Методическая работа

Бандурова Надежда Владимировна

Данный доклад будет полезен для педагогов - воспитателей  специальной (коррекционной) школы VIII вида, так как в данный момент вопрос перехода на ФГОС является актуальным и насущным. В данном материале упор делается на вторую половину дня - ГПД и внеурочную деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

(Слайд 1)Тема доклада «Особенности организации воспитательной работы в условиях реализации стандартов нового поколения»

(Слайд 2) Министерство юстиции РФ зарегистрировало ведомственные приказы Минобрнауки об утверждении федеральных государственных стандартов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся с интеллектуальными нарушениями. В соответствии с ведомственными приказами Минобрнауки от 19 декабря 2014 г. №№ 1598 и 1599 стандарты начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения) вступают в силу с 01 сентября 2016 года.  

Поэтому с 1.09.2016 г. все коррекционные школы перешли на ФГОС, который подразумевает обучение и воспитание детей с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, и обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

В связи с этим школой разработана адаптированная программа, которая  соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения адаптированной основной общеобразовательной программы образования (АООП) .

  Так как, тема доклада «Особенности организации воспитательной работы», то для того, чтобы все имели представление о месте и роли воспитательного процесса в условиях реализации стандартов нового поколения предлагаю ознакомиться со структурой общеобразовательной программы, которая  включает целевой, содержательный и организационный разделы.   (Слайд 3)

1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ        

4

2. АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) (ВАРИАНТ 1)

11

2.1. Целевой раздел

11

2.1.1. Пояснительная записка

11

2.1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированной основной общеобразовательной программы

24

2.1.3. Система оценки достижения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы

77

2.2. Содержательный раздел

84

2.2.1. Программа формирования базовых учебных действий

84

2.2.2. Программы учебных предметов, курсов коррекционно -  развивающей области

94

2.2.3. Программа духовно-нравственного развития

266

2.2.4. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

283

2.2.5. Программа коррекционной работы

294

2.2.6. Программа внеурочной деятельности

302

2.3. Организационный раздел

310

2.3.1. Учебный план

310

2.3.2. Система условий реализации адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью

322

В своем докладе я буду ориентироваться на программу 1 варианта, так как учащихся с легкой умственной отсталостью у нас в школе большинство (пока).       Данная программа по духовно – нравственному воспитанию  (пункт 2.2.3. см. слайд 3) состоит из семи целевых воспитательных программ, которые  составлены по двум направлениям:  духовно – нравственному и нравственно – патриотическому. По этим программам работают  воспитатели Шумейко Л.В.1 класс, Дмитриенко О.С. 2 класс, Зейлингер О.Н. 3 класс, Бондарева Л.Н. 4 класс, Мазняк Т.В. 5 класс, Савченко М.А. 7 класс, Кошевая Л.Г. 9 класс.

(Пункт 2.2.4.  см. слайд 3) Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни состоит из двух целевых воспитательных программ по экологическому воспитанию Крячко Е.В. воспитателя 8 класса  и программы по формированию здорового и безопасного образа жизни Сахаровой Н.В. воспитателя 6 класса.

Каждый из вас вкладывает свою частичку в создание  АООП. Из ваших целевых воспитательных программ состоят две большие программы, которые вы видите на слайде. Эти целевые воспитательные программы должны быть у каждого воспитателя, в каждой коррекционной школе. Отличаться они могут направлениями деятельности. У нас в школе, как выше было сказано их 4 (духовно – нравственное,  нравственно – патриотическое, экологическое, ЗОЖ). Каждое из этих направлений должно быть основано на определённой системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать усвоение их обучающимися на доступном для них уровне.

 Эти программы необходимо еще раз просмотреть и рецензировать в срок до 1 марта. Обратить внимание, что данные  целевые воспитательные программы  должны быть разработаны для  учащихся 1-4 и 5-9 классов и  составлены с учетом возможностей учащихся  специальной (коррекционной) школы VIII вида,  их особых образовательных потребностей и возможностей. При составлении программы  материал должен быть расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений.  Т.е. с каждым годом обучения темы, которые вы используете должны   раскрываться с наибольшим пополнением информации.

В воспитательном  процессе в условиях ФГОС упор делается на развитие личности обучающихся. Для примера разберем программу по духовно - нравственному воспитанию.

        Она призвана направлять образовательный процесс на воспитание обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в духе любви к Родине, уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на формирование основ социально ответственного поведения.

Реализация программы должна проходить в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе общеобразовательной организации, семьи и других институтов общества.

Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является социально-педагогическая поддержка и приобщение обучающихся к базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.

Первым духово- нравственным примером для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является учитель. Слова учителя, поступки, ценности и оценки имеют нравственное значение, учащиеся испытывают большое доверие к учителю. Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребёнка о справедливости, человечности, нравственности, об отношениях между людьми. Характер отношений между педагогом и детьми во многом определяет качество духовно-нравственного развития детей. Следовательно, педагог должен быть примером для учащегося!

Родители (законные представители), так же как и педагог, подают ребёнку первый пример нравственности. Пример окружающих имеет огромное значение в нравственном развитии личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Поэтому в планирование целевых воспитательных программ важно включать  совместную деятельность школы,  родителей и  учащихся. Так,  организованное и проведенное в I полугодии спортивное мероприятие «Мама, папа, я - спортивная семья» педагогами 2 класса, обеспечило духовно-нравственное и спортивное развитие не только у обучающихся, но и  их родителей.

 Сотрудничество школы с внешкольными организациями по месту жительства также важны и должны присутствовать в воспитательном процессе в рамках перехода на ФГОС. С каждым годом наша школа расширяет межведомственное взаимодействие с различными городскими структурами. В этом учебном году к нам присоединились волонтеры  МОБУ СОШ №9. Социальный педагог Долгова Т.С. организовала встречу с учащимися 6 класса МОБУ СОШ №3 г.Лабинска, которые выступили с театрализованным представлением для наших детей. Тесно стали сотрудничать с клубом для инвалидов «Надежда». В рамках проведения краевой декады инвалидов совместно с клубом "Надежда" 03.12.18 г. было организовано и проведено мероприятие "И чая день международный, пусть станет праздником тепла". Наши учащиеся под руководством учителя музыки Журавлевой Ирины Николаевны поздравили членов клуба песнями и оригинальным музыкальным номером со стаканчиками. За кружкой чая участники круглого стола общались, обменивались теплыми и дружескими словами. Для детей это было радостное событие: они побывали в кафе, их угощали сладостями,  они участвовали в дискотеке, а и.о. директора ЦДМ «ПОРТАЛ» Паценко Кристина Владимировна вручила детям сувениры.

На общешкольное собрание была приглашена инспектор ГИБДД Семыкина Е.В., которая общалась с родителями по теме  безопасности детей на дорогах.  Педагоги в начале учебного года проводили экскурсии вблизи образовательного учреждения с целью обучения правильному и безопасному переходу детей через улицы и дороги города.

Благодаря Мазняк Т.В. учащиеся школы  посещали специальную городскую библиотеку для слепых им. А.П.Чехова, где  с закрытыми глазами пробовали проводить подушечками пальцев по страницам специальных книг для слепых, узнали, что  существует рельефно-точечный тактильный шрифт, предназначенный для письма и чтения незрячими и плохо видящими людьми (шрифт Брайля).

Таким образом, развитие личности обучающегося, формирование его социальных компетенций становится возможным благодаря воспитательной деятельности педагогов, других субъектов духовно-нравственного развития (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, СМИ и т. п.), а также собственным усилиям обучающегося.  (Слайд 4)

В результате реализации программы духовно-нравственного развития должно обеспечиваться:

приобретение обучающимися представлений и знаний (о Родине, о ближайшем окружении и о себе, об общественных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и  т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни;  

переживание обучающимися опыта духовно-нравственного отношения к социальной реальности (на основе взаимодействия обучающихся между собой на уровне класса, общеобразовательной организации и за ее пределами);

приобретение обучающимся нравственных моделей поведения, которые он усвоил вследствие участия в той или иной общественно значимой деятельности;

развитие обучающегося как личности, формирование его социальной компетентности, чувства патриотизма и т. д.

Рассмотрим (пункт 2.2.4.) Программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни — комплексная программа формирования у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка.

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни должна вносить вклад в достижение требований к личностным результатам освоения АООП: формирование представлений о мире в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур; овладение начальными навыками адаптации в окружающем мире; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Программа построена на основе общенациональных ценностей российского общества, таких, как гражданственность, здоровье, природа, экологическая культура, безопасность человека и государства. Она направлена на развитие мотивации и готовности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) действовать предусмотрительно, придерживаться здорового и экологически безопасного образа жизни, ценить природу как источник духовного развития, информации, красоты, здоровья, материального благополучия.

Наиболее эффективным путём формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни у обучающихся является направляемая и организуемая взрослыми самостоятельная деятельность обучающихся, развивающая способность понимать своё состояние, обеспечивающая усвоение способов рациональной организации режима дня, двигательной активности, питания, правил личной гигиены.

Реализация программы должна проходить в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе общеобразовательной организации, семьи и других институтов общества. (как в прочем и программа по духовно-нравственному развитию)

Целью программы является социально-педагогическая поддержка  в сохранении и укреплении физического, психического и социального здоровья обучающихся, формирование основ экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

Основные задачи программы:

формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;

формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе;

формирование представлений об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;

пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения;

формирование представлений о рациональной организации режима дня, учебы и отдыха, двигательной активности;

формирование установок на использование здорового питания;

использование оптимальных двигательных режимов для обучающихся с учетом их возрастных, психофизических особенностей,

развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;

соблюдение здоровьесозидающих режимов дня;

развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены;

формирование негативного отношения к факторам риска здоровью обучающихся (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);

становление умений противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;

формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья;

формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.

Реализация программы формирования экологической культуры и здорового образа жизни во внеурочной деятельности может сочетать в себе спортивно-оздоровительное и духовно-нравственное направления (особенно в части экологической составляющей).

Спортивно-оздоровительная деятельность является важнейшим направлением внеурочной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), основная цель которой создание условий, способствующих гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами физической культуры, формированию культуры здорового и безопасного образа жизни.

Во внеурочной деятельности экологическое воспитание осуществляется в рамках духовно-нравственного воспитания. Экологическое воспитание направлено на формирование элементарных экологических представлений, осознанного отношения к объектам окружающей действительности, ознакомление с правилами общения человека с природой для сохранения и укрепления их здоровья, экологически грамотного поведения в школе и дома.

Формируемые ценности: природа, здоровье, экологическая культура, экологически безопасное поведение.

Программа формирования экологической культуры (Крячко Е.В.) разрабатывается на основе системно-деятельностного и культурно-исторического подходов, с учётом этнических, социально-экономических,  природно-территориальных и иных особенностей региона, запросов семей и других субъектов образовательного процесса и подразумевает конкретизацию задач, содержания, условий, планируемых результатов, а также форм ее реализации, взаимодействия с семьёй, учреждениями дополнительного образования и другими общественными организациями.   (как в прочем и в программе по духовно-нравственному развитию, см. схему слайд 4)

В содержании целевой воспитательной программы по формированию основ безопасного поведения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Сахарова Н.В.) должно быть предусмотрено расширение представлений обучающихся о ЗОЖ, ознакомление с правилами дорожного движения, безопасного поведения в быту, природе, в обществе, на улице, в транспорте, а также в экстремальных ситуациях. В программе должна быть выраженная практическая и профилактическая направленность. Изучение основ безопасной жизнедеятельности, ЗОЖ должно способствовать  овладению обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) основными навыками здорового образа жизни, элементарными приемами, действиями в опасных ситуациях и  при несчастных случаях, в том числе простыми способами оказания или поиска помощи, а также формированию стереотипов безопасного поведения в типичных ситуациях.

Содержательные приоритеты этих двух программ (экологической и ЗОЖ) определяются на основании учета индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся их потребностей, а также особенностей региона проживания.

Так же, как и в программе пункта 2.2.3. здесь должна присутствовать просветительская работа с родителями (законными представителями) направлена на повышение уровня знаний по вопросам охраны и укрепления здоровья детей, формирования безопасного образа жизни, связь с межведомственными службами по проблемам охраны и укрепления здоровья детей, экскурсии по городу и с выездами на природу (организатор Крячко Е.В. на осенних каникулах 6, 7 и 9 классы ездили в ст.Ахметовскую 2017-2018 учебный год, экскурсия в дендропарк Сад камней п. Гончарка, поездка в г.Сочи и т.д.). В рамках реализации АООП таких активных мероприятий должно быть запланировано и  проведено большое количество.

Вывод: (Слайд 3) Эти две большие программы являются составной частью адаптированной общеобразовательной программы и их единая цель – социальная адаптация учащихся к постоянно меняющимся условиям современного  общества.

2.2.6. Программа внеурочной деятельности

Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, направленная на достижение результатов освоения основной общеобразовательной программы и осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной. Внеурочная деятельность объединяет все, кроме учебной,  виды деятельности обучающихся, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. 

Сущность и основное назначение внеурочной деятельности заключается в обеспечении дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), организации их свободного времени.  

Основными целями внеурочной деятельности являются создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, всестороннего развития и социализации каждого обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время.

Основные задачи:

коррекция всех компонентов психофизического, интеллектуального, личностного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;

развитие активности, самостоятельности и независимости в повседневной жизни;

развитие возможных избирательных способностей и интересов ребенка в разных видах деятельности;

формирование основ нравственного самосознания личности, умения правильно оценивать окружающее и самих себя,

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;

 расширение представлений ребенка о мире и о себе, его социального опыта;

формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;

формирование умений, навыков социального общения людей; 

расширение круга общения, выход обучающегося за пределы семьи и общеобразовательной организации;

развитие навыков осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

укрепление доверия к другим людям;

развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им.

К основным направлениям внеурочной деятельности относятся: коррекционно-развивающее, духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, общекультурное, социальное. Всего на внеурочную деятельность выделяется 9 ч/н. Из них 5 ч –коррекционные занятия, 4 ч –внеурочная деятельность. Внеурочная деятельность – оплачиваемая. Вести ее может как учитель, так и воспитатель. На данный момент в  1 и во 2 классе внеурочку ведут учителя, в 3 классе воспитатель Зейлингер О.Н. Так как, по ФГОС внеурочка вводится во всех классах с 1 по 9, то обобщение опыта по данной теме будет интересно всем присутствующим.  (Просим Зейлингер О.Н. поделиться опытом работы по данному вопросу).  

Также для организации досуга учащихся ГКОУ школы № 8 г.Лабинска во - второй половине дня, в школе действуют  13 кружков:

Туристко – краеведческое направление – 1 кружок «Юные туристы - краеведы».

Художественное направление – 6 кружков «Веселые нотки», «Хор», «Художественное слово», «Умелые руки», «Рукодельники», «Мастерская Самоделкина».

Физкультурно – спортивное направление – 6 кружков «Шашки», «Теннис», «Легкая атлетика», «Дартс», «Футбол», «Спортивные игры».

     Участие в различных творческих конкурсах и выставках декоративно-прикладного творчества, как в школе, так и в городе, концерты художественной самодеятельности – вот далеко неполный перечень конкретных дел, выполненных учащимися в рамках кружковой работы.

        Не первый год руководители кружков Журавлева И.Н. и Шевченко а.И. принимают участие во Всероссийском многожанровом фестивале детского творчества «Зимний калейдоскоп», и становятся лауреатами и дипломантами I степени.  

        Спортивные достижения учащихся радуют нас и родителей не первый год:

    4 апреля 2018г. в г. Славянск - на - Кубани состоялся Чемпионат Краснодарского края по легкой атлетике спорт ЛИН. Учащиеся нашей школы приняли в Чемпионате участие и стали призерами в дисциплинах:

Яганов Александр II место – прыжок в длину

                      II место - бег на 100 м

Понкратов Николай II место – толкание ядра

                        II место – бег 400 м

              По результатам данных соревнований наши спортсмены приняли участие во Всероссийском Чемпионате по легкой атлетике в г. Йошкар – Ола в июне 2018 г.  Хорошую физическую базу для развития наших спортсменов дала учитель физкультуры нашей школы Коротченко О.О. Под ее руководством учащиеся начинали участвовать в зональных и краевых соревнованиях. На данный момент основным тренером спортсменов является Романин Роман Владимирович - тренер по легкой атлетике МБУ СШ «Лидер». Роман Владимирович помогает ребятам добиваться серьезных результатов в спорте. Управление физкультуры и спорта г. Лабинска принимает активное участие в развитие спорта ЛИН в легкой атлетике и активно сотрудничает с ГКОУ школой №8 г. Лабинска.  Учащиеся нашей школы неоднократно становились призерами Чемпионата России. Ими выполнены нормы спортивных разрядов и присвоены звания:

Яганов Александр – мастер спорта

Демченко Владимир – КМС

Любименко Василий – КМС

Ковалев Иван – I разряд

Команда учащихся нашей школы с 23.03.18 по 25.03.18 участвовала в фестивале фонда президентских грантов «Каждый ребенок достоин пьедестала» в п. Выселки и заняла почетное III место.  

 Руководитель спортивных секций Генрих И.А. вместе с учащимися в ноябре 2018 г. приняли участие в спортивном фестивале для детей - инвалидов в г.Славянск-на Кубани. Наши спортсмены вернулись домой с победой - Чернобровкина Наталья заняла I место по настольному теннису среди девушек 2001- 2002 г.р. и Хуторной Алексей II место по настольному теннису среди юношей 2001-2002 г.р.

        В целом кружковая работа создаёт положительный эмоциональный настрой, даёт возможность детям раскрыть и развить свои способности, а так же является профилактикой безнадзорности и совершения правонарушений несовершеннолетними. (Слайд 5. Спасибо за внимание!)

Список используемых интернет ресурсов:

http://seminternat-nn.edusite.ru/p109aa1.html

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа № 8 г. Лабинска

Доклад на пед. совет

 «Особенности организации воспитательной работы в условиях реализации стандартов нового поколения»

http://sanskaya-shkola.my1.ru/SiteMENUDoc/standart.png

                                                                                           Подготовила:

                                                                                Зам. директора по ВР

                                                                                           Бандурова Н.В.

2018 – 2019 учебный год