Рекомендации для родителей «Чего никогда нельзя делать»

Зимина Татьяна Александровна

Рекомендации для родителей

«Чего никогда нельзя делать»

 

Как воспитывать детей? Порой мы думаем, что это очень простой вопрос. Но иногда он ставит нас в тупик. Все, что мы знали о воспитании, в эти моменты не приходит к нам на помощь.

Если мы хотим воспитать человека, которому присуща самодисциплина, нам надо в первую очередь развивать его самосознание. Нужно стремиться к тому, чтобы у ребенка сформировался положительный образ самого себя. Избегать следует всего, что разрушает этот положительный образ. Конечно, родители время от времени все же пользуются недозволенными методами. Иногда к ним прибегают по собственному невежеству, иногда в «расстроенных» чувствах.

Нет единого на все случаи жизни совета, как воспитывать ребенка. Все дети разные. Каждый ребенок уникален, уникальны наши с ним отношения. Но есть вещи, которые противопоказаны при общении с любым ребенком без исключения.
Вы хотите сделать своего ребенка счастливым, тогда ознакомьтесь со следующими полезными рекомендациями. Речь идет о том, чего родителям делать нельзя.

Не унижай ребенка!

Мы иногда запросто можем сказать ребенку: «А ты ничего лучше не мог придумать? У тебя вообще голова на плечах есть?» и т.д. Всякий раз, когда мы произносим что-либо подобное, мы разрушаем положительный образ, о котором шла речь. Помните: все комплексы родом из детства!

Не угрожай!

Мы иногда говорим: «Если ты еще раз так сделаешь – ты у меня получишь!» или «Если ты еще раз стукнешь своего братика, я тебя так стукну!» Каждый раз, угрожая ребенку, мы учим его бояться и ненавидеть нас. Угрозы совершенно бесполезны – они не улучшают поведение ребенка.
 

Не вымогай обещаний!

Последовательность действий порой бывает такова: ребенок сделал что-то, чего делать нельзя. А мама ему говорит: «Теперь обещай, что больше никогда – никогда так делать не будешь» - и, конечно, получает обещание. А через полчаса ребенок повторит свою проделку снова. Мама обижена и расстроена: «Ты же обещал!». Она не знает одного – обещание ничего не значит для маленького ребенка. Обещание, как и его сестра – угроза, относятся к будущему. Но ребенок живет только в настоящем. Если он совестлив, то вымогание обещаний будет развивать в нем чувство вины, когда он нарушит эти обещания. Если же он не чувствителен, то это только научит его цинизму: слово – это одно, а дело – это совсем другое.
 

Не опекай излишне!

       Это умаляет ребенка в его собственных глазах. Излишняя опека приучает его к мысли, что сам оно ничего делать не может. Многие родители недооценивают возможностей ребенка что-то делать самостоятельно. Следует принять как девиз: «Никогда не делай за ребенка то, что он может сделать сам».


Не говори слишком много!

Излишне многословные объяснения означают для ребенка: «Ты не способен понимать простые вещи, лучше послушай, а я тебе объясню».
 

Не требуй немедленного повиновения!

Представьте, что ваш муж говорит вам: «Дорогая, брось все и приготовь мне чашку кофе сию же минуту!» Как вам это понравится? Точно так же это не нравится вашему ребёнку, когда от него требуют, чтобы он немедленно бросил все, чем занимается. Нам, по крайней мере, следует предупредить его заранее: «Минут через 10 будем обедать». Мы вполне можем позволить ему поворчать немного: «Ой, мам, я еще поиграю». Слепое безоговорочное подчинение подходит для марионетки, но оно не способствует формированию независимого и самостоятельного человека.


Не потакай ребенку!

       В данном случае речь идет о вседозволенности. Ребенок сразу почувствует, что родители боятся быть твердыми в соблюдении границ, боятся сказать ему: «Нет». Это вселяет в него уверенность, что все правила резиновые: немножко поднажать – и они растянутся. Это может срабатывать в рамках семьи, но за ее пределами возможны горькие разочарования. Потакать ребенку – значит лишить его возможности вырасти приспособленным к жизни человеком.


Будь последовательным в своих целях!

В субботу у мамы хорошее настроение, и она разрешает сыну/дочери нарушать правила. В понедельник, когда ребенок делает то же самое, «наваливается на него, как куча кирпичей». Представьте себя на месте этого ребенка. Как бы хорошо вы научились водить машину, если бы в понедельник, среду и четверг красный свет означал «стоп», а в другие дни – наоборот? Ребенку нужна последовательность в требованиях взрослых. Он должен знать, чего от него ожидают. Беспорядочность в разрешениях и запретах этому не способствует.

 

Не требуй того, что не соответствует возрасту ребенка!

       Если вы ждете от своего двухлетнего малыша, чтобы он слушался, как пятилетний, вы вселяете в него чувство неприязни к вам. Вы требуете от него зрелости поведения, на которую он еще по возрасту не способен. И это плохо сказывается на развитии его самосознания.


Не морализуй!

Это вселяет в ребенка чувство вины и развивает отрицательную самооценку. Все морали в конечном итоге для ребенка сводятся к одному: «То, что ты сделал – плохо. Ты плохой, потому что это сделал. Как ты мог поступить после всего хорошего, что мама сделала для тебя?». Каждый день тысячи слов порицания выплескиваются на наших детей. Если бы все это записать на диск или кассету и потом проиграть мамам, они были бы поражены. Чего только они не говорят своим детям! Тут и угрозы, и насмешки, и постоянное ворчание, и, конечно, лекции на моральные темы. Установлено, что под влиянием потока слов ребенок «отключается». Это его единственный способ обороны, который он быстро осваивает.


Не лишай своего ребенка права оставаться ребенком!


Если мы, родители, будем пользоваться только правильными педагогическими методами и избегать нежелательных – что же мы получим в результате? Образцового ребенка? Как считают психологи, «образцовый ребенок» - несчастливый ребенок. Он просто спрятал свое «Я» под оболочку, а внутри у него серьезные эмоциональные проблемы. Представьте себе, что мы воспитываем ребенка тихого и всегда уважительного к старшим, который никогда не бунтует, не выходит из-под контроля, делает все, чего хотят от него взрослые. У него нет отрицательных чувств по отношению к чему-либо, он высокоморален, совестлив и аккуратен, никого никогда не обманывает. Но, может быть, мы тогда имеем дело с маленьким взрослым, который маскируется под ребенка? Воспитывая наших детей, развивая у них самодисциплину, давайте не будем забывать, что они все-таки дети. Давайте оставим за ними это право!

Удачи и счастья вашим семьям!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_dlya_roditeley.docx20.41 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей

«Чего никогда нельзя делать»

       Как воспитывать детей? Порой мы думаем, что это очень простой вопрос. Но иногда он ставит нас в тупик. Все, что мы знали о воспитании, в эти моменты не приходит к нам на помощь. 

       Если мы хотим воспитать человека, которому присуща самодисциплина, нам надо в первую очередь развивать его самосознание. Нужно стремиться к тому, чтобы у ребенка сформировался положительный образ самого себя. Избегать следует всего, что разрушает этот положительный образ. Конечно, родители время от времени все же пользуются недозволенными методами. Иногда к ним прибегают по собственному невежеству, иногда в «расстроенных» чувствах.

       Нет единого на все случаи жизни совета, как воспитывать ребенка. Все дети разные. Каждый ребенок уникален, уникальны наши с ним отношения. Но есть вещи, которые противопоказаны при общении с любым ребенком без исключения.
      Вы хотите сделать своего ребенка счастливым, тогда ознакомьтесь со следующими полезными рекомендациями. Речь идет о том, чего родителям делать нельзя.                                              

Не унижай ребенка!

       Мы иногда запросто можем сказать ребенку: «А ты ничего лучше не мог придумать? У тебя вообще голова на плечах есть?» и т.д. Всякий раз, когда мы произносим что-либо подобное, мы разрушаем положительный образ, о котором шла речь. Помните: все комплексы родом из детства!

Не угрожай!

       Мы иногда говорим: «Если ты еще раз так сделаешь – ты у меня получишь!» или «Если ты еще раз стукнешь своего братика, я тебя так стукну!» Каждый раз, угрожая ребенку, мы учим его бояться и ненавидеть нас. Угрозы совершенно бесполезны – они не улучшают поведение ребенка.

Не вымогай обещаний!

       Последовательность действий порой бывает такова: ребенок сделал что-то, чего делать нельзя. А мама ему говорит: «Теперь обещай, что больше никогда – никогда так делать не будешь» - и, конечно, получает обещание. А через полчаса ребенок повторит свою проделку снова. Мама обижена и расстроена: «Ты же обещал!». Она не знает одного – обещание ничего не значит для маленького ребенка. Обещание, как и его сестра – угроза, относятся к будущему. Но ребенок живет только в настоящем. Если он совестлив, то вымогание обещаний будет развивать в нем чувство вины, когда он нарушит эти обещания. Если же он не чувствителен, то это только научит его цинизму: слово – это одно, а дело – это совсем другое.

Не опекай излишне!

       Это умаляет ребенка в его собственных глазах. Излишняя опека приучает его к мысли, что сам оно ничего делать не может. Многие родители недооценивают возможностей ребенка что-то делать самостоятельно. Следует принять как девиз: «Никогда не делай за ребенка то, что он может сделать сам».


Не говори слишком много!

       Излишне многословные объяснения означают для ребенка: «Ты не способен понимать простые вещи, лучше послушай, а я тебе объясню».

Не требуй немедленного повиновения!

       Представьте, что ваш муж говорит вам: «Дорогая, брось все и приготовь мне чашку кофе сию же минуту!» Как вам это понравится? Точно так же это не нравится вашему ребёнку, когда от него требуют, чтобы он немедленно бросил все, чем занимается. Нам, по крайней мере, следует предупредить его заранее: «Минут через 10 будем обедать». Мы вполне можем позволить ему поворчать немного: «Ой, мам, я еще поиграю». Слепое безоговорочное подчинение подходит для марионетки, но оно не способствует формированию независимого и самостоятельного человека.


Не потакай ребенку!

       В данном случае речь идет о вседозволенности. Ребенок сразу почувствует, что родители боятся быть твердыми в соблюдении границ, боятся сказать ему: «Нет». Это вселяет в него уверенность, что все правила резиновые: немножко поднажать – и они растянутся. Это может срабатывать в рамках семьи, но за ее пределами возможны горькие разочарования. Потакать ребенку – значит лишить его возможности вырасти приспособленным к жизни человеком.


Будь последовательным в своих целях!

       В субботу у мамы хорошее настроение, и она разрешает сыну/дочери нарушать правила. В понедельник, когда ребенок делает то же самое, «наваливается на него, как куча кирпичей». Представьте себя на месте этого ребенка. Как бы хорошо вы научились водить машину, если бы в понедельник, среду и четверг красный свет означал «стоп», а в другие дни – наоборот? Ребенку нужна последовательность в требованиях взрослых. Он должен знать, чего от него ожидают. Беспорядочность в разрешениях и запретах этому не способствует.

Не требуй того, что не соответствует возрасту ребенка!

       Если вы ждете от своего двухлетнего малыша, чтобы он слушался, как пятилетний, вы вселяете в него чувство неприязни к вам. Вы требуете от него зрелости поведения, на которую он еще по возрасту не способен. И это плохо сказывается на развитии его самосознания.  


Не морализуй!

       Это вселяет в ребенка чувство вины и развивает отрицательную самооценку. Все морали в конечном итоге для ребенка сводятся к одному: «То, что ты сделал – плохо. Ты плохой, потому что это сделал. Как ты мог поступить после всего хорошего, что мама сделала для тебя?». Каждый день тысячи слов порицания выплескиваются на наших детей. Если бы все это записать на диск или кассету и потом проиграть мамам, они были бы поражены. Чего только они не говорят своим детям! Тут и угрозы, и насмешки, и постоянное ворчание, и, конечно, лекции на моральные темы. Установлено, что под влиянием потока слов ребенок «отключается». Это его единственный способ обороны, который он быстро осваивает.


Не лишай своего ребенка права оставаться ребенком!


     
Если мы, родители, будем пользоваться только правильными педагогическими методами и избегать нежелательных – что же мы получим в результате? Образцового ребенка? Как считают психологи, «образцовый ребенок» - несчастливый ребенок. Он просто спрятал свое «Я» под оболочку, а внутри у него серьезные эмоциональные проблемы. Представьте себе, что мы воспитываем ребенка тихого и всегда уважительного к старшим, который никогда не бунтует, не выходит из-под контроля, делает все, чего хотят от него взрослые. У него нет отрицательных чувств по отношению к чему-либо, он высокоморален, совестлив и аккуратен, никого никогда не обманывает. Но, может быть, мы тогда имеем дело с маленьким взрослым, который маскируется под ребенка? Воспитывая наших детей, развивая у них самодисциплину, давайте не будем забывать, что они все-таки дети. Давайте оставим за ними это право!

Удачи и счастья вашим семьям!