Методическая работа
Методическая работа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_-_klass_-2.doc | 41.5 КБ |
opyt_-_obzh.doc | 48.5 КБ |
publichnaya_lektsiya_1.docx | 16.69 КБ |
opyt_eksperimentirovanie.doc | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер - класс
воспитателя МАДОУ «ЦРР «Жемчужинка»
Молоковой Екатерины Николаевны
на тему:
«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники работы с бумагой - торцевание»
Цель: Познакомить с техникой торцевания на пластилине, развивать воображение, моторику, творческое мышление; активизировать творческую деятельность педагогов.
Задачи:
1.Освоение современных нетрадиционных изобразительных технологий;
обучение технике «Торцевание»;
2.Повышение мотивации к овладению нетрадиционными изобразительными технологиями и широкому применению их в дошкольном образование.
Ожидаемые результаты:
- практическое освоение нетрадиционных методов и приемов в изодеятельности, направленных на развитие мелкой моторики;
- приобщение педагогов к творчеству, раскрытие личного потенциала и роста мастерства;
-повышение уровня профессиональной компетентности в области изобразительной деятельности.
Материалы и оборудование для педагогов:
цветной пластилин;
цветная гофрированная бумага разных цветов;
цветной картон;
торцовки;
тряпочка для вытирания рук и торцовок;
Хорошее настроение и фантазия.
Зрительный ряд: образцы работ в технике торцевание.
Ход мастер-класса:
I. Вступление
Уважаемые члены жюри и коллеги, сегодня я приглашаю вас на мастер – класс, где познакомлю с нетрадиционной технологией работы с гофрированной бумагой – торцеванием. Работая с детьми младшего и среднего возраста, поставила цель – помочь детям через изобразительную деятельность решить проблемы, связанные с развитием познавательных процессов, эмоционально – волевой сферы, сенсорики, моторики; вселить уверенность в себя и свои силы, зажечь огонёк радости от творчества.
Работа в технике торцевания очень интересна. Она интересна и малышам, и взрослым и настолько проста, что дошкольники осваивают ее за одно занятие. На бумаге рождаются пушистые разноцветные картины, а у детей развивается не только художественный вкус и мелкая моторика, но и аккуратность, командный дух. Техника торцевание способствует творческому развитию и разнообразию художественных выразительных методов. Она развивает моторику пальцев рук, точность движений, фантазию, абстрактное мышление, воображение, внимание, художественные навыки работы с пластическими материалами. Сколько прекрасных, ярких и объемных композиций может создать ребенок, да и взрослый, освоив основные приемы данной техники. Чем это интересно? Во-первых, своей новизной. С другой стороны, такой материал позволяет находить новые решения в изображении. И самое главное: этот материал позволяет переносить часть себя на полотно своих работ, передавать часть своего тепла. Представленная работа является хорошим помощником для педагогов как для использования данной техники на занятиях по конструированию, так и вне непосредственной образовательной деятельности: ручной труд, продуктивная деятельность и т.д.
В ходе деятельности происходит развитие интеллекта, который растёт пропорционально получаемой информации; своевременное и полноценное психическое развитие, активно развивается речь. Разная техника изображения развивает различные части руки: предплечье, кисть, пальцы.
Одним из вариантов работы с детьми может быть следующий: каждому дается задание выполнить один фрагмент рисунка, а потом все элементы собираются в одну картину. При этом каждый ребенок чувствует себя занятым, каждый понимает, что от его старания зависит общий результат.
Существуют два вида торцевания:
- на бумаге (торцовки приклеивают на бумагу - основу);
- на пластилине (торцовками выкладывается основа из пластилина).
Торцевание на бумаге бывает:
- контурное (торцовки выкладываются по контуру изображения, не заполняя внутреннее пространство);
- плоскостное (торцовки располагаются плотно друг к другу по всей поверхности рисунка);
- объёмное (торцовки приклеиваются под разным углом наклона к поверхности листа, что позволяет создать объёмное изображение;
- многослойное (торцовки вклеивают друг в друга слоями, одну внутрь другой).
- Торцевание на пластилине бывает:
- контурное (торцовки выкладываются по контуру изображения, не заполняя внутреннее пространство);
- плоскостное (торцовки располагаются плотно друг к другу по всей поверхности заготовки);
- объёмное (торцовки приклеиваются под разным углом наклона к поверхности листа, что позволяет создать объёмное изображение.
За основу торцевания на пластилине берется изображение, покрытое пластилином, или объемная фигура из пластилина. Немного времени, усидчивости, терпения и вот результат, который радует не только нас, но и наших родителей.
II. Практическая часть. Презентация.
Сегодня мы тоже поработаем командой, каждый из вас будет выполнять цветок в технике торцевание из которых потом мы составим букет.
- И так, давайте приступим к работе. Для этого нам потребуется:
цветной пластилин;
цветная гофрированная бумага разных цветов;
торцовки;
трафареты, заготовки рисунков
тряпочка для вытирания рук и торцовок;
Хорошее настроение и фантазия.
Работу выполняем, следуя инструкции презентации.
1. На плотной основе у нас нанесен рисунок пластилином.
2.Нарезаем гофрированную бумагу на квадратики со сторонами приблизительно 1 см.
3. В середину квадрата ставим торцовку (функцию торцовки может выполнять стержень, ватная палочка, простой карандаш).
4. Прижимаем бумагу к торцовке всеми пальцами.
5. И как бы слегка прокручиваем торцовку между пальцами.
6. Прижимаем торцовку с трубочкой к пластилиновой основе.
8.Так постепенно заполняем всю поверхность. Мозаику в технике торцевания можно выполнять по контуру или делать сплошной. Втыкать элементы надо достаточно близко друг к другу. Чем ближе детали друг к другу - тем пышнее будет изделие.
Текущий инструктаж. Помощь.
Заключение. Рефлексия.
- Понравилась ли вам техника «Торцевание на пластилине»?
- Насколько трудно/легко было выполнять?
- Предлагаю вам оценить вашу работу. Если сегодняшний мастер – класс вам понравился и вы взяли что – то новое для своей работы, то посадите на свой цветок розовую бабочку. Ну, а если ничего нового вы не узнали и просто работали – синюю бабочку.
- Желаю Вам успехов в вашей работе, новых творческих побед! Творите мир своими руками!
Предварительный просмотр:
Творческая презентация
воспитателя МАДОУ «ЦРР «Жемчужинка»
Молоковой Екатерины Николаевны
на тему:
«Формирование культуры безопасного поведения детей младшего и среднего дошкольного возраста»
Г. Тулун, 2
Из наиболее приоритетных и важнейших для человечества потребностей является обеспечение безопасности его жизнедеятельности, так как современное общество несёт колоссальные материальные и человеческие потери от несчастных случаев, техногенных аварий, катастроф, стихийных бедствий.
Вопросам безопасности человека уделяли большое внимание многие отечественные и зарубежные учёные: М.В. Ломоносов, В.А. Левицкий, И.М. Сеченов, А.А. Скочинский, Вернадский, Л. Адлер, Б. Паскал, З. Фрейд, П. Маслоу и др.
Проработав несколько лет с детьми младшего и среднего дошкольного возраста воспитателем, пришла к выводу: единичные наработки и их разбросанность по разным источникам затрудняют обучение детей навыкам безопасного поведения и приобщения их к здоровому образу жизни.
Перед собой поставила задачу: систематизировать и обобщить весь имеющийся методический материал по обучению детей младшего и среднего дошкольного возраста основам безопасной жизнедеятельности.
Главная цель моей работы – сформировать культуру безопасности жизнедеятельности ребенка, решая следующие задачи:
- развивать умение оберегать и поддерживать свою жизнь и здоровье;
- формировать осознанное отношение к жизни и здоровью человека;
- совершенствовать знания о безопасности жизнедеятельности человека.
Первым этапом моей работы стало обогащение игровой среды такими элементами, которые могли бы стимулировать познавательную активность детей. Я изготовила разнообразные учебные пособия по ознакомлению детей с основами безопасности: альбомы, дидактические игры, атрибуты к сюжетно – ролевым играм, а также различный материал для родителей.
С целью построения образовательной траектории и коррекции развития каждого ребенка я провела педагогическую диагностику индивидуального развития детей по формированию компетенций безопасного поведения. Проведённая диагностика позволила сделать следующие выводы: не все дети знали свой домашний адрес, не соблюдали элементарные правила поведения на улице, в транспорте, не могли ориентироваться в правилах дорожного движения, правилах поведения в опасных ситуациях.
Работу с детьми осуществляла по следующим направлениям:
- социально-психологическому, направленному на формирование потребности к освоению навыков безопасного поведения и здорового образа жизни.
- интеллектуальному, предполагающему получение комплекса теоретических знаний. Необходимо в доступной форме дать детям знания о правилах дорожного движения, пожарной безопасности, опасных ситуациях и нормах здорового образа жизни. С этой целью использовались различные методы и формы работы;
- оздоровительному, направленному на развитие физических качеств, повышение сопротивляемости организма неблагоприятным факторам внешней и внутренней среды.
Руководствуясь следующими принципами: доступности, индивидуализации, повторяемости материала, наглядности.
При знакомстве детей с правилами безопасности я делала акцент на формирование у них определённой модели поведения:
- предвидеть опасность;
- уметь принять меры во избежание опасности;
- уметь обращаться за помощью к другим;
- уметь действовать так, чтобы обеспечить свою безопасность, защитить себя в опасных ситуациях.
В процессе реализации поставленных задач я столкнулась с проблемой поиска наиболее эффективных способов достижения результатов, проблемой выбора методов и форм развития ребёнка. Наиболее подходящим для этой работы я считаю использование традиционных педагогических принципов и методов обучения.
Работая по данному направлению, я использовала разнообразные методы: словесный, показа, игровой, поисково-познавательный, проектный.
В работе с детьми большое внимание уделяла обучению правилам поведения на улицах города, правилам дорожного движения (дидактические игры: «Светофор», «Дорожная азбука», дидактический материал «На улице не шалить»), и знакомству с видами транспорта («Сложи картинку», «Умные машины» и т.д).
Большой популярностью у детей пользуются занятия по ОБЖ («Не попади в беду», «Опасные ситуации», «Правила осторожности»). Я предостерегаю их о возможных проблемах со здоровьем при встрече с бродячими животными («Собака бывает кусачей» и т.д.). Такие занятия способствовали формированию и закреплению знаний об источниках опасности и мерах предосторожности.
Ну и конечно всеми любимая игра «На приёме у врача», где дети даже при моём невмешательстве «блещут» знаниями и богатым словарным запасом. А если вдруг появляется наглядный пример (ушиб коленки или ссадина на руке) многие говорят, что «сначала прозрачная водичка (перекись водорода), а потом зелёнка.
Принимая во внимание возрастные особенности детей, я развивала в них самостоятельность, ответственность и понимание значения правильного поведения для охраны своей жизни и здоровья. Очень сложно объяснить ребёнку 3-5 лет, что каждый человек в экстремальной обстановке испытывает страх. Ещё труднее научить контролировать это чувство.
В беседах мы рассматривали и обсуждали наиболее типичные ситуации, обращая внимание детей на то, что может быть опасно оставаться наедине с незнакомым человеком. Убеждала их в том, что не всегда приятная внешность человека совпадает с добрыми намерениями (смотрели фильм «Правила безопасности для дошкольников»), вместе с детьми разыгрывали различные ситуации.
В процессе занятий: «Когда ты дома один», «Малыш и Карлсон одни дома» воспитанники узнавали, какие опасности могут подстерегать их при неправильном поведении в доме и неправильном обращении с электроприборами, как вести себя при случайных встречах и возможном общении с незнакомыми людьми (драматизация сказки «Колобок», физкультурный досуг «Приключения Буратино»).
Продолжая знакомить детей со строением организма, в доступной форме, привлекая наглядный материал, рассказывала об основных системах и органах человека (дидактическая игра «Рука, нога»).
Большое место в навыках личной безопасности занимают правила противопожарной безопасности. Ведь число детей, пострадавших от пожара или игры с огнём, возрастает с каждым годом. Поэтому моей задачей было научить каждого ребёнка правильно реагировать в экстремальных ситуациях, дать представление о причинах пожара, формировать правильное отношение к огнеопасным предметам. Успешно решала эту задачу в процессе проведения следующих видов деятельности: занятий «Пожарная машина», «Труд пожарных», «Огонь-друг, огонь-враг», и др.; рассматривания альбомов детских видеороликов «Правила поведения при пожаре», «Причины пожара в доме», «Ты один дома»; дидактических игр «Бытовые приборы», «Четвёртый лишний», «Чего нельзя делать?», «Опасные и неопасные предметы». Быстро заучивать номера телефонов экстренных служб, свой домашний адрес помогали стихи.
Одной из форм работы с детьми являются ежедневные «минутки безопасности», включаемые в различные режимные процессы: например, правила пользования ножницами перед занятием аппликацией, правила безопасности на прогулке. Конспекты и сценарии проводимых мною мероприятий по ОБЖ были представлены: - в рамках городского конкурса «Зеленый огонек» где наше дошкольное учреждение заняло 1 место;
- Всероссийского конкурса «Лучшее занятие. ОБЖ» где я получила диплом 3 степени.
Проблемы, связанные с безопасностью ребёнка, невозможно решить только в рамках детского сада. Сознавая это, я обеспечивала преемственность в вопросах воспитания безопасного поведения детей между детским садом и семьёй. Для формирования заинтересованности родителей по проблеме ОБЖ проводила различные мероприятия: регулярно оформлялись совместные выставки творческих работ «Опасный и полезный огонь», «Береги себя», «Опасная дорога»; занятия семейного клуба «Дружная семья»; оформление буклета по безопасности «Правила жизни»; акции «Уважаемые родители, вы же тоже водители» и др.
Перечисленные мероприятия помогли наладить более тесное и эффективное взаимодействие сотрудников детского сада с родителями и создали атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки.
В результате проведенной мной работы, почти все дети в моей группе могут свободно общаться по телефону, знают номера спецслужб. Они не путают обозначения светофора, различают виды транспорта, знают правила пешеходных переходов и даже запомнили значения некоторых дорожных знаков. Дети усвоили главное правило выживания – «Без паники». Они спокойно реагируют на тренировочные занятия по отработке действий при экстренной эвакуации. Могут назвать причины пожара и рассказать об опасностях, которые могут подстерегать их дома, особенно когда они находятся дома одни. Ребята в моей группе имеют элементарные знания о своём организме и о необходимости бережного к нему отношения.
Опыт моей работы представлен на страничке моего мини-сайта. Дальнейшие перспективы моей деятельности:
- публиковать свой опыт в журналах «Дошкольное воспитание», «Игра и дети», «Обруч»;
- активизировать работу по ОБЖ с социумом, активизируя взаимодействия с детьми других детских садов;
- продолжить участвовать во Всероссийских и международных конкурсах по ОБЖ.
Предварительный просмотр:
МАДОУ «ЦРР «Жемчужинка»
Публичная лекция
« Размышления о воспитании и обучении»
Тулун, 2013
Знаете ли вы, что ребенок с самого рождения является социальным существом? Правда, психологи об этом до сих пор спорят.
Например, швейцарский психолог Жан Пиаже считает, что первоначально ребенок полностью оторван от действительности: его внутренний мир ограничен врожденной способностью удовлетворять свои потребности.
А наши отечественные психологи доказали, что жизнь младенца целиком зависит от взрослого, от его действий связанных с удовлетворением потребности малыша. Вся жизнь малыша должна быть организована таким образом, чтобы во всякой ситуации зримо и не зримо присутствовал взрослый человек, который является гарантом успешности маленького человека.
Главная цель каждого общества - вырастить здорового самостоятельного, ответственного, критически мыслящего, свободного и счастливого гражданина своей страны, а это целая наука. А у каждой науки есть свои особые слова - понятия, с помощью которых она изучает свой объект и излагает свое содержание: в математике - плюсы, минусы; в физике - электроны; в химии - молекулы;
в педагогике - образование и воспитание, которые являются двигателем, основой современного прогресса.
Что же такое образование? Что же такое воспитание? Образование по словарю Ожегова С.И. - это совокупность знаний, полученных специальным обучением.
Слова «дошкольник», «школьник», «студент» ... это образование?
Да, образование! Что же такое воспитание?
Воспитание - это навыки поведения, привитые семьей, детским садом, школой и средой.
Этика, мораль, добро, зло - воспитание?
Да, воспитание!
Воспитание и образование - это одно целое.
Одно без другого не может существовать, как рыба без воды, как птица без крыльев, как человек без интеллекта.
Назначение образования - давать каждому то, что нужно именно ему, а не знания вообще. Еще Аристотель писал: «Если мы идем вперед в области знания, а не нравственности, то мы идем не вперед, а назад!»
Воспитание призвано помогать ребенку устанавливать свои отношения с обществом, культурой человечества, в котором он станет субъектом собственного развития, а образование личности это реализация права ребенка быть умным. Сухомлинский писал, что невежда опасен для общества, он не может быть счастливым сам и причинять вред другим.
Вышедший ребенок из стен сада или школы может чего-то и не знать, но он обязательно должен быть воспитанным человеком.
Без научного предвидения, без умения закладывать в человеке те зерна, которые взойдут через десятилетия, воспитание превратилось бы в примитивный присмотр, воспитатель - в неграмотную няньку, педагогика - в знахарство.
Сегодня мы переживаем трудное и ответственное время возрождения личности, обновление всей нашей жизни, восстановление
национальных и общечеловеческих гуманистических ценностей и идеалов.
История еще не раз доказала, что они не приходящие, что не одно общество, ни один человек, если хотят нормально жить, развиваться, процветать, не могут обойтись без воспитания и образования. Но воплощать идеалы воспитания и образования в жизнь можно только на основе добрых дел друг для друга, наших с вами добрых дел.
Подумайте над этими словами, если хотите счастья себе и своей отчизне. Лицо России для меня это лицо ребенка. И в таких случаях в моей работе на первый план выходит просто человеческое: помочь, увидеть прекрасное, приласкать, посочувствовать, поговорить по душам. Потому что самая большая ценность на Земле это дети, то во имя чего мы живем.
Деятельность воспитателя - это непростое внушение готовых нравственных схем, а повседневный, многотрудный опыт совместной жизни, опыт взаимодействия. К совершенствованию педагогического мастерства приводятся слова Ушинского К.Д.: «Педагог живет до тех пор, пока он учится». Определение в качестве главной задачи образования - воспитания. Образование имеет смысл, то есть полезно только тогда, когда оно воспитывает...
Если через много лет меня встретит, хоть один из моих бывших учеников, поприветствует, поинтересуется о моем здоровье, улыбнется тому, что я его помню, или торопливо проходя по улице, вдруг остановится, бросит взгляд на желтый одуванчик, на пролетающую бабочку, на белую ромашку, на зеленые клейкие листочки и
воскликнет: «Красота - то какая!» - я буду знать, что мои труды не напрасны.
Я твердо убеждена, что в основе педагогической работы должна лежать любовь к детям, предполагающая взаимопонимание и сотрудничество. Не перевоспитание ребенка, а принятие его личности такой, какова она в 4 - 5 лет. Стремление развить, обогатить эту личность знаниями, умениями, эмоциями, жизненным опытом. Необходимость создать условия для творческого развития ребенка. В глазах его - готовность к познанию нового, жажда открытия чуда.
Дети - это чудо света,
Я увидела это сама
. И причислила чудо это
К самым чудным чудесам.
Мы перед будущим в ответе.
Наша радость, боль и грусть,
Наше будущее - дети.
Трудно с ними, ну и пусть.
В наших детях наша сила,
Внеземных миров огни,
Лишь бы будущее было
Столь же светлыми, как они.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Тулуна
«Центр развития ребенка - детский сад «Жемчужинка»
Публичная лекция
тема:
«Роль экспериментирования в эмоционально – познавательном развитии ребенка – дошкольника»
Подготовила: воспитатель
Молокова Екатерина Николаевна
Тулун, 2013г
Однажды в коконе появилась маленькая щель, проходивший мимо человек заметил это и долгие часы стоял и наблюдал, как через эту щель пытается выйти бабочка. Прошло достаточно много времени: бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все что могла.
Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым, ее крылья едва двигались. Остаток жизни бабочка волочила по земле свои нерасплавленные крылья. Она так и не смогла летать. А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы она смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.
Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было бы жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не смогли бы быть такими сильными, как сейчас. Мы никогда не смогли бы летать.
Становление человека - это та самая узкая щель в коконе, которая является дорогой во взрослую жизнь. Кокон – это жизненный промежуток, занимающий время от появления человека до вступления его во взрослую жизнь. Задача родителей, педагогов, всех взрослых, окружающих ребёнка – это подготовка маленького человека к самостоятельной жизни, что бы он мог с лёгкостью преодолевать возникающие перед ним трудности, а не «волочил по земле свои нерасправленные крылья».
Исследования детского мышления, проводившиеся группой психологов под руководством А.Н. Леонтьева и А.В. Запорожца, привели к выводу, что основной особенностью дошкольного детства является наличие познавательных эмоций. К ним относятся: удивление, любопытство, любознательность, стремление нечто понять, проникнуть в сущность явления; эмоции удивления или недоумения; чувство ясности или смутности мысли; чувство догадки, близости решения; радость открытия истины. Важность развития эмоционального интеллекта в раннем детстве невозможно переоценить.
Познавая мир, дошкольники стремятся все пощупать, изучить, по возможности разобрать. Они буквально заваливают взрослых бесконечными вопросами. Не случайно этот возраст является наиболее благоприятным периодом для воспитания любознательности. Умение наблюдать, сосредоточенно, внимательно слушать, рассматривать обязательно потребуется ребенку в любой деятельности, без них невозможно обучение в школе.
В толковом словаре Д.Н. Ушакова понятие «любознательность» обозначено следующим образом: «Любознательность – стремление к приобретению новых знаний, живой интерес ко всему тому, что может обогатить жизненный опыт, дать новые впечатления».
Другими словами, любознательный человек имеет развитые познавательные интересы, стремится к овладению новыми знаниями и получает от этого процесса радость и удовлетворение.
Жажда новых знаний играет важную роль в жизни каждого, особенно ребенка.
Психологи давно бьют тревогу: дети перестают задавать вопросы. Причины этого лежат в сложившихся подходах к организации образовательного процесса на дошкольной ступени образования.
Авторы программы «Детский сад 2100» образовательной системы «Школа 2100», на основе которой разработана основная общеобразовательная программа нашего детского сада, в качестве компетентностного подхода к образованию ориентируют педагогов, реализующих данную программу, на коренное изменение характера деятельности дошкольника, ее направления в сторону самостоятельного поиска. А поиск для ребенка начнется при условии, если у него возникнет вопрос не столько ради привлечения внимания взрослого к себе, сколько ради понимания сути происходящего. Однако, важнейший принцип проведения занятий по ознакомлению с окружающим миром - как можно больше вопросов воспитателя и как можно меньше его рассказов. Ведь, как известно плохой педагог преподносит истину, а хороший - учит её находить. В ходе проведения занятий по предложенному принципу выявилась проблема: дети не задают вопросы, а только отвечают на них, практически не умеют планировать свою деятельность, делать выводы. Передо мной возникла проблема, как активизировать в речи детей вопросы познавательного характера, как научить их самостоятельности в добывании знаний? И в качестве одного из возможных путей её решения я избрала детское экспериментирование.
По мнению академика Н.Н. Поддьякова, «...в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения». Процесс познания — творческий процесс, и наша задача — поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
С этой целью мною была оборудована мини-лаборатория «Почемучка», оснащенная самым необходимым оборудованием (ёмкостями различного объёма, инструментом, простейшими приборами и материалами (лупа, магнит, весы и т. д.).
Основным в совместной деятельности в мини-лаборатории явилось знакомство детей с различными простейшими техническими средствами, помогающими познать мир и явления окружающей действительности.
Наша лаборатория «Почемучек», в которой продолжается игра в исследование, стала любимым местом в группе. Здесь проявляется избирательность интересов детей: одного не оторвать от опытов с магнитами, другой увлечен взаимодействием с природным материалом, а третий экспериментирует с увеличительным стеклом.
Экспериментирование так увлекло наших воспитанников, что оно проникло во все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Это подтверждают многочисленные примеры. Наверное, многие из воспитателей сталкивались с такой проблемой: дети плохо пьют молоко. Разрешить эту проблему помогли сами ребята, создав вместе с Зайчиком-Любознайчиком замечательные напитки, добавив в молоко, по выбору, сироп шиповника, варенье. «Румяные щечки», «Сластена», «Лесная ягодка» — такие замечательные названия придумали ребята этим напиткам.
Известный психолог Павел Петрович Блонский писал: “Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать”. Чтобы дать знание детям и наполнить их головы интересным содержанием, мы с ними проводим различные опыты: с песком, воздухом, водой, с тенью, с магнитом, которые организуем как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной деятельности. Дошкольники с огромным удовольствием экспериментируют с объектами неживой природы: песком глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. Например, предлагаю слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка - сыпучесть. По теме: "Волшебница Вода" проводили опыты: "Наливаем - выливаем", "Снежинка на ладошке", "Превращение воды в лёд" и др. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное - ребята всё проделывают сами.
На занятиях дети учатся задавать вопросы: "Как это сделать?", обращаться с просьбами: "Давайте сделаем так", "Давайте посмотрим, что будет, если…", сравнивать два состояния одного и того же объекта и находить не только разницу, но и сходство. Воспитанники самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают этапы его выполнения и распределяют обязанности между собой, сами его выполняют и сами делают необходимые выводы.
На прогулке юные исследователи решают другие важные проблемы: что произойдет со снегом, если его положить в ладони, как освободить бусинки из ледяного плена и т.п.
Для меня важно, что данная деятельность не задаётся мною заранее в виде той или иной схемы, а строится самими детьми по мере получения ими новых сведений об объекте. Мои наблюдения показали, что познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине погасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.
Наши отношения с детьми строятся на основе партнерства. Дети учатся на занятиях ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.
В процессе экспериментирования воспитанники получают возможность удовлетворить присущую ему любознательность (по чему? зачем? как? что будет, если?), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый — не учитель-наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.
Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. С этой целью для родителей провожу консультации, Дни открытых дверей. Родители принимают активное участие в оснащении уголка экспериментирования, помогают в его оборудовании и пополнении необходимыми материалами, способствуют удовлетворению познавательных интересов детей через экспериментирование в домашних условиях.
Уже сейчас видны результаты моей работы. Дети научились анализировать, делать выводы, могут сами объяснить младшим ребятишкам некоторые закономерности в природе. Они с большим интересом проводят опыты, сами создают условия для их проведения и наблюдений. Ответственно относятся к выполнению домашних заданий.
Понимая, какое значение имеет детское экспериментирование в развитии интеллектуальных, познавательных способностей, стремясь создать условия для исследовательской активности ребенка, я столкнулась с трудностями, связанными с недостаточной изученностью данной проблемы, отсутствием методической литературы, и испытываю затруднения при моделировании занятий познавательного цикла с элементами экспериментирования, организации и оформлении уголков с соответствующим материалом.
Для успешной работы в этом направлении я нахожу ответы на свои вопросы в разных источниках, опираюсь на опыт других педагогов. Очень помогает моей работе статьи из журнала «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Воспитатель дошкольного образовательного учреждения» и т.д.
В заключении можно отметить, что период младенчества и дошкольного детства – наиболее благоприятный для развития эмоционально-познавательной сферы. Именно тогда формируется будущий взрослый человек, каким вырастет малыш, зависит от нас с вами, взрослых, родителей и педагогов.
Поэтому я каждый день стараюсь маленьким «бабочкам» не помогать выйти из «кокона», а учу их, прилагая усилия достигать поставленных целей, чтобы они были конкурентоспособными, приобретали качества, необходимые для успешной самореализации в обществе: «Летите, поднимаясь выше и выше, стремитесь к своей цели, а цель – полет, на крепких, расправленных крыльях».