для педагогов
На этой странице собран материал для педагогов ДОУ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Влияние фитбол-гимнастики на развитие координации движения у дошкольников»
Подготовила:
инструктор по физической культуре
Копылова Л.В.
г. Оренбург, 2023г.
Период дошкольного детства является основным этапом, в котором происходит быстрое изменение строения и функций организма, психомоторики, а также активное развитие физических способностей, среди которых ведущим является развитие координации движений. Закладываются основы культуры движений, разучиваются ранее неизвестные упражнения, приобретаются новые двигательные навыки. Двигательные способности ребенка активно развиваются в данный период. Особенно ярко наблюдается повышение в показателях координации движений, гибкости, равновесии. Координация движений является необходимой предпосылкой для успешного овладения физическими упражнениями и одним из важных компонентов физической подготовленности детей дошкольного возраста. Однако для ее совершенствования необходимо вводить в содержание двигательной деятельности детей специальные упражнения, сложные сочетания движений и необычные условия их проявления.
Способности, относящиеся к координации движений, можно в определенной мере разбить на три группы:
- способности точно соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений;
- способности поддерживать статическое (позу) и динамическое равновесие;
- способности выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряженности (скованности).
В настоящее время все более активно идет поиск инновационных подходов привлечения детей к занятиям физической культурой и спортом, повышающих интерес к движению. Одним из таких направлений является фитбол-гимнастика, которая обеспечивает стойкий интерес у детей к физическим упражнениям за счет привлекательности самого гимнастического мяча: его формы, цвета и функциональных возможностей.
Фитбол–гимнастика – это специальная гимнастика на надувных эластичных мячах разного диаметра, направленная на исправление или предупреждение дальнейшего развития деформаций нарушений опорно-двигательного аппарата, а также для оздоровления всего организма в целом.
Фитбол-гимнастика была разработана в середине прошлого века врачом-физиотерапевтом как реабилитационная гимнастика для больных ДЦП. Позже её элементы стали использовать в коррекционной терапии, и уже после гимнастический мяч стал объектом интереса фитнес технологии, не утратив при этом своих коррекционных свойств.
В работе с детьми гимнастика на таких мячах позволяет создать наиболее оптимальные условия для правильного положения мышц, а также для улучшения равновесия и двигательной координации.
Правильная посадка на фитболе предполагает оптимальное положение тела и всех его звеньев: происходит наиболее гармоничная работа мышечных групп, обеспечивающих сохранение позы и поддерживающих равновесие.
Занятия по фитбол-гинастике проходят в игровой форме под музыкальное сопровождение. Музыка оказывает благотворное влияние на повышение качества движения – она способствует выразительности, пластичности, грациозности, красоте, четкости и координации движений.
Сопоставив все необходимые условия и средства для развития у детей хорошей координации, способствующие реализации программы, мы предположили, что фитбол-гимнастика наиболее эффективна для достижения этих целей.
Координационные способности, отнесенные к первой группе, зависят, в частности, от чувства пространства, чувства времени и мышечного чувства. Именно музыкальное сопровождение способствует развитию этих способностей: ребенок учится выполнять упражнения с большим мячом, прилагая определенное усилие для его удержания с заданной амплитудой под определенный темп.
Координационные способности, относящиеся ко второй группе, зависят от способности удерживать устойчивое положение тела, т.е. равновесие, заключающееся в устойчивости позы в статических положениях и ее балансировании во время перемещений. Физические занятия, начиная от простой посадки на мяч и умения свободно передвигаться на нем и заканчивая сложными играми и упражнениями из положения сидя/лежа на мяче, оказывают активное влияние на развития именно этих способностей. Для их развития в программе фитбол-гимнастики предусмотрены игры на статическое удержание позы – игры «замри».
Координационные способности, относящиеся к третьей группе, можно разделить на управление тонической напряженностью и координационной напряженностью. Вибро - эффект от мяча помогает снять излишнюю напряженность с мышц, обеспечивает приток крови к суставам. Перекаты, прокатывание по мячу дают дополнительные тактильные ощущения, эффект массажа.
Для развития координации движений возможно использовать различные двигательные действия:
- связанные с преодолением трудностей координации;
- требующие правильности исполнения, быстроты двигательных действий;
- являющиеся для исполнителя новыми или необычными;
- являющиеся привычными, но требующими выполнения при изменении условий;
Выполняя упражнения сидя/лежа на мяче, ребенок получает дополнительные установки: не только выполнить движение правильно, но и удерживать при этом равновесие на мяче и определенный темп, диктуемый музыкальным сопровождением. Вся эта многозадачность позволяет нам обоснованно утверждать, что гимнастика на фитболах развивает координацию движений у детей дошкольного возраста.
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Лесенка – чудесенка»
Подготовила:
инструктор по физической культуре
Копылова Л.В.
г. Оренбург, 2023г.
В настоящее время состояние здоровья подрастающего поколения вызывает тревогу у специалистов: врачей, педагогов, психологов. В последнее время в силу ряда объективных причин увеличилось количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Это дети с ослабленным здоровьем, они быстро утомляются, устают, раздражаются и наоборот апатичны. На сегодняшний день у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья выявлено достоверное отставание в уровне развития координационных, скоростно-силовых и скоростно-координационных способностей, гибкости, а также нарушение мелкой и общей моторики. В условиях современного ДОУ педагогическая деятельность по физическому развитию детей с ограниченными возможностями здоровья должна быть направлена не только на формирование двигательных качеств, навыков и умений, но и на исправление имеющихся недостатков.
Дошкольный возраст является периодом, когда происходит «пуск» механизмов развития всех физических качеств ребёнка (Н.В. Бубнов, 2001).
Целенаправленное и эффективное воздействие на совершенствование физических качеств именно в этом возрасте является мощным средством качественной и целостной подготовки будущего первоклассника. По данным Е.Н. Вавиловой, для развития скоростных качеств, следует использовать упражнения в быстром и медленном беге; развитие ловкости связано с развитием координации. Чем выше уровень развития физических качеств, тем выше точность, ритмичность, согласованность движений, тем успешнее двигательная деятельность ребенка. Именно поэтому необходимо развивать скоростные и координационные способности у дошкольников, искать новые средства, повышающие интерес к занятиям по физической культуре, к игровым занятиям. Перед педагогами встает проблема: найти интересные и эффективные формы работы.
В области физической культуры ДОУ недостаточно разработано методик, помогающих преодолеть недостатки физического развития детей. В последнее время в ДОУ активно стали использовать координационные (скоростные) лестницы. Упражнения с использованием координационной (скоростной) лестницы помогают детям быть быстрее, расторопнее, подвижнее, легко выполнять упражнения с правой (левой) ноги (руки). Координационная (скоростная) лестница имеет огромный плюс в использовании. Она малогабаритна, умещается в спортивную сумку, её можно использовать на занятиях физической культурой, на прогулке, в группе, дома, на пляже, турпоходе и т. д.
Цель работы по обучению детей упражнениям с использованием координационной (скоростной) лестницы: развитие у детей старшего дошкольного возраста координационных способностей и ориентировки в пространстве; воспитание волевых качеств, таких как смелость, решительность, уверенность в своих силах.
Характеристика координационной (скоростной) лестницы
Лестница сконструирована таким образом, чтобы улучшить владение телом и увеличить скорость ног. Существует несколько вариантов лестниц. В детском саду используется плоская координационная (скоростная) лестница. Лестница состоит из строп 4, 6, 8, и т. д. гибких пластиковых поперечных перекладин, которые абсолютно плоские по отношению к земле. Для детей дошкольного возраста размер ячейки равен 37x37см для выполнения упражнений. Для ползания, подлезания, метания размер ячейки равен 40x40 и более. Количество ячеек в лестнице не более 10. Также существуют разновидности лестниц сдвоенных, облегчённых, с соединительными крепежами для наращивания длины или составления крест-накрест.
Особенности организации занятий и выполнение упражнений с использованием координационной (скоростной) лестницы.
Прежде чем приступить к выполнению упражнений на координационной (скоростной) лестнице следует провести небольшой инструктаж:
- правильная постановка ног, выполнение упражнений в спортивной обуви помогает предотвратить травмы и повреждения ступней и голеностопных суставов;
- не наступать на планки лестницы;
- начинать медленно, постепенно увеличивая скорость выполнения движений. Правильная техника важнее, чем скорость;
- начинать выполнять упражнение, когда первые три клетки будут свободны. При выполнении упражнения дистанция 1-З клетки (зависит от упражнения). Начинать выполнять упражнение с прыжками через клетки после выполнения впереди стоящего ребенка двух прыжков;
- обязательно разминаться перед выполнением упражнений;
- лестницы для выполнения упражнений следует размещать так, чтобы обеспечить достаточно свободного пространства с обоих концов лестниц и по обе стороны от них;
- избегать утомления, которое приводит к ухудшению техники выполнения движений и замедлению работы ног.
Как и во многих упражнениях на технику, здесь больше важна правильность выполнения, а не скорость выполнения. Сначала нужно выполнять упражнение технически правильно, а потом можно увеличивать темп или усложнить при выполнении этого упражнения, добавляя упражнения для рук, со спортивным инвентарем.
Применять координационную лестницу в ДОУ можно:
- во время утренней гимнастики,
- на занятиях по физической культуре,
- в самостоятельной игровой деятельности детей в группе и на прогулке,
- на физкультминутках,
- во время досугов и развлечений.
Польза координационной дорожки
- Нагрузка улучшает скоростные качества, координацию, маневренность и ловкость.
- Подходит для спортсменов и любителей независимо от уровня физической подготовки.
- Может служить как разминочным инвентарем, так и основным.
- Тренировка позволяет сжигать калории наравне с бегом или другими высокоинтенсивными кардионагрузками, а также укреплять кардиореспираторную систему.
- Простота в использовании, легко переносится в специальном чехле.
- Малый вес.
- Подходит для тренировок в любом помещении и местности.
Недостатки
- Есть противопоказания, как и для любых занятий, к которым относятся: сердечно-сосудистые заболевания, недавние травмы голеностопных и коленных суставов, переломы.
- При простоте тренажера и дешевизне материалов цена на лестницы довольно высокая.
Как заниматься на координационной лесенке
- Разминка: 5-7 минут.
- Основная часть: 3-4 упражнения подряд (1 подход), и так по 10-15 повторений. После каждого подхода сделать отдых в течение 1-2 минут.
- Каждую тренировку или неделю важно менять упражнения и стараться выполнять в более быстром темпе с чистой техникой.
При регулярном использовании координационной (скоростной) лестницы дети могут:
- Выполнять основные виды движений.
- Играть в подвижные игры с использованием координационной лестницы.
- Выполнять серию упражнений с использованием карточек, использовать их в самостоятельной деятельности (старший возраст).
Координационная (скоростная) лестница является эффективным средством развития двигательно-координационных качеств, которые необходимы во многих видах деятельности.
Ежедневная тренировка на координационных (скоростных) лестницах, правильно подобранные упражнения и их дозировка, позволит улучшить координацию движений, повысить скорость на коротких дистанциях, а также разнообразить занятия с дошкольниками.
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Что такое координация?»
Подготовила:
инструктор по физической культуре
Копылова Л.В.
г. Оренбург, 2022г.
Координация — процессы согласования активности мышц тела, направленные на успешное выполнение двигательной задачи. Термин «координация» происходит от латинского coordinatio — взаимоупорядочение. От нее зависит каждое движение человека. Отдельные элементы движения соединяются в единое двигательное действие, которое производится экономно, ненапряженно, пластично, четко. Ребенок учится координировать свои действия вплоть до 16-18 летнего возраста, когда прекращается рост. Человеческое тело растет не равномерно: то руки вырастут, то ноги. Представьте себе, что вы проснулись утром и обнаружили, что ваш рост увеличился на пару метров. Когда вы наконец-то справитесь со всеми эмоциям возникшими в связи с этим волшебным превращением, вам нужно будет начать действовать, и тогда все самые простые действия будут заставлять вас думать над каждым движением.
Движения туловища, головы, рук и ног производятся в трех плоскостях по отношению к телу: лицевой, боковой, горизонтальной. Движения рук и ног по отношению друг к другу в пространстве могут быть: одноименными - движения совпадают по направлению (например, направо отводится правая рука и нога); разноименными - выполняются в разных направлениях (например, во время поскоков поднимаются правая рука и левая нога и наоборот). Движения, выполняемые руками или ногами, могут быть однонаправленными (например, обе руки подняты вверх), разнонаправленными (например, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону). Движения ног и рук относительно времени могут быть: одновременными (например, лежа на спине, поднимать и опускать обе ноги); поочередными (например, стоя, руки на поясе, сначала выставляется на носок одна нога, затем другая); последовательными - движения рук или ног следуют одно за другим с отставанием на половину амплитуды (например, стоя, вращательные движения прямых рук: в то время как правая находится наверху, левая - внизу, они как бы догоняют друг друга). Легче всего согласовывать движения, если они одновременные и однонаправленные; более трудны дошкольникам поочередные движения. Самые сложные, доступные лишь детям старшего дошкольного возраста разноименные и разнонаправленные движения. Для развития координации в упражнениях для рук и ног следует учитывать нарастание сложности. Кроме того, нужно давать упражнения, в которых как бы изолированно тренируются руки, или ноги, или туловище, а затем постепенно вводить упражнения, объединяющие движения рук, ног и туловища. Вначале дается сочетание из двух звеньев (например, поднять руки и подняться на носки), затем из трех и более звеньев (например, и. п. - стоя, руки вверх наклонить туловище, отводя руки в стороны и выставляя вперед ногу) и, наконец, полезны такие упражнения, в которых происходит смена направлений движения частей тела (например, правая рука в сторону - вверх, в сторону - вниз; то же выполняет левая рука; или; правая - в сторону, левая - в сторону, правая - вверх, левая - вверх и т.п.). Необходимыми условиями для развития координации являются: постепенность в усложнении задач, разнообразие движений и ускорение темпа.
Координация движений невозможна без пространственной ориентировки, она является необходимым компонентом любого двигательного действия. В общеразвивающих упражнениях пространственные ориентировки развиваются быстро, так как здесь одновременно участвуют зрительные и кожно-мышечные ощущения, в то же время упражнения сопровождаются пояснениями, указаниями, командами воспитателя. Комплексная работа нескольких анализаторов первой сигнальной системы в сочетании со второй дает наилучшие результаты. На первом этапе овладения пространственными ориентировками изменение положения отдельных частей тела должно проходить под контролем зрения. На втором этапе детям доступно словесное обозначение различных направлений, но все это по отношению к частям тела самого ребенка. И только на третьем этапе дети могут определять направление по отношению к предметам, к другим людям. Появляются представления о направлении движения по словесному описанию до его выполнения. Таким образом, для развития пространственных ориентировок целесообразно давать следующую последовательность общеразвивающих упражнений:
1. Движения рук, так как они наиболее управляемы, находятся в максимальном поле зрения ребенка (разные варианты упражнений с вытягиванием рук вперед, помахиванием перед собой и пр.).
2. Движения рук, находящихся частично в поле зрения (поднимание вверх, в стороны, назад - со сгибанием, вращением в суставах - в каком-либо одном направлении).
3. Движения туловища в лицевой, боковой и затем горизонтальной плоскости.
4. Движения ног вперед, в стороны, назад.
5. Движения разных частей тела по направлению к каким-либо конкретным предметам, затем по слову в названном направлении (например, повороты в стороны к окну, к двери, затем направо, налево).
6. Движения разных частей тела по направлению к другому ребенку (например, стоя в колонне, поднимать руки с мячом, передавать его сзади стоящему).
7. Движения любой части тела с постепенно повышающимися требованиями к точности направления, амплитуды и быстроте ориентировки (например, развести руки в стороны, немного выше уровня плеч, выставить прямую ногу вперед с поворотом носка в сторону; то же - в другую сторону; затем выполнить в ускоренном темпе).
Временными ориентировками дети овладевают с большим трудом, чем пространственными. Большинство общеразвивающих упражнений активно влияет на развитие временных ориентировок, так как они проводятся в определенном темпе и ритме. С целью развития временных ориентировок упражнения целесообразно давать в следующем порядке:
1. Упражнения, которые проводятся в сопровождении слова воспитателя. При этом указания, команды и паузы выдерживаются в определенном ритме, акцентирование («присели вниз», «выпрямились»; «в сторону»; «прямо» и т.д.).
2. Упражнения в сопровождении музыки.
3. Наряду с упражнениями под музыку давать упражнения под счет с четким ритмическим рисунком («раз - руки в стороны», «два - вниз») или такие движения, в которых части ритмически неравномерны («раз, два, три - присели», «четыре - выпрямились»).
4. Хорошо известные упражнения выполнять самостоятельно, команда дается для начала упражнения.
Развитие ловкости непосредственно связано с совершенствованием координационных способностей, пространственных и временных ориентировок, так как ловкость определяется умением быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с внезапно меняющейся обстановкой. В этих упражнениях предъявляются повышенные требования к вниманию, сообразительности, быстроте реакции, так как условия могут меняться быстро, неожиданно.
Из общеразвивающих упражнений наибольшее влияние на развитие ловкости оказывают следующие общеразвивающие упражнения:
1. В которых есть быстрая смена позы (например, из положения сидя с вытянутыми ногами лечь на живот или спину, перевернуться вокруг себя в одну сторону, в другую, опять сесть).
2. Требующие согласованных действий, двух или нескольких детей (например, упражнения в парах, сидя друг против друга, упражнения подгруппами с большими гимнастическими обручами, с длинными палками, в колонне - при передаче мяча).
3. С некоторыми предметами (мячи, скакалка и пр.). Упражнения на ловкость зависят от наличия двигательного опыта, от уровня координации в выполнении простых, изолированных, а также сложных комбинаций движений. Поэтому в работе с малышами используются лишь некоторые упражнения (например, упражнения с мячами). Быстрые темпы развития моторики у детей позволяют применять эти упражнения в среднем и в старшем дошкольном возрасте.
Координация, ловкость движений невозможны без развития функции равновесия, которая определяется положением центра тяжести тела над площадью опоры. Чем меньше площадь опоры, чем выше центр тяжести от площади опоры, тем труднее сохранить равновесие. Оно зависит и от силы инерции предшествующего движения, в особенности, если далее следует статическая поза. Например, после нескольких вращений трудно сохранить равновесие, еще труднее после этого остановиться в неподвижной позе.
На функцию равновесия наибольшее влияние оказывают следующие общеразвивающие упражнения:
1. Поднимание на носки с близко расположенными ступнями ног; приседание на носки с прямой спиной.
2. Отведение и приставление вперед, в сторону, назад одной ноги с опорой на другую ногу (поочередно).
3. Поднимание одной ноги с опорой на другую ногу; то же - с закрытыми глазами; то же - с задержкой на одной ноге.
4. Повороты (прыгнуть в обруч, сделав поворот, и выпрыгнуть из него; стоя повернуться вокруг себя, остановиться; то же - в другую сторону; то же - повернуться два раза и т.д.).
5. На уменьшенной площади опоры (стоя на кубе, присесть и выпрямиться; стоя на бруске на одной ноге, вытянуть другую ногу вперед).
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Развитие координации у детей дошкольного и младшего школьного возраста»
Подготовила:
инструктор по физической культуре
Копылова Л.В.
г. Оренбург, 2022г.
Развитая координация помогает ребенку двигаться ловко и уверенно, а также способствует правильной осанке.
Зачем работать над координацией движений?
Развитая координация помогает ребенку двигаться ловко и уверенно, а также способствует правильной осанке. Разумеется, координация не формируется за короткий срок - на это уход не один год, поскольку в процессе задействован вестибулярный и мышечный аппарат, а также органы зрения.
Развитая координация предполагает не только слаженные телодвижения, но и согласованное взаимодействие процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. Это условие обязательно для отточенной работы центральной нервной системы. Именно поэтому у гиперактивных малышей часто возникают проблемы с координацией.
На занятиях физкультурой в детских садах и школах детям обязательно дают специальные упражнения для формирования координации. Впрочем, каждый ребенок с легкостью может выполнять их дома или на детской площадке под присмотром родителей.
Требования к упражнениям и техника безопасности
Все упражнения для развития координации можно разделить на статистические и динамические. Первые учат малышей сохранять равновесие в заданной позе, например, стоять на одной ноге или удерживать легкий груз на голове. Вторые упражнения - это ходьба по скамейке, изменение направления при беге и т. д. Хотя развитию координации также прекрасно способствуют командные подвижные игры (баскетбол, волейбол, футбол), катание на коньках, лыжах и велосипеде, теннис.
Главный принцип выполнения упражнений - давать нагрузку, посильную ребенку и соответствующую его возрасту. При статистических упражнениях желательно, чтобы родители подстраховывали малыша, исключая возможность падения. Если ребенок еще дошкольного возраста, лучше давать ему упражнения в игровой форме. Используйте мячи, шары, скакалку - все, что сделает занятие веселее в глазах крохи.
Ежедневно вполне достаточно делать упражнения в течение 5-7 минут на детской площадке перед тем, как ребенок присоединится к играм со своими сверстниками. Впрочем, очень хорошо, когда есть возможность задействовать в «тренировке» и других детей. Если они решили побегать по площадке с мячом, можете считать, что «дневная норма» упражнений уже выполнена! Не заставляйте малыша заниматься, когда он уже проявляет признаки усталости. В таком состоянии ему будет еще сложнее следить за координацией своих движений, а значит, развивающий эффект будет минимален.
Развитие координации движений в раннем возрасте
Координацию необходимо развивать уже в самом раннем возрасте. В результате, постепенно появляется согласованная мышечная активность. Происходит соединение отдельных движущих частей в единое целое действие. Координация движений продолжает развиваться примерно до 18-летнего возраста, по мере формирования скелета. В ее развитии участвуют многие органы.
Особое значение придается мозжечку, активное развитие которого начинается в возрасте от полугода и заканчивается к 4-5 годам. Именно этот орган влияет на умения и способности малыша, начинающего сидеть с шести месяцев, ползать с 8-9 месяцев, вставать на ножки в 9-10 месяцев, делать первые шаги уже к 11-12 месяцам. Примерно с полутора лет начинается вполне уверенная ходьба. Мозжечок продолжает развиваться и постепенно переходит на более высокий уровень. В 3-4-летнем возрасте происходит качественное совершенствование моторных функций. Обучаемость ребенка значительно улучшается, он способен выполнять новые, более сложные задачи.
Координация движений во многом зависит от вестибулярного аппарата. Развитие данной функции начинается еще во внутриутробном периоде, а окончательно формируется в процессе развития примерно к 12-15 годам. Основная роль вестибулярного аппарата заключается в обеспечении прямой походки человека. Именно с его помощью осуществляются первые шаги, а различные отклонения и нарушения могут вызвать неуверенную, так называемую «пьяную» походку.
Для детей 2-3 лет
Для таких маленьких деток все занятия лучше всего совмещать с прогулкой на детской площадке, ему будет так намного интереснее:
- обычная ходьба (пусть ходит самостоятельно, согласовывая движения рук и ног);
- ходьба с препятствием (перешагивайте бордюры, песочницы и т. п.)
- наклоны и приседания (например, за игрушками);
- повышайте сложность выполнения, выполняя ходьбу по брёвнам, скамейкам, бордюрам и т. п.
- покорение вертикальной лестницы.
Важно! Обязательно находитесь рядом с малышом, чтобы в любой момент его можно было подхватить и, таким образом, уберечь от ненужных травм.
Для детей 4-5 лет
В этом возрасте дети контролируют своё тело намного лучше, поэтому можно повышать уровень сложности:
- научите малыша спрыгивать с бревна (скамьи), а затем сходить сначала одной ногой, затем другой;
- ходьба по ровной линии с поднятыми руками (спина ровная, руки подняты в сторону и удерживаются в таком положении, делается несколько шагов, затем руки поднимаются вверх, ходьба продолжается и т. д.)
- удерживание груза на голове, например, книги, в положении стоя, когда будет хорошо получаться, можно добавить ходьбу по прямой.
Для детей 6-7 лет
В таком возрасте рекомендуются более сложные занятия, в том числе с различными предметами:
- упражнения с мячом (ребёнок берёт в руки мяч, держит правильную осанку, подбрасывает мяч вверх, затем ловит);
- ходьба по бревну (скамье) с поворотами, руки при этом постоянно меняют положение: в стороны, вверх, за спиной, на талию;
- бег вперёд, назад, с поворотами
- прыжки со скамьи и на скамью
Важно! Дети не любят однообразия, поэтому меняйте разные виды занятий почаще, чтобы они не заскучали. Очень хорошим примером будет, если вы будете заниматься вместе!
Как работать со старшими дошкольниками?
Старшие дошкольники, дети 6-7 лет, уже имеют достаточно развитые координационные способности, поэтому упражнения для них должны быть подобраны такие, которые смогут повысить четкость выполнения движений с сохранением устойчивости тела во время сложных маневров (прыжков, приседаний и пр.)
Большинство упражнений для детей в этом возрасте динамичны, выполняются с использованием бревна или скамьи. Положение рук малышей можно изменять, предлагая им попробовать варианты с руками по сторонам, на поясе или за головой. Все упражнения должны быть разнообразными и не слишком продолжительными, вызывающими у детей интерес и желание заниматься.
Для детей 8-10 лет
В таком возрасте можно приступать к выполнению комплекса для улучшения координации, который рекомендуют не только детям, но и взрослым:
- вращение руками, согнутыми в локтях (положение стоя, руки согнуты в локтевых суставах, а пальцы дотрагиваются плеча, вращайте руками в разных направлениях)
- рисование воображаемых фигур (руки вытянуты вперёд и одновременно описывают разные фигуры, например, левая – круг, а правая – квадрат);
- прыжки по классикам (делаем прыжок одной ногой, затем двумя и так чередуем дальше);
- стойка на одной ноге (положение стоя, одна нога согнута, руки в сторону и удерживаем равновесие секунд 10-15, меняем ноги);
- стойка на одной ноге с поднятием на носок (положения стоя, руки на талии, одна нога сгибается в колене и отводится в сторону, теперь поднимитесь на носок и удерживайте равновесие, повторите в другую сторону).
Также можно делать уже знакомые упражнения на бревне, скамье, шведской стенке, кольцах, постепенно их усложняя.
Общие игры на координацию
Приучайте детей быть активными. Можно их отвести в спортивную секцию (футбол, плавание, гимнастика, акробатика) или в танцевальный коллектив. Очень хорошим видом занятий, которые помогут ребятишкам стать ловкими, являются различные игры как статические, так и динамические:
- дети начинают танцевать под музыку и по команде (например, хлопку) замирают в позе, которой находились, начинать можно с нескольких секунд «замирания», а затем удлинять это время;
- делаем «ласточку» и соревнуемся кто простоит дольше всех;
- изображаем и аиста, который очень любит стоять на одной ноге и как можно дольше;
- бег со сменой траектории по условленной команде;
- прыжки на батуте.
Дети любят играть, им это весело и интересно. Поэтому находите те игры, которые больше всего нравятся конкретному ребёнку и включайте их в ежедневные тренировки, если хотите, чтобы малыш вырос ловким и смелым. И теперь, зная, как улучшить его координацию, сделать тело послушным, а движения согласованными, осталось дело за малым – все это делать ежедневно.
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Фитбол-гимнастика в детском саду»
Подготовила:
инструктор по физической культуре
Копылова Л.В.
г. Оренбург, 2022г.
Современное дошкольное образование живет в условиях модернизации и преобразований, направленных на повышение качества воспитательно – образовательной работы, внедрение новых педагогических технологий.
Фитбол, в переводе с английского, означает «мяч для опоры», который используется в оздоровительных целях. Данная методика носит практическую и коррекционную направленность, влияет на развитие двигательных умений, координации движений, функций равновесия, а также вызывает положительные эмоции у детей. Занятия с мячом укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, но главное - формируют сложно и длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки.
Прежде чем приступить к внедрению комплексов фитбол - гимнастики, необходимо приобрести достаточное количество гимнастических мячей (фитболов). На первых занятиях, главной задачей будет вызвать у детей интерес к новому спортивному оборудованию, дать возможность самостоятельно поиграть с мячами, получить первое представление об их свойствах, поэкспериментировать с ними.
Следующим этапом работы будет обучение детей умению правильно садиться и удерживать равновесие на мяче. Этот этап проводится отдельно с каждым ребёнком, затем с подгруппой по 8-10 детей. Продолжительность занятий с фитболами постепенно увеличивается, в зависимости от возраста, физической подготовленности и состояния здоровья детей.
Элементы фитбол - гимнастики включаются в разминку, например ходьба по кругу с мячом в руках, подбрасывание в ходьбе, прокатывание и тд., в комплексы ОРУ в подвижные игры «Догони мяч», «Быстрый и ловкий» Фитболы (на один меньше чем детей) лежат по кругу. Под весёлую мелодию дети ходят вокруг мячей. Как только музыка заканчивается, нужно быстро сесть на мяч. Кому не хватило мяча, выбывает из игры. Один мяч убирается, и игра продолжается, так происходит до тех пор, пока не останется один игрок победитель. Так же их можно использовать в эстафетах, они находят применение во время досуга и в ритмических композициях на праздниках.
В каждом возрасте занятия с использованием фитбол – мячей имеют свои особенности. С детьми младшего дошкольного возраста они не имеют строгой очерченной трехчастной формы. Как правило, эти занятия не имеют большой мышечной нагрузки, в них преобладает множество упражнений на развитие мелкой моторики; (хватание, бросание, поглаживание предметов, разные виды ритмичных хлопков, звукоподражание). При обучении физическим упражнениям на фитболах у малышей, в большей мере необходимо использовать показ и упражнений имитационного характера (например, действия зайчика, дети входят в образ и с большим удовольствием прыгают на фитболах, Мишу с бочонком меда и др.)
Основным видом деятельности в этом возрасте является игра. Дети получают удовольствие не от того, что научились выполнять то или иное движение, а от перевоплощения в игровой образ и от самого процесса игры. С детьми младшего дошкольного возраста упражнения на мячах используются в качестве фрагмента занятия, так, например, в основной части - комплекс общеразвивающих упражнений, а в заключительной – подвижные игры с мячом.
Движения детей старшего дошкольного возраста более координированные и точные, подконтрольны сознанию и могут регулироваться и подчиняться собственному волевому приказу. Дети становятся более настойчивы в преодолении трудностей и могут многократно повторять упражнения, работать в коллективе, выполнять все команды, организованно и дисциплинированно, они достаточно хорошо соотносят свои действия с музыкой, поэтому увеличиваю количество музыкального сопровождения в серии упражнений. Дети охотно и многократно повторяя упражнения, могут следить за своей осанкой, осваивают разнообразные виды движений. В старшем возрасте главной задачей будет обучение технически правильному выполнению общеразвивающих упражнений и развитие двигательной координации с использованием гимнастических мячей.
В этом возрасте больше внимания нужно уделять игровым упражнениям в разминочной части, в которую включаются задания на развитие внимания, восприятия, самоконтроля. После сильного возбуждения в основной части, с ее повышенной двигательной активностью, перейдите на заключительную релаксационную часть, также с использованием фитбол - мячей. Обучение приемам релаксации помогает детям в дальнейшем самостоятельно регулировать свое психоэмоциональное состояние, процессы возбуждения и торможения.
Большая роль отводится коммуникативным, командным играм, соревнованиям, эстафетам с использованием фитбол – мячей, например «Лошадки», и тд) .
В старшем возрасте с расширением двигательного опыта детей все большее значение приобретает использование словесных приемов без сопровождения показом. Применяйте показ, когда знакомите детей с новыми движениями. Повышению эффективности занятий, созданию эмоционального подъёма, чувства радости и удовольствия, способствует сочетание фитбол - гимнастики с музыкой, проговаривание стихов в ритм движений и пения в такт любимой мелодии (стишок, пример). Ко многим физическим упражнениям вместе с детьми придумайте условные названия, которые помогут им освоить движение на фитболе, и отразить характер движения, например: «Боксер», «Мостик», «Улитка».
С целью закрепления упражнений на фитболе в детском саду необходимо создать условия и в группах. Если есть фитбол - мячи, то дети охотно пользуются приобретенным опытом и в свободной двигательной деятельности. Для включения родителей в образовательный процесс, давайте консультации по данной проблеме, подбирайте комплексы фитбол - гимнастики для занятий в домашних условиях. Многие родители, особенно мамы, заинтересуются этими занятиями и приобретут мячи детям дома.
Подводя итог, хочется отметить, что на данный момент существует множество методик, позволяющих решить комплекс задач и проблем, стоящих перед педагогом, но эффективность нововведений зависит от знания методики, систематичности и рациональности ее использования.
Практическая работа по применению фитбол - гимнастики в детском саду позволяет сделать вывод, что высокая эффективность занятий может быть достигнута только при условии четко организованной системы работы, которая включает в себя взаимодействие всех направлений: работа с детьми, родителями, воспитателями, сотрудничество с другими специалистами.
Безусловно, фитбол - гимнастика оказывает широкий спектр оздоровительного воздействия на детский организм:
• происходит укрепление опорно-двигательного аппарата; совершенствуются сердечно-сосудистая и дыхательная системы;
• развиваются физические качества ребенка, повышается работоспособность, понижается утомляемость;
• способствует развитию творчества, детской фантазии и эмоционально раскрепощает детей.
Таким образом, фитбол - гимнастика, являющаяся на данный момент инновационным направлением в физического воспитании и оздоровлении детей, сочетает в себе все необходимые компоненты для гармоничного развития ребенка. Если даже в каком-то дошкольном учреждении нет фитболов, то мой совет приобретите, и вы не пожалеете, ваши занятия с детьми станут интересными, занимательными и самое главное подарят радость и хорошее настроение детям.
«Золотые» правила фитбол - гимнастики
В целях обеспечения безопасности, охраны жизни и здоровья детей, необходимо соблюдать основные правила фитбол - гимнастики:
• Подбирать фитбол каждому ребенку по росту.
• Убедиться, что поблизости отсутствуют острые предметы, которые могут повредить фитбол.
• Проследить, чтобы на детях была удобная одежда, не мешающая движениям, и нескользящая обувь.
• Начинать занятия с простых и. п. и упражнений, постепенно переходя к более сложным.
• Следить за тем, чтобы ни одно упражнение не причиняло детям боли и не вызывало дискомфорта.
• Исключить во время занятий быстрые и резкие движения.
• Нельзя увлекаться прыжками на фитболах.
• При выполнении упражнений фитбол не должен двигаться, за исключением упражнений, связанных с его прокатыванием и перемещением.
• Физическая нагрузка по времени должна соответствовать возрасту занимающихся.
• Следить за техникой выполнения упражнений, соблюдать приемы страховки и учить самостраховке.
• На каждом занятии стремиться к созданию положительного эмоционального фона, бодрого, радостного настроения.
• Упражнения на силу должны чередоваться с упражнениями на растягивание и на расслабление.
• С детьми дошкольного возраста использовать упражнения для самопознания, уточнения представлений детей о строении своего тела.
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Фитбол для детей: какие упражнения полезны?»
Подготовила:
инструктор по физической культуре
Копылова Л.В.
г. Оренбург, 2022г.
Приучать ребенка к спорту нужно с раннего возраста. Такие занятия полезны для общего оздоровления, а также для формирования опорно-двигательного аппарата и здоровой осанки. Лучше всего для детей младшего возраста использовать фитбол. На нем можно делать абсолютно безопасные и увлекательные для малышей упражнения, не прибегая к помощи профессионального тренера. Родители по видео-урокам вполне могут освоить самые простые упражнения на мяче, а потом обучиться и более сложным. Фитбол не займет много места в квартире и станет любимцем не только детей, но и взрослых.
Польза фитбола
Фитбол – это не только красочная игрушка для ребенка, в первую очередь это инструмент для активного занятия посильными физическими упражнениями. Благодаря фитболу, оказывается такая польза для здоровья:
- нормализуется работа кишечника, ребенок меньше страдает коликами, что особенно важно с третьего месяца, когда малыши испытываю болезненные ощущения в животе из-за заглатывания воздуха при кормлении;
- устраняется гипертонус мышц, особенно, если ребенок родился с неврологическими нарушениями и гипертонус поставлен в диагнозе;
- стабилизируется нервная система, в процессе упражнений налаживается тесная связь с родителями, ведь делать упражнения малыш может не только с мамой, но и папой;
- стимулируется кровообращение;
- улучшается дыхание;
- развивается координация движений;
- повышается гибкость, укрепляется мышечный корсет, особенно спины и поясницы;
- упражнения являются отличным средством профилактики заболеваний опорно-двигательной системы;
- повышается выносливость организма, укрепляется иммунитет.
Фитбол рекомендован для детей, у которых обнаружена дисплазия тазобедренного сустава, повышенная нервная возбудимость и гипертонус, избыточный вес, большая прибавка в первый год жизни, запоры, колики.
Чтобы упражнения были максимально эффективными и безопасными, правильно выбирайте мяч. Фитбол должен быть не менее 75 см в диаметре, но для грудничков можно и меньше – его можно использовать на диване, в кроватке.
Фитбол младенцам
Дети до трех лет особенно нуждаются в занятиях на фитболе. В этом возрасте у ребенка начинают укрепляться мышечные волокна и именно тогда они нуждаются в качественной тренировке. Упражнения на фитболе помогут нормализовать функционирование вестибулярного аппарата, улучшить координацию движений, развить ловкость, избежать детского ожирения и устранить проблемы с позвоночником.
Есть много различных упражнений с фитболом, которые можно посмотреть в интернете. Но педиатры советуют начинать с самых простых, которые в дальнейшем помогут освоить и сложные виды активности:
- уложите малыша животиком на мяч и поддерживайте за ручки и ножки. Постепенно раскачивайте ребенка движениями вперед-назад;
- такое же упражнение, но с измененной амплитудой – поднимайте ребенка вверх и опускайте на мяч;
- поставьте малыша ножками на мяч и попрыгайте по его поверхности, удерживайте мяч ногами, чтобы у малыша постоянно была опора;
- чтобы развить ножки, попробуйте следующее упражнение – поднесите мячик к малышу, лежащему на диване, он должен рефлекторно оттолкнуть его ножками, делая пружинящее движение;
- для укрепления мышц брюшного пресса положите малыша спинкой на мяч и поднимайте за ручки, приводя в сидячее положение. За одно занятие можно делать несколько таких повторов, но начинайте упражнение только после того, как у малыша заживет пупочек;
- наклоняйте малыша вниз, положив на животик. Придерживайте тело за ножки и медленно покачивайте мяч вниз, после чего возвращайте в исходное положение. Следите за тем, чтобы это упражнение было для ребенка комфортным.
Упражнения для грудничков не сложные и очень увлекательные. Малыши любят фитбол и уже через некоторое время сами будут просить маму поиграть с ними и мячом.
Дошкольники и школьники
Фитбол для дошкольников и школьников не менее важен. Этот самый простой снаряд поможет отвлечь детей и от компьютеров и гаджетов, на которые современные дети тратят уйму времени. Вот какие упражнения можно предложить детям:
- подъемы мяча над головой;
- подкидывание мяча для координации движений рук;
- приседания с мячом;
- перебрасывания мяча родителю;
- перекаты на фитболе на спине;
- удерживание равновесия, сидя на мяче;
- мостик на мяче.
При выборе фитбола для дошкольников и школьников лучше ориентироваться на большие мячи – так детям удобнее на них заниматься. Хорошо, если фитбол имеет ручку – во многих упражнениях это очень удобно, да и переносить большой мяч проще. При покупке фитбола ориентируйтесь на вес ребенка, но нынешние производители делают отличные крепкие мячи, проверенные на производстве. Такой фитнес-снаряд не навредит здоровью и поможет разнообразить досуг ребенка.
Предварительный просмотр:
Мастер класс для педагогов
«Развитие координации движений по средствам фитбол – гимнастики».
Подготовила:
инструктор по физической культуре
Копылова Л.В.
г. Оренбург, 2023г.
Мастер класс для педагогов
«Развитие координации движений по средствам фитбол – гимнастики».
Вводная часть
- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию мастер класс для педагогов «Развитие координации движений по средствам фитбол – гимнастики».
Цель: представить опыт использования мячей - фитболов в образовательном процессе ДОО.
Задачи:
- Дать элементарные представления о функциональном назначении мяча - фитбола и фитбол - гимнастики как нетрадиционной формы оздоровительной работы с дошкольниками.
- Вызвать интерес к фитбол - гимнастике как здоровьесберегающей технологии, повысить профессиональную компетентность педагогов в её применении.
- Создать условия для включения всех участников в активную деятельность.
- Формировать умения самим придумывать имитационные игровые упражнения с использованием фитбола.
Но сначала давайте немножко поиграем. Отвечайте на вопросы: Да или Нет.
- Скажите громко и хором, друзья,
Деток вы любите? (Нет или да)
Пришли вы учиться,
Иль сил совсем нет?
Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет)
Я вас понимаю….
Как быть господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (Да)
Дайте мне тогда ответ
Помочь откажетесь мне? (Нет)
Последний вопрос, ответьте, друзья
Активными будете? (Нет или да)
Большое спасибо! Итак, начнем нашу работу.
- Наверное, каждый из нас мечтал в детстве найти клад или владеть сокровищем. У меня есть чудесный мешочек, и в нём находится предмет, который может показать вам настоящее сокровище. (Предлагает взять из чудесного мешочка маленькие зеркала, но пока не раскрывать их).
- А теперь можете взглянуть в зеркало. Что вы увидели? (ответы участников)
- Молодцы! Самое дорогое – это вы сами. Предлагаю улыбнуться самим себе, и сказать: «Я красивая, я замечательная!». Вы сами, ваше здоровье и здоровье наших детей и есть наше сокровище!
«Здоровый человек - самое драгоценное произведение природы». (Томас Карлейль)
- Я предлагаю подумать и сказать, что же важно для сохранения и укрепления здоровья? (бодрость, хорошее настроение, двигательная активность)
Я хочу рассказать Вам одну притчу.
Давным-давно, на горе Олимп жили - были боги.
Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля.
Стали думать: каким должен быть человек. Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой сказал: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным».
А один из богов сказал так: «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам».
И, решили они спрятать главное, что есть у человека – его здоровье.
Стали думать, решать – куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие – за высокие горы. А самый мудрый из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека. Пусть он его поищет».
Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье.
Только вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов!
А ребёнку помочь найти этот дар, сохранить и укрепить должен воспитатель!
- Перед тем, как перейти к теме нашего мастер-класса, мне хотелось бы узнать, какие спортивные игры с мячом вам известны? (ответы участников)
Сегодня очень много современных методов, которые обеспечивают физическое развитие и двигательную активность ребенка. Мы продолжим говорить об особом мяче - фитболе.
Что же хорошего в фитболе?
Я бы сказала так: Фитбол – это ЛЕГКО, ВЕСЕЛО, ЭФФЕКТИВНО!
Основная часть
I этап. Краткое представление здоровьесберегающей фитбол-технологии
Что такое фитбол и каким он должен быть?
Фитбол – это большой, упругий, гимнастический мяч, который используется для занятий аэробикой в оздоровительных целях.
Диаметр мячей от 35 до 85 сантиметров. Фитболы есть массажные и обычные, гладкие и пупырчатые. Чем жёстче мяч, тем тяжелее удерживать на нем равновесие. И, наоборот, при слишком мягком фитболе, дети получают минимальную нагрузку на мышцы. В целях профилактики травматизма, заниматься на фитболе следует на ковровом покрытии и с дистанцией 1,5 - 2 м. друг от друга, в удобной обуви на нескользящей подошве. Перед занятием с мячами следует убедиться, что рядом отсутствуют какие-либо острые предметы, которые могут повредить мяч.
Преимущества фитбол-гимнастики
- Фитбол-гимнастика - это единственный вид гимнастики, где при выполнении физических упражнений включаются совместно двигательный, вестибулярный, слуховой, зрительный и тактильный анализаторы, что усиливает положительный здоровьесберегающий эффект;
- Упражнения на мячах доступны всем, независимо от возраста и состояния здоровье; для занятий на нём нет противопоказаний;
- На занятиях фитбол - гимнастикой можно комплексно решать несколько задач.
- Фитболы вносят игровой момент в образовательную деятельность, создают неповторимый эмоциональный подъём, позволяют разнообразить всю физкультурно-оздоровительную работу в дошкольном учреждении.
Функциональность использования фитбола
- мяч можно использовать как предмет, выполненяя различные ОРУ с фитболом в руках, в различных и.п. (стоя, сидя, лежа и др), а также броски, ловлю, удары об пол (ведение) и т.д.;
- мяч как опора применяется в положении сидя верхом на мяче, лежа: мяч под спину, под живот, под бок, а также лежа на спине мяч под ногами и т.д.;
- можно использовать мяч как ориентир при выполнении различных подвижных игр, эстафет – обежать мяч и т.д.;
- как амортизатор и тренажер мяч предназначен для развития силовых способностей мышц рук, ног (зажимы мяча);
- можно использовать мяч как препятствие для перешагивания, перепрыгивания и различных видов перекатывания на нем на спине, на животе - вперёд и назад, сидя - вправо и влево;
- фитболы применяются и в качестве массажера при выполнении упражнений в парах. Один занимающийся лежит на животе, другой с мячом в руках выполняет массажные движения по спине партнера: прокатывание, постукивание, вибрационные и круговые движения и т.д.
Фитбол-гимнастика оказывает оздоровительное воздействие на организм ребёнка. Происходит:
- совершенствование координации движений;
- профилактика мышечной недостаточности;
- профилактика плоскостопия;
- формирование осанки и т.д.
- укрепление мышц ног и свода стопы;
- развитие функций равновесия и вестибулярного аппарата;
- увеличение гибкости и подвижности в суставах;
- укрепление мышц спины и таза;
- укрепление мышц рук и плечевого пояса;
- укрепление мышц брюшного пресса.
Фибол является своего рода «Универсальным солдатом» .
Можно использовать:
- В НОД
- В спортивных развлечениях
- Как дополнительное образование
- В комплексе ОРУ
II этап. Практический
(подгрупповая и самостоятельная работа)
- А сейчас, уважаемые коллеги, я предлагаю вам на практике опробовать некоторые упражнения с фитболом. И первое с чего мы начнем - это упражнения для подготовительной части занятия, которые направлены развитие координации движений, с элементами самомассажа.
Участники выполняют комплекс упражнений фитбол-гимнастики.
Комплекс упражнений
1.И.п.:
Сидя на мяче, ноги на ширине плеч, руки опущены, придерживая мяч ладонями
Лёгкое покачивание на мяче вверх-вниз, не отрывая ног от пола
Терапевтический эффект
Упражнение оказывает благоприятное воздействие на суставы позвоночника
2.И.п.:
Сидя на мяче, ноги на ширине плеч, руки в стороны,
взмахи руками вверх – вниз, лёгкое покачивание на мяче, ноги стоят на всей стопе.
Терапевтический эффект
Упражнение увеличивает подвижность в плечевых суставах и формирует навык правильной осанки.
3.И.п.:
сидя на мяче, ноги на ширине плеч, руки вверх.
Наклоны в стороны, мяч не подвижен.
Терапевтический эффект.
Упражнение на боковые мышцы туловища.
4.И.п.:
сидя на мяче, ноги на ширине плеч.
Поочерёдные махи руками вперёд
– назад.
Терапевтический эффект.
Упражнение увеличивает подвижность в плечевых суставах и формирует навык правильной осанки.
5. И.п.:
Стоя на коленях за мячиком, руки на мяче.
На 1-8 – лёжа на мяче на животе, продвижение на руках вперёд, вытянутые ноги на мяче, спинка прямо.
На 1-8 – вернуться в и.п.
Терапевтический эффект.
Упражнение тренирует разгибатели спины, мышцы рук, развивает координацию движений
6.И.п.:
Лёжа на спине на полу, руки вдоль туловища, вытянутые ноги на мяче.
На 1-2 – приподнять таз
На 3-4 – и.п.
Терапевтический эффект.
Упражнение укрепляет мышцы спины, живота и брюшного пресса
7.И.п.:
стоя, ноги на ширине плеч, мяч в руках.
на 1-2 – мяч в сторону – вверх
3–4 – в другую сторону. По 2 раза в каждую сторону через низ.
На 1-2-3-4 – рисуем «солнышко» мячом .
Терапевтический эффект.
Упражнение увеличивает подвижность позвоночника во фронтальной плоскости, укрепляет мышцы верхних конечностей.
- Вы хорошо справились с заданием! Как вы считаете, какие методы и приемы являются наиболее подходящими в работе с дошкольниками и вызывают наибольший интерес? (Игровые)
- Действительно, дети больше всего любят играть в различные игры с фитболами. Эти игры вызывают у них большой интерес и массу положительных эмоций, что благотворно сказывается на здоровье.
- А что ещё, кроме игр, больше всего любят наши дети? (сказки)
- Думаю, что сказки любят не только дети. Предлагаю вам поучаствовать в постановке сказки, но не простой, а физкультурно-оздоровительной!
-Слышишь, сказка в дверь стучится!
Ты скорей ее впусти,
Потому со сказкой этой
Нам к Здоровью по пути!
- Я сейчас начну рассказывать, но мне понадобится ваша помощь. Нам нужно будет выбрать героев нашей сказки.
Участники берут по одной карточке с изображением персонажа сказки из «чудесного мешочка».
- Итак, начинаем.
Каждый участник, по ходу сказки выполняет упражнение, которое изображено у него на карточке. На экране слайды с показом каждого упражнения, в конце мнемотаблица со всеми упражнениями.
Сказка «Невоспитанный мышонок»
Жил в лесу невоспитанный мышонок. Он никому не говорил «доброе утро» и «спокойной ночи». Рассердились на него все звери в лесу – не хотят с ним дружить. Грустно стало мышонку. Пошел он к своей маме (1 упражнение «ходьба») и спросил: «Как мне помириться со всеми зверями в лесу?» Мама отвечает ему, что нужно быть со всеми вежливым. Мышонок решил исправиться. Пошел он к норке зайчиков и громко пропищал: «Доброе утро!»
Улыбнулись зайчики и угостили мышонка морковкой (2 упражнение «зайчик»). Обрадовался мышонок, дальше пошел. Навстречу ему змейка ползет. И с ней поздоровался мышонок. Удивилась змейка и высоко подняла голову (3 упражнение «змея»). Очень понравилось мышонку быть вежливым. Побежал он дальше, чтобы еще с кем-нибудь поздороваться (4 упражнение «бег»). Видит, сидит на дереве ворона. Мышонок громко закричал ей: «Доброе утро!» - Ворона каркнула ему в ответ и полетела всем рассказывать, что мышонок стал вежливым (5 упражнение «птица»).
А мышонок все бегал по лесу, всем кричал «доброе утро» и так устал, что споткнулся и покатился по дорожке, как орешек (6 упражнение «орешек»). Едва в воду не упал. Сидит у воды, смотрит, как рыбки плавают
(7 упражнение «рыбка»). Отдохнул, оглянулся по сторонам, видит: лягушки прыгают, приглашают его поиграть с ним (8 упражнение «лягушка»). Но мышонку некогда играть – еще не всем доброго утра пожелал. Бежит он по лесу и видит: на дереве летучая мышь проснулась (9 упражнение «летучая мышь»). «Доброе утро!» - кричит ей мышонок. «Уже вечер наступил, - отвечает летучая мышь, - добрый вечер, мышонок!» И мышонок побежал домой, чтобы мама не волновалась, что его нет так долго.
Комментарий инструктора по физкультуре:
Одни и те же упражнения, повторяющиеся из занятия в занятия, быстро надоедают детям, поэтому для разнообразия и заинтересованности все ранее изученные упражнения объединены в литературные сказки. Фитбол-сказки могут быть самостоятельными занятиями с детьми младшего дошкольного возраста, когда инструктор рассказывает сюжет сказки, сопровождая ее выученными ранее знакомыми движениями. Внимание детей приковано к содержанию сказки, и выполнение упражнений не становится скучным и однообразным повторением. Для детей старшего дошкольного возраста фитбол-сказки могут использоваться в качестве «бодрящей» гимнастики после дневного сна. В момент просыпания детей в группе, когда дети находятся еще в полусонном состоянии, педагог предлагает детям прослушать сказку с закрытыми глазами и запомнить ее. Сказка активизирует слуховое внимание, вызывает в воображении детей ряд ассоциаций и образов, тем самым представляя собой один из вариантов мнемотехники, позволяющей с помощью образов запомнить и воспроизвести весь рассказ. В каждой сказке есть своеобразная «мнемотаблица» движений, с помощью которой дети выполняют сказку как единый двигательный комплекс. У каждой сказки есть схема упражнений (мнемотаблица), показывая которую детям можно рассказывать сказку с одновременным ее выполнением.
Полезно, чтобы после гимнастики, в свободной деятельности в группе, дети смогли повторить и воспроизвести сказку. Подобное закрепление материала во второй половине дня может быть дополнительным коррекционным заданием по развитию связной речи. Наиболее удачные сказки, написанные А.И. Константиновой и предложенные А.Г. Назаровой, подчеркивают значимость таких проявлений, как доброта, забота о ближнем, взаимопомощь, дружба и доверие.
- Интересная у нас сказка получается! Но это еще не конец. А завершить нашу сказку я предлагаю так.
- Поскакал мышонок домой и по дороге повстречал 2-х гусениц, ползущих по тропинке. А так как сказка наша – физкультурная, и гусеницы оказались невероятно шустрыми, проворными и любопытными, прямо как «Пупсень» и «Вупсень» и мультика «Лунтик», они предложили мышонку с ними поиграть. А чтобы это показать, мне опять понадобится ваша помощь.
Игра-эстафета «Быстрая гусеница»
Играют две команды. Каждая команда – это «гусеница», где все участники соединяются друг с другом с помощью мячей, которые они удерживают между собой туловищем. Первый игрок первой команды надевает слюнявчик и кепку с надписью: «Пупсень», а первый игрок второй команды - слюнявчик и кепку с надписью: «Вупсень». По команде, кто быстрее доберется до финиша, игроки начинают движение гусеницы. Выигрывает самая быстрая команда, не разорвавшая «гусеницу» и не уронившая мяч.
- А закончилась наша сказка так: встретились все друзья на волшебной полянке Здоровья и хорошего настроения! И так им тут понравилось, что все они весело и радостно запрыгали! (по желанию участники прыгают на фитболах)
Заключительная часть
Упражнение - рефлексия: «Гусеница интереса и настроения»
- Завершая свой мастер-класс, я предлагаю вам, уважаемые коллеги, проанализировать своё эмоциональное состояние, интерес к данной теме и выразить его с помощью цветовых маркеров.
- Красный – всё понравилось, хочу узнать больше, использовать в практике;
- Жёлтый – всё понравилось, интересно, познавательно;
- Синий – понравилось, но некоторые идеи были спорными;
- Чёрный - идеи не заинтересовали.
- Предлагаю каждому из участников взять условное изображение фитбола того цвета, какой подходит к его отношению по данной теме и представленному опыту, и выложить из них гусеницу интереса, которая тянется к солнышку, как мы с вами тянемся к здоровому образу жизни.
- Гусеница – насекомое неторопливое, но она хоть и медленно, но верно ползёт к своей цели и, в конце концов, становится прекрасной бабочкой (изображение гусеницы на слайде сменяется изображением бабочки). Так и мы, педагоги, не всегда быстро, но я думаю, всегда верно идём к поставленным целям, преодолеваем сомнения, трудности и проблемы, встречающиеся у нас на пути. И сегодня я хочу вам пожелать, чтобы ваши мысли и дела, ваши старания превратились в прекрасный результат, чтоб в душе каждого ребёнка раскрылась и взлетела эта бабочка радости, интереса и желания расти и становиться лучше.
Фитбол – это безопасно, доступно, а главное, интересно и полезно! Будьте здоровы! Всем удачи!
Список литературы:
- Клубкова Е.Ю. Фитбол-гимнастика в оздоровлении организма. –СПб., 2001.
- Крючек Е.С. Аэробика. Содержание и методика проведения оздоровительных занятий: Учебно-метод. пос. - М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс,2001. - 64 с.
- Овчинникова Т.С., Потапчук А.А. Двигательный игротренинг для дошкольников. – СПб. : Речь; М.: Сфера, 2009. 176 с.
- Сайкина Е.Г., Кузьмина С.В. Фитбол-аэробика для дошкольников «Танцы на мячах». Парциальная программа. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. – 160с.
Предварительный просмотр:
Семинар практикум для педагогов
«Координационная лестница как эффективное средство развития
координационных способностей у детей дошкольного возраста»
Подготовила:
инструктор по физической культуре
Копылова Л.В.
г. Оренбург, 2023г.
Цель: повышение уровня компетенции педагогов при использовании нового спортивного оборудования – координационно-скоростной лестницы для развития координационных способностей у детей дошкольного возраста.
Задачи:
-достижение максимального взаимодействия и взаимопонимания педагогов в вопросах развития координационных способностей у детей дошкольного возраста;
-совершенствование практических умений и навыков педагогов, необходимых в работе с детьми при использовании координационной лестницы;
-рефлексия собственного профессионального мастерства всеми участниками семинара - практикума.
Участники: педагоги ДОУ.
Ход:
1.Теоретическая часть.
Здравствуйте уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагаю семинар - практикум по теме «Координационная лестница как эффективное средство развития координационных способностей у детей дошкольного возраста».
Современные образовательные программы и требования к содержанию и методам работы, осуществляемые в ДОУ, нацелены на формирование двигательной культуры у дошкольников. В период дошкольного детства происходит быстрое изменение строения и функций организма, активно развиваются физические способности, среди которых ведущее место занимает координация движений.
Следовательно, в сложившихся условиях совершенно очевидна необходимость научного поиска более эффективных способов развития координационных способностей у детей. То есть использование современного спортивного оборудования, является перспективным средством повышения качества образовательной деятельности ДОУ. Одним из таких оборудований является – координационная лестница.
Перед тем, как перейти к технологии использования координационной лестницы, обратимся к понятию «координация». Координация — процессы согласования активности мышц тела, направленные на успешное выполнение двигательной задачи.
На мой взгляд, для развития такой важной физической способности у дошкольников как координация, нам поможет технология использования координационной лестницы.
Что же такое координационная лестница и для чего она нужна? Итак, координационная лестница или можно сказать по-другому координационно-скоростная лестница – это перекладины, связанные между собой веревками (стропами). Лестница размещается исключительно на горизонтальной плоскости. Если мы с вами посмотрим на нее, как вы думаете, на какую игру в детстве похожа координационная лестница? Она напоминает нанесенную мелом разметку для игры в «классики».
Координационная лестница предназначена для развития ловкости, скоростных качеств, баланса тела в движении, тренировки ускорений; она развивает чувства ритма и координации движений, позволяет отрабатывать технику основных двигательных действий.
Цель - развитие координационных и скоростных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи - развитие координации движений, внимания, ориентировки в пространстве. Укрепление связок нижних и верхних конечностей, мышц туловища. Развитие сводов стопы и гармоничного телосложения.
Среди характерных особенностей скоростной лестницы можно выделить такие, как:
-вариативность (например, в применении: в разных видах двигательной активности, различных упражнениях; в изготовлении: из разнообразных материалов),
-мобильность (компактная, легкая),
-доступность (используется детьми всех уровней физической подготовленности, с детьми разного возраста),
-безопасность и простота в использовании.
При введении упражнений на координационной лестнице необходимо соблюдать основные педагогические принципы обучения, начиная с медленных и контролируемых движений, в дальнейшем постепенно переходя к более быстрым движениям, а также наращиванию координационной сложности. Для формирования соответствующих навыков у детей необходимо выполнять упражнения несколько раз, некоторые из них со временем стоит усложнять за счет увеличения скорости и дозировки выполнения, включения в работу рук. Как и во многих упражнениях на технику, здесь также важна правильность выполнения.
Координационную лестницу можно использовать в любой структурной части физкультурного занятия, как для разминок, утренней гимнастики, выполнения основных видов движений, так и в подвижных играх.
Рекомендации по использованию координационной лестницы:
1. Обязательная разминка и инструктаж по технике безопасности при выполнении упражнений на координационной лестнице.
2. Соблюдение дистанции между детьми 2-3 ячейки.
3. Не наступать на перекладины лестницы.
4. Правильная техника при выполнении упражнений на скорость.
5. Увеличение скорости выполнения упражнений возможно только при выполнении нескольких подходов.
2. Практическая часть.
Практикум для педагогов с использованием координационной лестницы.
Во второй части мастер-класса предлагаю вам практически познакомиться с техникой выполнения упражнений на координационной лестнице.
Во время упражнений на рейки не наступать, дистанцию соблюдать 2 – 3 ячейки.
Начнем, как обычно на любом занятии, с построения. Первое что мы сделаем – это разминка. Встали в одну колонну за мной и выполняем движения по показу на лестнице.
Разминка
- обычная ходьба по одной ноге в ячейку, руки в стороны
- ходьба на носках, руки вверх, в каждую ячейку
- ходьба с высоким подниманием колена, руки за спиной
- бег с высоким подниманием колена, руки на поясе (лошадки)
- бег боком с забеганием и выбеганием в каждую ячейку
- спокойная ходьба с упражнениями на дыхание.
ОВД
1 И. п. стойка лицом к лестнице с мячом; ходьба в первую ячейку с правой ноги, левую рядом приставить, мячом ударить во вторую ячейку, ходьба так же во вторую ячейку, мячом ударить в третью и т. д.
2 И. п. боком к лестнице; перебрасывание мяча в парах на противоположных ячейках по свистку, заходя в ячейки приставным шагом (можно, стоя по разные стороны лестницы, перебрасывать мяч с отскоком от пола, попадая мячом в ячейку)
3 И. п. лицом к лестнице, руки на поясе, ноги вместе; прыжки в первую ячейку на двух ногах, прыжком ноги врозь за пределы второй ячейки;
4 И. п стоя, лицом к лестнице, ноги с. с. руки на поясе. Прыжком левой ногой в ячейку, п другую ногу снаружи первой ячейки Прыжком правой ногой в ячейку, поставив другую ногу снаружи первой ячейки
5 И. п. стоя, лицом к лестнице, ноги вместе, руки на пояс.
Шаг правой ногой, вправо, за пределы ячейки лестницы на уровне первой ячейки.
Шаг левой ногой вперед, поставить в первую ячейку лестницы.
Шаг правой ногой, влево, поставить в первую ячейку лестницы (приставить к левой).
Шаг левой ногой, влево, за пределы ячейки лестницы на уровне второй ячейки.
Шаг правой ногой вперед, поставить во вторую ячейку лестницы.
Шаг левой ногой, вправо, поставить ногу во вторую ячейку лестницы (приставить к правой).
Подвижная игра
«Мины». Каждый встает в ячейку. По сигналу разбегаются по залу. Второй сигнал – останавливаются и закрывают глаза. В это время в некоторые ячейки кладутся фишки – туда больше вставать нельзя. Третий сигнал – открывают глаза и занимают пустые ячейки (любые). Кому не хватило, выбывает из игры.
Малоподвижная игра
«Дом для цифры». 1 вариант: участники (10 шт.) берут карточки с цифрами (цифры не видны – перевернуты) и находят ее домик на лестнице. 2 вариант: играют 3 человека. 1 берет карточку с числом, 2 других находят его соседей и встают в лестницу.
3. Рефлексия и подведение итогов.
Ведущий: Уважаемые педагоги, надеюсь, представленный вам опыт работы был полезен. Подводя итоги, предлагаю вам принять участие в блиц-опросе, высказав своё мнение по заявленной проблеме.
Блиц-опрос педагогов по итогам мероприятия.
Ведущий предлагает педагогам обменяться мнениями по проведенному мероприятию.
-Каково ваше отношение к использованию координационно-скоростной лестницы с детьми на занятиях по физической культуре?
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Сборник игр и упражнений с фитболом
Подготовила:
инструктор по физической культуре
Копылова Л.В.
г. Оренбург, 2023г.
Аннотация
Координационные способности - неотъемлемый атрибут нашей обыденной и спортивной жизни. При недостаточном развитии координационных способностей у детей формируются неправильные элементы жизненно необходимых для человека движений, которыми он пользуется в разнообразной деятельности - бега, прыжков, лазанья, метания. Способность правильно координировать свои движения - залог того, что ребенок будет верно выполнять все предложенные ему движения. А от того, как правильно выполняются упражнения зависит и степень нагрузки на какую-либо часть тела, и точность исполнения, и развитие всего организма в целом.
Сам комплекс фитбол-аэробики состоит из набора общеразвивающих упражнений на самые разные группы мышц. И практически каждое движение можно рассматривать как движение на развитие координации. А так как старший дошкольный возраст по функциональным возможностям детей, характеру генетического развития двигательной функции является благоприятным для становления многих двигательных проявлений, в том числе и координационных, именно в этот период работу по развитию координационных движений нужно проводить более интенсивно. И, кроме того занятия должны быть не только полезны, но и занимательны, иначе желаемого результата можно и не достичь. Поэтому лучшим выходом будет развитие координации движений, на занятиях используя фитбол-аэробику.
В данный сборник вошли упражнения и игры для детей 3 – 7 лет.
Сборник предназначен для педагогов ДОУ.
Занимайтесь и будьте здоровы!
БЕГ Я бегу, бью по мячу, Футболистом быть хочу, — Больше всех голов забить, Как Пеле — великим быть
| ||||
ВЕТОЧКА Веточка пушистая, Пышный куст сирени. До чего душистая, Что ломать не смеем. Веточка нарядная На ветру качалась, Песенка веселая Пелась, не кончалась.
|
ГУСЕНИЦА Медленно гусеница По листку ползет, Из пушинок путаницу На спине везет.
| ||||
ЕЛОЧКА Маленькая елочка Росла без печали, Буйны ветры елочку Ласково качали. Закружили елочку Зимние метели, Каждую иголочку В серебро одели
| ||||
ЗАЙЧИК Скачет зайчик на опушке, Он живой, а не игрушка, Дайте зайке лист капустный, Самый лакомый и вкусный.
| ||||
ЗМЕЯ По делам змея ползет. Говорят, ей не везет. Все в лесу ее боятся, Лучше вовсе не встречаться.
|
КАЧЕЛИ Качаются качели, Вверх-вниз летят они. До неба долетели, Попробуй, догони!
| ||||
КНИГА Книги мальчики листают, Книги девочки читают, Книги дети берегут, Ну а мышки их жуют.
| ||||
КОЛЕЧКО У меня колечко, А на нем сердечко, Я его храню, Я его люблю. Выйду на крылечко, Брошу в сад колечко; Пусть дружок найдет И скорей придет
| ||||
ЛИСИЧКА Рыжая лисичка По лесу бежала, Хитрая сестричка Хвостиком махала. А за ней собаки, Злые забияки, - Хвостиком вильнула, Собак обманула
| ||||
ЛЯГУШКА Красота на озере, Лилии цветут, В лягушачьей опере Сто певцов поют Квакали лягушки: Песенку свою Я с моей подружкой Тоже подпою.
| ||||
МАЯТНИК Качаться я весь день подряд Для вас, ребята, очень рад. Я — маятник-трудяга, Хоть и устал, бедняга
| ||||
МЕДВЕЖОНОК Медвежонок косолап, Ходит вперевалку, От его когтистых лап Ульи все вповалку. Медвежонку снится сон Сладкий и душистый, Черный нос свой видит он Липким, золотистым.
| ||||
МЕСЯЦ Месяц, месяц — мой дружок. Позолоченный рожок, Освещая ночью путь, Ты про нас не позабудь. Месяц звездам командир, Пусть не носишь ты мундир, Оставайся молодой, Самой яркою звездой.
| ||||
МУРАВЕЙ Муравьишка-труженик Строит муравейник, День клонится к ужину, Завтра понедельник Длится, не кончается День погожий летний, Муравей старается, Домик все заметней.
| ||||
НОСОРОГ Очень страшен носорог: У него огромный рог. Только он достойный, Добрый и спокойный.
| ||||
ОРЕШЕК Наш орешек не простой, Он волшебный, золотой, Исполняет все желанья, Выполняет все заданья. Мы орешек покатаем, Мы орешек постучим, Мы с орешком поиграем, Никому не отдадим.
| ||||
ПАУЧОК Паучок в углу сидит, Из угла на мух глядит, Ожидая ужина, Доплетает кружево.
| ||||
ПТИЦА Птицу в клетку не сажай, Отпусти ее на волю, Добрым словом провожай, Пусть летает в поле.
| ||||
ПЧЕЛКА Мохнатая пчелка Крыльями жужжит, Над цветком душистым Медленно кружит, Целый день летает, Мёд собирает
| ||||
РАК Рак в воде речной живет, Ходит задом наперед, Кто его не знает, Пусть не проверяет.
| ||||
РЫБКА В колыбельке рыбка, Колыбелька — зыбка, На волне качается, В сети попадается.
| ||||
ХОДЬБА Мы дружно в ряд шагаем, И петь не забываем Смотри, не отставай И песню подпевай. Прошли все косогоры, А дальше топать в гору, Но не смутить ребят, Поют все песню в лад.
| ||||
УЛИТКА Улитка, улитка, ты куда ползешь? Зачем хрупкий домик на спинке несешь? Иду на угощение во зеленый бор, Домик на спине несу, чтоб не забрался вор
| ||||
ЯЩЕРИЦА Ящерица — не тужи, Где пропал твой хвост, скажи, Мы тебя жалеем, Обижать не смеем.
| ||||
УДАВ Удав кольцом свернулся И медленно ползет, То хвост свой перегонит, То все наоборот. Удаву интересно С хвостом своим гулять, Ах, это так приятно С самим собой играть.
| ||||
ЗАМОК Замочек, дверь открой, Где ключик золотой? Скажи секрет друзьям: Ему, и ей, и нам.
| ||||
КОШЕЧКА Киска Маркизка Кланяется низко, Лезет под забор, За сметаной вор
|
ЛОШАДКА У нас в саду площадка, Стоит на ней лошадка Очень боевая, Ну совсем живая. Лошадка скок-поскок, Копытцами цок-цок, Не ходит, а летает, Деток всех катает.
| ||||
КУНИЦА Куница не птица, Хищница куница, Хоть красавица на вид, От нее не счесть обид
| ||||
СТРЕКОЗА Стрекоза, как вертолет, Комаров нещадно бьет, Крыльями стрекочет С вечера до ночи.
| ||||
СТРАУС Страус всех смелее — раз, два, три. Страус всех умнее — посмотри. Он в любой погоде знает толк. Ну а гром лишь грянет — голову в песок.
| ||||
ЛЕТУЧАЯ МЫШЬ Ну посмотри, как я хороша, Есть когти, крылья — добрая душа. Ночью летаю, днем тихо сплю, Кошек уважаю, но их не люблю.
| ||||
МОСТИК Журчит вода, ручей журчит. О чем сказать он нам спешит? Поможет мостик перейти Через ручей друзьям в пути.
|
Подвижные игры с фитболом.
Лягушка и цапля.
Выбирается цапля, остальные дети - лягушки. По сигналу «Лягушки!»дети прыгают на фитболах в разных направлениях. По команде «Цапля!» лягушки прячутся за фитболами, прячутся от цапли. Цапля – ребенок идет, высоко поднимая колени, размахивая руками, уводит тех, кто пошевелился.
Ветер северный, ветер южный.
Дети сидят на мячах по кругу. Считалкой выбирают ловишку (Северный ветер, который будет морозить детей), южный ветер (он будет размораживать тех, кого заморозил Северный ветер). У северного ветра в руках синяя ленточка, у южного красная. Дети покачиваются на мячах, инструктор говорит: «Раз, два, три! Северный ветер, гони!». Дети на мячах стараются ускакать от него.
Светофор
Дети сидят на мячах врассыпную. Инструктор показывает цветные флажки – сигналы светофора:
Красный! Ясно: путь опасный!
Желтый – то же что и красный.
А зеленый впереди – проходи.
Инструктор показывает красный флажок – дети сидят неподвижно, желтый – покачиваются, зеленый – прыгают в разных направлениях.
Два и три.
Под музыку дети прыгают на фитболах в разных направлениях. На музыкальной паузе инструктор говорит 2 или 3- дети быстро собираются в круги по двое или трое. Проигравшим считается тот, кто не попал в круг или был невнимательным.
Утки и собачка
Дети, изображая уток, присев, подходят к собаке, которая лежит в конуре:
Ты, собачка, не лай,
Наших уток не пугай.
Утки наши белые,
Без того несмелые.
Собачка выскакивает и догоняет уток, которые стараются быстрее добежать до своих мячей, утки стараются сесть на мяч.
Лиса и тушканчики
Один ребенок - лиса. Ее задача – переловить всех детей – тушканчиков. По сигналу – «День» тушканчики прыгают на своих мячах по залу, кто куда хочет. По сигналу «Ночь» все тушканчики замирают, приняв позу в которой их застала команда. Лиса может поймать только того, кто пошевелился.
Летает – не летает
Дети покачиваются на мячах. Инструктор называет животных и птиц: если птицу – дети машут руками, показывая, как птица летает; если животное – дети убирают руки на колени и покачиваются на мячах.
Раз, два, три! Ну-ка, повтори!
Дети покачиваются на мячах, хлопая ладонями по коленям. Инструктор говорит: «Раз, два, три! Ну-ка повтори!» - и показывает карточку – схему статичного упражнения на мяче – фитболе («Стрелочка», «Лягушка», «Мостик», «Змея», «Улитка»). Дети выполняют упражнения.
Статуи
Игроки становятся по кругу и перебрасывают фитбол по кругу. Кто не поймает мяч, продолжает игру, стоя на одном колене. Если в такой позе ему удается поймать мяч, он становится на обе ноги. Если совершает еще одну ошибку – выходит из игры и садится на мяч.
Угадай, кто сидит на мяче
Дети стоят в кругу. Водящий с закрытыми глазами – в центре круга. Игроки перекатывают мяч, считая до десяти. Ребенок, сказавший «десять», получает мяч и быстро садится на него. Водящий пытается по голосу отгадать, кто сидит на мяче.
Водящий. Мячик у тебя, скажи?
Ребенок (по возможности изменив голос). Ты глаза не открывай, а по голосу узнай. Кто я?
Паровозик
Дети садятся на фитболы друг за другом и первый ребенок или педагог исполняет роль машиниста. Он «везет» ребят по залу в разных направлениях. Дети, подпрыгивая, передвигаются друг за другом, подталкивая свой мяч руками.
Гусеница
Дети садятся на фитболы друг за другом м представляют, что руки – это ножки гусеницы, которая
Лежит на спине. Первому ребенку дают в руки фитбол и он, прогнувшись назад, передает мяч следующему ребенку. Когда мяч дойдет до последнего игрока его начинают передавать обратно.
Быстрый и ловкий
Фитболы (на один меньше, чем детей) лежат по кругу. Под веселую мелодию дети ходят вокруг мячей. Как только прекращается музыка, нужно быстро сесть на мяч. Кому не хватило мяча, выбывает из игры. Один мяч убирается, и игра продолжается, так происходит до тех пор, пока не останется один игрок (победитель).