Моя система работы в качестве педагога-наставника
Как показывает практика, не все учителя готовы к выполнению профессиональных функций в соответствии с требованиями ФГОС. Высокий уровень требований к педагогу, приводит к возникновению затруднений у молодых специалистов. Это сложности в области организации учебной деятельности, в области недостаточной мотивации учебной деятельности школьников, в области обеспечения информационной основы учебной деятельности, трудности в поиске ценностного смысла в изучении материала (знания не ради знаний, а для жизни).
Этот факт имеет огромное значение в настоящее время: не случайно в программных документах Министерства образования РФ, в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», говорится, что основным фактором обновления системы образования выступает личность учителя, привлекать в школы творческих молодых педагогов, профессиональному развитию которых должно быть уделено особое внимание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
анкеты для диагностики | 15.71 КБ |
рекомендации для педагога наставника | 19.15 КБ |
план работы с молодым педагогом | 83 КБ |
колаж работы педагога наставника | 1.3 МБ |
ожидаемые результаты | 2.8 МБ |
Система работы в качестве педагога наставника | 2.34 МБ |
Приложения к работе | 1.48 МБ |
Предварительный просмотр:
Анкета
для выявления способности педагогов к развитию
№ п/п | Вид педагогической деятельности | Да/нет |
Я стремлюсь изучить себя | ||
Я оставляю время для развития, как бы ни была занята делами | ||
Возникающие препятствия стимулирую мою активность | ||
Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя | ||
Я рефлексирую свою деятельность, выделяя для этого специальное время | ||
Я анализирую свои чувства и опыт | ||
Я много читаю | ||
Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам | ||
Я верю в свои возможности | ||
Я стремлюсь быть более открытым человеком | ||
Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди | ||
Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты | ||
Я получаю удовольствие от освоения нового | ||
Возрастающая ответственность не пугает меня | ||
Я положительно бы отнеслась к продвижению по службе |
Предварительный просмотр:
Рекомендации молодому специалисту
1. Доверься наставнику. Выстраивай с наставником деловые доверительные отношения. Прислушивайся к рекомендациям, замечаниям.
2. Не жди готового, развивайся сам и перенимай опыт наставника, но не копируй слепо.
3. Лучше приходить в кабинет раньше звонка, проверь готовность к уроку: расставку мебели, чистоту доски, работу ТСО, наглядные пособия. Входи в класс уверенно. Организационные моменты и эмоциональный настрой важны для включения учащихся в работу.
4. Веди урок энергично. Добивайся, чтобы каждый ученик постоянно был занят делом, помни: неуверенность, паузы, медлительность, безделье вредит дисциплине.
5. Изучай инновационные технологии. Увлекай учащихся интересным содержанием материала, созданием проблемных ситуаций, умственным напряжением. Контролируйте темп урока, помогай слабым учащимся поверить в свои силы, а сильным двигаться вперед. 6. Учись держать в поле зрения весь класс. Особенно следи за теми, у кого внимание неустойчивое, кто отвлекается. Предотвращай попытки нарушить рабочий порядок.
7. Чаще обращайся с просьбами, вопросами к тем учащимся, которые могут заниматься на уроке посторонними делами.
8. Заканчивай урок общей оценкой класса и оценкой отдельных учащихся, для того, чтобы школьники испытывали удовлетворение от результатов своего труда. Постарайся заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но не делай это слишком часто.
9. Заканчивай урок со звонком.
10. Удерживайся от излишних замечаний и наставлений в адрес учащихся.
11. Если к тебе пришли на урок, вспомни что ты актриса, лучший начинающий молодой педагог, ты самый счастливый человек.
12. Если ты научишься, самый обычный факт подать как открытие и добиться удивления и восторга учащихся, то можно считать, что половину дела ты уже сделал.
Что нужно знать молодому специалисту в начале профессиональной деятельности? Дорогой коллега! Быть учителем – значит посвятить свою жизнь детям.
«Сто детей – это 100 людей. И не когда-нибудь потом, завтра, а сейчас, сегодня», - писал педагог, врач, писатель-гуманист Януш Корчак.
Именно сегодня воспитанники ждут Вашего профессионализма, сердечности, интеллигентности, умения любить и прощать, спасать и не предавать, обязательности и надежности. Современной школе необходимы молодые учителя, способные принести в мир добро и веру, честность и благородство, стремящиеся к творческим открытиям, к вершинам профессионального мастерства. Профессия учителя трудна, но почетна и прекрасна. Поэтому помните: Самое благое поприще – служение добру и правде; самая верная дорога – дорога честного труда; самое значительное дело – то, которое Вы сами выбрали и которому вы преданны; самый мужественный поступок – признание собственных ошибок; самая прочная жизненная опора – знания. Ваши обязанности:
- работать честно и добросовестно, строго выполнять учебный режим, распоряжения администрации школы, обязанности, возложенные на вас уставом школы, правилами внутреннего трудового распорядка, положениями и должностными инструкциями;
- проходить раз в пять лет аттестацию согласно «Положению об аттестации педагогических и руководящих работников» (мы советуем вам делать это регулярно!);
- соблюдать дисциплину труда – основу порядка в школе, вовремя приходить на работу, соблюдать установленную продолжительность времени, воздерживаться от действий, мешающих другим работникам выполнять свои трудовые обязанности, своевременно и точно исполнять распоряжения администрации;
- всемерно стремиться к повышению качества выполняемой работы, не допускать 24 упущений в ней, строго соблюдать исполнительскую дисциплину, проявлять творческую инициативу, направленную на достижение высоких результатов трудовой деятельности;
- соблюдать требования техники безопасности и охраны труда, производственной санитарии, гигиены, противопожарной охраны, предусмотренные соответствующими правилами и инструкциями;
- быть всегда внимательными к детям, вежливыми с родителями учащихся и членами коллектива; систематически повышать свой теоретический, методический и культурный уровень, профессиональную квалификацию;
- быть примером достойного поведения и высокого морального долга на работе, в быту и общественных местах, соблюдать правила общежития;
- содержать свое рабочее место в чистоте и порядке, соблюдать установленный порядок хранения материальных ценностей и документов;
- беречь и укреплять собственность ОУ (оборудование, инвентарь, учебные пособия и т.д.), экономно расходовать материалы, топливо, электроэнергию, воспитывать у обучающихся (воспитанников) бережное отношение к имуществу; проходить в установленные сроки периодические медицинские осмотры.
Помните всегда, что вы несете полную ответственность за жизни и здоровье детей во время проведения уроков, внеклассных и внешкольных мероприятий, организуемых образовательной организацией. Если вдруг один из ваших подопечных пострадает, немедленно сообщите об этом администрации. Надеемся, что в вашей педагогической практике этого никогда не случится. Директор приказом по ОУ имеет право в дополнение к учебной работе возложить на вас классное руководство, заведование учебным кабинетом и другие образовательные функции. Исполнение этих функций тоже входит в ваши обязанности! Ознакомьтесь также с «Правилами внутреннего распорядка для работников общеобразовательных учреждений». Знаете ли Вы, что подразумевается под понятием «рабочее время» и как правильно его использовать?
1. Ваше рабочее время определяется учебным расписанием и должностными обязанностями.
2. Ваша учебная нагрузка устанавливается руководителем образовательной организации до вашего ухода в отпуск. При этом вы должны знать, что:
-объем учебной нагрузки устанавливается с учетом вашей квалификации, распределяется в течение всего учебного года, уменьшение или увеличение объема учебной нагрузки только с вашего согласия;
- вы не дали письменного согласия, то никто не имеет права заставить вас работать больше или меньше нормы часов за ставку заработной платы;
-объем вашей учебной нагрузки должен быть стабильным на протяжении всего учебного года, уменьшение его возможно только при сокращении количества обучающихся и класс комплектов;
- вам может быть предоставлен один свободный день в неделю для методической работы и повышения квалификации.
3. Помните, работа в выходные и праздничные дни запрещена, хотя вас могут привлечь к дежурству в выходные и праздничные дни в исключительных случаях по письменному приказу директора ОУ.
4. Однако за дежурство или работу в выходные и праздничные дни вам предоставляются дни отдыха в каникулярное время, не совпадающее с вашим очередным отпуском.
5. Время каникул, не совпадающее с очередным отпуском, – ваше рабочее время. В этот период вы можете быть привлечены администрацией образовательной организации к методической, педагогической и организационной работе.
6. Приятной особенностью педагогической деятельности в общеобразовательном учреждении является предоставление очередного отпуска в период летних каникул.
7. Вам запрещается:
- изменять по своему усмотрению расписание уроков, заменять коллегу без ведома администрации ОО;
- отменять, удлинять или сокращать продолжительность уроков и перемен; удалять обучающихся с уроков; курить в помещениях и на территории ОО, согласно постановлению Правительства РФ;
- освобождать обучающихся от школьных занятий для выполнения ваших поручений, участия в спортивных и других мероприятиях, не предусмотренных планом работы;
- отвлекать других педагогических работников в учебное время от их непосредственной работы для проведения разного рода мероприятий, не связанных с производственной деятельностью.
8. Посторонние лица могут присутствовать во время урока в классе только с разрешения директора ОО и его заместителей. Вход в класс после начала урока разрешается только руководителю ОО и его заместителям.
Но у вас есть еще и права: Вы имеете право работать по совместительству в других организациях и учреждениях в свободное от основной работы время. Но помните, что совместительство должно осуществляться не в ущерб основной работе!
Рекомендации наставнику:
1. Делиться опытом безвозмездно, без назидания, доброжелательно.
2. Помогать терпеливо, своевременно, настойчиво. Никогда не забывать отмечать положительные стороны в работе.
3. Посещать уроки молодого учителя, анализировать, отмечать положительную динамику, приглашать его на свои уроки, совместно их обсуждать.
4. Работать с молодым педагогом на опережение. Оказывать помощь в подготовке к урокам, особенно к первым. Наиболее трудные темы разрабатывать вместе. Постараться изучать материал с опережением на несколько уроков, с тем, чтобы дать молодому учителю возможность методического раскрытия наиболее сложных тем.
5. Внимательно проанализировать учебные программы и пояснительные записки к ним с молодым педагогом. Проанализируйте предметные результаты освоения образовательной программы по предметам на конец каждой четверти, на конец учебного года, на конец учебного курса.
6. Показать, как готовить и подбирать дидактический материал, наглядные пособия, тексты задач, упражнений, контрольных работ.
7. Помочь составить план самообразования (ежемесячный план-график) и подобрать методическую литературу для самообразования.
Предварительный просмотр:
Утверждаю:
Директор МАОУ лицей № 64
______________С.П.Карлова
1 «сентября» 2016 года
План работы педагога-наставника,
учителя физической культуры высшей квалификационной категории
Скорченко Татьяны Анатольевны
с молодым специалистом, учителем физической культуры Скорченко Натальи Владимировны на 2016-2017 учебный год
Цель - создание организационно-методических условий для успешной адаптации молодого специалиста в условиях современной школы и организация помощи по спортивно-массовой работе.
Задачи:
- помочь адаптироваться молодому учителю в коллективе;
- определить уровень его профессиональной подготовки на 2-й год сотрудничества;
- выявить затруднения в педагогической практике и оказать методическую помощь;
- создать условия для развития профессиональных навыков молодого педагога, в том числе навыков применения различных средств, форм обучения и воспитания, психологии общения со школьниками и их родителями;
- развивать потребности у молодого педагога к самообразованию и профессиональному самосовершенствованию.
Содержание деятельности:
1. Диагностика затруднений молодого педагога и выбор форм оказания помощи на основе анализа его потребностей.
2. Посещение уроков молодого педагога.
3. Планирование и анализ деятельности.
4. Помощь молодому специалисту в повышении эффективности организации учебно-воспитательной работы.
5.Ознакомление с основными направлениями и формами активизации познавательной, научно-исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время (олимпиады, смотры, предметные недели, и др.).
6. Создание условий для совершенствования педагогического мастерства молодого педагога.
7. Демонстрация опыта успешной педагогической деятельности опытными учителями.
8. Организация мониторинга эффективности деятельности.
Ожидаемые результаты:
- успешная адаптации молодого педагога в учреждении;
- активизации практических, индивидуальных, самостоятельных навыков преподавания;
- повышение профессиональной компетентности молодого педагога в вопросах педагогики и психологии;
- обеспечение непрерывного совершенствования качества преподавания;
- совершенствование методов работы по развитию творческой и самостоятельной деятельности обучающихся;
- использование в работе начинающих педагогов современных педагогических технологий;
- умение проектировать воспитательную систему, работать с классом на основе изучения личности ребенка, проводить индивидуальную работу.
Направления работы | Тематика мероприятий | Формы работы |
1.Разработка индивидуальной программы работы педагога по самообразованию | «Основные проблемы молодого педагога, пути их решения» | Анкетирование молодого педагога, индивидуальные беседы (сентябрь); Знакомство с опытом работы по самообразованию других учителей (октябрь) |
Составление плана работы по самообразованию | Практическое занятие (ноябрь) | |
2.Взаимопосещение уроков. | «Основные требования к современному уроку» | Посещение уроков наставника и молодого педагога (по 4-5 раз в четверть) |
«Факторы, которые влияют на качество преподавания» | ||
«Конспект и технологическая карта урока» | ||
«Слагаемые успешности урока» | ||
«Самоанализ урока» | ||
«Типы и формы уроков» | ||
«Формы взаимодействия учителя и учеников на уроке» | ||
3. Спортивно-массовая работа. | Составление плана спортивно-массовой работы в классе, параллели 1-х, 5-х классов. Организация взаимодействия с родителями. | Знакомство с системами работы (из опыта работы) сентябрь-октябрь |
Проведение тестирования физических показателей в классах. | Практическое занятие сентябрь | |
Составления плана взаимодействия со спортивным школьным клубом «Мустанг» | Организация спортивно-массовых мероприятий в течение учебного года | |
Разработка индивидуальных планов спортивно-массовой работы для учащихся с ОВЗ, «трудных» и одаренных детей | Проведение анкетирования учащихся, родителей; (I полугодие) Составление характеристик; Организация взаимодействия молодого педагога с медиками, школьным психологом,соц.педагогом, руководителями спортивных секций и кружков; Отслеживание результатов в течение уч.года | |
«Методика составления портфолио учащихся» | Практическое занятие; мастер-класс декабрь | |
«Внеурочная деятельность учителя: секреты успеха» | Индивидуальная беседа; Взаимопосещение внеклассных спортивно-массовых мероприятий (2 раза в четверть) | |
4. Проектная деятельность в начальной школе | «Организация проектной деятельности.» «Основные направления работы» | Работа молодого педагога в составе творческой группы в рамках проектной деятельности в течение уч.года |
«Метод проектов на уроках и во внеурочной деятельности». | Индивидуальная беседа |