Конспект совместной образовательной деятельности по теме" ЗИМА" для детей старшей группы
Опубликовано 31.12.2018 - 17:59 - Поверенная Ирина Анатольевна
Предварительный просмотр:
Конспект
совместной образовательной деятельности
для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «ЗИМА»
Разработала
учитель-логопед
ГБДОУ № 12 В.О. р-на Поверенная И.А.
г. Санкт-Петербург
2018
Тема занятия: Зима.
Цель занятия:
- Пополнение словаря. Существительные: холод, мороз, стужа, метель, пурга, снег, сугробы, лед, наст, иней. Прилагательные: рыхлый, липкий, искристый (снег), прозрачный, твердый, хрупкий, скользкий (лед). Глаголы: лепить, скользить.
- Грамматика: приставочные глаголы движения – подъезжать, заезжать, въезжать, съезжать, отъезжать, объезжать; употребление предложных конструкций с предлогами «к», «на», «с», «от».
- Развитие фонематического слуха.
Узнавание первого согласного в слове; различение звуков по мягкости и твердости; определение звука в середине слова.
Деление слов на слоги: определение последовательности слогов, их количества; количество и последовательность звуков в каждом слоге, количество гласных звуков в слове. - Развитие умеренного темпа, четкого ритма речи, соблюдение пауз между фразами (речь с движением).
Задачи.
- Образовательные: пополнение словаря, совершенствование грамматического строя речи, развитие фонематического слуха и звуко-слогового анализа
- Развивающие: развитие наблюдательности, памяти, умения сравнивать, анализировать; развитие логического мышления.
- Воспитательные: воспитание любви к родной природе в любое время года, воспитание эстетического чувства: красота зимнего пейзажа.
Оборудование:
- Картинки с зимними пейзажами
- Макет снежной горки из поропласта, санки (елочная игрушка)
- Раздаточный материал для выкладывания слоговой схемы слов.
Ход занятия
- Организационный момент: сначала сядут дети, у которых имя начинается на гласный звук, потом дети, у которых имя начинается на твердый согласный звук, потом дети, у которых имя начинается на мягкий согласный звук.
- Постановка цели занятия.
Какое сейчас время года?
– Зима.
Какой сейчас месяц?
– Декабрь.
Который по счету это зимний месяц?
– Первый.
Сегодня мы будем говорить о зиме. - Признаки зимы.
После какого времени года наступает зима?
– После осени.
Какое время года будет после зимы?
– Весна.
А.С. Пушкин писал про весну:
«Улыбкой ласковой природа
Сквозь сон встречает УТРО ГОДА»
Весну поэт сравнивает с утром. Почему?
– Природа просыпается, распускаются почки, тает снег, прилетают птицы.
О каком «сне» природы говорит А.С. Пушкин?
– О зиме.
Почему зима – это сон природы?
– Спит трава под снежным одеялом, деревья сбросили свою одежду – листву – и погрузились в сон, в лесу тихо, большинство птиц улетело в теплые края, уснули медведи, ежи, барсуки.
С каким временем суток можно сравнить зиму?
– С ночью.
А осень?
– С вечером.
Что бывает только зимой?
– Морозы, холод, стужа, метель, вьюга, метелица, иногда даже пурга; земля, деревья, дома покрыты снегом; водоемы покрыты людом, снег образует снежные горы – сугробы. - Загадки о зиме.
- В детский сад идти готовы,
Провалиться снег не даст –
Снег ногами утрамбован,
Называется он … (наст) - Нас пушинки покрывают,
С неба падая на всех.
Так зимою лишь бывает,
И пушинки эти – … (снег) - Мы сюда не пойдем –
Поскользнемся, упадем!
А рассеянный пойдет
И, конечно, упадет:
Под ногами-то ведь … (лед) - Лес, как в сказке, весь искрится –
Все деревья в кружевах;
Желтопузая синица
Удивляется в ветвях:
– Это что ж за кружева
Из таких тончайших линий?
– Эх ты, птичья голова!
Ну конечно, это – … (иней)
- Зимние забавы.
Как можно развлекаться зимой?
– Кататься на коньках, лыжах, на санках. Строить снежные замки, лепить снежную бабу (снеговика). Играть в снежки. - Образование приставочных глаголов движения по демонстрации действия, употребление предлогов «на», «к», «с», «от».
Снежная горка из поропласта и елочные саночки
– саночки подъезжают к горке
– саночки въезжают на горку
– саночки съезжают с горки
– саночки объезжают горку
– саночки отъезжают от горки - Физкультминутка.
Речь с движением:
– На полянку, на лужок
Тихо падает снежок.
Снег на крыше, на крылечке,
Солнце в небе голубом,
В каждом доме топят печки,
В небо дым идет столбом…
- Развитие фонематического слуха. Фонематический анализ. Составление слоговой схемы слова.
Какой первый звук в слове «мороз»?
– «м».
Какой первый звук в слове «Метель»?
– «мь».
Чем похожи эти звуки?
– Они оба согласные, носовые, чтобы их сказать, надо сомкнуть губы и выдохнуть через нос.
Чем различаются эти звуки?
– Звук «м» – твердый, звук «мь» – мягкий.
Есть ли звук «м» в слове «зима»?
– Есть.
На каком он месте?
– В середине слова.
Сколько слогов в слове «зима»?
– Два.
Какой первый слог?
– «зи».
Какой второй слог?
– «ма»
Сколько звуков в первом слоге?
– Два.
Во втором?
– Два.
Какие звуки в первом слоге?
– Первый звук – «зь», второй звук – «и»
Какие звуки во втором слоге?
– Первый – «м», второй – «а»
Сколько всего звуков в слове «зима»
– Четыре.
Сколько гласных звуков?
– Два.
Какие?
– «и», «а».
Сколько твердых согласных?
– Один.
Сколько мягких согласных?
– один.
(Дети выкладывают слоговую схему слова на столах, один ребенок – у доски). - Подведение итогов занятия.
О чем мы говорили на занятии?
Что больше понравилось?