Наставническая деятельность

Мисник Татьяна Владимировна

Результаты наставнической деятельности молодых специалистов и молодых педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коучинг как одна из современных технологий профессионально- ориентированного обучения иностранным языкам.

Современные тенденции обучения иностранным языкам разнообразны и многогранны. Это связано с повышенным интересом и необходимостью владения иностранным языком. Однако, для преподавателя иностранного языка по-прежнему непрост выбор необходимой стратегии преподавания, особенно в высшей школе, где иностранные языки имеют профессиональную направленность. В последнее время узкоспециальные установки в обучении уступают место полидисциплинарнымтехнологиям в образованиии и менеджменте, таким как коучинг. На сегодняшний день, опубликовано значительное количество робот посвященных проблеме реализации современных подходов в обучении иностранным языкам (П.Я.Гальперин, Н.И.Гез, М.А.Давыдова, И.А.Зимняя, Г.А.Китайгородская, С.Ю.Николаева, Е.И.Пассов, Г.В.Рогова, В.Л.Скаткин и др.). Цель данной работы - показать целесообразность применения коучинговых технологий при обучении иностранным языкам, поскольку коучинг, по нашему мнению, успешно синтезируя приемы обучения иностранным языкам, одновременно является эффективной технологией управления бизнесом.

Таким образом, выбирая коучинговый подход, можно улучшить результаты в изучении языка и начать формировать профессионально-ориентированные компетенции технологий бизнеса.

Развитие коммуникативной компетенции обучаемых опирается на разные виды компетенций, основополагающими из которых является речевая и языковая. Языковая компетенция предполагает достаточно высокий уровень развития слуховой и зрительной памяти обучаемого, активизацию когнитивных процессов в ходе обучения. В свою очередь, познавательные процессы включают мотивационные компоненты.

Все, перечисленные выше, элементы также являются составляющими коучинговых технологий, направленных на развитие профессиональных компетенций.Коучинг – это философия менеджмента, которая стремится изменить взаимоотношения между руководителем и подчиненным. [1]. В нашем случае, между студентом и преподавателем. Коучинг используется для повышения трудоспособности и усовершенствования профессиональных умений тех, кто работает или учится в коллективе. Итак, коучинг − процесс обеспечения базовыми умениями, знаниями и возможностями, которые необходимы для самосовершенствования и повышения эффективности работы и обучения. Технологии, которые формируют эти компетенции можно применять в практике преподавания иностранных языков. Так, например, модель обучения Д. Колба может использоваться как в бизнесе, так и в обучении иностранному языку, она включает: действие; реакцию на него; рефлексию; качественно новое понимание действия. [2]. Эти элементы модели цикличны и развиваются по спирали. По ходу цикла формируются новые компетенции как языковые, так и профессионально-ориентированные. Коммуникация, в свою очередь, является базой и для студента, который изучает иностранный язык, и для бизнесмена, применяющего технологии коучинга в работе. Так, по мнению Р.Зеуса, коучер должен оперировать следующими элементами коммуникации: умение установить климат доверия, эмпатия, умение воспринимать доводы собеседника, способность ставить вопросы, четко формулировать идеи, соблюдать конфиденциальность и стимулировать самомотивацию. [4]. Полагаем, что можно провести параллели между работой коучера и процессом обучения иностранным языкам, а именно: создание микроклимата при обучении иностранному языку (имитация языковой среды), восприятие (иностранной речи), постановка вопросов (при обучении диалоговой речи), четкое формулирование идей (формирование умений выражать свои мысли на иностранном языке), стимулирование самомотивации(формирование осознанности того, что изучено). Соответствия можно найти как в вербальной, так и невербальной составляющей интерперсональной коммуникации. Считаем, что особое место, в терминах современного междисциплинарного подхода к изучению иностранных языков, принадлежит категории иммедиативности по линии преподаватель↔студент. Вслед за Ш.Рамсей, определяем иммедиативность как степень «физической или психологической близости между людьми: люди тянутся к тем людям или вещам, которые или нравятся и избегают или удаляются от вещей, которые им не нравятся» [3, с.43]. Иммедиативность – неотъемлемая часть коммуникации, органичный элемент процесса обучения, повышающий эффективность взаимодействия по линии коучер (преподаватель) ↔ студент (бизнесмен). Как в коучинговых технологиях, так и в методике обучения иностранному языку, важными невербальными компонентами коммуникации остаются: голосовой фактор, зрительный контакт, мимика, жесты, применение техники молчания.

Технологии коучинга в процессе обучения иностранному языку повышают интенсивность усвоения материала, углубляют мотивацию познания не только языковых элементов, но и компонентов бизнес управления, формируя как профессиональные, так и коммуникативные компетенции.

Коучинг в бизнесе и методике преподавания находится в процессе становления. Дальнейшее развитие и совершенствование данных технологий даст возможность повысить качество изучения иностранных языков и профессиональной подготовки экономистов и менеджеров различных уровней.

Библиографический список.

1.     Kilburg, R.R. Toward a Conceptual Understanding and Definition of Executive Coaching. //Consulting Psychology Journal: Practice and Research, 1996. №48 (2). – pp. 134-144.

2.     Kolb D. Experiential Learning. – Prentice Hall, Englewood Cliffs, NJ. 1984. – 80 p.

3.     Ramsey Sh. Non-verbal Behaviour: an Intercultural Perspective// Handbook of International Communication, Boston. 1985. – 144 p.

4.     Zeus P., Skiffington S. The Complete Guide to Coaching at Work. Australia:The McGrow-Hill Companies, Inc. 2007. – 260 p.