2014-2019_Результаты
БЛАГОДАРСТВЕННЫЕ ПИСЬМА/ ДИПЛОМЫ/ СВИДЕТЕЛЬСТВА/ СЕРТИФИКАТЫ/ СПРАВКИ/ ...разное
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
форма-17_Благодарственное письмо областной Думы | 516.91 КБ |
Приказ о награждении | 43.15 КБ |
форма-6,12,14,17,19_Разработка сетевого проекта (СП), сертификат, 2018 | 266.18 КБ |
форма-17,19_Апробация СП, сертификат, 2018 | 302.53 КБ |
Обучающий тренинг по СП, 2017 | 251.5 КБ |
Всерос. конкурс образовательных web-квестов, 2018 | 1.04 МБ |
форма-20_КонкурсМини-сайт | 683.74 КБ |
форма-6.14,16_Публикация_Интеллектуальный марафон | 298.11 КБ |
форма-12,16_Публикация_Игра-викторина | 113.48 КБ |
форма-6_Химия и валеология (программа курса) | 189 КБ |
форма-17,18_038ДелюсьШкола17 | 515.24 КБ |
форма-17,18_037ДелюсьКурсы17 | 538.86 КБ |
форма-20_Диплом/химичекский турнир | 358.17 КБ |
форма-20_Сертификат участника ТХ | 702.82 КБ |
форма-6_Химия и валеология (титульный лист РП) | 496.72 КБ |
Выступление на городском МО, химия 18.12.19 | 519.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 32 им. С.А. Лавочкина» города Смоленска
РАССМОТРЕНО | УТВЕРЖДЕНО |
на заседании педагогического совета | приказом директора |
Протокол № 1 | МБОУ «СШ №32 им. С.А. Лавочкина» |
от «30» августа 2017 г. | Приказ от «_____» августа 2017г. № ________-од |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА И КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Наименование элективного курса: «ХИМИЯ И ВАЛЕОЛОГИЯ» Классы: 9 А, В, Г
Уровень общего образования: основное общее образование
Учителя: Иванова Людмила Евгеньевна
Срок реализации программы, учебный год: 2017/2018
Количество часов по учебному плану: 1 ч в неделю, всего за год – 17 часа
Программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ, СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утверждёнными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 и на основе программы Никитиной Н.В., педагога дополнительного образования МБОУ «СОШ №8» (г. Октябрьский) (название, автор, год издания, кем рекомендовано)
Литература: список приведен после содержания программы
Рабочую программу составила: ___________________ ________________________________
подпись расшифровка подписи
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данный элективный курс «Химия и валеология» предназначен для обучающихся 9 класса средней общеобразовательной школы. Он направлен на воспитание у школьников привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья. Курс способствует формированию у обучающихся понятия здорового образа жизни и усиливает интерес к предмету, так как молодых граждан нашего общества интересуют не абстрактные, а имеющие практическую направленность знания и умения.
Курс направлен на удовлетворение специфических познавательных интересов школьников, способствует их разностороннему личностному развитию, ориентирован на научное обоснование сохранения среды обитания и здоровья человека, как самых важных категорий в системе ценностей общества.
Программа курса рассчитана на 17 часа. Срок реализации программы – 1 год.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕДНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Личностные результаты:
- Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
- Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
- Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
- Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами;идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).
7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
Метапредметные результаты обучения:
Метапредметные результаты, включают освоенные обучающимисямежпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Межпредметные понятия
Условием формирования межпредметных понятий, например таких как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности. В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основчитательской компетенции.Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своихдальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».
При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретённые на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе: систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
- выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
- заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
- ходе изучения обучающиеся приобретут опыт проектнойдеятельности как особой формы учебной работы,способствующей воспитанию самостоятельности,инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
Регулятивные УУД
- Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
- анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
- идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
- выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
- ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
- обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
- Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
- определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
- обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
- определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
- выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
- выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
- составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
- определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
- описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения
практических задач определенного класса;
планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
- Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
- определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
- систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
- отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
- оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
- находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
- работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
- устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
- сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
- определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
- анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
- свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
- оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
- обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
- фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
- Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
- наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
- соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
- принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
- самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
- ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
- демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
- Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
- подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
- выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему
слов;
- выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их
сходство;
- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- выделять явление из общего ряда других явлений;
- определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
- строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
- строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
- излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
- самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
- вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
- выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
- делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
- Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
- обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
- определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
- создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
- строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
- создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
- преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
- переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
- строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
- строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
- анализировать/ рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
- Смысловое чтение. Обучающийся сможет: находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать
текст;
- устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
- резюмировать главную идею текста;
- преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный);
- критически оценивать содержание и форму текста.
- Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
- определять свое отношение к природной среде;
- анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
- проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
- прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого
фактора;
- распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
- выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы. 5. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других
поисковых систем. Обучающийся сможет:
- определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
- осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
- формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
- соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
- сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
- определять возможные роли в совместной деятельности;
- играть определенную роль в совместной деятельности;
- принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
- определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
- корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
- критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
- предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
- выделять общую точку зрения в дискуссии;
- договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
- организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. Д.);
устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
- определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
- отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. Д.);
- представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
- соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
- высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках
диалога;
- принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
- создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
- использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
- использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
- делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
- Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
- целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
- выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
- выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
- использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
- использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
- создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Предметные:
В результате изучения элективного курса учащиеся должны
усвоить:
- базовые понятия: краситель, консерванты, антиоксиданты, эмульгаторы, ароматизаторы, антифламинги; обмен веществ в организме, диета, маркировка-индекс, детергены, гидрофильная и гидрофобная части ПАВ, оптические отбеливатели, парфюмерная добавка, лекарственный препарат, антибиотики; дозировка, показания, противопоказания, качественная реакция, профилактика гриппа и ОРЗ, наркомания, токсикомания, алкоголизм, табакокурение, отравления, разрушение организма, денатурация белка, диоксины, алкалоиды, биогенные амины, цианогенные гликозиды, микотоксины, нитрозамины;
- предмет изучения науки валеология;
- составляющие здоровья и здорового образа жизни.
Рассмотреть классификацию витаминов и их значение для роста и развития организма;
- значение белков, жиров, углеводов и минеральных веществ для организма человека и их химическое превращение в организме человека;
- значение гигиенических средств по уходу за полостью рта, лицом и телом;
- вредное влияние этанола, веществ табачного дыма, наркотических веществ на организм человека.
Ознакомиться с экологическим состоянием окружающей среды Смоленской области.
Научиться:
- расшифровывать коды веществ, классифицировать их, записать формулы; выявлять продукты с запрещенными в РФ добавками;
- определять безопасность продуктов (по нитратам);
- выбрать полезный витаминный комплекс в аптеке;
- рассчитать суточный рацион питания;
- расшифровывать международные символы, обозначающих условия по уходу за текстильными изделиями;
- проводить экспертизу зубной пасты «Бленд-а-мед», чистящего порошка «Комет»;
- экспериментально определять качественный состав препарата аспирин;
- поставить лабораторный эксперимент по токсическому действию этанола на белок;
- моделировать последствия токсического действия веществ на организм, орган, ткань, клетку;
- делать вывод о возможности использование воды для деятельности человека;
- выдвигать гипотезы, описывать результаты наблюдений;
- принимать правильные решения при ответе на вопросы, аргументировать свои ответы;
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
- Химия и валеология (3 ч)
Общее представление о валеологии. Роль химии в формировании валеологической грамотности. Характеристика валеологии как науки о здоровье. Основные составляющие здорового образа жизни (ЗОЖ). Правила поддержания здорового образа жизни. Роль химических знаний при анализе взаимодействия организма с внешней средой.
Практическая работа №1 Самооценка текущего состояния здоровья по результатам анализа объективных и субъективных показателей
II. Химия и пища (4 ч)
Рациональное питание. Влияние на организм белков, жиров, углеводов, минеральных веществ. Их химическое превращение в пищеварительной системе человека. Витамины. Значение витаминов для организма человека. Авитаминоз. Диета: польза или вред?
«Искусственная пища». «Продуктовая этикетка». Пищевые добавки: консерванты, антиоксиданты, эмульгаторы, ароматизаторы, антифламинги. Маркировка-индекс. Нитраты в пище человека.
Практическая работа №2 Составление пищевого рациона.
III. Бытовая химия. Химические средства гигиены и косметики (3ч)
Мыло и СМС. Средства ухода за зубами. Дезодоранты. Духи и парфюмерная вода. Вещества, используемые для окрашивания волос. Современные лаки. Косметические средства по уходу за лицом и телом.
Практическая работа №3 Сравнение свойств мыла и синтетических моющих средств.
IV. Лекарства в домашней аптечке (2ч)
Перикись водорода. Нашатырный спирт. Болеутоляющие средства. Лекарства для лечения сердечно-сосудистой системы. Противодиарейные средства. Противовирусные препараты. Антибиотики. Аспирин: за и против. Поливитаминные комплексы.
V. Влияние вредных привычек на организм человека (2ч)
Токсическое действие этанола на организм человека. Курить – здоровью вредить! Наркомания – опасное пристрастие.
VI. Химия и окружающая среда (3ч)
Состояние окружающей среды в Смоленской области. Загрязнение окружающей среды диоксинами. Вещества, способные вызывать отравления.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Кленова Н. «Как подготовить школу к профильному обучению», «Народное образование» № 7 за 2003г.
- Монтиньяк М. «Метод похудания Монтиньяка», Москва, «Оникс», 1999г.
- Пасечник В.В. «Школьный практикум. Экология», Москва, «Дрофа», 2007г.
- Пичугина Г.В. «Повторяем химию на примерах из повседневной жизни», Москва «Аркти», 2000г.
- Чернобельская Г.М. «Методика обучения химии в средней школе», Москва «Владос», 2000г.
- Научно-методический журнал «Химия» в школе, «Центр Химпрес» (за 2001-2003гг.)
- Ленинджер А. Основы биохимии: В 3-х т. – М., 2007г.
- Макаров К.А. Химия и здоровье. – М.: Просвещение, 2008г.
- Имангалиев А.П. О необходимости валеологического образования // Вестник Высшей школы, №10, 1998г.
- Рохлов В.С. «Школьный практикум по биологии», «Дрофа», 2007 г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
элективного курса по химии « Химия и валеология», из расчета в неделю – 1 час в неделю, всего 17 часа в год
№ | Дата по плану | Дата по факту | Тема занятия | Элементы содержания | Форма занятия |
Тема 1. Химия и валеология, 3 часа | |||||
1 | Валеология – наука о здоровье. | Общее представление о валеологии. Роль химии в формировании валеологической грамотности. Характеристика валеологии как науки о здоровье. | лекция | ||
2 | ЗОЖ. Основные составляющие ЗОЖ. | Основные составляющие здорового образа жизни (ЗОЖ). Правила поддержания здорового образа жизни. | лекция с элементами беседы | ||
3 | П/р №1 «Самооценка текущего состояния здоровья по результатам анализа объективных и субъективных показателей». | Роль химических знаний при анализе взаимодействия организма с внешней средой. | практическая работа | ||
Тема 2. Химия и пища, 4 часов | |||||
4 | Рациональное питание и его составляющие. Значение белков, жи-ров, углеводов и минеральных веществ для организма человека. | Рациональное питание. Влияние на организм белков, жиров, углеводов, минеральных веществ. Химическое превращение белков, жиров и углеводов в пищеварительной системе человека. | лекция с элементами беседы | ||
5 | Витамины. Роль витаминов для роста и развития организма человека. | Витамины. Значение витаминов для организма человека. Авитаминоз. | лекция с элементами беседы | ||
6 | Диета: польза или вред? Искусственная пища. Пищевые добавки. | Диета: польза или вред? «Искусственная пища». «Продуктовая этикетка». Пищевые добавки: консерванты, антиокси-данты, эмульгаторы, ароматизаторы, антифламинги. Маркировка-индекс. | лекция | ||
7 | Нитраты в пище человека. П/р №2 «Составление пищевого рациона». | Нитраты в пище человека. | практическая работа, лекция | ||
Тема 3. Бытовая химия. Химические средства гигиены и косметики, 3 часов | |||||
8 | Мыло и СМС. Средства ухода за зубами. П/р № 3 «Сравнение свойств мыла и синтетических моющих средств». | Мыло и СМС. Средства ухода за зубами. | лекция с элементами беседы, практическая работа | ||
9 | Парфюмерия. Косметические средст-ва по уходу за лицом и телом. Дезодоранты. | Косметические средства по уходу за лицом и телом. Дезодоранты. Духи и парфюмерная вода. | лекция с элементами беседы | ||
10 | Вещества, используемые для окраски волос. Современные лаки. | Вещества, используемые для окрашивания волос. Современные лаки. | лекция с элементами беседы | ||
Тема 4. Лекарства в домашней аптечке, 2 часов | |||||
11 | Болеутоляющие и противодиарейные средства. Лекарства для лечения сердечно-сосудистой системы. | Перикись водорода. Нашатырный спирт. Болеутоляющие средства. Противоди-арейные средства. Лекарства для лечения сердечно-сосудистой системы. | лекция | ||
12 | Противовирусные препараты. Анти-биотики. Аспирин: за и против. Поливитаминные комплексы. | Противовирусные препараты. Анти-биотики. Классификация и спектр действия на организм человека. Аспирин: за и против. Поливитаминные комплексы. | лекция с элементами беседы | ||
Тема 5. Влияние вредных привычек на организм человека, 2часа | |||||
13 | Вредное влияние алкоголя на организм человека. Табакокурение. Вредное влияние на организм человека. | Токсическое действие этанола на организм человека. Курить – здоровью вредить! | беседа | ||
14 | Наркомания. Вредное влияние нарко-тических веществ на организм человека. | Наркомания – опасное пристрастие. | беседа | ||
Тема 6. Химия и окружающая среда, 3 часов | |||||
15 | Состояние окружающей среды в Смоленской области. | Состояние окружающей среды в Смоленской области. | лекция с элементами беседы | ||
16 | Вещества, способствующие вызывать отравление. Физико-химический анализ воды р.Днепр. | Загрязнение окружающей среды ди-оксинами. Вещества, способные вызывать отравления. | лекция с элементами беседы | ||
17 | Промежуточная аттестация Итоговое занятие. |