Воспитательная программа кадетского класса "Патриот"

Егорова Любовь Васильевна

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов»

 г. Ядрин Чувашской Республики

 

 

 

Воспитательная программа кадетского класса

«Патриот»

 

                                                              

                                                                    

Паспорт программы

Наименование программы

Программа воспитания кадетского класса «Патриот»

Основание для разработки программы

1. Постановление Правительства РФ от 5 октября 2010 г. N 795 о государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 гг»

 

2  «Федеральный Закон  №32 «О днях воинской славы (победных днях) России» от 13 марта 1995 г

3. Постановление Правительства РФ от 24.06.2000 г. №551 «О военно-патриотических молодежных и детских объединениях».

4.  Целевая программа «Развитие образования в Ядринском районе Чувашской Республики на 2012 – 2020 годы»

5. Целевая программа «Молодежь Ядринского района: 2012-2020 годы»

6. Программа развития МБОУ СОШ №3  на 2011-2015г.г.

Заказчик программы

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Ядрина Чувашской Республики

Разработчик программы

Классный руководитель кадетского класса Егорова Л.В., социальный педагог Яковлева В.П.

Основные исполнители программы

В реализации программы участвуют заместитель директора по ВР, классный руководитель, учителя предметники, учащиеся кадетского 5б класса, социальный педагог, родители  

Актуальность программы

В последние годы кадетское обучение и воспитание становится популярным как среди детей, так и среди родителей. Создание модели кадетских классов как структур общеобразовательных учебных заведений позволяет повысить доступность кадетского образования и создать структуру для организации и реализации учебно-воспитательного процесса на принципах кадетского обучения и в  воспитания

Цели программы

формирование образованной и воспитанной личности на принципах гражданственности, патриотизма, формирование  профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности, дисциплинированности

 

Задачи

1. Формирование в социально-педагогическом пространстве школы системы кадетского обучения как особой образовательной и воспитательной структуры, включающей в себя подготовительный, основной и результирующий уровни на принципах деятельности современной профильной школы.

2. Разработка концептуальной модели выпускника кадетского класса  как гражданственно-ориентированной и социально-ответственной личности, готовой посвятить себя служению Отечеству на поприще гражданской и военной государственной службы.

3. Создание  эффективной системы патриотического воспитания в социальном  пространстве общеобразовательного учреждения, обеспечивающей воспитание у учащихся любви к Родине, традициям, верности конституционному долгу, ответственности перед обществом за судьбу Отечества, потребности в упорном труде во имя его процветания.

4. Оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании и социальной защите подростков, формировании у них навыков самостоятельной жизни, адаптации к современным реалиям жизни, трудолюбия, дисциплинированности, целеустремленности.

Перечень приоритетных направлений

1. Развитие познавательной активности кадет

2.Формирование внутренней потребности личности к самосовершенствованию

 3. Формирование ценностных ориентаций кадет

Сроки реализации

2013-2020 гг.

Ожидаемые конечные результаты

Выпускник кадетского класса как образованная, нравственно и физически здоровая, социально - активная личность. Формирование и развитие у обучающихся чувства патриотизма, верности гражданскому долгу, дисциплинированности, добросовестного отношения к учебе как важнейших духовно-нравственных ценностей.

Система организации контроля исполнения программы

Основные исполнители анализируют и представляют раз в полугодие педагогическому совету отчеты о ходе реализации программы

 

 

                                                                    Пояснительная записка

В последнее десятилетие в российском обществе произошли изменения, серьезно повлиявшие на социальную активность людей, требования к реализации личностного потенциала, определение жизненных позиций.

Заметным явлением в системе российского образования стал новый вид общеобразовательных программ – кадетское образование. Основными целями деятельности кадетского  объединения являются интеллектуальное, культурное, физическое и нравственное развитие обучающихся, их социализация  в обществе, создание основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на гражданском и военном поприще.

 Организация кадетского класса в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Ядрина  стала возможной по ряду сложившихся условий:

          ·  интерес детей и родителей  к данному виду деятельности;

          ·  наличие материальной базы в школе для организации системы дополнительного образования;

          · высококвалифицированные педагогические кадры;

          · установившиеся связи школы  с правоохранительными органами  г. Ядрина,  Военным комиссариатом  Ядринского и Красночетайского районов,  пожарной частью ПЧ-43, с Союзом воинов-афганцев Ядринского района

 

              Модель  содержания современного кадетского образования включает основное и дополнительное образование, направленные на интеллектуальное и физическое развитие учащихся. Данная программа ориентирована на учащихся кадетского класса, определяет основные пути развития системы военно-патриотического воспитания, ее основные компоненты, позволяющие формировать готовность выпускников к служению Отечеству, выбору как военной, так и гражданской профессии.

 

Содержание кадетского образования:

1.    Основное образование, определяемое государственным образовательным стандартом основного общего, среднего (полного) образования.

2.    Дополнительное  образование, направленное на расширение знаний учащихся.

3.    Воспитательная работа на основе развития самоуправления

Цель программы:

Формирование образованной и воспитанной личности на принципах гражданственности, патриотизма, формирование  профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности, дисциплинированности

Задачи:

1.                  Формирование в социально-педагогическом пространстве школы системы кадетского обучения как особой образовательной и воспитательной структуры, включающей в себя подготовительный, основной и результирующий уровни на принципах деятельности современной профильной школы.

2.                  Разработка концептуальной модели выпускника кадетского класса  как гражданственно-ориентированной и социально-ответственной личности, готовой посвятить себя служению Отечеству на поприще гражданской и военной государственной службы.

3.                  Создание  эффективной системы патриотического воспитания в социальном  пространстве общеобразовательного учреждения, обеспечивающей воспитание у учащихся любви к Родине, традициям, верности конституционному долгу, ответственности перед обществом за судьбу Отечества, потребности в упорном труде во имя его процветания.

4.                  Оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании и социальной защите подростков, формировании у них навыков самостоятельной жизни, адаптации к современным реалиям жизни, трудолюбия, дисциплинированности, целеустремленности.

 

Условия реализации Программы в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Ядрина

Материально-техническое оснащение

Имеется оборудованный учебный кабинет ОБЖ, спортивный зал, стадион, спортивное оборудование, тренажёрный зал, сенсорный кабинет, компьютерный класс, выход в Интернет, актовый зал, кабинет  для занятий хореографией, бассейн, зал для занятий самбо при ФСК

Для занятий используются учебно-наглядные пособия:

*      макет АК – 74 – 3 шт.

*      пневматические винтовки МР-512 -  5 шт.

*        противогазы ГП-7 – 2 шт.

*       противогазы ГП-5 – 20 шт.

*       компасы топографические «Азимут» -13 шт.

*       палатки -4 шт.

*      дидактические раздаточные материалы

*      тренажер для стрельбы авт.-1 компл.

*      флажки семафорные -15 шт.

*       деревянные макеты АК – 19 шт.

*       панорамная доска «Азбука пожарной безопасности»

*       наглядные пособия по ОБЖ 7-10 классы

*       наглядные пособия по Основам Военной службы 10-11 классы

 

Методическое  обеспечение

  1. Общевоинские уставы Вооруженных Сил РФ, 2008г.
  2. Учебно-методическое пособие «Поведение в кримоногенных ситуациях», 2006г.
  3. Учебно-методическое пособие «Гигиена», 2008г.
  4. Учебно-методическое пособие «Терроризм», 2008г.
  5. Учебно-методическое пособие «Символы воинской чести», 2009г.
  6. Учебно-методическое пособие «Пожарная безопасность», 2009г.
  7. Учебно-методическое пособие «Правила оказания 1 медицинской помощи», 2008г.
  8. Учебно-методическое пособие «Оружие России», 2007г.
  9. Учебно-методическое пособие «Здоровый образ жизни», 2008г.
  10. Учебно-методическое пособие «Факторы, разрушающие здоровье человека», 2009г.

 

Кадровое обеспечение

6 учителей высшей кв. категории, 7 педагогов первой кв. категории, преподаватель-организатор ОБЖ, педагог-психолог, воспитатель-наставник.

 

2.Социальное партнерство:

- районная общественная организация РОСТО (ДОСААФ),
- МЧС России в г. Ядрине
- Дом детского   творчества г. Ядрина
- Отдел образования и молодежной политики  администрации Ядринского  района ЧР,
-  ФСК «Присурье»
- Военный комиссариат Ядринского и Красночетайского районов Чувашской республики

 Мероприятия по реализации программы

Система мероприятий представляет комплекс мероприятий, распределенных по месяцам на основе ежегодного цикла в период на 2013-2020 годы, предусматривает их обновление и дополнение.

№п/п

Содержание мероприятия

Участники

Сроки

Исполнители

                                                ФОРМИРОВАНИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ

 

1.

                      Формирование нормативно-правовой базы

 

Классный руководитель кадетского класса

 

2013 год

 

Руководитель ОУ

2.

Разработка положений локальных актов, регламентирующих деятельность кадетского класса

Классный руководитель кадетского класса

2013 год

Зам. директора по ВР

                                 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

1.

5 республиканская практическая педагогическая конференция «Кадетское образование в Чувашской республике: опыт, проблемы, пути развития»

Классный руководитель,

Преподаватель ОБЖ, воспитатель-педагог

 

18.10.2013

 

Директор ОУ

2.

Привлечение работников правоохранительных служб

Классный руководитель  кадетского класса

1 раз в полугодие

Зам. директора по ВР

3.

Формирование методической копилки

Классный руководитель кадетского класса

В течение учебного года

Руководитель МО классных руководителей

 

                                    СИСТЕМА  ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

1.

Самбо

Учащиеся кадетского класса

В течение учебного года

Тренер- педагог доп.образования

2.

Общефизическая подготовка

Учащиеся кадетского класса

В течение учебного года

Учитель физкультуры

3.

 

Хореография

Учащиеся кадетского класса

В течение учебного года

Педагог доп.образования

4.

Спортивные игры

Учащиеся кадетского класса

В течение учебного года

Тренер-педагог доп.образования

5.

Плавание

Учащиеся кадетского класса

В течение учебного года

Тренер

6.

Краеведение

Учащиеся кадетского класса

В течение учебного года

Учитель истории

7.

Строевая подготовка

Учащиеся кадетского класса

В течение учебного года

Преподаватель ОБЖ

8

Стрелковая подготовка

Учащиеся кадетского класса

В течение учебного года

Преподаватель ОБЖ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СИСТЕМА СОЦИАЛЬНО – ДОСУГОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

1.

Экскурсии

*кадетская школа №14 г.Чебоксары

*Болдино

*Казань

*Козьмодемьянск

*Нижний Новгород

*Москва

*Шоршелы

По выбору

2013-2020 годы

Классный руководитель кадетского класса

Воспитатель кадетского класса

Родители кадет

2.

  Праздники

*День рождения класса «Патриот»

*День призывника

* День народного единства

*День милиции (полиции)

*День Конституции

*День защитников

  Отечества

*День Победы

*День России

*Георгиевский бал

 

Учащиеся кадетского класса

 

30.10.

 

01.11.

04.11

10.11

12.12

23.02.

 

09.05

12.06

 

 

Заместитель директора по ВР

Классный руководитель кадетского класса

 

3.

Конкурсы (традиционные)

*Районный смотр-конкурс кадетских классов СОШ №3 и СОШ №2 (4 этапа):

- смотр строевой подготовки

- интеллектуальный тур

- смотр физической подготовки

- кадетский бал

-военно - полевые игры "Зарница"

*Республиканский смотр – конкурс кадетских классов

- смотр строевой подготовки

- кадетский бал

- военно - полевые сборы"Зарница"

 

 

 

Учащиеся кадетского класса

 

октябрь

январь - февраль

январь - февраль

апрель

 

 

октябрь - ноябрь

 

декабрь - январь

июнь

 

Руководитель физвоспитания

Организатор ОБЖ

Классный руководитель кадетского класса.

Воспитатель кадетского класса.

4.

Игры

*Школьная «Зарница»

* «Гражданином быть обязан»

* «Безопасное колесо»

* спортивные игры

* колесо истории

Учащиеся кадетского класса

 

Февраль

Декабрь

 

Апрель

в теч.года

Февраль

Руководитель физвоспитания

Организатор  ОБЖ

Классный руководитель

Воспитатель

5.

Военно-полевые сборы

Учащиеся кадетских классов

 май - июнь

Организатор ОБЖ

Учитель физвоспитания

6.

Уроки мужества

Учащиеся кадетского класса

Февраль-май

Классный руководитель кадетского класса

7.

Дни воинской славы (победные дни России)

Учащиеся кадетского класса

В течение учебного года

Учитель истории

                                                        ФОРМИРОВАНИЕ ТРАДИЦИЙ

1.

День рождения кадетского класса

Учащиеся кадетского класса

30  октября

Классный руководитель

2.

Уход за монументом Славы, Парком Победы. Возложение цветов к Монументу.

Учащиеся кадетского класса

Май

Классный руководитель

3.

Организация встреч с ветеранами ВОВ, тружениками тыла, воинами-интернационалистами и участниками локальных войн

Учащиеся кадетского класса

В течение года

Классный руководитель, воспитатель-наставник

                                               ОРГАНИЗАЦИЯ КАНИКУЛЯРНОГО ВРЕМЕНИ

1.

Осенние каникулы

Подготовка к республиканскому смотру-конкурсу кадетских классов

Кадетский класс по выбору

Ноябрь

Организатор ОБЖ

2.

Весенние каникулы

1.Организация экскурсий

2. Спортивные состязания

Кадетский класс по выбору

Апрель

Организатор ОБЖ

3.

Летние каникулы

1.Организация пришкольного лагеря

2.Военно-полевые сборы

Кадетский класс по выбору

Июнь

 

 

Август

 

Зам. директора по ВР

Организатор ОБЖ

         ОРГАНИЗАЦИЯ  СПЕЦИФИЧЕСКОГО  УКЛАДА  ЖИЗНИ  УЧАЩИХСЯ

1

 

2.

 

 

 

 

3.

 

4.

 

Утренняя поверка

 

Структура кадетского класса

1е отделение

2е отделение

3е отделение

Назначение командного состава: командиров взводов, отделений

Проведение кадетских и общих собраний

Кадетский класс

 

 

08.00

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель-наставник,

зам. директора по ВР, классный руководитель

 

       

 

ОЦЕНКА  ЭФФЕКТИВНОСТИ  РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММЫ

Оценка результативности программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, которые выступают в качестве обобщенных оценочных показателей.  Они представлены духовно-нравственными параметрами.

Духовно-нравственные параметры

*уважение прав человека, толерантность, достоинство, активная жизненная позиция, гражданское самосознание

*общественно-гражданская компетентность

*морально-нравственная компетентность

Ожидаемые результаты

Выпускник кадетского класса как образованная, нравственно и физически здоровая, социально - активная личность. Формирование и развитие у обучающихся чувства патриотизма, верности гражданскому долгу, дисциплинированности, добросовестного отношения к учебе как важнейших духовно-нравственных ценностей.

                                                  Возможные риски и пути их решения

                             Риски

Пути решения

       1. Недостаточность осведомленности социума и родителей                      учащихся о программах, условиях обучения и                                    воспитания в кадетском классе

      2. Отрицательное отношение большого количества граждан к                        воинской службе

      3. Недостаточность финансирования

      4. Разный уровень воспитанности учащихся

      5. Разная степень мотивации

       1. Информация в СМИ, школьного сайта

       2. Профориентационная работа с учащимися и родителями                         обучающихся

       3. Спонсорская помощь, социальное партнерство

       4. Индивидуальная работа

       5. Психологическое сопровождение