Моя педагогическая философия (эссе)
«Искусство воспитания имеет такую особенность,
что оно почти всем кажется делом знакомым,-
и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее
человек с ним знаком, теоретически или практически… »
К.Д.Ушинский.
После окончания Кызылского педагогического училища в детский сад я пришла работать по собственному желанию. Воспитательский труд на первый взгляд мне показался, делом нетрудным и понятным. Годы шли, и я с головой уходила в свою деятельность. Вот здесь я и поняла, это не просто работа – это труд, требующий постоянного обновления знаний, создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства: здесь и формирование культуры, развитие психических и физических качеств в соответствии возрастом и огромное терпение. И конечно же все начинается с искренней любви: с любви к профессии, к детям, с любви к себе.
Оглядываясь назад, еще и еще я с уверенностью могу сказать, что в дошкольное учреждение я пришла не зря. Когда за плечами 19 лет работы на одном учреждении воспитателем, могу откровенно заявить о том, что наша профессия очень важна и нужна. И я считаю, детский сад – это сказочный дворец. И не каждому взрослому человеку выпадает счастье ежедневно, ежечасно бывать в этом сказочном дворце. Я наделена таким счастьем: я – Воспитатель. А воспитатель в свою очередь это и биолог, и географ, и артист, а вместе с тем и специалист - человековед.
Для меня очень важно, видеть радость в глазах детей, наблюдать их восхождением на гору познания, потому что ведущий принцип моей педагогики – развитие детей. Каждый из детей ждет встречи с тобой, воспитателем, как радостного события, как праздника своей души. Только входишь, а они уже все смотрят на тебя: что на лице? Какая ты? Что им несешь? И ты должна их не разочаровать. Авторитет воспитателя зависит и от его отношения к делу, к труду. Скользкими знаниями и умениями должен обладать воспитатель! Искусство педагога так же многогранно и сложно, как и всякое искусство. Ему приходится делать все: шить, вязать, рисовать, заниматься садоводством, огородничеством, в определенной степени владеть столярным, малярным, актерским, режиссерским делом, петь с детьми, танцевать, выступать перед родителями, обладать художественным вкусом, знать правила хорошего тона, иметь твердые представления о морали и нравственности… Да можно ли предсказать все, что встретится педагогу на его тернистом пути!
В своей профессиональной деятельности я руководствуюсь следующими принципами:
- уважай в ребенке личность;
- развивай и совершенствуй свое мастерство;
- заинтересуй ребенка так, чтобы он вновь и вновь ждал встречи с тобой.
И я знаю одно – чем больше воспитатель умеет и знает, тем легче и интереснее ему работать с детьми. Мы, воспитатели, работая с детьми, являемся хранителями детства – самой необыкновенной поры жизни. Поэтому я очень бережно храню фотографии, рисунки воспитанников, подделки, подарки, сделанные их руками. И первые оценки моих воспитанников в школе – это оценка моей работы. Я очень горжусь своими воспитанниками-выпускниками, радуюсь их каждому успеху в школе. Я считаю, что здесь есть и моя заслуга. Ведь то, что дается человеку «от двух до пяти», откладывается на всю жизнь.
Любовь к детям, своей профессии во мне не иссякает, день ото дня становится более мудрой. Найти свое призвание и утвердиться в нем большое счастье! А завтра у меня вновь появится великое желание учить и воспитать детей моих сельчан, учиться самой, творить и побуждать к творчеству. Ведь я воспитатель – созидатель человеческой души. И пусть я не открыла в методике ничего нового, но через много лет, встречая своих воспитанников, все-таки слышу, что годы, проведенные в детском саду, самые счастливые и самые прекрасные!
Воспитателем быть не сложно,
Воспитателем просто быть!
Надо только иметь возможность,
Детей очень сильно любить.
Знать их душу, глаза их видеть,
Понимать, доверять и прощать,
Быть готовым в любую минуту,
Сердце свое отдать.
Благодарна и ответственна миссия воспитателя. Никакая другая профессия не имеет такого важного общественного предназначения и ни к одной из них не предъявляются такие высокие требования! Каждый день нашего труда, каждый час занятий, каждая встреча с детьми сопряжены с творчеством, напряжением духовных сил и полной самоотдачи.
Теперь я уверенно могу сказать, что в этот сказочный дворец пришла не зря. Я горжусь своей профессией!