Методическая тема
Произошедшие изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. В условиях реализации ФГОС ведущее место принадлежит сегодня проектно-исследовательской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_tema.docx | 26.1 КБ |
Предварительный просмотр:
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ, КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
Дубакова Наталья Александровна
МОУ «Задорская основная общеобразовательная школа
Сонковского района Тверской области»
п.Сонково
2019
«Расскажи мне - и я забуду,
Покажи мне - и я запомню,
Вовлеки меня – и я пойму»
Китайская мудрость
Меняется время, меняются дети, должны меняться и мы с вами, чтобы быть этим детям полезными и вызывать у них интерес к учебе.
Произошедшие изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. В условиях реализации ФГОС ведущее место принадлежит сегодня проектно-исследовательской деятельности.
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Актуальность проектной и исследовательской деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требуют использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа и не только в урочной, но и во внеурочной деятельности, не только у старшеклассников, но и у младших школьников.
Главной задачей и результатом этой деятельности является изменение учащегося, перевод его от незнания к знанию, от неумения к умению. Учащиеся включены в реальную учебную, творческую деятельность, которая не только привлекает необычностью и занимательностью, но становится сильнейшим стимулом познавательного интереса.
По требованиям ФГОС дети готовят первые проекты под руководством учителя начиная уже с первого класса. Тема проекта обязательно должна заинтересовать ребенка и должна быть не сложной.
В УМК «Школа России» очень хорошо продумана и спланирована работа над проектной деятельностью, т.к. возможность заниматься проектами уже заложена в самой программе по всем дисциплинам.
На начальном этапе организации проектной деятельности, т.е. в1-2 классе, учащиеся выполняют посильные творческие работы без методического паспорта проекта, в основном применяя практические навыки, приобретенные на уроках технологии.
Например, в математике 1 класс по теме: «Число и цифра 7» предлагаю для исследования вопрос: чем интересна цифра 7. Создаётся, как бы мини мастерская, где каждый ученик делится своим жизненным опытом, знаниями, которые складываются в совместную научную копилку. Дети находят информацию о значимости цифры, пословицы, 7 чудес света, 7 цветов радуги, 7 дней недели и т.д. То есть мы совместно подходим к осознанию значимости и цифр и математики как науки вообще.
В период обучения грамоте в процессе изучения букв делаем странички для будущей книги-азбуки. Рисуем на страничке букву соответствующего цвета (красного или синего, т.е. гласный-согласный), делаем рисунок, пишем слова, начинающиеся с этой буквы. По окончании этапа изучения букв сшиваем нашу книгу, делаем её презентацию. И так, шаг за шагом, от собирания фактов к обобщению, мы осваиваем основные понятия и знания.
С 1 по 2 класс большинство работ носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих.
В 3 - 4 классах многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования. Учитель может и должен лишь “подтолкнуть” их к правильному выбору.
Наряду с традиционно признанными формами организации учебных занятий использую нетрадиционные формы уроков. Они формируют исследовательскую и проектную деятельность. Можно проводить уроки – исследования, уроки – лаборатории, уроки – творческие отчёты. Интересно проходят уроки – проекты, уроки – презентации, уроки – путешествия и другие.
Уроки-исследования, которые я провожу, показывают, как ученики сами накапливают факты, выдвигают гипотезы, ставят эксперименты. Задания такого характера вызывают у учащихся усиленный интерес, что приводит к глубокому и прочному усвоению знаний. У ребят в ходе таких уроков формируются важнейшие компетенции: познавательные, личностные, самообразовательные, социальные, ответственное отношение к своему здоровью.
Ряд проектов по изучению родной страны помогают формировать чувство гордости и любви к Родине. Наши проекты «Мой родной край», «Города России», «Красная книга Тверской области», «Защитники урожая нашего края» и другие помогают в развитии любви к родной земле, чувства принадлежности к родной стране.
Самостоятельное открытие малейшей крупицы знания учеником доставляет ему огромное удовольствие, позволяет ощутить свои возможности, возвышает его в собственных глазах. Ученик самоутверждается как личность. Так возникает интерес не просто к предмету, а что более ценно – к самому процессу познания.
Помимо занятий в школе учащиеся могут проводить исследования в домашней работе. Это стимулирует творческие способности: воображение, фантазию, активную мыслительную деятельность. При подборе домашнего задания исхожу из того, что оно должно быть не тягостным, а привлекательным, необычным, посильным и обязательно проверенным и оценённым.
Я считаю, что роль взрослых, особенно родителей, на начальном этапе проектной деятельности велика. Родители не только делятся своими знаниями и опытом, но и создают условия для успеха своего ребенка. Ученику комфортно, он чувствует себя уверенно. Под воздействием взрослого накопление опыта проектной деятельности приобретает организованный, систематический характер.
С этой целью я провожу специальные родительские собрания, на которых разъясняю суть проектно-исследовательской работы и ее значимость для развития личности ребенка, рассказываю об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия в ней родителей.
Так, в 3 классе проводили семейный исследовательский проект «Моя семья». Ребята совместно с родителями подготовили рассказ о нескольких поколениях своей семьи, об обычаях и традициях. Презентация проектов была разнообразной: и презентации, и объёмные модели.
Ещё один семейный проект «Профессии». В проекте активно принимали участие не только дети, но и родители. На презентации проектов ребята рассказали о профессиях в своей семье. Надо было видеть, с какой любовью ребята представляли результаты своей работы, рассказывая о мамах, папах, бабушках.
Во время этих занятий дети узнали много нового о своих близких, стали задумываться о том, как мы живем, как общаемся. Стали понимать – чтобы в семье было спокойствие и взаимопонимание нужно любить и уважать друг друга, находить общие дела и увлечения.
В результате реализации этих проектов мы получили самый главный результат – доверие родителей и ребёнка друг к другу, родителей и педагога друг к другу, преодоление отстранённости семей от школьных дел. Чувствуя внимание учителя, родители постепенно и сами начинают уделять детям больше внимания, чаще заходить в школу.
Проектным продуктом в наших работах являются: папка с письменным отчётом, слайдовая презентации, разнообразные модели в зависимости от темы проекта, газеты, плакаты, викторины, макеты и др. Совместно с детской библиотекой п.Октябрь оформляли фотовыставку «Мои питомцы». При выполнении проекта «Рифма» создали плакат с самостоятельно сочинёнными стихотворениями. Дети так творчески подошли к этому, какие таланты к написанию стихов мы открыли!
Проекты ценны ещё и тем, что наши ученики получают и опыт публичной защиты своих работ. Конечно, дети в начальной школе презентуют свои работы в основном в рамках класса, но часто начиная проект как «малый», он приобретает большие масштабы. Так, например, было с проектом «Народные промыслы». Начав собирать информацию о хохломе, мы предложили другим классам начальной школы выбрать ещё один народный промысел, а затем подключились ребята среднего звена. Таким образом, в рамках недели изобразительного искусства в школе прошла большая презентация исследовательских информационных проектов.
К исследовательской работе «Тайна моего имени» тоже присоединились ребята других классов, презентовали работы для всей начальной школы и администрации.
В 2016 году проводили краткосрочный проект «Красная книга Тверской области», собрали папку с детскими работами, и учитель 1-го класса предложила продолжать наполнение этой папки каждый год с новыми второклассниками. Теперь папка пополняется уже третий год.
. В 4 классе знакомимся с национальными костюмами, украшениями и традициями разных народов нашей страны. На уроках технологии и ОРКСЭ оформили проект «Одежда народов России». При выполнении данного проекта формируется устойчивый интерес к культуре родной страны, создаётся эмоционально положительная основа для развития духовно-нравственных чувств.
Итоги наших проектов стараемся демонстрировать родителям на совместных праздниках, школьной администрации или учащимся других классов. Мои дети приняли участие в международном творческом конкурсе в номинации «Детские исследовательские и научные работы» с работами «Моя родословная», которая стала лауреатом III степени и работа «История моей семьи», занявшая I место.
Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывать и этот возраст рассматривать как малозначимый для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников не удаётся впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности.
Наибольшие возможности для проведения системной исследовательской и проектной работы учащихся предоставляет внеурочная исследовательская деятельность, которая организуется через их участие олимпиадах, конкурсах, интеллектуальных марафонах, научно-практических конференциях. Мои ребята являются неоднократными участниками муниципальной научно-практической конференции обучающихся «Шаг в науку», где представляли свои исследовательские работы по русскому языку, окружающему миру, технологии, истории.
К годовщине Победы в ВОВ дети приняли активное участие в региональных акциях Областной станции юных натуралистов Тверской области «Бессмертный полк», «С любовью к России мы делами добрыми едины» и «Голубь мира». В рамках этих проектов посетили центр временного содержания инвалидов и людей пожилого возраста в п. Октябрь Ярославской области. Мы с детьми готовили не только концертную программу для бабушек и дедушек, но и подарки своими руками. Одна такая встреча в плане нравственного воспитания даёт много больше, чем десятки лекций на воспитательную тему.
Мои учащиеся принимают активное участие в предметных олимпиадах и конкурсах различного уровня. Двое учащихся стали победителями первой онлайн - олимпиады по предпринимательству «Юный предприниматель», проводимой кафедрой предпринимательского лидерства Московской школы управления Сколково. Неоднократно занимали призовые места в Открытой Московской онлайн - олимпиаде по математике, проводимой при поддержке департамента образования города Москвы и международной онлайн – олимпиаде по русскому языку, организованной Государственным институтом русского языка им.А.С. Пушкина. Хорошие результаты показывают дети в международном математическом конкурсе «Кенгуру» и «Русский медвежонок», где они становились лауреатами I, II, III степени. На протяжении нескольких лет принимаем участие во Всероссийских викторинах по творчеству А.С.Пушкина, А.Л.Барто, К.И.Чуковского, показывая хорошие знания. Приняли участие в общероссийском творческом проекте «Сочиняем новогоднюю сказку». Одна из работ была издана в сборнике «Сказка в Новогоднюю ночь». Какое удовольствие для ребёнка держать в руках настоящую книгу, где издано его произведение!
И это ещё не весь список олимпиад и конкурсов, где мои дети участвуют, занимают призовые места и становятся победителями. Без моих учеников не обходится ни один районный смотр художественной самодеятельности, и, как правило, без призовых мест мы не уезжаем.
Итак, благодаря использованию метода проектов повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, а, кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость.
Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.
Таким образом, эффективность представленной методической системы подтверждается:
- растущим качеством образования
- увеличением от класса к классу количества учащихся, включенных в проектную деятельность
- конкретными достижениями (ежегодно ученики становятся призерами конкурса исследовательских проектов на школьном, муниципальном, заочном федеральном уровнях).
Беседуя из урока в урок, изо дня в день с детьми, я вижу результаты своей работы. Ребята заметно меняются, они становятся более раскрепощенными, свободно выражают свои мысли и эмоции. Они стали более терпимы, дружелюбны, искренни, развивается их творчество, индивидуальные способности.
Конечно, исследовательская и проектная деятельность в начальной школе, это только первые шаги, часто они кажутся наивными, но именно в начальной школе мы прививаем интерес к познанию, к открытию. Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что во взрослой жизни он окажется более приспособленным. Человек сам должен прийти к желанию искать, пробовать, ошибаться. И только тот, кто готов отстаивать своё право творить, способен на настоящее творчество, и наша с вами задача – мотивировать учащихся на это творчество, помочь им сделать свои маленькие, а может, кто знает, и большие открытия.