Информация для родителей
На этой страничке содержится информация, которая будет полезна вам, уважаемые родители!
Скачать:
Предварительный просмотр:
МОУ «Задорская основная общеобразовательная школа
Сонковского района Тверской области»
Единый орфографический режим
в начальной школе
Руководитель ШМО
Дубакова Н.А.
Содержание
- Порядок ведения и оформления тетрадей.
- Оформление надписей на обложках тетрадей.
- Оформление письменных работ по русскому языку
- Организация работы по формированию каллиграфического навыка
- Оформление письменных работ по математике
- Ведение дневников в начальной школе.
Единый орфографический режим в начальной школе.
Порядок ведения и оформления тетрадей.
- Все записи в тетрадях следует оформлять каллиграфическим аккуратным почерком.
- Пользоваться шариковой ручкой с чернилами фиолетового (синего) цвета.
- Все подчеркивания, начертания геометрических фигур выполняются простым карандашом.
В начальной школе ученики имеют тетради для выполнения всех видов обучающих и контрольных работ по базовым предметам.
Математика и русский язык:
Тетради №1 и №2 ( для текущих работ)
Тетрадь №3 ( для контрольных работ.)
Изложение и сочинение относятся к работам творческого характера и подписываются как тетради по развитию речи.
Для уроков окружающего мира, ИЗО, технологии, иностранному языку и литературному чтению целесообразно использование тетрадей на печатной основе.
В соответствии с программными требованиями допускается наличие тетрадей по музыке, факультативных курсов и др.
Оформление надписей на обложке тетрадей.
Тетради учащихся 1-го и 2-го классов подписывает учитель. Тетради учащихся 3-4 классов подписывают сами учащиеся под руководством учителя. Не обязательно, чтобы тетради были подписаны одним почерком.
Надписи на обложках необходимо оформлять по единой форме, с соблюдением норм каллиграфии.
Образец:
Тетрадь
для (контрольных) работ
по математике (русскому языку)
ученика 2 класса
задорской школы
Петренко Ксении.
Предлог «по» пишется на одной строке с названием предмета.
Нумерация класса пишется арабскими цифрами.
Фамилию и имя следует писать в форме родительного падежа. Сначала пишут фамилию, а затем имя.
В начальной школе тетради проверяются ежедневно в обязательном порядке. Проверка контрольных работ осуществляется к следующему уроку. Тетради контрольных работ хранятся в классе до конца учебного года.
Работы учащихся проверяются учителем чернилами красного цвета. Оценивание письменных текущих и контрольных работ осуществляется согласно принятым нормам оценок.
Оформление письменных работ по русскому языку.
После классной и домашней работы следует отступать две строчки ( пишем на третьей).
При оформлении красной строки делается отступ вправо не менее 2 см (два пальца). Соблюдения красной строки требуется с первого класса при оформлении текстов, начала нового вида работы.
В ходе работы строчки не пропускаются.
Новая страница начинается с самой верхней строки, дописывается до конца страницы, включая последнюю строку.
Слева при оформлении каждой строки отступается от края не более 0,5 см.
Справа строка дописывается до конца. Использование правил переноса обязательно. Не допускается необоснованное наличие пустых мест на строке.
Запись даты написания работы по русскому языку (и математике) ведется по центру рабочей строки.
В первом классе в период обучения грамоте запись даты ведется учителем или учащимися в виде числа и начальной буквы названия месяца:1 д. По окончании этого периода дата записывается полностью: 1 декабря.
С 3 класса (со 2 полугодия) допускается в записи даты писать числительные прописью: первое декабря.
Запись названия работы проводится на следующей рабочей строке (без пропуска) по центру и оформляется как предложение.
Например: Классная работа.
Домашняя работа.
Работа над ошибками.
Вариативность работы фиксируется на следующей строке по центру или на полях (краткая форма записи):
1-вариант.
1-в.(запись римскими цифрами)
Номера упражнений, выполняемых в тетрадях, указываются при их полном объеме. Если упражнение выполняется не полностью, то не указываются. Допускается краткая и полная форма записи (по центру строки).
Образец: Упражнение 234.
Упр.234.
В работе, требующей записи в столбик, первое слово пишется с большой буквы. Знаки препинания (запятые) не ставятся.
Например: Ветер
восток
песок
При выполнении подобного вида работы в строчку первое слово пишется с красной строки, с большой буквы, через запятую.
Например:
Ветер, восток, песок.
При выполнении различных видов разбора требуется соблюдение принятых норм сокращений слов, обозначений терминов. Сокращается слово только на согласные:
глухой-гл.,звонкий-зв.,согласный-согл.,твердый-тв.,
существительное-сущ.
прилагательное-прил.
глагол-гл.
предлог-пр.
мужской род-м.р.
женский род-ж.р.
средний род-ср.р.
Прошедшее время- п.в.
Настоящее время-н.в.
Будущее время- б.в.
Единственное число -ед.ч.
Множественное число -мн.ч.
Название падежей указывается заглавной буквой ( Им.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п.)
Следует определить, что обозначения над словами выполнять ручкой, а также простым острозаточенным карандашом. Все подчеркивания делаются по линейке только карандашом.
Некоторые виды работ можно проводить и без линейки, при наличии у детей сформированного навыка работы с карандашом.
При оформлении письменных видов разбора следует соблюдать требования предложенных образцов. Обращать внимание учащихся на постановку имеющихся тире, точки и запятой после определенных сокращений терминов.
Напомним, что в математике при сокращении наименований единиц измерений
точки не ставятся.
Например: мм, м, см, ч, мин, км, кг, г и др.
Учащиеся 1-2 классов пишут в тетрадях в узкую линию. Переход на широкую линейку учителем определяется с 3 класса с учетом наличия у учащихся успешно сформированного навыка письма.
У учителей начальных классов много различных приемов организации «минуток чистописания». Методика их проведения требует соблюдение содержания, объема и периодичности проведения:
1-2 класс- 2 строки, ежедневно.
3-4 класс- 3 строки, 2-3 раза в неделю.
В классе на доске учитель пишет образец с комментированием, указывая на типичные ошибки и пути их исправления. Важно обращать внимание детей на положение тетради, посадку, правильно ли они держат ручку. Многие учителя применяют различные приспособления для формирования каллиграфического письма: трафареты, кальку и т. д. Для стимулирования детей в практике используются различные приемы поощрения: надписи на обложке (Твою тетрадь приятно проверять! Пишу красиво и грамотно. Чистюлька. Пишу на «5»!), выставки лучших тетрадей. К приемам стимулирования относятся и ежедневное оценивание выполненных работ в отношении каллиграфии. Обычно оценка выносится на поля. Рекомендуется иногда выставлять оценки и в журнал. Но не следует превращать работу по каллиграфии в своеобразное наказание для детей. Учитель должен помнить о принципах дифференцированного подхода.
Оформление письменных работ по математике.
Между классной и домашней работами следует отступать 4 клетки (на пятой клетке начинается следующая работа)
Между видами упражнений в классной и домашней работах отступаются две клетки вниз. Следует отметить, что для заглавных букв клетка не отводится, т. е. для них считается одна из двух (четырех) клеток.
Между столбиками выражений, уравнений, равенств и прочими отступаются три клетки вправо (пишем на четвертой).
Дату можно записывать традиционно посередине, а можно и на полях.
В любой работе отступается одна клетка слева от края тетради (5 мм)
Оформление задач требует соблюдения принятых норм. Краткая запись условия задач оформляется в соответствии их вида. «Главные» слова пишутся с большой буквы. На первых этапах обучения допускается их неполная запись (по начальным буквам).
Например: Маленькие- 7 м. ? М.-7 м. ?
Большие-3м. Б.-3 м.
В 1-4 классах нет необходимости писать слово «Решение».
Существует несколько форм записи решения задач: по действиям, по действиям с письменными пояснениями, по действиям с записью вопроса, выражением, уравнением.
Слово «Ответ» пишется с заглавной буквы под решением. В первом классе ответ записывается кратко. Позднее учащиеся должны писать полный ответ. Например:
Ответ: всего купили 10 мячей.
При записи условия задачи в виде таблицы, нет необходимости ее вычерчивания. Учащиеся заполняют графы, отступая от них две-три клетки. Названия граф (колонок) пишется с большой буквы.
При оформлении решения выражений на порядок действий следует требовать от учащихся соблюдения следующих норм:
- записать выражение полностью;
- указать цифрами над знаками порядок действий;
- расписать выполняемые действия по порядку (применяя устные или письменные приемы вычислений), отступив вниз одну клетку;
- записать окончательное значение выражения.
Например:
3 1 4 2
3450-145*2+1265:5=3413
1)145*2=290
2) 1265 5 3) _3450 4) + 3160
6 253 290 253
15 3160 3413
Приводим образцы оформления сложных уравнений, как это требуют учителя математики в средней школе.
3 2 1
Х+123- 56*2= 638
Х+123-112=638
Х+123=638+112
Х+123=750
Х=750-123
Х=627
627+123-56*2=638
638=638
Все письменные вычисления выполняются справа от уравнения.
Оформлению записи задач геометрического типа учащихся также необходимо обучать.
Все чертежи выполняются простым карандашом по линейке. Измерения можно подписывать ручкой. Обозначения буквами выполняются печатным шрифтом, прописными буквами латинского алфавита.
А т В
Д С
Слова длина, ширина прямоугольника не допускается обозначать кратко латинскими буквами.
Задача:
Длина прямоугольника 12 см, его ширина равна 6 см. Вычислите периметр и площадь прямоугольника.
Образец краткой записи и решения задачи:
Длина –12 см
Ширина – 6 см
Периметр -? см
Площадь - ? см2
(12+6)*2=36 (см)
12*6=72 (см2)
Ответ: Периметр-36 см, площадь=72 см2
Чертить фигуру следует лишь тогда, когда это требует условие задачи.
При оформлении математического диктанта следует соблюдать следующие требования:
- записывать только ответы в строчку через запятую, отступая одну клетку
- рядом с числом писать наименования единиц измерений и предлоги на, в .. раз.
Образец: 675, 564, на 78, в7 раз.
Ведение дневников в начальной школе.
Дневник является официальным школьным документом. Существуют определенные требования к его ведению. Обязательное наличие дневников требуется со 2-го класса. Но в некоторых случаях (с учетом сформированности у школьников навыков чтения и письма) по решению педсовета и родительского собрания допускается ведение дневников с 1 класса.
Дневники ведутся при помощи родителей и учителя.
В настоящее время существует множество различных дневников. Поэтому классный руководитель должен довести до учащихся единые требования к их ведению:
- записи выполняются аккуратно, разборчиво, грамотно, чернилами синего цвета;
- требуется заполнение всех имеющихся разделов (пунктов) данного дневника (начиная с титульного листа);
- сведения о расписании уроков, звонков, названий предметов, фамилий преподавателей заполняются под руководством учителя;
- названия месяца и предметов следует писать с маленькой буквы. Допускается сокращенная запись (матем., лит. чт., , физ-ра, изо );
- запись домашнего задания производится в отведенной графе. Обычно оно записывается на день, следующего урока. Следует требовать от учащихся регулярно отмечать номер упражнения, страницу, особые примечания (наизусть, пересказ)
образец: с.132, упр.453
с 154-155 (пересказ)
- в графе «оценка» и «роспись» учителем выставляются оценки в соответствии с оценкой в журнале. Ученик подает дневник учителю по первому его требованию. При выставлении оценок за различные виды проверочных работ допускаются дополнительные записи рядом с оценкой: диктант (Д.), контрольная работа (к.р.) и т.д.
- в начальной школе практикуется применение поощрительных, похвальных, назидательных и прочих записей: «Молодец!», «Умница!», «Надо постараться!»;
в современных дневниках отводится специальная графа для замечаний учителя, сообщений для родителей и прочее.
- классный руководитель еженедельно проверяет ведение дневников, следит за накопляемостью оценок. Многие учителя выставляют оценки за ведение дневника учащимися, что несомненно является стимулом для повышения учебной культуры;
- родители регулярно просматривают дневники и ставят свою роспись.
- Администрация школы проводит контроль за соблюдением правил ведения дневников учащимися и системой работы классного руководителя по осуществлению связи с родителями.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ О МЕРАХ БЕЗОПАСНОСТИ НА ТОНКОМ ЛЬДУ И В ПЕРИОД ВЕСЕННЕГО ПАВОДКА
Приближается время весеннего паводка. Лед на реках становится рыхлым, «съедается» сверху солнцем, талой водой, а снизу подтачивается течением. Очень опасно по нему ходить: в любой момент может рассыпаться под ногами и сомкнуться над головой.
ПОМНИТЕ:
- На весеннем льду легко провалиться;
- Быстрее всего процесс распада льда происходит у берегов;
- Весенний лед, покрытый снегом, быстро превращается в рыхлую массу.
Взрослые! Не оставляйте детей без присмотра!
Оставаясь без присмотра родителей и старших, не зная мер безопасности, дети играют на обрывистом берегу, а иногда катаются на льдинах водоема. Такая беспечность порой кончается трагически.
Весной нужно усилить контроль за местами игр детей. Не допускайте детей к реке без надзора взрослых, особенно во время ледохода; предупредите их об опасности нахождения на льду при вскрытии реки или озера. Расскажите детям о правилах поведения в период паводка, запрещайте им шалить у воды, пресекайте лихачество. Оторванная льдина, холодная вода, быстрое течение грозят гибелью. Помните, что в период паводка, даже при незначительном ледоходе, несчастные случаи чаще всего происходят с детьми.
Разъясните детям меры предосторожности в период ледохода и весеннего паводка.
В период весеннего паводка и ледохода ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
- выходить на водоемы;
- переправляться через реку в период ледохода;
- подходить близко к реке в местах затора льда;
- стоять на обрывистом берегу, подвергающемуся разливу и обвалу;
- собираться на мостиках, плотинах и запрудах;
- приближаться к ледяным заторам, отталкивать льдины от берегов;
- измерять глубину реки или любого водоема;
- ходить по льдинам и кататься на них.
Предварительный просмотр:
СИСТЕМА ТРЕБОВАНИЙ И РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПО ВЕДЕНИЮ ДНЕВНИКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ШКОЛЫ ПЕРВОЙ СТУПЕНИ ОБРАЗОВАНИЯ
1. Дневники учащихся следует вести со второго класса.
«...В первом классе четырехлетней начальной школы исключается система бального (отметочного) оценивания»; «…у первоклассников не сформированы в должной степени навыки чтения, письма, оформления письменных работ»; «…домашние задания задаются только со второго полугодия» (Письмо Минобразования РФ от 25.09.2000 г.
‡‚ 021/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы»).
Допускается ведение дневников учащихся первого классов втором полугодии учебного года исключительно для фиксации расписания уроков и домашнего задания.
2. «...Домашние задания учащимся начальных классов даются с учетом возможности их выполнения в следующих пределах:
в 1-м классе (со вто рого полугодия) - до 1 часа;
во 2-м - до 1,5 часов;
в 3-4-х - до 2-х часов».
3. Объем и степень сложности домашних заданий должны строго соответствовать СанПиНу по каждому классу сказано, что «…Объём домашних заданий по всем предметам в совокупности даётся учащимся с учётом возможностей их выполнения в установленных пределах: не должен превышать 50% объема аудиторской нагрузки и по содержанию не должен быть сложнее классно-урочного материала».
Необходимо учесть, что в максимальные нормы входят все задания устного и письменного характера. Также данные нормы рассчитаны на всех учащихся с различным потенциалом. Отсюда следует, что нормы домашних заданий предполагают дифференцированный подход к каждому школьнику (объем, характер и степень сложности домашних заданий, включая иностранный язык).
4. По предметам регионального компонента базисного учебного плана (это те учебные предметы, которые не входят в номенклатуру учебных предметов для начальной школы) домашние задания не задаются.
В номенклатуру учебных предметов по базисному учебному плану входят:
-русский язык;
-литературное чтение;
-иностранный язык;
-математика;
-окружающий мир;
-технология;
-музыка;
-изобразительное искусство;
-физическая культура.
5. В графе "Домашнее задание" записываются содержание задания и характер его выполнения (выучить наизусть, читать по ролям и т.д., страницы, номера задач и упражнений). При этом, чтобы исключить перегрузку учащихся, в контроль за ведением дневника входит и суммарный подсчет всех заданий, заданных на дом на тот или иной день, включая все составляющие домашнего задания по иностранному языку.
Результаты контрольного подсчета должны строго соответствовать нормативам и не допускать перегрузки учащихся.
6. На выходные и праздничные дни домашние задания не задаются (см. Письмо Минобразования РФ от 20.02.1999г. № 220/11-12 «О недопустимости перегрузок обучающихся начальной школы», в котором зафиксировано, что «...Для обеспечения полноценного отдыха детей в течение рабочей недели НЕДОПУСТИМО давать домашние задания на понедельник» (п. 9.)). Если по учебному плану предмет расчитан на 1 – 2 часа в неделю, то детям необходимо рекомендовать готовить домашнее задание по этому учебному предмету в дни с наименьшим объемом заданий по всем предметам.
Данное требование относится ко всем учебным предметам (в том числе и в первую очередь, по иностранному языку) независимо от количества часов по учебному плану в неделю.
7. Записи домашних заданий и расписание уроков в дневниках должны быть записаны четко, безошибочно и полно. Название месяца и названия учебных предметов запи сываются с маленькой буквы. Сокращение слов при написании в дневниках расписания уроков и домашних заданий должно соответствовать программным требованиям.
8 . Оценочная деятельность и отметочная фиксация достижений младших школьников, в
том числе и в дневниках учащихся, осуществляется только со второго класса и в стро гом соответствии с Письмом (нормы оценок) Минобразования РФ от 19.11.1998 г. N° 1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе», в котором сказано, что «...Необходимо отказаться от выставления отметок учащимся 1-го класса в течение всего первого года.
9. Недопустимо ставить отметку «1». В начальной школе введена четырехбальная система цифровых оценок (Письмо Минобразования РФ от 19.11.1998 г. № 1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе»). Категорически запрещается ставить отметку «2» и снижать любую отметку за отсутствие у учащихся на уроке школьно-письменных принадлежностей, а также за опоздание в школу или на урок.
Если учитель ставит отметку «2», то он обязан в дневнике обучающегося на той же строке сделать пометку, за что (вид, характер и объем работы) произошло столь значительное снижение отметки.
10. Отметка за поведение не допускается. Оценки за поведение и прилежание официально упразднены Минобразованем РФ в 1991 году (см. Письмо Министерства народного образования РСФСР от 06.03.89г. №10-135/25 «Об оценках за поведение и прилежание учащихся общеобразовательных школ…».
Фактическое состояние поведения обучающихся на уроке и вне урока не должно влиять на оценки (отметки) за устные ответы и письменные работы.
11. В соответствии с Письмом (нормы оценок) Минобразования РФ от 19.11.1998 г. №° 1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» вводится оценка «за общее впечатление от письменной работы». Сущность её состоит в определении отношения учителя к внешнему виду работы (аккуратность, эстетическая привлекательность, чистота, оформление). Эта отметка ставится как дополнительная и в журнал не вносится.
В дневник (или в тетрадь) учащегося учитель может выставить две отметки (например, 5/4) за правильность выполнения учебной задачи (отметка в числителе) и за общее впечатление от работы (отметка в знаменателе).
Снижение отметки «за общее впечатление» допускается, если:
- в работе имеется не менее 2-х неаккуратных исправлений;
- работа оформлена небрежно, плохо читаема, в тексте много зачеркиваний, неоправданных сокращений слов, отсутствуют красные строки).
12. Отметки в дневниках учащихся, тетрадях для контрольных работ, классном журнале должны совпадать. Расписание уроков в дневниках должно соответствовать учебному плану, СанПиНу и общешкольному расписанию уро ков.
13 . За платные образовательные услуги категорически запрещается ставить текущие и итоговые оценки (отметки) и задавать домашние задания. В итоговую ведомость дневника проставляются оценки (отметки) только по тем учебным предметам, которые зафиксированы в учебном плане и расписании уроков.
14. Все записи в дневниках учащихся должны вестись аккуратно, четко и безошибочно. Учитель (классный руководитель) обязан исправлять все орфографические, пунктуационные и стилистические ошибки, т.к. данная работа является составной и неотъемлемой частью формирования навыка грамотного письма и работы над ошибками. Так же это надлежит делать (по факту проведения урока) всем учителям - предметникам, которые работают в данном классе (музыка, ИЗО, физическая культура, иностранный язык). Все записи в дневниках учащимися и преподавателями должны производиться только синими чернилами.
Не допускается выставление текущих и итоговых отметок в дневниках самими учащимися и заверение их подписью учителя или классного руководителя.
15. В дневниках также следует аккуратно, четко и безошибочно заполнять титульный лист, расписание уроков, звонков, факультативов, секций, кружков и режим работы ГПД и ШПД.
В первом классе факультативов нет (Письмо Минобразования РФ от 25.09.2000 г. № 2021/11-13). Во 2 – 4 классах «... Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных и последним уроком обязательных занятий устраивается перерыв продолжительностью в 45 минут». (СанПиН п. 2.9.14.).
16. В конце каждой недели классный руководитель и родители обучающихся (лица их за меняющие) проверяют дневники и ставят свои подписи на правой стороне разворота дневника.
17 . В конце учебной четверти (или триместра) отметки по каждому предмету выставляются классным руководителем в итоговой ведомости успеваемости на соответствующей странице дневника. Также проставляется количество пропущенных уроков за четверть, после чего классный руководитель и родители учащихся (или лица их заменяющие) ставят свои подписи.
18. Все виды и формы внеклассных мероприятий, в которых задействованы учащиеся, должны быть зафиксированы в дневниках (внеурочные заня тия, праздники, экскурсии, другие виды деятельности.) Особенно это относится к тем мероприятиям, которые проводятся вне расписания уроков и связаны с повышенной опасностью для обучающихся (экскурсии и др.).
19. Все записи, замечания, обращения к родителям, предложения, зафиксированные
учителем в дневнике школьника, должны быть корректными, грамотными и соответствовать нормам этики и уважения ко всем участникам образовательного процесса.
20. За весь учебно-воспитательный процесс в начальной школе и его качество отвечает штатный заместитель директора по УВР в начальной школе, поэтому все вопросы, касающиеся организации УВП, диагностики, ВШК, нормативно-правового и методического обеспечения образовательного процесса, относятся в его ведении.
Все вопросы, связанные с дозировкой домашнего задания, диагностикой и качеством преподавания иностранного языка в начальной школе, согласовываются заместителями директора по обоим направлениям, т.к. иностранный язык является структурной частью содержания образования школы 1 ступени и поэтому подлежит контролю со стороны заместителя директора по начальным классам.
21. Контроль за качеством ведения дневников учащихся осуществляют:
а) ежедневно – учителя-предметники по своим предметам;
б) еженедельно - классный руководитель;
в) ежемесячно и раз в четверть - заместитель директора школы первой ступени.
Предварительный просмотр:
Памятка для родителей «Наши дети и компьютер».
Советы психолога.
В современном образовательном пространстве практически нельзя обойтись без компьютерных технологий. Педагоги в образовательном процессе все чаще и чаще применяют традиционные и инновационные информационные технологии, предполагающие не только использование компьютера для освещения какой-либо информации, но и обучение детей с дошкольного возраста элементарной компьютерной грамотности. Таким образом происходит приобщение современного поколения к информационной культуре, без которой невозможно обойтись в наше время.АМЯТ
Приобщение к информационной культуре - это не только овладение компьютерной грамотностью, но и приобретение этической, эстетической и интеллектуальной чуткости. То, что дети могут с завидной легкостью овладевать способами работы с различными электронными, компьютерными новинками, не вызывает сомнений; при этом важно, чтобы они не попали в зависимость от компьютера, а ценили и стремились к живому, эмоциональному человеческому общению (С.В.Гурьев).
Вместе с тем, в настоящее время существует множество мнений по поводу включения компьютера в жизнь ребенка. Многие родители, стремящиеся сохранить зрение ребенка, встают на позицию исключающую возможность использования компьютера в домашних условиях. Другие родители, наоборот, стараются образовывать, приобщать своего малыша с раннего возраста к современному миру посредством компьютерных развивающих игр. На чьей же стороне правда? Попытаемся ответить на данный вопрос.
Компьютер вполне естественно вписывается в жизнь школы и семьи, являясь одним из эффективных современных технических средств, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс воспитания, обучения и развития малыша. Компьютер уже сам по себе привлекателен для ребенка, вызывает у детей познавательный интерес. Каждое занятие с применением компьютера вызывает у детей эмоциональный подъем, желание добиться успехов, сделать задание до конца. Однако при организации работы ребенка на компьютере необходимо учитывать многие факторы.
Возраст ребенка и временные ограничения работы на компьютере
Детям до 5 лет не рекомендуется пользоваться компьютером. Детям пяти - семилетнего возраста можно "общаться" с компьютером не более 10-15 минут в день 3-4 раза в неделю. Учащимся первого класса - 10-15 минут в день. Учащимся 2 - 4 классов не более 30 минут в день
Технические характеристики компьютера
Желательно, чтобы монитор был жидкокристаллическим или плазменным. Размер экрана дисплея должен быть по диагонали не менее 35-38 см для того, чтобы ребенок мог четко видеть текст с расстояния 50-70 см. Дисплей должен быть подвижным, чтобы его можно было поворачивать и наклонять в разные стороны в зависимости от освещения.
Организация рабочего места ребенка
Монитор должен стоять на расстоянии не менее 60 см от окна, таким образом, чтобы окно располагалось слева от компьютера. При этом на экран ни в коем случае не должны попадать блики от окна или других источников освещения. Для этого оконные проемы можно завешивать занавесями или жалюзи для ограничения светового потока. Запрещается использование темных занавесей на окнах, так как они могут очень сильно затенять помещение.
Монитор должен располагаться на уровне глаз ребенка или чуть ниже. Наилучшим для работы с компьютером считается естественный дневной свет, т.к. только он содержит в себе весь цветовой спектр, поэтому, чем больше лампа соответствует дневному свету, тем лучше. Ни в коем случае нельзя использовать неоновые лампы, т.к. они мигают, излучают рассеянный свет, имеют недостаток цветового спектра и не создают четких теней. При работе с такими лампами возникает сильное напряжение глаз, что может провоцировать снижение зрения. К тому же эти лампы могут вызвать повышение возбудимости у детей, они начинают капризничать, плохо спят.
Мебель рабочего места должна быть удобной для ребенка. Стул должен быть со спинкой, а под ноги ребенка дошкольного и младшего школьного возраста всегда должны ставиться подставки.
Организация деятельности ребенка за компьютером
Игровые компьютерные задания должны быть незначительными по времени. Следовательно, предпочтение стоит отдавать небольшим по объему играм, либо играм, предполагающим выполнение задания по определенным этапам с последующим сохранением полученных результатов.
Если ребенок уже умеет читать и использует печатный компьютерный текст, то размер шрифта должен быть не менее 14, цвет шрифта всегда должен быть черным, а цвет экрана белый. В цветовой гамме можно периодически использовать желто-зеленые тона.
Обязательно обращайте внимание на признаки утомления ребенка во время занятий за компьютером, т.к. в этом случае надо как можно быстрее прервать работу, чтобы избежать негативных последствий. Об утомлении ребенка свидетельствуют следующие признаки - потирание глаз и лица, зевота, отвлекаемость от задания, хаотичные движения, приближение к монитору, нарушение правильной посадки за столом, капризность и пр.
После окончания работы за компьютером для профилактики нарушений зрения и снятия напряжения с глаз и мышц всего тела рекомендуется выполнять несложную гимнастику для глаз и определенные двигательные упражнения.
Попросите ребенка потянуться, сидя спрятать руки за спиной, посмотреть перед собой. Затем, сделать повороты головы в правую и в левую стороны. Потом сделать движения плечами назад, расслабить руки и потрясти ими внизу. Таким образом, вы поможете ребенку снять напряжения с мышц шеи, верхнего плечевого пояса и рук.
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
Упражнение 1
Не поворачивая головы посмотреть медленно вправо, затем прямо, медленно повернуть глаза влево и снова прямо. Аналогично вверх и вниз. Повторить 2 раза подряд.
Упражнение 2
Стоя у окна, выставить руку вперед с поднятым указательным пальцем. Внимательно посмотреть на кончик пальца, после этого перевести зрение вдаль. Через 5 секунд снова вернуть зрение на кончик пальца и так 5 раз подряд.
Упражнение 3
Делать круговые движения глазами по часовой стрелке и против нее, не поворачивая головы. По 5 раз.
Упражнение 4
"Выписывание" глазами горизонтально лежащих восьмерок по часовой стрелке и против нее. По 5 раз в каждую сторону.
Упражнение 5
Стоя у окна, закрыть глаза, не напрягая мышц, затем широко открыть глаза и посмотреть вдаль, снова закрыть и т.д. 5 раз подряд.
Уважаемые родители!
Помните, что работа ребенка за компьютером должна проходить всегда только под строгим контролем со стороны взрослых.
Предварительный просмотр:
ПСИХОЛОГИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Младший школьный возраст охватывает период жизни ребенка с 7 до 10-11 лет. Психическое и физическое развитие младшего школьника во многом зависит и от анатомо-физиологических особенностей детей, от того, как эти особенности учитываются взрослыми в процессе воспитания.
К 6-7 годам происходит структурное оформление всех слоев клеток в коре полушарий, мозг достигает 90% мозга взрослого человека, усиливается развитие лобных долей, совершенствуется аналитическая и синтетическая деятельность коры. Изменяется соотношение между процессами возбуждения и торможения (процесс торможения становится более устойчивым, чем у дошкольника). Таким образом, мозг ребенка способен к более сложной деятельности, чем у дошкольника. В восприятии и осмысливании семилетнему ребенку доступны выделение главных признаков предметов и явлений, отражение их существенных сторон; усвоение элементарных понятий.
Если внимательно присмотреться к работе ребенка, то нетрудно убедиться, что работает он, как правило, напряженно, порой совершая много лишних движений, напрягая не только мышцы рук, но и спины, шеи, даже языка, ног. В младшем школьном возрасте, по сравнению с дошкольным, происходит значительное укрепление скелетно-мышечной системы организма: формируется позвоночник (однако окостенение скелета еще не заканчивается), энергично крепнут мышцы и связки, растет их объем, увеличивается мышечная сила. Крупные мышцы развиваются раньше мелких, поэтому дети более способны к сравнительно сильным и размашистым движениям, нежели к выполнению мелких, требующих точности движений. Наблюдается большая подвижность детей, стремление к беганью, прыганью, лазанью. Наоборот, малая подвижность и вялость движений говорят о заболевании или слабом здоровье. Чувствуя изменения, произошедшие в их мускулатуре, прирост мышечной энергии, дети хотят работать вместе со взрослыми. Это положительное стремление важно использовать, не допуская чрезмерного переутомления детей.
Значение двигательных навыков для психического развития детей в этом возрасте трудно переоценить:
- во-первых, совершенное владение своим телом, развивающееся у детей на протяжении этого периода, наделяет их чувством «я могу» и позволяет оценить себя по достоинству, что важно для их психического здоровья;
- во-вторых, умение хорошо владеть своим телом способствует признанию со стороны сверстников: неуклюжих, с плохой координацией часто не принимают в групповые игры, занятия, и они могут продолжать чувствовать себя лишними еще долго после того, как их физическая неловкость сама собой исчезнет.
В младшем школьном возрасте ребенок соединяет в себе черты дошкольного детства с особенностями школьника, происходит перестройка всей системы отношений ребенка с окружающими. Переход ребенка в школу, новый образ жизни оказывают существенное влияние на дальнейшее формирование его личности. Как бы хорошо ребенок ни был подготовлен к школе, он приобретает типичные черты школьника только после того, как начнет учиться в школе.
Возрастает напряжение в семейной системе: у ребенка – в связи с включением в новый институт и изменением требований, у родителей – в связи с тем, что «продукт их воспитательной деятельности оказывается объектом всеобщего обозрения». Задача родителей – поддержать ребенка и помочь ему адаптироваться к новым социальным условиям, порождающим ряд трудностей и проблем:
- Трудности, связанные с новым режимом дня. Наиболее значимы они для детей, не посещавших детские дошкольные учреждения, прежде всего, вследствие низкой произвольной регуляции поведения и организованности.
- Трудности адаптации ребенка к классному коллективу.
- Трудности, связанные с взаимоотношениями ребенка с учителем, истоки которых могут лежать в сфере детско-родительских отношений и быть обусловлены стилем семейного воспитания. Если ребенок привык в семье удовлетворять свои потребности через капризы, он, скорее всего, будет вести себя так же и в школе, где данный способ поведения оказывается неприемлемым.
4. Трудности, связанные с необходимостью принять новые требования со стороны родителей. Одной из распространенных проблем этого периода является школьная фобия у ребенка. Некоторым детям сложно привыкнуть к школьным требованиям, и они начинают бояться. Бояться отвечать у доски, быть наказанным, получить двойку и т.д.
В начальной школе у ребенка формируются основные элементы учебной деятельности, которая оказывает существенное влияние на его развитие. Включая овладение новыми знаниями, умениями решать разнообразные задачи, радость учебного сотрудничества со сверстниками, принятие авторитета учителя, учебная деятельность определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, складываются предпосылки самостоятельной ориентации в учении, повседневной жизни.
Многочисленные исследования показывают, что с развитием школьника изменяются и мотивы его учебной деятельности. Все большую роль наряду с познавательными мотивами начинают играть социальные мотивы, стремление к общению и совместной с другими деятельности.
Мотив влияет не только на учебную деятельность, но и на отношение ребенка к учителю, школе, окрашивая их в позитивные или негативные тона.
Например, если ребенок учится, чтобы избежать наказания со стороны авторитарных, требовательных родителей, учебная деятельность протекает напряженно, со срывами, окрашена негативными эмоциями, тревожностью. И наоборот, учение ради познания делает его легким, радостным, увлекательным.
Необходимо различать мотивы, порождаемые самой учебной деятельностью, связанные непосредственно с содержанием и процессом учения, и мотивы, лежащие за пределами учебной деятельности (широкие социальные или узколичностные мотивы).
В основе мотивации, связанной с содержанием и процессом учебной деятельности, лежит познавательная потребность. Она рождается из более ранней детской потребности во внешних впечатлениях и потребности в активности, имеющихся у ребенка с первых дней жизни. Развитие познавательной потребности неодинаково у разных детей: у некоторых она выражена ярко и носит «теоретическое» направление, у других сильнее выражена практическая ориентация, у третьих она вообще очень слабая.
В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе. Это качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности; рефлексия, анализ, внутренний план действий; развитие нового отношения к действительности; ориентация на группу сверстников. Однако значение учебной деятельности этим не исчерпывается: от ее характера и результативности непосредственно зависит развитие личности младшего школьника. Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников. Статус отличника или неуспевающего отражается на самооценке ребенка, его самоуважении и самопринятии. Успешная учеба, осознание своих способностей и умений качественно выполнять различные задания приводят к становлению чувства компетентности. Если же это чувство в учебной деятельности не формируется, у ребенка снижается самооценка и возникает чувство неполноценности.
Отношение к себе как к ученику в значительной мере определяется семейными ценностями. У ребенка на первый план выходят те его качества, которые больше всего заботят родителей: поддержание престижа (разговоры дома вращаются вокруг вопроса «А кто еще в классе получил пятерку?»), послушание («Тебя сегодня не ругали?») и т.д. В самосознании маленького школьника смещаются акценты, когда родителей волнуют не учебные, а бытовые моменты его школьной жизни («В классе из окон не дует?», «Что вам давали на завтрак?») или вообще мало что волнует – школьная жизнь почти не обсуждается или обсуждается формально. Достаточно равнодушный вопрос: «Что было сегодня в школе?! – рано или поздно приведет к соответствующему ответу: «Нормально», «Ничего особенного». Примечательно, что ценности учения детей и их родителей полностью совпадают в первом классе и расходятся к четвертому классу.
В то же время, учебная деятельность, которую осуществляет младший школьник, – не единственная его деятельность. Вторая по значению роль принадлежит труду в двух характерных для этого возраста формах – в форме самообслуживания и в форме изготовления поделок. Главное психологическое достижение труда младшего школьника – это формирование и совершенствование у детей умения планировать предстоящую работу и находить пути и средства ее реализации, пробуждающие смекалку, сообразительность, креативность ребенка.
Учение не исключает также игры, которая хоть и утрачивает позиции ведущей деятельности, но занимает много места в жизни младших школьников. Это продолжающиеся сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, игры-драматизации, компьютерные игры. Эти игры в младшем школьном возрасте дополняются дидактическими и соревновательными играми.
Важным в этот период оказывается организация родителями адекватной помощи школьнику. Чтобы облегчить первокласснику освоение позиции ученика, нужно
- с самого начала ввести в жизнь ребенка четкие правила, связанные со школой;
- не делать домашние задания за ребенка, а делать вместе с ним (особенно на первых порах);
- проявлять повышенный интерес к соблюдению школьных «Заповедей», собирать портфель, следить за формой и т.д.;
- не ревновать к учителю; не высказывать при ребенка опасений по поводу квалифицированности учителей и несовершенства школьных программ;
- внимательно относиться ко всем перипетиям школьной жизни, узнавать о взаимоотношениях с одноклассниками, школьные новости;
- обратить внимание на вопросы ребенку после посещения школы, ведь именно в свободном общении, ненароком родители передают ребенку свои мысли и опасения: «Тебя не обижают?», «Тебя сегодня не ругали?» и т.д.
В последнее время родители часто задают вопросы: «Действительно ли современные учебные программы вызывают перегрузку, или это миф для ленивых детей и ленивых родителей, которым не хочется дополнительно заниматься с ребенком?», «Нужно ли ребенка нагружать сверх учебной программы и чем?», «Как развивать ребенка, «не перегибая палку»?». Ответить однозначно на эти вопросы нельзя. Смотря какой ребенок, смотря в какой школе, по какой программе и у какого учителя он учится. Решая вопрос о том, в какие дополнительные занятия включить своего ребенка, родителям следует внимательно, как можно более объективно, как бы со стороны, посмотреть на него и ответить на несколько вопросов:
- Как он переносит умственные и физические нагрузки? Какие занятия его утомляют, изматывают, а какие – воодушевляют и придают силы? Первые, если они необходимы, должны иметь минимальный объем, а вторые полезны в любых количествах (если, конечно, не потеснили основные учебные занятия). Дополнительные занятия не должны наносить вред здоровью ребенка.
- Что его интересует? Что он любит? Хорошо бы найти что-то близкое к его сегодняшним интересам или связать с ними занятия, которые Вам кажутся нужными.
- Каковы его способности? Можно развивать способности, уже проявившиеся, и на этом пути относительно быстро достичь определенного успеха. Но можно развивать те способности, которые с точки зрения родителей необходимы, но у ребенка отсутствуют хорошие задатки. В последнем случае путь будет более долгим и сложным, а удовлетворяющих успехов в конце его может вообще не быть. Но способности, если ребенок включен в соответствующую деятельность, все равно будут развиваться (особенно, если занятия привлекательны для ребенка, вызывают у него интерес).
- Если дополнительные занятия начались, как он относится к преподавателю, какие отношения у них сложились? Есть ли продвижение в освоении этого вида деятельности, или все совсем «не идет», и ребенка это огорчает или раздражает? Комфортно ли ему?
Кроме того, если ребенок уже начал чем-то заниматься дополнительно (все равно чем – иностранным языком, шахматами, рисованием, танцами и т.д.) и родители по какой-то причине хотят занятия прекратить, необходимо взвесить все «за» и «против». Младший школьный возраст – время, когда ребенок должен научиться делать то, что неинтересно, но необходимо. Именно в этом возрасте развивается произвольность (воля). В основном, это происходит в процессе школьного обучения, благодаря обязательным учебным занятиям. Но важную роль в развитии произвольности могут играть и дополнительные занятия. Любые занятия требуют усилий. Любая, самая любимая работа включает в себя моменты рутинные, нудные, скучные, и трудности, которые нужно преодолевать, и отдельные неудачи. В не очень интересной работе всех этих неприятностей много. Если родители «отменяют» занятия, которые были для ребенка трудными или не особенно интересными, у него может появиться надежда или уверенность в том, что трудности преодолевать необязательно, от любых неприятностей можно избавиться и ничего не делать. Очень важны здесь объяснения, которые получит ребенок.
Если у младшего школьника с успеваемостью все в порядке, он относительно быстро выполняет домашние задания и у него остается много свободного времени, родителям нужно проследить, чем он его заполняет. Впереди – подростковый возраст, с его особыми интересами и соблазнами. Если ребенок привык к пустому времяпрепровождению, если он не занимается ничем полезным, позже, когда он станет подростком, родители вряд ли смогут отправить его в секцию, студию или кружок, опасаясь сомнительных компаний. Начинать разумно загружать его свободное время нужно с дошкольного и младшего школьного возрастов.
Развитие отдельных психических процессов происходит на протяжении всего младшего школьного возраста. Среди наиболее важных особенностей развития познавательных процессов можно выделить следующие:
- ощущение, восприятие, представления и воображение у младшего школьника развиты гораздо лучше, чем мышление, которое, будучи наглядно-образным, еще очень зависимо от чувственной картины мира, то есть от восприятия;
- внимание и память направлены преимущественно на результат познания, а не на способ достижения этого результата, то есть ребенку гораздо легче запомнить, что именно он сделал (увидел, понял, услышал, узнал), чем воспроизвести в памяти или обратить внимание на то, как именно он это делал, в какой последовательности, по каким правилам, с использованием каких знаний;
- волевые процессы и произвольная регуляция у младшего школьника еще очень слабы и часто компенсируются эмоциями – отсюда проистекают его конфликты между желаниями и долженствованиями (так называемые конфликты «хочу – надо»). То есть, получается, что «на словах» дети все свои «надо» знают и всегда могут назвать, а когда дело доходит до конкретных действий – ориентируются на принцип удовольствия (надо делать уроки, но сажусь смотреть мультики – ведь это же приятнее!).
Иначе говоря, наиболее неожиданные, даже парадоксальные с точки зрения взрослого человека, бросаются в глаза следующие особенности детского познавательного поведения:
1. Нелогичность детского мышления, которая, в частности, проявляется в смешивании родо-видовых отношений между признаками предметов и явлений (дети, например, в задаче «было три гвоздики и пять ромашек, чего было больше – ромашек или цветов?» часто отвечают «ромашек» или, например, любят пить сок из бокала, а не из чашки, рассуждая так: «бокал выше – значит, в него сока помещается больше»).
2. «Анимизм» детского мышления, то есть готовность ребенка одушевлять все и вся: игрушки, собственные рисунки, самые неожиданные неживые предметы. Например, ребенок рисует кота и бормочет: «Сейчас-сейчас, подожди, я тебе еще и хвост нарисую».
3. Эмоциональная окрашенность и эгоцентризм мышления проявляются в том, что дети любят принимать интеллектуальные решения интуитивно и «с пользой для себя», аргументируя свой выбор, например, словами «а мне так больше нравится», «я очень апельсины люблю и хочу, чтобы задача была про них». К семи годам у ребенка отмечаются достаточно развитый процесс восприятия (наблюдается высокая острота зрения и слуха, ориентирование на различные формы и цвета, т.е. сенсорные эталоны), но восприятие младшего школьника в учебной деятельности сводится лишь к узнаванию и называнию формы и цвета.
Младший школьный возраст – время становления таких нравственных чувств, как чувство товарищества, долга, любви к Отечеству, а также способности к сочувствии, сопереживанию.
Наблюдаются и изменения в эмоционально-волевой сфере. Общая ориентация эмоций младшего школьника связана с нарастанием осознанности, сдержанности, устойчивости чувств и действий.
Можно выделить следующие показатели нормы и отклонений в эмоциональной сфере младшего школьника:
Норма | Отклонения |
|
|
В 1 классе у детей отмечается сильная непроизвольность в эмоциональной жизни, которая обнаруживается в некоторых импульсивных реакциях ребенка (смех на уроке, нарушения дисциплины). Но уже ко II-III классу дети становятся более сдержанными в выражении своих эмоций и чувств, контролируют их и могут «сыграть» нужную эмоцию в случае необходимости.
В младшем школьном возрасте эмоциональная жизнь усложняется и дифференцируется – появляются сложные высшие чувства:
- нравственные (чувство долга, любовь к Родине, товарищество, гордость, ревность, сопереживание);
- интеллектуальные (любознательность, удивление, сомнение, интеллектуальное удовольствие, разочарование и т.п.);
- эстетические (чувство прекрасного, чувство красивого и безобразного, чувство гармонии;
- праксические чувства (при изготовлении поделок, на занятиях физкультурой или танцами).
Чувства в младшем школьном возрасте развиваются в тесной связи с волей: часто они одерживают верх над волевым поведением и сами становятся мотивом поведения.
Интеллектуальные переживания могут заставить ребенка часами заниматься решением учебных задач, но эта же деятельность будет подтормаживаться, если ребенок будет переживать чувства страха, неуверенности.
Волевое поведение в 1 классе во многом зависит от инструкций и контроля взрослых, но уже ко 2-3 классу направляется собственными потребностями, интересами и мотивами ребенка.
Однако, во-первых, ребенок обладает большой внушаемостью и может совершить какой-либо поступок просто «как все» или потому, что на этом настоял кто-то, имеющий для ребенка авторитет. Во-вторых, в этом возрасте еще сохраняются элементы непроизвольности в поведении и иногда ребенок не может устоять перед удовлетворением какого-либо своего желания.
Тем не менее, именно в этом возрасте могут быть сформированы такие волевые качества, как самостоятельность, настойчивость, выдержка, уверенность в своих силах, так как учебная деятельность, осваиваемая детьми, обладает для этого большими ресурсами.
В возрасте 7-11 лет ребенок, в целом, осознает, что представляет собой некую индивидуальность. Он знает, что обязан учиться и изменять себя в процессе обучения, усваивая коллективные знания и соответствуя системе социальных ожиданий в отношении его поведения и ценностных ориентаций. В то же время дети начинают понимать, что отличаются от других, и начинают переживать свою уникальность, свою «самость», стремясь утвердить себя среди взрослых и сверстников.
Новые требования школы, эмансипация от родителей способствуют развитию самооценки ребенка, основанной на представлениях о себе и оценках окружающих.
Первоклассники, характеризуя себя, используют прилагательные «хороший – плохой», «добрый – злой».
Третьеклассники демонстрируют более богатый и дифференцированный психологический словарь для описания как своего поведения, так и других людей, качеств характера.
Одним из центральных моментов характеристики самого себя становится школьная оценка успеваемости. При этом самооценка в одном виде деятельности может значительно отличаться от самооценки в других: например, в рисовании – может оценивать себя высоко, а в математике – недооценивать. Критерии оценки собственной успеваемости зависят от учителя.
В младшем школьном возрасте самосознание ребенка интенсивно развивается, наполняясь новыми ценностными ориентациями. Первое изменение касается имени и фамилии. Если дети дошкольного возраста чаще всего любят свои имя и фамилию, то младший школьник тонко улавливает то, как к его имени и фамилии относятся одноклассники. В процессе общения со сверстниками ребенок начинает ценить доброжелательное отношение к себе окружающих, выражаемое в том, как к нему обращаются, и сам учится разным формам обращения. Большое значение для ребенка этого возраста имеют также особенности лица и телесная экспрессия. Как и дошкольник, младший школьник упражняется в гримасничанье. Кроме лица внимание привлекает собственное тело.
У ребенка постепенно складывается образ своего тела и формируется двигательный стиль.
В 6-7 лет ребенок окончательно осознает необратимость половой принадлежности. Осознание свое половой роли предполагает понимание и того, как к этому относятся окружающие, насколько его пол соответствует их ожиданиям. В то же время, по данным психоаналитиков, младший школьный возраст считается относительно спокойным в плане выраженной фиксации на полоролевых отношениях. Вместе с тем, младшие школьники способны долго обсуждать, что такое «мужская» и что такое «женская работа», чем девочки отличаются от мальчиков, какие способы они используют, чтобы привлечь друг к другу внимание.
По мнению третьеклассников, чтобы понравиться девочке мальчики ей надоедают; за ней гоняются; ставят подножку, чтобы упала; поднимают юбки; дергают за косы; портфель уволакивают; в пузо могут кулаком дать; дарят шоколадки, конфеты и жвачки; носят портфель; защищают. А чтобы понравиться мальчику, девочки кусаются и царапаются; ногами дерутся; говорят неприличные слова; крутятся на глазах; пишут записки «Вика+Коля=Любовь»; дают списывать; смотрят на него на уроке и вздыхают.
Несмотря на большое значение лица, тела, пола, главную роль в самоопределении младшего школьника играет учебная деятельность. Если потребность в самоутверждении не удовлетворяется, она может вылиться в капризы, уныние, зависть или в постоянное чувство соперничества. Неуспех в учебе ведет к падению самооценки детей и к снижению уровня притязаний.
Важным этапом в развитии личности является любовь к близким. Прежде всего в образ «Я» попадают мать и члены семьи. Любовь к родным вызывает переживание и понимание того, что беды и радости другого человека могут восприниматься как свои страдания и благополучие.
Итак, процесс осознания себя очень сложен для ребенка младшего школьного возраста и порождает множество переживаний. В первую очередь, это связано с пониманием отличия себя от других по физическим, половым, психологическим, социокультурным признакам и с формированием множества комплексов на этой основе.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Зачем в школе вводится курс «Основы религиозных культур и светской этики»? Ради чего я готов жить, жить изо дня в день, из часа в час, и за что я готов жизнь свою положить? Воспитание детей было и остаётся самым трудным видом деятельности в мире. Что может быть сложнее и ответственнее, чем воспитать в человеке Человека? Почему в 4 классе начинают изучать новый курс? В этот период меняется отношение ребенка к себе, родителям, школе, образованию. Происходит переоценка ценностей. Ребёнок покидает начальную школу, он испытывает немалые трудности в адаптации к новой системе обучения в основной школе. Необходимо поддержать ребёнка в этот сложный для него период.
Проблема воспитания Воспитание осуществляется в диалоге отцов и детей. Однако их отношения довольно часто принимают драматический характер: старшее поколение, стремясь оградить молодёжь от ошибок, хочет передать ей собственный опыт, собственные модели поведения и представления, молодое поколение в то же время, не желая жить чужим умом, отстаивает своё право на самостоятельный путь, своё понимание жизни. К сожалению, на разговоры о главном — о смысле жизни, о выборе ценностей, о добре и зле остаётся слишком мало времени. Но именно эти темы актуальны для младшего подростка, в котором начинает пробуждаться чувство взрослости. Идея этого курса Объединить нас, создать основу для содержательного диалога отцов и детей способна культурная традиция.
Курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 4-х классов представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Одна из важнейших задач курса «Основы религиозных культур и светской этики» — это доверительное общение между родителями и детьми с опорой на нравственные основы семейной жизни. Семья основана на любви, взаимной поддержке, взаимопонимании. Счастье детей зависит от обстановки в семье, от степени взаимопонимания и доверия, от способности взрослых пережить все проблемы ребёнка, найти и сказать ему вовремя нужное слово.
Содержание курса Содержание курса «Основы религиозных культур и светской этики» имеет воспитательный, нравственно-развивающий характер. Успешное решение воспитательных задач возможно только в согласованном взаимодействии семьи и школы. Новый учебный курс рассчитан именно на такое педагогическое партнёрство учителей и родителей. Мы не имеем права забывать, что для ребёнка самый действенный образец жизнелюбия, нравственного самоопределения — это его родители.
Курс «Основы религиозных культур и светской этики» включает в себя модули: Основы православной культуры; Основы исламской культуры; Основы буддийской культуры; Основы иудейской культуры; Основы мировых религиозных культур; Основы светской этики .
Что будут изучать дети? Каждый из модулей включает четыре тематических раздела. Россия — наша Родина. Основы религиозных культур и светской этики. Основы религиозных культур и светской этики. Духовные традиции многонационального народа России. Такая конструкция даёт возможность родителям выбрать, а школьникам изучать один модуль и одновременно скрепляет разные модули общими разделами, обеспечивая единство курса «Основы религиозных культур и светской этики».
Базовые национальные ценности патриотизм; социальная солидарность ; гражданственность ; семья ; труд и творчество ; наука ; традиционные российские религии; искусство и литература ; природа ;
Модуль «Основы православной культуры» Школьники познакомятся с символическим языком православной художественной культуры, искусством иконы, фрески, церковного пения, с христианским отношением к семье, родителям, труду, долгу и ответственности человека в обществе. Темы при изучении модуля ОПК Россия - наша Родина Культура и религия Человек и Бог в православии Православная молитва Библия и Евангелие Проповедь Христа Христос и Его крест Пасха Православное учение о человеке Совесть и раскаяние Заповеди Милосердие и сострадание Золотое правило этики Храм Икона Творческие работы учащихся Подведение итогов
Модуль «Основы исламской культуры» знакомит школьников с основами духовно-нравственной культуры мусульманства или ислама. Ислам сформировал целостную систему духовных и нравственных ценностей, которые вошли в жизнь всех мусульманских народов. Модуль «Основы буддийской культуры » Изучение в школе этого модуля призвано в доступной форме познакомить учащихся с основами буддийской культуры: ее основателем, буддийским учением, нравственными ценностями, священными книгами, ритуалами, святынями, праздниками, искусством.
Модуль «Основы иудейской культуры» ори ентирован на семьи, сознающие свою связь с религиозной традицией и культурой иудаизма. Изучение этого модуля направлено на то, чтобы в доступной форме представить основы знаний об этой религиозной традиции в историческом, мировоззренческом, культурном аспектах Модуль «Основы мировых религиозных культур» направлен на развитие у учеников 4 класса представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религий, традиционных для нашей многонациональной страны.
Модуль «Основы светской этики» направлен на знакомство школьников с основами нравственности, даёт первичные представления о морали и её значении в жизни человека, опираясь на положительные поступки людей. Данный учебный модуль создает условия для воспитания патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину.
Правовые принципы, являющиеся фундаментальными для духовно-нравственного образования: свобода совести; отделённость религиозных организаций от государства; светский характер образования.
Современный национальный воспитательный идеал Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации Из речи президента РФ «Ученики и их родители должны будут самостоятельно выбрать предмет обучения. Выбор учеников и их родителей, конечно, должен быть абсолютно добровольным – это важнейшее дело».
http://estalsch5.edumsko.ru/activity/orkse/ - цветок из книг http ://wiki.iteach.ru/index.php/%CE%F1%ED%EE%E2%FB_%F0%E5%EB%E8%E3%E8%EE%E7%ED%FB%F5_%EA%F3%EB%FC%F2%F3%F0_%E8_%F1%E2%E5%F2%F1%EA%EE%E9_%FD%F2%E8%EA%E8 = ОРКСЭ в полосе http://iscelenie.uz/author/admin-2-2/page/140/ - мальчик на краю http://ru-kartinki.com/semya-ladoni - ладони с семьёй http://mishanya.com/post/1939-kreativnyye-roditeli - родители с книгой http://plus8-db.com/item/kartinki-kultura - культура http://ladiko.ru/fb/home/novosti/kultura-rossii/ - культура России http://selorodnoe.com/history/show/id3681844/ - буряты http://63923.biz/oformlenie/animatsii-knigi-na-prozrachnom-fone.aspx книга на прозрачном фоне http://www.izabsosh.edusite.ru/vis_p154aa1.html - учебники http ://900igr.net/kartinki/religii-i-etika/uroki-po-orkse-4-klass/uroki-po-orkse-4-klass.html учебники и дети http://raduga209.ru/nacionalnye-kultury-narodov-rossii - народы России рисунок дети http://book.sibverk.ru/index.php?route=product/category/manufacturer&manufacturer_id=3111&limit=12 - ОПК http://www.ukazka.ru/product-book1171472.html основы исламской культуры http://book.sibverk.ru/index.php?route=product/product&path=98_104&product_id=101436 основы буддийской культуры http://skachaj24.ru/osnovy-iudejskoj-kultury-4-5-klassy-chlenov/ основы иудейской культуры http://www.chepfa.ru/skachat.php?zldt=super/rabochaya-programma-i-ktp-dlya-5-klassa-po-osnovam-duhovno-n - ОМРК http://catalog.ppub.ru/item/16259 - СВЕТСКАЯ ЭТИКА http://metagalaktika.com/notes/stat/rabochaya-programma-po-orkse-modul-osnovi-svetskoy-etiki.php - религии и ребёнок http://www.mimi-gallery.com/rossiya-nash-dom?p=1 карта России http://onpositive.ru/motivatoryi/pravilnaya-motivatsiya.html/attachment/09-15_motiv-23 хочешь изменить мир Источники