Формирование временных представлений у старших дошкольников

Опыт работы по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_vremennykh_predstavleniy.doc28.5 КБ

Предварительный просмотр:

В нашей  группе формирование временных представлений происходит не только в образовательной деятельности, но и на прогулках, в играх самостоятельной познавательной деятельности. Наша задача как педагогов состоит в последовательном увеличении у детей запаса знаний, их упорядочении, систематизации.

        Поэтому особенное важное место в формировании временных представлений уделяем дидактическим играм и упражнениям, образовательными элементами которых являются познавательное содержание и умственная задача.

        При работе над развитием временных представлений рассматриваем такие понятия, как: сутки, неделя, вчера, сегодня и завтра, времена года и месяцы, возраст, часы, уточняем представления о частях суток.

        С этой целью используем следующие дидактические игры и упражнения, учитывая индивидуальные особенности детей:

  • «Закончи предложение».

- Завтракаем мы утром, а обедаем…

- Солнце светит днем, а луна…

  • «Расскажи о своем распорядке дня».

- Утром я встаю и делю зарядку;

- Днем я хожу на прогулку.

        Для закрепления уточнения знаний о днях недели, используем цветовую и цифровую модели недели.

  • «Покажи соответствующую цифру».

Называется определенный день недели, а дети должны показать соответствующую ему цифру (понедельник – цифра 1, четверг – цифра 4 и т .д.).

  • «Живая неделя».

Для игры вызываются 7 детей. Они пересчитываются по порядку, а в руки им даются кружки разного цвета, обозначающие дни недели. Например: желтый кружок – понедельник, и т.д. Можно использовать цифры и слова.

  • «Назови соседей».

Предлагаем назвать рядом находящиеся дни недели к названному дню (среда – вторник и четверг и т.д.).

  • «Закончить предложения».

Читаем предложения и предлагаем вставить пропущенные названия дней недели:

-если сегодня понедельник, то завтра будет…
- если сегодня четверг, то вчера был…»

  • «Найди лишнее слово».

- вчера, завтра, вторник, послезавтра;

- вторник, пятница, вчера, среда, суббота;

- зима, сентябрь, весна, лето.

  • «Продолжи ряд».

- утро – день - …

- зима - … - …

- декабрь - … -…

При знакомстве с часами предлагаем следующие задания:

- покажи часовую (минутную) стрелки;

- если минутная стрелка стоит на 12, а часовая на 1, значит времени;

- если времени половина пятого, то где будут стоять часовая и  минутная стрелки.

Работу над формированием временных представлений стараемся планировать в комплексе с другими областями:

- чтение книг С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев», В. Каверина «Песочные часы», Е.Шварца «Сказка о потерянном времени», В. Даля «Старик – годовик»;

- использование музыкальных произведений, например: альбом Л.И. Чайковского «Времена года».

Таким образом, систематически организованная работа по формированию временных представлений детей в нашей группе, способствует наиболее эффективному их освоению.