Финансовая грамотность в ДОУ
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи. В нашем ОУ работа по финансовой грамотности ведется с 2019г..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Опыт работы «Обучение основам финансовой грамотности старших дошкольников» | 34.5 КБ |
chast_1.ppt | 2.43 МБ |
chast_2.pptx | 2.2 МБ |
chast_3.pptx | 2.54 МБ |
chast_4.pptx | 2.26 МБ |
mult-klass.doc | 582.5 КБ |
proekt_finansy_st_gr.doc | 207.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы
«Обучение основам финансовой грамотности старших дошкольников»
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.
В нашем ОУ работа по финансовой грамотности ведется с 2019г.. В целях финансового просвещения детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) в сентябре 2019 года был разработан и апробирован образовательный проект «Юные финансисты» (слайд). Результатом проекта стало создание методической копилки по теме, обогащение предметно-развивающей среды и конечно создание системы работы по финансовой культуре детей.
В 20-21 учебном году экономическое воспитание дошкольников мы начали осваивать с детьми 5-6 лет (в старшей группе). На основе парциальной программы была разработана система работы (проект), который мы реализуем в течение всего учебного периода.
Целью проекта является формирование предпосылок финансовой грамотности. Проект направлен на решение задач, которые вы видите на слайде.
Свою работу по обучению детей я начала с опроса родителей (результаты анкетирования представлены на слайде). Большинство (65% родителей) считают, что ещё рано внедрять в образовательный процесс финансовое воспитание. На самом деле, многие родители не понимают насколько важно приобщить ребенка к финансовой культуре ещё с детства, ведь это полезный и правильный путь подготовки ребенка к жизни, его приспособленности к социуму. Сложившееся положение объясняется тем, что родители мало внимания уделяют экономическому воспитанию из-за отсутствия у них необходимой информации по данному вопросу, специальной программы, предметно-развивающей среды и целенаправленной работы с детьми.
С целью родительского просвещения были проведены беседы, консультации («Правила карманных денег», «Дети должны знать цену деньгам»), оформлен информационный уголок, запланированное родительское собрание пришлось перенести из-за ограничений, надеемся провести в ближайшее время.
Работа началась с создания условий для формирования элементарных экономических знаний у детей: предметно-пространственной среды и подготовки методического обеспечения, а также проведения мониторинга (слайд).
Разработанное тематическое планирование состоит из 6 разделов (потребности, труд, деньги, цена, бюджет, экономия). Не буду подробно на них останавливаться, думаю, вы все уже знаете что подразумевает работа по каждому направлению.
В возрасте 5-6 лет различные виды игровой деятельности проводились и проводятся 1-2 раза в неделю и включаются в разные формы и методы работы с детьми (в непосредственно образовательную, трудовую, индивидуальную и совместную деятельность) и использовались в определенной последовательности. Их усложнение определялось развитием умений детей: от умения различать виды потребностей (материальные, духовные, социальные) к умению устанавливать взаимосвязь между потребностями и возможностями; от умения выделять последовательность трудовых действий, иметь представления о доходе и его динамике, о расходах и их многообразии к способности самостоятельно осознавать взаимосвязь понятий «труд-продукт-деньги». В работе использовались игры, которые проводились не только на этапе ознакомления нового материала (««Подарок ко дню рождения», «Что ты выберешь», «Потребности моей семьи», «Где продают и покупают?»), но и на этапах закрепления, повторения, обобщения («Путешествие в страну товаров», «Доходы семьи Чебурашки», «Жила-была денежка»). В мульт-классах дети знакомились с понятием деньги, с многообразием физиологических потребностей и предметов, их удовлетворяющих. После того, как дети получили информацию об истории возникновения денег, организовывались игры логического блока (например, игра-занятие «Какими деньгами пользуются люди других стран», «Путешествие Монетки»), ситуативные беседы («Зачем людям нужны деньги», «Где можно купить?»).
Немного расскажу про Мульт-класс (буклеты) - это мероприятие, в ходе которого дошкольники сначала узнают новое из видеороликов, а затем закрепляют эти знания, вместе с воспитателем решая практические задачи. В конце занятия проводится небольшой блиц-опрос, чтобы проверить, как материал был усвоен.
Мультипликационные ролики, которые демонстрируются во время мульт-класса, в простой и доступной для дошкольников форме объясняют основы финансовой грамотности. Продолжительность — 10- 15 минут. Каждый мульт-класс включает в себя:
• один или несколько видеороликов (их можно скачать или посмотреть на YouTube);
• игровую ситуацию с практическими заданиями для дошкольников (например, дети с большой активностью помогают друг другу и игровому персонажу справляться с различными препятствиями и заданиями за вознаграждение)
• беседа с обсуждением
Очень помогло в работе создание своими руками совместно с детьми лэпбука «Юные экономисты» (показать). В него мы поместили стихи, игры, различные лото, пословицы и поговорки, проблемные ситуации. Лэпбук – прекрасное красочное пособие, которое пользуется спросом и в самостоятельной деятельности воспитанников.
Полученные знания дети применяют в викторинах и конкурсах (слайд), а в декабре нашим ОУ было принято участие в апробации «Дол-игры» по финансовой грамотности.
В дальнейшем планируется продолжить работу по обучению детей основам финансовой грамотности. С этой целью мы начали разработку рабочей тетради по выстроенной системе работы.
Резюмируя все вышеизложенное, можно сделать вывод, что создание условий, практическая деятельность, а также тесная работа с родителями положительно повлияли на формирование финансовой грамотности, а значит и основ экономической культуры у дошкольников. Итоговый мониторинг мы проведем в мае, и думаю, увидим значительное улучшение.
Напоследок, хотелось бы отметить, что во многих регионах нашей страны собраны сборники конспектов различных видов деятельности по формированию у дошкольников основ культуры финансов. Учитывая актуальность этой темы, и количество педагогов работающих по этому направлению в районе мы уже можем выпустить методичку нашего муниципального образования.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Работа с детьми старшего дошкольного возраста 2019-20 уч.гг. Образовательный проект «Юные финансисты» Предметно-развивающая среда Методическая копилка
Работа с детьми старшего дошкольного возраста 2020-21 уч.гг.
Задачи проекта «Занимательные финансы» Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников; Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности; Совершенствовать коммуникативные качества детей; Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых. Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.
Результаты анкетирования родителей Согласны ли Вы с тем, что обучение финансовой грамотности необходимо начинать с дошкольного возраста?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мониторинг экономического воспитания детей Мониторинг составлен на основе программ экономического воспитания детей А.Д.Шатовой «Дошкольник и экономика» и Е.А.Курак «Экономическое воспитание дошкольников» Мониторинг составлен на основе программ экономического воспитания детей А.Д. Шатовой «Дошкольник и экономика и Е.А. Курак «Экономическое воспитание дошкольников»
Тематическое планирование проекта: Потребности Потребности Деньги Цена Бюджет Экономия
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предметно-развивающая среда «Играем в экономику» Поделки из монет, творческие работы Лепбук Банкомат Дидактический материал
Двух попугаев можно обменять на одного котенка. Один котёнок меняется на 3 рыбки, а один щенок — на двух попугаев. Сколько рыбок надо отдать, чтобы получить щенка?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Участие в апробации ДОЛ-игры «Шаги к успеху
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Краткое содержание
Мышарик — ректор волшебного университета. Остальные — его студенты.
Каждый из них уже освоил какое-то волшебное умение, недоступное другим. У Кроша хорошо получаются кактусы, у Ежика — почему-то бантики.
Ежик завидует умению Кроша — он коллекционирует кактусы. Просит подарить. Крош хочет меняться, но бантики ему не нужны. Тут Ежик узнает, что у Нюши отлично получаются морковки. Он меняет бантики на морковки, а морковки — на кактусы.
Все счастливы, но тут видят превосходный скейт, какие умеет наколдовывать продвинутый студент Копатыч. В
се пытаются выменять скейт на то, что имеют, но Копатычу не нужны морковки, кактусы и бантики.
Они идут к ректору — Мышарику с вопросом: как быть? Великий маг Мышарик превращает морковки, сделанные Нюшей, бантики, созданные Ежиком, и кактусы, изготовленные Крошем, в маленькие блестящие «диски силы» — монеты.
Мышарик объясняет, что деньги — это удобная вещь, которая позволяет не менять бантики на морковки, а морковки на кактусы, а сразу приобрести необходимое.
Например, скейт. Крош, Ежик и Нюша приобретают у Копатыча скейт за три монеты.
Применение в проектной деятельности
Можно рекомендовать видеоматериал для использования при подготовке мини-проектов по следующим темам:
- Для чего нужны деньги
- Как деньги облегчают обмен
Что сколько стоит
МБОУ Инзенская НШ
Мульт-класс
«Школа магов»
Методическая разработка
Воспитателя 1 квалификационной категории Клачковой Е.Г.
Дидактическая карта
Темы занятий, на которых рекомендуется использовать мультфильм |
| |
Основные понятия | Потребности, обмен, товары и услуги, деньги | |
Планируемые результаты обучения | ||
Личностные характеристики и установки | Понимание того, что деньги не цель, а средство обмена. | |
Предметные результаты |
| |
Компетенции |
|
Варианты использования в учебном процессе
При рассмотрении темы занятия «Как появились деньги» предлагается использовать два мультфильма («Секрет мастера» и «Школа магов»). Это занятие является первым в разделе «Деньги». Поэтому очень важно методически грамотно использовать мультфильмы для того, чтобы заинтересовать и увлечь ребят.
Рекомендуется начать занятие с обсуждения вопроса о том, что такое обмен и почему люди начали меняться. Для иллюстрации этой темы наилучшим образом подходит серия «Секрет мастера». Затем, при обсуждении недостатков натурального обмена предлагается использовать серию «Школа магов». Просмотр серии может вестись в качестве обобщающего материала.
После просмотра рекомендуется провести обсуждение по следующим вопросам:
- Трудно ли было героям обменять товары между собой до того, как они стали использовать «магические диски»?
- Почему с использованием «магических дисков» героям стало проще обменивать товары? Почему Мышарик называет их «дисками силы»?
- Что служит аналогом «магических дисков» в реальной жизни?
- Почему за скейт герои отдали три диска, что можно сказать о цене скейта? (скейт сделать сложнее, его ценность выше, он стоит дороже)
- Почему Копатыч согласился расстаться со скейтом, получив взамен диски? Потому ли, что они красивые и блестят? (нет, потому, что он рассчитывает потом купить за диски что-то, что ему нужно, и что он не может сделать сам)
- Безгранична ли магическая сила дисков-денег? (нет, очень многие вещи в жизни за деньги не купишь, не в деньгах счастье)
После коллективного обсуждения мультфильма можно предложить практикум для парной работы по решению занимательных задач межпредметного содержания. Практикум можно провести в форме игры – интеллектуального соревнования (с использованием раздаточного/демонстрационного материала):
Двух попугаев можно обменять на одного котенка. Один котёнок меняется на 3 рыбки, а один щенок — на двух попугаев. Сколько рыбок надо отдать, чтобы получить щенка?
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Инзенская начальная школа
Проект
по экономическому развитию
для старших дошкольников
«Занимательные
финансы»
Разработали и реализовали
воспитатели 1 кв.категории:
Клачкова Е.Г.
Туркина Е.В.
2021
Актуальность
Низкий уровень финансовой грамотности негативно влияет на личное благосостояние и финансовый потенциал домашних хозяйств, препятствует развитию финансового рынка, затормаживает инвестиционные процессы в экономике и приводит к ухудшению социально-экономического положения страны. Проблема связана с фрагментарным характером преподавания основ финансовой грамотности в образовательных организациях, недостатком понятных и доступных учебных программ и образовательных материалов для всех слоев населения, недостатком квалифицированных преподавателей основ финансовой грамотности. Это влечет за собой недостаток или отсутствие навыков и компетенций, необходимых для эффективного управления личными финансами, осуществления осознанного выбора финансовых услуг, взаимодействия с финансовыми организациями, органами и организациями, которые занимаются защитой прав потребителей финансовых услуг.
Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.
Содержание проекта, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.
Цель проекта: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Проект по формированию финансовой грамотности «Занимательные финансы» включает следующую информацию:
- актуальность экономического воспитания на современном этапе и социальную значимость;
- принципы реализации проекта;
- цели и задачи образовательной деятельности с детьми в рамках предложенного проекта;
- сроки и этапы реализации проекта;
- управление и обеспечение проекта;
- ожидаемые результаты после реализации проектных мероприятий и показатели эффективности проекта;
- планируемые мероприятия в рамках проекта;
- заключительные положения, перспективы дальнейшего развития проекта.
Проект составлен в соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО).
Проект по формированию финансовой грамотности «Занимательные финансы» разработан в целях финансового просвещения детей старшего дошкольного возраста в рамках комплексно-тематического планирования образовательной деятельности.
Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства.
Проект предусматривает тесный контакт между детьми, воспитателями и родителями, что облегчает восприятие детьми нового материала.
Задачи:
- Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;
- Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;
- Совершенствовать коммуникативные качества детей;
- Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.
- Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.
Предполагаемые результаты:
Приобретение новых знаний социально-экономического характера;
Приобретение первичных навыков рационального распределения доходов
семьи;
Усвоение следующих вопросов: как сберегаются деньги, как научиться
принимать правильные финансовые решения;
Получение навыков ответственного отношения к финансовым обязательствам;
Развитие мышления через умение анализировать, сравнивать, синтезировать,
обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Участники проекта:
- дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет);
- воспитатели группы;
- родители.
Сроки реализации проекта: краткосрочный (2 недели)
Тип проекта: информационно-исследовательский
Модель реализации проекта
Направления работы | Содержание деятельности |
1. Работа с детьми | 1. Беседы, дидактические и подвижные игры. |
2. Рассматривание картин, изображений, иллюстраций. | |
3.Чтение познавательной, художественной литературы. | |
4. Целевые прогулки, наблюдения. | |
5. Продуктивная деятельность детей. | |
6. Итоговое занятие. | |
2.Сотрудничество с родителями | 1. Помощь в оборудовании и оснащении материалом экономического уголка в группе. |
2. Анкетирование родителей. | |
3. Родительское собрание. | |
4.Оформление консультации для родителей. | |
3.Методическое сопровождение | 1. Организация предметно-развивающей среды для ознакомления детей с экономическими понятиями. |
2. Подборка наглядно-иллюстрированного материала. | |
3. Картотека дидактических, подвижных игр. | |
4. Конспекты бесед, НОД. | |
5. Подборка художественной литературы . | |
7.Консультационный материал для педагогов. | |
8. Консультационный материал для родителей. | |
9.Обобщение и распространение наработанного материала. |
Этапы проекта:
1этап – Организационный:
- Изучить отношение дошкольников к финансовым нормам.
- Создать мотивационную основу для активного участия детей и родителей в проекте.
- Постановка и определение целей и задач проекта;
- Довести к сведению педагогов, родителей воспитанников цели и содержания проекта;
- Подбор литературы по теме, плакатов и буклетов;
- Подбор пословиц и поговорок об экономии;
- Подбор иллюстраций по теме, текстов художественных произведений и
стихотворений;
- Консультации для родителей;
- Подбор информации для родительского уголка;
- Оформление стенда по теме
2 этап – Практический: реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми. Это использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов (Уроки тетушки совы), презентаций, беседы, экскурсии, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность.
Перспективное планирование работы с детьми
День недели | Экономические категории | Совместная деятельность педагога с детьми | Цель |
18.01.2021 | Потребности | Дидактические игры «Кому что нужно», «Собираясь в дальний путь взять с собою не забудь!» ООД «Почему взрослые работают?» | выявить знания детей о потребностях растений, животных, человека в свете, воде, пищи. Закреплять понимание экономических категорий «потребности», «труд», «продукт труда», «профессия», «специальность»; Продолжать формировать элементарные представления о различных профессиях, специальностях |
19.01.2021 | Труд | Беседа о труде Дидактические игры «Кому что нужно для работы» «Телепередача «Почта гнома Эконома», «Кто лучше знает инструменты» | сформировать представления о содержании деятельности людей некоторых новых и известных профессий, предпочитая профессии родителей детей данной группы детского сада Воспитывать уважение к труду, трудолюбие; отрицательное отношение к лени. |
20.01.2021 | Выразительное чтение стихотворений о труде и профессиях Сюжетно-дидактические игры «Магазин Ткани», «Промтовары», «Супермаркет», «Рынок» | познакомить учащихся с многообразием мира профессий, важностью каждой из них; развивать любознательность, расширять кругозор; воспитывать уважительное отношение к любому труду Формировать системные знания о предмете, выделять новую сторону; предмета- товар, как результат труда; показать детям производственный цикл изготовления товаров; зависимость цены товара от его качества и количества. | |
21.01.2021 | Деньги | ООД «Деньги: монета, банкнота, пластиковая карта» Просмотр мультфильма «Смешарики. Азбука финансовой грамотности» | раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта»; наличные и безналичные деньги; закреплять знания детей о внешнем виде современных денег |
22.01.2021 | Интерактивное занятие по мотивам сказки «Приключение монетки» Показ спектакля К.И. Чуковского «Муха Цокотуха» | сформировать у дошкольников представление о денежных знаках нашей страны; научить различать монеты разного достоинства; показать, что достижение результата возможно сообща и согласованно. Учить различать достоинство купюр; умение считать, совершенствовать покупки, определяя цену товара, при помощи денег | |
25.01.2021 | Цена | Рисование «Копилка» Игра «Купи другу подарок» | учить рисовать контур зайца простым карандашом и закреплять умение раскрашивать красками не выходя за контур; развивать мелкую моторику рук научить подбирать монеты разного достоинства, в сумме составляющих цену подарка |
26.01.2021 | Дидактическая игра «Интересные покупки» Сюжетно-дидактическая игра «Маленькие покупки» | Продолжать учить считать; совершенствовать покупки, определять цену товара при помощи денег Воспитывать бережливость, расчѐтливость, смекалку, трудолюбие, осуждать жадность | |
27.01.2021 | Бюджет семьи | ООД Семейный бюджет и расходы семьи Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Больница», «Театр», «Парикмахерская»; Спектакль-ярмарка «Вкусный хлеб»; сюжетно-дидактическая игра «Маленькие покупки» | Расширять представление детей о том, как складывается семейный бюджет; Познакомить с новым понятием «расходы», какими они бывают Дать понятия новым словам: бюджет и его составляющих (зарплата, пенсия, стипендия); дать представление о доходе и его динамике (увеличение, уменьшение); о сущности расходов, показать их многообразие. |
28.01.2021 | Экономия | ООД «Экономия тепла, света, воды» Проблемная ситуация «Кто купит больше?» | Развить познавательный интерес детей к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике; продолжать формировать понимание единства человека и природы, дать образное и упрощённое объяснение понятий энергосбережения, электроэнергии, экономного пользования водой, сохранения тепла Дать понятия новым словам: бюджет и его составляющих (зарплата, пенсия, стипендия) - Дать представление о доходе и его динамике |
29.01.2021 | Открытое мероприятие для педагогов «Квест-игра «Гуси-лебеди» | Расширить представление детей о необходимости рационального использования денег, о том, откуда берутся деньги, что такое труд за деньги |
Перспективное планирование работы с родителями
День недели | Совместная деятельность педагога с детьми |
18.01.2021 | Анкета для родителей «Мой ребенок и финансовая грамотность» |
19.01.2021 | Папка-передвижка «Практические советы родителям по формированию финансовой грамоты у детей дошкольного возраста» |
20.01.2021 | Буклет для родителей «Бережное и разумное отношение к деньгам – это то, что дети возьмут в первую очередь у родителей» |
21.01.2021 | Консультация для родителей «Дайте ребенку знания о деньгах» |
22.01.2021 | Памятка «5 советов, чтобы научить ребенка грамотно распоряжаться деньгами» |
25.01.2021 | Папка-передвижка «Дети и деньги» |
26.01.2021 | Буклет «Как можно сэкономить деньги в семье» |
27.01.2021 | Рекомендации для родителей «Карманные деньги» |
28.01.2021 | Чек-лист для родителей «Экономический словарик для детей» |
29.01.2021 | Родительское собрание «Дети и деньги» |
3 этап – Заключительный:
Подведение итогов реализации проекта в форме квест-игры «Гуси-лебеди»;
Публикация результатов проекта;
Выступление на заседаниях методического совета МБОУ;
Проведение мастер-класса для педагогов образовательной организации
Результаты проекта:
- Приобрели новые знания социально-экономического характера;
- Приобрели первичные навыки рационального распределения доходов семьи;
- Усвоили следующие вопросы: как сберегаются деньги, как научиться
принимать правильные финансовые решения;
- Получили навыки ответственного отношения к финансовым обязательствам;
- Развили навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
- Развили самостоятельность и личной ответственности за свои поступки.
Продукт проекта:
- Квест-игра для детей «Гуси-лебеди»
- Конкурс детского рисунка «Нарисуй купюру будущего»
- Конкурс поделок «Моя копилка»
- Деловая игра для родителей детей старшей группы «Азбука финансов».
- Виртуальная экскурсия «Дом, в котором живут деньги» совместно с
представителем Сбербанка.
- Лэпбук «Юные экономисты», настольная игра «Шаги к успеху»
Список использованных литературных источников
- Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.55.
- Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.103.
- Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с.8.
- Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.
- Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.
- Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11. с.75.
- Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб.: «Детство – пресс», 2001. – 176с.
- Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.
- Смоленцева А.А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.63.
- Ягунова Н.М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.128.
Интернет ресурсы
https://www.minfin.ru/ru/document
https://dohcolonoc.ru/
http://e.stvospitatel.ru/