Дистанционное обучение

Овсенев Роман Русланович

На данном сайте представлены рабочие материалы для необходимой аттестации. Ресурс пополняется по мере проведения проверочных работ. Отсутствовавшие на уроке учащиеся имеют возможность дать ответы на предлагаемые вопросы с определённого времени, до определённого времени и переслать свои ответы на электронный адрес учителя: roris@mail.ru

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вариант 1

Задание 1.  Расставьте в хронологической последовательности правление Древнерусских князей:

А) Игорь,      Б) Ярослав,       В) Рюрик,         Г) Ольга,        

Д) Олег ,   Е) Святослав,      Ж) Владимир

Задание 2. Напишите события к датам:

А) 1147 г. -

Б) 862 г. -

В) 1113 г. -

Г) 945 г. -

Д) 911 г. -

Задание 3. Дайте определения понятиям:

А) Полюдье – это…

Б) Уроки – это…

В) Посадник – это…

Г) Рядович – это…

Д) Вира – это…

Е) Бортничество – это…

Ж) Лествичная система – это…

Задание 4. Определите, о каком событии идёт речь:

«…зачем губим русскую землю, сами на себя ссоры навлекая? А половцы нашу землю расхищают и радуются, что нас раздирают междоусобные войны. Да с этих пор объединимся чистосердечно и будем охранять русскую землю, и пусть каждый владеет отчиной своей».

Вариант    2

Задание 1.  Расставьте в хронологической последовательности правление Древнерусских князей:

А) Ярослав,      Б) Андрей Боголюбский,        В) Святослав,

Г) Юрий Долгорукий,        Д) Ольга,         Е) Владимир Мономах,         Ж) Игорь

Задание 2. Напишите события к датам:

А) 988 г. –

Б) 882 г. –

В) 1097 г. -

Г) 1072 г. –

Д) 972 г. –

Задание 3. Дайте определения понятиям:

А) Засечная черта – это…

Б) Погост – это…

В) Закуп – это…

Г) Тысяцкий – это…

Д) Вервь – это…

Е) Куна – это…

Ж) Перелог – это…

Задание 4. Определите, о ком идёт речь:

Летописцы дали ему своеобразное прозвище за то, что все престолы Северо-Восточной Руси занимали его потомки. В его правление усилилась центральная власть. Князь вмешивался в дела Новгорода, имел удел на Киевщене, одержал блестящую победу над Волжской Булгарией. Но после его смерти единое Владимиро-Суздальское княжество распалось



Предварительный просмотр:

11 класс. Социально-гуманитарный профиль

2 вариант

1. Земская реформа в России была проведена в:

1. 1861 г.        2. 1864 г.         3. 1870 г.         4. 1874 г.

2. Правление Александра II закончилось в:

        1. 1874 г.        2. 1878 г.         3. 1881 г.         4. 1882 г.

3. Вторая организация «Земля и воля» была основана в:

        1. 1862 г.        2. 1866 г.         3. 1874 г.         4. 1876 г.

4. В 1858 г. Айгунский международный договор Россия заключила с:

        1. Монголией     2. Японией      3. Китаем        4. Кореей

5. Присоединение Средней Азии Россией закончилось в:

        1. 1860-х г.г.      2. 1870-х г.г.       3. 1880-х г.г.      4. 1890-х г.г.

6. Позднее других произошло событие:

        1. Создание «Союза трёх императоров»       2. Создание «Тройственного союза»

        3. Заключение Александром III франко-русского союза        4. Казнь народовольцев

7. Ранее других произошло событие:

        1. Оборона Шипкинского перевала       2. Заключение Пекинского договора

        3. Подписание Сан-Стефанского мира       4. Реформа городского самоуправления

8. В 1887 году был опубликован документ:

1. «Положение о земских начальниках»        2. Циркуляр «о кухаркиных детях»       3. «Положение о земских учреждениях»       4. Положение «О чрезвычайной охране»

9. В Эпоху «Великих реформ» Александра II в России впервые возникло понятие:

        1. Система местничества          2. Система кормлений          3. Временнообязанный

        4. Регулярная армия

10. К внешнеполитическим событиям периода царствования Александра II относится:

1. Присоединение к России Сербии и Черногории      2. Участие во франко-прусской войне         3. Расторжение Парижского мира             4. Оформление англо-русского союза

11. Деятельность генералов М. Т. Лорис-Меликова и И. Гурко связано с войной:

        1. Присоединение Средней Азии        2. Русско-турецкой

        3. Крымской          4. Франко-прусской

12. Во второй половине XIX века существовало творческое объединение:

        1. «Могучая кучка»       2. «Зелёная лампа»           3. «Полярная звезда»

        4. «Северная пчела»

13. Реальной основой для возникновения теории утопического социализма А.И. Герцена было существование в России в XIX веке:

        1. дворянского землевладения             2. крестьянской общины

        3. посадских слобод                              4. рабочих организаций

14. Должностное лицо из дворян, назначавшееся для утверждения уставных грамот и разбора споров между крестьянами и помещиками в ходе проведения Крестьянской реформы 1861 года называлось:

        1. присяжный заседатель     2. предводитель дворянства         3. староста

        4. мировой посредник

15. Террор против царских чиновников и царя – это одно из направлений деятельности организации:

        1. «Земля и воля»      2. «Чайковцы»      3. «Народная воля»       4. «Чёрный передел»

16. Соотнесите с видом деятельности: А - художник;  Б - путешественник; В - музыкант;

Г - ученый; Д – скульптор следующих представителей культуры:

1 Опекушин, 2 Крамской, 3 Ге, 4 Бородин, 5 Суриков, 6 Чебышев, 7 Кюи, 8 Пржевальский, 9 Докучаев, 10 Серов, 11 Соловьёв, 12 Антокольский, 13 Сеченов, 14 Поленов, 15 Мусоргский

Вопросы на размышление

1. Назовите не менее трёх основных направлений общественной мысли в России во второй половине XIX века

Приведите не менее двух позиций, раскрывающих взгляды представителей одного из названных направлений.

2. Сравните (виде таблицы) промышленное производство (типы предприятий, техническую оснащенность, характер используемой рабочей силы) в России до реформ 1860-х – 1870-х г.г. и после «Великих реформ». Укажите, что было общим (не менее двух), а что – различного (не менее трёх).



Предварительный просмотр:

11 класс. Социально-гуманитарный профиль

1 вариант

1. Введение всеобщей воинской повинности в России произошло в:

1. 1861 г.        2. 1864 г.         3. 1870 г.         4. 1874 г.

2. Учреждение суда присяжных в России произошло в:

1. 1861 г.        2. 1864 г.         3. 1870 г.         4. 1874 г.

3. Покушение Д. Каракозова на Александра II произошло в:

        1. 1864 г.        2. 1864 г.         3. 1866 г.         4. 1868 г.

4. В 1873 г. Россией был заключен международный Союз:

        1. трёх императоров           2. Тройственный         3. Священный          4. Антанта

5. Присоединение Северного Кавказа Россией закончилось в:

        1. 1860-х г.г.      2. 1870-х г.г.       3. 1880-х г.г.      4. 1890-х г.г.

6. Ранее других произошло событие:

        1. Создание «Союза трёх императоров»       2. Создание «Тройственного союза»

        3. Заключение Александром III франко-русского союза        4. Казнь народовольцев

7. Позднее других произошло событие:

        1. Оборона Шипкинского перевала       2. Заключение Пекинского договора

        3. Подписание Сан-Стефанского мира       4. Реформа городского самоуправления

8. В 1890 году был опубликован документ:

1. «Положение о земских начальниках»        2. Циркуляр «о кухаркиных детях»       3. «Положение о земских учреждениях»       4. Положение «О чрезвычайной охране»

9. В Эпоху «Великих реформ» Александра II в России впервые возникло понятие:

        1. Система местничества          2. Система кормлений          3. Бессословный суд

        4. Регулярная армия

10. Внешнеполитическое событие периода правления Александра III:

        1. Присоединение Северного Кавказа        2. Сближение с Францией

3. Заключение Сан-Стефанского мира        3. Сближение с Германией и Австро-Венгрией

11. Деятельность генералов М. Скобелева и И. Гурко связано с войной:

        1. Присоединение Средней Азии        2. Русско-турецкой

        3. Крымской          4. Франко-прусской

12. Во второй половине XIX века существовало творческое объединение:

        1. «Передвижники»       2. «Зелёная лампа»           3. «Полярная звезда»

        4. «Северная пчела»

13. Должностное лицо из дворян, назначавшееся для утверждения уставных грамот и разбора споров между крестьянами и помещиками в ходе проведения Крестьянской реформы 1861 года называлось:

        1. присяжный заседатель     2. предводитель дворянства         3. староста

        4. мировой посредник

14. Общественное движение 60-х – 70-х г.г. XIX века характеризовалось:

        1. спадом общественного движения         2. созданием буржуазных партий

        3. появлением радикально настроенных организаций        

4. превращением либерализма в ведущую общественную силу

15. Отказ от террора против царских чиновников и царя – это одно из направлений деятельности организации:

        1. «Земля и воля»      2. «Чайковцы»      3. «Народная воля»       4. «Чёрный передел»

16. Соотнесите с видом деятельности: А - художник;  Б - путешественник; В - музыкант;

Г - ученый; Д – скульптор следующих представителей культуры:

1 Опекушин, 2 Крамской, 3 Ге, 4 Бородин, 5 Суриков, 6 Чебышев, 7 Кюи, 8 Пржевальский, 9 Докучаев, 10 Серов, 11 Соловьёв, 12 Антокольский, 13 Сеченов, 14 Поленов, 15 Мусоргский

Вопросы на размышление

1. Назовите не менее трёх сфер российской культуры, в которых проходил процесс демократизации во второй половине XIX века

Приведите не менее двух факторов, явлений, связанных с процессом демократизации культуры в одной из названных сфер.

2. Сравните (виде таблицы) идейные основы заговорщического и пропагандистского течений в русском народничестве второй половины XIX века. Укажите, что было общим во взглядах идеологов каждого из течений (не менее двух), а что – различного (не менее трёх).



Предварительный просмотр:

Контрольная работа 1 вариант

1. Форсированная индустриализация осуществлялась в СССР с

а) нач. 1920-х г.г.    б) кон. 1920-х г.г.       в) кон. 1940-х г.г.         г) нач. 1940-х г.г

        2. «Полоса дипломатического признания» СССР приходится на:

а) 1922 г.       б) 1924 г.          в) 1934 г.          г) 1939 г.

        3. В результате индустриализации:

а) СССР вышел на первое место в мире по производству продукции на душу населения

б) в СССР была создана атомная энергетика

в) обеспечена технико-экономическая независимость СССР

г) обеспечено опережающее развитие лёгкой и пищевой промышленности

        4. Политика создания в СССР общественных сельских хозяйств взамен массы мелких индивидуальных хозяйств называлась:

а) социализацией         б) коллективизацией        в) кооперированием           г) национализацией

        5. Договор на сдачу собственности в аренду иностранным фирмам называется:

а) концессия        б) контрибуция          в) репарация          г) приватизация

        6. Как называется принцип, положенный В.И. Лениным в основу плана объединения советских республик в 1922 г.:

а) федерализма        б) автономизации         в) суверенитета республик           г) конфедератизма

        7. Утверждение какого из указанных художественных направлений в качестве официального произошло в 30-е г.г. ХХ века:

а) «критический реализм»       б) «революционный романтизм»       в) «советский авангардизм»

г) «социалистический реализм»

        8. В статье И.В. Сталина «Головокружение от успехов»:

а) признавалась ошибочной политика коллективизации

б) в сторону уменьшения корректировались темпы индустриализации

в) объявлялось об отказе от нэпа

г) вина за негативны е итоги коллективизации возлагалась на местных руководителей

        9. Понятие «ликбез» относится к проведению в стране:

а) культурной революции      б) национализации промышленности       в) продовольственной развёрстки

г) коллективизации сельского хозяйства.

        10. Выдающиеся деятели культуры 1920-х – 1930-х г.г.:

а) П. Федотов и А.Венецианов           б) С. Эзенштейн и С. Герасимов        в) Д. Менделеев и А. Столетов

г) Н. Лобачевский и А. Бутлеров

        

Задание 2

1. Сравните содержание государственной политики в отношении крестьянства в 1921-1928 г.г. и в 1929-1933 г.г.. Укажите, что было общим (не менее двух), а что различным (не менее трёх).

2. Охарактеризуйте политику советской власти в области просвещения в 1920-1930-х г.г. Какие проблемы в данной области были решены.

Контрольная работа 2 вариант

1. Начало проведения коллективизации относится к:

а) 1921-1922       б) 1925-1926        в) 1928-1929         г) 1933-1934

2. Нарком советского правительства по иностранным делам, принимавший участие в Генуэзской конференции:

а) А. Жданов        б) Л. Троцкий         в) Г. Чичерин       г) А. Луночарский

3. Понятие «великий перелом» связано с переходом от:

а) продразвёрстки к продналогу

б) нэпа к «военному коммунизму»

в) различных форм хозяйства к сплошной коллективизации сельского хозяйства

г) государственной собственности к частной

4. Как называется принцип, положенный И.В. Сталиным в основу плана объединения советских республик в 1922 г.:

а) федерализма        б) автономизации         в) суверенитета республик           г) конфедератизма

5. Какой термин был использован при проведении сплошной коллективизации для оправдания репрессий в отношении бедняков и середняков:

а) «кулак»      б) «подкулачник»       в) «мешочник»         г) «нэпман»

6. В 1930-е г.г. коллективизация проходила в условиях:

а) господства плановой системы в экономике           б) господства натурального хозяйства

в) разрушения крестьянской общины             г) стихийного развития экономики

7. Что из названного ниже относится к целям «культурной революции» 1920-х – 1930-х г.г.

а) утверждение единой государственной идеологии

б) возрождение роли религии в духовном воспитании населения

в) отказ от цензурных ограничений

г) ограничение влияния государства на развитие культуры

8. Последствием индустриализации в СССР в 1920-е – 1930-е г.г. является:

а) создание основ военно-промышленного комплекса

б) значительное повышение уровня жизни населения

в) численное превышение городского населения над сельским

г) интеграция в мировую экономику

9. Выдающиеся деятели культуры 1920-х – 1930-х г.г.:

а) И. Ползунов и И. Кулибин           б) В. Баженов и М. Казаков           в) И. Павлов и Н. Вавилов

г) С Королёв и А. Сахаров

10. Политика нэпа пришла на смену политике

а) красногвардейской атаке на капитал         б) «военного коммунизма»     в) индустриализации

г) коллективизации

Задание 2

1. Охарактеризуйте политику советской власти в отношении церкви в 1920-1930-х г.г. Как она трансформировалась в течении указанного периода.

2. Сравните содержание государственной политики в области промышленного развития в 1921-1928 г.г. и в 1929-1937 г.г.. Укажите, что было общим (не менее двух), а что различным (не менее трёх).



Предварительный просмотр:

Вариант 1

С 4. Назовите не менее трёх причин, объясняющих, почему ордынцам удалось установить своё владычество на Руси. В чём заключалась экономическая и политическая зависимость Руси от Золотой Орды? (Приведите не менее трёх примеров)

Вариант 2

С 4. В исторической науке отмечают отрицательные и положительные последствия периода политической раздробленности Руси. Укажите не менее трёх аргументов, подтверждающих каждое из приведённых утверждений.



Предварительный просмотр:


Прочитайте текст и ответьте на вопросы С1-С4


Собственной сферой демократии является политическая система. К ней примыкает, с одной стороны, частный мир, а с другой – мир государства. Не может быть демократии, если гражданское состояние, занимающее среднее положение, не втягивает в себя частные интересы и убеждения, с одной стороны, и приверженность государству – с другой. Определенно не может быть демократии, если частные убеждения и национальная приверженность смыкаются напрямую, избавляясь от среднего положения гражданского состояния. Но демократия слаба и почти бессмысленна, если не допускает существования этих двух миров на обеих сторонах, если стремится отождествляться со всей в целом, личной и общественной, жизнью. Демократия является постоянным усилием по созиданию сферы гражданского состояния и обеспечению того, чтобы частные убеждения и групповая принадлежность могли сойтись и соединиться в ней в атмосфере взаимного уважения…

Демократия обязана быть представительной, т.е. ее политические представители должны соответствовать людям в обществе вообще или по крайней мере в значительной степени так, чтобы эти люди могли отождествлять себя с политическими властями, даже если и коалиции, союзы и внутренняя партийная борьба создают завесы между обществом и политикой, которые ослабляют и затемняют связи между ними…

Чем более группы интересов становятся разнообразными и специализированными, тем менее они способны заниматься общими проблемами общества и в результате тем больше хиреет демократия. Подвергаясь угрозе, с одной стороны, принудительного утверждения единства общества и нежелания допускать наличия разнообразия интересов, демократия также подвергается угрозе со стороны многообразия групп давления, чьи действия напоминают действия экономических групп на рынке. Демократия не является ни сообществом, ни политическим рынком.

(Турэн Алэн «Что означает демократия сегодня?»)


С1


Какие два необходимых условия для осуществления демократии отмечает автор? Укажите их, опираясь на текст.


С2


Какие три угрозы демократии указывает автор?  Укажите их с опорой на текст


С3


Автор подчеркивает, что демократия обязана быть представительной. Как понимает сущность представительной демократии автор? Раскройте авторское понимание с опорой на текст. Приведите два проявления представительной демократии в развитии политической системы современного общества.


С4


Автор пишет, что «демократия является постоянным усилием по созиданию сферы гражданского состояния и обеспечению того, чтобы частные убеждения и групповая принадлежность могли сойтись и соединиться в ней в атмосфере взаимного уважения». Приведите три аргумента в подтверждение авторского вывода.


С9


Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.

Выполняя задание, используйте знания, полученные при изучении курса  обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

Политика

«Честность в политике есть результат силы, лицемерие – результат слабости» (В.И.Ленин)

Политика

«Все политические партии в конце концов умирают, подавившись собственной ложью». (М.Твен)

Политика

«На сегодняшний день главная политическая задача не в том, чтобы дать человеку свободу, а в том, чтобы удовлетворить его потребности». (У.Оден)

Политика

«Правительство существует для того, чтобы защищать права меньшинства» (У. Филипс)

Политика

«Первым правилом политики должно быть управление народом — при помощи разума и врагами народа — при помощи террора» (М.Робеспьер)

Политика

«Вожди, которые пугают свой народ кровью, тяжким трудом, слезами и потом, пользуются большим доверием, чем политики, сулящие благополучие и процветание» (Дж. Оруэлл)

Политика

«История — это политика, которую уже нельзя исправить. Политика — это история, которую еще можно исправить». (З. Графф)


С8


Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Политические партии и их роль в политической жизни общества». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.



Предварительный просмотр:


А1


Какое понятие обобщает, объединяет по смыслу остальные?

1)

мораль

2)

наука

3)

культура

4)

религия


А2


В каком из предложений понятие «культура»  употреблено в наиболее широком смысле этого слова

1)

Он не поздоровался со знакомыми, это проявление крайне низко уровня культуры.

2)

Культура включает в себя совокупность всех результатов преобразовательной деятельности человека.

3)

В среднем течении Днепра были обнаружены погребения и остатки поселений, относящиеся к Трипольской археологической культуре.

4)

Для средневековой культуры Европы был характерен консерватизм, схоластические представления, духовное доминирование христианской церкви.


А3


П. исследует старинные летописи, рукописи древних авторов.  При работе в одном из архивов, П удалось обнаружить ранее неизвестные источники, рассказывающие о жизни и деятельности  князя Андрея Боголюбского. Деятельность М. относится к такой сфере культуры как

1)

наука

2)

образование

3)

религия

4)

искусство


А4


Какой признак отличает науку современной эпохи от науки прошлых времен?

1)

стремление к постижению сущности природных и социальных явлений.

2)

выдвижение гипотез о происхождении Вселенной, возникновении Земли.

3)

применение при проведении многих исследований методов компьютерного моделирования

4)

построение рационалистической, логически стройной картины мироздания.


А5


Учителя истории с начала учебного года стали посещать новые годичные курсы в областном Институте повышения квалификации учителей. К какой ступени образования относится учреждение, в котором обучаются учителя?

1)

высшее профессиональное образование

2)

дополнительное профессиональное образование

3)

послевузовское образование (аспирантура)

4)

второе высшее образование


А6


Верны ли следующие суждения о духовной сфере жизни общества?

А. Феноменами, явлениями духовной жизни выступают наука, религия, искусство и мораль.

Б.   Духовная сфера жизни общества развивается изолированно, обособленно от других сфер, не испытывая на себе влияние экономики и политики.

1)

верно только А

2)

верно только Б

3)

верны оба суждения

4)

оба суждения неверны


А7


Ниже приведен перечень обществоведческих понятий. Укажите, какое из них наиболее частное, наиболее узкое по смыслу.

1)

христианство

2)

мировая религия

3)

форма культуры

4)

Католичество


В1


Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «современное образование»

Компетентностный подход, компьютеризация, вариативность, интернационализация, догматичность, индивидуальная траектория, гуманизм, государственно-общественное управление, проектные технологии, непрерывность.

Найдите и укажите термин, «выпадающий» из общего ряда.

Ответ: _______________________


В2


Установите соответствие между функциями науки   и иллюстрирующими их конкретными примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

ФУНКЦИИ

1)

океанологи составили карту миграций косяков промысловых рыб на сезон путины

А)

социальная

2)

ученые провели исследование средневековых церковных чудес, объяснив многие из них с материалистической точки зрения

Б)

прогностическая

3)

ученые предложили новый метод добычи нефти и газа на арктическом шельфе

В)

мировоззренческая

4)

учеными-генетиками созданы новые сорта кукурузы, устойчивой к условиям засухи

Г)

производственная

5)

ученые предложили технологии строительства мусороперерабатывающих заводов вместо мусоросжигающих, для улучшения окружающей среды

6)

ученые-фармацевты создали новый препарат для лечения больных диабетом

Запишите получившуюся последовательность букв.

1

2

3

4

5

6


В3


Выберите среди предложенного специфические черты и признаки современной науки, отличающей ее от науки прошлых эпох:

1)

Наука стремится к постижению истинной сущности предметов и явлений материального мира.

2)

Наука вплотную приблизилась к той грани, за которой возможность существенно влиять на климат на планете, на геофизические процессы.

3)

Особенно актуализировались этические проблемы научных исследований, открытие специальных импульсов, способных воздействовать на человеческий мозг влечет за собой непредсказуемые последствия.

4)

Специфика науки в том, что она стремится рационально истолковать природные и социальные явления.

5)

Многие открытия и достижения ученых имеют двойственную природу, вполне мирные исследования способны привести к созданию новых видов оружия массового поражения.

6)

Объективность научных данных существенно выше, чем обыденных или эстетических, хотя и в научном мире присутствует субъективная позиция ученого.

Ответ: ____________________

Многообразие и диалог культур

…Многообразие культур - отличительная черта мировой культуры, а также форма проявления мировой цивилизации. Широкий диапазон культурного и этнического разнообразия в стране, принимаемый и оцениваемый как позитивное явление большинством населения страны, называется поликультурностью.  Поликультурная модель общества противопоставляется модели  ассимилятивной  (т.е.,  модели  уподобления),   при  котором меньшинства теряют свои культурные традиции и ценности,  заменяя и традициями и ценностями большинства населения  (группы большинства).

…Между разными культурами могут существовать самые разные формы взаимодействия, начиная с простого обмена ценностями и диалогом и заканчивая насильственным покорением или присоединением к доминирующей культуре. Мирные формы обмена культурными ценностями между двумя или несколькими народами называют культурным диалогом. В отличие от узкого понимания диалога как общения двух человек, культурный диалог – более широкое понятие. К универсальным формам распространения культуры, а распространение культуры – простейшая разновидность культурного диалога, относят заимствования, диффузию и открытия. Кроме них выделяют частные формы, например культурную трансмиссию.

Никакая культура не может быть самодостаточной. Творческое развитие культуры возможно только при взаимодействии с другими культурами, при всемерном обогащении собственного опыта. Замкнутость и изолированность приводят к стагнации, поэтому обращение к ценностям иных культур — залог развития и обновления. Заимствование культурных черт существовало на протяжении всей истории человечества. 

Культурная диффузия  взаимное проникновение культурных черт и комплексов из одного общества в другое при их соприкосновении; пространственное распространение культурных достижений из одной страны в другую. Культурная диффузия, т.е. стихийное и никем не контролируемое заимствование культурных ценностей, имеет как позитивные, так и негативные аспекты. С одной стороны, она позволяет народам больше общаться между собой и узнавать друг о друге. Общение и познание способствует сближению народов. С другой стороны, чрезмерно активное общение и заимствование опасно потерей культурной самобытности

Культурная трансмиссия  процесс передачи соответствующих данной культуре знаний, навыков, умений, традиций, обычаев и ценностей от одного индивида к другому, от одной культуры к другой и, наконец, от предшествующих поколений к последующим через научение. Базовым институтом культурной трансмиссии является образование, благодаря которому культурные ценности передаются от старшего поколения (учителя, преподаватели) к младшему (от школьников младших классов до студентов) через узаконенные государством формы и механизмы обучения.

Культурная экспансия представляет собой расширение сферы влияния доминирующей (национальной) культуры за первоначальные пределы или государственные границы. Ныне культурная экспансия осуществляется прежде всего через современные аудиовизуальные средства - телевидение, радио, кино.

.(А.И.Кравченко)


С1


С опорой на текст, сформулируйте определение поликультурной модели общества. Какой модели общества она противопоставляется? Охарактеризуйте, с опорой на текст, противоположную поликультурной модель общества. Опираясь на знание курсов истории и обществознания, проиллюстрируйте ее любым конкретным примером.


С2


С опорой на авторский текст, сформулируйте понятие «диалог культур». Какой признак автор выделяет в этом понятии как ведущий? Опираясь на знание курса, приведите любое иное корректное определение этого понятия.


С3


Какие формы культурного диалога, взаимодействия культур,  указывает автор? Перечислите и охарактеризуйте, с опорой на текст, три из них. Опираясь на знание курсов истории и обществознание, проиллюстрируйте каждую из форм конкретным примером.


С4


Автор утверждает: «Никакая культура не может быть самодостаточной. Творческое развитие культуры возможно только при взаимодействии с другими культурами, при всемерном обогащении собственного опыта. Замкнутость и изолированность приводят к стагнации…» Как вы понимаете смысл авторского суждения? Разделяете ли вы его?  Приведите три пояснения (аргумента)  в обоснование приведенного суждения.


С6


Мыслители утверждают, что каждая национальная культура пишет в душе человека свои письмена. Проиллюстрируйте тремя конкретными примерами проявление влияния национальной культуры на личность человека, привычки людей