Система педагогической деятельности
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ханты- Мансийского района
"Средняя общеобразовательная школа п. Горноправдинск"
Педагогический проект
«Системно-деятельностный подход - основа мотивации познавательных интересов, мыслительной деятельности и творческих способностей обучающихся в условиях ФГОС ООО»
Автор: Фуражкина Светлана Ивановна
учитель биологии и химии
п.Горноправдинск
Краткая аннотация: познавательная активность – качество, степень выраженности которого различна у учащихся. Первым условием, при котором может совершаться развивающий сдвиг мотива на цель, является момент расширения жизненного и образовательного пространства учащегося. Вторым условием развития учебной и познавательной видов мотивации является система обучения, формирующая учащегося как активного участника учебной деятельности. Учащийся, который стремится расширять свою субъектность, усваивает новые знания как обобщенные способы действия в предметном и социальном мире. В этих условиях внешние мотивы будут сдвигаться на т.н. внутренние предметные и социальные цели учения, усваиваемые значения будут порождать личностные смыслы, будет формироваться предметная и социальная структуры учебной деятельности.
Обоснование необходимости проекта. Происходящие сегодня в нашей стране социокультурные изменения неопровержимо показывают, что существующее образование не удовлетворяет актуальным запросам общества. У учеников положительная мотивация к изучению предмета недостаточна, а порой отсутствует, так как при изучении предметов естественного цикла они сталкиваются значительными трудностями и не усваивают материал в силу особенностей памяти, восприятия и мышления. Существует проблема невостребованности полноценных знаний, значительно снижающая мотивацию у школьников при изучении предмета В связи с этим, особое значение приобретает изучение возможностей СПТ в том числе ИКТ как средства мотивации учебно-познавательных интересов и мыслительной деятельности, направляющих учебную деятельность школьников на освоение практических и теоретических способов познания окружающей действительности. Многие учителя формируют мотивы учения, однако указывают на недостаток психологических знаний, а также приемов изучения и формирования учебно-познавательных мотивов школьников в условиях реального урока в школе, поэтому причинами обращения к проблеме являются:
- низкая сформированность мотивации к предметному обучению;
- низкий уровень подготовки учащихся к презентации (самопредъявлению) хода своей деятельности и результатов;
- неудовлетворённость организацией взаимодействия на уроке между учителем и учеником;
- пассивность учащихся в ходе учебных занятий, во внеурочной деятельности по предмету и увеличивающуюся тенденцию потребления знаний в уже готовом виде из-за низкой сформированности исследовательских, креативных, информационно-технологических и коммуникативных умений.
Вместе с тем анализ деятельности современной школы, научно-педагогической литературы позволил выявить противоречие между возрастающей потребностью общества в развитии творческого потенциала, активности и недостаточной сформированностью мотивационной сферы у учащихся. В свою очередь это противоречие обусловлено несоответствием между:
- необходимостью развития творческой, активной личности школьника и отсутствием мотивации у учащихся в традиционной системе образования;
- потребностью внедрения современных форм и методов обучения для формирования креативности и недостаточным или отсутствием разработанности систем новых форм и методов обучения;
- потенциальной способностью каждого ребенка к творчеству и невооруженностью его умениями, навыками и приемами проявления этой способности.
Возникает необходимость организации учебно-познавательного процесса, направленного на формирование мотивационной сферы обучаемого, становление и развитие внутренних мотивов познавательной деятельности. Поэтому внедрение в учебный процесс инновационных педагогических технологий является актуальной для современного образования.
Цели и задачи проекта
Стратегической целью представленного проекта является: влияние на уровень мотивации познавательных интересов и мыслительных способностей путем применения приемов и методов современных педагогических технологий в сочетании с ИКТ на уроках биологии и химии и во внеурочной деятельности.
Для достижения цели проекта необходимо решить следующие задачи:
- Изучить необходимую психолого-педагогическую и учебно-методическую литературу.
- Используя специальные диагностические методики, выявить личностные особенности и имеющийся начальный уровень учебной мотивации учащихся.
- Изучить методические аспекты использования средств СПТ и ИКТ для формирования положительной мотивации на уроках биологии и химии;
- Разработать и апробировать систему уроков и внеклассных мероприятий с применением СПТ в сочетании с ИКТ;
- Провести анализ, систематизацию и обобщение результатов, полученных в ходе реализации проекта.
Объект исследования: образовательный процесс в основной школе.
Предмет исследования: использование СПТ в комплексе с ИКТ как средства мотивации познавательного интереса и мыслительной деятельности к обучению учащихся биологии и химии
Гипотеза: процесс: На основе анализа собранной информации предполагается, что систематическое внедрение в педагогический процесс средств СПТ в комплексе с ИКТ на уровне квалифицированного пользователя ведёт к формированию положительных учебно-познавательных мотивов и развитию познавательных интересов и мыслительной деятельности учащихся. Для достижения цели исследования и решения поставленных задач был применён комплекс теоретических и эмпирических методов исследования:
- теоретический анализ литературы и исследований по проблеме;
- педагогический опыт, включающий анкетирование, тестирование, разработка и апробирование уроков и внеклассных мероприятий,;
- статистическая обработка результатов работы.
Научная новизна исследования состоит:
- использование СПТ в комплексе с ИКТ учебном процессе как самостоятельная исследовательская проблема;
- в разработке уроков и мероприятий биологии и химии с применением СПТ и ИКТ с учётом познавательных потребностей, ближайших интересов и актуального состояния мотивации учащихся к обучению;
Теоретическая значимость: Теоретически обоснована и разработана система работы в школьном курсе биологии, состоящая из взаимосвязанных компонентов: целевого, содержательного, мотивационного, процессуального и результативного. Обоснованы принципы, лежащие в основе ее реализации. Определено место методов, приемов, функций педагогических приемов и технологий в изучении вопросов мотивации познавательного интереса и мыслительной деятельности учащихся в урочной и внеурочной деятельности Практическая значимость:
- выявлены методические условия, обеспечивающие эффективное внедрение СПТ в том числе и ИКТ в школьный курс биологии и химии;
- результаты настоящего проекта могут быть внедрены в педагогическую практику учителей на различном уровне (ТМО, района, региона и т.д);
- разработан и распространен в педагогических сообществах цикл уроков и внеклассных мероприятий для учащихся 6-10 классах по биологии и химии с использованием СПТ в комплексе с ИКТ;
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Ханты Мансийского района "Средняя общеобразовательная школа п. Горноправдиснк", ХМАО-Югры, Тюменской области.
Основное содержание проекта. Проект состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений. Объем работы 24 страницы, общий объём работы с приложениями 64 страницы.
Введение
Особое значение в современной школе приобретает изучение условий формирования учебно-познавательных мотивов, направляющих учебную деятельность школьников на освоение практических и теоретических способов познания окружающей действительности.
В отечественной педагогической психологии условия и закономерности развития учебных мотивов были предметом исследования в работах Т.Е Соколова., Л.И. Божович, М.В. Матюхиной, А.К. Марковой, и других психологов. Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, Г.И. Щукина и другие педагоги изучали условия формирования познавательной активности школьников на уроке. Проблемой педагогических технологий как составляющей педагогической системы занимаются многие педагоги и психологи: Г.К Селевко, В.П.Беспалько, М.В.Кларин, С.А.Маврин – определениями педагогической технологии; Г.И.Щукина, М.Н.Скаткин, А.К.Маркова и другие – деятельностным подходом в обучении.
Глава 1.Теоретические основы использования современных педагогических технологий с целью мотивации познавательного интереса, мыслительной деятельности и творческих способностей к учебной деятельности
1.1 Понятие «познавательный интерес» в психолого-педагогической литературе
Одним из постоянных сильнодействующих мотивов человеческой деятельности является интерес (от лат. interest — имеет значение, важно), т.е. реальная причина действий, ощущаемая человеком как особо важная. Интерес можно определить как положительное оценочное отношение субъекта. Познавательный интерес проявляется в эмоциональном отношении школьника к объекту познания. Т.Е.Соколова пишет: «Педагогический закон гласит: прежде чем ты хочешь призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее, и что ребенок будет действовать сам, преподавателю же остается только руководить и направлять его деятельность». «Весь вопрос в том, — продолжает Т.Е.Соколова, — насколько интерес направлен по линии самого изучаемого предмета, а не связан с посторонним для него влиянием наград, наказаний, страха, желания угодить и т. п. Таким образом, правило заключается в том, чтобы не только вызвать интерес, но чтобы интерес был как должно направлен. Наконец, третий, и последний вывод использования интереса предписывает построить всю школьную систему в непосредственной близости к жизни, учить детей тому, что их интересует, начинать с того, что им знакомо и естественно возбуждает их интерес» [11].
Познавательный интерес — это глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врожденной познавательной потребности. Наличие интереса является одним из главных условий успешного протекания учебного процесса и свидетельством его правильной организации. Отсутствие интереса у школьников является показателем серьезных недостатков в организации обучения.
Познавательный интерес в общей структуре учебной мотивации может быть как ведущим, так и второстепенным мотивом учения. Однако, входя в общую систему мотивации, познавательный интерес, по словам Г.И.Щукиной, “облагораживает любую деятельность школьника, оказывая влияние на интенсивность и личностное отношение” [12].
Н.Г. Морозова называет три степени интенсивности (силы) познавательной потребности: низкую, среднюю и высокую [6]. Начальный уровень потребности характеризуется потребностью во впечатлениях – индивид реагирует прежде всего на новизну стимула. На втором уровне познавательная потребность – потребность в знаниях (любознательность) – носит стихийно-эмоциональный характер и чаще всего не имеет социально-значимого продукта деятельности. Высший уровень имеет характер целенаправленной деятельности.
Учитывая взаимосвязь и взаимозависимость внутренней и внешней мотивации самостоятельной познавательной деятельности, динамику развития познавательного интереса (по Г.И.Щукиной), можно условно выделить уровня развития мотивационного компонента познавательной самостоятельности.
1. Низкий уровень. Самостоятельная познавательная деятельность вызвана сиюминутным интересом, обусловленным внешними обстоятельствами, занимательностью ситуации. Интерес выражается во внимании к конкретным фактам, знаниям – описаниям, действиям по образцу. Истинного стремления к знаниям нет. Преимущественно индифферентное отношение к познанию. Внешняя мотивация преобладает над внутренней. Познавательная потребность низкого уровня.
2. Средний уровень. Самостоятельное познание вызвано интересом на стадии любознательности. Осознанная избирательная направленность на отдельные (“любимые”) предметы, стремление знать больше, стремление к выяснению возникших вопросов, к проникновению в сущность проблемы, интерес к зависимостям, причинно-следственным связям, к их самостоятельному установлению. Предмету познавательного интереса посвящается значительная часть свободного времени, но не носит системного характера. Средний уровень познавательной потребности.
3. Высокий уровень характеризуется убежденностью необходимости изучения всех учебных предметов как основы личного благополучия в дальнейшей жизни. В то же время учащийся проявляет интерес к познанию сложных теоретических вопросов и проблем конкретной науки или системы наук, лежащих в основе избранной старшеклассником области профессиональной деятельности. Доминирующее положение в иерархии мотивов учебной деятельности занимают внутренние мотивы.
Познавательный интерес оказывает существенное влияние на все психические процессы: мышление, память, внимание, воображение Проблеме формирования интереса уделила особое внимание Г.И.Щукина. Она советует «всеми возможными способами воспламенять в детях горячее стремление к знанию» [12].
Г.И. Щукина, Л.И. Божович, Н.Г. Морозова считают, что познавательный интерес имеет «поисковый» характер. Инициатива поиска и самостоятельность в добывании знаний, выдвижение и постановка познавательных задач являются самыми характерными проявлениями познавательного интереса.
В настоящее время наиболее общепризнанной является трактовка познавательного интереса Г.И. Щукиной. По ее мнению, это «...избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и к самому процессу овладения знаниями» [13]. В своем исследовании я исходила из этого определения. Также ориентировалась на характеристики познавательного интереса о том, что он направляет личность на активный самостоятельный поиск знаний и способ получения этих знаний. Таким образом, познавательный интерес - это глубокая направленность личности и устойчивый мотив учения. Ядром познавательного интереса являются мыслительные процессы.
1.2 Современные педагогические технологии в учебном процессе.
Поиски ответов не только на вопросы "чему учить?", "зачем учить?", "как учить?", но и на вопрос "как учить результативно?" привели ученых и практиков к попытке "технологизировать" учебный процесс, т.е. превратить обучение в своего рода производственно-технологический процесс с гарантированным результатом, и в связи с этим в педагогике появилось направление - педагогические технологии.
Педагогическая технология по Г.К Селевко: система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам . Педагогическая технология предполагает реализацию идеи полной управляемости учебным процессом. Целевыми ориентациями являются:
-активизация индивидуальных умственных процессов обучающихся;
-возбуждение внутреннего диалога ученика;
-обеспечение пониманию информации, являющейся предметом обмена;
-индивидуализация педагогического взаимодействия;
-вывод ученика на позицию субъекта обучения;
-достижение двухсторонней связи учителя и ученика.
Нижеприведённые основные принципы, описанные голландским психологом Карлом Ван Парререном, более всего отражают идеологию и практику современных технологий: вызвать у учащихся устойчивую мотивацию к учебной деятельности; это может основываться на личном опыте учащихся. учить диалогично, то есть в сотрудничестве с учащимися; учить диагностично; разделять содержание образования на подходящие учебные единицы и задачи. Этот подход должен быть вариативным. обеспечивать учебное на разнородных уровнях. обучать в соответствующем темпе, используя подходящие средства или медиаторы. обучать и помогать учащимся на уровне их фактических способностей (например, набора коммуникативных и мыслительных действий и их способа обращения с жизненным опытом) способность к рефлексии и оцениванию самими учащимися (чувство компетентности). обеспечить набор заданий для группы перед тем, как учащиеся начнут работать самостоятельно. стимулировать инициативу и творчество учащихся; способствовать действительному формированию субъективности, которая выражается именно в положительном отношении учащихся к школьным предметам, и в особенности в самоопределении, самоответственности, самостоятельности по отношению к познавательной деятельности. обеспечивать условия для климата в классе, ведущего к формированию социально интегрированной личности учащегося.
К современным педагогическим технологиям относятся:
1. Личностно-ориентированные технологии обучения ; 2. Предметно-ориентированные технологии обучения; 3. Информационные технологии;
4. Технологии оценивания достижений учащихся;
5. Интерактивные технологии.
СПТ основаны на прямом взаимодействии учащихся с учебным окружением. Учебная среда выступает как реальность, в которой ученик находит себя как область осваиваемого опыта. Опыт учащегося - это центральный активатор учебного познания. Учитель выступает в современных технологиях в нескольких основных ролях: информатора - эксперта, излагает текстовый материал, демонстрирует видеоряд, отвечает на вопросы участников, отслеживает результаты процесса; организатора - фасилитатора налаживает взаимодействие учащихся с социальным и физическим окружением (разбивает на подгруппы, побуждает их самостоятельно собирать данные, координирует выполнение заданий, подготовку мини - презентаций; роли консультанта учитель обращается к профессиональному опыту участников, помогает искать решения уже поставленных задач, самостоятельно ставить новые.
Современную технологию обучения характеризуют следующие позиции:
- технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел,;
- технологическая цепочка действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками;
- функционирование технологии предусматривает взаимосвязанную деятельность преподавателя и учащихся с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальную реализацию человеческих и технических возможностей,
- органической частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.
- Целью технологии обучения в условиях перехода к гуманитарной парадигме образования являются личностные достижения учащегося , под которыми понимаются:
а) степень прогресса личности по отношению к ее предшествующим проявлениям в образовательной деятельности (Л.С. Илюшин);
б) личностное продвижение учащегося по лестнице достижений в процессе освоения знаний, умений, развития психических процессов, личностных качеств (А.Н. Майоров).
Современные информационные технологии в комплексе с другими педагогическими технологиями применяются как средство повышения познавательного интереса учащихся к учебной деятельности.
1.3 Психолого-педагогические аспекты повышения познавательного интереса к учебной деятельности через использование современных педагогических и информационных технологий
Формированию познавательных мотивов способствуют все средства совершенствования учебного процесса: обновление содержания и укрепление межпредметных связей; совершенствование методов обучения; разработка и распространение методов проблемно-развивающего обучения; модернизация структуры урока- расширение форм самостоятельной работы на уроке; активизация учебной деятельности школьников на уроке на основе личностно-ориентированного обучения; информатизация учебного процесса и техническая модернизация.
Применение современных методов обучения совершенствует все виды познавательных мотивов, прежде всего широкие познавательные мотивы: интерес к знаниям, к содержанию и процессу учения. В той мере, в какой ученик участвует в поиске и обсуждении разных способов решения проблемы, разных путей его проверки, у него, безусловно, совершенствуются и учебно-познавательные мотивы — интерес к способам добывания знаний. Становятся более зрелыми и приемы целеполагания школьников.
В последние годы дидакты подчеркивают необходимость оптимального сочетания разных методов, что позволяет раскрыть школьникам новые знания в виде проблем, но в то же время не упустить отработку у учащихся приемов и способов работы до уровня навыков и умений. С психологической точки зрения сочетание методов нужно и для формирования нетолько учебных, но и социальных видов мотивации школьников.
Среди многообразия путей и средств, выработанных практикой для формирования устойчивых познавательных интересов, выделим увлеченное преподавание, новизну учебного материала, историзм, связь знаний с судьбами людей, их открывшими, показ практического применения знаний в связи с жизненными планами и ориентациями школьников. В моей педагогической практике особое внимание уделяется использованию интерактивных и нетрадиционных форм обучения, чередование форм и методов обучения- проблемное обучение, эвристическое, обучение с компьютерной поддержкой, применение мультимедиа-систем, использование интерактивных компьютерных средств, например - УМК "КМ", взаимообучение (в парах, микрогруппах), программированнное обучение в сочетании с ИКТ(электронное тестирование, ОН-лайн тестирование), презентации- показ достижений обучаемых, создание ситуаций успеха, соревнование (с товарищами по классу, самим собой), создание положительного микроклимата в классе, доверие к обучаемому, педагогический такт и мастерство педагога, отношение педагога к своему предмету, к обучаемым, гуманизация школьных отношений и т. д.
Особое место среди современных педагогических технологий занимают ИКТ. Информационные технологии позволяют реализовывать принципы дифференцированного и индивидуального подхода к обучению. Применение компьютерных технологий позволяет повысить уровень самообразования, мотивации учебной деятельности; дает совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков, и, конечно, соответствует социальному заказу, который государство предъявляет к школе.
Педагог может уже сейчас переложить на компьютер значительную часть своей работы, при этом учитель же берет на себя задачи более сложные:
- сформировать стойкий познавательный интерес как самый действенный мотив для всей дальнейшей учебы;
- помочь учащимся в определении направления их личных интересов;
- поднять обучение на более высокий уровень обобщения как внутри отдельных учебных дисциплин, так и во всей их совокупности;
- уделять максимум внимания интеллектуальному и духовному развитию учащихся, опираясь, прежде всего, на авторитет изучаемых дисциплин;
- всемерно развивать и формировать мышление учащихся, укреплять самостоятельность и творческую основу мышления [17].
Мышление учащихся, получив из совокупности ИКТ мощную инструментальную и фактологическую поддержку, должно становиться более эффективным. Характеристики процесса мышления, где положительное воздействие современных информационных технологий может быть наиболее ощутимым: активность, критичность, способность к самообучению и самосовершенствованию, четкость и обоснованность суждений, владение навыками логического анализа, самостоятельность выводов [17].
Отсюда следует, что в новых условиях основной и главнейшей задачей педагога на любом уровне становится именно развитие мышления обучаемых. Педагогу остается единственное - организовать на уроке атмосферу интенсивного обмена мыслями, творческого применения имеющихся знаний к конкретным условиям и задачам, т.е. вовлечь всех учащихся в активную умственную работу и научить их видеть удовольствие в такой работе.
Используется в своей практике средства мультимедиа в том числе и УМК "КМ", которые более наглядно, красочно и с мобильным доступом информации предстанут перед учениками. Содержание учебника включает в себя такие разделы как: теоретическая часть, контрольные задания, лабораторные работы, вопросы для самопроверки, что присуще и традиционному учебнику, но электронный учебник более компактен (, в содержании его могут использоваться видеофильмы и фрагменты звука, что придает ему большую привлекательность и оснащенность. Такое новое школьное пособие проявляет у учеников большой интерес к учебе и желание изучать предмет в более углубленной форме. Таким образом, внедрение современных информационных технологий в образование дает возможность выбора оптимального набора технологий для организации учебного процесса, обеспечить будущее страны грамотным поколением, способным разрабатывать и внедрять новые идеи во все сферы наук, а также способствует повышению познавательного интереса учащихся в учебной деятельности.
ГЛАВА 2. Использование современных педагогических технологий как средства повышения мотивации познавательного интереса, мыслительной деятельности и творческих способностей учащихся в процессе обучения биологии и химии.
2.1. Диагностика уровня мотивации и познавательного интереса к учебной деятельности у школьников к предметам естественного цикла
Для исследования эффективности использования современных педагогических и информационных технологий как средства мотивации познавательного интереса учащихся к предметам естественного цикла был проведен эксперимент. В эксперименте приняли участие учащиеся 6"а",8"А" класса(на конец эксперимента соответственно 9"а",10"А" в количестве 30 человек. Списки участников эксперимента представлены в Приложении 1 Эксперимент состоял из трех этапов:
1 этап – констатирующий этап - первичная диагностика уровня сформированности познавательного интереса к учебной деятельности.
2 этап – формирующий этап - организована работа по повышению мотивации познавательного интереса учащихся к учебной деятельности через систематического использования приемов и методов современных педагогических и информационных технологий в урочной и внеурочной работе.
3 этап – контрольный этап - повторная диагностика уровня сформированности познавательного интереса к учебной деятельности у учащихся, проведен анализ полученных результатов.
Для выявления уровня сформированности познавательного интереса к учебной деятельности использовались тесты на начальном и конечном этапе. При выборе критериев была использована трехуровневая методика исследования познавательного интереса, предложенная Кувалдиной Е.А.(Приложение 2)
Высокий уровень – ребенок проявляет интерес к познанию; познавательный интерес достаточно устойчив, внутренняя мотивация преобладает; учащиеся активно ищут знания, извлекают их из различных источников; учащиеся стремятся по собственному побуждению участвовать в деятельности,; учащиеся имеют положительный эмоциональный настрой, поглощены деятельностью.
Средний уровень – учащиеся имеют интерес к новым фактам, к занимательным явлениям, но такой интерес может быстро остыть, исчезнуть вместе с породившей его ситуацией, он требует постоянного подкрепления извне, наслоения новых и новых исключительных впечатлений, в структуре личности он не оставляет особого следа, так как интерес её всё время побуждается внешними средствами, сам школьник остаётся к познанию нейтральным.
Низкий уровень – инертный, равнодушный к учению ученик не задаёт вопросов, его интеллект не тревожат нерешённые вопросы, во время звонка эти учащиеся сразу перестают слушать, оставляют неоконченным начатое задание, закрывают книги и первыми выбегают на перемену.
Учащимся была предложена анкета, состоящая из 10 вопросов в начале и в завершении эксперимента. Данные после обработки в таблице 1. и диаграмме 1. ( Приложение 3 ).
Из данных таблицы в начале эксперимента видно, что почти у половины учащихся (43,2 %) низкие уровни развития познавательных интересов; у трети (33,9%) – средние уровни; у шестой части (21 %) высокие уровни развития познавательных интересов; очень небольшому числу учеников (1,9%) преемственны очень высокие уровни. Следовательно, уровни развития познавательных интересов детей в целом по классу малы, они требуют повышения, причем с использованием СПТ.
2.2 Экспериментальное использование современных информационных технологий как средства повышения познавательного интереса младших школьников
Для использования современных педагогических и информационных технологий в учебном процессе созданы условия : обеспечен учебный процесс компьютером и мультимедийным проектором, создана и постоянно пополняется школьная и кабинета биологии и химии медиатека , внедрен в практику УМК "Кирилл и Мефодий" Биология 6-11клас, Химия 8-11 класс, подключение школы и учебных кабинетов к сети Интернет, систематически использовались в учебном процессе комплексное применение приемов и методы современных педагогических технологий в сочетании с ИКТ в преподавание биологии и химии и во внеклассную деятельность, проведен мониторинг динамики качества знаний и успеваемости учащихся.
Ожидаемые результаты формирующего этапа эксперимента: Ожидаемые результаты: повышение качества образовательного процесса; повышение мотивации к изучению предмета биологии и химии; развитие познавательных, творческих, исследовательские навыков;
Внедрение и пропаганда результатов: обобщение опыта работы по данной проблеме на различном уровне Проведение открытых уроков, мастер-классовУчастие в педагогических форумах и сообществах.
Направления работы с использованием СПТ:
- применение программированного обучения в комплексе с ИКТ (тесты-тренажеры, электронное тестирование, он-лайн тестирование на этапе проверки усвоения знаний
- применение проблемного обучение в сочетании с ИКТ(презентации, ЭОРы, флеш-ролики, УМК "КМ") на этапе усвоения новых знаний
- применение проектного обучения с ИКТ (моделирование и исследование биологических и химических процессов с использованием ЦОРов и сети Интернет,) Данную технологию можно с успехом использовать на всех этапах как урока, так и во внеурочной деятельности как средство самопредъяавления.
- применение игрового обучения в комплексе С ИКТ (электронные обучающие игры, триггеры) на этапах актуализации и закрепления знаний и навыков.
Рассмотрим наиболее распространенную схему организации урока с комплексным использованием СПТ и ИКТ.
На этапе проверки знаний учитель проводит эвристическую беседу, в процессе которой может вводить новые понятия, определять готовность учащихся к самостоятельной работе с электронными ресурсами (тестированию).
На этапе актуализации и определении целей и задач занятия учащимся предлагаются проблемные вопросы или интерактивные игры, видеосюжеты, флеш-ролики с проблемным содержанием. На данном этапе функция учителя заключается в создании благоприятного микроклимата, подготовки учащихся к успешному взаимодействию- учитель становится наставником, организатором процесса исследования, поиска, переработки информации, консультантом учащихся.
Этап усвоения новых знаний и навыков предполагает групповую проектную деятельность с применением компьютерной поддержки - работу учащихся с информационными источниками (презентация, УМК "КМ", ЦОРы, ресуры Интернет),различным дидактическим материалом (без компьютера). Учащимся предлагается оформление блок-схем, карт сознания, опорных листов, используя приемы развития критического мышления.
На этапе закрепления знаний предлагается игровое обучение- тренажеры, триггеры, или защита проекта. В зависимости от конкретного учебного занятия этапы могут быть ранжированы иначе.
На формирующем этапе данная схема учебной деятельности, сочетающая различные СПТ в системе внедрялись в урочную и внеурочную работу школьников, направленную на формирование познавательных интересов и мыслительных способностей учащихся. Разработки и конспекты занятий представлены в (Приложении 4).
Основными принципами организации уроков и мероприятий для учащихся, обеспечивающих высокую степень активизации познавательной деятельности учащихся при одновременном достижении основных целей урока являются:
1. Использование интерактивного и игрового обучения, особенно на начальном этапе и конечном этапе обучения. Для детей игра преобладает над другими видами деятельности.
2. Высокая степень самостоятельности выполнения детьми заданий за компьютером. Автономная деятельность повышает личную ответственность ребенка, а самостоятельность принятия решений в сочетании с их положительными результатами дает заряд позитивных эмоций, порождает уверенность в себе и устойчивое желание возобновлять работу, постепенно переходя на более сложный уровень заданий.
4. Максимальное использование ИКТ. Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, мобильности которому принадлежит ведущее место в современных технологиях. Кроме того, средствам мультимедиа отводится задача обеспечения эффективной поддержки игровых форм урока, активного диалога «ученик-компьютер».
5. Создание обстановки психологического комфорта на уроке. Простые и дружелюбные интерфейсы современных обучающих и развивающих программ. Как следствие, дети не боятся собственных ошибок, нередко многократно повторяют задания сначала до положительного результата, что делает даже самых робких и застенчивых учеников раскрепощенными и активными.
6. Всестороннее использование знаний школьных предметов через интеграцию разнообразия приемов и методов обучающих и развивающих программ позволяет эффективно закреплять знания других школьных дисциплин и пробуждать дополнительный интерес к их изучению, укреплять межпредметные связи, формировать у детей системное восприятие получаемых знаний, целостную картину мира.
Широкое использование средств ИКТ при изучении биологии и химии в результате совершенствования образовательных технологий даст возможность в полной мере реализовать принцип «учение с увлечением".
2.3 Анализ реализованных мероприятий по повышению познавательного интереса учащихся через использование приемов и методов современных педагогических технологий
Для проверки эффективности формирующего этапа эксперимента работы, было проведено контрольная диагностика учащихся экспериментальной группы по методике контрольного обследования. Данные контрольного этапа эксперимента по проведенной диагностике приведены в сравнении с констатирующим этапом в таблице 1, диаграмма1 (Приложение 3)
Сравнение показывает, что количество детей с низким уровнем сформированности познавательного интереса уменьшилось от 43,2% до 22,5%. Увеличилось количество детей, имевших средний уровень сформированности познавательного интереса от 33,% до 42,9%. За счет уменьшения количества низкого уровня сформированности познавательного интереса на 20% увеличилось количество детей, показавших высокий уровень сформированности познавательного интереса от 21% до 31,5%. Это доказывает, что содержание и приемы формирующего этапа эксперимента были выбраны правильно и оказались эффективными для повышения уровня познавательного интереса у учащихся. (Приложение 4)
Исследование способствовало развитию познавательного интереса у учащихся – как целенаправленного процесса формирования устойчивых учебных мотивов учащегося, отражающего потребность, желание и внутреннюю убежденность ученика в необходимости творческого познания реальной действительности, способность формулирования познавательных задач и поиска их решения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Познавательный интерес - это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного, учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно.
Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической и целенаправленной учебно-воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитие.
Для проверки гипотезы проведено экспериментальное исследование. Констатирующий этап эксперимента показал, что большинство школьников имели низкий уровень познавательного интереса.
На формирующем этапе эксперимента системно проводились уроки и мероприятия с экспериментальной группой учащихся, с применением СПТ в сочетании с ИКТ. Уже в ходе этих занятий отмечена большую активность учащихся, их положительный эмоциональный настрой. Для анализа и проверки эффективности занятий мы проведен контрольный этап эксперимента, который показал, что у большинства испытуемых экспериментальной группы отмечается устойчивый познавательный интерес к учебной деятельности.
Таким образом, задачи, поставленные в начале эксперимента решены, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.
Ресурсное обеспечение. Ресурсное обеспечение процесса обучения биологии и химии в свете мотивации, заявленное в проекте, является достаточным для его реализации.
Медиатека кабинета биологии и химии снабжена:
- комплектами электронных дидактических материалов (учебники, энциклопедии, словари, учебно-познавательная, занимательная литература);
- внедрен в практику УМК “Кирилл и Мефодий”;
- ЭОРы - атласы, репетироры, ЭТК "ЕГЭ" по биологии и химии, тренажеры, СД электронные пособия по биологии и химии, обучающие электронные продукты (презентации, флешфильмы, анимации) подготовленные учителем и учащимися; полные комплекты учебных видеофильмов, таблиц, схем и т.д.
Кабинет оснащен: оборудованием и реактивами для лабораторных и практических работ, наборами микропрепаратов, влажными препаратами, моделями и муляжами. Кабинет оснащен ТСО: мультимедийным проектором, 2 компьютерами, телевизором, видеомагнитофоном, принтером, сканером.
Кроме того, в школе имеется постоянный выход в Интернет, 5 медиа кабинетов с интерактивной доской, библиотека с выходом в Интернет.
Целевая аудитория
Целевые группы и их интересы в проекте:
Учащийся:
развитие познавательной активности и интеллектуальных способностей на основе формирования умения мыслить ярко, неординарно, при развитом продуктивном мышлением, проявляющимся через умственную самостоятельность, вовлечение в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых учащиеся научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать свои интересы и осознавать и раскрывать собственные возможности
Учитель:
Осознание своих сильных и слабых сторон в ходе реализации проекта.
Определение собственного уровня педагогического мастерства.
Представление учителем собственных научно-методических достижений.
Обобщение опыта, публикация научно-методических материалов.
Развитие проектно-исследовательской деятельности.
Творческое самовыражение.
План реализации Реализация данного педагогического проекта требует:
- Изменение роли учителя (организатор, руководитель, консультант).
- Обучение школьников в условиях деятельностного подхода.
- Расширение информационного поля обучающихся.
- Освоение информационно-коммуникационного обеспечения всеми субъектами образовательного процесса.
- Организация образовательной среды для получения метапредметных знаний.
Первый этап поисково-эмпирический (2012 - 2013 гг.) - теоретическое осмысление проблемы, уточнение и наполнение содержанием понятия " познавательный интерес", разработка и определение задач исследования, выяснялись проблемы и противоречия субъективного и объективного характера.
Второй этап (2013 - 2014 гг.) - Разработка и реализация приемов и методов урочной и внеурочной деятельности с целью мотивации познавательного интереса к обучению учащихся биологии и химии через использование СПТ в том числе ИКТ.
Третий этап (2014 - 2015гг.)-обобщение результатов опытно-экспериментальной работы.
Прогнозируемые риски и методы их коррекции:
- Ухудшение креативной способности учащихся вследствие чрезмерного использования ИКТ. Коррекция: стимулирование обучающихся не просто на поиск и сбор информации, а на анализ найденного материала;
- Вред здоровью при невыполнении требований САнПиН. Коррекция: поддержание санитарно-гигиенических условий , выполнение гигиенических рекомендаций по правильной посадке за компьютером и временных ограничений по возрасту, грамотное построение уроков с использованием компьютера, выполнение упражнений для профилактики зрительного утомления и снятия мышечного напряжения, создание психологически-комфортной среды в процессе обучения.
- Наличие в сети Интернет и на электронных носителях некачественной, недостоверной информации. Коррекция: развитие у обучающихся критического отношения к получаемой информации. Перед учителем встает задача профессионального экспертирования полученной информации.
Ожидаемые результаты и социальный эффект. Предполагаемые результаты целевой группы проекта-учащиеся:
- позитивная динамика освоения государственных образовательных программ общего образования и достижения качественных образовательных результатов.(Приложение 5)
- Устойчивая внутренняя мотивация к изучению биологии и химии;
- способность к различным формам мышления, способность к активной умственной деятельности в течение длительного времени;
- Повышение показателя «реального» качества обученности. сознательные предметные знания и умения, усвоенные системно, на длительный срок.(Приложение 6)
- Позитивная динамика роста качества результативности участия в олимпиадном движении, интеллектуальных и творческих конкурсах, научно-практических конференциях обучающихся (Приложение 7)
- Повышение уровня исследовательских умений и навыков.(участие в проектной деятельности ( Приложение 8)
- Формирование банка интеллектуальной продукции.
- Развитие успешного профессионального самоопределения обучающихся. (Приложение 9)
- Развитие личностных качеств обучающихся социальные компетентности, развивается социальный опыт учащихся.
Предполагаемые результаты целевой группы проекта-учитель:
Личные достижения (Приложение 10)
Повышение квалификации
Публикации, распространение опыта (Приложение 11)
Участие в профессиональных конкурсах (Приложение12)
Минисайт в Сети работников образования www.nsportal.ru
Выводы:
Использование СПТ в том числе ИК на уроках биологии и химии, сотрудничество учителя и учащихся способствуют повышению мотивации учащихся к обучению, организации атмосферы свободного развития каждого ребёнка, сопровождаемой радостью и высоким уровнем познавательной активности учащегося. На основании анализа данных результатов можно утверждать, что широкое применение СП в комплексе с ИКТ для повышения мотивации при обучении биологии и химии обосновано.
Перспективы развития проекта. Анализ педагогической и методической литературы, изучение опыта учителей выявили, что в образовании в последние годы наиболее актуальными становятся понятия «инновации», «компетентностный подход», «ключевые компетенции», ИКТ- компетенции (информационно - коммуникационно - технологические компетенции). Инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового. Поэтому в перспективе планируется реализация педагогической проблемы- формирования информационно-образовательную среды , в которой ребенок мог бы выражать и одновременно учить себя. основой данной темы является несомненно внедрение ИКТ в образовательный процесс, что требует разработки совершенно новой методики преподавания технологии, которая во многом связана с исследовательскими, проектными технологиями.
Литература:
1. Беспалько В.П.Проектирование учебного предмета./В.П.Беспалько // Школьные технологии.-2006-№6-с.76-88.
2. Божович Л.И. О мотивации учения/Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии, сост. И.В.Дубровина/Л.И. Божович.-М.:Изд. Центр "Академия", 1999.-320с.
3. Григорьев В.Д. Программы внеурочной деятельности: познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. М.:Просвещение, 2011г.
4. Маркова А.К. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. -М., 2008.
5. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе.,М.,2007.
6. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе//Н.Г. Морозова.-М.: Знание 1079.-47 с.
7. Кларин М.В.Модели формирования познавательных ориентиров/М.В.Кларин//Школьные технологии.-2004.-№3.-с.3-16.
8.Осмоловская И.М, Иванова Е.О. Теория обучения в информационном пространстве / Е.О.Иванова, И.М. Осмоловская .-М.:Просвещение ,2011.-190с.
9. Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина и др.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Е.С. Полат и др.-М.: Издательский центр "Академия", 2000г.
10.Поливанова К.Н.Проектная деятельность школьников: пособие для учителя/К.Н.Поливанова.-2-еизд.-М.:Просвещение,2011.-192 с. -(Работаем по новым стандартам).
11. Селевко Г.К.Современные образовательные технологии:учебное пособие-М.:Народное образование, 1998.-256 с.
12. Соколова Т.Е. Воспитание познавательных интересов младших школьников средствами новых информационных технологий.
13. Щукина Г.И. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся /Г.И .Щукина.-М.:ЛГПИ им.А.И.Герцена,1985.-170 с.
14. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов/Г.И.Щукина.-М.:Педагогика 1988.-203 с. ЛГПИ им.А.И.Герцена, 1985.-170 с.
Интернет ресурсы:
http://www.psylist.net/pedagogika/inovacii.htm __Педагогические технологии и иновации
http://pedsovet.org index.php?option=com_mtree&task=viewlink&link_id-4161&Item id=88&bsb_midx=0 (Педсовет.org)
http://www.gimc.ru/methodical_developments_biology_grigoryan.htm (Система работы по использованию ИКТ в преподавании биологии.)