Уроки СБО в специальной (коррекционной) школе

Бандурова Надежда Владимировна

В данной папке находятся методические материалы для использования учителем на уроках социально- бытовой ориентировки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Раздел «Профориентация и трудоустройство».

Урок №61 в 9 классе 28.04.17 г. по теме: «Выбор профессии. Профессионально жизненная перспектива».

Цель: Формировать осознанный подход к выбору профессии,  умение соотносить требования, предъявляемые профессией  с индивидуальными качествами.

1.Образовательные-  Учить выделять основные признаки профессий и определять качества личности, необходимые для выбранной профессии; планировать профессиональную карьеру с учетом потребностей личностного самоопределения в условиях реального рынка труда.

2.Коррекционно- развивающие-Корригировать профессиональные планы, оценку готовности к избранной деятельности; развивать мышление, речь.

3.Воспитательные- Воспитывать ответственное отношение к своей жизни.

Тип урока: комбинированный

Методы урока: словесный, наглядный, практический.

Оборудование: оценочная таблица, карточки для закрепления, презентация, пословицы (раздаточный материал), информация по учебным заведениям.

Ход урока

1.Орг. момент

Проверка готовности учащихся к уроку, организация рабочего пространства. Психологический настрой  на урок. Привлечение внимания учащихся к предстоящей учебной деятельности.

2. Повторение пройденной темы

Фронтальный опрос (баллы  за правильный ответ выставляются на доске)

-Какой раздел мы изучали на протяжении нескольких уроков? (Экономика домашнего хозяйства)

-Закончите предложение: «Экономика - это наука о... разумном ведении хозяйства».

-Назовите основные виды расходов семьи (питание, коммунальные платежи, проезд, лекарства и т.д.)

-Как можно сэкономить при покупке продуктов? (составить список, покупать в магазинах по акции, покупать на рынке более качественные продукты, торговаться).

-Как можно сэкономить  бюджет семьи дома? (выключать свет в комнате, где никого нет, выключать воду, во время чистки зубов и т.д.)

-Из чего складываются доходы семьи? (пенсия, з/п, соц. пособия, стипендия)

-Как называется часть дохода, откладываемая на что- либо  (сбережения)

-На что человек может откладывать деньги? (на крупную или дорогую покупку)

-Где лучше всего хранить деньги и почему? ( в сберегательном банке)

-Что такое «кредит»? В каких случаях его можно брать, а в каких это нецелесообразно?

-Сделайте вывод по нашей беседе (если рационально вести домашнее хозяйство, то можно прожить от зарплаты до зарплаты без долгов, откладывая на долгожданную покупку).

3.Сообщение темы и целей урока

Учитель: -Сегодня на уроке мы начинаем изучать новый раздел «Профориентация и трудоустройство». Тема нашего урока «Выбор профессии. Профессионально жизненная перспектива». Вы получите жизненно- необходимые знания, которые помогут вам определиться с профессией, узнаете о жизненной перспективе выпускника нашей школы. Откройте тетради, запишите  число и  тему урока  в тетрадь.  За аккуратно сделанные записи в тетради вы тоже будете получать баллы.

4.Работа над новой темой урока

а) Работа в парах за партой с деформированным текстом пословицы «Труд человека кормит, а лень портит» (составить пословицу из разрозненного  текста)

  - Какое  ключевое слово получилось ? (труд)

  - Что делает труд? (кормит)

  - Как вы это понимаете? ( ответы учащихся о важности  труда  для достижения благополучия)

 - Какой можно сделать вывод? ( чтобы достойно жить надо много трудиться).

б)Беседа о трудовом обучении в нашей школе

- Каким рабочим специальностям обучают в нашей школе?

   - Какими специальностями овладели вы на уроках труда?

   - Нравятся ли вам эти специальности, или вы хотите получить другие

     профессии по окончании школы? Что для этого нужно сделать?

   - Какие  вы знаете  профессии  не требующие  высокой квалификации, где

     вы могли бы  работать без профессиональной подготовки? ( уборщики,

     дворники, санитарки, на благоустройстве города)

   - Многие ребята, закончив школу, нашли работу и достойно трудятся.

    (Саланов Александр- консультант в «Поиске»,  Батищева Лида- обслуживающий персонал,   Роман Болдарев –парикмахер,  Копышев Александр –десантник по контракту, Алена  Стороженко- продавец -консультант).

 

Учитель: -Человек удивительное существо. Он может овладеть одной профессией и совершенствоваться в ней всю свою жизнь, доводя свой уровень до профессионализма, а может овладеть несколькими профессиями сразу. (Например,  Алла Ивановна Шевченко-26 лет учитель трудового обучения). А может научиться разным специальностям и разбираться во всех них. Например, Пётр освоил около 15 профессий, в том числе профессии плотника, слесаря, столяра, фельдшера, кузнеца, переводчика, бухгалтера, картографа, штурмана, кораблестроителя, артиллериста.

 

 в) Работа над понятием «профессия». Словарная работа. Слайд 1.

Профессия -   это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для существования и развития.

Учитель: -Где можно вам продолжить обучение и получить профессию после школы?  (г.Лабинск- социальный техникум; г.Армавир- училище).

Подробная контактная информация

Адрес: 352500, Россия, Краснодарский край, г. Лабинск, ул. Халтурина, 14. Тел.: (8-86169) 3-29-10. 

Телефоны

Адрес: 352928, г. Армавир, ул. Кирова, 55

Телефоны: 8 (86137) 3-88-54, 3-82-73

заместитель директора по учебно-воспитательной работе:

 8 (86137) 3-82-73.

Факс

8 (86137) 3-88-54,  3-74-30

Режим работы

с 8-00 до 17-00, перерыв с 12-00 до 13-00;

График приема граждан

пятница с 9-00 до 12-00;

Структура

  • швейное отделение;
  • обувное отделение;
  • отделение растениеводства

Количество мест в учреждении

210

г) Логическая задача. Слайд 2.

Имеются две таблички:  ОТДЕЛ КАДРОВ

                                           ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ

- В какой кабинет  нужно обратиться  по поводу трудоустройства, а в какой по поводу поступления на учебу в учебное заведение? (работа с табличками)

-Какие документы необходимы для поступления?

д) Формирование имиджа

- Знаете ли вы пословицу: « Встречают по одёжке, провожают по уму»? Когда вы придёте поступать или трудоустраиваться на работу, то первое, на что обратит внимание работодатель, - это на ваш внешний вид.

-Одежда  должна быть чистой, отутюженной, обувь начищена, макияж и причёска-  скромными, вид официальным. Недопустимо приходить в спортивной одежде.

5.Закрепление полученных знаний Слайд 3.

 Составление  рассказа по плану (индивидуальные карточки на парту)

                                                                    ПЛАН

  1. В настоящее время я заканчиваю …  .
  2. Мне необходимо сдать … на … и … .
  3. Собрать необходимые … и поступить в … .
  4. Я хочу поступить в … городе … и получить специальность …  
  5. Данная профессия поможет мне …. .

Качества личности

-Какими качествами характера нужно обладать, для выбранной вами профессии?

6.Итог урока.

- Ребята, пригодятся ли вам знания, полученные сегодня на уроке? Что нового узнали для себя?

Подсчет баллов в оценочной таблице и определение 1, 2, 3 места.        

Выставление оценок.

Цитата: « Хорош тот человек, который думает не о самом себе, а обо всех людях. Но для того  чтобы быть полезным людям, надо найти своё место в жизни, выбрать такую работу, которую человек будет выполнять с особым старанием и любовью»

- Надеюсь, что вы найдёте  достойное место в жизни, и мы будем с гордостью о вас вспоминать.

7. Домашнее задание.

Подобрать, вырезать и вклеить в тетрадь объявления в местной газете о приёме на работу (по рабочим специальностям).

 

 

         

        

Приложение 1.

Телефоны

Адрес: 352928, г. Армавир, ул. Кирова, 55

Телефоны: 8 (86137) 3-88-54, 3-82-73

заместитель директора по учебно-воспитательной работе:

 8 (86137) 3-82-73.

Факс

8 (86137) 3-88-54,  3-74-30

Режим работы

с 8-00 до 17-00, перерыв с 12-00 до 13-00;

График приема граждан

пятница с 9-00 до 12-00;

Структура

  • швейное отделение;
  • обувное отделение;
  • отделение растениеводства

Количество мест в учреждении

210

Телефоны

Адрес: 352928, г. Армавир, ул. Кирова, 55

Телефоны: 8 (86137) 3-88-54, 3-82-73

заместитель директора по учебно-воспитательной работе:

 8 (86137) 3-82-73.

Факс

8 (86137) 3-88-54,  3-74-30

Режим работы

с 8-00 до 17-00, перерыв с 12-00 до 13-00;

График приема граждан

пятница с 9-00 до 12-00;

Структура

  • швейное отделение;
  • обувное отделение;
  • отделение растениеводства

Количество мест в учреждении

210

Телефоны

Адрес: 352928, г. Армавир, ул. Кирова, 55

Телефоны: 8 (86137) 3-88-54, 3-82-73

заместитель директора по учебно-воспитательной работе:

 8 (86137) 3-82-73.

Факс

8 (86137) 3-88-54,  3-74-30

Режим работы

с 8-00 до 17-00, перерыв с 12-00 до 13-00;

График приема граждан

пятница с 9-00 до 12-00;

Структура

  • швейное отделение;
  • обувное отделение;
  • отделение растениеводства

Количество мест в учреждении

210

Телефоны

Адрес: 352928, г. Армавир, ул. Кирова, 55

Телефоны: 8 (86137) 3-88-54, 3-82-73

заместитель директора по учебно-воспитательной работе:

 8 (86137) 3-82-73.

Факс

8 (86137) 3-88-54,  3-74-30

Режим работы

с 8-00 до 17-00, перерыв с 12-00 до 13-00;

График приема граждан

пятница с 9-00 до 12-00;

Структура

  • швейное отделение;
  • обувное отделение;
  • отделение растениеводства

Количество мест в учреждении

210

Приложение 2.

Составление  рассказа по плану

                                                                    ПЛАН

  1. В настоящее время я заканчиваю …  .
  2. Мне необходимо сдать … на … и … .
  3. Собрать необходимые … и поступить в … .
  4. Я хочу поступить в … городе … и получить специальность …  
  5. Данная профессия поможет мне …. .

Составление  рассказа по плану

                                                                    ПЛАН

  1. В настоящее время я заканчиваю …  .
  2. Мне необходимо сдать … на … и … .
  3. Собрать необходимые … и поступить в … .
  4. Я хочу поступить в … городе … и получить специальность …  
  5. Данная профессия поможет мне …. .

Составление  рассказа по плану

                                                                    ПЛАН

  1. В настоящее время я заканчиваю …  .
  2. Мне необходимо сдать … на … и … .
  3. Собрать необходимые … и поступить в … .
  4. Я хочу поступить в … городе … и получить специальность …  
  5. Данная профессия поможет мне …. .

Составление  рассказа по плану

                                                                    ПЛАН

  1. В настоящее время я заканчиваю …  .
  2. Мне необходимо сдать … на … и … .
  3. Собрать необходимые … и поступить в … .
  4. Я хочу поступить в … городе … и получить специальность …  
  5. Данная профессия поможет мне …. .

        

Приложение 3.

1.Куда нужно обратиться  по вопросу трудоустройства?

А)Отдел кадров предприятия ;

Б)Паспортную службу;

В)Молодёжную биржу труда.

2. При  поступлении в училище надо предъявить:

А)паспорт;

Б)трудовую книжку;

В)документ об образовании.

3.На что обращает внимание работадатель при приеме на работу?

А) Где работают родители;

Б) На внешний вид;

В) Документ об образовании.

4.Профессия –это …

А) Квалификация работника;

Б) Вид какой- либо работы;

В) Трудовая деятельность.

 

1.Куда нужно обратиться  по вопросу трудоустройства?

А)Отдел кадров предприятия ;

Б)Паспортную службу;

В)Молодёжную биржу труда.

2. При  поступлении в училище надо предъявить:

А)паспорт;

Б)трудовую книжку;

В)документ об образовании.

3.На что обращает внимание работадатель при приеме на работу?

А) Где работают родители;

Б) На внешний вид;

В) Документ об образовании.

4.Профессия –это …

А) Квалификация работника;

Б) Вид какой- либо работы;

В) Трудовая деятельность.

1.Куда нужно обратиться  по вопросу трудоустройства?

А)Отдел кадров предприятия ;

Б)Паспортную службу;

В)Молодёжную биржу труда.

2. При  поступлении в училище надо предъявить:

А)паспорт;

Б)трудовую книжку;

В)документ об образовании.

3.На что обращает внимание работадатель при приеме на работу?

А) Где работают родители;

Б) На внешний вид;

В) Документ об образовании.

4.Профессия –это …

А) Квалификация работника;

Б) Вид какой- либо работы;

В) Трудовая деятельность.

Приложение 4.

Труд человека кормит, а лень портит.

Труд человека кормит, а лень портит.

Труд человека кормит, а лень портит.

Труд человека кормит, а лень портит.

Профессия -   это трудовая деятельность человека,

которая дает ему средства для существования и развития.

Профессия -   это трудовая деятельность человека,

которая дает ему средства для существования и развития.

Профессия -   это трудовая деятельность человека,

которая дает ему средства для существования и развития.

Профессия -   это трудовая деятельность человека,

которая дает ему средства для существования и развития.

Профессия -   это трудовая деятельность человека,

которая дает ему средства для существования и развития.

Приложение 5.

Оценочная таблица

Готовность к уроку

Тест

Баллы за пословицу

Устные ответы

Логическая задача

Рассказ по плану

Карточки

Итог

Оценочная таблица

Готовность к уроку

Тест

Баллы за пословицу

Устные ответы

Логическая задача

Рассказ по плану

Карточки

Итог

Оценочная таблица

Готовность к уроку

Тест

Баллы за пословицу

Устные ответы

Логическая задача

Рассказ по плану

Карточки

Итог

Оценочная таблица

Готовность к уроку

Тест

Баллы за пословицу

Устные ответы

Логическая задача

Рассказ по плану

Карточки

Итог