Эссе «Я - учитель»

Маслова Жанна Александровна

И самой с трудом верится. Ведь, казалось бы, совсем недавно, будучи девчонкой, я сидела за первой партой и смотрела на свою первую учительницу, внимая каждому её слову. Время идет, и вот я вновь вхожу в стены школы, чтобы попробовать себя в новой роли, в роли учителя. Друзья и знакомые часто задают мне вопрос: легко ли быть учителем? Признаюсь, нет. Но так уж устроен человек, что все сложное и трудное вызывает у него глубокий интерес и желание преодолеть препятствия на своем пути. И каждый день – это ответ на вопрос, поставленный 1 сентября 2005 года: «Я – учитель?»

 

Мой педагогический стаж 24 года, можно сказать, что у меня нет «вчера», только есть «сегодня» и «завтра». Я — первый учитель, который входит в жизнь ребёнка и его семьи. Родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть – своих детей.  Я люблю детей, свою работу. Эту любовь я передаю своим детям, которых учу любви к своей Родине, доброте к окружающим и своим родителям, сопереживанию людей «обиженных и потерявших веру в идеал». Я принимаю ребенка таким, каков он есть, помогаю его душе не утонуть в этом порочном мире и несправедливости. А через свои уроки я передаю детям свое отношение к миру и прививаю любовь ко всему нас окружающему. Каждый мой урок – это не только отдача любви, знаний, умений, доброты, тепла и своего сердца. Это  фантазия, размышление, творение и установка на самостоятельную жизнь. Чем больше я работаю, тем больше понимаю, что вершины педагогического мастерства не существует. Постигая одну истину, стремлюсь к другой. Поэтому я в постоянном поиске педагогических решений.

 

Что мне больше всего нравится в школе?

Это то, что здесь ничего никогда не повторяется, нет этой скучной рутины и однообразия. Каждый день-что-то новое, неповторимое. Ученики на уроках это

«Большая Советская Энциклопедия», «Ералаш», «КВН» и «Книга рекордов Гиннеса» вместе взятые. А перемены – это настоящий человеческий улей со смехом, беготней по коридору, походом в столовую, шутками, даже слезами, которые высыхают мгновенно. Чтобы не быть застывшей глыбой среди всего этого, нужно всегда идти в ногу со временем, учиться и познавать новое, успевать за быстро, порой стремительно, меняющейся действительностью.

Внедрение информационных технологий дало новый импульс и качество учительской

работы. Каждый день я учусь специально и учусь «нечаянно»: опыт коллег, жизненные ситуации, книги, встречи, путешествия дают мне возможность почувствовать, кто я. Каждый день учу ребят умению учиться. Эта та цель, достигая которую, я приближаюсь к главному – быть тем учителем, который помогает каждому ребенку взять новую высоту, ту, в которую он не верил. Моё педагогическое кредо – это демонстрация ученику положительных изменений в нём относительно самого себя.  Для этого в образовательном пространстве нашего класса я использую ситуации, настраивающие на успех.

 

«Школа - это место, где шлифуют булыжники и портят алмазы» - сказал Роберт Грин Ингерсолл. И это, пожалуй, правда. Мы, учителя, которые сами воспитывались в другой стране, порой удивляемся, как все изменилось. Но главного не изменить никогда - В школе есть ученики и учителя. И все мы люди. Учителя преломляют, проводят через себя знания, умения, чтобы отдать их детям. Понятно, что все мы разные, дети тоже. И очень надо быть осторожным, чтобы не навредить, не испортить «алмаз». Надо быть терпеливым и упорным, чтобы снова и снова шлифовать «булыжник». Мне нравится сам процесс преподавания. Сделать карьеру никогда не стремилась. Став чиновником многие теряют «чувствительность» учителя. Для меня самые любимые моменты - это ответы учеников. А когда они пишут сочинения, я как будто ощущаю флюиды работы их ума, мозга. «Они пришли подготовленными». Это приятно.

 

В чем учительское счастье?

В том, что помог кому-то определиться в жизни, смог привить любовь познавать новое, тем самым расширить возможности человека. И также большое счастье в том, чтобы быть среди взрослеющих людей, радоваться вместе с ними, огорчаться, помогать, если нужно. Благодаря детям мы молоды душой. Учителя это такая категория людей, которые редко получают награды, поощрения, нас не замечают, в молодости-еще рано, в старости –уже поздно, плюс низкая зарплата, неустроенность в быту, отсутствие жилья, но, тем не менее, слова Дмитрия Ивановича Менделеева: «Вся гордость в учениках, в росте посеянных им семян» отражают суть учительской профессии. И пусть эта гордость тихая, но все же греет душу и дает внутреннее душевное равновесие.

 

В заключении я хотела бы представить одну картину. По ровной, широкой глади моря плывет прочный корабль. На нем стоят дети, вглядываясь вдаль, понимая, постигая жизнь. На носу корабля стоит учитель, он же капитан и штурман на этом корабле. Позади корабля остаются серые пустыни и голые холмы. Впереди – череда немыслимых, фантастических образов, через которые пройдет корабль, прежде чем пристанет к другим берегам. Там будут царить безмятежность и счастье, ничто не сможет омрачить идиллических пейзажей, нарушить спокойствие зеленых полей, голубых небес. Море – это Вечность. Два берега – это Прошлое и Будущее. Учитель всегда будет вести корабль с Детьми по морским пучинам, не меняя курса на Будущее. Будут меняться лишь лица, сама суть никогда не изменится. Учитель был, есть и навсегда останется профессией на века!