Методическая работа
Данный доклад будет полезен для педагогов - воспитателей специальной (коррекционной) школы VIII вида, так как в данный момент вопрос перехода на ФГОС является актуальным и насущным. В данном материале упор делается на вторую половину дня - ГПД и внеурочную деятельность.
Скачать:
Предварительный просмотр:
(Слайд 1)Тема доклада «Особенности организации воспитательной работы в условиях реализации стандартов нового поколения»
(Слайд 2) Министерство юстиции РФ зарегистрировало ведомственные приказы Минобрнауки об утверждении федеральных государственных стандартов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся с интеллектуальными нарушениями. В соответствии с ведомственными приказами Минобрнауки от 19 декабря 2014 г. №№ 1598 и 1599 стандарты начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения) вступают в силу с 01 сентября 2016 года.
Поэтому с 1.09.2016 г. все коррекционные школы перешли на ФГОС, который подразумевает обучение и воспитание детей с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, и обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
В связи с этим школой разработана адаптированная программа, которая соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения адаптированной основной общеобразовательной программы образования (АООП) .
Так как, тема доклада «Особенности организации воспитательной работы», то для того, чтобы все имели представление о месте и роли воспитательного процесса в условиях реализации стандартов нового поколения предлагаю ознакомиться со структурой общеобразовательной программы, которая включает целевой, содержательный и организационный разделы. (Слайд 3)
1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ | 4 |
2. АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) (ВАРИАНТ 1) | 11 |
2.1. Целевой раздел | 11 |
2.1.1. Пояснительная записка | 11 |
2.1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированной основной общеобразовательной программы | 24 |
2.1.3. Система оценки достижения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы | 77 |
2.2. Содержательный раздел | 84 |
2.2.1. Программа формирования базовых учебных действий | 84 |
2.2.2. Программы учебных предметов, курсов коррекционно - развивающей области | 94 |
2.2.3. Программа духовно-нравственного развития | 266 |
2.2.4. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни | 283 |
2.2.5. Программа коррекционной работы | 294 |
2.2.6. Программа внеурочной деятельности | 302 |
2.3. Организационный раздел | 310 |
2.3.1. Учебный план | 310 |
2.3.2. Система условий реализации адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью | 322 |
В своем докладе я буду ориентироваться на программу 1 варианта, так как учащихся с легкой умственной отсталостью у нас в школе большинство (пока). Данная программа по духовно – нравственному воспитанию (пункт 2.2.3. см. слайд 3) состоит из семи целевых воспитательных программ, которые составлены по двум направлениям: духовно – нравственному и нравственно – патриотическому. По этим программам работают воспитатели Шумейко Л.В.1 класс, Дмитриенко О.С. 2 класс, Зейлингер О.Н. 3 класс, Бондарева Л.Н. 4 класс, Мазняк Т.В. 5 класс, Савченко М.А. 7 класс, Кошевая Л.Г. 9 класс.
(Пункт 2.2.4. см. слайд 3) Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни состоит из двух целевых воспитательных программ по экологическому воспитанию Крячко Е.В. воспитателя 8 класса и программы по формированию здорового и безопасного образа жизни Сахаровой Н.В. воспитателя 6 класса.
Каждый из вас вкладывает свою частичку в создание АООП. Из ваших целевых воспитательных программ состоят две большие программы, которые вы видите на слайде. Эти целевые воспитательные программы должны быть у каждого воспитателя, в каждой коррекционной школе. Отличаться они могут направлениями деятельности. У нас в школе, как выше было сказано их 4 (духовно – нравственное, нравственно – патриотическое, экологическое, ЗОЖ). Каждое из этих направлений должно быть основано на определённой системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать усвоение их обучающимися на доступном для них уровне.
Эти программы необходимо еще раз просмотреть и рецензировать в срок до 1 марта. Обратить внимание, что данные целевые воспитательные программы должны быть разработаны для учащихся 1-4 и 5-9 классов и составлены с учетом возможностей учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида, их особых образовательных потребностей и возможностей. При составлении программы материал должен быть расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Т.е. с каждым годом обучения темы, которые вы используете должны раскрываться с наибольшим пополнением информации.
В воспитательном процессе в условиях ФГОС упор делается на развитие личности обучающихся. Для примера разберем программу по духовно - нравственному воспитанию.
Она призвана направлять образовательный процесс на воспитание обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в духе любви к Родине, уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на формирование основ социально ответственного поведения.
Реализация программы должна проходить в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе общеобразовательной организации, семьи и других институтов общества.
Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является социально-педагогическая поддержка и приобщение обучающихся к базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.
Первым духово- нравственным примером для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является учитель. Слова учителя, поступки, ценности и оценки имеют нравственное значение, учащиеся испытывают большое доверие к учителю. Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребёнка о справедливости, человечности, нравственности, об отношениях между людьми. Характер отношений между педагогом и детьми во многом определяет качество духовно-нравственного развития детей. Следовательно, педагог должен быть примером для учащегося!
Родители (законные представители), так же как и педагог, подают ребёнку первый пример нравственности. Пример окружающих имеет огромное значение в нравственном развитии личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Поэтому в планирование целевых воспитательных программ важно включать совместную деятельность школы, родителей и учащихся. Так, организованное и проведенное в I полугодии спортивное мероприятие «Мама, папа, я - спортивная семья» педагогами 2 класса, обеспечило духовно-нравственное и спортивное развитие не только у обучающихся, но и их родителей.
Сотрудничество школы с внешкольными организациями по месту жительства также важны и должны присутствовать в воспитательном процессе в рамках перехода на ФГОС. С каждым годом наша школа расширяет межведомственное взаимодействие с различными городскими структурами. В этом учебном году к нам присоединились волонтеры МОБУ СОШ №9. Социальный педагог Долгова Т.С. организовала встречу с учащимися 6 класса МОБУ СОШ №3 г.Лабинска, которые выступили с театрализованным представлением для наших детей. Тесно стали сотрудничать с клубом для инвалидов «Надежда». В рамках проведения краевой декады инвалидов совместно с клубом "Надежда" 03.12.18 г. было организовано и проведено мероприятие "И чая день международный, пусть станет праздником тепла". Наши учащиеся под руководством учителя музыки Журавлевой Ирины Николаевны поздравили членов клуба песнями и оригинальным музыкальным номером со стаканчиками. За кружкой чая участники круглого стола общались, обменивались теплыми и дружескими словами. Для детей это было радостное событие: они побывали в кафе, их угощали сладостями, они участвовали в дискотеке, а и.о. директора ЦДМ «ПОРТАЛ» Паценко Кристина Владимировна вручила детям сувениры.
На общешкольное собрание была приглашена инспектор ГИБДД Семыкина Е.В., которая общалась с родителями по теме безопасности детей на дорогах. Педагоги в начале учебного года проводили экскурсии вблизи образовательного учреждения с целью обучения правильному и безопасному переходу детей через улицы и дороги города.
Благодаря Мазняк Т.В. учащиеся школы посещали специальную городскую библиотеку для слепых им. А.П.Чехова, где с закрытыми глазами пробовали проводить подушечками пальцев по страницам специальных книг для слепых, узнали, что существует рельефно-точечный тактильный шрифт, предназначенный для письма и чтения незрячими и плохо видящими людьми (шрифт Брайля).
Таким образом, развитие личности обучающегося, формирование его социальных компетенций становится возможным благодаря воспитательной деятельности педагогов, других субъектов духовно-нравственного развития (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, СМИ и т. п.), а также собственным усилиям обучающегося. (Слайд 4)
В результате реализации программы духовно-нравственного развития должно обеспечиваться:
приобретение обучающимися представлений и знаний (о Родине, о ближайшем окружении и о себе, об общественных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни;
переживание обучающимися опыта духовно-нравственного отношения к социальной реальности (на основе взаимодействия обучающихся между собой на уровне класса, общеобразовательной организации и за ее пределами);
приобретение обучающимся нравственных моделей поведения, которые он усвоил вследствие участия в той или иной общественно значимой деятельности;
развитие обучающегося как личности, формирование его социальной компетентности, чувства патриотизма и т. д.
Рассмотрим (пункт 2.2.4.) Программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни — комплексная программа формирования у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка.
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни должна вносить вклад в достижение требований к личностным результатам освоения АООП: формирование представлений о мире в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур; овладение начальными навыками адаптации в окружающем мире; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Программа построена на основе общенациональных ценностей российского общества, таких, как гражданственность, здоровье, природа, экологическая культура, безопасность человека и государства. Она направлена на развитие мотивации и готовности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) действовать предусмотрительно, придерживаться здорового и экологически безопасного образа жизни, ценить природу как источник духовного развития, информации, красоты, здоровья, материального благополучия.
Наиболее эффективным путём формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни у обучающихся является направляемая и организуемая взрослыми самостоятельная деятельность обучающихся, развивающая способность понимать своё состояние, обеспечивающая усвоение способов рациональной организации режима дня, двигательной активности, питания, правил личной гигиены.
Реализация программы должна проходить в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе общеобразовательной организации, семьи и других институтов общества. (как в прочем и программа по духовно-нравственному развитию)
Целью программы является социально-педагогическая поддержка в сохранении и укреплении физического, психического и социального здоровья обучающихся, формирование основ экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
Основные задачи программы:
формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе;
формирование представлений об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения;
формирование представлений о рациональной организации режима дня, учебы и отдыха, двигательной активности;
формирование установок на использование здорового питания;
использование оптимальных двигательных режимов для обучающихся с учетом их возрастных, психофизических особенностей,
развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;
соблюдение здоровьесозидающих режимов дня;
развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены;
формирование негативного отношения к факторам риска здоровью обучающихся (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);
становление умений противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;
формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья;
формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.
Реализация программы формирования экологической культуры и здорового образа жизни во внеурочной деятельности может сочетать в себе спортивно-оздоровительное и духовно-нравственное направления (особенно в части экологической составляющей).
Спортивно-оздоровительная деятельность является важнейшим направлением внеурочной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), основная цель которой создание условий, способствующих гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами физической культуры, формированию культуры здорового и безопасного образа жизни.
Во внеурочной деятельности экологическое воспитание осуществляется в рамках духовно-нравственного воспитания. Экологическое воспитание направлено на формирование элементарных экологических представлений, осознанного отношения к объектам окружающей действительности, ознакомление с правилами общения человека с природой для сохранения и укрепления их здоровья, экологически грамотного поведения в школе и дома.
Формируемые ценности: природа, здоровье, экологическая культура, экологически безопасное поведение.
Программа формирования экологической культуры (Крячко Е.В.) разрабатывается на основе системно-деятельностного и культурно-исторического подходов, с учётом этнических, социально-экономических, природно-территориальных и иных особенностей региона, запросов семей и других субъектов образовательного процесса и подразумевает конкретизацию задач, содержания, условий, планируемых результатов, а также форм ее реализации, взаимодействия с семьёй, учреждениями дополнительного образования и другими общественными организациями. (как в прочем и в программе по духовно-нравственному развитию, см. схему слайд 4)
В содержании целевой воспитательной программы по формированию основ безопасного поведения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Сахарова Н.В.) должно быть предусмотрено расширение представлений обучающихся о ЗОЖ, ознакомление с правилами дорожного движения, безопасного поведения в быту, природе, в обществе, на улице, в транспорте, а также в экстремальных ситуациях. В программе должна быть выраженная практическая и профилактическая направленность. Изучение основ безопасной жизнедеятельности, ЗОЖ должно способствовать овладению обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) основными навыками здорового образа жизни, элементарными приемами, действиями в опасных ситуациях и при несчастных случаях, в том числе простыми способами оказания или поиска помощи, а также формированию стереотипов безопасного поведения в типичных ситуациях.
Содержательные приоритеты этих двух программ (экологической и ЗОЖ) определяются на основании учета индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся их потребностей, а также особенностей региона проживания.
Так же, как и в программе пункта 2.2.3. здесь должна присутствовать просветительская работа с родителями (законными представителями) направлена на повышение уровня знаний по вопросам охраны и укрепления здоровья детей, формирования безопасного образа жизни, связь с межведомственными службами по проблемам охраны и укрепления здоровья детей, экскурсии по городу и с выездами на природу (организатор Крячко Е.В. на осенних каникулах 6, 7 и 9 классы ездили в ст.Ахметовскую 2017-2018 учебный год, экскурсия в дендропарк Сад камней п. Гончарка, поездка в г.Сочи и т.д.). В рамках реализации АООП таких активных мероприятий должно быть запланировано и проведено большое количество.
Вывод: (Слайд 3) Эти две большие программы являются составной частью адаптированной общеобразовательной программы и их единая цель – социальная адаптация учащихся к постоянно меняющимся условиям современного общества.
2.2.6. Программа внеурочной деятельности
Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, направленная на достижение результатов освоения основной общеобразовательной программы и осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной. Внеурочная деятельность объединяет все, кроме учебной, виды деятельности обучающихся, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Сущность и основное назначение внеурочной деятельности заключается в обеспечении дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), организации их свободного времени.
Основными целями внеурочной деятельности являются создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, всестороннего развития и социализации каждого обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время.
Основные задачи:
коррекция всех компонентов психофизического, интеллектуального, личностного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;
развитие активности, самостоятельности и независимости в повседневной жизни;
развитие возможных избирательных способностей и интересов ребенка в разных видах деятельности;
формирование основ нравственного самосознания личности, умения правильно оценивать окружающее и самих себя,
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
расширение представлений ребенка о мире и о себе, его социального опыта;
формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
формирование умений, навыков социального общения людей;
расширение круга общения, выход обучающегося за пределы семьи и общеобразовательной организации;
развитие навыков осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
укрепление доверия к другим людям;
развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им.
К основным направлениям внеурочной деятельности относятся: коррекционно-развивающее, духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, общекультурное, социальное. Всего на внеурочную деятельность выделяется 9 ч/н. Из них 5 ч –коррекционные занятия, 4 ч –внеурочная деятельность. Внеурочная деятельность – оплачиваемая. Вести ее может как учитель, так и воспитатель. На данный момент в 1 и во 2 классе внеурочку ведут учителя, в 3 классе воспитатель Зейлингер О.Н. Так как, по ФГОС внеурочка вводится во всех классах с 1 по 9, то обобщение опыта по данной теме будет интересно всем присутствующим. (Просим Зейлингер О.Н. поделиться опытом работы по данному вопросу).
Также для организации досуга учащихся ГКОУ школы № 8 г.Лабинска во - второй половине дня, в школе действуют 13 кружков:
Туристко – краеведческое направление – 1 кружок «Юные туристы - краеведы».
Художественное направление – 6 кружков «Веселые нотки», «Хор», «Художественное слово», «Умелые руки», «Рукодельники», «Мастерская Самоделкина».
Физкультурно – спортивное направление – 6 кружков «Шашки», «Теннис», «Легкая атлетика», «Дартс», «Футбол», «Спортивные игры».
Участие в различных творческих конкурсах и выставках декоративно-прикладного творчества, как в школе, так и в городе, концерты художественной самодеятельности – вот далеко неполный перечень конкретных дел, выполненных учащимися в рамках кружковой работы.
Не первый год руководители кружков Журавлева И.Н. и Шевченко а.И. принимают участие во Всероссийском многожанровом фестивале детского творчества «Зимний калейдоскоп», и становятся лауреатами и дипломантами I степени.
Спортивные достижения учащихся радуют нас и родителей не первый год:
4 апреля 2018г. в г. Славянск - на - Кубани состоялся Чемпионат Краснодарского края по легкой атлетике спорт ЛИН. Учащиеся нашей школы приняли в Чемпионате участие и стали призерами в дисциплинах:
Яганов Александр II место – прыжок в длину
II место - бег на 100 м
Понкратов Николай II место – толкание ядра
II место – бег 400 м
По результатам данных соревнований наши спортсмены приняли участие во Всероссийском Чемпионате по легкой атлетике в г. Йошкар – Ола в июне 2018 г. Хорошую физическую базу для развития наших спортсменов дала учитель физкультуры нашей школы Коротченко О.О. Под ее руководством учащиеся начинали участвовать в зональных и краевых соревнованиях. На данный момент основным тренером спортсменов является Романин Роман Владимирович - тренер по легкой атлетике МБУ СШ «Лидер». Роман Владимирович помогает ребятам добиваться серьезных результатов в спорте. Управление физкультуры и спорта г. Лабинска принимает активное участие в развитие спорта ЛИН в легкой атлетике и активно сотрудничает с ГКОУ школой №8 г. Лабинска. Учащиеся нашей школы неоднократно становились призерами Чемпионата России. Ими выполнены нормы спортивных разрядов и присвоены звания:
Яганов Александр – мастер спорта
Демченко Владимир – КМС
Любименко Василий – КМС
Ковалев Иван – I разряд
Команда учащихся нашей школы с 23.03.18 по 25.03.18 участвовала в фестивале фонда президентских грантов «Каждый ребенок достоин пьедестала» в п. Выселки и заняла почетное III место.
Руководитель спортивных секций Генрих И.А. вместе с учащимися в ноябре 2018 г. приняли участие в спортивном фестивале для детей - инвалидов в г.Славянск-на Кубани. Наши спортсмены вернулись домой с победой - Чернобровкина Наталья заняла I место по настольному теннису среди девушек 2001- 2002 г.р. и Хуторной Алексей II место по настольному теннису среди юношей 2001-2002 г.р.
В целом кружковая работа создаёт положительный эмоциональный настрой, даёт возможность детям раскрыть и развить свои способности, а так же является профилактикой безнадзорности и совершения правонарушений несовершеннолетними. (Слайд 5. Спасибо за внимание!)
Список используемых интернет ресурсов:
http://seminternat-nn.edusite.ru/p109aa1.html
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа № 8 г. Лабинска
Доклад на пед. совет
«Особенности организации воспитательной работы в условиях реализации стандартов нового поколения»
Подготовила:
Зам. директора по ВР
Бандурова Н.В.
2018 – 2019 учебный год