Всероссийский мастер-класс учителей родного, в том числе русского, языка - 2022. Эссе
Эссе «Мои педагогические находки»
Педагогами не рождаются, а становятся. Любовь к детям привила мне моя мама, которая работала в школе техничкой всю свою жизнь (об этом я писала давно на кожуунном конкурсе профмастерства, как я мечтала стать учителем).
Учитель должен быть солнцем, излучающим человеческое тепло. Я считаю, что самое главное в нашей профессии любить детей и вкладывать в них свою душу. Д.С. Лихачев говорил: «Одно правило в жизни должно быть у каждого…: надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить». Этим высказыванием я руководствуюсь не только в жизни, но и в своей педагогической деятельности. Вот уже больше 26 лет преподаю в своей родной школе. Это годы испытаний, поисков, раздумий и открытий. За годы работы я усвоила, что учитель – это педагог и воспитатель, психолог и артист. Как учитель стараюсь учить детей не только премудростям своего предмета, но и сформировать личность ученика, расширить круг его интересов, возможностей, воспитывать жизненные ценности. Поэтому придерживаюсь системно – деятельного подхода в обучении, который позволяет формировать у учащихся личностные, метапредметные и предметные учебные действия. Для реализации познавательной и творческой активности школьников в учебном процессе использую современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования: проектные, информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие, игровые, технологии проблемного обучения и другие.
Личностно ориентированная среда на уроке русского языка – это прежде всего развивающая речевая среда, основой которой является текст.
В течение многих лет работаю над темой самообразования «Комплексный анализ текста на уроках русского языка и литературы». Выбор текста осуществляю в зависимости от цели уроков, характера изучаемого материала. Научившись осмысленно читать текст и комментировать, школьник развивает не только речь, но и личностные качества. Комплексный анализ текста достаточно интересный и полезный вид работы, который нравится обучающимся. Работа с текстом позволяет детям проявить свои знания и формирует умение ориентироваться в языковом материале. Таким образом, анализ текста помогает организовать эффективную работу по развитию речи: он позволяет создать речевую ситуацию, воздействует на мысли и чувства учащихся.
Роль русского языка и литературы важна в процессе воспитания личности, в развитии ее нравственных качеств и творческих способностей, в приобщении к отечественной и зарубежной культуре, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений. Воспитание всесторонне развитой гармоничной личности невозможно без совершенствования такого важнейшего инструмента сознания и мышления, как речь. Развитие связной речи учащихся – одна из главных задач уроков русского языка и литературы в школе. Связный текст выражает законченную мысль, дает материал для речевой практики, позволяет показать источник информации, словарь, все виды речевой деятельности, решает обучающие и воспитывающие цели урока.
Нужно, чтобы ребенок умел не просто говорить, строить предложения, связные мысли, но чтобы он также умел изъясняться культурно, тактично. Нужно учить детей беречь язык, в том числе и свой родной, что язык – это история и культура народа.