РИП (Региональная инновационная площадка)
С октября 2019г. я являюсь участником рабочей группы РИП «Проектно-исследовательская деятельность как механизм формирования предпосылок учебной деятельности и универсальных учебных действий в контексте преемственности ФГОС ДО и ФГОС НОО».
Мое техническое задание 2019-2020 уч.гг. это подбор материала "Диагностика познавательно-исследовательская деятельность в процессе формирования предпосылок учебной деятельности", а также написание статьи "Социально-коммуникативное развитие старших дошкольников в ДОО в контексте преемственности ФГОС ДОО и НО" для всероссийской научно-практической конференции "Реализация ФГОС дошкольного и начального образования: опыт прошлого - взгляд в будущее" (г.Ульяновск).
Техническое задание 2020-2021 уч.гг. - составление перспективного плана проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rip_statya.doc | 56.5 КБ |
rip_diagnostika_doshkolka.doc | 134.5 КБ |
pers.proekt_rip.pdf | 355.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Социально-коммуникативное развитие старших дошкольников
в ДОО в контексте преемственности ФГОС ДОО и НО
Клачкова Е.Г.
Воспитатель МБОУ Инзенская НШ
Аннотация: автор статьи раскрывает значение коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста, содержание педагогической работы различных видов деятельности для успешного развития коммуникативных навыков, уделяет внимание взаимодействию между воспитателями и учителями, которое позволяет комплексно решить проблему социально-коммуникативного развития в контексте преемственности.
Ключевые слова: эмоциональное здоровье, профилактика дезадаптации, преемственность, старший дошкольный и младший школьный возраст
Социально-коммуникативное развитие детей - одна из важных проблем педагогики. Его актуальность возрастает в нынешних условиях, зависящих от особенностей социальной среды ребенка, в которой часто отсутствует воспитанность, доброта, доброжелательность, речевая культура во взаимоотношениях людей.
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) являются совокупностью требований, которые обязательны при реализации основных образовательных программ начального общего образования. ФГОС дошкольного образования, дифференцирует содержание программ, которые реализуются в ДОУ, выделяет некоторые направления, среди которых существенное место отводится социально-коммуникативному, содержащему в себе задачи развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей.
В старшем дошкольном возрасте идет формирование произвольного поведения. Это основное психологическое новообразование данного возраста характеризуется стремлением и способностью управлять собой, своими поступками. Особое внимание педагог ДОО должен уделять развитию у детей умения управлять своими эмоциями, осуществлению контроля, оценки своей деятельности и поведения, воспитывать доброжелательность, внимательное отношение к другим детям и взрослым людям.
Принимая детей в школу важен уровень психологического развития ребёнка. Он становится школьником, когда имеет свою собственную внутреннюю позицию. Взаимодействие между ведущими линиями обучения и воспитания этого возраста влияет на дальнейшее развитие ребёнка. Комфортность пребывания в школе не должна зависеть от организации системы обучения. Именно поэтому, во избежание негативных последствий, связанных с адаптацией детей к школьной жизни в МБОУ Инзенская НШ учителя начальных классов долгое время сотрудничают с воспитателями дошкольных групп. Посредством этого сотрудничества в нашей школе выработана система преемственности «детский сад – начальная школа». Педагоги разработали и внедрили в образовательный процесс целенаправленную систему работы по сохранению и укреплению эмоционального здоровья старших дошкольников с момента поступления ребёнка в ДОО и заканчивая его выпуском в первый класс. Для проведения работы с детьми по формированию эмоциональной устойчивости коллективом ДОО проводится работа, включающая диагностику адаптации ребенка к условиям ДОО, диагностику эмоционального развития детей и уровня готовности к школьному обучению, а также работу с родителями. Участие в диагностическом исследовании детей необходимо для определения содержания будущих ООД, подборе методических приёмов и материалов в работе педагогов, реализации индивидуального подхода к детям с целью предупреждения эмоционально-личностных проблем.
При разработке данной системы работы нами выделено три основных этапа, которые проходит ребёнок за время своего пребывания в детском саду, влияющих на его психическое здоровье:
- Адаптация ребенка к ДОО
Диагностическое обследование вновь поступивших детей необходимо для оценки эмоционального состояния ребенка в группе. В большинстве случаев поступление ребенка в ДОО старшего дошкольного возраста, сопровождается проблемой взаимодействия со сверстниками. Для облегчения адаптации новеньких детей разработан план мероприятий эмоциональной направленности, рассчитанный на 3 месяца (сентябрь-ноябрь), включающий в себя игровые упражнения и ситуации, а также словесные и дидактические игры, которые проводим преимущественно во второй половине дня 1 раз в неделю. На этих занятиях мы продолжаем знакомить детей с выражениями словесной вежливости, учить говорить приятные слова своим новым товарищам, вовлекать их в совместную деятельность и почувствовать себя частью единого коллектива. Вместе с этим с новичками проводится индивидуальная работа, а именно игры, направленные на становление контакта с воспитателем. Для оценки эффективности работы проводим вторичную диагностику.
- Развитие эмоциональной устойчивости детей
Это направление в работе реализуется нами на протяжении 3х месяцев (декабрь-январь) для более глубокого знакомства детей с чувствами и эмоциями, развития у детей эмоциональной отзывчивости. Как и на предыдущем этапе мы проводим словесные и дидактические игры, игровые ситуации, а также знакомим детей с методами саморегуляции. Мероприятия проводятся раз в неделю. Описание игр и методов саморегуляции разработаны и подобраны таким образом, что их проводят воспитатели без специального психологического образования. Дети, поначалу не привыкшие к подобным играм и методам, с интересом участвуют в деятельности. Некоторые ребятишки искренне удивлялись, узнав, что их негативные эмоции могут влиять на настроение окружающих. Благодаря играм и упражнениям, дети стали чаще проявлять инициативу, активизировался словарный запас. Для оценки эффективности работы воспитателями проводится вторичная диагностика по вышеописанной методике.
- Профилактика школьной дезадаптации.
Работа над этим этапом проводится педагогами с марта по май. Первичная диагностика проводится с детьми, поступающими в школу для выявления эмоционально-волевой готовности к школе. Воспитатели проводят мероприятия которые включают ООД и игры, во время которых дети получают представление о школьной жизни, знакомятся с правилами школьной жизни.
Работа по профилактике дезадаптации детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста к условиям школьного обучения является одним из важнейших направлений работы и учителей начальных классов. Для знакомства и взаимодействия дошкольников с учителями и учениками начальной школы организованы различные формы работы: посещение учителями начальной школы открытых занятий воспитанников старшей и подготовительной групп, организацию совместных выставок рисунков детей детского сада и учеников первых классов, участие школьников в утреннике «До свидания, детский сад. Здравствуй школа», совместные игровые программы и театрализованная деятельность.
Особое внимание уделяется и проблеме принятия школьной культуры ребенком. Этому во многом способствуют организационные экскурсии. В этом году дети посещали школьную библиотеку, кабинет директора, учительскую, классы, могли посидеть за школьной партой, поиграть в коридорах. Подобные мероприятия производят на детей неизгладимое впечатление и резко повышают школьную мотивацию.
Несомненно, важную роль в процессе подготовке детей к школе играют родители. Поскольку многие родители задумываются только об интеллектуальной готовности ребенка проводится работа с родителями будущих первоклассников: анкетирование и опросы «Моё представление о школьной жизни ребенка», оформляется стенд для наглядной информации, обменный фонд литературы, разработаны буклеты и памятки («О реалистичности родительских ожиданий от будущего первокласника» и др.). В рамках реализации преемственности были проведены семинары и круглые столы совместно с учителем («Как эмоционально поддержать ребенка в новой социальной роли школьника») где родители задавали интересующие их вопросы. Большую популярность приобрела «Родительская гостиная» при нашей дошкольной группе, где воспитатели, учителя начальных классов и родители собираются один раз в месяц для обсуждения конкретных вопросов по воспитанию и развитию детей, подготовке их к обучению в школе с показом мастер-классов. Родители делятся проблемами по поводу развития своего ребенка, вместе с педагогами проблема разбирается и совместно принимается решение.
В практике нашего общеобразовательного учреждения сложились продуктивные формы сотрудничества реализации форм социально-коммуникативного развития и по подготовке к систематичному обучению в школе. Характеризуя положительные результаты после проведенной системной работы можно сказать, что дети стали более внимательно относится к чувствам друг друга, стали более отзывчивыми, более уверенными в себе и своих силах. А это свидетельствует об эффективности использования предложенных методов работы, и является следствием систематичности проведения работы с детьми.
Данная система работы не исчерпывает все проблемы эмоционального развития и здоровья детей. В перспективе мы разрабатываем проект совместно с педагогом-психологом, в котором будет разработана и проведена система работы по развитию и коррекции эмоциональной сферы и профилактике возникновения эмоционального дискомфорта у детей.
Список литературы
1. Алямовская, В.Г. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста /В.Г. Алямовская,С.Н. Петрова.– М.: Изд-во Скрипторий, 2002. – 80с.
2. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – СПб.: Изд-во «Союз», 1997. – 224 с.
3. Дробышева, Т.В.. Психологическое здоровье дошкольников в условиях семьи и детского сада / Т.В. Дробышева, В.Э. Пахальян. // Семейная психология и психотерапия – 2013. - №3. – 106-119 с.
4. Зубкова, Л.Н., Харитонова Н.А. Профилактика психоэмоционального напряжения у детей. // Самые маленькие в детском саду: Из опыта работы московских педагогов /Авт.-сост. В. Сотникова. М.: Линка-Пресс, 2005.
5. Пахальян, В.Э. Развитие и психологическое здоровье [Текст] Дошкольный и школьный возраст / В.Э. Пахальян, — Спб.: ИД Питер, 2006. — 240 с.
6. Преемственность между детским садом и школой // Справочник старшего воспитателя. №10, 2010г.
7. Сушкова, И.В. Социально-личностное развитие [Текст] Анализ программ дошкольного образования / И.В. Сушкова. -М.: ТЦ Сфера, 2008.-128 с.
8. Харитонова, Е. А. Здоровьесберегающие технологии в формировании психоэмоционального здоровья дошкольников // Перспективы науки и образования. – 2014. -№ 1. – 195-196 с.
Предварительный просмотр:
Диагностика познавательно-исследовательская деятельность в процессе формирования предпосылок учебной деятельности
Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы
образования: от усвоения знаний, умений и навыков к развитию личности учащегося.
Универсальные учебные действия (УУД) обеспечивают способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Универсальные учебные действия – это способность ребенка к саморазвитию путем активного усвоения и получения знаний через практическую деятельность, через «умение учиться».
Занятия по исследовательской деятельности являются действенным методическим средством в формировании познавательных универсальных учебных действий старших дошкольников.
Развиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка.
Усвоение системы научных понятий, приобретение экспериментальных способов познания окружающей действительности позволит ребенку стать субъектом учения, научиться учиться, что является одним из аспектов подготовки к школе, позволяет развить интеллектуальную активность, познавательную культуру и ценностное отношение к реальному миру.
Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накоплением фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Для выявление уровня сформированности исследовательских умений у детей дошкольного возраста, а также выявлени интереса старших дошкольников к экспериментированию используется систематическое наблюдение за свободной деятельностью детей, ее направленностью на самостоятельное исследование, экспериментирование.
В процессе наблюдения необходимо отметить, кто из детей и как часто обращается к экспериментированию; какие виды экспериментирования они используют; какими предметами и материалами предпочитают пользоваться; какие объекты для экспериментирования выбирают часто, а какие эпизодически; как проявляются индивидуальные особенности, а также различия мальчиков и девочек в выборе объектов экспериментирования.
Получив общее представление о содержании детского экспериментирования, необходимо оценить каждого ребенка с позиции характера его исследовательской активности:
- предпочитаемые объекты для экспериментирования;
- проявление настойчивости в исследовательском поиске;
- умение осуществлять комбинаторный перебор разных вариантов решения проблемы;
- эмоциональное отношение к процессу экспериментирования.
Для выявления уровня развития исследовательской активности детей, а также интереса детей к экспериментированию и содержанию этой деятельности, помимо наблюдений и уточняющей беседы, используются практические ситуации.
I - вариант
Диагностическая ситуация «Выбор деятельности» (Л. Н. Прохорова)
Цель — исследовать предпочитаемый вид деятельности, выявить место детского экспериментирования в предпочтениях детей.
Содержание ситуации. На картинках изображены дети, занимающиеся разными видами деятельности:
- — игровая;
- — чтение книг;
- — изобразительная;
- — детское экспериментирование;
- — труд в природе;
- — конструирование из разных материалов.
Ребенку предлагается выбрать ситуацию, в которой он хотел бы оказаться. Последовательно делается три выбора.
Все три выбора фиксируются в протоколе цифрами. За первый выбор засчитывается 3 балла, за второй — 2 балла, за третий — 1 балл.
Вывод делается по сумме предпочитаемых выборов в целом по группе. Результаты оформляются в сводную таблицу.
№ п/п | Имя ребенка | Выбор деятельности | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
1 | |||||||
2 |
Диагностическая ситуация «Что мне интересно?» (О. В. Афанасьева)
Цель — выявить интерес детей к экспериментированию, определить наиболее привлекательные для них разновидности данной деятельности.
Содержание ситуации. Ребенку предъявляются предметы и материалы, допускающие возможность их использования как по функциональному назначению, так и для экспериментирования: вода, мокрый песок, сосуды разной вместимости, пластилин, кисточка, карандаши, краски, несколько сортов бумаги, цветной полиэтилен, отрезки бечевки. До начала экспериментирования ведется разговор с детьми:
Что можно делать с этими предметами?
Сможешь ли ты использовать их еще интереснее, по-своему?
После этого ребенку предлагается действовать с вышеуказанными предметами по своему усмотрению. Во время деятельности у него периодически спрашивают: «Что ты делаешь?» Это помогает уточнить направленность действий дошкольника. И так до тех пор, пока ребенок сам не прерывает деятельность с предложенными ему материалами. После завершения ребенком деятельности ему задают дополнительные вопросы, позволяющие уточнить ее направленность:
Что ты делал?
Интересно ли тебе было?
Почему ты выбрал именно это занятие?
Что ты сегодня узнал?
Диагностическая ситуация «Что нам интересно?» (О. В. Афанасьева)
Цель — выявить особенности экспериментирования в условиях взаимодействия с другими детьми.
Содержание ситуации. Группе детей предъявляли те же предметы и материалы, что и в предыдущем задании.
Проводится беседа с детьми:
Кто что делал с этими предметами в прошлый раз?
Что при этом узнал?
Кто использовал эти предметы по-своему, необычно?
После этого детям предлагается самостоятельно экспериментировать с предметами. В процессе деятельности периодически спрашивают: «Что ты делаешь?» Каждый из детей по своему желанию может прервать деятельность. После прекращения деятельности всеми детьми каждому из них индивидуально задают вопросы:
С кем ты играл?
Что вы сегодня делали?
Кто придумал это делать?
А почему этим захотел заниматься ты?
Когда тебе было интереснее — в прошлый раз, когда ты играл один, или сегодня?
Что нового ты узнал?
Было ли такое, что ты предложил что-то делать, а твои друзья не захотели?
Для выявления особенностей и уровня развития исследовательской активности в экспериментировании можно использовать практические ситуации детского экспериментирования, которые могут быть построены по следующему алгоритму.
1 часть ситуации, знакомство ребенка с проблемой и постановка перед ним задачи самостоятельного исследовательского поиска решения проблемы в условиях экспериментирования:
- выдвижение ребенком предположения (гипотезы) по поводу возможного пути решения проблемы;
- самостоятельное практическое решение ребенком проблемы через экспериментирование с помощью различных средств (предметов, материалов, инструментов).
При этом ребенок ставится в условия самостоятельного выбора возможных вариантов решения.
- часть ситуации, ребенку предоставляется возможность самостоятельно продолжить аналогичное исследование путем экспериментирования с новыми материалами, предметами, инструментами по желанию ребенка.
- часть ситуации, проводится итоговая беседа с ребенком, выявляющая интерес к экспериментированию и осознание результатов его
исследовательской активности.
В соответствии со схемой предлагаются следующие экспериментальные ситуации, представленные далее.
Диагностическая ситуация «Кораблекрушение» (Т. И. Бабаева, О. В. Киреева)
Исследовательская задача ребенка — выявить экспериментальным путем уровень растворимости различных веществ в воде.
Первая часть ситуации
Перед ребенком стоят макет корабля, тазик с водой, 6 мешочков, наполненных солью, сахаром, акварельными красками, глиной, крупой, речным песком; коробочки, в которых находятся данные вещества; пустая миска или прозрачные стаканы.
Содержание ситуации. Корабль перевозил груз из одного порта в другой. На своем борту он вез мешки (показываем) с солью, сахаром, акварельными красками, крупой (горох), речным песком, глиной. Оставалось совсем немного до конца рейса, но именно в это время случился шторм (выкладывается картинка с изображением моря и тонущего корабля). Корабль был перегружен, моряки не справились с управлением, и он пошел ко дну. Но, к счастью, спасатели прибыли вовремя и спасли всех людей. С грузом было сложнее, они достали все мешки, но когда стали проверять их содержимое, то оказалось, что некоторые мешки пустые. Как ты думаешь, какие вещества исчезли из мешков и почему?
Если ребенок высказывает предположение, педагог просит объяснить, почему он так думает. Затем ребенку предлагается проверить свои догадки, воспользовавшись предметами и материалами, лежащими на столе.
Задача ребенка — провести самостоятельно эксперимент и разрешить данную проблему.
Фиксируется, насколько ребенок активен; какие пробующие действия он предпринимает; обследует ли все мешочки с веществами; какие высказывания он делает; проявляет ли настойчивость в поиске ответов; обращается ли за помощью к воспитателю; какое эмоциональное состояние испытывает в процессе эксперимента; предпринимает ли попытки самостоятельно использовать разные предметы на столе для проверки своей гипотезы.
Если ребенок самостоятельно не делает попыток исследовать ситуацию, то педагог дает первую наводящую подсказку: «Посмотри, вот здесь стоит вода в тазике, представь, что это море, а рядом стоят такие же мешочки с продуктами, как на корабле, но случился шторм, и все мешочки упали в воду. Подумай, как можно проверить, что сохранилось, а что исчезло. Все, что тебе необходимо, лежит на столе».
Вторая наводящая подсказка: «Возьми один мешочек и опусти его в воду, как будто он упал за борт во время шторма. Создай шторм в тазике.
Теперь мы — спасатели, достань мешочек и посмотри, сохранилось ли в нем его содержимое, проверь также все остальные мешочки».
Фиксируется: принял ли ребенок проблему, потребовались ли подсказки, какие действия предпринимает и насколько они уверены; степень интереса, активности; результативность, повторяемость действий, количество вопросов, эмоциональное состояние и самостоятельность в использовании других предметов и материалов.
Вторая часть ситуации
Цель — выявить уровень устойчивости интереса ребенка к экспериментированию и умения переносить знакомые способы деятельности в новые условия.
Содержание ситуации. Посмотри, на соседнем столе находятся различные материалы и тазик с водой. Если ты хочешь, можешь проверить, растворятся они в воде или нет. Хочешь это проверить прямо сейчас?
Фиксируются: готовность ребенка к самостоятельному исследованию, количество проб, наличие интереса, результативность, оценка ребенком проведенного исследования, наличие желания экспериментировать в дальнейшем.
Третья часть ситуации
Цель — выявить осознание ребенком результатов экспериментирования.
С этой целью проводится индивидуальная беседа:
Расскажи, что ты сейчас делал?
Помогло ли тебе это узнать, что сохранилось в мешках, которые спасли спасатели, а что растворилось?
Что произошло с солью (сахаром, речным песком, акварельными красками, глиной и крупой)? Почему?
Понравилось ли тебе решать эту задачу?
Завтра мы будем снова проводить разные опыты. Будешь ли ты в них участвовать?
Диагностическая ситуация «Путешествие в пустыне»
(Т. И. Бабаева, О. В. Киреева)
Цель — выявление знаний детей о способах очистки воды.
Исследовательская задача ребенка: найти различные способы очистки воды.
Первая часть ситуации
Содержание ситуации: шел в пустыне караван (показывается изображение), путешественники находились в пути уже долго, и у них осталось очень мало воды. Но случилась беда: начался сильный ураган и вся вода, которая у них была, стала грязной. Все очень расстроились и стали думать, как им напиться, как очистить воду? В своих мешках путешественники нашли вот это: марлю, промокашку, сито, дуршлаг, воронку, пустые чистые банки. Они очистили воду и утолили жажду.
Как ты думаешь, как им удалось очистить воду?
Задача ребенка — решить проблемную ситуацию и ответить на вопрос: «Какие материалы помогли очистить воду?»
Если ребенок высказывает предположение, воспитатель просит объяснить, почему он так думает.
Затем ребенку предлагается проверить свои догадки экспериментальным путем, воспользовавшись предметами, лежащими на столе (банка с грязной водой, пустая банка, марля, промокашка, сито, дуршлаг, воронка).
Фиксируется: как действует ребенок, какие пробующие действия предпринимает, обследует ли все имеющиеся материалы, какие высказывания он делает, обращается ли за помощью к воспитателю; какое эмоциональное состояние испытывает во время эксперимента, предпринимает ли самостоятельные попытки использовать разные способы очистки воды.
Если ребенок не делает попыток исследовать ситуацию, ему дается первая наводящая подсказка: «Посмотри, перед тобой находится такая же грязная вода, как и у путешественников, и такие же материалы и предметы, какие они нашли у себя в мешках. Посмотри и попробуй, какие предметы смогут лучше всего очистить воду».
Вторая подсказка: «Посмотри, перед тобой пустая банка. Как ты думаешь, для чего она? Давай возьмем пустую банку, положим в нее воронку, а воронку покроем марлей. Что получится? А теперь нальем загрязненную воду в получившееся сооружение (фильтр). Что происходит?»
Фиксируется: принял ли ребенок проблему, какие действия предпринимает, какое эмоциональное состояние испытывает, каково речевое сопровождение деятельности, предпринимает ли попытки использовать другие материалы для очистки воды.
Вторая часть ситуации
Цель — выявить устойчивость интереса детей к экспериментированию, умение переносить полученные знания в новые условия.
Когда ребенок проделал данный эксперимент, задаются следующие вопросы:
Тебе понравилось помогать путешественникам?
Ты бы хотел попробовать использовать другие предметы в очистке воды?
Содержание ситуации. Вот здесь стакан с водой Красной Шапочки, которая не выпила ее сразу, а потом обнаружила, что в стакане плавают сосновые иголки, шишки, земля, листочки. Как же ей напиться?
Фиксируются: готовность ребенка к самостоятельному исследованию, количество проб, наличие интереса, результативность, оценка ребенком проведенного исследования, наличие желания экспериментировать в дальнейшем.
Третья часть ситуации
Цель — выявить осознание ребенком результатов экспериментирования.
С этой целью проводится индивидуальная беседа:
Расскажи, что ты сейчас делал?
Как тебе удалось очистить воду?
Какие предметы тебе в этом помогли?
Тебе понравилось?
Хотел бы ты еще прийти и поэкспериментировать?
Диагностическая ситуация «Перевертыши» (Т. И. Бабаева, О. В. Киреева)
Цель – выявление знаний детей о плавучести тел в воде.
Исследовательская задача ребенка: определить степень плавучести различных предметов в воде.
Первая часть ситуации
Содержание ситуации. Ребенку предъявляется картинка с изображением аквариума и материалов, находящихся в нем: камень, железный гвоздь, бумага плавают на поверхности аквариума; деревянный кораблик, пустая пластмассовая банка, тяжелая машина — на дне аквариума. Затем задаются вопросы: «Посмотри, что здесь нарисовано? Что правильно, а что неправильно? Почему ты так думаешь?»
Задача ребенка – провести на практике эксперимент и разрешить данную проблему.
Дошкольнику предлагается проверить свои догадки экспериментальным путем, воспользовавшись предметами, лежащими на столе: деревянным корабликом, железным гвоздем, камнем, бумагой, тяжелой машиной, пустой пластмассовой банкой, тазом с водой.
Если ребенок не делает попыток исследовать ситуацию, ему дается первая наводящая подсказка: «Посмотри, перед тобой таз с водой и предметы. Как ты думаешь, они могут помочь нам узнать, что плавает, а что тонет? Попробуй».
Вторая подсказка: «Посмотри, перед тобой лежат все предметы, которые изображены на картинке. Давай вместе сделаем аквариум. Что нам для этого нужно? А теперь будем по очереди опускать имеющиеся у нас предметы в наш аквариум и наблюдать, что происходит. Посмотри, что плавает, а что утонуло? Что перепутал художник?»
Фиксируется: принял ли ребенок проблему; какие действия предпринимает, какое эмоциональное состояние испытывает, каково речевое сопровождение деятельности, предпринимает ли попытки использовать другие материалы для проверки плавучести.
Вторая часть ситуации
Цель — выявить устойчивость интереса к экспериментированию, умения переносить полученные знания в новые условия.
Содержание ситуации. На другом столе есть еще предметы. Ты хотел бы узнать, что из них плавает, а что тонет?
Незнайке очень нужно перебраться на другой берег реки, но он не умеет плавать. Что же ему делать? Он решил построить плот и переправиться на нем. Только вот беда — он не знает, из чего делать плот. На берегу лежат дерево, камни, железо, бумага, пластмасса, глина. Ты сможешь помочь Незнайке?
Третья часть ситуации
Цель — выявить осознание ребенком результатов экспериментирования.
С этой целью проводится индивидуальная беседа:
Расскажи, что ты сейчас делал?
Что перепутал художник?
Как ты помогал Незнайке?
Из чего нужно сделать плот?
Что на самом деле плавает, а что тонет?
Тебе понравилось решать эту задачу?
В дополнение к предложенным ситуациям используется проективная методика «Сахар».
Проективная методика «Сахар» (Л.Н.Прохорова)
Цель — выявить умение детей анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и стороны, сопоставлять различные факты (представления о свойствах веществ растворяться в воде и изменять ее вкусовые качества), умение рассуждать и аргументировать собственные выводы.
Содержание ситуации. Один мальчик очень любил пить чай с сахаром. Один раз мама налила ему чашку чая, положила в нее два кусочка сахара. А мальчик не захотел пить чай, он хотел достать ложкой сахар из чашки и съесть его. Однако в чашке сахара не оказалось. Тогда мальчик заплакал и закричал: «Кто съел мой сахар?»
Вопросы:
Кто взял сахар?
Куда делся сахар?
Если ребенок отвечает, что сахар растаял, следует спросить: «А как это проверить (был ли сахар)?»
Проводится качественный и количественный анализ ответов.
Результаты диагностики фиксируются в таблице.
Качественный анализ ответов
№ №п/п | Имя ребенка | Полный ответ с аргументацией | |||
Правильный ответ с аргументацией | Правильный ответ без аргументации | Ответ с ошибкой | Отсутствие ответа | ||
Количественный анализ ответов
Оцениваемые показатели | Количество | % |
Правильный ответ | ||
Способ проверки | ||
Нет ответа |
Оценка исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в специально созданных проблемных ситуациях осуществляется по следующему комплексному показателю:
- интерес к экспериментированию и исследовательскому поиску решения проблемы;
- самостоятельность, инициативность в поисковых действиях;
- способы решения проблемы (выбор привычных способов деятельности, новых, комбинированных, с элементами творчества);
- результативность (результат адекватной цели, частичный результат, отсутствие результата);
- настойчивость, вариативность исследовательского поиска;
- эмоционально-положительное отношение к экспериментированию.
В результате педагогической диагностики выделяются уровни развития исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования.
- уровень (высокий). Для дошкольников данного уровня характерна выраженная исследовательская деятельность. Дети проявляют интерес к проблеме, принимают поставленную задачу, активно стремятся к разрешению проблемы, анализируют исходное состояние ситуации, высказывают предположения по способам ее решения. Их поисковая
деятельность разворачивается как практические, пробующие действия, направленные на выявление новых свойств объекта. Дошкольники проявляют настойчивость, получают адекватный результат, выражают эмоциональное удовлетворение, желание продолжить экспериментирование. - уровень (средний). Дети принимают задачу и разворачивают по исковые действия, но действуют непоследовательно, недостаточно эффективно, получают частичный результат. У дошкольников отсутствуют нацеленность на результат и попытки предварительного планирования действий. Они понимают, что не могут решить задачу до конца, и выражают досаду.
- уровень (ниже среднего). Дети принимают задачу, проявляют интерес к проблемным ситуациям, но совершают непоследовательные, хаотичные пробы, обращаются за помощью к педагогу и пошагово продвигаются к разрешению проблемы. Без последовательной помощи воспитателя дети самостоятельно не достигают результата.
- уровень (низкий). Дети включаются в проблемную ситуацию, но их активность быстро затухает. Они боятся проявить самостоятельность и инициативу в выборе способа действий, затрудняются выдвинуть гипотезу и обосновать ее. Дошкольники действуют хаотично, переводят экспериментальную ситуацию в игровую, то есть исследовательский поиск заменяется игровым манипулированием.
II - вариант
Цель: выявить исходный уровень сформированности исследовательского поведения у детей для определения методов и приемов, при помощи которых возможно будет формировать и развивать исследовательскую деятельность на основе технологии «путешествие по «реке времени».
Показатели сформированности исследовательской деятельности:
- Умение видеть проблему;
- Умение формулировать и задавать вопросы;
- Умение выдвигать гипотезы;
- Умение делать выводы и умозаключения;
- Умение доказывать и защищать свои идеи;
- Умение самостоятельно действовать на этапах исследования.
Критерии сформированности исследовательской деятельности:
- Самостоятельность.
- Полнота и логичность ответа.
- Правильность выводов и формулировок.
В таблице 1 представлены показатели, критерии, уровни сформированности исследовательской деятельности и методы отслеживания.
Таблица 1
Показатели и критерии уровня овладения (сформированности) детьми исследовательской деятельностью.
Показатели и критерии | Уровни | Методы отслеживания | ||
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | ||
1. Выделение проблемы (находит противоречие, формулирует проблему). | Самостоятельно видит проблему | Иногда самостоятельно, но чаще с помощью воспитателя. | Не видит самостоятельно, принимает проблему, подсказанную воспитателем, не проявляет активности в самостоятельном ее поиске. | Наблюдение в процессе выделения проблемы. |
2.Формулирование вопросов. | Формулирует вопросы. | Формулирует вопросы. | Наблюдение в процессе формулировки вопросов, анализ вопросов. | |
3. Целеполагание и целеустремленность (ставит цель исследования, осуществляет поиск эффективного решения проблемы). | Самостоятельно (в группе). Проявляет волевые и интеллектуальные усилия (строит схемы, рисунки, объясняет). | С помощью воспитателя. Проявляет волевые и интеллектуальные усилия (строит схемы, рисунки, объясняет). | С помощью воспитателя. | Наблюдения за процессом деятельности, отчетом о результатах. |
4.Выдвижение гипотез и решения проблем. | Активно высказывает предположения, гипотезы (много, оригинальные), предлагает различные решения (несколько вариантов). | Выдвигает гипотезы, чаще с помощью воспитателя, предлагает одно решение. | Наблюдение. | |
5.Способность описывать явления, процессы. | Полное, логическое описание. | Не совсем полное, логическое описание. | Наблюдение за деятельностью, отчет о результатах исследования. | |
6.Формулировка выводов и умозаключений. | Формулирует в речи, достигнут или не результат, замечает соответствие или несоответствие полученного результата гипотезе, делает выводы. | Может сформулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам, аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами и с помощью взрослого. | Затрудняется в речевых формулировках, не видит ошибок, не умеет обсуждать результат. | Анализ высказываний, отчетов. |
7. Степень самостоятельности при проведении исследования. | Самостоятельно ставит проблему, отыскивает метод ее решения и осуществляет его. | Педагог ставит проблему, ребенок самостоятельно ищет метод ее решения. | Педагог ставит проблему, намечает метод ее решения, ребенок осуществляет поиск при значительной помощи взрослого. | Наблюдение в процессе работы на занятии, в группах. |
УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
- НИЗКИЙ УРОВЕНЬ – 1 балл; характеризуется низким познавательным интересом; отсутствием активности в поиске проблемы; неумением самостоятельно сформулировать вопросы; неправильностью выстраивания гипотезы, планированием своей деятельности; затруднениями в подготовке материала и достижении поставленной цели; трудностями в речевых формулировках, неумением обсудить результаты;
- СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ – 2 балла; характеризуется наличием у ребенка познавательного интереса; умением в большинстве случаев видеть проблему, высказать предположения по данной проблеме, выдвижение единственного решения; правильностью в планировании; самостоятельности в выборе материала для экспериментирования; настойчивостью и последовательностью в достижении цели; умением сформировать выводы самостоятельно, либо по наводящим вопросам; умением пользоваться доказательствами, но не всегда полно и логично; при организации деятельности требуется постоянная направляющая помощь взрослого;
- ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ – 3 балла; характеризуется умением самостоятельно видеть проблему, правильностью формирования вопросов, выдвижения гипотез; предположения; способностью выдвигать способы решения, аргументируя и доказывая их; самостоятельностью и осознанностью в планировании своей работы; способностью дать оценку результату, сделать выводы; замечать соответствие полученного результата гипотезе.
По выделенным уровням можно проводить наблюдение за развитием исследовательской деятельности.
Данным умениям необходимо целенаправленно обучать детей. Также для успешного осуществления исследовательской деятельности важно соблюдать логику проведения исследования, не нарушая последовательность и не исключая отдельные его этапы.
Задачи:
1. Провести диагностику уровня сформированности исследовательской деятельности.
2. Обобщить полученные результаты.
3. Установить типичные затруднения, которые испытывают дети при овладении навыками и умениями исследовательской деятельности.
4. Наметить основные пути преодоления выявленных затруднений и совершенствования методики обучения проведению исследований старшими дошкольниками.
Сроки проведения диагностики: старшая группа; сентябрь 2014 года.
Методы исследования: наблюдение, индивидуальный опрос, анализ деятельности детей, метод математической обработки данных.
Содержание:
Детям предлагаются задания:
Задание 1.
Цель: проверить уровень сформированности умения видеть проблемы и выдвигать гипотезы, предположения.
Соглашаясь с мнением А.И. Савенкова, что «исследовательская деятельность – это творческая деятельность, которая имеет свою специфику» мы не требуем от ребенка ясного, словесного оформления проблемы, достаточно ее общей, приблизительной характеристики. Одно из главных требований к гипотезе – ее согласованность к фактическим материалом; она должна быть обоснованной, указывающей на путь исследовательского поиска. Однако, мы согласны с точкой зрения А.И. Савенкова, что для детских исследований важно умение вырабатывать гипотезы по принципу «чем больше, тем лучше».
Оборудование: карточки с изображением Медведя, Лисы и Зайца; изображения окон в доме каждого из животных; карточка прямоугольной формы, обозначающая отрез ткани.
Задача 1. Проверить уровень сформированности умения видеть проблему.
Формулировка задания: трое друзей – Медведь, Лиса и Заяц, отправились в магазин «Ткани» покупать отрез для штор. Им понравилась одна и та же ткань. Но ее осталось немного. Как узнать, на чье окно можно сшить шторы из ткани?
Дети предлагают свои варианты.
Задача 2. Проверить умение выдвигать гипотезы, строить предположения.
Формулировка задания: ты определил на чье окошко можно сшить шторы из этого отреза ткани. А что можно бы сшить каждому из друзей из этой ткани?
Задание 2.
Цель: проверить уровень сформированности умения задавать вопросы.
Оборудование: карточки с изображением деревьев, кувшинов, 3 мальчиков разного роста.
Формулировка задания: посмотри внимательно на карточки, ты видишь на них разные предметы. Пожалуйста, задай мне как можно больше вопросов, глядя на эти карточки.
Если ребенок затрудняется или ограничивается 1 – 2 вопросами, ему можно помочь, подсказав, что вопросы могут быть самыми разными и необычными.
Задание 3.
Цель: проверить умение рассуждать, описывать явления, процессы и обобщать.
Оборудование: 2 полоски – ленточки, например, желтого цвета, разные по длине; 2 условные мерки – белая и красная, разной длины.
Формулировка задания: наши знакомые Медведь, Лис и Заяц собрались в гости к кукле Насте. Они решили идти не с пустыми руками, а подарить новые ленты. Ленты должны быть одинаковой длины. Но как это сделать, наши друзья не знают. Посмотри внимательно на ленты. Как ты думаешь, одинаковой длины они или нет? Давай проверим твои предположения с помощью мерок (ребенку предлагается измерить одну ленту белой меркой, другую – красной). Сколько раз уложилась по длине первой ленты белая мерка? А по длине второй ленты – красная мерка? Как ты думаешь, почему получились разные числа? Как убедиться, что ленты одинаковой длины?
Задания 4.
Цель: определить умение проводить эксперимент с реальным объектом, проверить умение делать выводы и умозаключения.
Задача 1. Определить умение проводить эксперимент.
Оборудование: пианино, кубик, карандаш, кружка, лист бумаги, мяч, веревка, кирпичик.
Формулировка задания: предположим, что некоторое время музыкальные занятия будут проходить не в музыкальном зале, а в группе. Для этого нужно переставить пианино из зала к нам в группу. Единственное свободное место в группе между двух окон. Как узнать, войдет ли пианино на это место? Если дети затрудняются, подтолкнуть их к выводу, что можно было бы попробовать поставить на выбранное место, но это трудно и неудобно. Как еще можно проверить? Обратить внимание ребенка на предметы, которые лежат перед ним. Можно помочь ребенку, подсказав, что, используя некоторые из имеющихся предметов, можно проверить, войдет ли место пианино. Как это сделать? Какими предметами удобнее воспользоваться? Что нужно сделать?
Задача 2. Проверить умение делать выводы и умозаключения.
Формулировка задания: ты измерил пианино с помощью разных предметов. Какой результат у тебя получился? Какими предметами было удобнее пользоваться? Почему? Зачем нужно было измерять пианино и то место, куда хотели его поставить?
Степень самостоятельности ребенка не этапах проведения исследования оценивалась по результатам наблюдения за деятельностью детей в процессе осуществления данной деятельности.
Для количественной обработки материалов была использована 3-бальная система. Использование математических расчетов дало возможность достаточно точно и объективно определить уровни сформированности исследовательских умений старших дошкольников, а также четко фиксировать их продвижение в знаниях и умениях.
После выполнения задания и стоящих в нем задач в специальную графу таблицы заносятся отметки о баллах. В процессе выполнения заданий использовать некоторые виды стимулирования деятельности детей: поощрения – похвалу, одобрение; помощь воспитателя.
Уровни овладения детьми исследовательской деятельности
Показатели | Уровни | ||
Высокий | Средний | Низкий | |
1. Умение формулировать проблему. | |||
2. Умение выдвигать гипотезы, строить предположения. | |||
3. Умение формулировать и задавать вопросы. | |||
4. Умение описывать явления, процессы, рассуждать и обобщать. | |||
5. Умение делать выводы и умозаключения. | |||
6. Степень самостоятельности при проведении эксперимента. |
На заключительном этапе проводится итоговая диагностика.
Итоговая диагностика выявления уровня развития исследовательской деятельности у дошкольников.
Цель: определить уровень развития исследовательской деятельности старших дошкольников после проведения эксперимента.
Условия: детям предлагаются задания, используемые в первоначальной диагностике. Задания выполняются индивидуально.
Методы: наблюдения, анализ деятельности, метод математической обработки данных.
Задания для диагностики те же, что и на исходном уровне.