методическая копилка

Погоренко Ольга Вячеславовна

Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь. В. Ключевский

Уважаемые коллеги! На данной страничке Вы можете познакомиться с моими методическими разработками, программами и т.д. Буду рада, если они пригодятся Вам в Вашем нелегком, но интересном труде.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Деревянная архитектура России

Слайд 2

Деревянная архитектура России – это уникальное культурное достояние человечества.

Слайд 3

Деревянная архитектура Томска «Вы понимаете, каким бесценным достоянием обладаете? Вы ходите по золоту?» ( из книги архитектора Вернера Блазера «Tomsk. Tekstyra in Wood», изданной в1993 году в Базеле, Бостоне, Берлине)

Слайд 4

Состояние архитектурного наследия к 1984 году в Томске насчитывалось 2773 деревянных строений, а к сентябрю 2003 года их осталось всего 1740 единиц не существует более 80 % храмов, зафиксированных до Октябрьской революции в среднем один-два памятника деревянного зодчества ежегодно окончательно разрушаются или уничтожаются огнем церковь в селе Палтога

Слайд 5

храмостроительство жилые постройки наследие русского деревянного зодчества России бытовые, хозяйственные постройки

Слайд 6

особенности деревянного строительства на севере строили из ели, сосны, лиственницы использовали брёвна длиною от 8 до 18 м и диаметром около полуметра топор – главный инструмент зодчих способы крепления брёвен в «обло» (яму) в лапу крышу покрывали тёсом главы церквей покрывали лемехом, который делали из осины

Слайд 7

Кижский погост XVII век Самым совершенным из ансамблей, является Кижский погост, который создавался около 160 лет.

Слайд 8

Внутреннее убранство деревянных храмов Храмы имели небольшой внутренний объем. Убранство храма преимущественно выполнялись из дерева. На стенах церквей устраивали полки для икон, украшенные резьбой. Из дерева изготавливали подсвечники, кивоты для икон, клиросные ящики и т.д. Все это украшалось росписью или резьбой. Внутреннее убранство храма Кижского Погоста

Слайд 9

Архитектура жилища. « Мир вам, села, просыпающиеся на рассвете... Заря играет в окнах домов, на кружеве наличников, на резных волнистых карнизах крылец, на воротах, украшенных многочисленными и равномерно повторяющимися зарубками и надрезами. Первый свет встречает деревянный конек над крышей. Он напряг свои мускулы и, окунувшись в голубеющий простор, стремится вперед». (из книги Евгения Осетрова «Живая древняя Русь»).

Слайд 10

символы-обереги (охранительные знаки): образы птиц, чудищ, русалок Петух (символ праведных душ) считался священной птицей, охраняющей жилье. Ставни, наличники, покрывались изобильным растительным орнаментом, являющимся олицетворением жизни, урожая, благополучия.

Слайд 11

Один из главных солярных знаков – это символическое воплощение солнца. С древних времён образ солнца служил главным стражем. В христианской изобразительной системе геометрические символы соответствуют отвлечённым понятиям, точнее Божественным. Треугольник - символ Святой Троицы, квадрат - твёрдость веры, круг - символ вечности или в ином значении изображение Небесных Сил. Тот факт, что они расположены как бы по кругу наличника, означает, что они круглосуточно со всех сторон оберегают доступ в дом.

Слайд 12

заповедники деревянного зодчества Архангельский музей древнего зодчества "Малые Карелы" Суздаль. Музей деревянного зодчества.

Слайд 13

Мы - последнее поколение, которое еще может выполнить историческую задачу – спасти деревянное зодчество.



Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЯ

Проект «Мамина  радость»

Аннотация. Проект приурочен ко Дню матери, направлен на осмысление роли матери в жизни человека, воспитание нравственных качеств детей. Содержание и структура проекта разработаны согласно теме. В ходе реализации проекта применяются различные методы и приемы; используется дидактический материал; используется презентация, включающая текстовый материал, видеоролик.

Технологическая карта проекта:

Организационная информация

Тема проекта

  «Мамина радость»

Класс

3

Автор проекта

Погоренко Ольга Вячеславовна, учитель начальных классов

Образовательное учреждение

Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение Средняя Общеобразовательная Школа

 № 53 г. Томска

Методическая информация

Тип проекта

  • по доминирующему в проекте виду деятельности носит интегрированный характер, являясь информационно – исследовательским
  • по признаку предметно – содержательной части является межпредметным
  • по количеству участников – групповым
  • по продолжительности выполнения – средняя продолжительность (в течение месяца)

Цель проекта

Развитие исследовательских и коммуникативных способностей личности, ориентированных на формирование социально-нравственного восприятия родственных  связей и отношений.

Задачи проекта

Образовательные:

  • способствовать формированию знаний об истории и обычаях празднования Дня матери в нашей стране и за рубежом
  • углубить знания учащихся о семейных устоях

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес и причинное объяснение при анализе фактов и явлений окружающей среды
  • развивать творческую активность учащихся, любознательность, эмоционально-чувственную сферу, воображение
  • развивать монологическую речь посредством обогащения и усложнения словарного запаса
  • развивать умение работать в парах и группах  на основе доброжелательности и уважения к чужому мнению
  • развивать критическое мышление при помощи умения анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать
  • создавать условия для умения доказывать своё мнение
  • развивать осознание практической значимости материала
  • создавать условия для  демонстрации результатов деятельности  учащихся

Воспитательные:

  • способствовать повышению статуса матери, поддерживать традиции бережного отношения к женщине, матери
  • воспитывать чувство, любви и гордости за свою семью, уважение к родителям
  • формировать  представления о жизненном идеале семьи
  • воспитывать чувство ответственности за выполнение заданий
  • воспитывать умение общаться, организовывать совместную деятельность, осуществлять самоконтроль

Формируемые  УУД

Личностные УУД:  обучающийся получает возможность научиться

  • проявлять познавательную инициативу – интерес к новому;
  • устанавливать  связи между урочной и внеурочной деятельностью;  
  • удовлетворять стремление выполнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятельность.

Регулятивные УУД:  обучающийся получает возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения заданий.

Коммуникативные УУД: обучающийся получает возможность научиться

  • сотрудничать в поиске и сборе информации через различные социальные роли в группе;
  • контролировать, корректировать, оценивать действий партнера на основе совместной деятельности;
  • монологической и диалогической формам речи при представлении результатов своей деятельности.

Познавательные УУД:  обучающийся получает возможность научиться

  • делать вывод на основе выделения существенных признаков;
  • выполнять задания с использованием таблиц, схем;
  • проводить наблюдение, сравнение классификации;
  • строить объяснения в устной форме по плану;
  • строить логическую цепь рассуждений.

                                                                  Этапы реализации проекта

Этапы проектной деятельности

Срок проведения

Виды проектной деятельности

Предполагаемый результат

Мотивационно-побудительный: создание замысла проекта и разработка его структуры

2 – 3 дня

Определение идеи, темы, цели проекта.

Постановка проблемного вопроса.

Разработка маршрута проекта.

Оформление папки исследователя:

план исследования; используемые методы и средства исследования;  конечная цель исследования, её продукт (презентация)

Разработка и проведение теста - опросника для  анализа знаний по теме проекта.

Анализ знаний по теме проекта, представление его в виде диаграммы.

Организационно-поисковый

3 недели

Создание и работа исследовательских  групп.

Сбор информации, решение промежуточных задач. Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты.

Создание отчета о проделанной работе.

  • стенгазета ко «Дню матери»
  • сборник сочинений «Счастье – когда мама рядом»
  • выставка рисунков «Портрет мамы»
  • конкурс чтецов «Слово о маме»
  • презентация

Демонстрация отчета о проделанной работе.

Выступление на школьной конференции

(Приложение 1)

Рефлексивно-корригирующий

1 неделя

Мероприятия, направленные на выявление уровня овладения способами взаимодействия в семье

  • анкетирование
  • педагогическое наблюдение

Ресурсы дидактического материала

Необходимое оборудование и материалы

  • звуковая мультимедийная презентация;
  • мультимедийная установка, экран;
  • графические изображения, фото изображения, анимационные эффекты

Использованные источники и литература

http://nsportal.ru

www.uchportal.

http://ru.wikipedia.org

http://saechka.ru/holiday/history

 Приложение 1

Презентация проекта на школьной конференции.

I. Ввод в тему:          

     Слайд 2

1. Здравствуй, осень золотая!
   Здравствуй, школа! На урок
   Нас зовёт, не умолкая,
   Переливчатый звонок.

1 сентября – День Знаний. Этот праздник отмечают в каждом уголке нашей большой Родины. В этом году Уполномоченный при Президенте России по правам ребенка Павел Астахов предложил во всех школах России провести 1 сентября 2012 года «Уроки семьи и семейных ценностей».

 

II. Сообщение темы:

2.   Есть за горами, за лесами
     Маленькая страна.
     Там мама, папа, дед и баба,
     Братик или сестра.

     Маленькая страна – это моя семья,

     Там мне всегда тепло и ясно,
    Любят все там меня.

    Слайд 3

Давайте вместе разгадаем ребус.

Как Вы думаете, о ком пойдёт речь в нашем выступлении? (Конечно о маме)

      Мы будем вечно прославлять

      Ту женщину, чье имя – Мать!

Слайд 4

  1. .   Жизнь каждого ребёнка начинается с мамы.  Мама – это весёлое ласковое солнце на небосклоне домашнего очага, это  источник ласки, уюта и тепла.

         На свете добрых слов немало,
Но всех добрее и важней одно:
Из двух слогов простое слово “мама”
И нету слов дороже, чем оно.

Слайд 5,6    Мы предположили:  праздник «День матери» дублирует уже существующий праздник  (8 марта) и, следовательно, является лишним в календаре праздников.

Чтобы убедиться в правильности нашей гипотезы или опровергнуть её, мы наметили вопросы, на которые необходимо ответить:

  1. Когда проходит этот праздник?
  2. В каких странах его отмечают?
  3. Узнать об обычаях и традициях празднования этого праздника.

III. Актуальность темы:

Слайд 7

4. Мы исследовали, что знают ребята нашей школы о празднике «День матери».  Когда он

      проходит, в каких странах?  

    Мы опросили 135 учеников. Оказалось: 12 учеников – знают, когда проходит этот праздник, 82  ученика – не знают, а  остальные путают с праздником 8 марта.

 IV. Поиск ответов на вопросы:

Слайд 8

5. Чтобы ответить на свои вопросы, мы разделились на 3 группы. Каждая группа выполняла своё задание:

  • Поисковики – искали  информацию в библиотеке, Интернете.
  • Социологи – проводили опрос одноклассников, родителей, учителей.
  • Экспериментаторы – ставили эксперимент, по намеченному плану.

Слайд 9

6.    «День матери» имеет огромную историю. Еще древние греки и римляне чествовали Богиню Плодородия, которая сегодня является образом матери. Сегодня это самый популярный и уважаемый праздник во всем мире. Он проходит, как правило, в семейном кругу. А вот накануне праздника дети устраивают в школах праздничные представления и готовят подарки для мам.

Слайд 10,11

7.   День матери — международный праздник в честь матерей. В этот день принято поздравлять матерей и беременных женщин, в отличие от Международного женского дня, когда поздравления принимают все представительницы женского пола. В Интернете мы нашли информацию, которая доказывает, что «День Матери» - это МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПРАЗДНИК

       В разных странах этот день приходится на разные даты, в основном в мире «День матери» отмечается во второе воскресенье мая. День матери в России отмечается ежегодно в последнее воскресенье ноября, в Беларуси — 14 октября, в Грузии — 3 марта, в Украине — во второе воскресенье мая, в Германии в 2012 году - 13 мая.  

8. В каждой стране существуют свои традиции и обычаи празднования этого дня:

      В Англии «День Матери» объявлен  официальным выходным днём. Англичане стараются провести этот день со своими  матерями, в кругу семьи. Праздничную атмосферу этому дню придаёт специальный торт, называемый «материнским тортом».                

      В Австрии, Италии, Франции, России дети на этот праздник преподносят мамам букетики  цветов, сувениры. В школах и на специальных занятиях детям помогают учить стихи и мастерить подарки.  

9.  В США и Австралии существует традиция носить в этот день на одежде цветок гвоздики. Причем цвет имеет значение, так цветная гвоздика имеет значение «мать человека жива», а белые цветы прикалывают к одежде в память об ушедших матерях.

Слайд 12

10.    В России праздник День матери появился в 1998 году. Это молодой праздник, ему всего 14  

       лет. Но, не смотря на это, на Руси всегда с трепетом и уважением относились к матери - это нашло своё отражение  в устном народном творчестве через пословицы и поговорки.

.         Давайте вместе вспомним  пословицы о маме.

         Нет лучшего дружка, чем родная матушка.
При солнышке тепло, при матери добро.
Птица радуется весне, а младенец матери.

Слайд 13   Релаксация осуществляется при просмотре видеоролика -  «иконы». Ролик включается

автоматически.

11.   В любой православной стране есть свои главные символы и святыни

            Есть в природе знак святой и вещий.

        Ярко обозначенный в веках!

        Самая прекрасная из женщин -

        Женщина с ребенком на руках.

Слайд 14,15

.12. Мы поставили эксперимент и узнали, что больше всего радует наших мам:  когда мы здоровы,  когда получаем 5 и 4 в школе и когда быстро и хорошо выполняем поручения. Проведя исследования и эксперименты, мы сделали вывод, что крепкая дружная семья держится на уважении, любви, заботе и взаимовыручке.

Слайд 16 

13. Мы заглянули русскую школу XVII века. В "Азбуковниках" нашли наставления для учеников «Почитай отца твоего и мать твою», «Отцу и матери низко поклонися.»

      Мы предлагаем  Вам памятку, выполняя, которую мы сможем правильно вести себя по отношению к маме.

Слайд 17,18

14. Перед тобой, моя родная,
Всю жизнь мы в неоплаченном долгу,
И не сказать тебе об этом
Сейчас я, мама, не могу:
Любви твоей нам не измерить,
Добра не взвесить никогда,
Не сосчитать всех слов хороших,
Которые находишь ты всегда.
Не хватит всех богатств на свете,
Чтоб рассчитались мы с тобой,
Всего вернуть не могут дети –
Взамен любви твоей большой…

Слайд 19

V. Итог выступления

15. Мы рассказали Вам о празднике «День Матери», показали Вам необходимость этого праздника в нашем календаре и мы надеемся, что теперь Вы  не забудет об этом праздничном дне.

      Спасибо за внимание!

        



Предварительный просмотр:

Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение Средняя Общеобразовательная Школа № 53 г. Томска

Погоренко Ольга Вячеславовна

конкурс для педагогов:  «Моя проектная деятельность»

НОМИНАЦИЯ: Начальная школа

Проект «Вместе весело шагать»

город Томск

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЯ

Проект «Вместе весело шагать»

Аннотация. Данный проект реализуется в рамках программы «Воспитания и социализации младших школьников МАОУ СОШ № 53». Проект направлен на организацию нравственного уклада школьной жизни; включает в себя воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся; основан на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов. Практические занятия и самостоятельные исследования, проводимые в ходе реализации проекта, позволяют сформировать те УУД, которые являются решающими для развития личности ребёнка, его успешной адаптации в любой социальной среде. Возможность применить полученные знания на практике обуславливают практическую значимость данного проекта.

Технологическая карта проекта:

Организационная информация

Тема проекта

  «Вместе весело шагать»

Класс

3

Автор проекта

Погоренко Ольга Вячеславовна, учитель начальных классов

Образовательное учреждение

Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение Средняя Общеобразовательная Школа № 53 г. Томска

Методическая информация

Тип проекта

  • по доминирующему в проекте виду деятельности носит интегрированный характер, являясь информационно – исследовательским
  • по предметно-содержательной области - надпредметный, выполняется на стыках областей знаний, выходит за рамки школьных предметов
  • по характеру координации - проект с открытой, явной координацией, координатор проекта контролирует работу участников, открыто выполняя свои функции
  • по количеству участников – групповой
  • по продолжительности выполнения – долгосрочный (7 – 8 недель)

Цель проекта

Развитие исследовательских и коммуникативных способностей личности, ориентированных на формирование социально-нравственного восприятия межличностных связей и отношений.

Задачи проекта

Образовательные:

  • организовать образовательную среду, направленную на приобретение и применение  основных моральных норм
  • способствовать формированию знаний о дружбе, дружеских отношениях
  • углубить знания учащихся о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес и причинное объяснение при анализе фактов и явлений окружающей среды
  • развивать творческую активность учащихся, любознательность, эмоционально-чувственную сферу, воображение
  • развивать монологическую речь посредством обогащения и усложнения словарного запаса
  • развивать умение работать в парах и группах  на основе доброжелательности и уважения к чужому мнению
  • развивать критическое мышление при помощи умения анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать
  • создавать условия для умения доказывать своё мнение
  • развивать осознание практической значимости материала
  • создавать условия для  демонстрации результатов деятельности  учащихся

Воспитательные:

  • формирование основ морали — осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом
  • создавать условия для формирования способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора
  • воспитывать отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям
  • воспитывать чувство ответственности за выполнение заданий
  • воспитывать умение общаться, организовывать совместную деятельность, осуществлять самоконтроль

Формируемые  УУД

Личностные УУД:  обучающийся получает возможность научиться

  • проявлять познавательную инициативу – интерес к новому;
  • устанавливать  связи между урочной и внеурочной деятельностью;
  • усвоить три моральные нормы:  норму справедливого распределения, норму взаимопомощи и норму правдивости;
  • дифференцировать  конвенциональные и моральные нормы;
  • учитывать объективные последствия нарушения моральных норм;
  • принимать решение на основе соотнесения нескольких моральных норм;
  • удовлетворять стремление выполнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятельность.

Регулятивные УУД:  обучающийся получает возможность научиться

  • контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения заданий;
  • уметь оценивать значимость и смысл деятельности для себя самого

Коммуникативные УУД: обучающийся получает возможность научиться

  • сотрудничать в поиске и сборе информации через различные социальные роли в группе;
  • контролировать, корректировать, оценивать действий партнера на основе совместной деятельности;
  • монологической и диалогической формам речи при представлении результатов своей деятельности.

Познавательные УУД:  обучающийся получает возможность научиться

  • делать вывод на основе выделения существенных признаков;
  • выполнять задания с использованием таблиц, схем;
  • проводить наблюдение, сравнение классификации;
  • строить объяснения в устной форме по плану;
  • строить логическую цепь рассуждений.

Этапы реализации проекта

Этапы проектной деятельности

Сроки

Виды проектной деятельности

Предполагаемый результат

Мотивационно-побудительный:

создание замысла проекта и разработка его структуры

1 неделя

Определение идеи, темы, цели проекта.

Постановка проблемного вопроса.

Разработка и проведение теста - опросника по теме проекта.

Анализ теста по теме проекта, представление его в виде диаграммы.

       

Разработка маршрута проекта.

Оформление папки исследователя:

план исследования; используемые методы и средства исследования;  конечная цель исследования, её продукт (презентация)

Организационно - поисковый

4 недели

Работа исследовательских  групп по плану.

Исследовательские  группы:

  1. Поисковики - занимались поиском пословиц, поговорок, песен  о дружбе; сбором информации для стенгазеты по теме проекта. Выдели основные понятия «дружбы».
  2. Социологи - провели с детьми класса анонимные анкеты, с вопросами, которые наиболее точно могут показать картину класса на тему межличностных отношений. Провели интервью опрос родителей, учителей.
  3. Художники - оформители - организовали: всех детей класса к написанию картин о дружбе, провели анализ работ и выявили символы дружбы, которые наиболее точно передают понятие дружба.
  4. Сочинители – оформили выставку сочинений на тему «Школьные годы чудесные»
  5. Затейники – организаторы игр на переменах.
  6. Программисты – обобщили весь материал проекта, презентовали проект на школьной конференции.

Сбор информации, решение промежуточных задач. Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты.

Текущая рефлексия.

Игра «Мы разные, но учимся жить вместе»

Панно

«Приветствие дружбы»

Создание отчета о проделанной работе.

Поисковики – выпустили словарь «Дружбы»

Художники - оформители – книжка своими руками «Вместе весело шагать»

Социологи – результаты представили в виде графиков, таблиц.

 Разработали и представили      памятку «Воспитай в себе понимающего человека»

Сочинители – организовали  и провели конкурс чтецов «Я, ты, он, она». Выпустили сборник  «Школьные годы чудесные»

Затейники – выпустили мультимедийную энциклопедию «Давайте поиграем»

Программисты – создали мультимедийную презентацию, презентовали проект на школьной конференции.

Демонстрация отчета о проделанной работе.

Выступление на школьной конференции

(Приложение 1)

Рефлексивно-корригирующий

2 неделя

Мероприятия, направленные на выявление уровня овладения способами взаимодействия в коллективе.

  • анкетирование
  • педагогическое наблюдение

Ресурсы дидактического материала

Необходимое оборудование и материалы

  • мультимедийная презентация;
  • мультимедийная установка, экран;
  • графические изображения, фото изображения, анимационные эффекты

Использованные источники и литература

http://nsportal.ru/nachalnaya

http://festival.1september.ru

http://nsportal.ru/shkola/materialy

                                                                                                                                              Приложение 1

Презентация проекта на школьной конференции.

I. Ввод в тему:          

     Слайд 2

  1.    Начинаем петь частушки,
        Просим не смеяться.
        Тут народу очень много,
        Можем постесняться.

2.    В нашем классе все–артисты,
      Любят петь и танцевать.
      Ну, конечно, на уроках
      Отвечаем мы на пять.

3.   Очень я люблю учиться
     И пятёрки получать,
     Ну, а больше – веселиться,
     Бегать, прыгать и кричать!

4.   Я бежал на перемену,
     Организм свой разминать,
     Приложился лбом об стену,
     Что учил – забыл опять!

5.   Мы немного пошутили,
     Посмеялись над собой,
     Если что присочинили -
     Так проступок небольшой

Хором): Мы представляем наш шумный, весёлый, дружный 3 «А» класс

Слайд 3

II. Сообщение темы:

6. Может ли кто – нибудь объяснить, что обозначают эти буквы и слова?

4 зимы                816 дней

4 весны              32000 уроков

4 осени               50000 часов

После того, как откроют обозначение:

    Столько зим и вёсен, дней и уроков мы будем вместе. Поэтому мы решили исследовать коллектив 3 «А» класса.

Слайд 4,5

7. Как полагается исследователям, выдвинули гипотезу – «Комфортная обстановка  в коллективе зависит от корректного поведения всех участников группы».

  Чтобы убедиться в правильности нашей гипотезы или опровергнуть её, мы наметили вопросы, на которые необходимо ответить:

выяснить, что такое класс

 выявить источники конфликтных ситуаций в классе

найти пути решения проблем

создать памятку для тех, кто хочет дружить

Слайд 6,7  

III. Актуальность темы:

8. Чтобы узнать верно, ли наше предположение, в классе провели анкету – опрос:

В нашем классе 29 учеников:

все ученики нашего класса ответили, что им неприятны одноклассники, которые нарушают правила общественного поведения;

93% считают, что наш класс дружный, но  в классе бывают конфликтные ситуации.  

  Чтобы узнать причину ссор провели сбор информации от одноклассников. Большинство причин это: обозвали, толкнули,  дразнили, не смогли договориться.

IV. Поиск ответов на вопросы:

Слайд 8

9. Мы решили исследовать, что означает понятие класс?

     Прежде всего, мы узнали из словаря, что класс – это многозначное слово.

 Например:

  • в естественных науках - класс – это крупная группа в классификации организмов;
  • в  точных науках – класс -  это синоним термина «множество».

Нас интересует значение слова «класс»  в  образовании

  1. класс (комната) — помещение для учебных занятий.
  2. класс (группа) — группа совместно обучающихся учащихся.
  3. класс (год) — год обучения в школе.

Мы сделали вывод: 3 «А» класс – это группа учеников, которые вместе учатся, общаются, отдыхают, принимают участие в разных конкурсах.

9. В ходе работы над проектом мы:

  • изучали народную мудрость
  • рисовали
  • играли
  • изучали наш коллектив при помощи анкет – опросников

 Изучив, полученную информацию мы пришли к выводу, чтобы каждый ученик в классе чувствовали себя комфортно, мы все должны научиться  дружить, научиться принципам дружбы.

Слайд 9

10. Обобщив информацию исследовательских групп, мы вывели определение дружбы

   Дружба – это добро, равенство, уважение, жизнелюбие, братство, альтруизм.

   Сложное слово – альтруизм, на самом деле – это способность бескорыстно делиться друг с другом.

Слайд 10

11.  Символ дружбы – это радуга.

          Дружба, нет тёмного цвета

          Она, как радуга яркими красками спета.

    Каждый цвет радуги имеет своё значение, свою силу:

Красный - это сила

Оранжевый – активность, энергичность

Желтый – источник радости, счастья, бодрости

Зеленый – это  здоровье

Голубой – цвет мечтаний

Синий – цвет преданности и нежности

Фиолетовый – упорство, настойчивость

12. При встрече мы говорим, друг другу здравствуй, привет. Это самое обычное и вместе с тем самое важное слово, с которого начинается общение людей, которое характеризует человека как вежливого и приветливого. Когда люди здороваются, они желают друг другу здоровья. Изучив значения цветов радуги дружбы, мы решили. Что можно делиться друг с другом и силой, и энергичностью, и счастьем, и упорством, и ещё многими качествами.

     В классе мы сделали «Приветствие дружбы», в котором каждый  со всеми поделился, каким - то своим качеством.

Слайд 11,12

13. Дружба сама по себе вдруг не появляется. Мы поняли, что дружбе надо учиться. Вы спросите нас: «Как?»  Совершать поступки со знаком  «+»  по отношению к другим людям.

     Мы предлагаем Вам памятку для тех: «Кто хочет научиться дружить» Эта памятка помогла нам лучше понять друг друга; научила относиться к окружающим с уважением, пониманием и заботой.

Слайд 13,14

14. Грубость всегда отвратительна!

      Бранное слово и крик

      Для человека губительны,

      Если к таким он привык.

15.  Надо вежливым быть, добрым,

       Чтобы рядом вновь и вновь

       Расцветали и не гасли

       Только дружба и любовь!

V. Итог выступления

Слайд 15

  16. Мы рассказали Вам о своём классе. На своём примере мы доказали, чтобы каждый в классном коллективе чувствовал себя комфортно, класс (как группа) – должна стать единым и сплочённым коллективом, потому что каждый ученик является звеном, создавая одну цепь, где каждый по-своему хорош!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ



Предварительный просмотр:

Русский язык, 4 класс

УМК «Начальная школа 21 века»

Урок подготовила 

учитель начальных классов  МАОУ СОШ №53 Г.Томска

Погоренко Ольга Вячеславовна, первая квалификационная категория

Дата проведения: 22.10.2013г.

Класс: 4 «А»

Тема урока: «Запятая в предложении с однородными членами,

соединенными союзами И, А, НО»

Дидактическая цель: научить применять новые знания как в знакомой, так и в новой учебной ситуации

Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний

Технологии: системно-деятельный подход обучения 

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная,  индивидуальная,  взаимо- и самопроверка        

Методы: практический, словесный, наглядный с схем, работа с раздаточным материалом. Все методы обучения обеспечивают мотивацию деятельности обучающихся по достижению цели урока.          

Оборудование:  карточки с заданиями, карточки – схемы, таблицы самооценки            

Цель урока: обобщение знаний о предложениях с однородными членами,  соединенными союзами И, А, НО

Задачи:

Образовательные:

Способствовать  формированию знаний о предложениях и формированию умения находить онородные члены предложении и ставить, если нужно запятую

Развивать умение правильно строить  предложение

Углубить знания обучающихся о главных и второстепенных членах предложения

Развивающие:

Развивать монологическую речь посредством обогащения и усложнения словарного запаса

Развивать познавательный интерес и причинное объяснение при анализе фактов и явлений окружающей среды

Развивать умение работать в парах и группах на основе доброжелательности и уважения к чужому мнению

Развивать критическое мышление при помощи умения анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать

Создать условия для умения доказывать свое мнение

Развивать осознание практической значимости материала

Создать условие для умения классифицировать, выделять главные признаки

Развивать орфографическую зоркость, речь, логическое мышление, внимание

Воспитательные:

Воспитывать у обучающихся любовь к родному языку

Воспитывать гуманность и товарищество

Воспитывать чувство ответственности за выполнение заданий

Воспитывать умение общаться, организовывать совместную деятельность, осуществлять самоконтроль

Воспитывать усидчивость, ответственность, уверенность в себе

Создать условия для воспитания эстетической культуры

Способствовать воспитанию правильной самооценки обучающихся.

Формирование личностных УУД: обучающий получает возможность научиться проявлять познавательную инициативу в оказании помощи одноклассникам

Формирование регулятивных УУД: обучающий получает возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания. Система заданий, применяемая на уроке, ориентирует ученика на проверку правильности выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы

Формирование коммуникативных УУД: обучающий получает возможность научиться сотрудничать с соседом по парте, с товарищем в группе

Формирование познавательных УУД: обучающий получает возможность научиться

- формулировать правило на основе выделения существенных признаков;

- выполнять задания с использованием материальных объектов, схем;

- проводить сравнение, классификации, выбирая наиболее эффективный способ решения   или правильный ответ;

- строить объяснение в устной форме по предложенному плану;

- строить логическую цепь рассуждений

ХОД УРОКА

I. Организационный момент                                                                                                    

 1.1. Психологический настрой:
– Настал новый день. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны, добры и приветливы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните …

– Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу

1.2. Пословица для настроя на тип урока

- Ребята, начать наш урок я хотела бы с пословицы: «Знание – сокровище, которое повсюду следует за тем, кто им обладает». Как вы понимаете эту пословицу?

 - Конечно, наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно -достаем и используем. Вот сегодня наступил такой момент: всё, что мы складывали в наш сундучок в течение нескольких последних уроков, нам нужно достать и показать, насколько мы готовы эти знания применять.

  1. Актуализация знаний (вызов)

2.1.  Сообщение о листах самооценки

- Предупреждаю вас, что на основных этапах урока вы должны дать оценку своим знаниям.  Ваши «Листы самооценки» перед вами. Как видите, здесь перечислены умения, которыми вы должны обладать по теме урока. Каждый ученик должен оценить себя: напротив каждого умения вы будете ставить + в той колонке,  которая соответствует вашему уровню.

2.2.  Орфографическая минутка

 - Какие знаки встретили на минутке чистописания? Каким общим признаком обладают эти знаки? Что надо знать, чтобы правильно записать в словах ъ или ь знак?

Задание. Запишите слова в два столбика (доказывая постановку знака:

 Солов..и, с..ёжился, в..ют, об..явление, дерев..я

      Ъ                                   Ь

соловьи                       съёжился

вьют                            объявление

деревья      

(Сопоставление по количеству)

- Из слов 1 столбика составить и записать предложение. ( Соловьи вьют гнёзда на деревьях)

                 

2.3.  Составление кластера

- Кластер слова - «предложение».

- Устно дать характеристику, записанному предложению

  1. Осмысление

- Какие ещё птицы вью гнёзда на деревьях (картинки: грачи, синицы, воробьи)

- Измени, записанное предложение так, чтобы речь в нём шла не только о соловьях.

- Запиши предложение (Грачи и соловьи вьют гнёзда на деревьях). Разбери по членам предложения

- Чем отличается 2 предложение от первого.(появились однородные члены, назвать их)

Вывод: - Когда ставится запятая при однородных членах предложения?

3.1. фронтальная работа.

 «Найди и объясни»

Сопоставление предложения с предложениями на карточке, составление схем.

Карточка:

  1. Грачи, соловьи вьют гнёзда на деревьях.
  2. Вьют гнёзда на деревьях и грачи, и соловьи.
  3. Грачи и соловьи вьют гнёзда на деревьях, а не на земле.

ФИЗПАУЗА

3.1. Индивидуальная работа.

 «Найди и докажи»

- работа по учебнику с 74 упр 2

3.2 Работа в парах

- Взаимопроверка ( Если нашёл ошибку, корректно докажи правильность своего суждения или корректно опровергни замечание)

3.3. Самостоятельная работа

Задание на самопроверку

- р.т. с 25 упр 1

- Сколько ошибок допущено в тексте.

- Прочитай предложения, объясни, почему ты выбрал, то или иное действие.

- Запиши правильно предложения, объясняя правильность выбранных вами знаков.

  1. Размышление (рефлексия)

4.1 Подведение итогов в таблице самооценки

- У кого самый большой количественный показатель в столбце «Отлично!»?

- У кого – в столбце «Есть пробелы в знаниях»?

- Кто на уроке часто затруднялся?

- Спасибо большое за адекватную самооценку. Если вы видите свои проблемы и осознаёте их, значит, вы уже на полпути к их ликвидации. А я вам в этом обязательно помогу.



Подписи к слайдам:

«Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный».
Учебную дисциплину надо изучать не столько ради лишних фактов, сколько ради процесса их получения.
Познавательные процессы эффективно развиваются лишь при такой организации обучения, при которой школьники включаются в активную поисковую деятельность. Поиск нового составляет основу для развития воли, внимания, памяти, воображения и мышления.
Мишель Монтень
не планировать сложных работ учёт имеющихся у детей учебного и житейского опыта добровольная основа сотрудничество, общение и понимание создание комфортной обстановки
Задачи.
Научить учащихся работать с различными источниками информации Познакомить учащихся с разными активными видами деятельностиПриобретение участниками навыков публичного выступления, защиты своей работы перед аудиториейСпособствовать самоопределению младших школьников, выявлению их интересов, способностей, склонностей
развитие познавательных интересов учащихся и критического мышленияумений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве
УченикОпределяет цель деятельностиОткрывает новые знанияЭкспериментируетВыбирает пути решенияАктивенСубъект обученияНесёт ответственность за свою деятельность
УчительПомогает определять …Рекомендует источники информацииРаскрывает возможные формы работыСодействует прогнозированию результатовСоздаёт условия для активности школьникаПартнёр ученикаПомогает оценить полученный результат, выявить недостатки
Виды деятельности.
работа с дополнительной литературой опрос, собеседование, анкетирование обработка результатов компьютерная вёрстка
Создаются на уроке.На работу отводится 2 часа.
1- 4 недели в режиме урочно-внеурочных занятий.

Проблема
Планирование
Поиск информации
Продукт
Презентация
2 класс «исследовательская практика»
3 - 4 класс«практика презентаций собственных проектов»
1 класс«тренинг»
Этапы организации проектной деятельности в 1 – 4 классах.
«тренинг»
Форма организации работы в 1 классе представлена в виде игровой программы «ГОРОД ЗНАЕК».
«исследовательская практика»
На данном этапе преподаватель ставит проблему и намечает стратегию и тактику её решения, само решение предстоит самостоятельно найти учащемся.
«практика презентаций собственных проектов»
Ребёнок должен знать, что результаты его работы интересны другим, и он обязательно будет услышан.
Папка исследователя.
Моя работа над теоретической частью (определение предмета исследования и цели работы, поиск и сбор информации по теме, обработка информации, подготовка и оформление доклада).Моя работа над практической частью.
Дневник исследователя:Как я работал над проектом. Где и как я нашёл данную информацию? Какие материалы и средства использовал? Способ оформления работы. С какими трудностями столкнулся в ходе работы?Моё отношение к проекту. Например: узнал много нового (или ничего не узнал); было ли интересно; для чего нужен был этот проект.
Источники информации.
Возможные темы проектов.
Почему избушка на курьих ножках?Можно ли потрогать туман?Что произойдёт с хищником, если он поменяется зубами и конечностями с травоядным животным?Мы приглашаем Вас на бал.Родословная моей семьи.Тайны ажурной паутины.Сладкое золото.В здоровом теле здоровый дух. и т.д.
Формирование учебной мотивации через организацию проектной деятельности.
Сотрудничество семьи и школы.
Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:

                                                      …не мыслям   он (учитель) должен учить, а мыслить;

                                                        слушателя нужно не вести за руку, а им руководить,

                                                       если хотят, чтобы в будущем он был способен идти самостоятельно.

Кант И.

Пояснительная записка.

Аналитическое обоснование.

Мотивация – это довольно общее, широкое понятие. В настоящее время как психическое явление оно трактуется по-разному. В современной психологии слово «мотивация» используется в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят: потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое) и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

Мотивация – это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. Мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования.

В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как:

  1. мотивация является особо важным и специфичным компонентом учебной деятельности;
  2. через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в психические цели обучаемых;
  3. через мотивацию формируется определённое отношение учащихся к учебному

     предмету и осознаётся его ценностная значимость для личностного развития;

  1. через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить

     качественные показатели познавательных процессов.

Обращение к проблеме формирования учебной мотивации обусловлено и субъективными причинами. Традиционная диагностика детей, определяющая уровень адаптации первоклассников к школе показала:

  • у 79% учащихся учебная мотивация находится на стадии формирования (т.е. преобладают игровые моменты);
  • у 5% учащихся учебная мотивация не сформирована;
  • у 16% учащихся учебная мотивация сформирована.

Таким образом, у большей части  детей (84%), поступивших в школу, отсутствует учебная мотивация.

Практическое значение пособия.

Практическое значение исследования данной проблемы определяется, в первую очередь, необходимостью поисков путей и средств формирования адекватных устойчивых мотивов учения у учащихся. Формировать мотивацию – это не значит заложить готовые мотивы и цели в голову обучающегося, а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого обучающегося. Развитие учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Для формирования положительной, устойчивой, внутренне значимой учебной мотивации педагоги используют возможности не только урочной, но и внеурочной деятельности. Внеучебная деятельность направлена на социализацию обучаемых, развитие творческих способностей школьников во внеучебное время. Наряду с олимпиадами, интеллектуальными марафонами, конкурсами всё большую популярность в современной школе приобретает проектно – исследовательская работа учащихся младших классов, за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем.

Проектный метод входит в жизнь как требование времени, своего рода ответ системы образования на социальный заказ государства и родительской общественности.

Цели и задачи проекта в обучении.

Основной целью использования методов проектов в обучении является возможность в овладении учащимися коммуникативной компетенцией, т.е. практическому овладению понятий в той или иной области знания.

     В понятие коммуникативной компетенции входят:

  •  речевая компетенция – создание возможности проявления коммуникативных умений высокого уровня во всех видах речевой деятельности: говорение, письме, чтение, переводе в пределах определённой темы;
  • лингвистическая компетенция – овладение учащимся лексикой по теме в качестве необходимой основы для формирования речевого умения;
  • методическая компетенция – проявляется в умении самостоятельно работать со справочной литературой, самостоятельно приобретать необходимую информацию по разным отраслям знаний;
  • социокультурная компетенция – приобретение знаний о культуре стран изучаемого языка.

Кроме того, проектное обучение способствует:

  •  повышение личной уверенности учащихся;
  •  развивает «командный дух», развивает коммуникабельность и умение сотрудничать;
  • обеспечивает механизм критического мышления, умение искать пути решения проблемы;
  • развивает у учащихся исследовательские умения.

Роль учителя в проектной деятельности.

     Проектирование в школе невозможно без организационной и культурной позиции учителя. На практике это ведёт к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников.

 Роль преподавателя заключается в постоянной консультативной помощи. Проектная деятельность позволяет учителю осуществлять более индивидуальный подход к ребёнку.

     Меняется и психологический климат в классном коллективе. Из авторитетного источника информации преподаватель становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся. Это и есть подлинное сотрудничество.

В работе над проектом учитель:

  • помогает ученикам в поиске нужных источников информации;
  • сам является источником;
  • координирует весь процесс;
  • поощряет учеников;
  • поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.

Роль ученика в проектной деятельности.

     Проектная деятельность учащихся – одна из важнейших составляющих образовательного процесса. В ходе выполнения проектных заданий учащийся оказывается вовлечённым в активный познавательный творческий процесс на основе методики сотрудничества. Он погружён в процесс выполнения творческого задания, а вместе с ним в процесс получения новых и закрепления старых знаний по предмету, в рамках которого и проводится проект.

Этапы работы над проектом.

  1. постановка цели;
  2. выявления проблемы, противоречия, формулировка задач;
  3. обсуждение возможных вариантов исследования, выбор способов;
  4. самообразование при помощи учителя;
  5. продумывание хода деятельности, распределение обязанностей;
  6. исследование: решение отдельных задач, компоновка;
  7. обобщение результатов, выводы;
  8. анализ успехов и ошибок, коррекция.

Особенностью системы выполнения проектов является совместная творческая работа учителя и ученика.

Основные подходы к организации исследовательской деятельности.

На основе теоретического анализа и обобщения различных подходов к организации исследовательской деятельности в современной начальной школе выявлена возможность взаимодополнения личностного, ситуационного и задачного подходов.

С позиции личностного подхода в качестве ведущего ориентира и главного критерия успешности организации исследовательской деятельности выступает обогащение исследовательского опыта школьников. Основная задача учителя при этом будет состоять не только в том,  чтобы планировать общую, единую и обязательную для всех линию обогащения исследовательского опыта, а в том, чтобы помогать каждому ученику с учетом имеющегося у него опыта совершенствовать свои индивидуальные способности, развиваться как личность.

Задачный подход к организации исследовательской деятельности означает, что освоение материала происходит посредством решения исследовательских задач, предполагающих выполнение определенных действий. Основной единицей исследовательской деятельности является исследовательская задача, которая формулируется на основе материала, предъявляется школьнику в виде проблемной задачи, а ее решение строится адекватно логике исследования и предполагает определенные действия. В условиях начальной школы основной характеристикой исследовательской задачи выступает признак проблемности, выполнение же конкретных этапов исследования может протекать с большей или меньшей степенью самостоятельности для ученика. Это связано как с объективной сложностью задачи и задания, так и уровнем подготовленности ученика к выполнению операциональных действий, приемов исследовательской и проектной   деятельности.

Ситуационный подход к организации деятельности предполагает управление исследовательской деятельностью как взаимодействие ее субъектов. Его суть состоит в неразрывности прямого и обратного воздействия, органического сочетания изменений воздействующих друг на друга субъектов. Ученическое исследование предполагает не только решение значимых для учащихся проблем, но и овладение способами решения этих проблем. При организации исследовательской   деятельности необходимо создавать  ситуации, при разрешении которых учащиеся овладевают знаниями и способами решения проблем в процессе познания в большей или меньшей степени организованного учителем.

Таким образом, организация исследовательской деятельности в начальной школе на основе единства личностного, ситуационного и задачного подходов предполагает:

  • тщательное и систематическое изучение педагогами исследовательского опыта младших школьников и дифференциацию этого опыта по выраженности различных его составляющих (когнитивного, деятельностного, аксиологического);
  • создание учебных ситуаций, при разрешении которых учащиеся овладевают знаниями и способами решения проблем в процессе познания в большей или меньшей степени организованного учителем;
  • конструирование системы учебно-исследовательских задач (заданий), сориентированных на поэтапное обогащение исследовательского опыта детей.

Направления работы по организации исследовательской деятельности в 1 -4 классах.

Предлагаемое методическое пособие позволит реализовать требования Федеральных государственных стандартов в рамках Базисного учебного плана начальной школы по организации внеучебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность.  Данное методическое пособие включения младших школьников в исследовательскую и проектную деятельность, было разработано  с целью формирования положительной, устойчивой, внутренне значимой учебной мотивации обучающихся. В пособии  выделены основные направления работы, в соответствии с которыми сформулированы взаимосвязанные задачи, определено содержание и формы деятельности, разработаны методические рекомендации.

Работа в рамках данного методического пособия предполагает  поэтапное обогащение исследовательского опыта младшего школьника:

  • выделение этапов обогащения опыта младших школьников с учетом возрастных особенностей и специфики начальной школы;
  • определение совокупности задач, способов и форм организации исследовательской и  проектной деятельности;
  • распределение задач, способов и форм организации исследовательской и проектной деятельности по времени в соответствии с продолжительностью каждого этапа;
  • определение предполагаемых результатов деятельности;
  • отбор содержания и составление исследовательских задач и заданий.

Методы, приёмы и формы организации работы в ходе реализации этапов.

В целях совершенствования знаний, умений и навыков используются различные методы и приёмы: практический метод, познавательная игра, ситуационный метод, активные методы обучения. Средства педагог выбирает в соответствии с конкретными целями каждого занятия.

Метод работы с детьми строится в направлении личностно – ориентированного взаимодействия с ребёнком. Делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий.

Первый этап («тренинг») соответствует 1 классу начальной школы.

Цели и задачи этапа:

  • поддержание исследовательской активности школьников на основе имеющихся представлений;
  • развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели;
  • приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; обучение общению;
  • формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя.

Для решения задач используются следующие формы занятий: игровой тренинг; игры – конкурсы: «Любознайка», «Хочу всё знать», «Вопрошайка»; хочу рассказать о…; думай – решай – отгадывай; творческая работа в группах по тематическим датам; проведение предметных недель, викторин, КВН – ов, экскурсий, выставок детских работ. Форма организации работы в 1 классе в пособии представлена в виде игровой программы: «ГОРОД ДРУЖБЫ». В начальной школе регулярно используются индивидуальные и коллективные игры. Цели  и задачи, реализуемые через игру:

  • дидактические: расширение кругозора учащихся, формирование познавательной деятельности, применение ЗУН в практической деятельности;
  • воспитывающие: воспитание воли, самостоятельности, формирование определённых нравственных позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности;
  • развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений, сравнивать, сопоставлять;
  • социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; обучение общению.

До детей доносится идея – город состоит из домов (каждому ребёнку выдаётся эскиз его дома). Дом крепок в том случае если построен по определённым правилам. У нас город «Дружбы», значит, основные правила будут вытекать из самого названия (понимание, уважение, забота, любовь). Эти понятия выбрали сами дети из предоставленного им списка, в котором были названы понятия, определяющие взаимоотношения людей. У каждого города есть своя символика – герб. Данные правила явились символикой города «Дружбы» и были соответственно оформлены. Каждый ребёнок определил для себя цель, к которой будет стремиться в течение года. Эта цель приняла форму девиза. Например: «Не привыкла я сидеть на месте, сложа руки. С удовольствием грызу я гранит науки». Каждый ученик написал свой девиз рядом с домиком. За участие в любом мероприятии (см. «формы занятий»), за выполнение любого задания ребёнку вручались квадратики (кирпичики), из которых  он строил свой  домик. За что ребёнок может получить кирпичик? Например:

  • сообщение по теме;
  • индивидуальное сообщение («хочу рассказать о…», «мне стало интересно и я нашёл ответ»);
  • решение логических задач (из уголка думай – решай – отгадывай) индивидуально, в парах, в четвёрках;
  • составление ребусов, кроссвордов;
  • за выполнение творческого задания (придумать по опорным словам стихотворение, загадку; по тематическим датам и т.д.)
  • выполнение моделей из различных материалов и т.п.  

Задания и упражнения, предлагаемые детям на 1 этапе:

  1. Читаю детям неоконченный рассказ:

«Утром небо покрылось чёрными тучами, и пошёл снег. Крупные снежинки хлопьями падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги …»

Продолжи рассказ, посмотри на эту ситуацию глазами разных участников             событий и сторонних наблюдателей. Распределим роли.

 Ты ребёнок и просто гуляешь во дворе с друзьями.

 Ты водитель грузовика, едущего по дороге.

 Ты лётчик, отправляющийся в полёт.  

 Ты мэр города.

 Ты ворона, сидящая на дереве.

 Ты дерево, растущее во дворе.

  1. Будем смотреть на мир «другими глазами».

Представь, что ты на какое-то время стал цветком на подоконнике, столом в классной комнате, камешком на дороге, животным (диким или домашним) и т.п. Опиши один день из этой воображаемой жизни.

  1. Подумай и напиши сообщение на вопрос:

     - При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным?

     - Придумай условия, при которых будут полезны два или более из этих        

        предметов.

     - При каких условиях эти предметы могут быть совершенно бесполезными

        или даже вредны?

Письменный стол; нефтяное месторождение; игрушечный кораблик; апельсин; мобильный телефон; чайник; реактивный самолёт; букет ромашек; охотничья собака.

В ответе используй слова: может бать; предположим: допустим;  возможно; что если и т.п.

  1. Опиши возможную причину событий.

      Звонят колокола.

      Трава во дворе пожелтела.

      Пожарный вертолёт весь день кружил над лесом.

      Друзья поссорились.

  1. Предположим.

       - Что бы произошло?

       Если воробьи  стали размером с больших орлов.

       Если люди стали в несколько раз меньше.

Второй этап («исследовательская практика») соответствует 2 классу начальной школы.

Цели и задачи этапа:

  • приобретение учащимися новых представлений об особенностях деятельности исследователя;
  • развитие у учащихся умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования;
  • поддержание исследовательской инициативы, активности и самостоятельности школьников.

Необходимо отметить, что программирование данного учебного материала осуществляется по принципу «концентрированных кругов». Пройдя круг в первом классе, учителю целесообразно вернуться к аналогичным заданиям, занятиям и во 2 классе. Формы занятий на 2 этапе: экскурсии, мини-исследования, индивидуальное составление моделей и схем, мини-доклады, ролевые игры, эксперименты.     Исследовательская работа организована по группам, т.к. групповая форма работы предполагает ответственность всех членов команды друг перед другом. Требования к групповому составу: 1) количественный состав варьируется от темы исследования (в среднем от 4 до 6 человек); 2) в группу входят дети с высокой и низкой учебной мотивацией. Это позволит детей с низкой мотивацией максимально привлечь к работе. На втором этапе в большей степени внимание уделяется тем действиям, которые обеспечивают полноценную ориентацию ученика в информационном потоке, способствуют анализу, усвоению необходимой информации: прогнозированию, выделению основной мысли и опорных слов, аргументированному выражению своих мыслей. Кроме этого в ходе работы с различными текстами организуется обучение детей графической организации материала в виде таблиц, схем, чертежей.

Возможные темы мини - исследований:

  • Говорят так: «Нависли густые туманы». Значит, туман можно взять в руки и потрогать. Ты согласен?»
  1. Что такое туман?
  2. В какое время года и где чаще всего можно увидеть туман?
  3. Сделайте вывод, ответьте на вопрос.
  4. Кого из сказочных героев очень заинтересовал туман? Назови автора произведения, расскажи о главном герое, выполни рисунок.
  • Что произойдёт с хищником, если он поменяется зубами и конечностями с травоядными?
  1. Хищники – кто это? Особенности их строения.
  2. Травоядные – кто это? Особенности их строения.
  3. Сделайте вывод, ответьте на вопрос.
  4. Расскажи о любом понравившемся хищнике.
  • Почему медведь не стал домашним животным?
  1. Расскажи кто такие домашние животные. Для чего они нужны.
  2. Расскажи о любом домашнем животном.
  3. Кто такие дикие животные?
  4. Расскажи о любом диком животном.
  5. Сделай вывод.
  • В стране вежливости.
  1. Этикет и этикетка. Что это за понятия? Являются ли эти слова словами -  родственниками?
  2. «Волшебные» слова, что это за слова? Раскрой значение слов: здравствуйте, спасибо.
  3. Расскажи как вести себя на празднике за столом.
  4. Всем кто любит ходить в кино и театр.
  5. Мы пассажиры.
  6. В стране мальчиков и пап.
  7. Что было бы, если отменили все правила этикета.
  • На равнине можно выращивать культурные растения, возводить города, значит, горы не нужны.
  1. Расскажи, что такое горы.
  2. Узнай и расскажи о самой большой горе.
  3. Какую роль играют горы в жизни человека. Ответь на главный вопрос.
  4. Горы в творчестве писателей и композиторов.
  5. Ответьте на главный вопрос, сделайте вывод.

Организация работы над мини – исследованием.

На данном этапе преподаватель ставит проблему и намечает стратегию и тактику её решения, само решение предстоит самостоятельно найти учащемся. Работа ведётся поэтапно: 1 этап – постановка проблемы и совместное обсуждение с детьми алгоритма действий; 2 этап  – индивидуальная работа учащихся над своим подпунктом темы; 3 этап – обобщение информации; 4 этап – сообщение по теме исследования.

Третий этап практика презентаций результатов собственных исследований») соответствует 3 и 4 классу начальной школы. Ребёнок должен знать, что результаты его работы интересны другим, и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения.  

Цели и задачи этапа:

  • поддерживать стремление ребёнка к самостоятельной деятельности, способствовать развитию интереса к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности;
  • обогащение исследовательского опыта школьников через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, ее средствах и

     способах, осознание логики исследования;

  • развивать волю, внимание, память, устную и письменную речь, обогащать духовный мир ребёнка;
  • отработать навык работы в библиотеке  с научной и художественной литературой, поиска информации в интернете;
  • научить детей создавать компьютерную презентацию своего проекта;
  • формировать у учащихся надпредметные умения к самостоятельной организации собственной деятельности по решению задач и проблем;
  • развивать сотрудничество, коллективизм, общительность; приобщать к нормам и ценностям общества; адаптировать к условиям среды; обучать общению.

Формы и способы деятельности школьников на третьем этапе.

Особенности организация работы на третьем этапе: 3 класс – преподаватель ставит проблему, но уже метод её решения ученик ищет самостоятельно; 4 класс – постановка проблемы, поиск методов её исследования и разработка решения осуществляется учащимися самостоятельно. С учетом особенностей данного этапа выделяются соответствующие формы и способы деятельности школьников: мини-исследования,  коллективное выполнение и защита исследовательских и проектных работ, наблюдение, анкетирование, эксперимент и другие.

В 3 классе целесообразно создать и познакомить детей с «Папкой исследователя» (в которой отображены все доступные методы исследования). «Папка исследователя» - это план исследования, которого будут придерживаться  дети в своей работе, а так же дневник исследователя. Например, при работе над проектом «Мы приглашаем Вас на бал» «Папка исследователя» имела вид (представлен только один из подпунктов проекта, а сам проект см. ниже):

 «Бальные танцы 19 века: вальс и менуэт».

  1. План исследования.
  • Моя работа над теоретической частью (поиск информации, план выступления, оформление работы).
  • Моя работа над практической частью (разучивание в паре основных танцевальных движений, работа над презентацией танца).
  1. Дневник исследователя.

Как я  работал над проектом.

  • Где и как я нашёл данную информацию.
  • Какие материалы и средства использовал для написания и оформления работы.
  • Кто помогал в подборе информации и при её оформлении.
  • Моё отношение к проекту. Например: узнал много нового (или ничего не узнал); было ли интересно; для чего необходимо узнавать новые для себя исторические факты.

После выбора темы и получения «Папки исследователя» преподаватель ставит цель исследования, определяет его задачи. Ученики проводят исследования всеми доступными им методами. В ходе работы они должны:

  1. дать определения основным понятиям;
  2. классифицировать основные предметы, процессы, явления и события;
  3. выявить и обозначить все замеченные ими парадоксы;
  4. подобрать метафоры и сравнения;
  5. сформулировать суждения и умозаключения;
  6. делать выводы;
  7. подготовить текст выступления;
  8. подготовить схемы, макеты, чертежи для иллюстрации результатов исследования.

Возможные темы проектов и исследовательских работ на третьем этапе.

Информационный проект «Мы приглашаем Вас на бал»

1. Откуда бал на Русь пришёл.

2. Что такое бальный этикет? Правила поведения на балу.

3. Из истории вещей. Веер и перчатки – необходимые предметы бала.

4. Бальные танцы 19 века: вальс и менуэт.

5. В гостях модельера. Создание эскизов бальных платьев и украшений, фраков и

    головных уборов.

Исследовательский проект: «Родословная моей семьи».

1. Что такое титул? Семейный герб.

2. Знаменитый семейный род.

3. Родословная моей семьи. Герб моей семьи.

Индивидуальные мини – исследования:«Тайны ажурной паутины», «Сладкое золото».

Предполагаемые результаты, критерии оценивания.

Главный результат, на который ориентировано данное пособие - это сформированность положительной, устойчивой, внутренне значимой учебной мотивации обучающихся, через организацию исследовательской и проектной деятельности. Уровень сформированности учебной мотивации преподаватель может отследить через:

  • наблюдение за поведением ученика в урочное и внеурочное время, за его  учебной, общественно полезной, организационной и другими видами деятельности, характером общения школьников;
  • фиксацию результатов этих наблюдений в дневниках учителя, в педагогических характеристиках;
  • индивидуальная беседа с учеником, предполагающая прямые и косвенные вопросы учителя о мотивах, смысле, целях учения для данного ученика;
  • анкетирование, помогающее довольно быстро собрать материал об отношении школьников к учению.

Косвенно об учебной мотивации свидетельствует уровень реальной успешности учебной деятельности. Сюда относятся обычные показатели школьной успеваемости, посещаемости.