Формирование предпосылок к учебной деятельности
Формирование предпосылок к учебной деятельности как важнейший аспект подготовки ребенка к школьному обучению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для воспитателей и родителей | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ВАЖНЕЙШИЙ АСПЕКТ ПОДГОТОВКИ РЕБЕНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ.
В настоящее время все больше внимания уделяется формированию предпосылок и элементов учебной деятельности у старших дошкольников. Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации к школе. Гораздо чаще проявляются различные трудности обучения, среди них значительно больше неуспевающих.
Наиболее широко понятие «элементы учебной деятельности» представлено в работах Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова и их последователей. Учебная деятельность определяется в них как ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте, как особая форма социальной активности, проявляющая себя с помощью предметных и познавательных действий, в ходе которых дети овладевают системой научно-теоретических понятий и опирающихся на них способов решения конкретно-практических задач.
Цель учебной деятельности – познание детьми окружающего, т.е. овладение ими системой знаний, навыков и умений, компетенций. В этом процессе также формируются способности и черты характера ребенка. Научный смысл формирования учебной деятельности будет ограниченным, если под этим понимать либо процесс развития способности, либо становление научно-теоретического мышления, либо обучение творчеству. Формирование учебной деятельности – прежде всего процесс формирования субъекта этой деятельности, проблема развития личности как ее субъекта.
Учебная деятельность не тождественна усвоению знаний, умений, навыков, которые ребенок может получать и вне этой деятельности, например в игре, труде. Однако только в условиях учебной деятельности возможно усвоение системы теоретических понятий как формы общественного опыта. Доказано, что развитие учебной деятельности возможно в первую очередь на основе осознанного вычленения ребенком способа действий. Поэтому важной предпосылкой к учебной деятельности выступает овладение детьми общими способами действий, т.е. такими способами, которые позволяют решать ряд практических или познавательных задач, выделять новые связи отношения.
Важные элементы учебной деятельности – обобщенные умения, на основе которых формируются универсальные учебные действия. Среди них особое место занимает умение выделять учебную задачу и превращать ее в самостоятельную цель деятельности.
Среди предпосылок к учебной деятельности выделяются противоположные по сути умение работать по инструкции и способность самостоятельно находить способы решения практических и познавательных задач.
В старшем дошкольном возрасте при решении практических задач сознание детей переориентируется с конечного результата на способы его достижения. Дошкольники начинают осмысливать свои действия и их результаты, т.е. осознавать путь, с помощью которого приобретаются новые знания. такое осознание повышает успешность формирование у них новых познавательных действий и вместе с этим новых, более сложных знаний.
В дальнейшем необходимо учить детей использовать усвоенный способ в новых условиях, в соответствии с которыми они изменяют конкретные формы его употребления, сохраняя вместе с тем общий принцип. Это достигается в ходе решения ряда сходных, но не тождественных задач, приводящих ребенка к определенному обобщению, возникновению прецедента для переноса найденных способов действий в новые, измененные условия, становлению соответствующих навыков.
Важная предпосылка к становлению учебной деятельности – умение контролировать способ выполнения своих действий и оценивать их. Поскольку учебная деятельность осуществляется на основе образца действий, то без сопоставления реально производимого ребенком действия с образцом, т.е. без контроля, учебная деятельность лишается основного компонента. Психолого-педагогические исследования последних лет дают основание считать, что подготовка к учебной деятельности рационально начинать именно с формирования названных умений.
К предпосылкам к учебной деятельности относятся также сформированность личностного (мотивационного) компонента. Первым условием успешного учения ребенка в начальной школе является наличие у него следующих мотивов:
- отношение к учению как к важному общественно значимому делу;
-стремление к приобретению знаний;
- интереса к определенным учебным предметам.
Предпосылками возникновения этих мотивов служат, с одной стороны, формирующиеся к концу дошкольного детства общие желания детей поступить в школу, приобрести почетное в глазах ребенка положение школьника, а с другой – развитие любознательности, умственной активности, обнаруживающиеся в живом интересе к окружающему, стремление узнать новое.
Неоднократно проводившиеся опросы детей в подготовительных к школе группах детского сада показали, что поступить в школу хотят практически все дети, хотя это желание они обосновывают по-разному. Одна часть детей в качестве привлекательных моментов школьной жизни указывает получение знаний, другая ссылается на внешний аксессуар – обладание портфелем, звонки, перемены, общение с учителем и другое.
Это, однако, не означает, что такие дети мотивационно к школе не готовы. Решающее значение имеет само положительное отношение к ней, создающее благоприятные условия для последующего формирования более глубокой, собственно учебной мотивации.
Учебная мотивация – система, включающая:
- познавательные потребности, цели, интересы, стремление, идеалы;
- мотивационные установки, которые придают ей активный и направленный характер, входят в структуру и определяют ее содержательно-смысловые особенности.
Учебная мотивация – частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность, в данном случае - учебную. Учебная мотивация позволяет развивающейся личности определить не только направление, но и способы реализации различных форм учебной деятельности, задействовать эмоционально-волевую сферу. Она выступает в качестве значимой многофакторной детерминации, обусловливающей специфику учебной ситуации в каждом временном интервале.
Следующее условие успешности учения заключается в развитии произвольности, управляемости поведения. Произвольность внешнего, двигательного поведения обеспечивает ребенку возможность выдерживать школьный режим, в частности организованно вести себя на уроках. Произвольное управление внутренними, психическими действиями необходимо для целенаправленного наблюдения за явлениями, сохранение сосредоточенного внимания даже в тех случаях, когда материал не представляет для ребенка непосредственного интереса, для запоминания предлагаемых учителем или содержавшихся в учебнике сведений с применением соответствующих приемов, для последовательного обдумывания хода решения задач и тому подобное.
Таким образом, успешность обучения в школе зависит от целого ряда факторов. Важнейшая составляющая успешной учебной деятельности – умение понимать суть учебной задачи и решать ее. Отличие учебных задач от практических состоит в том, что основная цель деятельности детей заключается в усвоении общих способов выделения свойств предметов или явлений и решение определенного класса конкретных практических задач. Именно обращение от результатов деятельности к способам можно выделить как основную характеристику полноценной учебной деятельности.
Д.Б.Эльконин отмечал, что не всякая учебная задача может стать центральным звеном учебной деятельности, а лишь такая, которая содержит в себе учебную проблему. Поэтому формирование элементов учебной деятельности, обеспечение готовности детей к школьному обучению требуют от педагога владения технологиями проблемного обучения.
Литература
1.Безруких М.М. Готов ли ребенок к школе.- М.: Наука,2005 - 128с.
2. Гербова, В. В. Коммуникация. Развитие речи и общения детей в подготовительной к школе группе детского сада / В.В. Гербова. - М.: Мозаика-Синтез, 2013. - 112 c.
3. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - 3-е изд. - СПб.: Речь, 2010. - 152 с.
4.Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера.- М.: Педагогика, 1988. - 135 с.