Конкурс "Лесенка успеха"

Долбешкина Татьяна Николаевна

Для меня участие в конкурсе – это вдохновение, шанс зарядиться новыми творческими идеями. Я могу и хочу поделиться тем, что умею, и взять то, чем не владею. Естественно, что каждый стремится победить, показать свои лучшие профессиональные качества, наработанный опыт. Проигравших в этом соревновании нет и быть не может, потому что мудрость наша в том, что мы умеем радоваться успеху коллег.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эссе «Моя педагогическая философия»

Вся жизнь – движение.

Задумавшись над тем, как я оказалась участницей конкурса «Лесенка успеха», я поняла, что, видимо, пришло время подвести некий итог моей жизни. Так с чего же начать?...

Как банально бы это ни звучало, но уже в детском саду я решила, что буду педагогом. В выпускной группе нам дали задание нарисовать свою будущую профессию. Моя мамочка сохранила тот рисунок, на нем я стою у доски с указкой в руке. В школьные годы эта мысль еще больше укоренилась во мне.

И вот я стала учителем, учителем музыки! За 16 лет педагогической деятельности я ни разу не пожалела о своем выборе. Работа с детьми в школе, развитие в них чувства прекрасного – все это умиротворяло меня и приносило только положительные эмоции. Но мне всегда хотелось выйти за рамки урока, хотелось чего-то большего, интересного, и тогда я решила, что надо что-то менять.

Теперь я – музыкальный руководитель в детском саду. Оказалось, что это всеобъемлющая профессия, включающая в себя много интересного. На одном и том же занятии я могу стать вокалистом и концертмейстером, сценаристом и режиссером, модельером и гримером, хореографом и художником-оформителем, наставником и «успокоителем» нежной детской души, и просто лучшим другом всех без исключения детей, а также их родителей. Да, это сложная, но одновременно интересная, увлекающая в неизведанные дали профессия. Профессия, которая не позволяет стоять на месте, она просто требует идти… бежать… лететь вперед. Профессия, которая держит твой мозг в постоянном творческом напряжении, ведь даже во сне может прийти простая и одновременно гениальная идея, как увлечь ребенка. Профессия, которая помогает всесторонне развивать детей, раскрывать в них затаившиеся таланты, распознавать даже в самых неприметных, на первый взгляд, мальчишках и девчонках будущих гениальных певцов и танцоров, актеров и музыкантов. В общем, лучше профессии для меня просто не найти!

Дети дошкольного возраста как неограненные алмазы. Маленькие, наивные, неопытные, они с удовольствием вовлекаются в любую деятельность, будь то пение или театрализация, танцы или слушание, чтение стихов или подвижные игры. И ты уже забываешь, сколько тебе лет – и вместе с ними заново познаешь мир. Благодарнее и непосредственнее людей просто не найти! Их творчество не имеет границ. Ведь именно дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей. Это то время, когда дети чрезвычайно любознательны и у них есть огромное желание познавать окружающий мир. А я, в свою очередь, поощряя их любознательность, сообщая новые знания, вовлекая в различные виды деятельности, способствую расширению детского опыта, что необходимо для дальнейшего развития творческой активности детей. Ведь не зря известные психологи и педагоги призывают, как можно раньше побуждать детей к выполнению творческих заданий.

Мне интересно наблюдать за ребятами на занятиях. Я заметила, что, когда дети выполняют задания с помощью музыкально-ритмических движений, они начинают «глубоко» чувствовать музыку, становятся более уверенными в себе, мыслят творчески, у них развивается воображение, они становятся более внимательными, постепенно овладевают своим телом, и, в конце концов, они просто радуются. Ведь движение – это жизнь, и способность двигаться заложена в нас самой природой, она естественна для человека. И вот тогда-то я решила широко использовать в работе музыкально-ритмическую деятельность. И, так как с детства я человек подвижный и люблю танцевать, я с головой (в прямом смысле этого слова) ушла в танцы и стала завлекать туда детей, которые с удовольствием «пошли» за мной. Чем больше мы с детьми увлекались, тем отчетливее я видела, какие они талантливые и неповторимые. И это еще одна положительная сторона моей любимой профессии, когда увлечения совпадают с работой, когда видишь, как «гадкий утенок начинает превращаться в прекрасного лебедя».

Я всегда знала, что работа с детьми увлекательна, но и очень ответственна. Мы должны помочь подняться каждому из этих маленьких ростков, не навредив ему, чтобы в дальнейшем он стал успешным в жизни, мог достичь высоких результатов, смог стать человеком с большой буквы, способным принимать нестандартные решения. И я рада, что занимаю совсем не последнее место в становлении и развитии маленького человечка.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №56 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА» Музыкально-ритмическая деятельность как средство развития двигательной а ктивности детей старшего дошкольного возраста Составитель: Долбешкина Татьяна Николаевна, м узыкальный руководитель, п ервой квалификационной категории Ленинск-Кузнецкий ГО, 2019г

Слайд 2

« Танцуй, планета!» творческий проект

Слайд 3

Мы – будущие танцоры

Слайд 4

Задачи проекта: р азработать систему работы по музыкально-ритмической деятельности; познакомить с культурой разных народов мира, видами танцев; у чить эмоционально откликаться и передавать самостоятельно в движении знакомые музыкально-игровые образы; формировать коммуникативные навыки, дружеские взаимоотношения независимо от национальности; побуждать к активным, самостоятельным действиям, к танцевальной импровизации, выражая положительные эмоции; в оспитывать любовь и интерес к музыке, к танцу, к традициям разных народов мира; - о риентировать педагогов и родителей на оказание помощи детям при работе в данном направлении.

Слайд 5

I этап – организационно-подготовительный (сентябрь – ноябрь 2018г.)

Слайд 6

Диагностическое обследование Выполнение музыкально-ритмических движений Выполнение танцевальных движений

Слайд 7

II этап – основной (декабрь 2018г. – март 2020г.)

Слайд 8

Танцевальный серпантин

Слайд 9

III этап – заключительный (апрель – май 2020г.) Фестиваль « Танцуй, планета!»

Слайд 10

Приглашаем к сотрудничеству Долбешкина Татьяна Николаевна, музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад №56 комбинированного вида» а дрес: г . Ленинск-Кузнецкий, проспект Ленина, 59/4 т ел.: (838456) 2-06-73 р абочая эл. почта: d ou.56@mail.ru л ичная эл. почта: ta79ny@mail.ru



Предварительный просмотр:

Музыкально-ритмическая деятельность как средство развития двигательной активности детей старшего дошкольного возраста

Долбешкина Т.Н.,

музыкальный руководитель

МБДОУ «Детский сад №56 комбинированного вида»

Любимый танец - это жизнь!

Не стой на месте, с музыкой кружись!

И мир вдруг станет лучше во сто крат,

И ты забудешь, был чему не рад!

Проблема человеческих способностей вызывает огромный интерес людей во все времена. В прошлом таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства; делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры.

В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

В процессе музыкальной деятельности, знакомя детей с разными музыкальными жанрами, я остановилась на подробном изучении танца. Дети по сути своей – непоседы, и этот жанр им очень понравился. Тогда я предложила ребятам посмотреть, как танцуют люди разных национальностей.

Так родилась идея проекта «Танцуй, планета!», в котором дети захотели найти ответы на вопросы: «Почему танцевальные движения у каждого народа свои?», «Почему у каждого танца свой костюм?», а также познакомиться с музыкой разных народов мира.

Музыка и движение помогают воспитывать детей, дают возможность познать мир. В условиях реализации ФГОС ДО, при обучении детей музыкально-ритмическим движениям, осуществляется интеграция образовательных областей, что способствует всестороннему и интеллектуальному развитию детей.

Э. Жак-Далькроз был убежден, что обучать ритмике необходимо всех детей. Он развивал в них глубокое «чувствование», проникновение в музыку, творческое воображение, формировал умение выражать себя в движениях, вместе c тем считал, что музыка является первоосновой.

Новизной своего проекта считаю ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой народов мира через танец, используя музыкально-ритмическую деятельность.

В век сплошной компьютеризации стоит проблема малоподвижного образа жизни современных детей. С раннего детства  необходимо развивать двигательную активность детей, которая заложена природой. Наблюдая за детьми  дошкольного возраста, пришла к выводу, что с помощью музыкально-ритмической деятельности и при условии целенаправленного руководства со стороны педагога можно успешно способствовать развитию двигательной активности ребенка.  

В наше время дети старшего дошкольного возраста имеют значительные знания о народах, населяющих другие страны, но культурное наследие для них остается загадкой. Правильное понимание культуры танца других народов, понимание эмоционального состояния в танце (радость, грусть, страх и др.) также важно для детей старшего дошкольного возраста.

Народный танец – это бесценное сокровище, показывающее быт, основные занятия, традиции, события, происходящие в жизни людей всего мира. Изучая народный танец, мы путешествуем по планете.

Цель проекта - развитие двигательной активности детей старшего дошкольного возраста под музыку с помощью музыкально-ритмической деятельности.

Задачи проекта:

- разработать систему работы по музыкально-ритмической деятельности;

- познакомить с культурой разных народов мира, видами танцев;

- учить эмоционально откликаться и передавать самостоятельно в движении знакомые музыкально-игровые образы;

- формировать коммуникативные навыки, дружеские взаимоотношения независимо от национальности;

- побуждать к активным,  самостоятельным действиям, к танцевальной импровизации, выражая положительные эмоции;

- воспитывать любовь и интерес к музыке, к танцу, к традициям разных народов мира;

- ориентировать педагогов и родителей на оказание помощи детям при работе в данном направлении.  

Проект состоит из 3-х этапов. Проект творческий, долгосрочный (с сентября 2018г по май 2020г).

На 1 этапе была проведена следующая работа:

- пополнение медиотеки, методической литературы;

- подбор музыкального материала;

- подготовка наглядного и дидактического материала;

- разработана модель взаимодействия педагогов и родителей;

- пополнена предметно-музыкальная среда (элементы костюмов, атрибуты, музыкальное оформление национальной музыкой в течение дня).

Подобран диагностический инструментарий, составлены диагностические карты, анкеты для родителей.

В ходе диагностического обследования детей старшей группы были получены следующие результаты:

- ноябрь 2018г

Выполнение музыкально-ритмических  движений:

высокий уровень - 7%;

средний уровень - 48%;

низкий уровень - 45%.

Выполнение танцевальных движений:

высокий уровень -10%;

средний уровень - 37%;

низкий уровень - 53%.

На основании итогов диагностики, было выявлено, что дети  испытывали затруднения по многим параметрам, поэтому решили  начать работу по овладению детьми музыкально-ритмической деятельностью для повышения двигательной активности.

На 2-ом этапе проекта реализуем систему развития двигательной активности детей через музыкально-ритмическую деятельность.

Проводим различные виды деятельности:

- занятия с использованием творческих заданий («Море волнуется», «Волшебник», «Мокрые котята» и другие),

- мультимедиа (презентация «Восток – дело тонкое», видео танцев и другое),

- игровые задания («Круговорот», «Не ошибись» и другие).

Совместно с родителями изготавливаем костюмы и атрибуты для танцев. Организована мастерская «Волшебная ниточка». Прослушиваем национальные песни.

Проводим развлечения и досуги («С мамой вместе веселее», «Потанцуй со мной дружок» и другие). Организуем работу по формированию у детей двигательной активности с использованием творческих заданий. Разучиваем и исполняем танцевальные элементы разных видов национальных танцев.

На данном этапе было проведено диагностирование на выявление положительной / отрицательной динамики развития музыкально-ритмических способностей на конец учебного года.

Выполнение музыкально-ритмических  движений:

высокий уровень - 57%;

средний уровень - 31%;

низкий уровень - 12%.

Выполнение танцевальных движений:

высокий уровень - 27%;

средний уровень - 58%;

низкий уровень - 15%.

Результаты проводимой за период с декабря 2018г по май 2019г работы подтвердили итоги  диагностики, которая показала положительные изменения по всем диагностируемым линиям музыкально-ритмической деятельности.

На начало нового учебного года (сентябрь 2019г) было проведено диагностическое обследование детей подготовительной к школе группы.

Выполнение музыкально-ритмических  движений:

высокий уровень - 38%;

средний уровень - 50%;

низкий уровень - 12%.

Выполнение танцевальных движений:

высокий уровень - 21%;

средний уровень - 66%;

низкий уровень - 13%.

Небольшой спад показателей говорит о том, что необходимо продолжать работу по формированию двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста в рамках проекта.

Танец – является одним из самых древнейших видов искусства. Изучая танцы народов мира, постигается колорит и особенности любой национальности. Гопак, Лезгинка, Бульба, Цыганочка, Хава-Нагила, Ирландские танцы, Сиртаки, Танго, Самба и многое другое, всё важно для общего развития.

Изучая народные танцевальные движения, мы сможем обладать знаниями и умениями исполнения танцев разных национальностей, что дает возможность чувствовать себя свободно и комфортно в любом танцевальном коллективе, в любой точке мира.

На заключительном этапе планирую провести фестиваль «Танцуй, планета!»

Планируемые результаты проекта:

- смогу организовать эффективное взаимодействие с родителями и детьми, в частности, участие родителей в изготовлении костюмов для детей;

- раскроется индивидуальность каждого ребенка, проявится его одаренность;

- дети с желанием будут исполнять танцы народов мира;

- сформируется двигательная активность, потребность самовыражения в движении под музыку.

В заключение проекта мы сделаем вывод, что культура каждого народа разнообразна и многогранна. Что нужно любить страну, где ты живёшь, чтить и передавать из поколения в поколение её традиции.