Воспитательная программа кадетского класса "Патриот"
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов»
г. Ядрин Чувашской Республики
Воспитательная программа кадетского класса
«Патриот»
Паспорт программы
Наименование программы | Программа воспитания кадетского класса «Патриот» |
Основание для разработки программы | 1. Постановление Правительства РФ от 5 октября 2010 г. N 795 о государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 гг»
2 «Федеральный Закон №32 «О днях воинской славы (победных днях) России» от 13 марта 1995 г 3. Постановление Правительства РФ от 24.06.2000 г. №551 «О военно-патриотических молодежных и детских объединениях». 4. Целевая программа «Развитие образования в Ядринском районе Чувашской Республики на 2012 – 2020 годы» 5. Целевая программа «Молодежь Ядринского района: 2012-2020 годы» 6. Программа развития МБОУ СОШ №3 на 2011-2015г.г. |
Заказчик программы | МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Ядрина Чувашской Республики |
Разработчик программы | Классный руководитель кадетского класса Егорова Л.В., социальный педагог Яковлева В.П. |
Основные исполнители программы | В реализации программы участвуют заместитель директора по ВР, классный руководитель, учителя предметники, учащиеся кадетского 5б класса, социальный педагог, родители |
Актуальность программы | В последние годы кадетское обучение и воспитание становится популярным как среди детей, так и среди родителей. Создание модели кадетских классов как структур общеобразовательных учебных заведений позволяет повысить доступность кадетского образования и создать структуру для организации и реализации учебно-воспитательного процесса на принципах кадетского обучения и в воспитания |
Цели программы | формирование образованной и воспитанной личности на принципах гражданственности, патриотизма, формирование профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности, дисциплинированности
|
Задачи | 1. Формирование в социально-педагогическом пространстве школы системы кадетского обучения как особой образовательной и воспитательной структуры, включающей в себя подготовительный, основной и результирующий уровни на принципах деятельности современной профильной школы. 2. Разработка концептуальной модели выпускника кадетского класса как гражданственно-ориентированной и социально-ответственной личности, готовой посвятить себя служению Отечеству на поприще гражданской и военной государственной службы. 3. Создание эффективной системы патриотического воспитания в социальном пространстве общеобразовательного учреждения, обеспечивающей воспитание у учащихся любви к Родине, традициям, верности конституционному долгу, ответственности перед обществом за судьбу Отечества, потребности в упорном труде во имя его процветания. 4. Оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании и социальной защите подростков, формировании у них навыков самостоятельной жизни, адаптации к современным реалиям жизни, трудолюбия, дисциплинированности, целеустремленности. |
Перечень приоритетных направлений | 1. Развитие познавательной активности кадет 2.Формирование внутренней потребности личности к самосовершенствованию 3. Формирование ценностных ориентаций кадет |
Сроки реализации | 2013-2020 гг. |
Ожидаемые конечные результаты | Выпускник кадетского класса как образованная, нравственно и физически здоровая, социально - активная личность. Формирование и развитие у обучающихся чувства патриотизма, верности гражданскому долгу, дисциплинированности, добросовестного отношения к учебе как важнейших духовно-нравственных ценностей. |
Система организации контроля исполнения программы | Основные исполнители анализируют и представляют раз в полугодие педагогическому совету отчеты о ходе реализации программы |
Пояснительная записка
В последнее десятилетие в российском обществе произошли изменения, серьезно повлиявшие на социальную активность людей, требования к реализации личностного потенциала, определение жизненных позиций.
Заметным явлением в системе российского образования стал новый вид общеобразовательных программ – кадетское образование. Основными целями деятельности кадетского объединения являются интеллектуальное, культурное, физическое и нравственное развитие обучающихся, их социализация в обществе, создание основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на гражданском и военном поприще.
Организация кадетского класса в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Ядрина стала возможной по ряду сложившихся условий:
· интерес детей и родителей к данному виду деятельности;
· наличие материальной базы в школе для организации системы дополнительного образования;
· высококвалифицированные педагогические кадры;
· установившиеся связи школы с правоохранительными органами г. Ядрина, Военным комиссариатом Ядринского и Красночетайского районов, пожарной частью ПЧ-43, с Союзом воинов-афганцев Ядринского района
Модель содержания современного кадетского образования включает основное и дополнительное образование, направленные на интеллектуальное и физическое развитие учащихся. Данная программа ориентирована на учащихся кадетского класса, определяет основные пути развития системы военно-патриотического воспитания, ее основные компоненты, позволяющие формировать готовность выпускников к служению Отечеству, выбору как военной, так и гражданской профессии.
Содержание кадетского образования:
1. Основное образование, определяемое государственным образовательным стандартом основного общего, среднего (полного) образования.
2. Дополнительное образование, направленное на расширение знаний учащихся.
3. Воспитательная работа на основе развития самоуправления
Цель программы:
Формирование образованной и воспитанной личности на принципах гражданственности, патриотизма, формирование профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности, дисциплинированности
Задачи:
1. Формирование в социально-педагогическом пространстве школы системы кадетского обучения как особой образовательной и воспитательной структуры, включающей в себя подготовительный, основной и результирующий уровни на принципах деятельности современной профильной школы.
2. Разработка концептуальной модели выпускника кадетского класса как гражданственно-ориентированной и социально-ответственной личности, готовой посвятить себя служению Отечеству на поприще гражданской и военной государственной службы.
3. Создание эффективной системы патриотического воспитания в социальном пространстве общеобразовательного учреждения, обеспечивающей воспитание у учащихся любви к Родине, традициям, верности конституционному долгу, ответственности перед обществом за судьбу Отечества, потребности в упорном труде во имя его процветания.
4. Оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании и социальной защите подростков, формировании у них навыков самостоятельной жизни, адаптации к современным реалиям жизни, трудолюбия, дисциплинированности, целеустремленности.
Условия реализации Программы в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Ядрина
Материально-техническое оснащение
Имеется оборудованный учебный кабинет ОБЖ, спортивный зал, стадион, спортивное оборудование, тренажёрный зал, сенсорный кабинет, компьютерный класс, выход в Интернет, актовый зал, кабинет для занятий хореографией, бассейн, зал для занятий самбо при ФСК
Для занятий используются учебно-наглядные пособия:
макет АК – 74 – 3 шт.
пневматические винтовки МР-512 - 5 шт.
противогазы ГП-7 – 2 шт.
противогазы ГП-5 – 20 шт.
компасы топографические «Азимут» -13 шт.
палатки -4 шт.
дидактические раздаточные материалы
тренажер для стрельбы авт.-1 компл.
флажки семафорные -15 шт.
деревянные макеты АК – 19 шт.
панорамная доска «Азбука пожарной безопасности»
наглядные пособия по ОБЖ 7-10 классы
наглядные пособия по Основам Военной службы 10-11 классы
Методическое обеспечение
- Общевоинские уставы Вооруженных Сил РФ, 2008г.
- Учебно-методическое пособие «Поведение в кримоногенных ситуациях», 2006г.
- Учебно-методическое пособие «Гигиена», 2008г.
- Учебно-методическое пособие «Терроризм», 2008г.
- Учебно-методическое пособие «Символы воинской чести», 2009г.
- Учебно-методическое пособие «Пожарная безопасность», 2009г.
- Учебно-методическое пособие «Правила оказания 1 медицинской помощи», 2008г.
- Учебно-методическое пособие «Оружие России», 2007г.
- Учебно-методическое пособие «Здоровый образ жизни», 2008г.
- Учебно-методическое пособие «Факторы, разрушающие здоровье человека», 2009г.
Кадровое обеспечение
6 учителей высшей кв. категории, 7 педагогов первой кв. категории, преподаватель-организатор ОБЖ, педагог-психолог, воспитатель-наставник.
2.Социальное партнерство:
- районная общественная организация РОСТО (ДОСААФ),
- МЧС России в г. Ядрине
- Дом детского творчества г. Ядрина
- Отдел образования и молодежной политики администрации Ядринского района ЧР,
- ФСК «Присурье»
- Военный комиссариат Ядринского и Красночетайского районов Чувашской республики
Мероприятия по реализации программы
Система мероприятий представляет комплекс мероприятий, распределенных по месяцам на основе ежегодного цикла в период на 2013-2020 годы, предусматривает их обновление и дополнение.
№п/п | Содержание мероприятия | Участники | Сроки | Исполнители | ||
ФОРМИРОВАНИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ | ||||||
1. | Формирование нормативно-правовой базы |
Классный руководитель кадетского класса |
2013 год |
Руководитель ОУ | ||
2. | Разработка положений локальных актов, регламентирующих деятельность кадетского класса | Классный руководитель кадетского класса | 2013 год | Зам. директора по ВР | ||
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ | ||||||
1. | 5 республиканская практическая педагогическая конференция «Кадетское образование в Чувашской республике: опыт, проблемы, пути развития» | Классный руководитель, Преподаватель ОБЖ, воспитатель-педагог |
18.10.2013 |
Директор ОУ | ||
2. | Привлечение работников правоохранительных служб | Классный руководитель кадетского класса | 1 раз в полугодие | Зам. директора по ВР | ||
3. | Формирование методической копилки | Классный руководитель кадетского класса | В течение учебного года | Руководитель МО классных руководителей | ||
| СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ | |||||
1. | Самбо | Учащиеся кадетского класса | В течение учебного года | Тренер- педагог доп.образования | ||
2. | Общефизическая подготовка | Учащиеся кадетского класса | В течение учебного года | Учитель физкультуры | ||
3.
| Хореография | Учащиеся кадетского класса | В течение учебного года | Педагог доп.образования | ||
4. | Спортивные игры | Учащиеся кадетского класса | В течение учебного года | Тренер-педагог доп.образования | ||
5. | Плавание | Учащиеся кадетского класса | В течение учебного года | Тренер | ||
6. | Краеведение | Учащиеся кадетского класса | В течение учебного года | Учитель истории | ||
7. | Строевая подготовка | Учащиеся кадетского класса | В течение учебного года | Преподаватель ОБЖ | ||
8 | Стрелковая подготовка | Учащиеся кадетского класса | В течение учебного года | Преподаватель ОБЖ | ||
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
| ||
СИСТЕМА СОЦИАЛЬНО – ДОСУГОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ | ||||||
1. | Экскурсии *кадетская школа №14 г.Чебоксары *Болдино *Казань *Козьмодемьянск *Нижний Новгород *Москва *Шоршелы | По выбору | 2013-2020 годы | Классный руководитель кадетского класса Воспитатель кадетского класса Родители кадет | ||
2. | Праздники *День рождения класса «Патриот» *День призывника * День народного единства *День милиции (полиции) *День Конституции *День защитников Отечества *День Победы *День России *Георгиевский бал
| Учащиеся кадетского класса |
30.10.
01.11. 04.11 10.11 12.12 23.02.
09.05 12.06
|
Заместитель директора по ВР Классный руководитель кадетского класса
| ||
3. | Конкурсы (традиционные) *Районный смотр-конкурс кадетских классов СОШ №3 и СОШ №2 (4 этапа): - смотр строевой подготовки - интеллектуальный тур - смотр физической подготовки - кадетский бал -военно - полевые игры "Зарница" *Республиканский смотр – конкурс кадетских классов - смотр строевой подготовки - кадетский бал - военно - полевые сборы"Зарница"
|
Учащиеся кадетского класса |
октябрь январь - февраль январь - февраль апрель
октябрь - ноябрь
декабрь - январь июнь |
Руководитель физвоспитания Организатор ОБЖ Классный руководитель кадетского класса. Воспитатель кадетского класса. | ||
4. | Игры *Школьная «Зарница» * «Гражданином быть обязан» * «Безопасное колесо» * спортивные игры * колесо истории | Учащиеся кадетского класса |
Февраль Декабрь
Апрель в теч.года Февраль | Руководитель физвоспитания Организатор ОБЖ Классный руководитель Воспитатель | ||
5. | Военно-полевые сборы | Учащиеся кадетских классов | май - июнь | Организатор ОБЖ Учитель физвоспитания | ||
6. | Уроки мужества | Учащиеся кадетского класса | Февраль-май | Классный руководитель кадетского класса | ||
7. | Дни воинской славы (победные дни России) | Учащиеся кадетского класса | В течение учебного года | Учитель истории | ||
ФОРМИРОВАНИЕ ТРАДИЦИЙ | ||||||
1. | День рождения кадетского класса | Учащиеся кадетского класса | 30 октября | Классный руководитель | ||
2. | Уход за монументом Славы, Парком Победы. Возложение цветов к Монументу. | Учащиеся кадетского класса | Май | Классный руководитель | ||
3. | Организация встреч с ветеранами ВОВ, тружениками тыла, воинами-интернационалистами и участниками локальных войн | Учащиеся кадетского класса | В течение года | Классный руководитель, воспитатель-наставник | ||
ОРГАНИЗАЦИЯ КАНИКУЛЯРНОГО ВРЕМЕНИ | ||||||
1. | Осенние каникулы Подготовка к республиканскому смотру-конкурсу кадетских классов | Кадетский класс по выбору | Ноябрь | Организатор ОБЖ | ||
2. | Весенние каникулы 1.Организация экскурсий 2. Спортивные состязания | Кадетский класс по выбору | Апрель | Организатор ОБЖ | ||
3. | Летние каникулы 1.Организация пришкольного лагеря 2.Военно-полевые сборы | Кадетский класс по выбору | Июнь
Август |
Зам. директора по ВР Организатор ОБЖ | ||
ОРГАНИЗАЦИЯ СПЕЦИФИЧЕСКОГО УКЛАДА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ | ||||||
1
2.
3.
4.
| Утренняя поверка
Структура кадетского класса 1е отделение 2е отделение 3е отделение Назначение командного состава: командиров взводов, отделений Проведение кадетских и общих собраний | Кадетский класс
| 08.00
| Воспитатель-наставник, зам. директора по ВР, классный руководитель
| ||
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Оценка результативности программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, которые выступают в качестве обобщенных оценочных показателей. Они представлены духовно-нравственными параметрами.
Духовно-нравственные параметры
*уважение прав человека, толерантность, достоинство, активная жизненная позиция, гражданское самосознание
*общественно-гражданская компетентность
*морально-нравственная компетентность
Ожидаемые результаты
Выпускник кадетского класса как образованная, нравственно и физически здоровая, социально - активная личность. Формирование и развитие у обучающихся чувства патриотизма, верности гражданскому долгу, дисциплинированности, добросовестного отношения к учебе как важнейших духовно-нравственных ценностей.
Возможные риски и пути их решения
Риски | Пути решения |
1. Недостаточность осведомленности социума и родителей учащихся о программах, условиях обучения и воспитания в кадетском классе 2. Отрицательное отношение большого количества граждан к воинской службе 3. Недостаточность финансирования 4. Разный уровень воспитанности учащихся 5. Разная степень мотивации | 1. Информация в СМИ, школьного сайта 2. Профориентационная работа с учащимися и родителями обучающихся 3. Спонсорская помощь, социальное партнерство 4. Индивидуальная работа 5. Психологическое сопровождение |