стажировочная площадка Формирование финансовой грамотности участников образовательного процесса
1. Положение о стажировочной площаадке.
2. Рабочая программа:
этапы деятельности;
календарный план.
3. Программа раннего изучения экономики 5 класс.
4. программа раннего изучения экономики 6 класс.
5. рабочая программа 7 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
стажировочная площадка | 116.22 КБ |
programma_5_klass.docx | 1011.4 КБ |
6_klass.docx | 46.88 КБ |
7_klass.docx | 48.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Стажировочная площадка
Формирование финансовой грамотности участников образовательного процесса.
ПОЛОЖЕНИЕ
об организации стажировочной площадки в МБОУ «СОШ № 32» ЭМР.
- Настоящее Положение определяет общие условия и порядок организации стажировочной деятельности
- Под стажировочной деятельностью понимается деятельность по созданию инноваций посредством внедрения новшеств в практику, их освоению и распространению.
- Статус стажировочной площадки деятельности присваивается учреждению приказом по ЭМР.
- В своей деятельности стажировочные площадки руководствуются Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 20); настоящим Положением и иными правовыми актами в области образования.
- Стажировочная деятельность в МБОУ «СОШ № 32», имеющем статус стажировочной площадки, осуществляется в соответствии с программой реализации инновационного проекта, на основании и в пределах которой учреждение имеет право вносить изменения в систему форм, средств и методов обучения и воспитания.
- Образовательное учреждение несет ответственность за обеспечение качества образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.
- Результаты стажировочной деятельности оформляются ежегодно в виде отчета.
- Комплект документов на организацию и проведение стажировочной деятельности, включающий программу и календарный план реализации инновационного проекта утверждается учредителем.
- Статус стажировочной площадки присваивается образовательному учреждению на период, определенный календарным планом, но не более чем на три года. Продление статуса допускается на основании запроса образовательного учреждения по рекомендации экспертного совета.
- Действие статуса стажировочной площадки может быть прекращено досрочно в случаях невыполнения календарного плана, получения результатов, свидетельствующих о нецелесообразности продолжения стажировочной деятельности, а также в иных случаях, препятствующих ее реализации.
- Общее руководство стажировочной деятельностью осуществляется учредителем.
- Научное руководство деятельностью возлагается на представителей ССЭИ РЭУ им. Г.В. Плеханова. Ответственным исполнителем по организации стажировочной площадки является руководитель образовательного учреждения
Ответственный исполнитель:
- определяет перечень структурных подразделений и работников учреждения, участвующих в стажировочной деятельности в соответствии с их целью и задачами;
- осуществляет мониторинг выполнения плана и достижения промежуточных результатов.
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКЕ
АДМИНИСТРАЦИИ ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 32 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ» ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
413111, Саратовская область, г. Энгельс, ул. Минская, дом 29, тел. (8453) 95-06-50,engschool32@mail.ru
___________№________
Уважаемая !
ЗАЯВКА
Прошу открыть муниципальную стажировочную площадку на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 32 с углубленным изучением отдельных предметов» Энгельсского муниципального района Саратовской области для реализации инновационного проекта по теме «Формирование финансовой грамотности участников образовательного процесса».
Научный руководитель инновационного проекта - доктор экономических наук, профессор кафедры налогов и налогообложения Кирилову Ольгу Святославовну.
Проект будет реализовываться при взаимодействии с ССЭИ РЭУ им. Г.В. Плеханова, профессором кафедры экономической теории Митяевой Натальей Вячеславовной, кандидатом экономических наук Ржевской Мариной Александровной, начальником отдела довузовской подготовки Елкиной Любовью Федоровной.
Координатор - учитель экономики МБОУ «СОШ № 32» Светличная Екатерина Ивановна.
К заявке прилагаются:
- программа реализации инновационного проекта;
- календарный план стажировочной деятельности.
Директор МБОУ «СОШ № 32» Рогачева С.А.
Согласовано _______________________________ _______________________________ _______________________________ __________/_______________/ | Утверждаю _______________________________ _______________________________ _______________________________ __________/_______________/ Приказ № ____ от ________________г. |
Рабочая программа
стажировочной площадки
«Формирование финансовой грамотности
участников образовательного процесса».
МБОУ «СОШ №32»
Энгельсского муниципального района
Саратовской области
на 2016 - 2018 годы
Составитель:
Светличная Екатерина Ивановна, учитель высшей
квалификационной категории
ПРОГРАММА
Стажировочная площадка «Формирование финансовой грамотности участников образовательного процесса».
В своей деятельности стажировочные площадки руководствуются законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 20).
Научный руководитель: доктор экономических наук, профессор кафедры налогов и налогообложения ССЭИ РЭУ им. Г.В. Плеханова Кирилова Ольга Святославовна.
Проект будет реализовываться при взаимодействии с ССЭИ РЭУ им. Г.В. Плеханова, профессором кафедры экономической теории Митяевой Натальей Вячеславовной, кандидатом экономических наук Ржевской Мариной Александровной, начальником отдела довузовской подготовки Елкиной Любовью Федоровной.
Координатор: учитель экономики МБОУ «СОШ № 32» Светличная Екатерина Ивановна.
Чтобы подчеркнуть актуальность данной темы, было проведено социологическое исследование по выявлению финансовой грамотности участников образовательного процесса МБОУ «СОШ № 32». В опросе участвовало 436 респондентов: 105 родителей учащихся 2-11 классов, 75 учителей и 256 учащихся. 46 % оценили свой уровень финансовой грамотности как неудовлетворительный, 25 % - удовлетворительный, 12 % - не знают, 6 % - отличный, 11 % - разбираются с чужой помощью). Только 46 % опрошенных осуществляют учет личных финансов. Свыше половины живут «от зарплаты до зарплаты». Согласно результатам у 56% домошних хозяйств деньги заканчиваются до получения зарплаты, 12 % не могут оценить размер ежемесячных расходов, а 38 % не откладывают на будущее средства из месячного дохода. 54 %участников опроса планируют расходы на месяц, 7 % на период более года, 21 % - не планируют, 7 % - не знают, что ответить. Лишь 14% опрошенных имеют накопления на обеспечение старости (45% об этом не задумываются, 44% хотят, но не могут).
Результаты проведенного исследования свидетельствуют, что все заинтересованы в качественном финансовом просвещении.
Актуальность. В условиях кардинальных изменений социокультурных, социально-экономических отношений в мире и в стране, в условиях глобализации и информатизации общества перед общеобразовательными школами стоит задача повышения качества образования, предполагающая результатом высокий уровень культуры деятельности выпускников, соответствие их умений и навыков требованиям современного общества, готовность к самообразованию и самосовершенствованию, социальную мобильность. Финансовый аспект затрагивает практически все сферы жизнедеятельности современного человека. Финансовая грамотность дает возможность управлять своим финансовым благополучием. Отсутствие элементарных финансовых знаний и навыков ограничивает возможности граждан по принятию правильных решений для обеспечения своего финансового благополучия. Люди часто не знают о роли денег в нашей жизни, о личном финансовом планировании, о сбережениях. . Это выдвигает перед школой задачу вооружения практико-ориентированными знаниями всех участников образовательного процесса.
Предлагаемая деятельность отличается новизной
Новизна:
- обоснована возможность формирования финансовой грамотности обучающихся как средства профильной подготовки обучающихся общеобразовательных организаций;
- определено содержание и предложена модель формирования финансовой грамотности участников образовательного процесса;
- опыт по формированию финансовой грамотности подрастающего поколения рассмотрен как форма обеспечения финансовой безопасности семьи;
- разработаны критерии и показатели, характеризующие уровень сформированности финансовой грамотности участников образовательного процесса;
- обоснованы педагогические условия, способствующие формированию финансовой грамотности участников образовательного процесса;
- усиление практико-ориентированной составляющей.
Цель: Создание и апробация педагогических условий формирования финансовой грамотности как средства финансового благополучия граждан.
Задачи:
- провести системный анализ теории и практики формирования финансовой грамотности участников образовательного процесса;
- выявить эффективность программы формирования финансовой грамотности с помощью формирования представлений о правах потребителя и способах их защиты при использовании различных финансовых инструментов, услуг, элементарных финансовых расчетов, обеспечения защиты от мошенничества и финансовых пирамид;
- разработать критерии и уровни сформированности финансовой грамотности участников образовательного процесса;
- разработать методические рекомендации для педагогов общеобразовательных организаций по формированию финансовой грамотности.
Ожидаемый результат нововведения.
- Формирование представлений о правах потребителя и способах их защиты при использовании различных финансовых инструментов, услуг, элементарных финансовых расчетов, обеспечения защиты от мошенничества и финансовых пирамид;
- Определение уровня сформированности финансовой грамотности участников образовательного процесса.
Объектами исследования стажировочной деятельности являются все участники образовательного процесса, а предметом – финансовая грамотность всех объектов.
Участниками инновации являются все участники образовательного процесса.
Практическая значимость стажировочной деятельности. Результаты исследования предполагается распространять среди участников образовательной деятельности Энгельсского муниципального района.
Сроки: январь 2016 г. - апрель 2018 г.
Этапы деятельности
Этап | Содержание и задачи этапа | Методы |
I этап Организационно подготовительный. январь 2016 – август 2016 | Теоретический анализ проблемы исследования. 1. Определить состав участников ИП из числа педагогических работников и провести комплекс мероприятий по разъяснению сущности формирования компетенций финансовой грамотности у участников образовательного процесса и функций участников ИД. 2. Изучить философскую, психолого-педагогическую, социологическую литературу по проблеме исследования для уточнения понятийного аппарата исследования. 3. Разработать критерии и показатели сформированности финансовой грамотности. 6. Выявить уровни сформированности финансовой грамотности в контрольных группах. 7. Разработать методы и средства мониторинга формирования компетенций. 8. Разработать учебно-методическую документацию, соответствующую цели инновации.
| Теоретические (анализ, синтез, обобщение, систематизация, моделирование, прогнозирование) и эмпирические (наблюдение, тестирование, анкетирование) методы исследования |
II этап. Инновационно-аналитический (практический). Сентябрь 2016 г. – апрель 2018 г. | 1. Организационно-управленческая деятельность 2. Проведение мероприятий инновационного характера. 3. Методическая деятельность 4. Деятельность по организации социального партнерства и поддержанию имиджа учреждения | Практические: - наблюдение и сбор фактов; |
Основы финансовой грамотности (теоретическая основа)
Грамотный подход к денежным средствам. В этом пункте вы должны полностью изменить свое отношение к деньгам и научить себя воспринимать их как гибкий инструмент, которым можно легко и просто управлять, не зависеть от денег, а сделать так, чтобы они работали на вас и ваше благосостояние.
Учет и тщательное планирование своих финансовых средств. Только с помощью личного финансового плана, который вы можете составить самостоятельно или воспользоваться услугами личного финансового консультанта, у вас получится рационально управлять всеми своими доходами и расходами, правильно поставить перед собой цели, на которые необходимо накопить определенную сумму денежных средств. Грамотный подход к распределению всех денежных потоков необходим для накоплений с целью приобретения недвижимости или автомобиля, создания «подушки безопасности», аккумулирования капитала для создания активов, чтобы жить на проценты, и для многих других финансовых жизненно важных задач;
Основы сотрудничества с финансовыми учреждениями. Сегодня чтобы стать успешным и богатым, необходимо уметь налаживать взаимоотношения с банками, страховыми компаниями, брокерами и другими участниками финансового рынка, использовать инструменты для эффективного управления финансами, сбережения и приумножения денег. С каждым годом все больше и больше людей понимают всю эффективность работы с финансовыми учреждениями, и вы должны научиться грамотно пользоваться всеми предоставляемыми возможностями, понимать, что потребительский кредит – это прямой путь к бедности, а накопление денег поможет стать богаче. Благодаря большому выбору всевозможных программ и услуг, которые есть на финансовом рынке, сегодня можно начинать получать доходы с самыми минимальными вложениями;
Финансовая грамотность включает в себя и понимание того, что активный способ получения дохода, не будет длиться вечно. Рано или поздно, вам придется уйти на пенсию и лучше сделать так, чтобы к этому моменту у вас были источники пассивного дохода. А лучше не ждать пенсии, а стараться еще в молодом возрасте создать источники пассивного дохода;
Инвестиции – это самая сложная, связанная с определенными рисками основа финансовой грамотности. Здесь необходимо приложить усилия для того, чтобы понять все нюансы, которые могут вас ожидать в разных сегментах. И чем выше ожидается доходность от вложенных инвестиций, тем выше риски потери ваших денег. Идеальный выход в этом случае – услуги личного финансового консультанта, который сможет помочь вам скомпоновать портфель инвестиций и минимизировать риски.
Если вы хотите быстрее стать успешным и эффективно управлять своими финансами, необходимо как можно быстрее овладеть финансовой грамотностью и научиться использовать соответствующие финансовые инструменты, которые помогут стать действительно финансово независимым человеком.
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН СТАЖИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тема: «Формирование финансовой грамотности участников образовательного процесса»
Цель: Создание и апробация педагогических условий формирования финансовой грамотности как средства финансового благополучия граждан.
| Наименование мероприятий | Сроки и место проведения | Ответственные | Ожидаемые результаты | |
I этап. Организационно-подготовительный. январь 2016 г. - август 2016 г. | |||||
| |||||
1 | Создание рабочей группы из числа педагогических работников для стажировочной деятельности | Январь, МБОУ «СОШ № 32» | Блинова С. Н., Светличная Е.И. | 1. Осознание целей, задач, содержания и перспектив работы педагогами стажировочной площадки. 2. Активизация исследовательской деятельности, реализация творческого потенциала педагогическими работниками. 3. Создание активного творческого коллектива с инновационным типом мышления. | |
2 | Организационное заседание рабочей группы «Цели, задачи, этапы стажировочной деятельности» | Январь, МБОУ «СОШ № 32» | Блинова С. Н., Светличная Е.И. | ||
3 | Индивидуальная работа и консультирование членов рабочей группы по вопросам инновации | В течение этапа | Светличная Е.И. | ||
4 | Заседание рабочей группы «Рассмотрение и утверждение документов и плана работы стажировочной площадки» | Март, МБОУ «СОШ № 32» | Блинова С. Н., Светличная Е.И. | ||
5 | Проведение круглого стола по итогам первого этапа | Апрель, МБОУ «СОШ № 32» | Блинова С. Н., Светличная Е.И. | ||
2. Проведение мероприятий инновационного характера | |||||
1 | Разработка диагностического материала по выявлению уровня сформированности финансовой грамотности. | Январь, МБОУ «СОШ № 32» | Светличная Е.И. | 1. Информация об уровне сформированности компетенций финансовой грамотности в контрольных группах 2. Разработанные методы и средства мониторинга. | |
2 | Проведение инновации в контрольных группах по выявлению уровня сформированности компетенций финансовой грамотности. | январь | Светличная Е.И. | ||
3 | Обработка и анализ результатов мониторинга. | январь | Светличная Е.И. | ||
3. Методическая деятельность | |||||
1 | Методическое консультирование педагогических работников по содержанию и последовательности разработки учебно-программной документации. | В течение этапа | Светличная Е.И. | 1. УМК профессионального модуля «Организация и управление финансовой грамотностью участников образовательного процесса. 2. Повышение научно-методичес-кого уровня педагогических работников | |
2 | Разработка УМК (включает учебник). | В течение этапа | Светличная Е.И. | ||
3 | Изучение публикаций и литературы по вопросу формирования компетенций финансовой грамотности. | В течение этапа | Светличная Е.И. | ||
4 | Разработка методических рекомендаций по сопровождению инновации | В течение этапа | Светличная Е.И. | ||
4. Деятельность по организации социального партнерства | |||||
1 | Взаимодействие с ССЭИ РЭУ им. Г.В. Плеханова путем приглашения специалистов к участию в семинарах, круглых столах по проблемам инновации. | В течение этапа | Блинова С. Н. | 1. Укрепление связей с социальными партнерами. 2. Всестороннее видение проблемы в результате взаимодействия с социальными партнерами | |
| |||||
1 | Организация семинаров, круглых столов по проблемам эксперимента | В течение этапа | Учредитель | Распространение результаты исследования среди участников образовательной деятельности Энгельсского муниципального района. | |
2 | Организация и проведение семинара «Финансовая грамотность - необходимое условие социализации личности» | 19 апреля | Учредитель | ||
3 | Организация и проведение круглого стола «Направления формирования финансовой грамотности и основное содержание стажировочной деятельности». | 13 мая | Учредитель | ||
II этап. Экспериментально-аналитический (практический). Сентябрь 2016 г. – апрель 2016 г. | |||||
1 | Организационное заседание рабочей группы «Задачи второго этапа» | сентябрь | Блинова С. Н. | 1. Освоение технологии обучения. 2. Развитие педагогической компетентности педагогических работников. | |
2 | Проведение обучающего семинара «Направления формирования финансовой грамотности и основное содержание стажировочной деятельности» | В течение этапа | Блинова С. Н. | ||
3 | Индивидуальная работа и консультирование членов рабочей группы по вопросам инновации. | В течение этапа | Светличная Е.И. | ||
4 | Организация и проведение основных мероприятий второго этапа | Рабочая группа | |||
5 | Заседание рабочей группы по результатам деятельности | 1 раз в полугодие | Блинова С. Н. |
Предварительный просмотр:
Согласовано Зам. директора МБОУ «СОШ №32» Энгельсского муниципального района Саратовской области __________/_______________/ | Утверждаю Директор МБОУ «СОШ №32» Энгельсского муниципального района Саратовской области __________ /С.А.Рогачева/ Приказ № ____от________________г. |
Авторская рабочая учебная программа
по учебному предмету «Экономика»
для обучающихся 5 классов
МБОУ «СОШ №32»
Энгельсского муниципального района
Саратовской области
на 2013/2014 учебный год
Составитель:
Светличная Екатерина Ивановна, учитель высшей
квалификационной категории
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования, учебного плана школы на 2013-2014 учебный год, на основе программы И. В. Липсица 2000 года и книги И. В. Липсица «Удивительные приключения в стране экономика».
Структура программы.
Рабочая программа по экономике представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, календарно – тематическое планирование.
Общая характеристика предмета
В программе предложена логичная последовательность изучения экономических вопросов. Комплекс знаний, полученных по экономике, включает общие представления об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи, фирмы и государства. Программа ориентирована на изучение российскими школьниками базовых экономических понятий, формирование у школьников общих представлений о процессах, связанных с экономикой.
Цель программы состоит в формировании у школьников адекватных представлений о сути экономических явлений и процессов, воспитании экономической культуры мышления.
Задачи:
- Развитие гражданского образования, экономического образа мышления.
- Воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду.
- Овладение умениями получать и осмысливать экономическую информацию.
- Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач.
Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков:
- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
- решение практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;
- умение обосновывать суждения, давать определение;
- владение основными видами пересказа, следование этическим нормам и правилам ведения диалога.
Курс призван познакомить учащихся с тем, зачем нужны и как работают банки, что такое деньги и кредитные карточки, как люди зарабатывают себе на жизнь и как добиться карьеры, ведущей к росту доходов.
Содержание курса обеспечивает преемственность по отношению к предыдущим знаниям. Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами обществознания, математики, истории, географии, литературы.
В этом направлении приоритетами являются:
-объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
-решение практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;
-умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
-поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма и др.);
-выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое);
-участие в проектной деятельности, владение элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если…»);
-владение основными видами публичных выступлений, следование этическим нормам и правилам ведения диалога.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа для ознакомительного изучения учебного предмета «Экономика» на этапе основного образования. Рекомендуется изучать экономику один раз в неделю.
Программа рассчитана на 34 учебных часа.
Цели работы в основной школе:
- формирование целостного представления о мире, выпускник должен достичь функциональной грамотности, необходимой в современном обществе;
- приобретение опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания;
- подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной и профессиональной траектории.
В этот период детям свойственна повышенная активность, стремление к деятельности, происходит уточнение границ и сфер интересов, увлечений. Дети данного возраста активно начинают интересоваться своим собственным внутренним миром и оценкой самого себя. В этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни. Многие исследователи рассматривают этот возраст как период “зенита любознательности”, по сравнению с младшими и старшими детьми.
Детям в этом возрасте нравится делать трудную, требующую высокой компетенции работу, проявлять индивидуальность и различия, развивается логический разум.
Данные особенности очень эффективно можно использовать для изучения экономики, так как интерес у детей 10-12 лет к окружающему миру растет. Изучая элементарные экономические явления, происходящие в повседневной жизни, учащиеся ощущают принадлежность к миру взрослых, видят свою значимость и начинают задумываться о будущей профессии.
Принципы обучения:
Доступность обучения (природосообразность).
Принцип научности обучения.
Принцип воспитывающего обучения (единства обучения и воспитания)
Систематичность и последовательность в обучении.
Оптимальное сочетание наглядных, словесных и практических методов обучения.
Сознательность, активность и самостоятельность учащихся в обучении.
Типы и формы обучения – комбинированные занятия, ситуативно-ролевые игры и упражнения, беседы, дискуссии, практические упражнения.
Основные методы обучения:
Монологический - применяется в основном при изучении теоретического материала, где учитель дает новые сведения, советы, рекомендации.
Диалогический – осуществляется в основном по принципу вопрос-ответ, ученики могут получить уточняющие сведения, консультации, советы при возникших в процессе обучения проблемах, вопросах.
Показательный – где учитель наглядно демонстрирует изученный в теоретической части материал интегрируя его в практические навыки.
Проблемно-поисковый – где учащимся предлагается самим найти решение той или иной проблемы возникшей в процессе обучения в ходе группового обсуждения или практических тренингах с целью интенсификации обучения и актуализации знаний.
Формы контроля знаний, умений, навыков:
семинар
защита проекта
словарный диктант терминов
графический диктант (верно/неверно)
экономические игры
задачи
тесты
кроссворды
Не менее 25% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | В том числе | Дата проведения | ||||
Уроки | Практ. работы | Контр. работы | По плану | По факту | ||||
I. Экономика | 5 | 4 | 1 |
| ||||
1 | Добро пожаловать в страну экономика! | 5.09 | ||||||
2 | Право на использование. Аренда. | 12.09 | ||||||
3 | Экономические интересы. Практическая работа: Основные потребности. | 1 | 19.09 | |||||
4 | Натуральное хозяйство. Игра «Бартер» |
|
| 26.09 | ||||
5 | Товарное хозяйство. Семинар: Почему за все необходимо платить? | 3.10 | ||||||
II. Экономические системы | 3 | 3 | ||||||
6 | Единый план. |
| 10.10 | |||||
7 | Свободный рынок. Экономические регуляторы. | 17.10 | ||||||
8 | Экономическая игра «Незнайка на Луне». | 31.10 | ||||||
III. Рыночное равновесие | 4 | 3 | 1 | |||||
9 | Спрос и предложение. |
|
| 14.11 | ||||
10 | Способы завоевания рынка. Маркетинг. | 21.11 | ||||||
11 | Конкуренция. Монополия. | 28.11 | ||||||
12 | Практическая работа. Решение задач. | 1 | 5.12 | |||||
IV. Теневая экономика | 3 | 1 | ||||||
13. | Теневая экономика. | 12.12 | ||||||
14. | Налоги. Семинар: Почему государство наказывает тех, кто просто покупает товары у «серых» бизнесменов? | 19.12 | ||||||
15 | Контроль знаний за полугодие | 1 | 26.12 | |||||
V. Товарооборот | 2 | |||||||
16 | Товарооборот. Оптовая торговля. | 16.01 | ||||||
17 | Торговые скидки. Товарные биржи. Биржевой маклер. | 23.01 | ||||||
VI. Деньги | 4 | 2 | 2 |
| ||||
18 | Происхождение денег. | 30.01 | ||||||
19 | Функции денег. Формы денежных документов. | 6.02 | ||||||
20 | Инфляция. Практическая работа: Графическое изображение инфляции. | 1 | 13.02 | |||||
21 | Банк. Депозит. Кредит, инвестиция. Практическая работа: Схема действия банков, решение задач. | 1 | 20.02 | |||||
VII. Собственность. | 7 | 2 | ||||||
22 | Собственность и ее виды. |
| 27.02 | |||||
23 | Себестоимость. Практическая работа. Расчет рыночной стоимости. |
| 1 | 6.03 | ||||
24 | Капитал. Кругооборот капитала. | 13.03 | ||||||
25 | Производство. Фирма. | 20.03 | ||||||
26 | Практическая работа: Создай фирму! | 1 | 3.04 | |||||
27 | Безработица. Биржа труда. Фонды общественного потребления. |
| 10.04 | |||||
28 | Семинар: Всегда ли деньги являются богатством? | 17.04 | ||||||
VIII. Предприниматель. | 5 | 4 | 1 | |||||
20 | Мелкие собственники (предприниматели). Коммерческая тайна. Коммерческий риск. |
| 24.04 | |||||
30 | Компания. Корпорация. |
| 8.05 | |||||
31 | Акция. Акционер. |
|
| 15.05 | ||||
32 | Акционерные компании. |
|
| 22.05 | ||||
33 | Контроль знаний за год. | 1 | 22.05 | |||||
34 | Деловая игра «Рынок» |
|
Содержание тем учебного курса
I. Экономика. (5час)
Потребности. Факторы, влияющие на формирование потребностей. Ограниченность возможностей для удовлетворения потребностей. Необходимость выбора. Товары и услуги. Потребитель. Потребление.
Что такое натуральное и товарное хозяйство. Отличие натурального хозяйства от товарного. Почему весь мир пользуется товарным хозяйством.
В результате изучения данной темы ученик должен
Знать: что такое потребности; почему люди не могут иметь все, что хотят, и им приходится делать выбор; почему всякий раз, когда делается выбор, от чего-то приходится отказываться; что такое товары и услуги, кто такой потребитель; понимать разницу между натуральным и товарным хозяйствами, знать преимущество товарного хозяйства.
Уметь: приводить примеры потребностей; объяснять, что влияет на формирование потребностей; объяснять, почему из-за ограниченности возможностей необходимо делать выбор; описать конкретную ситуацию, в которой нужно делать выбор; выбрать одну игрушку из трех и четко объяснить, от чего при этом пришлось отказаться; приводить примеры товаров и услуг; правильно подбирать товары и услуги, удовлетворяющие каждую потребность в определенном списке потребностей; приводить примеры натурального и товарного хозяйства.
Практическая работа. Основные потребности.
II. Экономические системы. (3 час)
Определение понятия свободного рынка, его преимущества и недостатки. Перепроизводство. Кризис перепроизводства и его последствия. Невозможность рассчитать заранее, сколько необходимо произвести товаров. Отсутствие гарантий у правительства, что все планы государства будут выполнены. Кризис недопроизводства.
В результате изучения данной темы ученик должен
Знать: плюсы и минусы свободного рынка и единого плана.
Уметь: Самостоятельно и аргументировано сделать вывод о том, какая наиболее из предложенных систем наиболее эффективна.
Экономическая игра. «Незнайка на Луне».
III. Рыночное равновесие. (4 часа)
Последствия нарушения рыночного равновесия; т. е. дисбаланса спроса и предложения. Условия появления дефицита борьба с ним. Конкуренция между частными производителями и концернами. Реклама, маркетинг, монополия.
В результате изучения данной темы ученик должен
Знать: учащиеся должны четко уяснить, что надо производить то, что продаётся, а не продавать то, что производится.
Уметь: отвечать на вопросы как есть ли такие товары, на которые цена растет бесконечно. Что положительного и отрицательного дает обществу конкуренция и монополия. Наносит ли ущерб обществу человек, который разорился. Что можно сделать, чтобы победить в конкурентной борьбе. Что эффективнее для страны: монополия или конкуренция и почему.
Практическая работа. Решение задач.
IV.Теневая экономика. Налоги. (3 час)
Две основные особенности теневой экономики: нарушение закона при организации деятельности и уклонение от уплаты налогов государству. Товары фальсификаторы.
В результате изучения данной темы ученик должен
Знать: понимать необходимость введения налогов государством и борьбы с теневой экономикой.
Уметь: отличать спекуляцию от коммерции.
Контрольная работа. Промежуточное тестирование.
V. Товарооборот. Товарные скидки, товарные биржи. Биржевой маклер. (2 час)
Розничная торговля. Оптовая торговля. Оптовые продавцы. Какие товары выгодно везти прямо в магазин. Почему производителю товара не проще самому продавать его. Игры на ценах.
В результате изучения данной темы ученик должен
Знать: что такое товарооборот и как расходуются деньги, полученные предпринимателем в результате товарооборота.
Уметь: Иметь представление о принципе работы на товарной бирже. Ее роли в мировой торговле.
VI. Деньги. Миссия денег. Инфляция. (4 час)
История возникновения денег. Роль денег. Почему золото удобнее в качестве денег. Бумажные деньги. Банкноты. Монетный двор. Роль денег .Недостаток и избыток бумажных денег. В результате изучения данной темы ученик должен
Знать: Учащиеся должны чётко понимать, что количество денег и богатство страны - не одно и то же; за что банки получают проценты, выгодно ли давать деньги в кредит, в результате чего может наступить банкротство банка.
Уметь: Иметь представление об эмиссии денег и понимать термин «инфляция»; уметь рассчитывать проценты.
Практическая работа. Графическое изображение инфляции.
Практическая работа. Схема действия банков, решение задач.
VII. Собственность. ( 7 часа)
Личная и частная собственность. Может ли личная собственность быть частной. Живые и мёртвые деньги. Себестоимость. Прибыль. Норма прибыли на вложенный капитал. Условия появления прибавочного продукта и принцип его распределения. Факторы, влияющие на его благосостояние общества. Банкротство предприятий. Причины появления безработицы. Как образуются фонды общественного потребления. От чего зависит размер зарплаты. Справедливо ли платить всем одинаковую зарплату. Верхняя и нижняя граница зарплаты. Прожиточный минимум. Кому общество должно помогать. Разница в уровнях жизни бедных и богатых.
В результате изучения данной темы ученик должен
Знать: В чём отличие денег от капитала. Отличие кругооборота денег от кругооборота капитала; когда начинается рост благосостояния общества, сто является богатством общества, нужны ли безработные, зачем создаются биржи труда, почему предприниматели готовы отдать часть своей прибыли для выплаты пособий по безработице; Знать от чего зависит верхняя и нижняя граница зарплаты. Когда повышение зарплаты становится нереальным. Может ли зарплата повышаться бесконечно. Является ли прожиточный минимум нижней границей зарплаты.
Уметь: отличать кругооборот денег от кругооборота капитала. Можно ли продать товар по цене ниже его себестоимости; подсчитывать рост безработицы.
Практическая работа. Расчет рыночной стоимости.
Практическая работа. Создай фирму!
VIII. Предприниматель. (5 час)
Примерный перечень рассматриваемых вопросов.
Может ли предприниматель рассчитывать на ссуду банка для начала своего дела. Есть ли у человека гарантия, что, начав своё дело, он не разорится. Может ли государство гарантировать успех каждому предпринимателю. Залог. Внеурочные компании. Промышленный шпионаж. История возникновения компаний. Причины возникновения корпораций как новой формы объединения предпринимателей. Теряет ли все свое имущество каждый из членов корпорации или компании при ее разорении. Являются ли акции товаром. Имеет ли право владелец акции на часть прибыли корпорации. Может ли меняться стоимость акции. От чего зависят дивиденды. Купоны. Маклер. Фондовая биржа. Являются ли акции товаром. Имеет ли право владелец акции на часть прибыли корпорации. Может ли меняться стоимость акции. От чего зависят дивиденды. Купоны. Маклер. Фондовая биржа.
В результате изучения данной темы ученик должен
Знать: термины «коммерческая тайна» и «коммерческий риск»; значение терминов компания, корпорация; значение терминов «акция», «дивиденды», а так же знать механизм получения доходов акционерными компаниями.
Уметь: объяснить, как получить деньги в банке, не имея залога; всякая ли разработка фирмы является коммерческой тайной; мотивированно отвечать на вопрос о степени риска предпринимателя, вкладывающего свои средства в компанию или в корпорацию; рассчитывать прибыль с акций.
Требования к уровню подготовки
В результате изучения экономики ученик 5 класса должен:
Знать/понимать
Зачем люди создали экономику, необходимые ресурсы для организации производства, виды торговли, зачем нужна торговля и как она помогает развитию производства, что такое собственность, виды собственности, права собственника, что такое прибыль и убыток.
Уметь
- приводить примеры: общественных благ, видов натурального и товарного хозяйств; спроса и предложения.
- описывать: основные формы заработной платы, основные статьи государственного бюджета России, потребности людей;
- объяснять: причины неравенства доходов, виды безработицы, способы сокращения бюджетного дефицита.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- исполнения типичных экономических ролей: потребителя и производителя.
- оценки собственных экономических действий;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- осуществления самостоятельного поиска экономической информации.
Информационно-методическое обеспечение.
Для учителя:
- Ермаков И.В., Протасевич Т. А. Начала экономики: учебное пособие. Новосибирск, 1997
- Липсиц И. В. Удивительные приключения в стране Экономика –М.: Вита-Пресс, 2000
- Липсиц И.В. Экономика без тайн. -М.: Дело, 1993
- Романова Н. И. Экономическая игротека. – М.: Финансы и статистика., 1993
- Шведова И. А. Азбука для детей и взрослых. Вып. 1 .Экономика. – М.: 1992
- Фирсов Е. Г. Экономика. Интеллектуальные игры для школьников / Художники М. В. Душин, В. Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1998
- Я познаю мир: Дет. энцикл.: Экономика / Авт.-сост. Р. С. Белоусов, Д. С. Докучаев; Под общ. Ред. О. Г. Хинн. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», Олимп, 1998
- Мицкевич А. А. Экономика в задачах и тестах: Пособие для учителя / А. Мицкевич, - М.: Вита-Пресс, 1995
- Элективный мультимедиа-курс «Экономика для детей»
- Интернет-ресурсы
Для обучающихся:
- Липсиц И. В. Удивительные приключения в стране Экономика –М.: Вита-Пресс, 2013
- Липсиц И. В. Путеводитель по стране Экономика –М.: Вита-Пресс, 2013
- Я познаю мир: Дет. энцикл.: Экономика / Авт.-сост. Р. С. Белоусов, Д. С. Докучаев; Под общ. Ред. О. Г. Хинн. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», Олимп, 1998
- Фирсов Е. Г. Экономика. Интеллектуальные игры для школьников / Художники М. В. Душин, В. Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1998
Приложение
Проект фирмы.
Товар | Себестоимость | Цена средняя по городу | Твоя цена | Сколько пар | прибыль |
330 305 410 720 | 470 380 680 980 |
Товар | Себестоимость | Цена средняя по городу | Твоя цена | Сколько | прибыль |
20 150 25 150 40 210 20 20 25 | 40 210 50 200 60 300 30 40 30 | Пакетов Килограмм Десятков Колиграмм Пачек Килограмм Штук Банок штук |
- Название фирмы – логотип.
- Выбор товара (не более трех) – заполнить таблицу.
- Какой персонал Вы нанимаете, какую зарплату Вы им будете платить*?
- Как Вы увеличите спрос?
.
Итоговая контрольная работа 1. вариант
I. Верно / неверно.
1. Потребности удовлетворяются с помощью благ.
2. Теневая экономика — экономическая деятельность, которая не регистрируется в государственных органах.
3. Распродажи устраивают потому, что у товаров истекает срок годности.
4. Торговая скидка — плата торговца производителю товара.
5. Процент по вкладам обычно больше процента по кредитам.
II. Вырос или упал бы спрос на сдобные булочки в школьной столовой,
- если бы в столовой было больше учеников? _____________
- если бы в столовой было меньше сладкоежек? ___________
- если бы у ребят было больше карманных денег? __________
- если бы в столовой продавалось много видов выпечки? ______
III. Выберите один верный ответ:
1. В натуральном хозяйстве:
1) выращивают экологически чистые фрукты и овощи;
2) большая часть того, что нужно для жизни, производится в семье, а не покупается;
3) люди предпочитают жить на природе;
4) товары покупают только на рынке.
2. Что из перечисленного не является товаром?
1) телевизор; 2) пульт к телевизору; 3) ремонт телевизора; 4) телевизионная антенна.
3. Фирмы конкурируют друг с другом:
1) снижая цены; 2) повышая качество; 3) рекламируя свой товар; 4) все ответы верны.
4. Если вы покупаете товар у продавца, не имеющего лицензии, то:
1) качество товара вам не гарантируется;
2) государство не получает налогов;
3) права потребителя могут быть нарушены;
4) все ответы верны.
5. Интернет-магазины могут продавать товары по более низким ценам потому, что:
1) они менее заинтересованы в получении прибыли;
2) они экономят на лицензии;
3) они не тратят деньги на аренду торговых помещений;
4) нет верного ответа.
6. Люди изобрели деньги, чтобы:
1) облегчить обмен;
2) измерить ценность разных товаров;
3) иметь возможность делать накопления;
4) все ответы верны.
7. Если вклад составляет 10 000 р. и процент по нему равен 10% годовых, то через год на счёте окажется:
1) 1200 р.; 2) 1500р.; 3) 11 500; 4) 15000р.
2 вариант
I. Верно / неверно.
1. Торг, устраиваемый регулярно, в определённое время, на который съезжаются для продажи и закупки товаров, называется ярмаркой.
2. Всё, что принимается в обмен на товары и уплату долгов, может считаться деньгами.
3. Если производство не изменится, а количество денег увеличится, цены упадут.
4. Если вы откладываете деньги на покупку, то они являются средством обмена.
5. Процент по вкладам обычно больше процента по кредитам.
2 вариант
I. Верно / неверно.
1. Торг, устраиваемый регулярно, в определённое время, на который съезжаются для продажи и закупки товаров, называется ярмаркой.
2. Всё, что принимается в обмен на товары и уплату долгов, может считаться деньгами.
3. Если производство не изменится, а количество денег увеличится, цены упадут.
4. Если вы откладываете деньги на покупку, то они являются средством обмена.
5. Процент по вкладам обычно больше процента по кредитам.
II. Что делают банки?
Принимают __________________________
Выдают ______________________________
Хранят _______________________________
Обменивают __________________________
III. Выберите один верный ответ.
1. Что из перечисленного относится к природным ресурсам?
1) рыба, живущая в морях и океанах;
2) тропические деревья; 3) торф; 4) всё перечисленное выше.
2. Рыночное равновесие — это ситуация, при которой:
1) все товары проданы; 2) все покупатели довольны; 3) всем хватило товаров;
4) по определённой цене хотят и могут купить столько товаров, сколько хотят и могут продать.
3. Товарная биржа отличается от других торговых предприятий тем, что там:
1) продаётся много разных товаров;
2) продаётся только один товар;
3) товара нет;
4) товар продаётся поштучно.
4. К теневой экономике не относятся:
1) продажа товаров, запрещённых законом;
2) незарегистрированные предприятия, которые не платят налоги;
3) магазины, которые работают ночью;
4) торговля контрабандными товарами.
5. В разные времена деньгами служили:
1) меха; 2) скот; 3) драгоценные металлы; 4) все ответы верны.
6. При инфляции:
1) все цены растут;
2) все цены меняются;
3) все цены остаются неизменными;
4) на одну и ту же сумму денег можно купить товаров меньше, чем раньше.
Зачеркните то, что не может являться объектом собственности.
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования, учебного плана школы на 2014-2015 учебный год, на основе программы И. В. Липсица 2000 года и книги И. В. Липсица«Удивительные приключения в стране экономика».
Структура программы.
Рабочая программа по экономике представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, календарно – тематическое планирование.
Общая характеристика предмета
В программе предложена логичная последовательность изучения экономических вопросов. Комплекс знаний, полученных по экономике, включает общие представления об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи, фирмы и государства. Программа ориентирована на изучение российскими школьниками базовых экономических понятий, формирование у школьников общих представлений о процессах, связанных с экономикой.
Цель программысостоит в формировании у школьников адекватных представлений о сути экономических явлений и процессов, воспитании экономической культуры мышления.
Задачи:
- Развитие гражданского образования, экономического образа мышления.
- Воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду.
- Овладение умениями получать и осмысливать экономическую информацию.
- Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач.
Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков:
- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
- решение практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;
- умение обосновывать суждения, давать определение;
- владение основными видами пересказа, следование этическим нормам и правилам ведения диалога.
Курс призван познакомить учащихся с тем, зачем нужны и как работают банки, что такое деньги и кредитные карточки, как люди зарабатывают себе на жизнь и как добиться карьеры, ведущей к росту доходов.
Содержание курса обеспечивает преемственность по отношению к предыдущим знаниям. Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами обществознания, математики, истории, географии, литературы.
В этом направлении приоритетами являются:
-объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
-решение практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;
-умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
-поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма и др.);
-выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое);
-участие в проектной деятельности, владение элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если…»);
-владение основными видами публичных выступлений, следование этическим нормам и правилам ведения диалога.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа для ознакомительного изучения учебного предмета «Экономика» на этапе основного образования. Рекомендуется изучать экономику один раз в неделю.
Программа рассчитана на 34 учебных часа.
Цели работы в основной школе:
- формирование целостного представления о мире, выпускник должен достичь функциональной грамотности, необходимой в современном обществе;
- приобретение опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания;
- подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной и профессиональной траектории.
В этот период детям свойственна повышенная активность, стремление к деятельности, происходит уточнение границ и сфер интересов, увлечений. Дети данного возраста активно начинают интересоваться своим собственным внутренним миром и оценкой самого себя. В этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни. Многие исследователи рассматривают этот возраст как период “зенита любознательности”, по сравнению с младшими и старшими детьми.
Детям в этом возрасте нравится делать трудную, требующую высокой компетенции работу, проявлять индивидуальность и различия, развивается логический разум.
Данные особенности очень эффективно можно использовать для изучения экономики, так как интерес у детей 10-12 лет к окружающему миру растет. Изучая элементарные экономические явления, происходящие в повседневной жизни, учащиеся ощущают принадлежность к миру взрослых, видят свою значимость и начинают задумываться о будущей профессии.
Принципы обучения:
Доступность обучения (природосообразность).
Принцип научности обучения.
Принцип воспитывающего обучения (единства обучения и воспитания)
Систематичность и последовательность в обучении.
Оптимальное сочетание наглядных, словесных и практических методов обучения.
Сознательность, активность и самостоятельность учащихся в обучении.
Типы и формы обучения – комбинированные занятия, ситуативно-ролевые игры и упражнения, беседы, дискуссии, практические упражнения.
Основные методы обучения:
Монологический - применяется в основном при изучении теоретического материала, где учитель дает новые сведения, советы, рекомендации.
Диалогический – осуществляется в основном по принципу вопрос-ответ, ученики могут получить уточняющие сведения, консультации, советы при возникших в процессе обучения проблемах, вопросах.
Показательный – где учитель наглядно демонстрирует изученный в теоретической части материал интегрируя его в практические навыки.
Проблемно-поисковый – где учащимся предлагается самим найти решение той или иной проблемы возникшей в процессе обучения в ходе группового обсуждения или практических тренингах с целью интенсификации обучения и актуализации знаний.
Формы контроля знаний, умений, навыков:
семинар
защита проекта
словарный диктант терминов
графический диктант (верно/неверно)
экономические игры
задачи
тесты
кроссворды
Не менее 25% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | В том числе | Дата проведения | |||
уроки | пр. р | контр.р. | по плану | По факту | |||
34 | 28 | 4 | 2 | ||||
Тема I. Экономика. |
|
|
| ||||
1 | Почему и как люди занимаются хозяйством? | 3.09 | |||||
2 | Как работает рынок? Рыночное равновесие. | 10.09 | |||||
3 | Как люди продают и покупают товары и услуги? |
| 17.09 | ||||
4 | Теневая экономика | 24.09 | |||||
5 | Какую роль в экономике играют деньги? | 01.10 | |||||
6 | Что такое собственность? | 08.10 | |||||
7 | Предпринимательство. | 15.10 | |||||
8 | Как люди зарабатывают деньги? | 22.10 | |||||
9 | Из чего складываются доходы и расходы семей? | 29.10 | |||||
10 | Из чего складываются доходы и расходы семей? | 1 | 12.11 | ||||
11 | Обобщающий урок. | 19.11 | |||||
12 | Игра «Рынок» |
| 26.11 | ||||
13. | Главные вопросы экономики. | 03.12 | |||||
14. | Командно-административная система. | 10.12 | |||||
15 | Контрольная работа. | 1 | 17.12 | ||||
16 | Зарплата. Тариф. Прожиточный минимум. Распределение. | 24.12 | |||||
17 | Профсоюз. Благотворительные общества. | 15.01 | |||||
18 | Общественные фонды потребления. | 1 | 22.01 | ||||
19 | Доходы. | 29.01 | |||||
20 | Национальное богатство. Страхование. | 05.02 | |||||
21 | Потребительские кредиты. |
| 12.02 | ||||
22 | ВПК. Семинар. Какую роль играет государство в экономике? Проект. | 1 | 19.02 | ||||
24 | Экология. Безотходное производство. | 26.02 | |||||
25 | Семинар. Как связаны между собой экология и экономика? |
| 05.03 | ||||
26 | Международная торговля. | 12.03 | |||||
27 | Лицензия, пошлина. | 19.03 | |||||
28. | Валюта. |
| 09.04 | ||||
29 | Игра. Брокер. | 16.04 | |||||
30 | Государственный бюджет. | 23.04 | |||||
31 | Бюджетный дефицит. | 30.04 | |||||
32 | Почему страны торгуют друг с другом? Практикум. Работа с картой мира. | 1 | 07.05 | ||||
33 | Контрольная работа. | 1 | 14.05 | ||||
34 | Свободная торговля. Международный экономический союз. Европейское экономическое сообщество. | 21.05 |
Содержание тем учебного курса
Повторение.
Тема. Экономика. Почему и как люди занимаются хозяйством? Экономические интересы. Натуральное и товарное хозяйство. Как работает рынок? Рыночное равновесие. Спрос, Величина спроса. Предложение. Величина предложения. Шкала спроса и предложения. Как люди продают и покупают товары и услуги? Оптовая и розничная торговля. Маркеинг. Теневая экономика. Налоги. Какую роль в экономике играют деньги? Виды денег. Банковские карточки. Банки. Кредиты. Что такое собственность? Виды собственности. Предпринимательство. Фирмы. Как люди зарабатывают деньги?
Игра. Бартер. Из чего складываются доходы и расходы семей?
Тема1.Экономические концепции утопического социализма, военного коммунизма и НЕПа. Командно – административная система. Экономические предпосылки возникновения идей утопического социализма. Экономическая политика военного коммунизма. Изменения в экономике страны в результате перехода к НЕПу. Продналог. Продразверстка. Функции командно – административной системы и их влияние на экономику.
В результате изучения данной темы ученик должен
Знать: четко понимать, что нельзя построить процветающее общество, игнорируя экономические законы.
Уметь: объяснить признаки идеального государства.
Валютный курс. Его причины. Потребительская корзина. Валютный кредит. Политические и экономические аспекты использования валютных кредитов. Конвертируемость валюты.
Требования к учащимся.
Должны понимать почему нет единой валюты (как денежной единицы).Знать значения терминов валютный и курс и конвертируемость валюты.
Тема 2. Зарплата. Тариф. Прожиточный минимум. Распределение. Отчего зависит размер зарплаты. Справедливо ли платить всем одинаковую зарплату. Верхняя граница зарплаты, нижняя граница зарплаты. Прожиточный минимум. Кому общество должно помогать. Почему нельзя допускать большой разницы в уровнях жизни бедных и богатых.
В результате изучения данной темы ученик должен
Знать: границы верхней и нижней зарплаты, от чего они зависят. В каком случае повышение зарплаты становится нереальным. Сумму прожиточного минимума
Уметь: объяснить, в чем разница минимальной заработной платой и прожиточным минимумом.
Тема 3. Профсоюз. Благотворительные общества. Общественные фонды потребления. Причины возникновения профессиональных союзов. Пенсии. Пособия. Источники средств общественных фондов потребления.
В результате изучения данной темы ученик должен
Знать: причины, побуждающие рабочих объединяться в профсоюзы, задачи профсоюзов.
Уметь: Объяснить, зачем нужны благотворительные общества, что такое фонды общественного потребления и для какой цели они создаются.
Тема 4. Доходы. Потребительские кредиты. Номинальный и реальный доходы. Примеры зависимости благосостояния граждан не только от доходов, но и возможности превращения их в товары. Сбережения.
В результате изучения данной темы ученик должен
Знать: разницу между номинальными реальным доходом, что увеличение номинальных доходов населения не влечет за собой рост благосостояния граждан.
Уметь: объяснить, что такое потребительский кредит.
Тема 5. Национальное богатство. Страхование. (1час)Что является национальным богатством страны. Может ли страна стать процветающей, почти не имея полезных ископаемых. Виды страхования. Социальное страхование. Страховой полис. Почему страховым компаниям не грозит разорение.
В результате изучения данной темы ученик должен Знать: что такое национальное богатство, страхование, от чего зависит сумма взноса при страховании, как используются средства, полученные за счет отчислений на социальное страхование.
Уметь: объяснить, почему страховым компаниям не грозит разорение.
Тема 6. Военно-промышленный комплекс конверсия. (2часа)
Экономические предпосылки и последствия возникновения воин. Необходимость существования военно-промышленного в государстве. Проблемы, возникающие при проведении конверсии.
В результате изучения данной темы ученик должен
Знать: почему для военно-промышленного комплекса важно, чтобы мир балансировал на грани войны.
Уметь: объяснить положительные и отрицательные аспекты развития военно-промышленного комплекса , источники финансирования военно-промышленного комплекса, проблемы, возникающие при конверсии, и сложности ее программы.
Тема 7.Экология. Безотходные технологии. (1час)
Загрязнение окружающей среды и его влияние на экономику. Взаимосвязь экономики и экологии. Необходимость решения экологических проблем. Парниковый эффект и его последствия. Разрушения озонового слоя вокруг Земли и необходимость срочного решения этой проблемы.
В результате изучения данной темы ученик должен
Знать: понимать жизненную важность решения экологических проблем.
Уметь: ответственность каждого из нас сохранение нашей планеты.
Тема 8. Международная торговля. Лицензии. Пошлина. (2часа)
Исторические принципы возникновения международной торговли. Цена товара в разных странах; чем она определяется. Могут ли изобретения быть товаром. Торговые войны. Товары стратегического назначения. Экспорт и импорт товаров.
В результате изучения данной темы ученик должен
Знать: что, при международной торговле не возникает проблем с разницей в денежных единицах.
Уметь: отвечать, как государство защищает свой рынок от ввоза и вывоза конкурирующих товаров, экспортной продукции, от чего зависит размер пошлины в разных странах.
Тема 9. Валюта. (1час)
Валютный курс. Его причины. Потребительская корзина. Валютный кредит. Политические и экономические аспекты использования валютных кредитов. Конвертируемость валюты.
В результате изучения данной темы ученик должен
Знать: почему нет единой валюты (как денежной единицы). Знать значения терминов валютный и курс и конвертируемость валюты.
Уметь: объяснить из чего состоит потребительская корзина.
Тема 10. Государственный бюджет. Бюджетный дефицит. (2часа)
Доходы и расходы государственного бюджета. Причины возникновения бюджетного дефицита. Облигации государственного займа.
В результате изучения данной темы ученик должен
Знать: источники формирования государственного бюджета и что такое бюджетный дефицит.
Уметь: объяснить три варианта поведения правительства при бюджетном дефиците.
Тема 11. Свободная торговля. Международный экономический союз. Европейское экономическое сообщество. (2часа)
Причины, побудившие страны объединиться в экономический союз. Зоны свободной торговли. Свободные экономические зоны. Экономическая интеграция. Помощь развивающимся странам.
В результате изучения данной темы ученик должен
Знать: что, сегодня экономические интересы отдельных людей и даже народов очень тесно связано с экономическими интересами человечества в целом и потому Международный экономический союз - самая Эффективная форма экономического сотрудничества разных стран.
Уметь: рассказать о причинах, побудивших страны объединиться в экономический союз.
Требования к уровню подготовки
В результате изучения экономики ученик должен:
Знать/понимать
Зачем люди создали экономику, необходимые ресурсы для организации производства, виды торговли, зачем нужна торговля и как она помогает развитию производства, что такое собственность, виды собственности, права собственника, что такое прибыль и убыток.
Уметь
- приводить примеры: общественных благ, видов натурального и товарного хозяйств; спроса и предложения.
- описывать: основные формы заработной платы, основные статьи государственного бюджета России, потребности людей;
- объяснять: причины неравенства доходов, виды безработицы, способы сокращения бюджетного дефицита.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- исполнения типичных экономических ролей: потребителя и производителя.
- оценки собственных экономических действий;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- осуществления самостоятельного поиска экономической информации.
Информационно-методическое обеспечение.
Для учителя:
- Ермаков И.В., Протасевич Т. А. Начала экономики: учебное пособие. Новосибирск, 1997
- Липсиц И. В. Удивительные приключения в стране Экономика –М.: Вита-Пресс, 2000
- Липсиц И.В. Экономика без тайн. -М.: Дело, 1993
- Романова Н. И. Экономическая игротека. – М.: Финансы и статистика., 1993
- Шведова И. А. Азбука для детей и взрослых. Вып. 1 .Экономика. – М.: 1992
- Фирсов Е. Г. Экономика. Интеллектуальные игры для школьников / Художники М. В. Душин, В. Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1998
- Я познаю мир: Дет. энцикл.: Экономика / Авт.-сост. Р. С. Белоусов, Д. С. Докучаев; Под общ. Ред. О. Г. Хинн. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», Олимп, 1998
- Мицкевич А. А. Экономика в задачах и тестах: Пособие для учителя / А. Мицкевич, - М.: Вита-Пресс, 1995
- Элективный мультимедиа-курс «Экономика для детей»
- Интернет-ресурсы
Для обучающихся:
- Липсиц И. В. Удивительные приключения в стране Экономика –М.: Вита-Пресс, 2013
- Липсиц И. В. Путеводитель по стране Экономика –М.: Вита-Пресс, 2013
- Я познаю мир: Дет. энцикл.: Экономика / Авт.-сост. Р. С. Белоусов, Д. С. Докучаев; Под общ. Ред. О. Г. Хинн. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», Олимп, 1998
- Фирсов Е. Г. Экономика. Интеллектуальные игры для школьников / Художники М. В. Душин, В. Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1998
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования, учебного плана школы на 2013-2014 учебный год, на основе программы И. В. Липсица 2000 года и учебника И. В. Липсица «Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности».
Структура программы.
Рабочая программа по экономике представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, календарно – тематическое планирование.
Общая характеристика предмета
В программе предложена логичная последовательность изучения экономических вопросов. Комплекс знаний, полученных по экономике, включает общие представления об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи, фирмы и государства. Программа ориентирована на изучение российскими школьниками базовых экономических понятий, формирование у школьников общих представлений о процессах, связанных с экономикой.
Актуальность. Преподавание экономики в школе – это в определенной мере дань требованиям, выдвигаемым жизнью, которая зависит от экономических законов не меньше, чем от законов природы. Современному человеку, бесспорно, для успешной социализации, необходимо иметь представление об экономической теории и практике, о применении экономических закономерностей в конкретных ситуациях, а также и об истории возникновения экономических явлений.
Цель программы состоит в формировании у школьников систематического представления об основах организации хозяйственной деятельности и истории возникновения различных институтов рыночной экономики.
Исходя из цели программы, можно выстроить систему задач:
Образовательные:
- формирование основ экономических знаний о народном хозяйстве, потребностях человека и общества, путях их удовлетворения, закономерностях производства продуктов и услуг, товарообменных процессах;
- формирование знаний прикладного характера, т.е. знания простейших основ хозяйственной жизни; знакомство с принципами ведения семейного бюджета;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач.
Развивающие:
- овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;
- подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения;
- освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства;
- развитие экономического образа мышления; способности к личному самоопределению и самореализации.
Воспитательные:
- формирование коммуникативных навыков.
- воспитание ответственности за экономические решения;
- потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин;
- воспитание уважения к труду и предпринимательской деятельности.
Валеологические:
- обеспечение комфорта учащихся;
- сохранение здоровья школьников.
Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков:
- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
- решение практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;
- умение обосновывать суждения, давать определение;
- владение основными видами пересказа, следование этическим нормам и правилам ведения диалога.
Содержание курса обеспечивает преемственность по отношению к предыдущим знаниям. Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами «Обществознание», «Математика», «История», «География» и др. Обществознание: формирование первичных представлений о понятиях «общество», «государство», «культура» и др. Математика: умение решать задачи. История: умение определять место события в прошлом, общий образ истории человечества как смены нескольких эпох, влияние исторических событий на развитие экономики. География: расположение государств, наличие и использование природных ресурсов, изменение названий государств с течением истории, природоиспользование и др.
В этом направлении приоритетами являются:
-объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
-решение практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;
-умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
-поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма и др.);
-выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое);
-участие в проектной деятельности, владение элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если…»);
-владение основными видами публичных выступлений, следование этическим нормам и правилам ведения диалога.
Место предмета в базисном учебном плане
Программа реализуется в течение двух лет. Программа рассчитана на 68 часов в 7-8 классах, по 34 часа в год (1 час в неделю) в каждом классе. При этом каждой теме отводится соответствующее время.
Цели работы в основной школе:
- формирование целостного представления о мире, выпускник должен достичь функциональной грамотности, необходимой в современном обществе;
- приобретение опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания;
- подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной и профессиональной траектории.
В этот период детям свойственна повышенная активность, стремление к деятельности, происходит уточнение границ и сфер интересов, увлечений. Дети данного возраста активно начинают интересоваться своим собственным внутренним миром и оценкой самого себя. В этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни. Многие исследователи рассматривают этот возраст как период “зенита любознательности”, по сравнению с младшими и старшими детьми.
Детям в этом возрасте нравится делать трудную, требующую высокой компетенции работу, проявлять индивидуальность и различия, развивается логический разум.
Данные особенности очень эффективно можно использовать для изучения экономики, так как интерес у детей к окружающему миру растет. Изучая элементарные экономические явления, происходящие в повседневной жизни, учащиеся ощущают принадлежность к миру взрослых, видят свою значимость и начинают задумываться о будущей профессии.
Принципы обучения:
Доступность обучения (природосообразность).
Принцип научности обучения.
Принцип воспитывающего обучения (единства обучения и воспитания)
Систематичность и последовательность в обучении.
Оптимальное сочетание наглядных, словесных и практических методов обучения.
Сознательность, активность и самостоятельность учащихся в обучении.
Типы и формы обучения – комбинированные занятия, ситуативно-ролевые игры и упражнения, беседы, дискуссии, практические упражнения.
Основные методы обучения:
Монологический - применяется в основном при изучении теоретического материала, где учитель дает новые сведения, советы, рекомендации.
Диалогический – осуществляется в основном по принципу вопрос-ответ, ученики могут получить уточняющие сведения, консультации, советы при возникших в процессе обучения проблемах, вопросах.
Показательный – где учитель наглядно демонстрирует изученный в теоретической части материал интегрируя его в практические навыки.
Проблемно-поисковый – где учащимся предлагается самим найти решение той или иной проблемы возникшей в процессе обучения в ходе группового обсуждения или практических тренингах с целью интенсификации обучения и актуализации знаний.
Формы контроля знаний, умений, навыков:
семинар
защита проекта
словарный диктант терминов
графический диктант (верно/неверно)
экономические игры
задачи
тесты
кроссворды
Не менее 25% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | В том числе | Дата проведения | ||||
Уроки | Пр. раб. | Контр. раб. | По плану | По факту | ||||
1. | Зачем нужна экономика | 1 | 1 |
|
| 4.09 | ||
2. | Как устроена хозяйственная жизнь человечества | 1 | 1 | 11.09 | ||||
3. | Организация хозяйственной жизни человека | 1 | 1 | 18.09 | ||||
4. | Как и когда возникла экономика | 1 | 1 | 25.09 | ||||
5 | Как и когда возникла экономика | 1 | 1 | 01.10 | ||||
6 | Как организуется производство благ | 1 | 1 | 08.10 | ||||
7 | Как организуется производство благ | 1 | 1 | 1 | 15.10 | |||
8 | Менеджмент | 1 | 1 |
| 22.10 | |||
9 | Торговля - союзник производства | 1 | 1 | 29.10 | ||||
10 | Роль торговли в хозяйственной деятельности человека | 1 | 1 | 12.11 | ||||
11 | Какая бывает торговля | 1 | 1 | 19.11 | ||||
12 | Многоликая розничная торговля | 1 | 1 | 26.11 | ||||
13 | Многоликая розничная торговля | 1 | 1 | 03.12 | ||||
14 | Зачем нужна оптовая торговля | 1 | 1 | 10.12 | ||||
15 | Контрольная работа | 1 |
| 1 | 17.12 | |||
16 | Как оптовая торговля помогает производству | 1 | 1 | 24.12 | ||||
17 | Как оптовая торговля помогает производству | 1 | 1 | 14.01 | ||||
18 | Зачем нужна биржа. | 1 | 1 | 21.01 | ||||
19 | Зачем нужна биржа. | 1 | 1 | 28.01 | ||||
20 | Российская биржевая торговля | 1 | 1 | 04.02 | ||||
21 | Деньги – помощник торговли | 1 | 1 | 11.02 | ||||
22 | Краткая история звонкой монеты. | 1 | 1 | 18.02 | ||||
23 | Российская монетная система | 1 | 1 | 25.02 | ||||
24 | Национальные монетные системы | 1 | 1 | 03.03 | ||||
25 | Зачем люди придумали банки | 1 | 1 | 10.03 | ||||
26 | Банковская система России | 1 | 1 | 17.03 | ||||
27 | Банковские деньги. | 1 | 1 | 24.03 | ||||
28 | Как бумажные деньги стали главными | 1 | 1 | 07.04 | ||||
29 | Как банки сделали деньги невидимыми. | 1 | 1 | 14.04 | ||||
30 | Безналичные денежные расчеты. | 1 | 1 | 21.04 | ||||
31 | Факторы возникновения безналичных расчетов | 1 | 1 | 28.04 | ||||
32 | Ассигнация. Банкнота | 1 | 1 | 05.05 | ||||
33 | Итоговая контрольная работа | 1 | 1 | 12.05 | ||||
34 | Золотомонетный (металлический) стандарт. | 1 | 1 | 19.05 |
Содержание тем учебного курса
Зачем нужна экономика. (1ч)
Экономика. Зачем люди создали экономику. Когда появилась экономика. Нужды и потребности. Технология. Богатство. Цивилизация.
Как устроена хозяйственная жизнь человечества. (2ч)
Натуральное хозяйство. Разделение труда. Рынок. Организация хозяйственной деятельности. Продолжительность жизни. Уровень жизни.
Как возникла экономика. (2ч)
Как и когда возникла экономика. Производственные ресурсы. Производительность труда. Отрасль. Сырье.
Как организуется производство благ. Менеджмент. (3ч)
Экономические ресурсы: природные ресурсы, капитал, труд. Технология. Предприниматель. Менеджер. Производство.
Торговля - союзник производства. (2ч)
Обмен. Торговля. Факторы развития торговли. Роль торговли в хозяйственной жизни человечества.
Какая бывает торговля. (1ч)
Розничная торговля. Факторы успешности продаж. Задачи владельца магазина. Выручка от продаж. Расходы на содержание магазина.
Многоликая розничная торговля. (2ч)
Торговая сеть. Универмаг. Специализированные магазины. Фирменный магазин. Безмагазинные формы торговли.
Зачем нужна оптовая торговля. (2ч)
Оптовая торговля. Причины возникновения оптовой торговли. Скидка. Выгода.
Как оптовая торговля помогает производству. (2ч)
Конвейер. Функции оптовых торговцев. Развитие оптовой торговли в России.
Зачем нужна биржа. (3ч)
Биржевая торговля. Биржевые товары. Рынок. Спекуляция. Дилер: «быки» и «медведи». Российская биржевая торговля.
Деньги – помощник торговли. (1ч)
Товарные деньги. Бартер. Причины изобретения денег. Возникновение монет. Цена. Деньги. Монеты.
Краткая история звонкой монеты. (3ч)
Российская монетная система. Чеканка монет. Национальные монетные системы.
Зачем люди придумали банки. (2ч)
Банк. Возникновение первого банка. Противники банков. Кредит. Услуги банков. Банковская система России.
Банковские деньги. (1ч)
Частные деньги. Банковские деньги. Номинал. Чек. Банкнота.
Как бумажные деньги стали главными. (1ч)
История бумажных денег. Банковские и государственные бумажные деньги. Закон Грэшема.
Как банки сделали деньги невидимыми. (6ч)
Безналичные денежные расчеты. Факторы возникновения безналичных расчетов. Ассигнация. Банкнота. Золотомонетный (металлический) стандарт.
Требования к уровню подготовки
- В процессе обучения экономике в 7-8 классах ученик должен научиться излагать свои мысли, пересказывать материал учебника, слушать, задавать вопросы, составлять план, работать с учебником, то есть овладеть практическими навыками и умениями. Однако эти навыки и умения отнести к практическим можно лишь условно, поскольку в основе даже самого простого из них лежит мыслительная деятельность.
- На уроках экономики ученик должен овладевать определенными способами умственной деятельности, обучаться мыслительным операциям, учиться наблюдать, воспроизводить и творчески создавать новые. Умение осуществлять все это является в то же время результатом овладения определенной суммы фактических знаний.
Таким образом, обе стороны процесса обучения - усвоение знаний и формирование интеллектуальных умений - выступают в диалектическом единстве: развитие мышления учащихся происходит в процессе овладения знаниями и их применения. Умение ученика думать не может осуществляться вне процесса усвоения и применения знаний. Поэтому главная задача - это научить ученика творчески и самостоятельно мыслить, стремиться к познанию и сделать это привычкой.
В результате изучения ученик должен: Знать/Понимать
- смысл основных теоретических положений экономической науки;
- основные экономические принципы функционирования семьи, фирмы, рынка и государства, а также международных экономических отношений;
Уметь
- приводить примеры: взаимодействия рынков; прямых и косвенных налогов; международной торговли; экономических объектов определенного типа, экономических отношений; ситуаций, регулируемых различными видами экономических механизмов; деятельности людей в различных сферах;
- описывать: предмет и метод экономической науки, факторы производства, основные экономические объекты, выделяя их существенные признаки; человека как участника экономической деятельности;
- объяснять: экономические явления, предмет и метод экономической науки, факторы производства, цели фирмы, основные виды налогов, банковскую систему, рынок труда;
- сравнивать (различать): спрос и величину спроса, предложение и величину предложения, рыночные структуры, безработных и незанятых, организационно-правовые формы предприятий, акции и облигации;
- вычислять на условных примерах: величину рыночного спроса и предложения, изменение спроса (предложения) в зависимости от изменения формирующих его факторов, равновесную цену и объем продаж; смету (бюджет) доходов и расходов, уровень безработицы;
- Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- исполнения типичных экономических ролей;
- решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- оценки происходящих событий и поведения людей с экономической точки зрения;
- осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования экономической информации.
- оценивать поведение людей с точки зрения экономических норм, экономической рациональности;
- решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека
- осуществлять поиск экономической информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники);
Информационно-методическое обеспечение.
Для учителя:
- Ермаков И.В., Протасевич Т. А. Начала экономики: учебное пособие. Новосибирск, 1997
- Учебник по экономике: И В Липсиц «Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности» для школьников 7-8 классов».-М. : Вита-Пресс, 2010 г
- Липсиц И.В. Экономика без тайн. -М.: Дело, 1993
- Романова Н. И. Экономическая игротека. – М.: Финансы и статистика., 1993
- Шведова И. А. Азбука для детей и взрослых. Вып. 1 .Экономика. – М.: 1992
- Фирсов Е. Г. Экономика. Интеллектуальные игры для школьников / Художники М. В. Душин, В. Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1998
- Я познаю мир: Дет. энцикл.: Экономика / Авт.-сост. Р. С. Белоусов, Д. С. Докучаев; Под общ. Ред. О. Г. Хинн. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», Олимп, 1998
- Мицкевич А. А. Экономика в задачах и тестах: Пособие для учителя / А. Мицкевич, - М.: Вита-Пресс, 1995
- Элективный мультимедиа-курс «Экономика для детей»
- Интернет-ресурсы
Для обучающихся:
- Учебник по экономике: И В Липсиц «Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности» для школьников 7-8 классов».-М. : Вита-Пресс, 2010 г
- Н А Зайченко. Опорный конспект школьника по экономике: М: - Вита – Пресс, 2005 –96 стр
- И В Липсиц Рабочая тетрадь для 7 – 8 классов общеобразовательных учреждений –М: - Вита – Пресс, 2009 –96 стр.
- Интернет-ресурсы
- Е. В. Савицкая Уроки экономики в школе: В 2 кн. Кн. 1. Пособие для учителя. – М.: Вита-Пресс, 2006
- Журнал «Экономика в школе»
- А.А.Мицкевич. Сборник задач по экономике.- М.: Вита-Пресс, 2009
- Тесты для проведения контрольных работ и текущего контроля.
- Кроссворды.