Педагогический опыт.
«Организация научно-исследовательской деятельности во внеурочной деятельности младших школьников»
Проблематика, связанная с формированием коммуникативной культуры личности, является частью более широкой проблемы – инкультурации личности – ее “вхождения” в мир культуры, привлечения к культурным ценностям социума. Эта проблема рассматривается сегодня как одна из центральных в педагогике и прикладной культурологии, в связи с чем возникает вопрос об интеграции педагогических и культурологических исследований.
Вопросы формирования коммуникативной культуры личности всегда были в центре внимания педагогики и исследовались в различных аспектах (культура общения, поведения, межличностных отношений, речевая культура и т.д.).
В процессе неформального общения, в игровой, развлекательной деятельности, деятельности по интересам у ребенка формируются ценностные ориентации, модели поведения и общения, которые функционируют в досуговых общностях и далеко не всегда совпадают с теми, которые стараются привить ему семья и школа.
Термином «внеклассная работа» чаще всего обозначается воспитательная работа, проводимая классными руководителями и учителями-предметниками с учащимися своей школы после уроков; термином «внешкольная работа» - воспитательная работа, осуществляемая специальными внешкольными учреждениями.
В настоящее время, когда усилилось взаимодействие школ и внешкольных учреждений, расширилось понятие «внешкольные учреждения», осуществляется единое планирование и эффективная координация всех воспитательных сил, оказывающих помощь школе в воспитании учащихся, эти понятия часто сливаются и объединяются в одно понятие «внешкольная работа».
Термины «внеурочная» и «внеучебная» воспитательная работа можно рассматривать как наиболее широкие и синонимичные, охватывающие все формы воспитательной работы, проводимые вне учебного времени. Наиболее общим принципом, определяющим специфику занятий с учащимися во внеурочное время, является добровольность в выборе форм и направления этих занятий. Очень важно, чтобы школьникам был предоставлен выбор кружков или секций, которые бы достаточно полно отражали все стороны воспитания. Это важно подчеркнуть, так как иногда школа, добившись успеха в каком-то интересном деле, например, создав школьный музей, разработав интересные традиции, старается вокруг этого так построить всю воспитательную работу, чтобы это главное дело определяло лицо школы. Для выявления круга интересов учащихся в школе можно распространить анкету (сбор пожеланий) о том, чем бы ребята хотели заняться после уроков.
Далее, очень важно, чтобы любой вид занятий, в который включается учащийся, имел общественную направленность, чтобы он видел, что то дело, которым он занимается, нужно и полезно обществу, людям.
Очень важна и опора на инициативу и самодеятельность, особенно в условиях организации каких-либо дел в школе, где учителя все еще много стараются сделать за ребят.
Если этот принцип правильно реализуется, то любое дело или мероприятие воспринимается школьниками так, как будто оно возникло по их инициативе, даже если оно и было подсказано старшими.
Желательно, чтобы ученики были вовлечены в активную, в том числе поисковую деятельность, связанную с розыском необходимых материалов, источников их получения и т. д.
Внеклассная и внешкольная работа не должна строиться только на принципе развлекательности, однако желательно, чтобы в ней были и романтика и игра, чтобы ей сопутствовала красочность и эмоциональность.
Успеху внеучебной воспитательной работы содействует четкая организация, соблюдение расписания занятий или намеченных сроков.
При выборе содержания, организационных форм и методов всегда соблюдается принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Очень важным условием действенности всех видов внеучебной воспитательной работы с учащимися является обеспечение их единства, преемственности и взаимодействия.
В школах широко распространена кружковая работа, организуемая учителем по своему предмету. В предметные кружки, например по литературному чтению, математике, вовлекают учащихся нескольких параллельных (или смежных) классов. Драматическим, танцевальным, кружками выпиливания и резьбы по дереву, фото, радио, кинолюбителей руководят, как правило, специально приглашенные школой преподаватели или родители учащихся.
Кружки иногда называют секциями, студиями, обществами (общество «Юный натуралист», клуб шахматистов). В некоторых школах есть свои телестудии.
Очень важно, чтобы занятия кружков проводились по твердому расписанию, без переносов и пропусков, без траты времени на поиск свободного помещения.
Кружковая работа обеспечивает возможности и для осуществления более тесной связи и общения между школьниками разных классов, встречающихся в условиях благоприятной эмоциональной обстановки, создающейся на основе общности интересов и духовных потребностей.
Тематические вечера и утренники имеют, прежде всего познавательную направленность и посвящаются какой-либо одной специальной теме (например, вечер, посвященный дружбе с природой, утренник «Сказки Пушкина»). Чаще всего их проводят для нескольких параллельных классов.
Распространены диспуты, вечера вопросов и ответов на определенные темы, чаще всего на темы морали, которые привлекают к себе большое внимание, а также праздничные вечера и вечера отдыха.
Во многих школах двери школы во время вечеров или других массовых праздников открыты и для родителей.
Дух соревнования в жизнь школы вносят различного вида конкурсы, смотры, олимпиады, турниры, фестивали и другие формы состязаний.
В ряде школ есть специальные «Кружки интересной встречи» (по математике, русскому языку, окружающему миру и т п.), которые в течение года работают над заданиями к олимпиаде.
Состязания, смотры и олимпиады часто проводят для всех школ района. Заканчиваются они городскими и республиканскими состязаниями и смотрами. Часто в связи с этими конкурсами или независимо от них в школах устраиваются выставки. Это могут быть выставки творчества юных умельцев: «Умелые руки», «Подарки мамам», тематические стенды-выставки («О завоевании космоса», «Жизнь детей за рубежом»), выставки-отчеты об экскурсиях и походах («Что мы видели на заводе», «По местам боев») и т. д.
Школы проводят много экскурсий: в музей, в природу, на производство, в колхоз, совхоз и т. д. Экскурсии имеют большое воспитательное и образовательное значение. Многие из них проводятся учителями-предметниками и связываются с изучением очередных тем и разделов курса.
Все большее развитие получает в школах туристическая и краеведческая работа: туристические походы различного целевого назначения и длительности, экспедиции по плану работы кружков или по заданиям дружины и комитета комсомола (по розыску героев Отечественной войны, сбору народного фольклора, археологические, геологические).
Обычно они завершаются выпуском специальных стенгазет, бюллетеней, альбомов, организацией выставок собранного материала и т. д.
В настоящее время в жизни школ большую роль стали играть музеи. В их числе музеи боевой и трудовой славы, музеи, посвященные боевому пути, пройденному воинским подразделением (частью, армией). Многие музеи такого типа носят мемориальный и краеведческий характер. Организуются и литературные музеи.
Популярностью пользуются в школах разного рода устные журналы типа «Хочу все знать» с научно-политическими разделами или юмористические. В отдельных школах сложилась традиция выпуска рукописных журналов, которые чаще всего имеют литературную направленность (типа «Мы пробуем перо», «Наш литературный альманах»).
Большую помощь учителям и учащимся во всех видах внеклассной работы оказывает школьная библиотека, которая устраивает тематические выставки книг, помогает в подборе необходимой литературы. С помощью своего актива библиотеки выпускают общие обзорные или тематические бюллетени, информируют о новых поступлениях, учат ребят пользоваться различными каталогами и справочной литературой, устраивают обсуждение книг, диспуты. Нередко при библиотеке организуется клуб любителей книги.
Специальными формами общественно полезного труда, организуемого во внеурочное время, являются: ремонт школьного учебного оборудования, оформление кабинетов, школьной библиотеки; сбор металлолома, макулатуры; работа на пришкольном участке, озеленение школы, двора, территории микрорайона и др.
Большое внимание уделяется сейчас внеклассной физкультурно-спортивной работе: коллективным выходам всем классом на каток, походам на лыжах, играм на свежем воздухе в волейбол, футбол, баскетбол и спортивным секциям, работающим при школах.
К массовым школьным мероприятиям, кроме вечеров и праздников, походов и экскурсий, относятся также массовые митинги солидарности, трудовые десанты с целью сбора средств в Фонд мира.
Относительно новой формой организации внеклассной работы стали во многих школах клубы субботнего или выходного дня. В эти дни в школах работают кружки, проводятся конкурсы, спортивные соревнования, демонстрируются кинофильмы, организуются на спортплощадках или в физкультурном зале игры и соревнования, проводятся экскурсии, посещения кино, театров, музеев. Естественно, проведение внеклассной воспитательной работы в школах полного или продленного дня имеет свою специфику.
Несмотря на наличие нескольких вариантов режима учения, труда и отдыха в школах этого типа, общим для всех этих школ является создание лучших условий для организации разнообразной и интересной работы со школьниками в те часы, которые отведены на клубную или кружковую работу, занятия по интересам. У этих школ более тесные и прочные связи и с внешкольными учреждениями.
Были названы и кратко охарактеризованы различные организационные формы внеклассной работы, на практике чаще всего они применяются в сочетании: экскурсия завершается выставкой; на тематических вечерах выступают кружки художественной самодеятельности, проводятся игры; во время коллективного похода на лыжах проводятся соревновании.
Делить жизнь человека на рабочую и внерабочую имеет смысл, когда мы говорим о проблемах работы; но еще неизвестно, что для человека представляет большую ценность: работа или досуг. Сводится ли для него смысл досуга только к тому, чтобы успешнее работать? Или он работает для того, чтобы иметь материальные возможности для своего досуга? Как для школьника в личностном плане соотносятся учеба и досуг?
Множество детских мультфильмов, например, посвящены проблемам нежелания ходить в школу, а опросы школьников достаточно четко показывают, что сфера их интересов и желаний находится за пределами школы.
Совершенно очевидно, что тут имеются две точки отсчета. Точно так, как смысл досуга может быть рассмотрен относительно работы, точно так же смысл работы может быть рассмотрен относительно досуга. Досуг функционирует на собственных, присущих ему регулятивных механизмах и может быть описан в «собственных» категориях, а не в категориях работы или учебы.
Для понимания сущности педагогики досуга мы выделяем два подхода к анализу досуга - функциональный и предметный. Не останавливаясь на различных позициях относительно первого подхода, остановимся на той точке зрения, что в наиболее общем плане можно выделить такие функции досуга, как развивающая, рекреационная и развлекательная. Аспект изучения и организация досуга может быть определена приоритетом любой из указанных функций.
В аспекте педагогики досуга акцент производится на развивающей функции. То есть, ее (педагогики досуга) предметом является воспитание и образование в процессе развлекательной и рекреационной деятельности.
Последние необходимо включаются в предмет педагогики досуга как необходимые условия досуговой деятельности, в то время как в школьной педагогике они рассматриваются через призму эффективности обучения в школе.
Во многих исследованиях, особенно зарубежных, досуг определяется через понятие «свобода», понимаемого скорее в психологическом аспекте, как субъективно ощущаемая свобода выбора деятельности.
Проведение анкетирования на тему «Культура досуга младших дошкольников»
Большинство граждан, в семьях которых есть дети от 6 до 17 лет, довольны тем, как их ребенок проводит свободное время (66% ответов среди указанной категории граждан).
Не довольны времяпрепровождением ребенка 27%, затруднились с ответом – 6%.
В представлении взрослых, большую часть своего свободного времени (респондентам был предложен перечень занятий, из которого можно было выбрать не более трех ответов) их ребенок
проводит на улице (37% ответов),
готовясь к урокам (32%),
в общении со сверстниками (31%),
а также за компьютером или у телевизора, видео (28% в обоих случаях).
Каждый пятый респондент (20%) говорит, что большую часть своего свободного времени ребенок уделяет спорту;
15% – прослушиванию музыки; столько же – работе по дому.
11% респондентов упоминают кружки и разнообразные курсы, столько же – чтение, 8% – рисование,
6% – занятия с домашними животными,
5% – ремесло и рукоделие,
4% – игру на музыкальных инструментах.
Большинство детей, судя по ответам респондентов, в той или иной степени включены в домашние заботы, что-то делают по хозяйству – об этом свидетельствуют 81% участников опроса, имеющих детей, причем 48% утверждают, что определенные работы по дому ребенок выполняет каждый день. О том, что ребенок вообще не занимается домашними делами, сказали 15% респондентов.
Кружки, курсы, спортивные секции, судя по ответам опрошенных, по-прежнему распространены довольно широко и пользуются немалым спросом.
Более половины респондентов, имеющих в семьях детей (58%), сказали, что последние посещают либо курсы / кружки по интересам, либо спортивные секции, либо и то, и другое. Дети наших респондентов посещают кружки, курсы, секции, организованные как там, где они учатся – в школе (23% ответов), так и в других местах (29%); 4% опрошенных упомянули как те, так и другие досуговые заведения. Треть участников опроса (33%) говорят, что эти кружки и секции бесплатные; у пятой части опрошенных (21%) дети посещают платные занятия, у 3% – как платные, так и бесплатные досуговые центры.
40% респондентов сказали, что их дети никаких кружков, секций, курсов не посещают. Объясняя причину этого, респонденты чаще всего говорили (им был задан соответствующий открытый вопрос) об отсутствии подходящих кружков и секций в их местности: 'в школе нет кружков, а в центр попасть очень сложно, автобусы ходят плохо'; 'а где посещать? У нас нет ничего' и т. п. (9% по выборке в целом).
Некоторые признавали отсутствие у ребенка определенных интересов, увлечений (6%), ссылались на большую загруженность ребенка учебой (7%), его малый возраст, плохое здоровье (по 4%), отсутствие финансовых возможностей (3%).
Ваш ребенок посещает какие-либо курсы, кружки по интересам или спортивные секции, или никаких курсов, кружков или спортивных секций не посещает? Ребенок 5-10 лет.
|
|
|
Скажите, пожалуйста, курсы, кружки, спортивные секции, которые посещает Ваш ребенок, платные или бесплатные? (Ответы респондентов, чьи дети посещают какие-либо курсы, кружки по интересам или спортивные секции.
Почему Ваш ребенок не посещает курсы, кружки или спортивные секции? (Открытый вопрос. Задавался респондентам, проживающим вместе с детьми школьного возраста, которые не посещают курсы, кружки по интересам или спортивные секции, – 40% от всех респондентов, проживающих с детьми школьного возраста.)
(в % от числа респондентов, проживающих с детьми школьного возраста) | |
У нас нет курсов, кружков, секций | 9 |
'В школе нет кружков, а в центр попасть очень сложно, автобусы ходят плохо'; 'в школе ничего нет, а в город возить не могу'; 'у нас здесь нет секций и кружков'; 'а где посещать? У нас нет ничего'; 'нет кружков, не ведутся в нашем селе, а в другое село далеко ходить'; 'их нет'; 'для такого возраста у нас в селе ничего нет'. |
|
Ребенок занят в школе, на это нет времени | 7 |
'Приезжает поздно с учебы'; 'из-за занятости большой в школе'; 'тяжело совмещать со школой'; 'не хватает время свободного'; 'нет времени'; 'слишком загруженные в школе'; 'учится во 2-ю смену, не успевает'; 'много внимания уделяет урокам в школе'; 'занят уроками'. |
|
У ребенка нет желания, не хочет | 6 |
'Не хочет'; 'не тот интерес, нет такого, чтобы его заинтересовало'; 'это ее особо не интересует'; 'не заинтересован'; 'лень'; 'ходил на борьбу – не понравилось'. |
|
Пока рано, ребенок еще мал | 4 |
'Маленькая'; 'еще маленькая, куда хотелось бы – не берут'; 'молодой еще'. |
|
Ребенок много болеет, инвалид | 4 |
'Не позволяет здоровье'; 'очень слабый, болезненный ребенок'; 'ребенок на инвалидности'; 'Настя – инвалид детства'; 'живет в интернате для слабовидящих, дома в выходные, праздники'; 'по состоянию здоровья'; 'болеет с детства'; 'проходит лечение'; 'часто болеет'. |
|
Все платное, на это нет денег | 3 |
'Нет материальной возможности'; 'платные – дорого, мать их одна воспитывает, а бесплатных нет'; 'все платное, а денег лишних нет'; 'платить мы не в состоянии'; 'по его интересам на кружки не хватает средств'; 'не позволяют финансы ходить в бассейн'. |
|
У ребенка свои интересы, мы занимаемся самостоятельно | 3 |
'Он занимается компьютером'; 'интереснее в интернете'; 'он занимается рыбалкой'; 'посещали летом, весной и осенью занимается плаванием'. |
|
Другое | 2 |
'Мама не разрешает'; 'поздно кинулись – в кружки набрали детей; 'грубость преподавателя отбила охоту посещать секцию футбола'; 'поселились здесь недавно. Пока не определились'; 'родителям некогда заниматься'. |
|
Затрудняюсь ответить, нет ответа | 4 |
На что, на какие занятия Ваш ребенок тратит больше всего свободного времени?
Если говорить в целом, Вы довольны или недовольны тем, как Ваш ребенок проводит свободное время?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В бюджете времени учащихся обычно выделяют учебное и внеучебное время, а в последнем: время, связанное с учебой в общеобразовательной школе; время на домашний труд, помощь родителям; время на удовлетворение физиологических потребностей и досуг. В соответствии с рекомендациями врачей и педагогов внеучебное время на домашний труд и досуг должно составлять в будни примерно 6 час. для младших школьников (около 25% суточного бюджета времени).
Учебное время и время, связанное с учебой, у младших школьников должно составлять 4-6 час. В результате проведенного обследования оказалось, что свободное время составляет в будни у школьников 1-3-х классов около 4 час. (17% суточного бюджета времени).
Как видим, свободного времени у школьников не так уж и много.
Некоторые исследователи, учитывая изменения в школьных программах, перераспределение внутрисемейных ролей и т. п., полагают, что происходит сокращение свободного времени школьников.
Какие виды досуговой деятельности популярны?
Львиную долю свободного времени детей «съедает» телевизор: у младших школьников просмотр телепередач занимает 47% досуга.
Определяющий фактор в изменении структуры свободного времени школьников - возраст. Так, среди младших школьников наиболее распространены: чтение художественной литературы, игры во дворе, рисование, коллекционирование, прогулки, общение с друзьями, спортивные игры, рукоделье, занятия в кружках;, прослушивание музыкальных записей, занятия в спортивных секциях, посещение школьных факультативов
Содержательность досуга школьников во многом определяется уровнем развития социально-культурной инфраструктуры города, системы внешкольных детских учреждений: домов пионеров, музыкальных, художественных, спортивных, хореографических школ, станций юных техников и натуралистов, детских библиотек, пионерских лагерей и т. п.
Список используемой литературы.
- Воловик, А.Ф. Педагогика досуга./ А.Ф. Воловик, В.А.Воловик. - М., 1998. - 374с.
- Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. – М.: Академия, 2006.-358с.
- Куценко Т. И., Кононов М. Ф. Режим для школьника М.: Медицина, 1983.-276с.
- Махов Ф. С. Дети и свободное время Л.: Лениздат, 1982. -294с.
- Мижериков В.А. Введение в педагогическую деятельность /В.А. Мижериков, Т. А. Юзефавичус.– М.: Роспедагентство, 2005.-285с.
- Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студентов пед. вузов / А.В. Мудрик / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2007. -274с.
- Орлов А.А. Введение в педагогическую деятельность: Практикум: Учеб.-метод. пос./ А.А. Орлов, А.С. Агафонова. Под ред. А.А. Орлова. - М.: Академия, 2004. -290с.
- Особенности психологического развития детей 6-7летнего возраста. /Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М., 2004.-274с.
- Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. - М., 1988. -415с.
- Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Пед. общество России, 2005.-368с.
- Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Российское педагогическое агентство, 2006.-297с.
- Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – 3-е изд. – М.: Школа-Пресс. – 2005. – 512 с.
- Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. В.С. Кукушина. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: ИКЦ «МарТ», 2004.-269с.
- Петровский А. В. Нерешенные проблемы перестройки педагогической науки: Новое педагогическое мышление. - М., 1989.-128с.
- Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. Учебно-методическое пособие. – М.: Изд-во «Гном и Д», 2006.-370с.
- Роботова А.С. Введение в педагогическую деятельность/ Роботова А.С., Леонтьева Т.В., Шапошникова И.Г. и др. – М.: Академия, 2004. – 208 с.