Мастер - класс по физике "Цвет"
Предварительный просмотр:
Мастер – класс по физике «Цвет»
К тебе я, солнце, обращусь спиною;
На водопад сверкающий, могучий
Теперь смотрю я с радостью живою,-
Стремится он, дробящийся, гремучий,
На тысячи потоков разливаясь,
Бросая к небу брызги светлой тучей.
И между брызг, так дивно изгибаясь,
Блистает пышной радуга дугою,
То вся видна, то вновь во мгле теряясь,
И всюду брызжет свежею росою!
Всю нашу жизнь она воспроизводит:
Всмотрись в неё – и ты поймешь душою,
Что жизнь на отблеск красочный походит. (Гёте)
Наверное нет человека, который бы не любовался радугой. Это великолепное красочное явление издавна поражало воображение людей.
Кто же сегодня не знает цвета из которых состоит радуга? (Нарисовать на интердоске
Вы наверное уже догадались о чем сегодня мы будем говорить? Правильно о цветах.
А что такое, по-вашему, цвет?
Разделимся на три команды: Физики, биологи, Художники.
В каждой науке разработаны средства для решения поставленных проблем. Постараемся сейчас каждого вооружить научным инструментарием. У вас на столах находится прибор, который называется спектроскоп. Основной его частью является треугольная призма через которую проходит маленький пучок света и преломляется. Давайте посмотрим что же вы увидите?
Что вы видите? ( Радужную полоску) Это спектр. А явление разложения белого света в спектр называется дисперсией. Так что же представляет собой обычный свет?
Белый свет содержит все цвета радуги. Этот опыт впервые проделал Ньютон. Получив призматический спектр, великий Ньютон первым высказал мысль о том, что обычный свет состоит из лучей разных цветов. У каждого луча свой показатель преломления и поэтому свой угол отклонения, отличный от других. Показатель преломления зависит от длины световой волны
С точки зрения физики мы видим различные предметы благодаря тому, что свет отражается от них и попадает к нам в глаз, имея каждый свою длину волны.
Биологи считают, что наш глаз смешивает цвета. Глаз человека действует иначе, чем призма. Не разлагает, а наоборот смешивает цвета. Смешиваясь два луча дают третий цвет.
А вот психолог Макс Люшер создал цветовой психологический тест, основывающийся на воздействии цвета. Он говорил, что цвета оказывают на человека физиологическое воздействие и оно объективно.
Теперь вы все знаете и можете самостоятельно решить простую задачу. Вот картина немецкого художника-экспрессиониста Франца Марка «Синий конь». Да вот беда на этом изображении нет цвета. Кстати, именно таким видит мир лошадь.
Разделимся на три группы: «физики», «биологи» и «художники». Вместо цвета на картине подписаны: длина волны для физиков, цветные компоненты смешанного цвета для биологов и психологические характеристики воздействия цвета для художников.
Вы должны восстановить первоначальные цвета. Но предварительно вам предстоит освоить языки науки и искусства, т.е. создать алфавит этой цветной палитры. «Алфавит у каждой группы свой. Это потребует от вас небольшого исследования, только тогда вы научитесь говорить на соответствующем языке.
На столах каждой группы лежат листы с заданием.
1 группа: Определяет длину световой волны и подписывает на схему.
2 группа: Три фонарика (красный, зеленый и синий) . Выяснить какие цвета можно получить путем парного наложения. Результат подписывается на схему.
3 группа: Психологическое воздействие цвета зафиксировано в виде кратких характеристик (по Рубенштейну)
Итак группа физиков исследует спектр как исключительно плодотворное научное представление. При этом они меряют длины волн, используя дифракционную решетку.
Группа биологов исследует модель смешения цвета, воплощенную в телевизорах, мониторах , принтерах. В этой модели для получения любого цвета достаточно всего трех : красного, зеленого и синего. Задача группы- определить, какие цвета образуются при смешивании этих цветов.
Группа художников исследует самый тонкий феномен цвета – его воздействие на человека. ( исследование психологов 20 века показали, что каждый цвет обладает совершенно определенным психологическим воздействием, независящим от индивидуальных особенностей человека. ) Задача группы на основе личного опыта определить , какой цвет оказывает то или иное психологическое воздействие. Им предложены психологические характеристики каждого цвета, но название цвета они должны дать самостоятельно.
(Группы показывают , что у них получилось. Цвета совпадают.)
Давайте посмотрим что получилось у наших групп. А вот и оригинал. Цвета на всех картинах совпадают. Так какая же группа была права? (Правы все)
В этой работе вы убедились, что несмотря на противоположность научного и художественного подходов, ни один не может быть друг без друга.
Нильс Бор говорил, «Противоположности не исключают. А дополняют друг друга.»
Нет одного, самого главного приема. Радуга из одного цвета – не радуга. Только поддерживая друг друга, педагогические приемы дают радужный эффект, а педагогические технологии свой результат. Многоцветную картину не рисуют одним махом.
И в заключении хочется сказать, что существует поверье, чтобы до окончания жизни быть счастливым достаточно встать под радугу. Давайте сейчас это сделаем. ( Каждый выходит и разворачивает один цветной лучик.)
Стихотворение Тютчева