ЦОРы по истории
Цель урока:
- выяснить причины перехода к сплошной коллективизации,
- проследить ее основные этапы,
- проанализировать итоги сельскохозяйственной политики СССР в 30-е годы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация | 2.2 МБ |
Конспект урока | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Коллективизация ТРАГЕДИЯ ИЛИ ТРИУМФ? «ЭКСПЕРИМЕНТ, ИЗ-ЗА КОТОРОГО РОССИЯ И ПОТЕРЯЛА XX ВЕК» А.И.Солженицын Жить стало лучше, жить стало веселей» И.Сталин (проблема урока)
Социальная структура крестьянства в 1927 -1929гг. Защита 1-ой части проекта «Социальные портреты кулака, середняка, бедняка»
КУРС НА КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЮ ВЗЯТ на XV съезде ВКП (б) в 1927 году КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ- политика преобразования сельского хозяйства в конце 20-х – 30-х гг. на основе раскулачивания и насаждения коллективных форм хозяйства с обобществлением значительной части крестьянской собственности. Коллективизация-объединение крестьян- единоличников в коллективные хозяйства
Обеспечение индустриализации дешёвой рабочей силой за счёт массового ухода крестьян из деревни, ликвидация аграрного перенаселения Ликвидация кулачества как класса Создание колхозов с целью преодоления зависимости государства от единоличных крестьянских хозяйств в деле хлебозаготовок Кулак – эксплуататор Кулак – враг трудящихся Кулак – чуждый элемент Перекачка средств из аграрного сектора экономики в промышленный на нужды индустриализации Экспорт зерна, масла, сахара – импорт станков и оборудования Забрать средства у крупных хозяйств легче
7 ноября 1929 г. - статья Сталина «Год великого перелома» - «о коренном переломе в развитии сельского хозяйства в сторону крупного коллективного земледелия декабрь 1929 - конец нэпа и переход к политике ликвидации кулачества как класса РЕГИОНЫ СРОКИ завершения коллективизации Северный Кавказ, Средняя и Нижняя Волга осень 1930 -весна 1931 Украина, Центрально –Чернозёмный район, Сибирь, Урал, Казахстан осень 1931-весна 1932 Остальные районы к 1933 2 марта 1930 года в «Правде» была опубликована статья Сталина «Головокружение от успехов» Чувашская АССР
Физкультпауза под песню 30-ых гг.
КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ глазами крестьян защита 2-ой части проекта
ДИНАМИКА ОБЪЕДИНЕНИЯ КРЕСТЬЯН В КОЛХОЗЫ
. ИТОГИ И ПОСЛЕДСТВИЯ Замедление темпов роста сельскохозяйственного производства и постоянное обострение продовольственной проблемы в стране Ликвидация слоя зажиточных крестьян ( число пострадавших до 5 млн. чел) Уничтожение частного сектора в сельском хозяйстве Отчуждение крестьян от собственности и земли Потеря экономических стимулов к труду в сельском хозяйстве Рукотворный голод 1932-1933гг (жертв от 3 до 15 млн. чел) Не стало кулаков Не стало середняков Не стало бедняков Появился колхозник
1. Возникший в 1925 г. хлебозаготовительный кризис Сталин объяснял: А) кулацким саботажем хлебозаготовок; Б) нехваткой сельскохозяйственной техники; В) отсутствием резервного фонда промтоваров. 2. Укажите главную цель политики сплошной коллективизации: А) перевод сельского хозяйства на социалистические рельсы; Б) обеспечение возможности перекачивания средств из деревни в город на нужды индустриализации; В) создание высокоэффективного сельскохозяйственного производства. 3. Экономическая цель политики раскулачивания: А) обеспечивать продуктами городское население; Б) ликвидировать хлебозаготовительный кризис; В) создать материальную базу коллективных хозяйств. 4. «Подкулачники» - это: А)наемные сельскохозяйственные рабочие; Б)крестьяне, не желающие произвольно вступать в колхозы; В)дети кулаков. ТЕСТ
5. Главными социально-экономическими последствиями политики сплошной коллективизации были: А) отчуждение крестьян от собственности и результатов своего труда; Б) ослабление экономических стимулов развития сельскохозяйственного производства; В) ликвидация эксплуататорских элементов в деревне; Г) решение проблемы перенаселения. 6. Сталин опубликовал в марте 1930 г статью «Головокружение от успехов», ставил задачу: А) признать собственные ошибки; Б) возложить ответственность за насильственную коллективизацию на местные власти; В) предостеречь крестьян от поспешного вступления в колхозы; 7. Характерными чертами экономического развития СССР в 30-е гг. были: А) катастрофическое отставание от развитых стран мира в сфере производства промышленной продукции; Б) самые высокие в мире темпы роста промышленного производства; В) налаженное производство основных видов промышленной продукции, что позволило обходиться без импорта товаров; Г) преимущественное развитие легкой промышленности; Д) второе место в мире по абсолютным объемам промышленного производства; Е) первое место в мире по производству сельскохозяйственной продукции .
Ответы 1. А 2. Б 3. В 4. Б 5. А,Б, В,Г 6. Б 7. Б, В, Д.
Предварительный просмотр:
Егорова Любовь Васильевна -
учитель истории и обществознания
МОУ СОШ №3 г Ядрин
Чувашской Республики
Тема: Коллективизация – трагедия или триумф?
Задачи урока:
Образовательная – выяснить причины перехода к сплошной коллективизации, проследить ее основные этапы и проанализировав итоги сельскохозяйственной политики СССР в 30-е годы сделать выводы по проблеме урока.
Воспитательная - оценить коллективизацию с точки зрения соотношения целей и средств
Развивающая – совершенствование навыков аналитической работы, развитие логического мышления, умение работать в группах и аргументировать собственную точку зрения.
Тип урока: изучение нового материала
Методы обучения: проектный метод;
использование ЦОР;
метод диалога;
Опережающее задание к уроку:
За несколько дней до урока ребятам даются задания составить мини-проект по теме «Коллективизация глазами крестьян». Класс делится на 3 группы. Каждая группа составляет мини-проект, состоящий из 3 частей: 1. социальный портрет представителя определённого слоя крестьянства (кулака, середняка, бедняка (батрака)); 2. отношение к коллективизации; 3. вывод по проблеме урока
Оснащение урока: компьютер, проектор, экран, карта «СССР в годы первой пятилетки»
Литература:
- Данилов А.А., Косулина Л.Г. “История России ХХ–ХХI века”, М. “Просвещение”, 2006.
- Загладин Н.В., Козленко С.И. «История России ХХ–ХХI века», М., 2009, § 17-18
ХОД УРОКА.
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Использование ЦОР | Записи в тетради |
Тема сегодняшнего урока сформулирована как проблема. Коллективизация - трагедия или триумф? Коллективизация коснулась многомиллионной армии российского крестьянства, проходила и в Чувашской республике, и в Ядринском районе, и в каждом селе со всеми положительными и отрицательными проявлениями. Следовательно, приоритеты в поставленной проблеме отдадим судьбе крестьянства 1) как социальной группы и 2) крестьянина как личности. Я думаю, никто не сомневается в том, что анализ уроков прошлого помогает решать сегодняшние проблемы сельского хозяйства. Ребята, как вы думаете, всё ли благополучно сегодня в российском аграрном секторе? Ответы на многие вопросы следует искать в 1920-30-хх гг. нашей истории, когда была проведена коллективизация. III. Задачи урока: - выяснить причины перехода к сплошной коллективизации, проследить ее основные этапы и проанализировав итоги сельскохозяйственной политики СССР в 30-е годы сделать выводы по проблеме урока. | Участие в диалоге. Примерные ответы: наше сельское хозяйство не в состоянии полноценно накормить страну. Россия закупает за границей зерно, продукты питания. Плохо приживается фермерство. Российское с/х производство неэффективно. | Звучит музыка «Время вперёд», заставка к программе «Время» Слайды 1-2 | Запись темы урока в тетради |
IV. Изучение новой темы. Коллективизация стала очередным крупным преобразованием в России после 1861 г. Вспомните, какие это преобразования? Изучение новой темы предлагаю начать с характеристики крестьянства 20-ых гг. Зимой 1927/28 гг. в стране разразился кризис хлебозаготовок. Из-за низ ких цен на хлеб зажиточные крестьяне удерживали хлеб в закромах. Под угрозой голода оказалась армия и города. Руководство страны прибегло тогда к насильственным методам изьятия хлеба. В ответ зажиточные крестьяне стали сокращать посевные площади. Кризис повторился. В правительстве страны сформировались 2 точки зрения на проблему выхода из кризиса. | Ребята называют крупные преобразования: 1861 – отмена крепостного права; 1906 – аграрная реформа Столыпина; 1917 –1918 декрет о земле; Закон о социализации земли:, в 1922 г разрешена аренда земли; 1927 – коллективизация. Защита 1 части проекта «Социальный портрет представителя определённого слоя крестьянства (кулака, середняка, бедняка (батрака)) 2 ученика раскрывают 2 точки зрения. | Запись данных с диаграммы | |
Победила точка зрения Сталина. Курс на коллективизацию был взят на 15 съезде партии в 1927 году., но усиленная пропаганда и строительство колхозов начались в 1928г. Было создано 70 тыс. колхозов. Определяем цели коллективизации, составляя опорную схему. Сроки коллективизации. Из таблицы видно, что Чувашская АССР (1920 г –ЧАО, 1925- ЧАССР) отнесена к регионам, где коллективизация должна была завершена к весне 1931г. Реально она закончилась в 1937 г. Вопрос: Каково было отношение самого крестьянства к политике сплошной коллективизации? Раскулачивание коснулось и моей семьи. Мой дед … 5. Подведём итоги: 1.Коллективизация шла методом проб и ошибок.
Альтернативный путь: При меньшем нагнетании «классовой борьбы», сохранении многообразия форм землепользования, учёте частнособственнических интересов крестьян экономические потери минимизированы. 6. Закрепление темы. 7. Домашнее задание. § 17-18, Сравните политику НЭПа и коллективизацию (2 сходства и 2 отличия) | Ребята работают с текстом слайда № 4 Работа с опорной схемой на слайде 5 Защита 2 части проекта «Путь крестьянина в колхоз» (в том числе используя семейный материал) Вывод по проблеме. 3 группы тестирование | Слайд №4
Слайд №5 | Запись определения «коллективи зация» заполнение опорной схемы Аргументы «за» и «против» Ребята прикрепляют на доске. Создаётся кластер, который показывает общий вывод класса по проблеме. Запись вариантов правильного ответа. Самопроверка. |
Схема составления социального портрета середняка (бедняка, кулака)
I Общая характеристика
1. Процентный состав в общей структуре крестьянства.
2. Описание хозяйства
- доходность
- производительность
-ориентация на рынок
- способ ведения хозяйства
3. Перспективные возможности
II «Отношение к коллективизации»
- Общая тенденция.
- Варианты поведения.