Информационно-коммуникационная технология.
«Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
ИКТ и дети с особыми образовательными потребностями.
Понятие «дети, имеющие особые образовательные потребности» охватывает тех, кто по разным причинам (умственным, физическим, социальным, психологическим) испытывает трудности в обучении, более существенные, чем проблемы, с которыми сталкивается большинство учеников того же возраста. Трудности в обучении могут быть постоянными, недавно приобретенными, периодическими или обусловленными обстоятельствами. При обучении такие дети нуждаются в особой помощи преподавателей.
Современные тенденции в международном образовании и социальной политике направлены на интеграцию в общество тех, кто рискует быть исключенным из него. Таким людям предоставляется доступ к качественному среднему образованию. Необходимо всецело содействовать тому, чтобы люди с особыми потребностями посещали обычные дошкольные учреждения и школы. Это расширит их образовательные возможности через общение со сверстниками и будет способствовать их участию в жизни общества.
ИКТ предоставляет безграничные возможности обучения в течение всей жизни, в том числе для лиц с особыми образовательными потребностями. ИКТ предоставляют таким детям большую независимость, дают возможность получения образования наравне с другими детьми и тем самым способствуют их включению в социум в качестве ценных, уважаемых членов общества, вносящих свой вклад в его жизнь. Для некоторых из них технологические решения — единственный способ заявить о своих потребностях, высказать свои мнения и взгляды и единственная надежда на участие в жизни общества.
ИКТ помогут и поддержат вовлечение детей с особыми потребностями в учение и игру, преодолевая последствия их дефектов и барьеры, возникающие при традиционных образовательных технологиях. Благодаря специальным инструментам ИКТ (а такие инструменты разнообразны) главными направлениями поддержки образовательного процесса для детей с особыми потребностями являются следующие:
Выявление предварительного уровня личного развития (опыта и навыков), т.е. исходной точки обучения ребенка.
Помощь личному развитию путем формирования новых или совершенствования уже имеющихся навыков.
Расширение доступа к информации.
Адаптация задач к индивидуальным навыкам и способностям ребенка.
Предоставление учащемуся большей автономии.
Выявление скрытых возможностей у детей, имеющих коммуникативные проблемы.
Повышение мотивации детей с особыми потребностями к обучению, коммуникации и т.д.
В данном обзоре внимание сосредоточено на детях, имеющих особые образовательные потребности в связи с физическими, сенсорными, коммуникативными и умственными нарушениями.
Учитывая упомянутые выше тенденции применения ИКТ в образовании лиц с особыми потребностями, подчеркнем, что существует особая сфера использования этих технологий как инструментов, способствующих доступу к информации и выполняющих компенсаторные функции. Все устройства, системы или функции, которыми могут пользоваться люди с ограниченной трудоспособностью (или правоспособностью) в повседневной жизни, можно назвать вспомогательными технологиями (ВТ). В образовательной сфере технологии, поддерживающие детей с особыми потребностями, все более означают устройства, связанные с компьютером.
Быстрый рост мощностей и возможностей компьютеров позволяет производителям предлагать средства ИКТ, которые дают пользователям все более широкий доступ к информации и более полно удовлетворяют их потребности в обучении. За последние несколько лет компьютер превратился в ценный ресурс, позволяющий детям преодолевать разнообразные трудности, с которыми они могут сталкиваться в процессе обучения. ИКТ расширили сферу ВТ, придав ей новые измерения, открывающие новые двери, расширяющие горизонты и дающие многим людям с особыми потребностями большую степень свободы.
С точки зрения развития ребенка особую важность для маленьких детей имеют действия с предметами и использование инструментов. Таким образом, вспомогательные устройства, позволяющие ребенку осуществлять те или иные действия, оказываются ключевыми в развитии ребенка65.
В очень раннем возрасте (до 2 лет) ВТ полезны тем, что позволяют ребенку использовать предметы как орудия для достижения желаемого результата (Brinker and Lewis, 1982, Cook et al., 1990). Позднее (в возрасте 2–6 лет) ВТ конструируют и используют таким образом, чтобы дети могли действовать с предметами более символически. Дети постарше (в возрасте 7–11 лет) используют ВТ более разнообразно, поскольку в этом возрасте они уже применяют логические операции к конкретным проблемам. Наконец, ВТ-устройства, сконструированные для подростков, могут быть основаны на решении задач и принятии решений, но допускать и реальную деятельность. Изучена важная роль, которую играют ВТ в поддержке игр и когнитивного развития детей с нарушением моторных функций (Besio, 2002, 2004)66.
Мотивация — очень важный фактор поддержки эффективного использования ВТ. Поэтому необходимо внимательно определять цели потенциального пользователя ВТ для того, чтобы устройство имело смысл для индивидуума и мотивировало его. Использование высокотехнологичных ВТ-устройств в образовательной деятельности позволяет детям с особыми потребностями становиться незаменимыми членами в группах сверстников и участвовать в учении и играх.
Вспомогательные технологии дают возможность доступа к образованию, в том числе к ДО, на адекватном уровне, обеспечивающем возможности для обучения и стимулы к нему. Например, благодаря использованию правильно выбранных ВТустройств, подходящего программного обеспечения и соответствующей методологии образования дети, не способные держать карандаш, могут тем не менее рисовать и писать. Аналогично, дети, не способные говорить, получают возможность речевого общения с помощью компьютера.
Впрочем, применение ИКТ не решают всех проблем специального образования. ИКТ лишь обеспечивают кардинальное улучшение доступа к информации и поддержки коммуникаций и могут стать мощным дидактическим и коммуникационным средством, которое в свою очередь закладывает основание существенного прогресса в личном развитии, позволяя людям с особыми образовательными потребностями участвовать в жизни общества.
В качестве примеров применения ИКТ в дошкольном образовании детей с особыми потребностями можно привести работу ДОО С12 и С13, направленную на преодоление у детей с помощью средств ИКТ речевых нарушений. Для этих целей тщательно подбираются специализированные программные продукты. В числе прочих подобных программ можно упомянуть «Игры для Тигры» и «Развитие речи. Учимся говорить правильно». Эти программные продукты направлены на коррекцию общего недоразвития речи у детей старше 5 лет. Программное обеспечение позволяет развивать и корректировать просодику, звукопроизношение, фонетику, лексику, а также навыки связной речи.
Предварительный просмотр:
Гафиятуллина А. Г.
Использование ИКТ, как средство активизации познавательной деятельности учащихся коррекционной школы VIII вида
// Образование и воспитание. — 2015. — №5. — С. 46-48. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/18/350/ (дата обращения: 26.01.2019).
Знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством органов чувств они воспринимаются. ( К. Ушинский )
Необходимость использования ИКТ на уроках в коррекционной школе VIII вида неоспорима. Для детей с ограниченными возможностями здоровья ИКТ- помощник в освоении нового, развитии мотивации, один из способов социализации.
Отмечается несколько наиболее важных причин необходимости применения компьютера на уроках:
Во-первых, организация процесса обучения в соответствии психоэмоциональным и физиологическими особенностями детей с отклонениями в развитии.
Во-вторых, реальная возможность технологизировать процесс индивидуализации и дифференциации обучения.
В-третьих, расширяется возможность соблюдения основных принципов коррекционного образования: многократность повторений, выполнение действий по образцу, коррекция психологических функций.
А также при обучении в коррекционной школе большое значение имеют наглядные методы обучения, что хорошо реализуется при использовании ИКТ. Решение учебных и коррекционных задач с помощью компьютерных технологий должно встраиваться в систему обучения, а не осуществляться изолированно от решения основных коррекционных задач.
Организация учебного процесса в школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить, а ни в коем случае не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной.
Учитывая психологические особенности детей, работа с использованием ИКТ должна быть чётко продумана и дозирована. Таким образом, применение данных технологий на уроках должно носит щадящий характер. Вместе с тем уроки с использованием компьютера следует проводить наряду с обычными занятиями; компьютерная поддержка должна являться одним из компонентов учебного процесса и применяться только там, где это целесообразно.
Одной из главных задач, стоящих перед учителем школы, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи.
Использование ИКТ на уроках в школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Ученики коррекционной школы в основном имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя, кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.
Использование ИКТ позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися. Приоритетным направлением коррекционной работы учителя в компьютерном классе является: − выявление и коррекция индивидуальных трудностей и проблем в учебной деятельности детей; − формирование коммуникативной деятельности; − формирование умения приобретать новые знания в процессе общения с учителем. Немаловажной задачей учителя коррекционной школы является социализация учащихся в обществе. ИКТ позволяет решать и эту задачу.
Применение информационных технологий на уроках необходимо, и мотивировано это тем, что они − позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке; − способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся; − позволяют индивидуализировать процесс обучения; − повышают интерес к урокам; − активизируют познавательную деятельность учащихся; − развивают творческий потенциал учащихся; осовременивают урок. стимулируют воображения школьников; способствуют развитию творческого подхода при выполнении учебных заданий. повышают успеваемость и качество знаний учащихся; Компьютер может использоваться на всех этапах обучения:
− при объяснении нового материала;
− закреплении;
− повторении;
− контроле знаний, умений и навыков.
Основные направления использования компьютерных технологий на уроках:
визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал)
− интерактивный демонстрационный материал (упражнения, опорные схемы, таблицы, понятия)
− контроль за умениями, навыками учащихся.
−визуализация учебного материала;
− интеграция со смежными дисциплинами: историей, художественной культурой, музыкой.
Использование ИКТ на уроках русского языка позволяет активизировать познавательные интересы учащихся, контролировать деятельность каждого, изучать новый материал, закреплять, выполнять практическую работу, включающую разные виды упражнений, углублять знания, проводить контроль. Учащиеся работают с увлечением на любом этапе урока, и это поддерживает интерес к предмету. Вызвать у детей интерес к изучению русского языка достаточно проблематично, но возможно.
Использование ИКТ на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов делают урок интересным.
Уроки литературы — это разговор особый. Они должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстрированного материала, с использованием аудио- и видео- сопровождений. Ученики на уроках литературы могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, сказок, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки, услышать актерское прочтение стихов. Компьютер, конечно, не может на уроке литературы заменить живое слово учителя, изучение художественного произведения, творческого общения, но может стать хорошим помощником.
Уроки с использованием ИКТ — это, на мой взгляд, является одним из самых важных результатов инновационной работы в школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно — найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Применение средств ИКТ на уроках — эффективный метод формирования активизации познавательной деятельности. Важно, чтобы на каждом уроке учащимся было интересно. Тогда у многих из них первоначальная заинтересованность предметом перерастет в глубокий и стойкий интерес.
Предварительный просмотр:
Актуальность применения ИКТ технологий в обучении детей с особыми образовательными потребностями
Когда-то Горький определил: "Культура - это наука и искусство, цивилизация - это техника и экономика". Образование через передачу информации, достижение её понимания и усвоение субъектом образования - один из основных способов передачи культуры и развития цивилизации.
Информационная культура тесно смыкается с коммуникационной культурой - культурой общения, диалога в широком смысле слова: диалога народов, человека с человеком, человека и компьютера, внутреннего диалога, мысленного диалога читателя и писателя, актёра и зрителя, обучаемого и обучающего. Информационная культура требует, прежде всего, от учителя и от обучаемого новых знаний и умений, особого стиля мышления, обеспечивает им необходимую социальную адаптацию к переменам, и гарантирует достойное место в информационном обществе и выполняет следующие функции:
- регулятивную, поскольку оказывает решающее воздействие на всю деятельность, включая информационную;
- познавательную, т.к. непосредственно связана с исследовательской деятельностью субъекта и его обучением;
- коммуникативную, поскольку информационная культура является неотъемлемым элементом взаимосвязи людей;
- воспитательную, ибо информационная культура активно участвует в освоении человеком всей культуры, овладении всеми накопленными человечеством богатствами, формировании его поведения.
Использование ИКТ в учебном процессе - один из способов повышения мотивации обучения. ИКТ способствуют развитию творческой личности не только обучающегося, но и учителя. ИКТ помогают реализовать главные человеческие потребности - общение, образование, самореализацию. Внедрение ИКТ в образовательный процесс призвано повысить эффективность проведения уроков, освободить учителя от рутинной работы, усилить привлекательность подачи материала, осуществить дифференциацию видов заданий, а также разнообразить формы обратной связи.
Использование ИКТ открывает дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его "оживлением", возможностью совершать визуальные путешествия, представить наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать иными способами, позволяет совмещать процедуры контроля и тренинга.
"Золотое правило дидактики - наглядность" (Ян Каменский). Мультимедиа-системы позволяют сделать подачу дидактического материала максимально удобной и наглядной, что стимулирует интерес к обучению и позволяет устранить пробелы в знаниях.
Основные направления учителя, использующего ИКТ в образовательном процессе коррекционной школы:
1. Обзор и анализ учебного материала, представленного на электронных носителях. Отбор и структурирование этого материала в содержательные блоки с учётом индивидуальных способностей обучающихся.
2. Продумывание способов мотивации обучающихся на освоение учебного материала.
3. Оказание помощи обучающимся в овладении навыками работы на компьютере, отслеживание специфических трудностей, связанных с отношением к компьютерной форме общения, особенностями подачи информации.
4. Разработка контрольных заданий, критериев оценивания, способов анализа ошибок. Разработка тестов в программе "Блокнот".
5. Организация консультаций в ходе изучения учебного курса, направленных на содействие решению личностных, образовательных, коммуникативных проблем обучающихся.
6. Отслеживание и фиксация динамики достижений как группы в целом, так и каждого обучающегося в раздельности.
Модель использования ИКТ на уроке:
- Демонстрация компьютерной презентации;
- Тестирование с выбором ответов;
- Отработка технических навыков с помощью компьютерного тренажёра.
Это способствует экономии времени и эффективности учебного процесса.
Модель использование ИКТ вне урока:
- Поиск информации в Интернете и других источниках;
- Фиксация записи об окружающем мире;
- Подготовка выступления и само выступление с использованием презентаций.
Основным средством контроля и оценки образовательных результатов обучающихся в ИКТ являются тесты и тестовые задания, позволяющие осуществлять различные виды контроля: входной, промежуточный, рубежный и итоговый.
Тесты могут проводиться в режиме on-lain (проводится на компьютере в интерактивном режиме, результат оценивается автоматически системой) и в режиме off-lain (используется электронный или печатный вариант теста; оценку результатов осуществляет учитель с комментариями, работой над ошибками).
Использование возможностей ИК технологий в обучении детей с особыми образовательными потребностями.
«Тебе скажут — ты забудешь. Тебе покажут — ты запомнишь. Ты сделаешь — ты поймёшь» - это утверждение лишний раз убеждает нас в необходимости использования информационных технологий в учебном процессе для детей с особыми образовательными потребностями.
Информационные технологии расширяют возможности обучения детей и могут быть особенно эффективными при обучении детей со специальными образовательными потребностями.
При индивидуальном обучении учитываются уникальные потребности всех учащихся и в первую очередь тех, у кого имеются затруднения в учебе или физические отклонения. Необходимо развивать у учащихся ответственное отношение к учебе и желание применять технологии для приобретения знаний и навыков. Поэтому, школа должна предоставлять технологии специальных возможностей, которые можно адаптировать к нуждам каждого учащегося.
Сведения о специальных возможностях и технологиях специальных возможностей, помогающих преподавателям всего мира предоставлять учащимся одинаковые возможности при обучении с использованием современных технологий, разработаны корпорацией Майкрософ. Поддержка специальных возможностей дает учащимся с нарушениями получить больший объем информации, облегчить работу на ПК. Повышение уровня удобства и безопасности делает обучение ребенка более эффективным. Таким образом, применение этих функций представляет собой еще один способ обеспечения равных возможностей всем членам общества.
«Технологии специальных возможностей включают три составляющие.
Специальные возможности или параметры, встроенные в программное обеспечение и позволяющие настраивать продукт в соответствии со зрительными, слуховыми, двигательными, речевыми и образовательными потребностями пользователя. К параметрам специальных возможностей относятся, например, изменение размера и цвета шрифта и параметров указателя мыши в операционной системе Windows. Продукты Microsoft® Windows®, Microsoft® Office и Microsoft® Internet Explorer® поддерживают целый ряд специальных возможностей и параметров, облегчающих восприятие звуковой и визуальной информации и повышающих удобство работы с компьютером.
Продукты с технологиями специальных возможностей (специальное оборудование и программное обеспечение), которые тщательно подбираются, чтобы соответствовать потребностям пользователей с одним или несколькими нарушениями. К таким продуктам можно отнести программу увеличения экрана для пользователя с плохим зрением или эргономичную клавиатуру для пользователя с болями в запястье.
Совместимость продуктов с технологиями специальных возможностей с операционной системой и иным программным обеспечением. Это очень важный аспект нормальной работы продуктов с технологиями специальных возможностей».
Использование информационно – коммуникационных технологий на уроках математике в коррекционной школе.
Концепция модернизации российского образования требует качественно нового подхода к профессиональному уровню подготовки педагога, к овладению техникой и технологией проектирования объектов профессиональной деятельности. Смещение приоритетов в сторону современных информационно – коммуникационных технологий в образовании сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Эти изменения связаны: с обновлением содержания, методов и организационных форм обучения; с достижением новых учебных результатов; с формированием в массовом порядке ИКТ – компетентности учителей предметников; с использованием компьютера в преподавании всех учебных предметов.
При использовании компьютера в преподавании математики у меня возникли некоторые проблемы:
- большинство имеющихся электронных изданий «закрыто», то есть невозможно использовать в учебном процессе отдельные фрагменты содержания: или всё, или ничего.
- иногда отсутствует методическое сопровождение внедрения электронных изданий.
Решение вопроса эффективного использования возможностей ИКТ на уроках математики в коррекционной школе потребовало поиска и создания новых средств обучения. Человек по своей природе больше доверяет глазам, и огромная часть информации воспринимается им через зрительный анализатор. Учитывая это, я решила попробовать мобилизовать зрительное восприятие детей с отклонениями в развитии, применяя мультимедийные презентации, при этом организовать работу по развитию наглядно-образного мышления, внимания, памяти, создать положительную мотивацию. Положительная мотивация к познавательной деятельности может быть результатом возникшего интереса к необычным урокам, с которыми раньше школьники не встречались.
Почему именно свои презентации я применяю в учебном процессе? Материал презентаций ориентирован на контингент моих учеников с учетом их психического, физического, эмоционального уровня развития. Каждый слайд представляет собой учебный эпизод, включающий в себя самостоятельную дидактическую единицу. Они позволяют применять различные виды и формы учебной деятельности: получение информации, практические задания, контроль уровня знаний, и т.д. Содержание презентаций помогает создавать наглядные образы. Презентации обеспечивают методическую и дидактическую поддержку различных этапов урока. Применение презентаций позволяет мне активизировать познавательную деятельность учащихся.
При проектировании мультимедийного урока (как и любого другого) продумываю какие цели, и задачи он преследует, какую роль этот урок играет в системе уроков по изучаемой теме или всего учебного курса, его тип, структуру, методы, формы учебной деятельности школьников. Провожу анализ содержания учебного материала на возможность использования ИКТ, формы и способы подачи информации на экран. Учитываю предназначение урока:
- для изучения нового материала, предъявления новой информации;
- для закрепления пройденного, отработки учебных умений и навыков;
- для повторения, практического применения полученных знаний, умений, навыков;
- для обобщения, систематизации знаний;
- для контроля знаний, умений, навыков.
Созданные мною мультимедийные презентации, обеспечивают методическую и дидактическую поддержку различных этапов урока. Этап актуализации опорных знаний необходим для лучшего восприятия и усвоения новых знаний. Вся информация по актуализации опорных знаний представлена в определённой последовательности слайдов, в определенной последовательности подачи изображений на экран с использованием анимации. Продумана цветовая гамма. (Приложение)
Ключевым элементом в структуре многих уроков является изучение нового материала. С опорой на него или во взаимосвязи с ним решаются на уроках остальные вопросы: будь то закрепление, контроль и т.д. В процессе обучения математике оно чаще всего связано с решением проблем, возникающих при изучении математических понятий.
Можно при этом выделить три основных этапа: подготовку к восприятию, введение и первичное осмысление нового материала. Среди различных способов изучения нового материала можно выделить следующие: новый материал объясняется самим учителем либо разбирается в ходе совместной деятельности с учащимися. Выбор каждого из этих способов зависит, прежде всего, от того, каким временем располагает учитель на уроке для изучения нового, от степени готовности школьников к его восприятию и от содержания вводимых понятий.
Сочетание моего рассказа с демонстрацией презентации позволяет проводить пошаговое, очень подробное введение нового материала, что более доступно для его усвоения детьми с ОВЗ, а также акцентировать внимание учащихся на особо значимых моментах учебного материала. На этапе изучения нового материала добиваюсь, чтобы ученики не были пассивными созерцателями того, что им предъявляю на экране. Стараюсь так организовать процесс познания, создать такую атмосферу в классе, чтобы ученики не только получали знания, но и добывали их. Работа на уроке становится живым действием, вызывающим у детей неподдельный интерес.
Разработанная презентация для изучения нового материала дает возможность использовать ее для дальнейшего закрепления знаний. Это большое подспорье для учеников, пропустивших урок по данной теме (Приложение )
Безусловно, при изучении нового материала лишь начинают решаться вопросы, связанные с его усвоением, т.е. пониманием, запоминанием, умениями его применять. Для понимания изучаемого большое внимание уделяю актуализации опорных знаний, пошаговому введению нового материала, так как большой объем информации трудно воспринимается детьми. Для лучшего запоминания главного в изучаемом материале использую в презентациях его выделение жирным шрифтом, курсивом, рамкой, цветом. Изучаемый материал школьники должны уметь применять в различных заданиях. Поэтому в презентациях после введения нового материала предлагается серия упражнений.
Управление деятельностью учащихся при изучении нового материала должно осуществляться с учетом психолого-педагогических закономерностей. Особое внимание при этом следует обратить на то, что при пассивном участии многое ускользает от внимания обучающегося. К более же полному, богатому восприятию приводит активная мыслительная деятельность, которая по ходу ознакомления с материалом возрастает, если соблюдаются условия:
- учащийся, знакомясь с материалом, одновременно выполняет конкретное задание, помогающее глубже понять данный материал;
- это задание направляет усилия учащегося на использование определенного приема мыслительной деятельности (сравнения, конкретизации и т.д.)
- данный прием соответствует содержанию материала, и чем в большей мере, тем сильнее активизируется деятельность;
- учащийся обладает знаниями, необходимыми для выполнения задания, и навыками применения данного приема;
- материал не является чрезмерно легким или очень трудным.
Как бы ни был разработан урок, многое зависит от того, как учитель подготовится к нему. Он должен не только уверенно владеть компьютером, знать содержание урока, но вести его в хорошем темпе, непринужденно, постоянно вовлекая в познавательный процесс учеников. Необходимо продумать смену ритма, разнообразить формы учебной деятельности, подумать, как выдержать при необходимости паузу, как обеспечить положительный эмоциональный фон урока.
При проведении урока нужно позаботиться об обратной связи с учащимися. Информация должна сопровождаться вопросами к ним, вызывающими ребят на диалог, на комментирование происходящего. Ни в коем случае не стоит допускать превращения учеников в пассивных созерцателей.
При использовании мультимедийных презентаций имею возможность постоянно «держать руку на пульсе», видеть реакцию учеников, вовремя реагировать на изменяющуюся ситуацию. Особенно это важно в работе с детьми с ОВЗ, уровень развития которых характеризуется недостаточностью познавательной деятельности, сниженным уровнем работоспособности, недоразвитием внимания, памяти, эмоционально-личностной сферы. Работа с такими детьми предполагает организацию активной деятельности самого ребенка. Вызвать такую активность непросто, для этого необходим специальный настрой школьника на восприятие предлагаемой ему информации. Считаю одной из своих задач - развитие познавательной активности таких детей за счет реализации принципа доступности учебного материала, обеспечения «эффекта новизны». Урок с применением компьютерной презентации, созданный методически грамотно, хорошо помогает справиться с этой задачей.
Такие уроки активизируют и психические процессы учащихся: внимание, память, мышление. Гораздо активнее и быстрее происходит повышение познавательного интереса. Познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться все время только яркими фактами, а его привлекательность невозможно сводить к удивляющему и поражающему воображение. К.Д. Ушинский писал о том, что предмет, для того чтобы стать интересным, должен быть лишь отчасти нов, а отчасти знаком. Новое и неожиданное всегда в учебном материале выступает на фоне уже известного и знакомого. Вот почему для поддержания познавательного интереса учу школьников в знакомом видеть новое.
Использование созданных мною тестов введённых на компьютер показало, что у школьников повысилась мотивация учения, что просматривается в результатах диагностики, проводимой в течение учебного года. Улучшилась результативность обучения, повысился интерес к предмету. Поведение уроков с применением тестов введённых на компьютер – это мощный стимул в обучении. При этом у учителя появляется возможность проявить творческий подход к созданию и проведению современного, полноценного, интересного урока.
Информационные технологии вообще и тесты введённые на компьютер в частности позволяют: повышать мотивацию учения за счет использования средств привлечения внимания и развития интереса, оптимально использовать время на уроке, развивать мышление, внимание, память, учащихся, улучшать результативность обучения.
Информационно – коммуникационные технологии в учебно-воспитательном процессе.
В настоящее время усиление интерактивности приводит к более интенсивному участию в процессе обучения самого учащегося, способствует повышению эффективности восприятия и запоминания учебного материала. Большие возможности компьютерного представления информации позволяют интенсивное использование компьютерных презентаций в школе не только в обучении учащихся, но и в организации учебного процесса. Поэтому в последние годы важной задачей является внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в организацию учебно-воспитательного процесса коррекционной школы.
Одним из программных средств реализации презентаций является офисное приложение Microsoft PowerPoint, которое позволяет обеспечивать компьютерную поддержку различных видов деятельности участников образовательного процесса.
В связи с этим возникает необходимость дальнейшей разработки методов использования ИКТ в деятельности учителя для организации и проведения занятий с учащимися. Другое направление создания презентаций - компьютерное сопровождение общешкольных мероприятий. Большое значение в воспитании и социальной адаптация учащихся имеют школьные праздники, тематические недели, отчеты кружков.
Мною совместно с учителем информатики Семёновой Е.И. был организован выпуск школьной газеты «Л@стик». Дети с удовольствием ведут сбор материала к выпуску нового номера газеты. Берут интервью у педагогов. Работают в текстовом редакторе. Ведут поиск Интернете. Учатся пользоваться сканером.
В газете отражаются события школьной жизни. Публикуются рисунки детей. Дети мечтают и фантазируют…
Таким образом, мой опыт работы в организации создания и выпуска школьной газеты «Л@стик», показывает, что у детей значительно повысилась мотивация к учению. Наблюдается улучшение зрительной памяти, внимания.
Заключение.
Обучаемого легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причём на него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие. Мультимедиа создаёт мультисенсорное обучающее окружение. Привлечение всех органов чувств ведёт к исключительному росту степени усвоения материала по сравнению с традиционными методами. Обучение с использованием аудиовизуальных средств комплексного предъявления информации является наиболее интенсивной формой обучения. Индивидуальная диалоговая коммуникация с помощью видео-, графических, текстовых и музыкально-речевых вставок настолько интенсивна, что максимально облегчает процесс обучения. Решение проблемы соединения потоков информации разной модальности (звук, текст, графика, видео) делает компьютер универсальным обучающим и информационным инструментом по практически любой отрасли знания и человеческой деятельности. И это не случайно, поскольку по данным ЮНЕСКО при аудиовосприятии усваивается только 12% информации, при визуальном около 25%, а при аудиовизуальном до 65% воспринимаемой информации.
Важным условием реализации возможностей ИКТ в школе являются: оборудование в школе компьютерного класса, желательно наличие локальной сети и выхода в Интернет; готовность учителя к применению ИКТ в образовательном процессе.
По требованиям СанПин 2.4.2.1178-02 в течение недели количество уроков с применением ТСО не должно превышать для обучающихся первой ступени 3-4 урока, обучающихся второй и третьей ступени - 4-6 уроков. После занятий с видеодисплейным терминалом (ВДТ) необходимо проводить гимнастику для глаз, которая выполняется на рабочем месте.
Следует отметить, что применение ИКТ целесообразно с применением с другими обучающими технологиями, не отрицая, а взаимно дополняя друг друга.
Практика проведения уроков с использованием ИКТ технологий показывает, что они имеют большее коррекционное воздействие, чем обычные.
Учащиеся на таких уроках более активно и охотно включаются в работу, заметно увеличивается время, в течении которого учащиеся готовы и хотят сосредоточенно и самостоятельно выполнять необходимые для усвоения темы задания.