития детей.
С целью формирования родительской компетентности предлагаются консультации: «Артикуляционная гимнастика», «Развитие мелкой моторики рук», « Выполнение домашнего задания», «Развитие внимания и мышления», «Речевые игры дома», «Как следить за автоматизацией звука в домашних условиях», «Как преодолеть трудности в обучении грамоте».
Блок-3- оценочный.
Цель- оценка динамики речевого и личностного развития и степени устойчивости навыков правильной речи. По окончании учебного года проводится сравнительный анализ результатов первичного и повторного обследования речи. Родители принимают активное участие в организации речевых праздников «Умники и умницы», «Учимся правильно говорить». Такие праздники стимулируют развитие коммуникативной культуры детей, увеличение их уровня самооценки, способствуют повторению и запоминанию освоенного учебного материала, а также дают возможность родителям увидеть результативность работы логопеда по исправлению речевых дефектов у школьников.
Анкетирование родителей, показывает, что в результате тесного взаимодействия с логопедом в организации коррекционно-образовательной деятельности, они ощущают себя более компетентными в вопросах коррекции речевых проблем своего ребенка.
Таким образом, семья обладает значительным реабилитационным потенциалом, который может быть направлен в помощь детям с проблемами речевого развития. Включение родителей в коррекционный процесс способствует не только устранению имеющихся нарушений речи, но и предупреждению появления вторичных отклонений в развитии, а также достижению максимально возможного личностного становления младшего школьника с целью интеграции его в общество.
Предварительный просмотр:
Взаимодействие учителя - логопеда с родителями в процессе коррекционного обучения с детьми с ОНР в условиях ФГОС
Одной из важнейших задач начального образования в соответствии с ФГОС начального общего образования является обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся.
В последние годы среди поступающих учеников в общеобразовательную школу неуклонно растет количество детей, имеющих нарушения речи. Научными исследованиями установлена зависимость между состоянием речевого развития ребенка и возможностью усвоения им школьных знаний. Выявлено, что 1/3 учащихся с дефектами речи переходят в разряд неуспевающих или слабоуспевающих уже на начальном этапе школьного обучения.
Семья- первоисточник и образец межличностных отношений ребёнка и матери, а мама и папа образцы для подражания. Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека.
За поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений видны взрослые- их взгляд на мир, их позиция, их поведенческие стереотипы.
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской федерации» одной из основных задач, стоящих перед школьным учреждением является «взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития личности ребёнка».
Разработан новый государственный образовательный стандарт, который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.
В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывая социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью учреждения, повышение культуры педагогической грамотности семьи.
Также сформулированы и требования по взаимодействию Организации работы с родителями. Одним из требованием к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
В настоящее время вопрос организации взаимодействия учителя-логопеда с родителями является одним из актуальных в профилактической и коррекционной работе. Учителя-логопеды логопедических пунктов часто не имеют возможности одновременно принять всех детей 5-7 лет с речевыми нарушениями. Дети с тяжёлыми нарушениями речи (заикание, ринолалия, дизартрия и т.д.) составляющие 10-15% из чисел принятых на логопункт требуют разносторонней и продолжительной логопедической работы. Всё это побуждает учителя-логопеда к поиску эффективных форм взаимодействия с родителями с целью оказания качественной и своевременной помощи детям. Значимость и разнообразие форм работы учителя-логопеда с родителями трудно переоценить. Необходимость их использования важна не только для педагогов, но, прежде всего, для родителей, чьи дети посещают школьное учреждение.
Беда многих современных родителей – это слабые педагогические знания, отстранённость, причины которых скрыты, прежде всего, в отсутствии элементарных психолого-педагогических знаний и нежелание родителей разобраться в сложном мире ребёнка.
Поэтому успех в обучении детей во многом зависит от того, как организованно педагогическое просвещение родителей. Работа с детьми имеющими общее недоразвитие речи, включая в себя, коррекционно-воспитательное воздействие со стороны школьного учреждения и родителей. Организовать работу надо так, чтобы в более короткие сроки сделать родителей своими союзниками и активными участниками коррекционного процесса.
Именно поэтому первостепенная задача :
- установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника;
- приобщить родителей к участию в жизни учреждения через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы;
- повысить грамотность родителей в области, развивающей и коррекционной педагогики;
- разработать и внедрить в практику работы разнообразных форм и методов взаимодействия учебной организации с семьёй в вопросах коррекционного сопровождения.
Позитивное взаимодействие с семьями воспитанников осуществлять через традиционные формы работы с родителями:
- родительские собрания;
- посещение логопедических занятий;
- совместные практикумы;
- индивидуальные и подгрупповые беседы и консультации;
- информационные стенды;
- индивидуальные буклеты для родителей;
- анкетирование.
Какие бы значительные изменения в речи ребенка ни происходили на занятиях с учителем-логопедом, они приобретут значение лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию. Никакая позитивная динамика в ходе коррекционного воздействия не сможет привести к достижению ожидаемого эффекта, если изменения в речевом развитии ребенка не находят понимания, отклика, оценки у родителей, если значимые, любимые люди не видят смысла этих изменений.
Необходимо изначально информировать родителей о развитии речи ребенка, об особенностях формирования его речи, структуре и содержании коррекционно-речевой работы. Исходя из этого, вопросы оказания коррекционно - развивающей помощи детям с нарушениями речи актуальны. Но ни одна, даже самая лучшая коррекционно - развивающая программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, как одним из важнейших социальных институтов общества, оказывающим огромное влияние на формирование полноценной личности.
Успех в этой работе напрямую зависит от заинтересованного, активного и компетентного участия родителей в ее реализации. Возможность такого сотрудничества появляется только тогда, когда родители чувствуют себя равноправными участниками программы помощи ребенку.
Задача учителя-логопеда помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка, выбрать правильное направление домашнего обучения, вооружить определенными знаниями и умениями, методами и приемами преодоления речевого нарушения, наполнить конкретным содержанием домашние занятия с детьми по усвоению и закреплению полученных знаний. Работа учителя- логопеда с родителями детей определена как обязательная и является составной частью программы обучения и воспитания детей с нарушениями речевого развития.
В связи с этим, активное привлечение родителей к участию в коррекционной работе диктуется рядом обстоятельств:
- система отношений ребенка с родителями, особенности общения, способы и формы совместной деятельности составляют важнейший компонент социальной ситуации ребенка, определяют зону его ближайшего развития;
- полная реализация целей коррекции требует от родителей целенаправленных и осознанных действий;
- необходимым условием коррекции речевых нарушений является закрепление достигнутого, изменение позиции и отношения к ребенку.
Технология взаимодействия с родителями включает в себя взаимосвязанные блоки. Для каждого присущи свои цели и задачи, методы и приемы, своя стратегия и тактика.
Блок 1 - диагностический.
Задачей этого блока является создание доверительных отношений с родителями. Родители должны чувствовать, что логопед не просто механический исполнитель обязанностей, а человек, близко воспринимающий судьбу их детей. Выявление особенностей речевого развития проходит в присутствии родителей, проводится подробное обсуждение причин выявленных трудностей и степень их выраженности, а также - условно-вариативного прогноза развивающей работы с детьми. Планируются последующие встречи с целью обсуждения динамики продвижения ребенка в условиях всестороннего коррекционного воздействия и участие родителей в общей системе коррекционной работы.
Блок 2 - коррекционный.
Цель- гармонизация коррекционного процесса, изменение родительских установок и позиций; обучение родителей новым формам общения. Коррекционный блок включает два этапа.
Целью подготовительного этапа является: создание установки на коррекционную работу, подготовка артикуляционного аппарата, развитие фонематического восприятия, самоконтроля, формирование речевого дыхания, пространственных представлений. В течение основного этапа происходит коррекция речевых нарушений: постановка, автоматизация и введение звуков в самостоятельную речь; работа над лексико - грамматическими категориями и связной речью. У детей повышается самооценка, чувство уверенности в своих возможностях.
Среди форм работы с родителями на этом этапе наиболее эффективны: совместное обсуждение с родителями хода и результатов коррекционной работы; открытые дни с просмотром занятий. Индивидуальные и групповые семинары - практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности, способствуют овладению необходимыми практическими навыками и формированию у них адекватной оценки психического и речевого развития детей.
С целью формирования родительской компетентности предлагаются консультации: «Артикуляционная гимнастика», «Развитие мелкой моторики рук», « Выполнение домашнего задания», «Развитие внимания и мышления», «Речевые игры дома», «Как следить за автоматизацией звука в домашних условиях», «Как преодолеть трудности в обучении грамоте».
Блок-3- оценочный.
Цель- оценка динамики речевого и личностного развития и степени устойчивости навыков правильной речи. По окончании учебного года проводится сравнительный анализ результатов первичного и повторного обследования речи. Родители принимают активное участие в организации речевых праздников «Умники и умницы», «Учимся правильно говорить». Такие праздники стимулируют развитие коммуникативной культуры детей, увеличение их уровня самооценки, способствуют повторению и запоминанию освоенного учебного материала, а также дают возможность родителям увидеть результативность работы логопеда по исправлению речевых дефектов у школьников.
Анкетирование родителей, показывает, что в результате тесного взаимодействия с логопедом в организации коррекционно-образовательной деятельности, они ощущают себя более компетентными в вопросах коррекции речевых проблем своего ребенка.
Таким образом, семья обладает значительным реабилитационным потенциалом, который может быть направлен в помощь детям с проблемами речевого развития. Включение родителей в коррекционный процесс способствует не только устранению имеющихся нарушений речи, но и предупреждению появления вторичных отклонений в развитии, а также достижению максимально возможного личностного становления младшего школьника с целью интеграции его в общество.